Проверено на себе: как я работала смотрителем музея
Сегодня современные музеи стараются найти новые способы подачи информации и общения с аудиторией: из складов с древними артефактами они хотят превратиться в культурные центры, где люди будут встречаться, общаться, обмениваться идеями и получать новые знания и впечатления. Для этого кураторы выставок придумывают интерактивные форматы, менеджеры проектов собирают временные экспозиции со всего мира, экскурсоводы создают бесплатные аудиогиды и только смотрители не всегда могут найти себе место в этом новом мире музея. Зачастую их могут заменить камерами наблюдениями, но возможны ли такие перемены в провинциальном музее, структура работы которого не меняется уже на протяжении 20 лет?
Безусловно в таких музеях есть свое очарование, хотя там почти и не появляются новые экспонаты, в каждом зале за вами следит строгая тетенька-смотритель, а единственная необычная вещь в музее – местная кошка, периодически задевающая хвостом ценные артефакты.
Наш корреспондент провела один день в роли музейного смотрителя и рассказала, о всех тонкостях работы типичного ярославского музея.
На часах ровно десять.
Поднимаясь по скромной лестнице музея, расположенного в самом центре Ярославля, я с предвкушением фантазирую, как может пройти мой сегодняшний день в роли смотрителя одного из главных музеев города. Останавливаясь в первом зале музея, я, к своему удивлению, оказываюсь в темноте и натыкаюсь на гуляющую мимо музейных экспонатов кошку – самого верного любителя ярославской истории.
Очень сложно застать толпу народа в музее в будний день, поэтому местные работники не торопятся: одна из старших смотрительниц, внезапно появившаяся из темноты, медленно подходит ко мне, приветствует и тихим голосом сообщает то, чем мне предстоит заняться ближайшие семь часов.
Музей, в который меня отправили на практику в качестве смотрителя, работает с 1985 года и имеет особую популярность среди иногородних туристов, которые обычно с упоением разглядывают все экспонаты, сосредоточенно изучают сопроводительные этикетки и восхищаются историей нашего города. Тем не менее, несмотря на постоянный поток туристов, многие из которых, как правило, жители столицы, среди местного населения музей не пользуется большим спросом (не считая юных школьников и студентов, которых стадом пригоняют в музей и заставляют пожирать глазами окружающие вокруг предметы).
Кажется, что развитие музея остановилось еще в конце XX века: за огромными стеллажами находятся экспонаты, многие из которых являются распечатанными на принтере копиями, либо макетами, требующими срочного восстановления, чем дальше от залов, посвященных древней истории города, тем скучнее становится наблюдать за развитием Ярославля в течение нескольких веков. Верным способом привлечь внимание и разбавить пустоту музейных залов в будни, будет полное изменение подачи информации. Например, вместо скучных экспонатов с сопроводительными этикетками музей может попробовать включить в свои экспозиции инновационных помощников.
Проходит час.
В залах музея начинают появляться первые посетители, которые с осторожностью осматривают экспонаты. Поскольку в то время, когда в залах музея есть люди, мне нельзя доставать ни книгу, ни мобильный телефон, ничего не остается делать, как внимательно рассматривать туристов, к моему удивлению, изучающих с большим вниманием то, что находится под стеллажами. В погоне за новым объемом знаний, некоторые из них осторожно подходят ко мне и начинают задавать вопросы, касающиеся представленных экспонатов. Однако на большинство из них я с трудом могу ответить, чем вызываю удивление со стороны туристов – ведь смотритель должен знать все.
Проходит еще несколько часов.
Я усиленно борюсь с дремотой и стараюсь наблюдать за посетителями. Вдруг музейную тишину нарушает шум.
На лестнице слышатся шаги людей, направляющихся в центральный зал музея. Одна из смотрительниц шепчет другой: «Сегодня в музее тематическое занятие». После этих слов мимо меня начинают проходить туристы, колонну которых возглавляют сотрудники музея, одетые в костюмы времен «Войны и мира» Л. Н. Толстого.
