Как открыть реставрационную мастерскую
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Обычно люди пришедшую в негодность вещь пытаются отремонтировать или, в случае нерентабельности или невозможности ремонта, от неё избавляются, покупая ей аналог, то есть попросту заменяют, отправляя старую на свалку. Совсем иначе дело обстоит, если изделие особо дорого как память или как историческая ценность (попросту говоря – антиквариат), тогда его берегут и всеми возможными способами пытаются сохранить в надлежащем состоянии. Предметы старины имеют особую стоимость, которая увеличивается со временем, их естественное разложение и гибель недопустимы для владельца, при этом важным моментом является сохранение первоначального облика, вещь должна выглядеть старой, хранящей свою историю, а не выглядеть новой. Эти тонкости роднят работу реставратора с трудом ювелира, который скрупулёзно изучает предмет, вырабатывает чётки план работы, после чего аккуратно приступает к делу, боясь дышать, чтобы не навредить вещи.
Подобная работа – своего рода искусство, нацеленное на сохранение другого искусства, это кропотливый труд, выверенный и профессиональный. Настоящим реставратором может стать только тот, кто потратил время на обучение, кто изучил все особенности, кто готов усидчиво и долго выискивать пути решения. Лишь настоящий мастер имеет право прикасаться к изделию, нуждающемуся в реставрации, потому что его главная задача, как и у врача, – не навредить, качественно выполнив при этом свою задачу.
Однако реставрируют не только памятники истории, которые имеют общечеловеческую ценность, но и простые вещи, которые дороги только её владельцу. В связи с этим появляется спрос на восстановление предмета, который подвергся тлетворному влиянию времени или какой-то обыденной неудачи. Старая бабушкина кровать, которая была куплена во времена Николая Первого, пусть и не представляет собой ценности, но бережётся семьёй бабушки как история рода, но вот маленький ребёнок проливает на спинку кровати не оттирающуюся краску – вещь испорчена, имеет неприятный внешний вид, бабушка ложится в больницу с инфарктом. Чтобы исправить ситуацию, семья обращается к реставраторам, которые могут работать со старыми предметами.
Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб.
12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН.
В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Суть работы реставрационной мастерской не только устранить появившиеся современные изъяны и сохранить прежнее состояние предмета, но и подобрать такие материалы, которые как можно дольше сохранят первозданность изделия, при этом изделие нужно правильно транспортировать, чтобы не уничтожить в процессе перевозки. Спрос среди населения на такой вид услуг имеется всегда, но его нельзя назвать стабильным и очень большим; ввиду высоких цен на реставрационные услуги к ним обращаются только относительно богатые люди или же учреждения, которые хранят памятники культуры – музеи, галереи, библиотеки, впрочем, зачастую они имеют своих мастеров.
Открытие своей реставрационной мастерской может быть сопряжено с некоторыми рисками, ведь уже имеющиеся конкуренты почти всегда имеют своих постоянных клиентов и известное в соответствующих кругах имя. Рынок нужно тщательно изучить, так как стоимость вложений достаточно велика, и потери в случае неудачи тоже будут значительными, поэтому не стоит пытаться начать ведение подобного предпринимательства, если потребитель уже имеет широкий выбор реставрационных мастерских.
Однако множество подобных заведений занимаются не реставрацией, а ремонтом, что на языке реставраторов носит уничижительный оттенок – настоящая реставрация выполняется мастером с многолетним опытом работы, а не недавним выпускником столярного профессионального технического училища, коих много в так называемых «центрах реставрации». Неопытный специалист только испортит предмет, который в итоге придётся нести профессионалу, стоимость услуг которого значительно возрастёт. Поэтому если качество выполняемых конкурентами работ не радует конечного потребителя, можно смело выходить на рынок, имея, конечно, в сотрудниках настоящих реставраторов-мастеров. Самое главное конкурентное преимущество подобного бизнеса зачастую даже не цена, а именно качество работы.
