Вопрос-ответ
Добросовестность поставщика подтверждается фактами успешного исполнения контрактов с государственными и муниципальными заказчиками. На момент предоставления информации о добросовестности исполнение таких контрактов должны быть завершены, и информация о них должна содержаться в федеральном реестре контрактов — http://zakupki.gov.ru/epz/contract/extendedsearch/search.html.
В силу требований, установленных ч. 3 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при подготовке информации, подтверждающей добросовестность очень важно учитывать то, на сколько давно исполнен тот или иной контракт, количество исполненных контрактов, наличие или отсутствие штрафных санкций по контракту, а также то, что цена одного исполненного контракта должна быть не менее 20% ценового предложения участника по цене заключаемого контракта.
Также, важными условиями для подтверждения добросовестности являются:
— факт исполнения без неустоек и нареканий в течение не менее чем 1 года до даты подачи текущей заявки на участие в закупке, как не менее чем 3 контрактов;
— факт исполнения без неустоек и нареканий в течение не менее чем 1 года до даты подачи текущей заявки на участие в закупке 4 и более контрактов (не менее 75 % из которых должны быть исполнены без каких-либо штрафных санкций со стороны заказчика).
Информация, подтверждающая добросовестность, может быть представлена в виде информационного письма или справки с перечнем контрактов, которые соответствуют требованиям ч. 3. ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ. В таком письме также могут быть указаны ссылки на реестровые записи контрактов. В качестве подтверждения информации можно приложить скриншоты из реестра контрактов, а также копии исполненных контрактов и актов к ним.
Подтверждение добросовестности
исх № ___ от ______
Информационное письмо
Общество с ограниченной ответственностью «______» (ИНН __), в лице _______________, действующего на основании ____________, настоящим подтверждает свою добросовестность в соответствии с требованиями частей 1, 2 и 3 статьи 37 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и предоставляет информацию по исполненным контрактам:
В чем проявляется добросовестность организации и контрагентов с точки зрения ФНС
Налоговая не приняла расходы, опять проверка по НДС, запросили документы по встречке – не только бухгалтерам, работающим с общей системой налогообложения, попадаются похожие проблемы. Можно винить всех вокруг или поискать решение в себе и своих контрагентах, ведь заинтересованность ФНС не носит случайный характер, это результат выбора по особым критериям, в частности добросовестности.
Что такое добросовестность
Неформально существует два понятия – добросовестность и осмотрительность. Несмотря на сходство, по сути, они отличаются. В Налоговом кодексе при этом соответствующих определений нет, отсылки приходится искать в ГК.
Например, п. 3 статьи 307 упоминает, что стороны обязательств должны действовать с учетом законных интересов и содействовать достижению общей цели (в том числе предоставлять необходимую информацию). Об осмотрительности говорится в статье 401 (пункт 1).
Кстати! Верховный суд дает некоторые пояснения к Гражданскому кодексу в Постановлении № 25 от 23.06.2015 г., к примеру, указывает на то, что добросовестность оценивается по поведению каждой стороны сделки, а также может быть рассмотрена судом.
Все же нет в законе четкого и ясного определения этих двух понятий, поэтому сформулирую их самостоятельно, исходя из применения именно в отношении сделок и налоговых проверок.
Добросовестность – организация деятельности и заключение сделок исключительно исходя из экономической целесообразности, не подразумевая прикрытие иной деятельности или обязательств (притворные сделки), учитывая цели, установленные уставом организации (для коммерции – извлечение прибыли, как основная). При этом все действия, совершаемые сторонами, прозрачны, документально подтверждены, и каждая готова предоставить необходимую информацию не только контрагенту, но и проверяющим.
Осмотрительность – при осуществлении деятельности и выборе бизнес-партнеров (клиентов, поставщиков, инвесторов, подрядчиков и т.д.) сбор сведений и документов о контрагентах, подтверждающих:
- Реальность, срок существования, место регистрации юридического лица.
- Отсутствие непогашенных, просроченных обязательств в крупном размере (кредиты, зарплата, налоги, взносы).
- Полномочия руководителя, представителя, иных лиц, подписывающих документы от имени организации, действительность предъявляемых доверенностей.
- Отсутствие судебных дел в отношении самой компании, ее руководителя, главного бухгалтера, а также дисквалификации указанных лиц.
- Опыт в выполнении конкретных работ, поставке товаров, оказании услуг, если требуют обычаи делового оборота или законодательство (например, при закупке в порядке аукциона).
- Наличие лицензий, сертификатов, исключительных прав, патентов при необходимости.
- Систему налогообложения.
