Особенности рабочего времени и времени отдыха работников автомобильного транспорта
Особенности рабочего времени и времени отдыха водителей должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, а если условия работы отличаются от общеустановленных – в трудовом договоре в качестве одного из его обязательных условий.
1. Рабочее время водителей
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
Важно! Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
/>Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
/>Важно! Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 %. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней, а также в ночное время (с 22:00 до 06:00) сокращается на 1 час.
При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.
Важно! К работе в ночное время не допускаются:
— беременные женщины;
— работники, не достигшие возраста восемнадцати лет.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста , родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов следующим категориям водителей:
- водителям, осуществляющим междугородние перевозки, – в случае необходимости дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
- водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при суммированном учете рабочего времени — по согласованию с профсоюзом (при наличии);
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях — если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
Важно! Суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Учет рабочего времени ведется на основании путевых листов и табелей учета рабочего времени, основанных, в т.ч. на показателях тахометра. При вахтовом методе учет рабочего времени ведется на основании графиков работы.
Важно! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители могут привлекаться к сверхурочным работам на общих основаниях (см. памятку «Сверхурочная работа»).
Важно! При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением следующих оснований привлечения к сверхурочной работе:
— при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исключение составляют случаи, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.
Важно! Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).
Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Важно! Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Важно! Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.
В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
Важно! При разделении рабочего дня (смены) на две и более части рабочего дня один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.
Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
2. Время отдыха водителей
Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Важно! Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) или по соглашению между работником и работодателем.
Важно! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Важно! При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
Важно! На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
Важно! В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Важно! Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 45 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в общем порядке (см. памятку «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни»).
Важно! При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Водители имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»).
Сколько дней отпуска положено водителю грузового автомобиля
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим вахтовым методом, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен работодателем на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
9. Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
10. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
(п. 10 в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
д) время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
е) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный отдых);
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.
17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.
Кому и на сколько дней положен дополнительный отпуск
Большинство может отдыхать 28 дней в году, но некоторые люди — дольше.
Все дело в том, что у них есть еще один отпуск — дополнительный. Расскажу, чем он отличается от основного удлиненного, кому оплачивается, а кому — нет.
Вы узнаете
Рассылка о том, как жить и богатеть
Чем дополнительный отпуск отличается от удлиненного
Отпуска бывают основные и дополнительные. Основной отпуск у большинства работников — 28 дней в году. Но у некоторых он удлиненный, например:
- у сотрудников с инвалидностью — 30 дней;
- у несовершеннолетних — 31 день;
- у педагогов — 42 или 56 дней в зависимости от должности.
Здесь и дальше в статье днями я называю календарные дни, то есть не только рабочие, но и выходные. Когда речь будет идти только о рабочих днях, я прямо об этом скажу.
Если человек имеет право на удлиненный отпуск по нескольким основаниям, ему надо выбрать одно, дни не суммируются. К примеру, основной отпуск у учителя младших классов — 42 дня. Если ему установят инвалидность, отпуск больше не станет.
Общие правила предоставления допотпуска. В дополнительный отпуск могут уходить сотрудники, которые указаны в законе, коллективном договоре или локальных нормативных актах работодателя. В отличие от основного отпуска дополнительный бывает оплачиваемым и неоплачиваемым — зависит от того, к какой категории работников вы относитесь.
Если у человека несколько оснований для дополнительного отпуска, дни складывают. Например, вы работаете в одном из районов Крайнего Севера — допустим, в Магадане — и в трудовом договоре указан ненормированный рабочий день. Значит, вы можете пойти в два дополнительных отпуска — по каждому из этих оснований. Право на основной отпуск тоже сохраняется.
Теперь разберемся, кому именно полагается дополнительный отпуск. Сначала расскажу об оплачиваемом, а в конце — коротко о неоплачиваемом.
Сотрудники с ненормированным рабочим днем
У тех, кто трудится ненормированно, дополнительный отпуск — минимум три дня. Если руководство захочет, то может отпустить отдыхать подольше. Такое правило закрепляется в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или другом локальном нормативном акте работодателя.
Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день
- Положение о ненормированном рабочем дне закреплено в трудовом договоре или в допсоглашении к нему. Вот примерная формулировка: «Работник исполняет трудовые обязанности в условиях ненормированного рабочего дня».