Деятельность реставрационной мастерской в той или иной степени подпадает под следующие кодировки (ОКПД 2) 74.1 Услуги по специализированному дизайну, (ОКПД 2) 95.24 Услуги по ремонту мебели и предметов домашнего обихода, (ОКПД 2) 95.25 Услуги по ремонту часов и ювелирных изделий и (ОКПД 2) 95.29 Услуги ремонту прочих предметов личного потребления и бытовых товаров; более точно сообщат при регистрации в зависимости от спектра оказываемых услуг.
Зарегистрироваться можно и как индивидуальный предприниматель, и как юридическое лицо (ни для кого не секрет, что после ИП самая оптимальная форма субъекта предпринимательской деятельности это ООО). Оформление проходит стандартным образом, потребует от начинающего бизнесмена порядка 20 тысяч рублей и предложит взамен возможность воспользоваться упрощённой системой налогообложения. Главным нюансом регистрации реставрационной мастерской является получение лицензии от Министерства культуры Российской Федерации. Можно обойтись без неё, если не предполагается работа с объектами культурного наследия. То есть лицензия нужна только для работы с памятниками культуры и истории общественного значения, для реставрации частных вещей таких требований не предусмотрено, однако если и нет возможностей или желания заниматься государственными заказами с самого начала деятельности, то стоит рассмотреть такую возможность как перспективу развития, потому что некоторые госзаказы очень неплохо оплачиваются и, что, пожалуй, ещё более существенно – помогают получать известность.
Стоимость лицензии рассчитывается в зависимости от количества оказываемых видов реставрационных работ и может достигать несколько сотен тысяч рублей, требует подтверждения высокой квалификации персонала и предъявляет высокие требования к уровню мастерской, но и даёт право на участие в государственных тендерах на получение заказа с высокой стоимостью. В конечно итоге, хорошо зарекомендовав себя, можно стать предприятием, работающим только на государство, а частные заказы выполняющим только в качестве небольшого дополнительного заработка; но к этому моменту пройдёт немало времени, поэтому как старт бизнеса такой способ рассматривать не стоит.
В первую очередь нужно сконцентрироваться на поиске клиентов, которые представлены простыми людьми, имеющими в наличие старинные вещи, подлежащие реставрации, консервации или восстановлению. Большие объёмы работ могут предоставить антикварные лавки и магазины, которые тоже не всегда имеют свои мощности для реставрации, но обладают многими изделиями, над которыми нужно потрудиться для придания им нужного вида и состояния.
Сотрудничество с перекупщиками антиквариата нельзя отбрасывать, их нужно даже искать самостоятельно и предлагать условия, которые могут их заинтересовать. В крупном городе это не должно стать проблемой, так как торговля антиквариатом является очень выгодным бизнесом, и многие даже начинающие предприниматели стремятся открыть подобное дело, не располагая при этом возможностями для реставрации своего товара.
Для того, чтобы обеспечить потребителя качественными услугами, нужно найти хорошего мастера, опытного и профессионального. Найти такого человека бывает достаточно сложно, так как многие из них уже работают в реставрационных лавках или самостоятельно оказывают такие услуги; работа на предпринимателя лишит их части дохода, поэтому заинтересовать их можно только наличием большой клиентской базы, что позволит реставратору работать значительно больше, чем если бы он продвигал свою услуги сам. Да и одного профессионала не хватит для выполнения всех заказов – заказчики будут слишком долго ждать выполнения просто потому, что предметы пребывают в очереди. Нужно как минимум два, которые смогут обеспечить реставрацию в нужные сроки с минимальными задержками.
При дальнейшем расширении штат сотрудников должен увеличиваться по первой же необходимости, при этом наниматься будут не только мастера – основа реставрационной мастерской, на которой она и держится, но и прочий вспомогательный персонал. Для работы мастерской потребуется столяр и краснодеревщик, они будут выполнять самые простые задания, служить подмастерьями для реставраторов и постепенно сами учиться реставрационному делу.