- Другую информацию (в частности, рекомендации, исполненные госконтракты, регистрации, различные способы связи, сайт, отчетность).
Почему для ФНС важны эти два подхода (добросовестность, с точки зрения работы самой организации, и осмотрительность в части выбора контрагентов)? На их основе формируют критерии, составляют списки выездных проверок, камералят декларации, делаются запросы.
Критерии проверок ФНС
Проверять все организации налоговой неинтересно. Сплошная проверка не принесет пользы бюджету – тратить время и деньги на благонадежных налогоплательщиков невыгодно, а на нарушителей будет не хватать рук. Поэтому была разработана система планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года).
Чем руководствуется ведомство при отборе:
- Расчет налоговой нагрузки. Можно провести самостоятельно, используя таблицу-приложение № 7 к другому письму ФНС от 2017 года (применяется для ОСНО, УСН, ЕСХН). Сравниваем данные с Приложением № 3 к первому письму за соответствующий год.
- Убыточная отчетность в течение более двух лет подряд. Даже если причины объективные, такая тенденция может привести к сокращению стоимости чистых активов и ликвидации или банкротству.
- Высокий процент вычетов по НДС (от 89% по отношению к налогу).
- Рост расходов опережает рост доходов (рассматривается налоговая и бухгалтерская отчетность).
- Зарплата ниже установленной в субъекте РФ среднеотраслевой (по данным Росстата, ФНС, в т. ч. полученных по письменному запросу), а также сведения, полученные при рассмотрении обращений (жалоб). К примеру, заявление работника о незаключении официального трудового договора и выплате заработка «в чёрную».
- Приближенность показателей деятельности по спецрежимам к предельным. В зависимости от системы налогообложения – выручка, количество работников, площадь торговли, количество автотранспорта, доля участия других компаний. Для ЕСХН процент дохода от продажи сельскохозяйственной продукции. Если до предела остается менее 5%, то велика вероятность повышенного внимания со стороны ФНС.
Важно! Для ИП на ОСНО повышенные расходы от 83% по отношению к доходам также рассматриваются как фактор риска.
Утрата документов в результате чрезвычайной ситуации (например, пожара) и их последующее восстановление хоть и является объективным обстоятельством, но включено в перечень критериев.
Кстати! Посмотреть, не попала ли ваша компания «под раздачу» в 2020 году, можно на сайте Генеральной прокуратуры. Для СМП проверки приостановлены до 31 декабря 2020 года в связи с пандемией.
Это не закрытый список, ФНС вправе руководствоваться сложившейся судебной практикой, выявленными новыми схемами ухода от налогообложения и сокрытия доходов, рассматривает другие факторы, например, наличие контролируемых сделок, ВЭД со странами, которые не обмениваются с российскими службами информацией, сотрудничество налогоплательщика с компаниями, ранее уличенными в незаконных махинациях и т.д.
Как подтвердить добросовестность
Из критериев, в принципе, понятно, что нужно делать, чтобы не попасть под пристальное внимание: больше доходов и налогов, высокая зарплата, сказать «нет» сомнительным сделкам. На практике самая обычная операция может превратиться в небезопасную. Частично в прошлых статьях мы уже разбирали сложные ситуации:
- Контролируемые сделки – практика по 115-ФЗ
- Объяснения низкой средней зарплаты – применение МРОТ
Отмечу, что тщательный отбор поставщиков при работе с НДС актуален не только для крупных организаций, ведь небольшая компания на УСН иногда обязана заплатить налог (при импорте).
Что касается других способов обеспечить подтверждение собственной добросовестности, понадобится:
- Проверять при создании компании участников и руководителя на наличие дисквалификации, незавершенных судебных дел, крупных задолженностей, чтобы на начальном этапе избежать отказа в регистрации и ненужного внимания.
- Как-то не принято (да и закон не требует) при регистрации интересоваться происхождением имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, а следовало бы. У супругов, к примеру, есть совместное имущество (включая деньги), если другой супруг не знал о его использовании для создания общества, он вправе обратиться в суд, потребовать возврата, вхождения его в долю, что, разумеется, не пойдет на пользу организации. Проще всего – заручиться нотариально заверенным согласием.
- Вести максимально открытый диалог в сделках, руководствуясь, тем не менее, принципом разумности, сохраняя коммерческую тайну.
Обратите внимание! В положении о персональных данных предусмотрите случаи передачи сведений третьим лицам. Примером служат пропуска на закрытую территорию поставщика. Т.к. они изготавливаются другой стороной, необходимо получить согласие сотрудников заранее. Не обязательно, но желательно запросить от контрагента письменные гарантии использования данных исключительно в указанных целях.