- Должность включена в специальный перечень сотрудников с ненормированным рабочим днем. Обычно такой перечень — приложение к правилам внутреннего трудового распорядка.
Другие документы — например, письменное согласие работника или приказ об установлении ненормированного дня — не нужны.
Сотрудники с ненормированным рабочим днем могут уйти в дополнительный отпуск, даже если за последний год их ни разу не просили трудиться больше положенного.
Люди, которые работают в районах Крайнего Севера
В России районы Крайнего Севера занимают полностью или частично территорию 24 субъектов. Всем, кто там трудится, положен дополнительный отпуск. Включая вахтовиков, совместителей и дистанционных работников, если по трудовому договору они выполняют работу в северной местности.
Продолжительность дополнительного северного отпуска различается в зависимости от территории:
-
— к примеру, Якутия, Камчатский край, Мурманская область — 24 дня; , — например, Сыктывкар, Комсомольск-на- Амуре, Петрозаводск — 16 дней;
- остальные районы, где есть районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате — к примеру, южные районы Дальнего Востока — 8 дней.
Сотрудники, которые ездят в командировку в северные регионы, даже длительные, не считаются работающими там, поэтому не могут рассчитывать на допотпуск.
Работники с вредными или опасными условиями труда
Вредные или опасные условия труда — это те, которые по результатам специальной оценки рабочих мест получили подкласс вредности 3.2, 3.3 и 3.4 либо признаны опасными с классом 4. Дальше я буду называть людей, которые трудятся в таких условиях, «вредниками».
Минимальная продолжительность дополнительного отпуска в таком случае — семь дней. Класс и подкласс вредности указаны в карте спецоценки, которую подписывает каждый работник.
Если профессия или должность есть в специальном списке вредных работ, дополнительный отпуск дольше. Например, те, кто занят на подземных геологоразведочных работах, отдыхают 12 дней, причем не календарных, а рабочих.
Работодатель может давать более длинный оплачиваемый допотпуск любым «вредникам». Если в вашей организации есть такое правило, оно должно быть закреплено в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка или в другом локальном нормативном акте работодателя.
Полный дополнительный отпуск положен после 11 месяцев работы во вредных или опасных условиях. Если трудитесь меньше, можете получить допотпуск пропорционально отработанному времени. Закон не определяет, как в этом случае считать отпуск, поэтому приведу самую безопасную для работодателя формулу. Скорее всего, ваш будет считаться именно так:
- Установленная продолжительность допотпуска / 11 месяцев × Стаж работы во вредных условиях
Допустим, у вас 30-часовая пятидневная рабочая неделя и дополнительный отпуск семь дней. Вы отработали во вредных условиях шесть полных месяцев и хотите взять допотпуск. Давайте посчитаем:
- 7 дней / 11 месяцев × 6 месяцев = 3,8 дня — то есть 4 целых дня.
Если при расчете получилось дробное число дней, Минтруд рекомендует округлять отпуск в пользу работника, то есть в большую сторону.
В стаж для отпуска за работу во вредных условиях труда включается только фактически отработанное время. Причем неважно, на полной ставке занят сотрудник или нет. Другие периоды, в том числе отпуска или болезни, в стаж для отпуска «за вредность» не входят.
Те, у кого особый характер работы
В трудовом кодексе сказано, что правительство должно утвердить перечень работников, которые выполняют особую работу и поэтому могут уходить в дополнительный оплачиваемый отпуск. Но до сих пор такого перечня нет.
Пока что отпуск за особый характер работы полагается:
-
и формирований, которые участвуют в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, — один день отпуска за 24 часа работ. Максимально — 15 суток в год. — два дня отпуска за каждый полный месяц работы в регионе.
Некоторые работники здравоохранения
Три дополнительных дня к отпуску дают врачам и фельдшерам скорой помощи, участковым терапевтам, педиатрам и их медсестрам, а также другим медработникам из специального перечня. Но только если они непрерывно работали на этих должностях больше трех лет.
Более продолжительный допотпуск положен тем медикам, которые:
- Участвуют в оказании психиатрической или противотуберкулезной помощи.
- Занимаются диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных .
- Работают с материалами, содержащими ВИЧ.
В зависимости от должности такой допотпуск может длиться 14, 21, 28 либо 35 дней. Есть дополнительное условие, как у «вредников», — спецоценка должна присвоить рабочему месту медика подкласс 3.2, 3.3 или 3.4 либо класс 4.