Чтобы обеспечить все возможные виды услуг в дополнение нужно нанять художника и дизайнера, их функциональные обязанности также предполагают наличие если и не опыта, то настоящей способности к творчеству в своей профессиональной сфере, заурядным личностям не место в реставрационной мастерской. Это скорее минус для предпринимателя, которому интересна только краткосрочная прибыль, так как подобный персонал и оплаты будет требовать соответствующей. Но исполнительная команда должна быть сплочённым коллективом, который любит свою работу и в состоянии выполнить её качественно и даже, как бы несовместимо с бизнесом это ни звучало, с душой.
Как и в любом творческом коллективе здесь очень эффективно действует принцип управления TQM – ориентация на человека, нацеленность на качественное выполнение своих обязанностей и сохранение своей репутации как предпринимателя и работодателя станут хорошим залогом процветания предприятия.
Не стоит забывать и о вспомогательном персонале: грузчиках, администраторе и оценщике. Грузчики потребуются при перевозки крупногабаритных объектов – мебели, скульптур и больших картин; администратор будет принимать входящие звонки и просто отвечать на вопросы зашедших посетителей, а также принимать предметы на реставрацию, делая соответствующие записи, выдавая клиентам росписи о получении и забирая их при передачи предмета после выполнения работ (все организаторские и администраторские обязанности может выполнять и сам предприниматель); оценщик понадобится в случае предполагаемой организации дополнительного заработка путём торговли антиквариатом, оценщик также должен будет узнать приблизительную стоимость принимаемого в работу предмета, ведь в случае запредельных цифр рекомендуется получить страховку от ошибки в работе мастера. Идеально, если оценщик сможет выполнять и администраторские обязанности. А вот бухгалтерию лучше всего отдать на аутсорсинг.
Мастерская не обязательно должна располагаться в центральном районе города, ведь подобных заведений немного, и здесь клиенту не принципиально расположение предприятия. Рекламу такой специфической фирмы люди не замечают ровно до тех пор, пока им не понадобятся подобные услуги, но если у них такая потребность появилась, то они сами мастерскую найдут. В этом случае проводить агрессивную рекламную кампанию не стоит, достаточно ограничиться листовками в антикварных лавках (если получится договориться) и созданием собственного сайта. Всё это обойдётся около 30 тысяч рублей.
Теперь о помещении. Оно должно включать в себя небольшой офис, где сидит администратор, принимающий клиентов и делающий все записи, склад, в котором хранятся предметы на очереди, все материалы и инструменты, и, собственно, само рабочее пространство. Самый минимум – 70 м 2 (в денежном эквиваленте с учётом того, что арендуется помещение в недорогих в плане недвижимости районах города – от 50 тысяч рублей), максимум практически не ограничен в зависимости от объёмов работ (никто не исключает, что для реставрации кто-нибудь может притащить многометровую скульптуру, хотя это, конечно, практически нереально, но вот работать с крупными объектами всё равно придётся). Само помещение должно быть светлым, вентилируемым и просторным, иметь большие двери для возможности внесения мебели и крупных картин.
Также нужно позаботиться не только о разрешениях пожарной службы, но и серьёзно заняться вопросом охраны мастерской, ведь на ночь в ней будут оставаться порою очень дорогие экземпляры, которые иногда превышают стоимость всего бизнеса.
На фоне этого лучше всего также застраховаться от всех видов порчи имущества – от простого пожара до стихийных бедствий. В дополнение стоит задуматься о покупке фургона, возможно в лизинг, для перевозки крупных объектов, который можно украсить собственной рекламой.
Виды реставрационных работ можно условно разделить на два вида – работа со стационарными объектами и с транспортируемыми. Реставрационная мастерская занимается, в основном, только объектами, которые можно в мастерскую привезти. Сюда относятся:
Мало конкурентов и престиж дела: стоит ли открывать бизнес по реставрации антиквариата
С каждым годом возрастает интерес к истории, поэтому вещи прошлых эпох становятся все более ценными. И даже если сам по себе предмет не имеет исторической ценности, заинтересованность родственников в его реставрации становится все более востребованной (хочется иметь вещь, которая напоминает о предках, которые ею пользовались). Именно поэтому бизнес по реставрации антиквариата набирает все большую популярность.
