Когда должна быть опубликована консолидированная финансовая отчетность
Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности
1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 262-ФЗ)
3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие ч. 7 ст. 4 приостановлено до 31.12.2020 включительно (ФЗ от 07.04.2020 N 115-ФЗ). О сроках представления отчетности в 2020 году см. указанный закон.
7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 262-ФЗ, от 18.07.2017 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 262-ФЗ)
8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.
Консолидированная отчетность — это .
Закон № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности
Консолидированная отчетность — это систематизированная информация, отражающая результаты деятельности группы компаний, а именно:
- финансовое положение и изменения в нем;
- финансовые результаты деятельности.
Такое определение дано в п. 2 ст. 1 закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности.
Основное отличие консолидированной отчетности от индивидуальной (составленной отдельной фирмой) состоит в том, что в единое целое объединяется информация о финансовом положении и результатах работы сразу нескольких фирм (группы).
Закон не определяет понятие «группа компаний», отсылая для его детализации к МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).
МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» называет группой компаний совокупность фирм, одна из которых носит название материнской (МК), а остальные именуются дочерними (ДФ).
Кто именно должен формировать консолидированную отчетность, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Закон о консолидированной отчетности — документ, дающий не только официальное определение понятию финансовой отчетности группы компаний, но и устанавливающий требования по ее:
- составлению;
- представлению;
- публикации.
Требования закона к консолидированной финансовой отчетности (КФО) представлены следующим образом:
- При составлении КФО применяются международные стандарты.
- КФО оформляется наряду с бухотчетностью этой компании, составляемой в соответствии с законом о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
- КФО составляется на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем компании или иными уполномоченными лицами.
- Годовая КФО представляется акционерам и учредителям (или собственникам имущества) компании, а также в Центробанк РФ (если это предусмотрено законодательно). Срок представления КФО пользователям — до проведения общего собрания участников компании (но не позднее 120 дней после окончания отчетного года).
- Годовая КФО должна публиковаться не позднее 30 дней после представления ее пользователям путем размещения в информационных системах общего пользования и (или) доступных СМИ.
- КФО подлежит обязательному аудиту, в т. ч. такой аудит проводится и по промежуточной КФО, составлять которую должны кредитные организации и юрлица, торгующие ценными бумагами, котирующимися на рынке.
Как МСФО раскрывает понятие консолидированной отчетности
Посвященное консолидированной отчетности МСФО 10 дает совокупность определений, с помощью которых описываются основные принципы и подходы к составлению КФО. Например, среди таких определений можно назвать следующие:
- Консолидированная отчетность — это отчетность группы, в которой отчетные показатели МК и ДФ представлены в совокупности как показатели единого субъекта экономической деятельности.
- МК — компания, контролирующая одну или несколько фирм.
- ДФ — подконтрольная другой компании фирма.
- Иные термины (инвестиционная организация, неконтролирующая доля участия и т. д.).
Другая совокупность связанных с КФО понятий раскрывается в стандартах:
- МСФО (IFRS) 3 (об объединении бизнесов);
- МСФО (IFRS) 11 (о совместном предпринимательстве);
- МСФО (IFRS) 12 (о раскрытии информации об участии в других организациях),
- МСФО (IAS) 24 (о связанных сторонах).
Без раскрытия терминологии указанных стандартов затруднительно понимание принципов формирования КФО. К примеру, в целях составления КФО требуют расшифровки следующие понятия:
- объединение бизнесов — это событие, в результате которого приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами;
- связанная сторона — это связанное (-ая) с отчитывающейся фирмой частное лицо или компания;
- ключевой управленческий персонал — директора и иные лица фирмы, уполномоченные и ответственные за планирование, управление и контроль за ее деятельностью;
- другие необходимые для понимания процедуры оформления КФО термины и определения.
О некоторых стандартах, которые могут оказаться востребованными при составлении КФО, читайте в статьях:
-
;.
Как составить консолидированную отчетность
Оформление КФО — многоступенчатая процедура, включающая множество операций (формирование индивидуальной отчетности каждого элемента группы, преобразование ее в формат МСФО и т. д.).