Пример: поставщик указал в счет-фактуре старый юрадрес, сразу ошибку менеджер заметил, но не стал отправлять на исправление, документ был представлен на проверку. Поставщику налоговая доход не уберет, максимум, что его ждет – замечание, а вот для покупателя реален отказ в вычете по НДС.
Чем тщательнее отношение к работе по безопасности сделок, тем надежнее вы защищены от претензий налоговиков. Теперь разберем, что требовать от контрагента и какие признаки должны стать тревожным звонком.
Доверяй, но проверяй: досье контрагента
Выше, описывая понятие осмотрительности, я указала базовые сведения о контрагентах, необходимые для работы. Что должно насторожить при поиске информации (проверяющие наверняка зададутся связанными вопросами):
- Организация давно существует, но в сети нет почти никаких данных – отзывов, упоминаний, а сайт создан в текущем году. Мошеннические фирмы не фантомны, это реально зарегистрированные компании, но никогда не ведшие деятельности ранее, поэтому и узнавать о них нечего.
- Общение идет исключительно по телефону, через мессенджер или электронную почту, приезд на склад, общение лично с руководителем и т.п. попытки пресекаются, даются невнятные объяснения, почему этого нельзя сделать. Крупные аферисты, возможно, будут более продвинутыми, но все равно прямой контакт для них нежелателен.
- Контрагент не может прислать копии, сканы основных регистрационных документов: свидетельство о включении в ЕГРЮЛ, ИНН, приказ на директора, устав и прочее. Такой пакет обычно наготове у менеджера или руководителя, т.к. часто требуется.
- Поставщик предлагает условия поставки, резко отличающиеся от общепринятых. К примеру, вы хотите приобрести пробную партию товаров на небольшую сумму, а предлагают крупную по заниженной цене (возможно ниже среднерыночной), мотивируя заплатить больше.
- Подрядчик или исполнитель не предоставляет доказательств наличия необходимых ресурсов (сотрудников, материалов, оборудования), хотя договор предусматривает такое обязательное условие.
- Контрагент запрашивает излишние сведения и документы: СНИЛС руководителя, отчеты СЗВ-М и другие, содержащие личные данные, в том числе информацию о заработке, номера телефонов, электронной почты (не корпоративных), копии паспортов сотрудников.
- Несоответствие масштабов бизнеса заявляемых и реальных. «Мы уже 5 лет ведем продажи через интернет по всей России, работаем с ведущими компаниями доставки» – доставщики никогда о такой организации не слышали, а на сайте всего несколько товаров, без отзывов.
Составляя досье контрагентов, старайтесь вести белый список. Черный обычно бесполезен – однодневки и прочие авантюристы меняют фирмы и руководителей как перчатки. Теперь представим, что вам не повезло с ФНС или встретился мошенник, – как действовать?
Как реагировать на мошенничество и оспорить действия ФНС
Если поставщик или клиент не исполнили обязательства в срок, а выйти на контакт или решить мирно вопрос не выходит, не затягивая (можно параллельно переговорам), направьте претензию с расчетом санкций. Если они не были описаны в контракте, то ГК предусматривает выплату неустойки (статьи 487 и 395).
Важно! Существует законная неустойка (статья 332 ГК РФ), она определяется иными кодексами и федеральными законами в зависимости от сути обязательства.
В 2020 году реально обратиться в суд для получения судебного приказа, не вступая в долгоиграющие судебные споры. Правда, нужно учесть, что упростить процедуру в Арбитражном суде возможно только в отношении денежных требований. Что необходимо сделать:
- Получить признание долга: акты сверки, переписку, гарантийные письма, накладные, акты, договора, дополнительные соглашения и т.п. Желательно также приложить претензию и подтверждение ее получения.
- Обратиться в суд с заявлением и доказательствами наличия задолженности.
- Получить через 5 дней на руки судебный приказ, у должника будет 10 дней на возражения.
- Обратиться в банк, где находится счет дебитора, для списания суммы долга.
Кстати! Установлено ограничение на размер взыскания: согласно пункту 1 статьи 229.2 АПК сумма должна быть не более 500 000 рублей.
Если должник отменит приказ, то остается обратиться в суд с обычным иском. Не увенчавшиеся успехом дела хотя и не вернут средств, зато будут доказательством, что вы старались это сделать, и помогут опровергнуть недобросовестность сделки.