Концепция
Стоимость предметов старины с каждым годом увеличивается, поскольку многие люди предпочитают становиться обладателями вещей с историей. Поэтому антиквариат во все времена стоил дорого и ценился намного больше, чем недавно изготовленная вещь. Работа в сфере реставрации антиквариата является искусством, которое по своей сути нацелено на сохранение другого искусства. Как уже было сказано, реставрируют не только исторически ценные вещи, но и те, которые по той или иной причине дороги владельцу.
Поэтому специалист данного направления берет на себя огромную ответственность, ведь он не имеет права на ошибку (вещь нельзя заменить другой или переделать по своему усмотрению). Именно поэтому такой бизнес является очень востребованным, ведь он дарит предметам вторую жизнь, а их владельцам – память о своих предках.
Затраты, прибыль, окупаемость
Хорошие специалисты могут не только выполнять частные заказы, но и работать с крупными подрядчиками (выполнять государственные заказы). Такой ответственный бизнес требует довольно крупных вложений. В среднем нужно рассчитывать на инвестиции в размере от 2 500 000 рублей. В эту стоимость входит оформление документов (порядка 40 000 рублей), закупка оборудования (2 000 000 рублей), ремонт помещения (300 000 рублей), оформление сайта и первая партия сырья будут стоить по 80 000 рублей. Стоит также учитывать стоимость аренды помещения (от 70 000 рублей), зарплату сотрудников (200 000 рублей), коммунальные платежи и пр.
Нужно понимать, что выходить на окупаемость можно не менее чем через два года. При этом ежемесячная прибыль должна быть порядка 100 000 рублей. Именно поэтому будет разумным решением позаботиться о финансовой подушке безопасности, которая должна присутствовать помимо основных средств, которые придется вложить.
Выбор помещения
Очень многое зависит от того, что именно вы планируете реставрировать. Это могут быть иконы, графика и живопись, книги, ткани, скульптура, посуда, ювелирные изделия, мебель и пр. Если планируете дополнительно открыть демонстрационный зал, постарайтесь найти помещение в центре города. Если будет работать одна мастерская, можно найти более отдаленное место (заказчику не принципиально, где будут реставрировать его изделия). Работа с мелкими предметами не требует большого помещения, с мебелью, скульптурами и другими массивными вещами займет больше места, поэтому помещение должно быть площадью не меньше 50 квадратных метров. В этом случае также следует позаботиться о широком дверном проеме, чтобы можно было легко занести габаритные предметы.
Преимущества
В первую очередь хочется подчеркнуть то, что реставрация антиквариата – это нестандартный оригинальный проект. Вы будете заниматься очень полезным и ответственным делом, которое, по сути, требует вложения души. Будет замечательно, если подобное направление вам знакомо и является вашим хобби.
Это очень престижное дело, которое почитаемо и ценится людьми из высших кругов. Вы сможете не только общаться с неординарными людьми (например, коллекционерами или хранителями семейных ценностей), но и завести полезные знакомства.
Как уже было сказано, можно организовать не только мастерскую, но и демонстрационный зал. Также есть возможность заниматься реставрацией не узкой, а широкой направленности (расширять по мере необходимости). То есть потенциал для развития проекта очень велик, и в этом есть несомненный плюс.
Еще одним преимуществом является невысокий уровень конкуренции. Специалистов подобного профиля не очень много. И если вы будете выполнять работу качественно, у вас будут все шансы стать максимально востребованным и популярным в определенных кругах.
Минусы
Высокие вложения на старте могут стать существенным минусом для людей, которые не располагают такой большой суммой (к тому же это «длинные» деньги, и окупить вложения быстро вряд ли представится возможным).
Вторым недостатком являются сложности с поиском клиентов. Вам нужно все тщательно взвесить и сделать хорошую рекламу, которая бы могла вам помочь заявить о себе. На начальных этапах завоевать доверие будет нелегко, но профессионалам это по плечу. Далее будет работать сарафанное радио, которое станет лучше любого другого вида рекламы.
Получение лицензии на работу с крупными заказами может быть осложнено необходимостью одобрения данной сферы деятельности Министерством культуры РФ. Однако это только в том случае, если вы планируете работать с крупными подрядчиками, для выполнения частных заказов такого разрешения не надо.