При формировании КФО осуществляется определенная цепочка шагов, в том числе:
- определение структуры группы (установление степени контроля и зависимости всех элементов группы);
- определение долей участников группы;
- расчет гудвилла (положительная разница между предлагаемой оплатой в виде стоимости акций и суммой чистых активов ДФ учитывается в составе НМА, отрицательный гудвилл — в составе резервов на приобретение);
- расчет резервов, создаваемых для переоценки отчетных элементов ДФ на момент консолидации;
- отражение в балансе МК купленных у акционеров ДФ акций и доли участия в собственном капитале ДФ;
- иные процедуры, необходимые для составления КФО, предусмотренные МСФО.
Процедура и основные правила консолидации детально описаны в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе беплатно и переходите в материал.
О том, какие положения должна содержать учетная политика, применяемая при МСФО, читайте в материале «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».
Итоги
Требования к консолидированной отчетности в нашей стране установлены законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Для ее составления необходимо применять подходы, правила и принципы, предусмотренные стандартами МСФО.
Консолидированная финансовая отчетность
Развитие рыночных отношений между государствами способствует выходу на международную арену групп взаимосвязанных компаний для привлечения новых инвесторов. Вследствие этого возникает необходимость предоставления заинтересованным лицам информации о финансовом положении крупных организаций в виде консолидированного отчета.
Что такое консолидированная отчетность и для чего она нужна
Определение консолидированной финансовой отчетности связано с определением группы компаний.
Группа компаний – это два и более предприятий, имеющих юридический статус и объединенных в одну группу, которая как экономическая единица юридическим лицом не считается.
Контроль за предприятиями (дочерними организациями) осуществляется головной (материнской или управляющей) фирмой, которая определяет финансово-хозяйственную деятельность своих дочерних предприятий для получения финансовой выгоды. Наиболее распространенными формами создания групп предприятий являются холдинговые компании и концерны.
Консолидированная финансовая отчетность (КФО) – это вид отчетности, содержащий достоверные сведения об имущественном и финансовом состоянии группы компаний, об экономических результатах ее деятельности, о перспективах будущего развития.
КФО составляется независимо от бухгалтерской отчетности, не предоставляется в налоговую службу либо другие государственные органы. Документ дает лишь общее представление о делах всей взаимосвязанной группы как одного целого, но не по каждому предприятию отдельно.
КФО должна соответствовать нормам МСФО и нести только информационный характер. Она предоставляется заинтересованным в группе компаний сторонним пользователям и направлена на повышение их доверия. На основании такого отчета пользователи принимают решения касательно группы предприятий.
СПРАВКА. Для повышения уровня бухучета и отчетности Правительством РФ проведена соответствующая реформа, сблизившая российские стандарты ведения бухучета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Перечень юридических лиц, предоставляющих КФО
В РФ такую отчетность обязаны предоставлять любые группы, имеющие дочерние предприятия. Составление, представление, аудит и раскрытие отчетности регламентирует ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 №208-ФЗ (последняя редакция). Согласно ст. 2 п. 1 вышеуказанного закона КФО обязаны формировать:
- кредитные организации;
- клиринговые организации;
- НПФ — негосударственные пенсионные фонды;
- компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах;
- страховые компании, кроме сферы медицины;
- управляющие компании НПФ и инвестиционных фондов, включая паевых;
- иные группы компаний, перечень которых определяется законом.
Кем и для кого составляется консолидированная отчетность
КФО составляется головным предприятием группы компаний. Ст. 4 ФЗ «О Консолидированной финансовой отчетности» определяет категории получателей отчетности. Таковыми являются:
- Участники и собственники имущества предприятия – акционеры, учредители, совет директоров. Они первыми получают годовую/промежуточную отчетность в сроки, установленные законом: 120 и 60 дней соответственно с момента окончания отчетного периода.
- ЦБ РФ — получает КФО в порядке и сроках, устанавливаемых ЦБ РФ.
- Имеющие интерес пользователи – поставщики, инвесторы и другие. Для них на протяжении 30 дней отчетность размещается на общедоступных ресурсах, таких как СМИ и интернет-порталы.
