Порядок восстановления НДС, ранее принятого к вычету при приобретении или строительстве объекта недвижимости
При приобретении (строительстве) объектов основных средств организация-налогоплательщик принимает «входной» НДС к вычету после того, как примет ОС на учет, при условии, что они будут использоваться в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Если впоследствии наряду с операциями, облагаемыми НДС, организация будет осуществлять и операции, не облагаемые НДС, суммы «входного» НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.
В общем случае НДС восстанавливается пропорционально остаточной стоимости ОС (пп. 1, 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Для ОС, являющегося недвижимостью, применяется специальный порядок, предусмотренный ст. 171.1 НК РФ. О нем и пойдет речь в данной статье.
Какие суммы восстанавливаем?
Согласно абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов ОС, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных ст. 171.1 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 171.1 НК РФ восстановлению подлежит «входной» НДС, предъявленный налогоплательщику (либо уплаченный или исчисленный им) и принятый им к вычету:
при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости, учитываемых как объекты ОС;
при приобретении недвижимого имущества (за исключением космических объектов);
при приобретении на территории РФ (при ввозе на территорию РФ) морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания, воздушных судов и двигателей к ним;
при приобретении товаров (работ, услуг) для выполнения СМР;
при выполнении налогоплательщиком СМР для собственного потребления.
В силу п. 3 ст. 171.1 НК РФ восстановление сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении указанных объектов, производится в случае, если они в дальнейшем используются этим налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, а именно:
для операций, не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения) (пп. 1);
для операций по производству и (или) реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ (пп. 2);
для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ (пп. 2.1);
для операций, осуществляемых лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога (пп. 3);
для операций, которые не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, если иное не установлено гл. 21 НК РФ (пп. 4).
Как следует из п. 3 ст. 171.1 НК РФ, если объекты недвижимости будут в дальнейшем использоваться для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, то «входной» НДС по ним подлежит восстановлению в течение десяти лет начиная с того года, в котором наступил момент, указанный в п. 4 ст. 259 НК РФ. Имеется в виду момент, когда организация начала амортизировать указанные объекты – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
НДС не восстанавливается, если объект недвижимости полностью самортизирован или с момента ввода его в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
Как видим, восстановление НДС по объекту недвижимости растягивается на 10 лет, тогда как общий порядок (для остальных основных средств, не относящихся к недвижимости), предусмотренный пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, предполагает, что НДС восстанавливается в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основного средства без учета переоценок. При общем порядке восстановление сумм налога производится единовременно в том налоговом периоде, в котором основные средства были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.
В обоих случаях (при общем порядке и при порядке, предусмотренном для объекта недвижимости) суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость ОС, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление НДС, принятого к вычету при приобретении или строительстве объекта недвижимости.
В целях восстановления сумм налога в порядке, установленном ст. 171.1 НК РФ, в книге продаж в последнем месяце календарного года указывается сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в федеральный бюджет за текущий календарный год. В этих целях в книге продаж регистрируется бухгалтерская справка-расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в федеральный бюджет за текущий календарный год (п. 14 Правил ведения книги продаж[1]).
Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет (НДСвосст.), производится исходя из 1/10 суммы НДС, принятой к вычету (НДСвыч.), в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (Снеобл.), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год (Собщ.).
НДСвосст. = НДСвыч. / 10 х Снеобл. / Собщ.
-
облагаемых НДС – 36 000 000 руб. (в том числе НДС – 6 000 000 руб.);
-
не облагаемых НДС – 20 000 000 руб.
Восстановление НДС, принятого к вычету при осуществлении реконструкции или модернизации объекта недвижимости
Пунктами 6 и 7 ст. 171.1 НК РФ предусмотрен порядок восстановления НДС в случае модернизации (реконструкции) объекта недвижимости, если тот используется в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. При этом исключения не делается, даже если с момента ввода в эксплуатацию этого объекта прошло более 15 лет.