Сотрудники, которые получили травму на работе или профзаболевание и нуждаются в санаторном лечении
Если с сотрудником на работе произошел несчастный случай или из-за условий труда у него развилось профессиональное заболевание, может потребоваться лечение в санатории. На время такого лечения, включая дорогу туда-обратно , предоставляется дополнительный отпуск.
Отпускные в этом случае перечисляет Социальный фонд на основании сведений, которые туда подает работодатель. Чтобы СФР оплатил отпуск, работник должен представить:
- Заявление в произвольной форме. Важно правильно указать даты отпуска и его название — «отпуск сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ, на весь период санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно».
- Программу реабилитации. В ней должны быть указаны продолжительность курса лечения и срок, в течение которого его рекомендовали проходить.
- Путевку в санаторий.
- Проездные документы — например, билеты на поезд или самолет.
Чернобыльцы
- У тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, — 14 дней. Право таких сотрудников на допотпуск не зависит от того, где они живут и работают сейчас.
- У тех, кто сейчас работает в зонах радиационного загрязнения, — 7, 14, 21 день. Продолжительность допотпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и ущерба здоровью.
Продолжительность допотпуска у работников-чернобыльцев
Категории работников-чернобыльцев | Ежегодный дополнительный отпуск |
---|---|
Те, кто работал или жил в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 года | 7 дней |
Те, кто работал или жил в зоне проживания с правом на отселение с 26 июня 1986 года или переехал туда с 30 июня 1986 до 2 декабря 1995 года | 14 дней |
Те, кто получил заболевание из-за воздействия радиации при аварии на ЧАЭС или при ликвидации ее последствий. А также те, кто получил инвалидность из-за чернобыльской катастрофы | 14 дней |
Те, кто работал в зоне отселения с 26 июня 1986 до 2 декабря 1995 года или переехал туда жить с 30 июня 1986 до 2 декабря 1995 года | 21 день |
Продолжительность допотпуска у работников-чернобыльцев
Те, кто работал или жил в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 года | 7 дней |
Те, кто работал или жил в зоне проживания с правом на отселение с 26 июня 1986 года или переехал туда с 30 июня 1986 до 2 декабря 1995 года | 14 дней |
Те, кто получил заболевание из-за воздействия радиации при аварии на ЧАЭС или при ликвидации ее последствий. А также те, кто получил инвалидность из-за чернобыльской катастрофы | 14 дней |
Те, кто работал в зоне отселения с 26 июня 1986 до 2 декабря 1995 года или переехал туда жить с 30 июня 1986 до 2 декабря 1995 года | 21 день |
Такой отпуск тоже оплачивает не работодатель, а Социальный фонд.
Можно ли совместить основной и дополнительный отпуска
Совмещать дополнительный отпуск со всем основным или с его частью можно, если договоритесь об этом с работодателем. В таком случае могут дать на подпись один приказ или одно уведомление о начале обоих отпусков.
Можно ли получить дополнительный отпуск авансом
По аналогии с основным отпуском право на дополнительный оплачиваемый отпуск за первый год работы возникает у сотрудника через полгода. Но если работодатель не против, то может предоставить допотпуск и раньше.
Если в основной отпуск работник уходит авансом, дополнительный предоставляется пропорционально времени, отработанному в соответствующих условиях.
Работнику из Якутска положен ежегодный дополнительный отпуск 24 дня. Он отработал в компании 5 месяцев и по договоренности с директором уходит на неделю в основной оплачиваемый отпуск. К нему работник может присоединить 10 дней допотпуска: 24 дня / 12 месяцев × 5 месяцев.
Заявление на дополнительный отпуск
Если вы идете в дополнительный отпуск по графику, писать заявление не нужно. Оно понадобится, если работодатель не утвердил график или отпуск пришлось перенести, например, из-за аврала .
Образец. Заявление пишется в произвольной форме, единого шаблона нет. Если в отделе кадров не дадут образец, можете воспользоваться нашим шаблоном.