Музей старается хоть как-то привлекать внимание туристов, которые уже давно выучили наизусть все постоянные экспозиции, но любовь к истории вновь привела их в это место. Такие тематические мероприятия, конечно, не заменят обновленные стеллажи с экспонатами или аудиогиды, зато точно привлекут посетителей, которым захочется посмотреть на театральные способности сотрудников музея. И именно благодаря работникам музея, не стесняющихся напяливать на себя пышное платье в перерывах между научной деятельностью, это место продолжает жить, пусть и без свежего ремонта, уникальных находок и больших зарплат сотрудников.
Должностная инструкция смотрителя музея
В должностной инструкции смотрителя музея даны его должностные полномочия, квалификационные требования и параметры ответственности за нарушения. Поскольку инструкция обладает юридической значимостью, а её качество исследуется при проверках Роструда, ФСС и ПФР, от работодателя требуется повышенное внимание к написанию и оформлению данного документа.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Образец должностной инструкции смотрителя музея
1. Общие положения
- Смотритель музея подчиняется заместителю директора музея по АХЧ.
- Смотритель музея нанимается и увольняется приказом директора музея.
- Требования по трудовому опыту к кандидату не предъявляются.
- Кандидат на эту должность обязан иметь образование искусствоведческого профиля.
- При временном отсутствии смотрителя (лечение болезни, отпуск и т.д.) его обязанности выполняет другой сотрудник музея, назначенный замдиректора музея по АХЧ.
- Смотритель музея должен разбираться в:
- нормативно-правовой базе, регулирующей его деятельность;
- значимости и роли музея и его фонда;
- нормах взаимоотношений с посетителями музея;
- правилах, регулирующих осмотр и обращение с музейными ценностями;
- правилах, регулирующих поведение посетителей музея;
- кадровом составе персонала музея;
- порядке действий при возникновении ЧС;
- нормативах безопасности и иных требованиях, обязательных к соблюдению в музее;
- графике работы музея.
- Смотритель музея руководствуется:
- соответствующей документацией музея;
- профильными нормами и законами;
- сведениями из должностной инструкции.
2. Функции
Смотритель музея отвечает за следующие задачи:
- Общий контроль поведения посетителей музея.
- Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
- Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
- Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
- Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
- Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
- Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
- Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
- Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
- Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.
3. Ответственность
Смотритель музея отвечает за следующие проступки:
- Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
- Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
- Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.
4. Права
Смотритель музея обладает правами:
- Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
- Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
- Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
- Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
- Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.
Особенности создания должностной инструкции
В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.
Стандартная инструкция включает 4 раздела:
- Общие положения.
- Трудовые функции работника.
- Вероятную ответственность за нарушения.
- Должностные права.
Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:
- Особенности труда.
- Должностные взаимосвязи.
- Принципы оценки сотрудника (KPI).
- Правила, регулирующие изменения инструкции.
- Иные моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.
Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.
Общие положения
Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:
- Кто руководит работником.
- Каков процесс его найма и увольнения.
- Какие положения регулируют его действия.
- Каким требованиям по уровню опыта, образования и владения практическими умениями должен соответствовать кандидат на позицию.
- Прочие параметры общего характера.
Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.
Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.
Функции
Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:
- Профильные — те обязанности, которые характерны для конкретной профессии.
- Вспомогательные — их перечень зависит от особенностей должности, трудовой политики нанимателя и иных факторов.
- Обязательные — они входят в инструкции для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, норм охраны труда и т.д.
Если работодатель хочет увеличить степень управляемости сотрудником, то он может в отдельном параграфе обязать его «Выполнять иные поручения своего руководителя», оговорив, что эти распоряжения не могут выходить за пределы, обозначенные в трудовой документации.
Ответственность
Этот раздел составляется в упрощенном виде, поскольку сложность и объемность существующего законодательства, регламентирующего наказания за должностные нарушения, препятствуют его полноценному включению в инструкцию. Поэтому описание ответственности ограничивается несколькими пунктами, в общем виде описывающих вид нарушения и соответствующее наказание.
Права
Значимость прав, предоставленных сотруднику его нанимателем, как и их объем, зависят от специфики конкретной должности, её важности, отраслевых особенностей и других параметров. Если сотруднику предоставляются дополнительные льготы, то их также можно поместить в этот раздел. Так, здесь можно описать повышение работником своей квалификации за счет нанимателя или компенсацию части его рабочих расходов (связь, транспорт и пр.).