Как открыть мастерскую по реставрации антиквариата
Мастерская по реставрации антиквариата – потенциально прибыльный бизнес с массой возможностей для увеличения доходов посредством предоставления сопутствующих услуг. Расскажем, как открыть ее и минимизировать риски.
Реставрация антиквариата – комплекс работ по возвращению предметам старины исходных эксплуатационных характеристик и первозданного внешнего вида. Они разветвляются на множество направлений. Одни мастера занимаются реставрацией икон, другие работают с мебелью, третьи возвращают к жизни старинный декор и так далее. Крайне редки мастерские, которые готовы выполнить реставрацию любых старых вещей и даже отремонтировать антикварную технику, например, виниловые проигрыватели или винтажные швейные машинки.
Открытие мастерской – оригинальная бизнес-идея, которая позволяет создать потенциально рентабельное, высокодоходное предприятие. При этом вам совершенно необязательно разбираться в технологиях реставрации – достаточно найти хороших мастеров и закупить необходимое оборудование. Стоимость услуг в рамках работы над одним предметом может достигать нескольких миллионов рублей в зависимости от его индивидуальных особенностей, ценности и материалов, которые нужно будет использовать при реставрации.
Актуальность бизнес-идеи по реставрации антиквариата
Интерес к старинным вещам постоянно растет. Социологи называют это примером противодействия исторической памяти воздействию передовых технологий. Проще говоря, чем больше новой дизайнерской мебели и декора появляется на рынке, чем чаще мы сталкиваемся с передовыми достижениями в науке и технике, тем быстрее это становится для нас привычным и рутинным явлением. А вот предметы старины начинают встречаться все реже, ввиду чего представляют колоссальную ценность, становятся чем-то особенным даже для обывателя.
Вместе с тем, найти хорошего реставратора – сложнейшая задача. Многие мастерские предлагают лишь ограниченный перечень услуг и редко могут гарантировать конечный результат. Обычно все сводится к обещаниям мастера сделать все возможное или не сделать хуже. Поэтому специалист, владеющий всеми технологиями реставрации старых вещей на «вес золота». На рекламу его услуг не нужно тратить миллионы: если качество работ будет отличным, то «сарафанное радио» проведет лучшую PR-компанию. Вам останется лишь предоставить новым клиентам достойный сервис.
Как работает мастерская по реставрации антиквариата
Мастерская может быть ориентирована на реставрацию одного или нескольких видов антиквариата. Наиболее популярное направление – восстановление старой мебели, которое предполагает работу по усилению конструкции, покраске, перетяжке, лакировке и замене утративших эксплуатационные характеристики элементов. Это направление широко востребовано, потому вам не стоит бояться конкуренции: спрос на данный момент гораздо выше предложения не только в крупных городах, но и в удаленных регионах.
Более редкие направления работы – это реставрация икон, декора, картин и старинной техники. Нередко к этим услугам добавляется восстановление книг и даже фотографий, вплоть до их оцифровки, корректировки и наделения цветом черно-белых экземпляров. Чем больше услуг вы предложите потенциальному клиенту, тем более интересным для него будет ваше предложение. Однако для новой мастерской проблематично привлечь к работе мастеров, работающих в разных направлениях и закупить все необходимое оборудование.
Поэтому можно выбрать одно-два направления с перспективой на расширение перечня услуг и привлечение новых специалистов. Что же касается технического оснащения, то помимо стандартных инструментов вроде электролобзиков, пил, напильников, швейных машин и столярных приспособлений могут потребоваться столы низкого давления, прессы, станки, листодоливочные машины и многое другое. Все зависит от того направления работы, которое вы выберите, и от перечня услуг, которые готовы будете предоставить.
Работа всегда строится индивидуально. Клиент приносит предмет для реставрации или вызывает мастера на дом. Выезд, как правило, оплачивается отдельно. Мастер оценивает стоимость работ и определяет возможности для восстановления, проговаривает с клиентом варианты. Если обе стороны устраивают предложенные условия, то заключается договор с обозначением сроков и полной стоимости услуг. Далее проходит комплексная реставрация и в оговоренный день клиент принимает работу и подписывает соответствующий акт.
