Что это и для чего
Перейти к содержимому

Что это и для чего

  • автор:

Что такое программирование простыми словами: для чего нужно, языки программирования

Что такое программирование

Программирование — это алгоритм, процесс, искусство написания кода. Код пишется для создания программ, при этом разработчики используют разные языки программирования. Каждый язык отличается друг от друга, например, поддерживает разные парадигмы. В свою очередь, изначально правильно выбранный язык может оптимизировать процесс создания программы, сделать его более продуманным и быстрым. Раньше программирование осуществлялось на машинном коде, но сейчас такой подход практически не используется. Таким образом, программист пишет исходный код, тестируют его и занимается отладкой компьютерной программы.

Простыми словами, программирование — это процесс создания компьютерной программы.

Простейшая программа на JavaScript

Простейшая программа на JavaScript

Для чего нужно программирование

Дисклеймер: вы не станете программистом, когда закончите читать эту статью. Для овладения навыками программирования необходимы года упорной работы, а еще практика и обучение, выходящие за рамки этой статьи. Однако, вы познакомитесь с основами и узнаете, что такое программирование на самом деле.

  • Программирование нужно, чтобы создавать программы и приложения. Без программирования сделать это — невозможно.
  • Программирование — составление набора инструкций для выполнения конкретных задач компьютером. А язык программирования — это язык, который используется для написания этих наборов инструкций.
  • Программа — это набор пошаговых инструкций, которые направляют компьютер на выполнение любых задач и получения желаемых результатов.

Зачем изучать программирование

Есть по крайней мере три веские причины для изучения программирования:

  • Это полезно.
  • Это перспективно.
  • За это хорошо платят.

Во всех этих отраслях экономики используется программирование

Во всех этих отраслях экономики используется программирование

Еще несколько причин научиться кодингу:

  1. Программирование помогает понять компьютеры. Компьютер — всего лишь инструмент. Если вы научитесь писать простые программы, вы получите больше знаний о том, как работает компьютер.
  2. Написание программ повышает уровень разработчика. Многие из них находят подлинное удовлетворение в создании набора инструкций, которые решают сложную проблему.
  3. Изучение программирования позволит быстро понять, есть ли у вас аналитический склад ума, математические способности и хорошая память.
  4. Даже если вы решите, что кодинг не для вас, понимание процесса, безусловно, повысит вашу ценность как специалиста, особенно, если вы работаете в смежных тематиках.

Код на языке «Питон»

Код на языке «Питон»

Чем занимаются программисты

В целом, работа программиста заключается в поиске и преобразовании решений, составлении задач и переводе таких задач в конкретные инструкции для компьютера. То есть, программист:

  1. Готовит инструкции для компьютерной программы.
  2. Запускает эти инструкции на компьютере.
  3. Тестирует программу, чтобы убедиться, что она работает правильно.
  4. Вносит в нее исправления.
  5. Пишет отчет о программе.

Вышеописанные действия могут выполняться как одним разработчиком, так и сразу несколькими. Но обычно программист взаимодействует со множеством людей сразу. Например, если программа является частью системы из нескольких программ, программист координирует свои действия с другими программистами, чтобы убедиться, что программы хорошо сочетаются друг с другом.

У такого специалиста очень много дополнительных обязанностей, включая коммуникацию с другими членами команды.

Это не только сидение за компьютером. Также разработчики проводят координационные встречи с пользователями, менеджерами, системными аналитиками и с коллегами, которые оценивают их работу.

Это не только сидение за компьютером. Также разработчики проводят координационные встречи с пользователями, менеджерами, системными аналитиками и с коллегами, которые оценивают их работу.

Языки программирования: от простых к сложным

Что такое язык программирования

Это набор правил, позволяющий объяснить компьютеру, какие операции необходимо выполнять. Существует далеко не один язык, но изучать их все совсем не обязательно.

Ниже мы расположили языки по сложности изучения.