Речь идет о суммах НДС, принятых к вычету по СМР, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР при проведении модернизации (реконструкции). Порядок восстановления этого НДС аналогичен тому порядку, который установлен в отношении «входного» НДС, принятого к вычету при строительстве (приобретении) объектов недвижимости.
То есть тот же период восстановления (десять лет), тот же расчет доли (исходя из стоимости отгруженных товаров, не облагаемых НДС, в общей стоимости товаров, отгруженных за календарный год). Сумма НДС, подлежащая восстановлению, также не включается в стоимость данного имущества, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Налогоплательщик обязан отражать в налоговой декларации за последний налоговый период каждого календарного года восстановленную сумму НДС в течение 10 лет начиная с года, в котором на основании п. 4 ст. 259 НК РФ производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта недвижимости.
Пример 2.
Продолжим пример 1.
Организация произвела реконструкцию объекта недвижимости, которая была начата в апреле 2020 года и завершена в сентябре 2020 года. Расходы на модернизацию составили 1 200 000 руб. (в том числе НДС – 200 000 руб.).
Начисление амортизации с измененной стоимости началось с октября 2019 года.
В связи с тем, что с 2020 года объект используется в операциях, не облагаемых НДС, «входной» НДС подлежит восстановлению.
Налогоплательщик будет использовать порядок восстановления НДС в течение 10 лет начиная с года, в котором наступил момент начала начисления амортизации, – с 2020 по 2029 год включительно.
1/10 суммы НДС, ранее принятой к вычету по реконструкции объекта
недвижимости, равна 20 000 руб. (200 000 руб. / 10 лет).Суммы «входного» НДС по расходам на приобретение недвижимости подлежат восстановлению в период с 2020 по 2025 год включительно (см. пример 1), а по расходам на реконструкцию – в период с 2020 по 2029 год включительно.
Рассмотрим, как в декларации за разные годы будут отражаться суммы восстановленного НДС.
Год восстановления НДС
Доля не облагаемых НДС операций*, %
Восстановление «входного» НДС по расходам на приобретение недвижимости
Восстановление «входного» НДС по расходам на реконструкцию
1/10 суммы НДС, принятой к вычету, руб.
Сумма НДС к восстановлению, руб.
1/10 суммы НДС, принятой к вычету, руб.
Сумма НДС к восстановлению, руб.
2016
900 000
0
–
–
2017
900 000
0
–
–
2018
900 000
0
–
–
2019
900 000
0
–
–
2020
40
900 000
360 000
20 000
8 000
2021
42
900 000
378 000
20 000
8 400
2022
45
900 000
405 000
20 000
9 000
2023
30
900 000
270 000
20 000
6 000
2024
33
900 000
297 000
20 000
6 600
2025
38
900 000
342 000
20 000
7 600
2026
41
–
–
20 000
8 200
2027
29
–
–
20 000
5 800
2028
37
–
–
20 000
7 400
2029
30
–
–
20 000
6 000
* Данные по 2020 году рассчитаны в примере 2, данные по 2021 – 2029 годам – условные.
Восстановление НДС при длительной реконструкции.
Согласно п. 8 ст. 171.1 НК РФ в случае, если до истечения срока, указанного в п. 3 ст. 171.1 НК РФ (15 лет с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию), модернизируемый (реконструируемый) объект исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один полный календарный год или несколько полных календарных лет, то за эти годы восстановление сумм НДС, принятых к вычету, не производится.
При этом начиная с года, в котором на основании п. 4 ст. 259 НК РФ производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта ОС, налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму НДС в налоговой декларации за последний налоговый период каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока.
Порядок расчета суммы НДС, подлежащей восстановлению после реконструкции: расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, производится исходя из суммы налога, исчисленной как поделенная на количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока, указанного в пункте 4 настоящей статьи, разница между суммой налога, указанной в пункте 2 настоящей статьи, принятой налогоплательщиком к вычету, и суммой налога, полученной в результате сложения одной десятой суммы налога, указанной в пункте 5 настоящей статьи, за годы, предшествующие полному календарному году, в котором по модернизируемому (реконструируемому) объекту основных средств начисление амортизации не производится и объект основных средств не используется в деятельности налогоплательщика, в соответствующей доле.