Состав и особенности КФО
КФО имеет некоторые отличия от стандартной бухгалтерской отчетности. Во-первых, сведения о хозяйственной деятельности поступают не от одной, а от нескольких организаций. Во-вторых, у консолидированной отчетности иной круг пользователей. В-третьих, применяется другая техника формирования отчета.
Что содержит КФО:
- весь бухгалтерский баланс с необходимыми приложениями и сводками (Форма 1);
- полный отчет о прибыли/убытках всей группы компаний (Форма 2);
- информационная сводка об участниках группы: их полный список, адреса регистрации и доля головной фирмы в уставных капиталах.
Следовательно, сутью формирования КФО является объединение отчетов управляющей и дочерних организаций в один документ. При этом расчетные операции, проводимые между участниками группы, исключаются из итогов финансовой деятельности. Это делается для предоставления информации, касающейся работы группы во внешней среде. Иначе итоговые показатели будут искажены.
При формировании отчетности большую роль играет размер доли в уставном капитале дочерней организации, которой владеет головное предприятие. Если доля составляет больше 51% или фирма держит контрольный пакет акций, то в отчет вносятся полные финансовые показатели дочерних структур. Если доля участия менее 20%, финансовые показатели этой организации не вносятся в отчет. В иных случаях показатели пропорциональны доле участия.
Другие требования к консолидированной отчетности
- Оценка отчетов дочерних предприятий должна выполняться по общим для всех принципам.
- Отчет необходимо формировать на одном языке и в одной валюте (для РФ – русский и в рублях).
- Должна соблюдаться достоверность всех сведений, порядок их представления. Ответственность за это несет руководитель головной фирмы.
- Обязателен единый порядок и точный срок сдачи отчетности в головную организацию дочерними компаниями.
- Должно выполняться требование сдачи отчетности абсолютно всеми участниками группы.
- КФО должна иметь аудиторское заключение, которое подлежит представлению и раскрытию вместе с отчетностью.
ВАЖНО! Если у головной фирмы есть дочерние предприятия, расположенные за рубежом, то их данные о финансово-хозяйственной деятельности требуется отражать в отчете. Причем все сведения должны быть на русском языке или с приложенным к документу переводом.
Методы формирования КФО
Для того, чтобы обработать большой объем данных, применяется несколько методов формирования КФО. Выбор метода осуществляется материнской организацией, на что влияет характер деятельности предприятия и та доля компании, которой она владеет.
Полная консолидация
Метод применяется при консолидации отчетов материнской организацией от зависимых (дочерних) предприятий. При данном подходе необходимо четкое определение структуры группы компаний. Здесь применяется метод сложения показателей одноименных статей баланса за вычетом внутригрупповых расчетных операций.
Долевое участие
Метод актуален, если инвестор имеет долю капитала организации, но не является его членом. Следовательно, прибыль и убыток определяются на основе фактической стоимости доли с последующей корректировкой долевого участия в прибыли организации.
Метод объединения интересов
Когда несколько фирм в равной степени владеют предприятием, но в структуре нет головной организации, применяется метод объединения интересов. В этом случае, составляя отчетность, каждый владелец должен отражать сведения касательно всех дочерних предприятий.
Комбинированная отчетность
Комбинированная отчетность формируется в случаях, где имеет место группа компаний без головной фирмы, но по сути принадлежащая одному собственнику без какой-либо юридической связи. В результате сначала составляются отчеты по каждой организации, после чего все показатели (включая капиталы) суммируются в один документ, после чего вычитаются внутригрупповые расчеты.
Метод пропорциональной консолидации
Применим в случаях, когда между предприятиями составляется договор о совместной деятельности. В нем прописываются права и обязанности всех сторон, а метод консолидации выбирают любой на основе договоренности. Существует следующие формы совместной деятельности: по активам, по операциям и по компаниям.
Когда ПАО обязано публиковать финансовую отчетность по МСФО?
Когда публичное акционерное общество (ПАО) обязано составлять и публиковать финансовую отчетность по МСФО.
Ответ:
Получение статуса ПАО в общем случае связано с публичным размещением (обращением) его акций или конвертируемых в акции ценных бумаг. В свою очередь, публичное размещение (обращение) акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только при наличии проспекта эмиссии.
