Лепта вдовы
Христос плохо знал Храм — главную святыню и центр религиозной жизни еврейского народа — и недолюбливал это место. Однажды ученики, которые ориентировались в Иерусалиме лучше учителя, хотели обратить его внимание на красоту постройки, богатство украшений и даров.
«Видите ли все это? — сказал им Иисус. — Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне». И ничему он не хотел удивляться и радоваться, разве только бедной вдове, которая проходила мимо в эту минуту и бросила свой дар в сокровищницу храма. «Две лепты, что составляет кодрант», — уточняет евангелист Марк. И далее по Св. Марку: «Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».
Для пожертвований существовали специальные монеты — сикль и полусикль — ими торговали в храме.
Современный читатель вряд ли догадается, почему малый дар вдовы потребовал специального заступничества Иисуса. Не говорит об этом и Св. Марк. Мы-то сегодня знаем, что жертва на церковь — дело добровольное, кто сколько может — столько и дает. Но в Иерусалимском храме действовали совсем другие порядки. Лепты вдовы вызвали искреннее возмущение тех, кто присутствовал в храме. Скандал был такой же, как если бы кто-нибудь подарил на 9 Мая ветерану войны значок с портретом Гитлера.
Лепта — мелкая медная монета, 1/6 греческой драхмы. Мало того что эта сумма по номиналу раз в 12 меньше минимального размера дара в Храм, установленного Синедрионом, так на ней еще и изображено было что-то совершенно непотребное с точки зрения иудейского закона. Это могла быть голова царя, греческого или парфянского, изображение Афины Паллады с совой или просто сова без своей повелительницы. А то и раскоряченная в неприличной позе женщина — такие лепты до сих пор хранятся в нумизматических коллекциях. Закон строго запрещал вносить в Храм изображения людей или животных, а уж бросать их в сокровищницу!
Вертеп разбойников
Для пожертвований существовала специальная монета — сикль и полусикль — и торговали этими монетами тут же, в священной ограде Храма. И не только монетами, здесь же расположились лавки торговцев животными для жертвоприношений. Ягнята, козлята и даже голуби — все это стадо бекало, мекало и гулькало под сводами галерей, окружавших первые два двора Храма. Вся эта суета очень раздражала Учителя. Настолько, что один раз он не смог сдержать гнева и выхватил бич из рук погонщика, пригнавшего новое стадо жертвенных агнцев.
Вот как описывает все, что произошло дальше, Жозе Сарамаго в «Евангелие от Иисуса»: «Иисус, направившись туда, где сидели менялы, сказал своим: — Вот зачем мы здесь, — и тотчас принялся крушить и переворачивать столики, расталкивая и колотя продающих и покупающих, отчего поднялся шум и грохот столь невообразимые, что безнадежно потонули бы в них слова, им произносимые, если бы по необъяснимой странности не стал голос его звучней бронзового колокола: — Дом мой есть дом молитвы, вы же обратили его в вертеп разбойничий, — и продолжали лететь наземь столы меновщиков, рассыпались по земле столбики монет, к вящей радости иных зевак, бросившихся собрать эту манну».
Валютный обмен в Иерусалиме
Читателю, встречающему сегодня окошко «Обмен валют» десятки раз на дню в самых неожиданных местах, трудно понять, отчего Христос так разгневался на менял. И действительно, система валютного обращения в римских провинциях делала эту профессию жизненно необходимой. Римский денарий, греческие и парфянские драхмы, иудейский сикль, монеты уже разрушенного к тому времени Карфагена, золото, серебро, медь и бронза разных весов и достоинств, просто серебро в виде маленьких слиточков, ювелирный лом — все это буйство денег требовало внимания специалистов с весами, пробным камешком и большим опытом работы.
И беда не в том, что иногда менялы обманывали своих клиентов и отчаянно торговались при пересчете каждой лепты в ассарий (разница в цене составляла несколько копеек на сегодняшние деньги). Вина менял состояла в том, что они принимали самое непосредственное участие в сомнительной финансовой операции под названием «пополнение казны Храма».
Сикль по отношению к денарию
Сикль = шекель
Сикль — единственная валюта, которая пережила тысячелетия и сегодня является валютой Государства Израиль. В русском языке эта валюта называется «шекель». У единственного сохранившегося фрагмента Храма — Стены Плача — сейчас тоже стоит дарохранительница, наполненная шекелями, и металлическими, и бумажными.
На монетках, как и две тысячи лет назад,— чаша, виноградная кисть и ритуальный семисвечник менора.
Официальной валютой римских провинций был серебряный денарий (3,89 г), а также более мелкий сестерций (1/25 денария). Официальность его заключалась в том, что этими монетами жители провинций платили подати. Внести в иудейский храм такую монету не было никакой возможности, так как на ней изображались римские цезари и боги языческого пантеона. Поэтому местная администрация Иудеи получила, единственная из провинций, позволение чеканить собственную ритуальную монету — серебряный сикль. На нем изображалось то же самое, что и на священном сикле IV–V веков до н. э.: чаша и виноградная лоза.
Сикль был довольно крупной монетой — 14,55 грамма серебра. В описываемые нами времена сикль составлял недельную плату верному работнику. Дар в Храм, установленный еще в ветхозаветные времена, составлял «беку», или полсикля. Столько же составляла подать при переписи населения. Но вот как раз монеты в полсикля во времена императора Тиберия и не чеканилось. Хочешь внести пожертвование — покупай целый сикль или приводи с собой жену и вноси от двоих. И только жену! Складчина с другими родственниками осуждалась служителями храма. Стоил сикль у менял в ограде храма 5 денариев, то есть по весу серебра ровно на денарий больше, чем следовало бы. Но и это еще не все.
Жертвенные животные
Жертвенные животные продавались в храме только на сикли. И стоил ягненок два сикля — втрое дороже, чем на базаре вне стен храма. А если учесть, что большинство прихожан имели родственников в деревне и могли получать животных и вовсе задаром, то организация храмовой торговли представлялась людям возмутительным надувательством. Правила ничего не говорили о том, что животное должно быть куплено непосредственно в храме. Но иудейский закон регламентировал некоторые требования к жертвенному животному: ягненок, козленок или теленок должен быть без единого анатомического порока, нормально упитан, без парши или коросты, с чистой шкуркой под хвостом, и , как особо отмечает закон «должны быть изгнаны прочь те, кто принес жертву, у которой ятра (мужские половые железы. — Ред.) разбиты, раздавлены, оторваны или вырезаны».