Написание должностной инструкции проходит ряд стадий:
- Составление чернового варианта с опорой на типовые инструкции, справочники профессий и отраслевые стандарты.
- Его обсуждение с юрисконсультом, секретарем-делопроизводителем и кадровиком на предмет соответствия законодательству и внутренним правилам организации-работодателя.
- Составление чистового варианта и его печать на бланке организации, с учетом правил оформления деловой документации.
- Подписание чистовика руководителем организации-работодателя и лицами, которые согласовывали составление инструкции.
- Проставление подписи работником, который, таким образом, соглашается с параметрами документа.
Внимание! Сотрудник вправе затребовать в кадровой службе работодателя свою отдельную копию инструкции. Она предоставляется ему в виде бумажной копии или электронного файла, выложенного во внутреннюю сеть. Во втором варианте из копии документа предварительно удаляется персональная информация.
Кто такой музейный смотритель и чем он занимается?
Всех специалистов, которые работают в музеях и галереях, принято называть общим термином – «музейный работник». Однако это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество разных специалистов:
Обывателю довольно трудно разобраться, кто из них за что отвечает. К примеру, чем занимается музейный смотритель и в чем суть его работы?
Особенности профессии музейный смотритель
У профессии музейного смотрителя достаточно много стереотипов. Чаще всего их представляют в виде женщины пенсионного или предпенсионного возраста, которая сидит на стуле в музейном зале и повышает голос, если кто-то пытается дотронуться до картины или скульптуры.
Доля правды в этом стереотипе, конечно, есть. Но на самом деле у музейного смотрителя гораздо больше обязанностей, чем следить за посетителями. В первую очередь он несет ответственность за сохранность музейных экспонатов, поэтому все чаще на эту работу нанимают мужчин с крепким телосложением, а вовсе не бабушек.
При этом сам музейный смотритель должен хорошо разбираться и в искусстве, и в людях. Иными словами, его работа с первого взгляда выявлять проблемных и подозрительных личностей, которые могут что-либо украсть или испортить дорогую картину.
Именно из-за невнимательности смотрителя могут случиться серьезные проблемы. Как это было в январе 2019 года в Третьяковской галерее, где вор просто-напросто вынес картину Архипа Куинджи «Ай Петри» прямо на глазах у изумленной публики.
Обязанности музейного смотрителя
В перечень ключевых обязанностей музейного смотрителя можно отнести следующее:
наблюдение за представленной в музее экспозиции;
отслеживание сохранности выставленных произведений искусства и нормам их содержания;
контроль поведения посетителей;
помощь при работе с различными экспозициями.
Осуществление этих обязанностей возможно, если смотритель музея имеет следующие знания:
справочные данные по работе музея;
специальная учетная документация.
При трудоустройстве любой смотритель музея подписывает трудовой договор, а также документ о материальной ответственности. Иными словами, за любую кражу и порчу имущества он будет расплачиваться из своего кармана. Если объект представляет культурную и историческую ценность, то может наступить и уголовная ответственность. Все это прописывается в должностной инструкции смотрителя музея.
Требования к смотрителю музея
Бытует мнение, что к музейному смотрителю нет особых требований и в связи с этим занимать данную должность может любой человек вне зависимости от уровня подготовки. Но на самом деле данный концепт на сегодняшний день не является актуальным и существует ряд требований, которым он должен соответствовать:
образование в области искусства;
знание человеческой психологии и особенностей поведения;
навыки использования музейного оборудования;
отсутствие медицинских противопоказаний.
Место работы музейного смотрителя
Данная должность представлена исключительно в музеях и галереях, поэтому вариантов для трудоустройства у них крайне мало. Обычно в этих организациях специалистам предлагается сменный график, а работать необходимо в течении всего времени открытия музея.
Где выучиться на музейного смотрителя?
Образовательного учреждения, которое бы предлагало подобное образование, на сегодняшний день не существует. Более того, долгое время в качестве музейных смотрителей брали людей без профильного образования. Знакомство с обязанностями и принципами работы музея или галереи происходило уже в процессе трудовой деятельности.