Чтобы разобраться, что здесь имел в виду законодатель, рассмотрим на примере указанный порядок.
Пример 3.
Воспользуемся данными примеров 1 и 2, изменив лишь условие о сроке реконструкции.
Объект недвижимости был переведен на реконструкцию в августе 2018 года, которая закончилась в феврале 2020 года. Начало начисления амортизации исходя из измененной первоначальной стоимости – март 2020 года.
Сумма «входного» НДС по расходам, связанным с приобретением объекта недвижимости, в 2019 году не восстанавливалась в связи с тем, что весь этот полный календарный год объект находился на реконструкции.
Пункт
Действие
Сумма, руб.
1
Сумма «входного» НДС по объекту недвижимости, принятая к вычету
9 000 000
2
1/10 суммы, принятой к вычету
900 000
3
Количество лет, предшествующих полному календарному году, в котором по реконструируемому объекту начисление амортизации не производится (2016 – 2018 годы)
3
4
Пункт 3 х п. 2
2 700 000
5
Разница между суммой НДС, принятой к вычету и суммой НДС, которая учитывалась при восстановлении
(п. 1 — п. 4)
6 300 000
6
Количество полных календарных лет, когда объект недвижимости не использовался в деятельности налогоплательщика (2019 год)
1
7
Количество лет, оставшихся до окончания десятилетнего срока
(10 лет — п. 3 — п. 6)
6
8
Часть «входного» налога, которая будет участвовать в ежегодном расчете НДС, подлежащем восстановлению, после окончания реконструкции в течение количества лет, указанных в п. 7
(п. 5 / п. 7)
1 050 000
Рассмотрим, как в декларации за разные годы будут отражаться суммы восстановленного НДС, если при проведении реконструкции объект недвижимости исключается из состава амортизируемого имущества и не используется в деятельности налогоплательщика один год или несколько полных календарных лет.
При этом расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению по СМР, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР при проведении модернизации (реконструкции), осуществляется в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 171.1 НК РФ. То есть порядок восстановления «входного» НДС по расходам на реконструкцию остается таким же, как и в случае, если реконструкция длится менее года и объект из состава амортизируемого имущества не выводится.
Год восстановления НДС
Доля не облагаемых НДС операций*, %
Восстановление «входного» НДС по расходам на приобретение недвижимости
Восстановление «входного» НДС по расходам на реконструкцию
1/10 суммы НДС, принятой к вычету, руб.
Сумма НДС к восстановлению, руб.
1/10 суммы НДС, принятой к вычету, руб.
Сумма НДС к восстановлению, руб.
2016
900 000
0
–
–
2017
900 000
0
–
–
2018
900 000
0
–
–
2019
–
–
–
–
2020
40
1 050 000
420 000
20 000
8 000
2021
42
1 050 000
441 000
20 000
8 400
2022
45
1 050 000
472 500
20 000
9 000
2023
30
1 050 000
315 000
20 000
6 000
2024
33
1 050 000
346 500
20 000
6 600
2025
38
1 050 000
399 000
20 000
7 600
2026
41
–
–
20 000
8 200
2027
29
–
–
20 000
5 800
2028
37
–
–
20 000
7 400
2029
30
–
–
20 000
6 000
* Данные по 2020 году рассчитаны в примере 2, данные по 2021 – 2029 годам – условные.
Операции, на которые не распространяются ст. 171.1 НК РФ.
Согласно п. 10 ст. 171.1 НК РФ положения данной статьи не распространяются на операции, предусмотренные пп. 17 – 19 п. 2 ст. 146 НК РФ, а именно:
при передаче недвижимости на безвозмездной основе в собственность некоммерческой организации, которая занимается популяризацией и проведением гонок «Формула-1» либо при передаче в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту (пп. 17);
при передаче на безвозмездной основе в государственную казну РФ объектов недвижимого имущества (пп. 19).