Уж не знаем, как там с ятрами, но шансов пригнать своим ходом козленка из Галилеи (путешествие занимало у паломников 12 дней) без колтунов у простых иудеев не было. Служители храма браковали скот за надорванное ушко, оцарапанный бок и другие мелкие дефекты. Такое животное можно было продать за оградой храма перекупщику за денарий и купить уже снова в лавках на паперти за сикль. Жертвенные животные из «лицензированных» лавок принимались служителями храма в любом состоянии.
И наконец, самым эффективным способом пополнения казны Храма был валютный арбитраж. Цена на золото в Иерусалиме была значительно ниже, чем в Риме. 1 грамм золота в метрополии стоил 12,6 грамма серебра, а в восточных провинциях за тот же грамм золота давали 4,7 грамма серебра. Менялы у храма разменивали золотую монету (римские ауреусы или персидские дарики) на сикли, золото отправлялось в Рим, где на них покупалось слитковое серебро, из которого в Иерусалиме снова лили сикли на собственном монетном дворе. Арбитраж с 300% прибыли на одну операцию — такое не снилось валютным спекулянтам ни до, не после Христовой эры. Вот на весь этот хорошо поставленный бизнес Иисус и посягнул.
«Отдавайте кесарево кесарю»
Есть и еще одна версия, объясняющая неадекватно жесткую реакцию администрации Храма на действия Христа. За два года до последнего визита Иисуса в Иерусалим фарисеи уже жаловались в метрополию на действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Он фактически силой заставил Синедрион оплатить из средств Храма ремонт иерусалимской канализации. Во всех провинциях деньги, собираемые в виде местных налогов, формировали бюджет провинции или города и расходовались на благоустройство. Лишь в Иерусалиме налог носил ритуальный религиозный характер и деньги поступали в полное распоряжение Синедриона. Такая ситуация не устраивала не только Пилата, но и многочисленные партии диссидентов, представители которых не только ходили по улицам древнего города за бродячими пророками, но и даже имели свое крыло в Синедрионе, среди саддукеев.
Приведем известный сюжет из Нового завета (Мар. 12–15 и далее):
— Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить его (Иисуса) в словах. И посылают к нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли ему денарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Многие интерпретаторы Нового завета толкуют этот сюжет буквально: Христос предлагал передать управление над казной Храма римской администрации. Очевидно, что деятельность такого опасного смутьяна требовала, по мнению фарисеев, немедленных мер пресечения. И тем более удивительно, что за поимку Иисуса была назначена такая низкая плата.
Легендарные сребреники
Тридцать сребреников — легендарная цифра, интересно, что же можно было купить за эти деньги. По Тациту, денарий был ежедневной платой солдату во времена Тиберия. В период дороговизны за денарий можно было купить хиникс (около литра) пшеницы и три хиникса ячменя. Сребреник, а это уже хорошо знакомый нам серебряный сикль, был по содержанию серебра в четыре раза весомее денария. Так что получается, выгода Иуды состояла в паре мешков пшеницы. Трудно поверить, что Иуда, выполнявший обязанности казначея партии Христа, соблазнился столь незначительной суммой. Новый завет донес до нас историю незначительного инцидента между Учителем и Иудой, в основе которого лежала сравнимая с 30 сребрениками сумма. За неделю до Пасхи, в субботу 8 нисана, Христос достиг пригорода Иерусалима — Вифании, — где и остановился в доме у Симеона Прокаженного. Мария, прислуживавшая за столом, внесла во время обеда кувшин с благовониями и умастила ноги Христа. После чего нарочно разбила полный драгоценной жидкости сосуд, соблюдая обычай уничтожать посуду, которая служила при приеме особо почетного гостя. Комната наполнилась дивными ароматами к удовольствию всех присутствующих, кроме скупого Иуды. Казначей сразу подсчитал, сколько можно было бы выручить денег, продав благовония. Сегодня мы знаем, что стандартный 2,5-литровый кувшин мирры стоил в то время около 20 серебряных сиклей. Когда Иуда заметил Учителю, что эти деньги можно было бы положить в кассу и затем раздать бедным, Христос резко возразил: « Нищих вы всегда имеете с собой, а меня не всегда имеете».
Серебро Пилата
Лепта канула в евро
Название монеты происходит от древнегреческого π (лептос — мелкий, тонкий). Эта медная или бронзовая монета вошла в употребление после Александра Великого (356–323 гг. до н. э.) В Греции нового времени лепта употреблялась с 1827 по 2002 год, когда была заменена евроцентом.
Есть в истории о предательстве Христа и еще один сюжет, связанный с деньгами, только со значительно большими, чем 30 сребреников. Апокриф под названием «Деяния Пилата» утверждает (кстати, эти сведения подтверждаются и Иосифом Флавием), что за неправосудное решение по делу Христа Пилат получил от первосвященника Киафы 30 талантов серебра. Вот эта сумма заслуживает внимания. Ветхозаветный талант — 3000 сиклей, то есть около 43 килограммов серебра. Мы знаем, что годовое жалованье Пилата составляло около 3000 денариев в год, именно такую сумму он имел право удержать из собираемых податей в свою пользу. Итак, взятка римскому чиновнику составила приблизительно жалованье за четыре года.
Аппетиты Пилата следует признать очень умеренными по сравнению с нашими временами. Тем более что апокрифы утверждают: 30 талантов были истрачены прокуратором на жалованье солдатам своей когорты.
Сколько сегодня стоит лепта вдовы?
Помните Евангельский рассказ: Сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12: 41-44)
Знаете, сколько сегодня стоит подлинная монетка лепта времен Христа? Такая лепта, которую положила женщина в копилку Иерусалимского Храма?
Мне это было чрезвычайно интересно и самому.
И вот, гуляя по Иерусалиму, я нашел ответ на этот вопрос. Но, по порядку.