Мастерские по реставрации предметов старины также зарабатывают на предоставлении дополнительных услуг. Как правило, это возможность визуально состарить новые вещи или сменить ткань на старинных диванах, креслах. Дополнительно компания может скупать и продавать антиквариат. Это очень удобно, так как узнавая о стоимости реставрации многие потенциальные клиенты мастерских понимают, что не готовы отдавать такие деньги и желают избавиться от предметов старины. Вы можете выкупать, реставрировать и продавать их, создавая существенный дополнительный заработок.
Регистрация и юридические аспекты
Вы можете работать в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя, либо зарегистрировать юридическое лицо (подойдет Общество с ограниченной ответственностью со стандартным уставным капиталом в 10 000 рублей). Юристы рекомендуют быть осторожнее с некоторыми видами реставрационных работ, в частности, с восстановлением скульптурных групп и музейных экспонатов – в ряде случаев может потребоваться лицензирование деятельности, что приведет к дополнительным временным и финансовым тратам.
В качестве основного кода ОКВЭД лучше выбрать раздел 95.2 — Ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, а также 95.29 — ремонт прочих предметов личного потребления и бытовых товаров. Можно указать код 90.03 — деятельность в области художественного творчества, включающая деятельность по реставрации произведений искусства (картин, скульптур и т.п.) и реставрацию, консервацию и воссоздание монументальной живописи на объектах культурного наследия.
Вашему бизнесу понадобятся юридические услуги – как на стадии регистрации, так и в ходе дальнейшей деятельности, в частности, договорная и претензионная работа. Если вы не можете позволить себе содержание штатного юриста, заключите договор о сотрудничестве с профильной компанией или передайте все задачи в рамках юридического абонентского обслуживания.
Обустройство мастерской по реставрации антиквариата
Реставрация напрямую связана с проведением ремонтных работ. Поэтому помещение должно быть разделено минимум на три зоны. Первая – зона работы администратора и менеджера, который будет принимать клиентов, заполнять документы, проводить оценку. Здесь же должны размещаться диваны и кресла, на которых посетители смогут подождать своей очереди. Вторая зона – это мастерская, где находятся рабочие столы и все необходимое оборудование. Третья – склад, где будут хранить готовые и ожидающие реставрации предметы.
Помещение должно быть нежилым (возможны лишь некоторые исключения для самозанятых и индивидуальных предпринимателей). Обязательно нужна звукоизоляция, особенно, если мастерская располагается на цокольном этаже жилого дома. Также необходимо обеспечить микроклимат, подходящий для работы – даже незначительно повышенная влажность может нанести непоправимый вред предметам старины. Что же касается расположения, то лучше выбрать место с высокой транспортной доступности на удалении от других мастерских.
Трудовые ресурсы
Успех реставрационной мастерской предопределяет коллектив специалистов, которые будут работать над восстановлением предметов старины. Лучше всего выбрать квалифицированных мастеров с безупречной репутацией. Желательно, чтобы они были известны в профессиональной среде, могли работать в нескольких направлениях и регулярно повышали свою квалификацию. Вы сможете дополнительно заняться продвижением их профессионального бренда и сделать это одним из преимуществ при официальном трудоустройстве.
Встречать клиентов и проводить оценку может, как сам мастер (если речь идет о небольшом потоке посетителей), так и менеджер с соответствующей квалификацией. Он же может выполнять функции администратора – готовить договоры, акты, вносить соответствующие записи в информационные системы или книги учета. Стандартно потребуются услуги бухгалтеров и юристов, при необходимости их можно заказать в профильных компаниях.
Возможные риски
Они связаны с претензиями со стороны клиентов и контролирующих организаций. И если в первом случае достаточно просто стремиться к высокому качеству предоставляемых услуг и обеспечить ведение профессиональной претензионной работы, то во второй ситуации необходимо исключить любые нарушения. Не стоит предоставлять услуги, требующие лицензии без соответствующего документа. Важно организовать многоэтапный контроль качества работы мастеров и адекватно реагировать на сигналы от клиентов.