Go — гораздо более простой язык, чем даже Python или JavaScript. По сложности изучения он близок Python. Однако его, возможно, немного сложнее изучать, в основном из-за того, что он маскируется под низкоуровневый язык, хотя на самом деле таковым не является.

Синтаксис Go

Развернуть приложение, разработанное на Go — очень просто по сравнению с другими языками.

PHP считается простым языком для тех, кто только начинает изучать кодинг. Но как и любой другой язык, PHP имеет свои правила кодирования, аббревиатуры и конструкции.

Синтаксис PHP

Этот язык прост, но он также включает в себя и сложное поведение, например, безопасную отправку и получение данных на другой сервер.

Синтаксис JavaScript

Кроме того, в в новые стандарты JS было добавлено множество дополнительных синтаксисов, так что вам придется выучить и их. HTML, CSS и JavaScript — главные инструменты современного веба.

Python — благодаря своему синтаксису это один из самых простых языков программирования общего назначения. Этот язык разработан с учетом вызовов, которые особенно часто стоят перед новичками.

Простейшая программа на «Питоне»

Элементарный синтаксис и удобство чтения — главные достоинства этого языка. Как один из самых простых, он часто используется в качестве вводного языка за рубежом для студентов колледжей, начинающих изучать информатику.

Синтаксис Python, пожалуй, самый простой

Синтаксис Python, пожалуй, самый простой

Но в то же время язык далеко не всегда последователен. А это может создавать проблемы даже у опытных кодеров.

Изучая программирование на Java, вы столкнетесь с некоторыми простыми понятиями, такими как переменные и функции. Но есть и более абстрактные: объекты, наследование и полиморфизм, которые может быть трудно понять новичкам.

Синтаксис Java

А еще Java имеет обширную коллекцию библиотек, которые могут быть очень сложными.

Изучать язык C новичку будет очень сложно, просто потому, что сами компьютеры сложны. Но как только вы освоите синтаксис языка — всё резко изменится и станет важен лишь подход к решению задачи.

Синтаксис C

Кстати, запомнить синтаксис С — не такая уж большая проблема. Гораздо большее количество проблем новичку доставит не синтаксис, а «неопределенное поведение».

Очень сложный язык для изучения. Не в последнюю очередь — из-за огромного количества функций.

Синтаксис С++

По сути С++ — это вообще три разных языка: препроцессор, сам C++ и метаязык шаблонов. Все три пласта — используют разный синтаксис; у всех трех есть свои особенности.

Код на Rust компилируется в машинные инструкции, а синтаксис и идиомы, связанные с управлением памятью — затрудняют компиляцию кода, небезопасного для памяти. Вы будете много ругаться с компилятором, ведь Rust будет давать вам много статических гарантий.

Синтаксис Rust основан на синтаксисе C++

Синтаксис Rust основан на синтаксисе C++

И еще есть несколько неожиданных вещей, с которыми вы можете столкнуться. Но, в основном, Rust — довольно последовательный и интуитивный язык.

Haskell намного проще, если у вас уже есть математическое образование и небольшой опыт кодинга. Но даже опытные программисты часто испытывают трудности с Haskell, ведь нужно сломать некоторые стереотипы.

Синтаксис Haskell

Haskell полон очень абстрактных понятий, которые поначалу может быть трудно понять. Пугающий список расширений языка также немного усложняет ситуацию.

10. Язык ассемблера

Его трудно читать и понимать. Его трудно отлаживать и трудно поддерживать. Если вам нужны математические функции (кроме простого сложения, вычитания, умножения и деления, которые поддерживаются процессором), вам придется писать их самостоятельно.

Этот пример показывает, как перейти непосредственно к Windows API, не ссылаясь на стандартную библиотеку C

Этот пример показывает, как перейти непосредственно к Windows API, не ссылаясь на стандартную библиотеку C

А еще вы должны очень внимательно следить за аппаратным обеспечением, на котором работаете, особенно — за процессором и его регистрами.

Что нужно знать программисту

Ответ зависит от того, чем именно вы хотите заниматься в разработке. Далее — мы упомянем самый популярный стек технологий.