На Святой Земле масса магазинчиков с самыми разнообразными товарами. Бойся посмотреть в их сторону, не то к тебе кинутся продавцы и попытаются затащить в свою лавку. Впрочем, даже если не смотреть в их сторону, все равно попытаются.

Есть и антикварные лавки. Там представлены различные вещицы, найденные в археологических раскопках. Сами понимаете, находок в этих местах просто море. Предполагаю, что какие-то являются подделками, однако сертификаты подлинности, подтвержденные археологическими организациями, да даже сама цена убеждают, как кажется, в их подлинности. При многих магазинчиках в определенные часы принимают сертифицированные эксперты и дают консультацию по вопросам подлинности приглянувшегося вам предмета. Думается, что интересующиеся подобными товарами – также люди не с улицы, поэтому могут по каким-то признакам определить, подлинная вещица или нет. Какой резон рисковать магазину репутацией, если это серьезное заведение?
В одном месте я приценивался к глиняной простенькой лампадке 2-го века. Это простая плошка, но с сертификатами и сопроводительными документами. Ее цена была 700 долларов. Я пытался сбить цену и торговался. Но продавец скинул до 550 долларов – и не меньше. Объясняет: «Какой мне смысл продавать дешевле, если я сам за 350 купил у копателей?»
Так что по вопросу подлинности у меня четкого ответа нет.