Как рассчитать отпускные за допотпуск
Специальных правил для оплаты ежегодного дополнительного отпуска нет. За каждый день вам заплатят средний дневной заработок — как и при основном отпуске. Вот как он рассчитывается
- Среднедневной заработок = Выплаты за труд, начисленные за год перед тем месяцем, в котором вы идете в отпуск / Количество дней, отработанных за то же время
В Тинькофф Журнале есть подробный разбор о расчете отпускных, поэтому я напомню только основные моменты:
- В отработанные дни входит все время, когда вы числились у работодателя, в том числе выходные и праздники. И не входят командировки, отпуска, больничные и другие дни, когда вы не трудились, но за вами сохранялось рабочее место.
- Если вы трудились весь месяц, для расчета среднего заработка возьмут 29,3 дня — среднее количество дней в каждом месяце за вычетом праздников.
- Если вы трудились не весь месяц, отработанные дни считаются так: Количество отработанных дней / Число дней в этом месяце × 29,3.
- В средний заработок не включаются предыдущие отпускные, оплата командировок и больничных, материальная помощь и другие подобные выплаты.
Если дополнительный отпуск предусмотрен коллективным договором или локальным нормативным актом, он может оплачиваться иначе.
Можно ли заменить дополнительный отпуск денежной компенсацией
Дополнительный отпуск можно заменить компенсацией. Но есть нюанс: вместо допотпуска за работу с вредными и опасными условиями труда можно получить деньги только в части, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска — семь дней.
Остальные дополнительные отпуска можно заменить компенсацией без ограничений. Для этого работнику нужно написать заявление, а работодателю — издать приказ со сроками выплаты. Она считается так же , как и при увольнении.
Кому положен дополнительный неоплачиваемый отпуск
Все дополнительные отпуска, о которых я говорила выше, — оплачиваемые. Но некоторым работникам полагается ежегодный неоплачиваемый дополнительный отпуск.
При каких условиях можно претендовать на неоплачиваемый допотпуск
Категория работников | Продолжительность допотпуска в год | Подтверждающий документ | Норма закона |
---|---|---|---|
Работающие пенсионеры, которые вышли на пенсию по возрасту | 14 дней | Пенсионное удостоверение или свидетельство пенсионера | ст. 128 ТК РФ |
Работающие люди с инвалидностью | 60 дней | Справка об инвалидности | ст. 128 ТК РФ, подп. 17 п. 1 ст. 14 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ |
Ветераны боевых действий | 35 дней | Удостоверение ветерана | подп. 11 п. 1 ст. 16 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ |
Родители, жены и мужья силовиков, которые погибли на службе или смертельно заболели там | 14 дней | Справка о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии |
При каких условиях можно претендовать на неоплачиваемый допотпуск
Работающие пенсионеры , которые вышли на пенсию по возрасту | |
Продолжительность допотпуска в год | 14 дней |
Подтверждающий документ | Пенсионное удостоверение или свидетельство пенсионера |
Норма закона | ст. 128 ТК РФ |
Работающие люди с инвалидностью | |
Продолжительность допотпуска в год | 60 дней |
Подтверждающий документ | Справка об инвалидности |
Норма закона | ст. 128 ТК РФ, подп. 17 п. 1 ст. 14 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ |
Ветераны боевых действий | |
Продолжительность допотпуска в год | 35 дней |
Подтверждающий документ | Удостоверение ветерана |
Норма закона | подп. 11 п. 1 ст. 16 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ |
Родители, жены и мужья силовиков , которые погибли на службе или смертельно заболели там | |
Продолжительность допотпуска в год | 14 дней |
Подтверждающий документ | Справка о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии |
Работодатель в локальном акте или коллективном договоре может установить неоплачиваемый дополнительный отпуск и для других работников.
Взять такой отпуск можно в любое удобное время. Дополнительные неоплачиваемые отпуска не суммируются — действует тот, у которого продолжительность больше. Например, если вы работающий пенсионер с инвалидностью, ваш допотпуск — 60 дней.
Еще одна важная особенность неоплачиваемого допотпуска — он не переносится на следующий год. То есть просто сгорает.
Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям
Транспорт по умолчанию считается источником повышенного риска, поэтому режим занятости и отдыха для профессии водитель особенно важен. Необходимо тщательно контролировать соответствие рабочего времени шоферов нормам, предусмотренным ТК РФ.
Могут ли они претендовать на дополнительные дни отпуска впридачу к ежегодному обычному? На каких условиях допотпуск предоставляется работодателем? Как оформляется эта процедура? Рассмотрим подробнее.