При допуске к организованным торгам акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта эмиссии, ПАО обязаны:
- раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Обязанность в общем случае (за исключением субъектов МСП) возникает вне зависимости от включения акций организации в котировальный список;
- раскрывать годовую и полугодовую индивидуальную финансовую отчетность. Обязанность возникает у организаций, не входящих в группу, в случае включения акций в котировальный список.
Если акции не допущены к организованным торгам, то ПАО раскрывать отчетность не обязаны.
Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.
Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.
Далее подробное обоснование.
Что такое публичное размещение (обращение) ценных бумаг
Размещение эмиссионных ценных бумаг – это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, а обращение ценных бумаг – это заключение последующих гражданско-правовых сделок с этими бумагами, в результате которых происходит переход права собственности на них (пп. 14, 16 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Публичным размещением ценных бумаг путем открытой подписки (публичным обращением ценных бумаг) считается размещение (обращение) ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в частности (пп. 15, 17 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):
- на организованных торгах;
- и (или) с использованием рекламы.
Не является публичным размещение (обращение):
- на организованных торгах:
- ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;
- ценных бумаг, на которые распространяются требования и ограничения, установленные для размещения и обращения ценных бумаг для квалифицированных инвесторов;
- размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними с использованием инвестиционных платформ.
Как получить статус ПАО
ПАО — это акционерное общество, акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*.
*Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект эмиссии акций и заключить с организатором торговли договор о листинге акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п. 5 Письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054).
Пунктом 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена специальная процедура получения статуса ПАО, которая предполагает, что такой статус получает уже существующее акционерное общество.
Для получения публичного статуса акционерное общество (п. 6 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):
- представляет в Банк России документы для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
- подает документы на изменение сведений в ЕГРЮЛ о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным. К этим документам следует приложить подтверждение того, что общество уже обратилось в Банк России с заявлением о регистрации проспекта эмиссии;
- получает решение о регистрации проспекта ценных бумаг. Это решение вступает в силу с даты внесения указания о публичном статусе общества в ЕГРЮЛ.
Публичное размещение (в том числе на организованных торгах) и обращение акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только после регистрации проспекта эмиссии (п. 1.1 ст. 14, п. п. 2, 2.1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества с указанием на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Процедура эмиссии по общему правилу должна сопровождаться (а в некоторых случаях – может сопровождаться) составлением и регистрацией (в редких случаях – представлением уведомления о составлении) проспекта эмиссии ценных бумаг. Если проспект эмиссии не был составлен и зарегистрирован при эмиссии, то его можно составить и зарегистрировать впоследствии (п. 5 ст. 19, п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если одновременно (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040):
- акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
- устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.
В каких случаях возникает обязанность по раскрытию финансовой отчетности по МСФО
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент, который вместе с другими организациями создает группу, обязан составлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО (пп. 2 п. 4, п. п. 4.1, 12 ст. 30, пп. 2 п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):
- после начала размещения эмиссионных ценных бумаг (дата начала указывается в сообщении о дате начала размещения ценных бумаг);
- после регистрации проспекта ценных бумаг, если такое требование установлено в самом проспекте либо регистрация не связана с размещением ценных бумаг;
- после вступления в силу решения о регистрации проспекта акций (это дата внесения указания о публичном статусе в ЕГРЮЛ) при приобретении эмитентом статуса ПАО.
Из общего правила есть исключения (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):
- эмитент является специализированным финансовым обществом, специализированным обществом проектного финансирования, или ипотечным агентом;
- зарегистрирован проспект эмиссии акций, но акции не допущены к организованным торгам;
- эмитент – субъект МСП, а ценные бумаги не включены в котировальный список.
Однако надо учитывать, что еще есть обязанность составлять и публиковать консолидированную или индивидуальную (в случае отсутствия группы) финансовую отчетность по МСФО (годовую и промежуточную) по закону о консолидированной финансовой отчетности — в случае, если ценные бумаги организации включены в котировальный список (п. 8 ч. 1, ч. 5 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 07-01-09/51283).
То есть, получается, что если акции субъекта МСП включены в котировальный список, то он обязан составлять и публиковать отчетность по МСФО, даже если он не входит в группу.