Увидев нумизматическую лавку, я поспешил зайти. Здесь представлены почти все монеты времен Христа. Ищу и нахожу лепту. Беру в руку эту крошечную монетку, времен Спасителя, осматриваю. По всем признакам – самая настоящая.
– Сколько стоит?
– Двести сорок долларов.
Спрашиваю, можно ли сфотографировать, чтобы показать ее размер в сравнении с другими, знакомыми нам монетами? Продавец кивает.

Ищу в кармане русскую мелочь, но карманы пусты. Бросаюсь на улицу и высматриваю русского туриста. Через несколько секунд вижу пару женщин, разговаривающих по-русски. Подхожу к ним: «Простите, вы не можете дать мне пару русских металлических монет?»
Смотрят на меня, как на идиота. Странный попрошайка. Просил бы доллар, а то русские монеты, на которые ничего не купишь.
Объясняю: «Мне на минуту».
Они колеблются. Убежать от такого странного попрошайки? С другой стороны, пара русских монет – не такой уж страшный удар по кошельку. Дают. Напоминают: «На минуту».
Улыбаюсь, чтобы разрядить обстановку.
Итак. Перед вами – лепта, самая мелкая монетка времен Христа. На такую монетку можно было выторговать гранат, маленькую веточку винограда. Едва ли продали бы что-то большее.
Монетки всегда были неровными – их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались. Признак подлинной лепты – нечеткое, почти стертое, изображение.
Монетка крошечная, меньше нашей копейки. Впрочем, по фотографии и так видно.

Эту фотографию я сделал во Францисканском археологическом музее Иерусалима. Перед нами – форма для отливки лепты с монетками. 1-й век нашей эры, то есть время Христа.

Рядом в этом музее – витрина с другими монетами. Все они интересны, но говорить об этом мы не будем. Обратите внимание на уникальный прямоугольный слиток – мину.