Что касается пп. 18 п. 2 ст. 146 НК РФ, в нем речь идет об объектах теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Таким образом, восстановление НДС не производится:
при передаче на безвозмездной основе органам госвласти (местного самоуправления) результатов работ по созданию и (или) реконструкции этих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды,
при передаче таких объектов, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».
Восстановление НДС после реорганизации.
С 01.01.2020 установлены новые случаи восстановления НДС компанией-правопреемником, который был принят к вычету реорганизованной организацией:
использование правопреемником товаров (работ, услуг) в необлагаемых операциях, включая спецрежимы;
приобретение им товаров (работ, услуг) в счет авансов, перечисленных реорганизованной организацией для предстоящих поставок;
уменьшение стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных реорганизованной организацией.
Правопреемник восстанавливает НДС согласно порядку, предусмотренному п. 3.1 ст. 170 НК РФ. В данном пункте указаны соответствующие периоды, а также документы, в которых (на основании которых) производится восстановление суммы налога правопреемником.
Одновременно с 01.01.2020 были внесены изменения в другие статьи, в том числе в рассматриваемую нами ст. 171.1, в п. 11 которой теперь говорится, что ее положения распространяются на правопреемников, указанных п. 3.1. ст. 170 НК РФ.
О применении освобождения и восстановлении сумм НДС с 01.01.2022 организацией, оказывающей услуги общественного питания
Организация, применяющая с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения НДС в отношении общественного питания, восстановление НДС, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, производит в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-07/86929 от 27.10.2021
О применении освобождения и восстановлении сумм НДС с 01.01.2022 организацией, оказывающей услуги общественного питания
В связи с письмом о применении организацией с 1 января 2022 года освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
— сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона № 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенного в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. № 191-ст, услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Таким образом, организация, осуществляющая оказание услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), а также реализацию покупных товаров при оказании данных услуг общественного питания, вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 305-ФЗ.
Что касается восстановления налога на добавленную стоимость, то организация, применяющая с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышепоименованных услуг общественного питания, восстановление сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, производит в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, а восстановление сумм налога, принятых к вычету по приобретенным (созданным) объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости, производит в порядке, установленном статьей 171.1 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Восстанавливать ли НДС общепиту в связи с налоговыми льготами 2022 года?
Организациям общепита с 1 января 2022 года предоставлено освобождение от НДС. Потребуется ли им восстанавливать НДС в связи с применением этих льгот?
Освобождение от НДС услуг общепита с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года освобождение от НДС предусмотрено в отношении услуг общественного питания, если их оказывают:
- в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания;
- при выездном обслуживании по месту, выбранному заказчиком.
При этом за год, который предшествует началу применения освобождения от НДС услуг общепита, организация должна соответствовать следующим условиям:
- доходы организации общепита не должны быть больше 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов должны быть не менее 70 %;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений работникам организации должны быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы регионе.
Если организация соблюдает установленные условия и оказывает услуги общепита, то она вправе с 1 января 2022 года воспользоваться освобождением этих услуг от НДС. При этом освобождение от НДС возможно также, если в объектах общественного питания организация реализует покупные товары, а не только продукцию собственного производства (письмо Минфина от 27.10.2021 г. № 03-07-07/86929).
Надо ли восстановить НДС, если организация общепита воспользуется освобождением от налога
Если организация начнет с 1 января 2022 года применять освобождение НДС по услугам общепита, НДС ей придется восстановить. На это указал Минфин в письме от 27.10.2021 г. № 03-07-07/86929.
Порядок восстановления НДС в таком случае зависит от того, по каким объектам его ранее приняли к вычету:
- если по товарам, работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам – НДС восстанавливают в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса;
- если по объектам недвижимости – то НДС восстанавливают в порядке, установленном статьей 171.1 Налогового кодекса.