Регулирующие законодательные акты
Особенности режима занятости и свободного времени водителей регламентируются в следующей государственной документации и внутренних актах организаций:
- Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 в редакции от 29 мая 1991 года «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;
- ст. 69, 116, 213 ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;
- Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
- отраслевое соглашение;
- локальное Положение о дополнительных отпусках, принимаемое непосредственно в организации;
- трудовой договор водителя, где прописаны моменты, касающиеся предоставления основного и дополнительного отпусков.
Какими могут быть дополнительные отпуска
В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск. Должность водителя чаще всего подпадает сразу под несколько возможных категорий, входя в соответствующие списки и упоминаясь в статьях Трудового кодекса. Добавочные отпускные дни гарантированно получат сотрудники, в данном случае водители:
- занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
- переведенные на ненормированный рабочий день;
- трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
- чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.
Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:
- за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
- работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах. Во внутренних актах разрешено утверждать сроки отпусков, отличающиеся от положенных в законодательстве, но только в большую сторону. Если наличествует профсоюз, его мнение необходимо учесть.
Общие правила предоставления добавочных отпусков
Дополнительный отпуск – это время, предусмотренное для отдыха в придачу к дням основного оплачиваемого отпуска, предоставляемое в течение года по признанным законом основаниям. Такой вид отпуска практически не отличается от общепринятого ежегодного в отношении особенностей предоставления. Однако существуют важные моменты, на которые следует обратить внимание.
- Больше, чем положено. Дни допотпуска входят в отпускные дни сверх длительности обычного ежегодного отдыха. Таким образом, в течение года водитель получит в свое распоряжение больше отпускных дней, чем стандартные 28.
- Когда вам угодно. Добавочные дни могут быть присоединены к любой части основного отпуска или быть взяты отдельно. Их можно переносить на следующий год (кроме отпуска за вредные условия, его надо отгулять исключительно в рабочем году).
- Гуляем по частям? Можно дробить дополнительные отпуска, так же как и основные. Обязательное правило – одна из частей должна составить не менее 2 недель. Если отпуска объединялись, их можно делить произвольно. Например, основной отпуск в 28 дней и дополнительная неделя могут быть разбиты на 2 части: в 20 и 15 дней или иначе.
- Отработай хотя бы полгода. Как и основной, дополнительный отпуск нужно заработать, проведя за рулем на пользу предприятию непрерывно не менее 6 месяцев. Хотите уйти в отпуск раньше? Это возможно либо авансом, либо пропорционально времени, которое вы отработали.
- А если не отдыхалось? Водитель, не использовавший полагающиеся ему дополнительные отпускные деньки, обязательно получит за них денежную компенсацию, если надумает уволиться.
- Выпали праздники. Нерабочие дни, оказавшиеся в числе добавочных отпускных, не учитываются, считаются только рабочие. При написании заявления на отпуск нужно не упустить этот момент, правильно посчитав и указав дату выхода на работу.
Виды водительских дополнительных допотпусков
Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.
Дополнительные дни «за вредность»
Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:
- физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
- эмоциональные стрессы;
- дыхание загазованным воздухом;
- вибрация;
- тяжелый микроклимат на рабочем месте – за рулем и др.
Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск. Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок.
Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.
Допотпуск за ненормированность рабочего дня
Данный режим может быть в ряде случаев установлен:
- водителям легковых авто (кроме таксистов);
- водителям экспедиций в полевых условиях.
Если водитель получил в трудовой договор такую характеристику режиму своего труда, ему гарантирован дополнительный отпуск не менее 3 дней, если большее количество не предусмотрено локальными актами. Причем эти дни он вправе отгулять, даже если в течение рабочего года ему ни разу так и не привелось превысить обычный режим занятости.
В отпуск, потому что особенные
Установлен ряд профессий «с особенными условиями труда», к ним относится и водительская. Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года.
Водители на Севере
Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах.
Водители скорой помощи
«Медицинские» водители имеют особый статус как входящие в Список профессий с вредными условиями труда. В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей:
- скорой помощи – 6 дней;
- если водитель одновременно является и санитаром, то 12 дней;
- если это работа на психиатрической «Скорой помощи» – дополнительных 30 дней;
- непрерывный трехлетний стаж в данной отрасли – 3 дня.
Особенности учета оплаты дополнительных отпусков
Поскольку данные дни отдыха относятся к оплачиваемым, расходы на их оплату закономерно уменьшат базу налога на прибыль.