Если вам это слово ни о чем не говорит, напомню фрагмент из 19-й главы Евангелия от Луки:
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

В магазине Русской Духовной миссии (у порога Судных врат) есть вот такие эксклюзивные украшения, сделанные из настоящих древних вещиц. Представляете, сережки с монетками лепта.
Кстати, еще про нынешнюю стоимость древних монет. Серебряная монета динарий времен Христа стоит 700 долларов.
2 лепты сколько это в рублях
Офис Москва: г. Москва, ул. Тверская, 12 Станция метро: Чеховская, Тверская, Пушкинская
Телефоны: 8-800-333-14-77 (Россия бесплатно), +7 (903) 006-00-44
Время работы: Пн-Пт: 9-00 до 19-30, Сб-Вс: 10-00 до 18-00
Офис Санкт-Петербург: г. Санкт-Петербург, Невский проспект 44, 5 этаж, офис 11
Телефоны: +7-812-424-33-54
Время работы: Пн-Пт: 10-00 до 19-00
Суббота: с 11:00 до 16:00, Вс: выходной
Офис Краснодар: г. Краснодар, ул. Красная 113, 2 этаж, офис 206.
Телефоны: +7-861-217-66-87
Время работы:Пн-Пт: с 10:00 до 19:00, Сб — Вс: выходной
2001-2023 © Клуб Нумизмат
0.81264805793762
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Клуб Нумизмат обязательна. administrator@numizmatik.ru
Предложение, по всем представленным товарным позициям, не является публичной офертой.
Монеты Греции номиналом 2 лепты (лепта)

Греция — одно из первых государств в мире, на территории которого появились монеты, следовательно, нумизматическая история этой страны очень богата и разнообразна.
В 1830 году Греция стала независимым государством в том виде, в котором мы знаем её сегодня. В 1833 году была введена национальная денежная единица — драхма, которая состояла из 100 лепт. Дважды в новейшей истории Греция переживала деноминацию. В 1944 году курс обмена старой драхмы на новую составил 1 к 50 миллиардам, а в 1954 году — 1 к 1000.
В новой нумизматической истории Греции можно выделить пять этапов.
I. Правление короля Павла I (1954-1965 годы).
II. Правление короля Константина II (1966-1973 годы).
Для выпуска монет этих периодов характерны изображения правителей.
III. "Режим Полковников" (1973-1976 годы). На монетах появляется изображение Феникса и возвращается сова, которая была изображена на афинской тетрадрахме.
IV. Греческая Республика (1976-2001 годы). Этот период насыщен разнообразием, как номиналов монет, так и разнообразием изображений.
Монеты 10 и 20 лепта с изображением быка и головы лошади выпускались в 1976 и 1978 годах.
До 1986 года в обороте была монета 50 лепта, на которой изображен герой Освободительной войны Маркос Боцарис.
Корвет «Агамемнон» украшает аверс 1 драхмы, однако на реверсе до 1986 года был адмирал Канарис, а с 1988- героиня революции Ласкарина Бубулина.
Герои революции Георгиос Караискакис и Манто Маврогенус нашли свое место на монетах номиналом 2 драхмы.
На крупных номиналах увековечены древнегреческие деятели Аристотель, Демокрит, Перикл, Гомер и Александр Македонский.
V. Греция в составе Евросоюза.
Главной особенностью греческих евро является то, что сохранено историческое название разменных монет — лепта.
Национальную сторону украшают корабли (триера, трехмачтовый корвет и современный танкер), выдающиеся греки (Ригас Велистинлис, Иоаннис Каподистрия, Элефтериос Венизелос) и символы древнегреческой мифологии (сова и бык, похищающий Европу).
Разнообразием тем порадуют нумизматов и юбилейные монеты 2 евро. На них можно увидеть Олимпийские Игры, исторические события, исторических личностей и архитектурные памятники Древней Греции.
В нашем магазине Вы сможете найти не только греческие монеты, но и качественные недорогие нумизматические альбомы для них.