  • Фронт: HTML, CSS, JavaScript, обычно с использованием какого-либо фреймворка, например, Angular, Backbone, jQuery и так далее.
  • Бэк: чем больше языков будете знать, тем лучше. Также важно знать Django, Ruby on Rails, J2EE, PHP.
  • База данных: системы управления базами данных (СУБД), например, MySQL, InnoDB, SQLite, PostgreSQL, SQL Server, Oracle DB. Существует также множество решений для кэширования и NoSQL (Redis, Memcached, Cassandra, Hadoop, Mongo).
  • ОС: несколько операционных систем и их разновидностей. Например: Linux (Debian, CentOS, RHEL, Amazon Linux, OpenSUSE), Windows (например, Windows Server 2008).

Каждый разработчик должен:

  1. Понимать, как передавать информацию о своей работе и проблемах. Формы могут быть разными: диаграммы, схемы, технические спецификации, документации на различных уровнях и для различных типов заинтересованных сторон (от технических до нетехнических).
  2. Тестировать свой код с помощью средств автоматизации (например, Karma / Jasmine, Django Unit Test, Rails Rspec).
  3. Выполнять и проходить код-ревью. Прохождение код-ревью поможет убедиться, что код является полным, логичным и хорошо протестированным.

Что интересного в программировании

Парадокс, но это далеко не сам процесс написания кода.

Во-первых: программисты становятся жертвами различных поглотителей времени, которые не связаны с кодингом. Вот самые очевидные:

  • Поиск идеальной книги, удобного учебника, обучалок. Вообще сбор тонн учебного материала, до которого никогда не добраться — отдельное хобби у многих разрабов.
  • Поиск наставника. Он должен быть. Но многие загоняются так, что сам процесс превращается в отдельную игру, которая никогда не заканчивается.
  • Чтение документации. В них никогда не бывает готовых ответов, в документации вы встретите только указания. Чтобы разобраться в них — нужно много времени.
  • Поиск сборников упражнений. Кучи упражнений и пространных вопросов блокируют творческий потенциал в одной из самых творческих областей. Сборники упражнений — большая потеря времени и большая угроза продуктивности.
  • Нежелание заниматься рутиной. Прежде чем добраться до реального источника проблемы, придется написать много кода. Исследование, тестирование и отладка различных частей программы — это неизбежно. Но многие новичку считают эту работу надоедливой и скучной. А зря.
  • Холивары а-ля Python против Ruby.

Во-вторых: вот еще несколько рандомных фактов о программировании, чтобы зажечь ваш интерес

1. Первым программистом в мире была женщина. Ее звали Ада Лавлейс и родилась она в 1815 году. Некоторые считают Лавлейс автором первого в мире программного алгоритма.

Аду Лавлейс часто называют первым в истории программистом

Аду Лавлейс часто называют первым в истории программистом

2. Первый в мире язык назывался FORTRAN (аббревиатура от Formula Translation). Он был создан в 1956 году.

Простая программа на Fortran

Простая программа на Fortran

3. В NASA до сих пор используются некоторые программные продукты, созданные еще в 70-х годах прошлого века. NASA решил не внедрять машинный язык после громких неудач. Вместо машинного кода, гигант выбрал собственный высокоуровневый язык — HAL/S (High-order Assembly Language / Shuttle).

4. Первая компьютерная игра не принесла денег своим создателям. Но сегодня доходы игровой индустрии, по независимым исследованиям, приближаются к 196 миллиардам долларов.

5. Более 70% всех рабочих мест программистов находятся в областях и отраслях, не связанных с технологиями.

6. Программирование все чаще называют базовым навыком. Возможно, что совсем скоро оно станет таким же важным явлением, как умение читать и писать. Дети должны учиться кодить уже сегодня, чтобы преуспеть завтра.

7. В мире существует около 700 известных языков. Если считать их все, то можно приблизиться к цифре в 9000.

8. Для астрономов знание компьютерных программ является обязательным требованием. Они используют различные языки — для обработки результатов измерений, а также для разработки симуляций астрофизических явлений.