Налоговые риски легко исключить путем регулярного проведения аудита независимыми компаниями и соблюдением действующего законодательства. Также можно свести к абсолютному минимуму и финансовые риски, доверив специалистам анализ бизнес-модели и маркетинга в компании. Они изучат работу мастерской и стратегию ее продвижения, выявят текущие ошибки и составят план по их устранению. В результате, удастся не только избежать убытков, но и значительно повысить ежемесячную прибыль.
В результате
Реставрационная мастерская – прибыльный бизнес с быстрой окупаемостью и сравнительно невысокими инвестициями. В большинстве случаев он не требует лицензирования, а его продвижение не предполагает крупных вложений в организацию и проведение рекламных кампаний – все строится на репутации мастеров. Вместе с тем, есть масса возможностей для извлечения дополнительной прибыли, в частности, за счет предоставления дополнительных услуг, скупки и последующей перепродаже антиквариата.
Как открыть реставрационную компанию
Положение действует до 01.09.2028.
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2022 N 67)
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), планируемой к осуществлению или осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее соответственно — соискатели лицензии, лицензиаты, лицензия, лицензируемый вид деятельности).
2. Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации (далее — лицензирующий орган).
3. Лицензируемый вид деятельности составляют работы по перечню согласно приложению N 1 (далее — перечень).
О соблюдении лицензионных требований в случае мобилизации сотрудника, наличие которого является обязательным, см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:
Пп. «а» п. 4 в части выполнения работ, указанных в п. 2 перечня, вступает в силу с 01.09.2024.
Пп. «а» п. 4 в части выполнения работ, указанных в п. 1 перечня, действует до 01.09.2024.
а) для выполнения работ, указанных в пунктах 1, 2, 5 — 12 перечня:
для юридического лица:
наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, занимающего должность руководителя (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, прошедшего соответствующую заявленным работам аттестацию в области сохранения объектов культурного наследия в порядке, установленном лицензирующим органом, и имеющего стаж работы в области сохранения объектов культурного наследия, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), прошедших соответствующую заявленным работам аттестацию в области сохранения объектов культурного наследия в порядке, установленном лицензирующим органом, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов культурного наследия, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
для индивидуального предпринимателя — прохождение соответствующей заявленным работам аттестации в области сохранения объектов культурного наследия в порядке, установленном лицензирующим органом, а также наличие стажа работы в области сохранения объектов культурного наследия, необходимого для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или наличие работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) — индивидуальному предпринимателю;
Пп. «б» п. 4 в части выполнения работ, указанных в п. 4 и 14 перечня, вступает в силу с 01.09.2024.
Пп. «б» п. 4 в части выполнения работ, указанных в п. 3 и 13 перечня, действует до 01.09.2024.