То есть, если освобождение от НДС по услугам общепита начнете применять с первого месяца квартала 2022 года, то НДС нужно восстановить в IV квартале 2021 года, до начала применения освобождения. По основным средствам, которые к началу освобождения от НДС самортизированы частично, налог надо восстановить пропорционально остаточной стоимости ОС по данным бухучета.
Если ОС является недвижимостью, то НДС восстанавливается в специальном порядке, т.е. не единовременно, а равными долями в течение 10 лет. При этом по недвижимости, которая полностью самортизирована или с момента ввода которой в эксплуатацию прошло больше 15 лет, восстанавливать НДС не нужно (п. п. 1, 3 ст. 171.1 Налогового кодекса).
Освобождение от НДС для общепита в 2023 году
С 1 января 2022 года общепит может не платить НДС. Но не по всем доходам и при выполнении некоторых условий. Рассказываем, кто вправе применить льготу в 2023 году и стоит ли ее использовать.
Что вы узнаете
Кто и на каких условиях освобожден от НДС по услугам общепита в 2023 году
Льготу по НДС вправе применять юрлица и ИП, которые оказывают услуги общественного питания (общепита) и используют общую систему налогообложения. Остальные условия расписали в таблице.
Для освобождения общепита от НДС не нужно подавать никакое специальное уведомление о применении льготы. Достаточно соответствовать установленным критериям (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
- Доход за прошлый год — не более 2 млрд рублей, при этом учитываются все доходы, а не только от общепита.
- Минимум 70% доходов получено от услуг общепита
Что относится к услугам общепита для освобождения от НДС
- Услуги питания в ресторане, кафе, баре, буфете, столовой, заведениях самообслуживания и других местах, которые оборудованы для приема пищи (с предоставлением мест для сидения или без).
- Продажа продукции в закусочном отделе кулинарии, находящемся при вышеперечисленных объектах питания.
- Выездное обслуживание (например, проведение банкетов), а также отпуск готовых к употреблению продуктов на вынос и для доставки.
Какие доходы общепита не освобождены от НДС
От НДС освобождаются только доходы от услуг общепита, остальной выручки льгота не касается. Например, компания получает доходы в размере 75% от деятельности кафе и 25% — от услуг детской игровой площадки. На стоимость платных услуг игровой площадки нужно начислять НДС. При совмещении облагаемой и необлагаемой НДС деятельности необходимо вести раздельный учет НДС по приобретаемым товарам и услугам.
Если организация проводит сделки, по которым выступает налоговым агентом по НДС, она должна исчислить и уплатить налог с таких операций, отчитаться как агент. К примеру, при аренде помещения у органов государственной власти или местного самоуправления. Подробно про агентский НДС читайте в другой статье.
Кто должен платить НДС
- Заготовочные предприятия, которые делают полуфабрикаты или кулинарные изделия, а затем продают их в розничные магазины или организации общепита (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
- Компании, которые продают еду через вендинговые автоматы, поскольку такая деятельность относится к розничной торговле, а не к услугам общепита (письмо Минфина от 08.10.2021 № 03‑07‑07/81801).
- Фирмы, которые оказывают услуги общепита в качестве комиссионера на основании агентских договоров. Освобождение предоставляется только комитенту (письмо Минфина от 23.11.2021 № 03‑07‑11/94606).
Например, в сервисе «Яндекс Еда» можно заказать готовые блюда. Льготу по НДС может получить непосредственно кафе, которое предоставило для заказа свою продукцию. Самому сервису льгота не положена, так как он выступает только посредником между заказчиком и общепитом.
- Торговцы, которые продают готовые блюда и выпечку в отделе кулинарии розничной точки продаж (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Даже если вы указали основной ОКВЭД для общепита, вас могут не освободить от уплаты НДС. Налоговая будет смотреть, как вы работаете по факту.