9. Чтобы отправить человека на Луну, потребовалось меньше кода, чем для создания первого смартфона.

10. Первый в истории компьютерный вирус был дружелюбным и не должен был причинять вред: ни людям, ни машинам.

Программное обеспечение

Программное обеспечение, или ПО, – это совокупность программ на компьютере или другом устройстве. Еще так называют сами программы. По-английски программное обеспечение – software, поэтому используется еще и термин «софт».

Цифровая система состоит из трех компонентов:

  • hardware, или «железо» – аппаратные составляющие;
  • middleware – «прослойка» между железом и программами, инфраструктура для связи компонентов друг с другом;
  • software – программная «начинка» устройства.

Для примера можно взять смартфон. В нем есть процессор, экран, оперативная память – это «железо». Есть разные протоколы и службы – это middleware. А еще есть операционная система и приложения внутри нее – это software, программное обеспечение.

Кто пользуется программным обеспечением

В широком смысле с ПО работает каждый, у которого есть компьютер или другой гаджет. Программная начинка есть и в более мелкой технике: смарт-часах и браслетах, «умных» чайниках и пылесосах, наушниках. Задача софта в таких устройствах – выполнять заданные алгоритмы, например, управлять мотором или ставить музыку на паузу при нажатии.

В компьютерах и смартфонах ПО разнообразнее. Это системные приложения для нормальной работы ОС, прикладные программы – профессиональные и бытовые. Видеоигра, текстовый редактор, приложение социальной сети – все это софт.

В узком смысле с ПО работают программисты, тестировщики и другие IT-специалисты. Их задача – не просто пользоваться софтом, а разрабатывать и отлаживать его. Команды айтишников создают и поддерживают программное обеспечение – программируют, пишут код, который выполняет нужные инструкции.

Для чего используют ПО

Есть электроника, которая работает без программного обеспечения, но ее мало. Это обычно примитивные устройства вроде настольных ламп – там процессы происходят благодаря непрограммируемым электрическим схемам.

Чаще, чтобы «железо» выполняло свои функции, нужны программы. Программирование дает возможность работать с устройством более гибко и разнообразно, благодаря нему техника стала умнее и функциональнее. А еще программируемые контроллеры часто дешевле, чем непрограммируемые схемы – так что электроника стала еще и более доступной.

Программное обеспечение очень разнообразно. Его используют, чтобы:

  • управлять работой «железных» компонентов;
  • взаимодействовать с компьютером через интерфейс;
  • выходить в сеть и делиться информацией;
  • генерировать, хранить и пересылать данные;
  • выполнять прикладные задачи – писать, считать, рисовать что-то и так далее.

И это только часть примеров. Софт везде: без него компьютер стал бы просто конструкцией из металла и пластика, которая почти ничего не умеет.

Каким бывает ПО по назначению

Существует популярная классификация программного обеспечения по видам. Это не единственное разделение – о других мы поговорим позже. Но конкретно эта классификация помогает понять, для чего вообще используют разное ПО.

Системное. Это программное обеспечение, которое нужно для работы компьютерной системы. Как пример такого софта – операционная система Windows или macOS, ее службы и процессы. Без нее обычный пользователь просто не сможет пользоваться компьютером, да и профессионал вряд ли обойдется вообще без софта. Еще к системному ПО относят прошивки смартфонов и других умных устройств, управляющие инструкции в домашней технике и промышленной электронике. Системное ПО есть практически в любой системе – от принтера до космической ракеты.

Инструментальное. Так называют софт, который нужен для создания других программ. Это профессиональные инструменты айтишников. Компиляторы и интерпретаторы языков программирования, разные библиотеки и фреймворки, среды программирования и редакторы кода – все это инструментальное ПО. Часть таких программ есть на вашем компьютере, даже если вы не занимаетесь IT. Ведь даже некоторое прикладное ПО не запускается, если на компьютере не установлен инструментальный софт для его языка.