б) для выполнения работ, указанных в пунктах 3, 4, 13 и 14 перечня:
для юридического лица:
наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, занимающего должность руководителя (генеральный директор (директор), его заместитель, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего соответствующие профессиональное образование, квалификацию и стаж работы в области сохранения объектов культурного наследия, необходимые для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), имеющих соответствующие профессиональное образование, квалификацию и стаж работы в области сохранения объектов культурного наследия, необходимые для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет;
для индивидуального предпринимателя — наличие соответствующих профессионального образования, квалификации и стажа работы в области сохранения объектов культурного наследия, необходимых для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет или наличие работников, заключивших с индивидуальным предпринимателем трудовые договоры и соответствующих лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) — индивидуальному предпринимателю;
в) проведение лицензиатом работ по сохранению объектов культурного наследия в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
5. Осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
6. Для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий при намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий) соискатель лицензии (лицензиат) направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, заявление о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) по форме, утвержденной лицензирующим органом, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, уполномоченным выступать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, документы (копии документов) и сведения, указанные в части 1 и пункте 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
а) сведения о работниках, находящихся в штате соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта «а» пункта 4 настоящего Положения (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения на каждого работника), а также копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих наличие у таких работников соответствующего стажа работы;
б) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя необходимого стажа работы в области сохранения объектов культурного наследия или сведения о работниках, указанных в абзаце пятом подпункта «а» пункта 4 настоящего Положения (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения на каждого работника), а также копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих наличие у таких работников соответствующего стажа работы;
в) сведения о работниках, находящихся в штате у соискателя лицензии (лицензиата) — юридического лица, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего Положения (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения на каждого работника), а также копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих наличие у таких работников соответствующих профессионального образования, квалификации (в случае отсутствия сведений о таких документах в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении») и стажа работы;
г) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя соответствующих профессионального образования, квалификации (в случае отсутствия сведений о таких документах в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении») и стажа работы или сведения о работниках, указанных в абзаце пятом подпункта «б» пункта 4 настоящего Положения (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, дата рождения на каждого работника), а также копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих наличие у таких работников соответствующих профессионального образования, квалификации (в случае отсутствия сведений о таких документах в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении») и стажа работы;
д) сведения, подтверждающие назначение работника, занимающего должность руководителя, указанную в абзаце третьем подпункта «а» и абзаце третьем подпункта «б» пункта 4 настоящего Положения, ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности.
7. Срок принятия решения о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении лицензии) составляет не более 15 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.
8. Представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий, прекращении действия лицензии) и документов, необходимых для получения лицензии (внесения изменений в реестр лицензий), их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), внесении изменений в реестр лицензий (отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и аннулировании лицензии, а также порядок формирования государственного информационного ресурса и ведения реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в государственном информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
9. Срок принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий (отказе во внесении изменений в реестр лицензий) при намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий, составляет не более 15 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом надлежащим образом оформленного заявления о внесении изменений в реестр лицензий и в полном объеме прилагаемых к нему документов.
10. При намерении лицензиата осуществлять работы, указанные в перечне, не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, внесение изменений в реестр лицензий не требуется.
11. В случае оформления лицензирующим органом уведомления о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) на бумажном носителе такое уведомление направляется лицензиату в течение 3 рабочих дней со дня внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий).
12. Оценка соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований осуществляется в форме:
а) оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата), проводимой в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в форме документарной оценки;
б) федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемого посредством проведения профилактических мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Положением о федеральном государственном лицензионном контроле (надзоре) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации согласно приложению N 2 с учетом ключевых показателей федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их целевых (плановых) значений согласно приложению N 3;
в) периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения.
О случаях, в которых необходимо первичное подтверждение соответствия, см. ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.
О случаях переноса сроков подтверждения соответствия см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.
13. В отношении лицензиатов лицензирующим органом проводится периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям в порядке, предусмотренном частями 3 — 14 статьи 19.1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», с учетом положений статьи 19.3 указанного Федерального закона и настоящего Положения.
Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые 5 лет со дня предоставления лицензии.
Для подтверждения соответствия лицензионным требованиям лицензиат направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием единого портала в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензиата лицензионным требованиям по форме, утвержденной лицензирующим органом, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, уполномоченным выступать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, и документы (копии документов и (или) сведения), указанные в пункте 6 настоящего Положения, а также копии документов и (или) сведения, подтверждающие проведение лицензиатом работ, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения.
14. Утратил силу с 1 сентября 2023 года. — Пункт 5 данного Постановления.
(см. текст в предыдущей редакции)
15. В отношении соискателей лицензии (лицензиатов), представивших в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий (при намерении лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий), прохождении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлениях и прилагаемых к ним документах сведений, а также оценку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.
В случае установления в представленном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверных или искаженных сведений и (или) в случае выявления несоответствия соискателей лицензии (лицензиатов) лицензионным требованиям информация о выявленных нарушениях указывается в акте оценки соответствия соискателей лицензии (лицензиатов) лицензионным требованиям.
16. В случае получения лицензирующим органом заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности срок принятия решения о прекращении действия лицензии составляет не более 7 рабочих дней.