А если ценные бумаги исключены из котировального списка, то у эмитента:
- сохранится обязанность раскрывать консолидированную финансовую отчетность, установленная законом о ценных бумагах, если он входит в группу (Информация Минфина России N ОП 6-2015);
- прекратится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность, установленная законом о консолидированной финансовой отчетности, – если он не входит в группу.
В общем случае процедуру принятия решения о составлении и публикации отчетности ПАО можно представить в виде схемы:
Как ПАО раскрыть финансовую отчетность
Обязанность раскрывать финансовую отчетность эмитента (как консолидированную, так и индивидуальную) распространяется (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», п. 67.3 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
- на годовую финансовую отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
- на промежуточную финансовую отчетность эмитента, составленную за отчетный период, состоящий из шести месяцев отчетного года, с приложением аудиторского заключения или иного документа, составленного по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Порядок и сроки раскрытия финансовой отчетности зависят от того, в соответствии с какими законами ПАО должен публиковать отчетность.
Вид отчетности | Обязанность возникает по Федеральному закону N 39-ФЗ (ПАО входит в группу, зарегистрирован проспект эмиссии) |
Обязанность возникает по Федеральному закону N 208-ФЗ (ПАО не входит в группу, но ценные бумаги включены в котировальный список) |
Обязанность возникает как по Федеральному закону N 39-ФЗ, так и по Федеральному закону N 208-ФЗ (ПАО входит в группу и ценные бумаги включены в котировальный список) |
Годовая (вместе с аудиторским заключением) | Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года; • в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания. |
Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 150 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). | Раскрывать консолидированную финансовую отчётность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года; • в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания. На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ). |
Промежуточная (вместе с аудиторским заключением или иным документом по результатам аудиторской проверки) | Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала; • включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал. |
Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 90 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). | Раскрывать консолидированную финансовую отчетность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П): • не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала; • включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал. На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ). |
Обратите внимание, что в 2020 г. эмитенты обязаны раскрывать финансовую отчетность практически в одни и те же сроки вне зависимости от того, по какому федеральному закону у них возникает эта обязанность:
- консолидированную финансовую отчетность, публикуемую по правилам Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (п. 3 ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ, п. 4 Информации Банка России от 13.04.2020):
- не позднее 210 дней после окончания отчетного года (28.07.2020), но не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, — для годовой отчетности за 2019 г.;
- не позднее 180 дней после окончания полугодового отчетного периода (28.12.2020), но не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (иного документа по результатам аудиторской проверки) — для промежуточной отчетности за шесть месяцев 2020 г.;
- индивидуальную финансовую отчетность, публикуемую по правилам Федерального закона N 208-ФЗ п. 1, 2 ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 09.04.2020 N ИС-учет-26):
- не позднее 210 дней после 31 декабря 2019 г.;
- не позднее 180 дней после окончания полугодового отчетного периода 2020 г.
Что будет, если не раскрыть финансовую отчетность по МСФО
Несоблюдение сроков публикации, а также иные нарушения порядка раскрытия информации (например, размещение недостоверной информации) могут повлечь ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):
- для организации — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб.;
- для должностного лица — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Однако в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении штраф может быть уплачен в половинном размере (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Может ли ПАО освободиться от обязанности по раскрытию отчетности по решению Банка России
Нет, не может. Для получения освобождения по решению Банка России ПАО, как минимум, должно будет сменить статус на непубличный.
Что изменится в раскрытии информации с отчетности за 2021 год
С отчетности за 2021 год появится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность у ПАО, которое вместе с другими организациями не образует группу (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ, п. 52.4 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П).
Это значит, что даже если ценные бумаги будут исключены из котировального списка, но при этом эмитент не входит в группу, он продолжит раскрывать индивидуальную отчетность по МСФО в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
Ранее обязанность прекратилась бы, поскольку по законодательству о финансовой отчетности надо раскрывать отчетность вне зависимости от создания группы, но при условии включения бумаг в котировальный список. А по закону о ценных бумагах включение/невключение в котировальный список в общем случае роли не играло, зато было только требование о раскрытии консолидированной отчетности.