СБИС автоматически рассчитает НДС за пару кликов. А еще напомнит о сроках сдачи декларации, заполнит ее и проверит расхождение в данных.
Автоматизировать бухгалтерию и налоги в СБИС
Стоит ли использовать льготу по НДС для общепита
Ответ на вопрос, целесообразно ли применять освобождение по НДС, зависит от конкретной ситуации. Рассмотрим возможные варианты.
Если у вас малый бизнес
Когда бизнес небольшой, выгоднее применять упрощенную систему налогообложения, а не общую систему (ОСНО) с льготой по НДС.
Сравнение УСН и ОСНО для компании
Показатель | ОСНО с льготой по НДС | УСН «Доходы минус расходы» | УСН «Доходы» |
---|---|---|---|
Затраты на продукты | 120 000 | 120 000 (оплачены) | 120 000 |
Заработная плата | 74 000 | 74 000 (выплачена) | 74 000 |
Страховые взносы | 26 000 | 26 000 (оплачены) | 26 000 (оплачены) |
Выручка от реализации | 360 000 | 360 000 | 360 000 |
Налоговая база | 140 000 (360 000 — 120 000 — 74 000 — 26 000) |
140 000 (360 000 — 120 000 — 74 000 — 26 000) |
360 000 |
Налог к уплате | 28 000 (налог на прибыль по ставке 20%) | 21 000 (налог УСН 15%) | 10 800 (360 000 × налог УСН 6% = 21 600 — 50% налога уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов) |
Данный пример рассчитан исходя из стандартной налоговой ставки УСН. В конкретном регионе может быть установлена более низкая ставка налога.
Если у вас крупное предприятие
Большой бизнес не может применять УСН из‑за установленных на спецрежиме лимитов по доходам и численности работников. Тогда переход на ОСНО при условии освобождения от НДС поможет снизить налоговую нагрузку и избежать незаконное дробление бизнеса.
Сравнение налоговой нагрузки с льготой по НДС и без нее
Если совмещаете налоговые режимы
Если ведете облагаемую НДС деятельность и деятельность, по которой применяете льготу по НДС, нужно вести раздельный учет таких операций и НДС (ст. 149 НК РФ). Распределение производится пропорционально доле облагаемой и необлагаемой НДС выручки. От правильного распределения зависит, сколько НДС можно принять к вычету при уплате налога по облагаемой деятельности.
Разрешается не вести раздельный учет и принимать к вычету НДС полностью только в случае, когда расходы на необлагаемую деятельность не превышают 5%. Но данное послабление не смогут применить компании общепита, поскольку льгота по НДС предоставляется при условии, что доля освобождаемых от НДС услуг общепита составляет не менее 70% от доходов.
Пример кафе с детской игровой комнатой
Можно ли отказаться от льготы для общепита по НДС и как это сделать
От льготы по НДС можно отказаться с любого квартала на срок от 12 месяцев и больше. Отказаться от льготы на полгода не получится. Нельзя также частично отказаться от льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ). Например, не платить НДС только по продажам юрлицам или с торговли напитками. При отказе от льготы весь НДС по приобретаемым материалам, услугам можно принимать к вычету.
Для отказа от льготы по НДС подайте заявление в произвольной форме в налоговую по основному месту учета. Срок подачи заявления — не позднее 1 числа квартала, начиная с которого решили не пользоваться льготой. Если крайний срок подачи заявления выпадает на выходной или праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
По окончании срока, указанного в заявлении, дополнительно обращаться в налоговую не нужно, если хотите начать пользоваться льготой. Если есть необходимость продолжать уплачивать НДС, то подайте заявление с отказом от льготы на новый срок.
Заявить об отказе от НДС‑льготы можно лично в налоговую, по почте или через бухгалтерскую программу. В СБИС удобно общаться с ИФНС по любым рабочим вопросам. Например, можете оперативно пояснить инспекторам расчет НДС, если получите такое требование от налоговой. Все учетные данные всегда под рукой, в едином окне компьютера или телефона.