Сейчас, правда, требования к смотрителям постепенно меняются и требуются сотрудники с гуманитарным образованием:
Особенно такая ситуация характерна для крупных столичных музеев и галерей.
Личностные качества профессии музейный смотритель
В список необходимых для работы в данной области качеств можно отнести следующее:
Сколько зарабатывает смотритель музея в месяц?
Представители данной профессии имеют весьма низкий уровень заработной платы, которая колеблется в районе от 10 000 до 15 000 рублей в месяц. Стоит также отметить, что этим сотрудникам музея также полагаются ежеквартальные премии, но они незначительно влияют на общую сумму.
График работы музейного смотрителя помогает совмещать данный род деятельности с учебой или иной работой. Поэтому чаще всего музейными смотрителями становятся люди пенсионного возраста, чтобы иметь дополнительный источник дохода, помимо пенсионных выплат.
Плюсы и минусы профессии музейный смотритель
К числу положительных моментов данной профессии следует отнести следующее:
Музейный смотритель. Взгляд изнутри.
Смотрители музеев — как правило, пенсионеры. Активная молодежь считает такую работу скучной, да и зарплата у нас маленькая — у меня выходит 9000 рублей в месяц. Хотя сейчас в музеи нередко приходят трудоустраиваться относительно молодые люди с высшим образованием.
Я по профессии швея. Работы у меня всегда было много: встречи с клиентами, примерки, пошив одежды, заказы на дом. А вот когда вышла на пенсию, стало не хватать привычного ритма жизни.
Однажды прочитала объявление о вакансии смотрителя и решила попробовать. Думала, немного поработаю, а там как сложится. Уже пятый год как на посту.
Когда в музей устраивалась, специального образования не требовалось. Я сказала, что люблю искусство и посетила много музеев, в итоге меня взяли. Это спровоцировало еще больший интерес и желание глубже изучить искусство.
Нам запрещено читать, вязать, разговаривать по телефону во время рабочего дня. Если гости обращаются — можем показать, рассказать, что и где находится, на какую экспозицию пойти.
Главная задача — это сохранность экспонатов и порядок в зале. Если человеку стало плохо — звоню администратору. У него есть аптечка. На случай хулиганства или попытки воровства есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем полицию. На моей практике, слава богу, краж не было. Да и хорошая система защиты стоит.
Злых смотрителей лично я не встречала, может, это только в крупных музеях, где поток туристов большой. Музейные смотрители — доброжелательные, приятные и интеллигентные женщины. Да, мы не разрешаем трогать экспонаты руками и иной раз можем сделать замечание посетителям, но лишь потому, что это наша работа. И мы всего лишь выполняем должностную инструкцию.
Старушка лет 70, дремлющая на стуле, — стереотип из прошлой жизни.
Давать пояснения и рассказывать посетителям об экспонатах не входит в наши обязанности — для этого есть научный сотрудник. Рассказывают экскурсоводы, но на какие-то вопросы и мы можем ответить, чтобы не показаться невежливыми. Главное, что от нас требуют, — знать точное местонахождение экспоната.
Тянет ли в сон? Бывает. Особенно когда в залах тихо и нет посетителей. Тогда стараюсь взбодриться: встану, постою или по залам пройдусь. Смотрю на картины и замечаю, что каждая из них каждый раз открывается мне по-новому: замечаю какую-то деталь, которую раньше не видела. Когда народ есть, работа не утомляет и время проходит быстро.
Присесть, конечно, можем, когда посетителей нет. А когда большой наплыв, ходим и ходим — устаю, не без этого.
Посетителям нельзя сидеть на стульчике для смотрителя. Для этого в залах есть специальные банкетки для гостей. Но если людей много в зале, то делаем исключение. У нас сажают экскурсантов, а научный сотрудник рассказывает. В больших музеях посетители попросту садятся на пол и слушают экскурсию, особенно если экскурсия многочасовая.
Сумки и рюкзаки в зал проносить нельзя. Их нужно оставлять в гардеробе. Но так как их все носят, я разрешаю их брать в руки. На плече и за спиной нельзя — заденет картину. Небольшую сумочку можно, но ее опускают вниз. Также не разрешаю пить воду в зале: влажность для картин вредна, а еще воду могут пролить и нанести тем самым ущерб музею.