Прикладное. Это самая знакомая обычному пользователю группа – программы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, от «Блокнота» до 1С. Сюда же относятся приложения на телефон, разные плагины и надстройки для программ, браузеры и многое другое. Онлайн-сервисы – по сути тоже прикладное ПО. Это такие же программы, только установлены они не на компьютере пользователя, а на удаленных серверах.

Примеры программного обеспечения

Приведем несколько примеров разнообразного софта – так будет легче увидеть, насколько широкое это понятие.

Операционные системы. Операционная система нужна, чтобы компьютером можно было управлять. Через нее запускаются прикладные программы, она же администрирует управление «железом»: выделяет оперативную память, делает запросы и дает команды. Без операционной системы работать с большей частью возможностей компьютера невозможно.

ОС тоже бывают разными. Есть домашние, такие как Windows и macOS, а есть профессиональные – их устанавливают на сервера, мощные сетевые компьютеры. Такие системы отличаются от домашних: ими сложнее управлять, иногда у них даже нет графического интерфейса. Но и возможности очень широкие.

Современные домашние компьютеры поставляются с уже предустановленной операционной системой. Но даже если ОС на них нет, и ее приходится устанавливать самостоятельно – софт все равно есть. Это примитивные и очень близкие к железу программы, без которых не получилось бы даже установить Windows.

СУБД. Еще один пример программного обеспечения, без которого никуда. Системы управления базами данных и сами базы данных – это не аппаратные сущности, а программные. Базы данных хранят информацию, а СУБД помогают управлять ей: вызывать и выдавать по запросу, удалять, обновлять и так далее. Это так важно, потому что в компьютерных системах все есть информация: и маленькая картинка, и огромный список пользователей сайта — и даже этот текст.

Корпоративные системы. Программами пользуются компании и производства – не только обычные люди. CRM, CMS, ERP – все эти сложные аббревиатуры означают разные виды профессионального софта. Он предназначен для работы с бизнес-процессами:

  • учетом пользователей и продаж,
  • администрированием сайтов,
  • ведением бухгалтерии,
  • хранением данных,
  • автоматизацией документооборота и многим другим.

Например, всем известная 1С относится как раз к категории корпоративных систем. Зарубежные системы вроде SAP – тоже.

«Бытовые» приложения. Здесь все, чем мы пользуемся каждый день. Текстовые и графические редакторы, интернет-браузеры, программы-плееры для просмотра кино и прослушивания музыки, видеоигры и многое, многое другое. Фитнес-трекер на умных часах или приложение для VPN – все это ПО для повседневного использования. Кстати, некоторые программы вполне могут существовать в нескольких версиях – например, домашней и профессиональной.

Профессиональные программы. Еще есть специализированный софт для разных профессиональных задач. Например, AutoCAD для инженера или Blender для 3D-моделлера. Математики и аналитики могут работать в MATLAB или похожем ПО. А про инструментальный софт, нужный любому программисту, мы уже говорили.

Программное обеспечение по типу доступа

Как мы и говорили – есть разные классификации софта. Еще одна популярная – по типу доступа. Она описывает, какие части программы могут быть доступны пользователю и на каких условиях. Тут обычно выделяют три типа ПО.

Закрытое, или проприетарное. В основном это коммерческие программы – такие, которые продаются за деньги. Такими программами можно пользоваться, если у вас есть к ним доступ, но посмотреть исходный код нельзя. Он закрыт, его не видно. Нельзя и дорабатывать программу по своему усмотрению – авторские права запрещают нецелевое использование.

Свободное. Такое ПО дает пользователю больше свободы. Он может запускать, изучать, улучшать и распространять программу – в отличие от проприетарного софта, который можно только запускать. У создателя свободного ПО остаются авторские права, его разработка выпускается под одной из специальных «свободных» лицензий. Исходный код в таких программах обычно открыт, его можно посмотреть и отредактировать. Пользователи могут дорабатывать свободный софт, выпускать свои «версии» и «сборки» – но на развитие основного продукта не влияют.