Налоговая служба проверяет сделки не однобоко, если пришли с проверкой или запросили документы у вас, то, скорее всего, и у контрагентов потребуют. Это и есть встречная проверка, когда сравнивают данные двух сторон. Пока складывается нелучшая судебная практика, обзор которой можно посмотреть в системе Консультант Плюс.
В качестве дополнительных аргументов за признание сделки нереальной (на чем чаще всего налоговая настаивает) называется отсутствие у контрагента:
- административных, управленческих расходов в выписках банка;
- постоянного остатка на счете – деньги переводились на другие счета (в т. ч. физлиц);
- договора аренды по месту нахождения;
- подтверждение наличия необходимых складских остатков;
- деловой репутации (рекомендаций, как ее подтверждения);
- подписей уполномоченных лиц (т.е. документы подписаны неизвестными или отсутствует подтверждение полномочий).
Несмотря на безрадостную статистику, организации не опускают руки и идут по всем инстанциям в поисках правды. Вот одно из свежих дел (хотя речь в нем идет о периодах 2013-2015 годов, но проверка прошла в 2017, а разбирательства продолжаются в 2020-м) о недобросовестности при получении вычета по НДС – А42-7695/2917, по нему вынесено Определение № 307-ЭС19-27597 от 14.05.2020.
Высший суд РФ решил, что не все претензии ФНС в деле обоснованны, а организация предоставила достаточно доказательств как осмотрительности, так и добросовестности. Рекомендую прочитать определение и выделить для себя полезные аргументы суда в пользу налогоплательщика (в частности привлекает внимание напоминание ВС, что сама по себе неуплата контрагентом НДС не означает лишение вычета налогоплательщика).
Можно ли предоставить подтверждение добросовестности вместо банковской гарантии в качестве обеспечения контракта?
С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
Можно ли предоставить не банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта по Федеральному закону № 44-ФЗ, а подтверждение добросовестности, если аукцион был не только для СМП и падение менее 25%. Или в таком случае всегда предоставляется банковская гарантия?
Ответ
Нет, нельзя предоставить не банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта по Федеральному закону № 44-ФЗ, а подтверждение добросовестности, если аукцион был не только для СМП и падение менее 25%.
В данном случае должна быть предоставлена банковская гарантия, либо внесены денежные средства на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами.
Обоснование
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов:
- внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами;
- предоставление банковской гарантии.
Способ обеспечения исполнения контракта, а также срок действия банковской гарантии определяет участник закупки, с которым заключается контракт. Такой срок должен превышать срок исполнения обязательств по контракту (в том числе измененный в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ) минимум на один месяц (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Если в аукционе или конкурсе участник закупки предложил цену контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК или сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен таких единиц, то он обязан предоставить обеспечение с учетом антидемпинговых мер (ч. 6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Например, при НМЦК 15 млн руб. и менее он может предоставить по своему выбору:
- обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере (в 1,5 раза больше, чем указанный в документации о закупке);
- информацию, подтверждающую его добросовестность, а также обеспечение исполнения контракта в размере, определенном в документации о закупке.
Возможность победителя закупки — субъекта малого предпринимательства — предоставить вместо обеспечения исполнения контракта сведения об исполненных контрактах согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрены только для случаев, когда закупки проводятся в рамках ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Если закупка проводилась на общих основаниях и победителем был признан субъект малого предпринимательства, он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном документацией о закупке.
С. С. Малаховец
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Подтверждение добросовестности по 44-ФЗ
Добросовестность поставщика по 44-ФЗ — важнейший показатель, на который ориентируется заказчик при подписании контракта с исполнителем. Проверять добросовестность особенно полезно, когда наблюдается искусственное занижение цен поставщиком, которое также называется демпингом. Подробно разберём в статье, кто же такой добросовестный поставщик, как обрести и не потерять этот статус. Остановимся на понятии «демпинг» и разъясним его связь с недобросовестностью подрядчиков. Покажем образец подтверждения добросовестности.
Добросовестный поставщик: кто он
Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже. В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.
Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.
К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру. Заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.
Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.
Что в 44-ФЗ понимается под демпингом
Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент. В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.
Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%
Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену потому, что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.
Антидемпинговые меры
Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков при сильном занижении цен применяют антидемпинговые меры. Их проводят по следующим сценариям.
- Если цена контракта 15 млн рублей и менее, поставщик предоставляет обеспечения контракта, увеличенное в полтора раза, либо документы, которые удостоверяют его добросовестность по 44-ФЗ.
- Если цена контракта более 15 млн рублей, то поставщик в любом случае предоставляет обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза.