Посетители бывают разные. К нам приходят и группы школьников, и студенты, и взрослые. С гостями надо быть вежливой и внимательной. Спокойно наблюдать, но знать меру, чтобы не стать раздражителем для посетителя.
Одна дамочка однажды высказала мне: «Что вы за мной ходите постоянно, что смотрите?» Как будто не знает, что это моя работа ходить и смотреть — беречь имущество музея.
Заходят к нам и иностранцы.
Недавно были туристы из Польши и парочка из Италии. И китайцы — всегда в хорошем настроении и с хорошими фотоаппаратами.
Интересно наблюдать за родителями с детьми. Одни объясняют что-то детям, те внимательно слушают. А иногда ребенок дергает: мама, это что, это что? А мама во «ВКонтакте».
А вообще, мы делим всех посетителей на три группы, в музее можно стать настоящим психологом. Первая — знатоки, ценители искусства. Их выдает восторженное выражение лица. В музей приходят как на праздник. Вторая — люди, которые хотят приобщиться к искусству и мало о нем знают. И третья — все те, которым подойдет определение «зашел из любопытства». Вот это та категория, которая значительно портит нам нервы. «Молодой человек не трогайте, пожалуйста, экспонат!» — так и хочется крикнуть им через весь зал.
Общество за последние десять лет изменилось, стало интереснее, что ли. Многие увлекаются живописью, графикой, стрит-артом. Молодежь сейчас продвинутая, смелая и открытая всему новому. Мне это импонирует. Иной раз задают такие вопросы, что впадаешь в ступор, тогда на помощь приходит научный сотрудник. Или, наоборот, совсем глупость спрашивают. Больше всего запомнилось: «А вам не тяжело целый день сидеть на стульчике и ничего не делать?». Еще такой вопрос был: «Вы, наверное, маленькую зарплату получаете?». Это любопытство способно вывести из равновесия и не совсем этично. Но моя задача — быть вежливой и корректной.
Радуют посетители, которые внимательно рассматривают картины, с задумчивым или восхищенным взглядом. Таких и сразу видно — пришли «пообщаться» с искусством. Вызывают раздражение нарушители порядка, которые громко разговаривают, бегают по залу, пытаются потрогать экспонаты руками. Часто люди уходят от нас воодушевленные и с улыбкой на лице. Это значит, что свою миссию музей выполнил!
Мой любимый зал — где представлены картины в пейзажном жанре в работах И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Они вдохновляют. Природа не может не вдохновлять! Смотришь на них — как будто живые, и вот ты уже на берегу моря или в лесу под раскидистой елью…
«Черное море» — моя любимая картина. Она была написана в 1881 году Иваном Айвазовским. Он был наделен особым талантом изображать морскую стихию, и в этом ему не было равных. На этой картине только море и небо, но именно этим она завораживает и притягивает взгляды: все гениальное — просто.
Наш музей каждый год участвует в акции, посвященной Международному дню музеев — «Ночь музеев». В это время приходит большое количество людей, даже те, кто ни разу в музее и не был. Мы готовим специальную программу: новые выставки, мастер-классы, авторские экскурсии и концерт. А научные сотрудники приберегают специально к этому событию что-то новое: выставку одного дня, мастер-класс — то, что не рассказывают в обычные дни. Такой «уровень открытости» требует и повышенной бдительности от нас. Своим гостеприимством и доброжелательностью мы даем понять посетителю, что он здесь желанный гость. Ведь хорошо принять — это и себе доставить удовольствие.
Мне нравится моя работа. Я получаю эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. К тому же мы участвуем в мастер-классах, выставках и выездных мероприятиях. А еще нам предусмотрено бесплатное посещение любых музеев России как работникам музея — при предъявлении удостоверения.
Свободное время провожу с детьми и внуками. Летом на дачу уезжаю. Стараюсь больше путешествовать: то на море уеду, то к родственникам в Санкт-Петербург. Этой зимой в Финляндию ездила.
Жизнь меняется, планы тоже. Думаю, еще года два-три поработать, а там время покажет. Что буду делать, если уйду с работы — однозначно, приобщать внуков к искусству.