В случаях, когда предоставляется обеспечение, увеличенное в полтора раза, оно должно быть не менее чем 10% НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 44-ФЗ) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В соответствии со статьёй 37 Закона №44-ФЗ такие меры применяются, если цена, предложенная поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта.
Какого участника закупки считают добросовестным
Добросовестный участник закупки по 44-ФЗ — это поставщик (подрядчик, исполнитель), который успешно выполнил все предыдущие контракты. В первую очередь он должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, но заказчик будет проверять его не только на это.
Подтверждение добросовестности поставщика заказчик может найти в реестре заключённых контрактов. Если в течение последних трёх лет поставщик выполнил не менее трёх заказов без штрафов и неустоек, его можно считать добросовестным. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от НМЦК, установленной заказчиком.
Поставщик может самостоятельно предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность по 44-ФЗ. Поговорим о ней в следующем разделе.
Образец подтверждения добросовестности
В законе не установлено специальной формы подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, поставщик может составить её в любом виде. Хотя никаких правил относительно заполнения этого документа нет, составлять его нужно, используя только ту информацию, которая потребуется заказчику.
В документ нужно включить информацию об уже заключённых контрактах. В ней должны быть отражены следующие сведения:
- реестровый номер записи контракта;
- сведения о заказчике — ИНН и название;
- цена, за которую был совершён контракт;
- предмет контракта;
- даты заключения контракта и его исполнения;
- указание на наложенные неустойки, пени и штрафы, если таковые имели место.
Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться образцом подтверждения добросовестности.
Добросовестность, как уже было сказано выше, нужно подтверждать информацией о контрактах, исполненных участником в течение трёх лет до даты подачи заявки. Например, если вы подаёте заявку в 2022 году, информация о добросовестности может подтверждаться контрактами, исполненными в 2019—2021 годах.
Какая информация говорит о добросовестности по 44-ФЗ
Как уже было сказано выше, главный источник сведений о добросовестности поставщика по 44-ФЗ — уже завершённые им контракты. Важно понимать, какую информацию можно из них почерпнуть, какие договоры не будут идти в счёт, кто являлся заказчиком и т.д.
- Количество контрактов не должно быть меньше трёх. Поставщик заключает в документ информацию о трёх контрактах, которые выбирает самостоятельно. Все три контракта должны иметь статус «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».
- Период исполнения контрактов должен составлять три года. Информация о контрактах предоставляется за три прошедших календарных года до подачи заявки.
- Заказчик и предмет контракта могут быть любыми. Эти факторы никак не влияют на добросовестность, главное, чтобы они были совершены в соответствии с 44-ФЗ.
- Штрафы, пени и неустойки не должны быть применены к исполнителю указанных контрактов.
- Цена хотя бы одного контракта — не менее 20% от НМЦК.
Каждый из указанных контрактов должен быть включён в реестр. При этом не будут учитываться договоры, не включённые в реестр контрактов и «коммерческие» договоры (по 223-ФЗ).
На каком этапе закупок предоставляют информацию о добросовестности
Заказчик должен подтвердить свою добросовестность, но, в зависимости от вида госзакупки, он должен делать это в разное время. В таблице отражено, когда заказчик направляет информацию, а также меры, которые будут к нему применены, если он её не предоставит, либо предоставит недостоверные сведения.
Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, действуют немного другие правила.
Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего бизнеса
Все закупки можно разделить на две категории.
- Закупки на общих основаниях.
- Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП/СОНО).
Участвуя в обычной закупке, СМП/СОНО предоставляет информацию о добросовестности в общем порядке, установленном статьёй 37 44-ФЗ, но при этом полуторный размер ОИК будет считаться не от НМЦК, а от цены контракта, предложенной участником закупки. Если закупка проводилась только для СМП/СОНО, он может воспользоваться специальной нормой, установленной ч. 8.1 статьи 96 44-ФЗ. Субъект малого предпринимательства может не платить обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств, а также к нему не применяются антидемпинговые меры. То же относится и к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Для этого СМП/СОНО должен предоставить заказчику сведения о трёх завершённых контрактах за последние три года, как было сказано в предыдущих разделах. Контракты должны быть исполнены без штрафов и пеней, а их общая сумма должна покрывать начальную стоимость текущей закупки. То есть, поставщик должен доказать свою добросовестность.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Обратите внимание, что если добросовестность предоставляется в общем порядке по статье 37, допускается предоставление контрактов с учётом правопреемства. А если закупка была с ограничением только для СМП/СОНО и участник претендует на освобождение от обеспечения исполнения контракта, в том числе с учётом антидемпинговых мер, то контракты должны быть исполнены им лично. Правопреемство не допускается.