Открытое. Свободное и открытое ПО иногда путают. На самом деле эти понятия различаются, хоть и похожи. Открытым, или open-source, называют софт с открытым исходным кодом – любой может просмотреть этот код и внести в него свои правки. Хотя у свободного софта исходный код чаще всего тоже открыт, есть разница: классический open-source полностью общедоступен. Это значит, что даже владелец не имеет исключительных прав на такую программу, а помогать в ее разработке могут и сами пользователи.

Коммерческое и бесплатное ПО

Это разделение немного отличается от способа доступа. Оно показывает, как создатели монетизируют программное обеспечение:

  • коммерческие программы стоят денег – их нужно купить один раз или оплачивать подписку регулярно;
  • за бесплатные программы платить не нужно, они доступны для всех.

В теории открытая программа может при этом быть коммерческой и платной, а проприетарная – бесплатной. Но чаще всего открытое и свободное ПО – бесплатное. Платные программы в большинстве случаев проприетарные, например, Windows или Adobe Photoshop.

Есть программы, которые сразу выпускают в двух версиях: бесплатной и платной. Обычно бесплатной можно пользоваться новичкам, ученикам или тем, кто не собирается извлекать из софта выгоду. А платная – для профессионалов и компаний, у нее обычно более широкие возможности.

Другие классификации программного обеспечения

Классификаций программ очень много. Вот только несколько видов.

По режиму использования. Бывают персональные программы для работы в одиночку, коллективные – для работы в команде, и сетевые, где доступ есть у каждого, кого пригласят через сеть.

По стабильности. Стабильные программы – те, которые редко сбоят. Они предсказуемы и удобны. Еще есть ПО средней стабильности и нестабильное – оно чаще «падает» и ведет себя некорректно. Обычно это софт, который вышел недавно.

По масштабу. Бывает малое, среднее и большое ПО. Масштаб измеряется в том, сколько ресурсов потребляет программа и сколько функций реализует. «Блокнот» – малое ПО, ERP-система – большое.

По языку и среде. Программы различаются еще и тем, на каком языке программирования они написаны и для какой среды предназначены. Например, приложение для Android не запустится в Windows. А программа на языке C++ будет отличаться от программы на Python и логикой, и быстродействием.

По степени защиты, доступу и так далее. Эти классификации в основном используют для корпоративного софта. В компаниях важны защищенность и возможность разделить доступ к данным. Например, есть ПО, которое дает рядовому пользователю одни функции, а руководителю – другие, более широкие. Есть разные типы программ по спектру выполняемых задач, по требованиям к мощности и другим параметрам – но обычные пользователи редко сталкиваются с этими классификациями.

Жизненный цикл программного обеспечения

Программные продукты не возникают из ниоткуда. Их пишут разработчики, проверяют тестировщики, выпускают на рынок менеджеры. Каждая, даже небольшая программа – это серьезный труд людей. Если маленькую программку сможет написать один человек, то в разработке какого-нибудь пакета офисного ПО обычно заняты сотни, если не тысячи специалистов.

Стадии создания и работы с продуктом можно условно разделить на три части.

Написание. На этом этапе программа еще не готова. Есть какая-то идея, которую нужно реализовать. Возможно, есть и планы, как это сделать. Планы и идеи – зона ответственности менеджеров или тех, кто придумал проект.

А вот реализацией занимаются специалисты. Разработчики пишут код, дизайнеры создают интерфейс, тестировщики ищут ошибки. Есть и люди, которые руководят процессом: тимлиды, проджект-менеджеры и продуктовые менеджеры.

Не всегда работает именно такая команда. Есть проекты, созданные 1-2 людьми – это обычно ПО, которое придумали и разработали «по зову души». Яркий пример – инди-игры.

В зависимости от размера проекта разработка может занимать как несколько недель, так и несколько лет. Например, высокобюджетные игры создают годами. А, скажем, небольшой плагин можно набросать за несколько дней.

Запуск и работа. Рано или поздно программа оказывается готова, и наступает следующий этап. Продукт нужно запустить и вывести на рынок. Тут тоже много работы: рассказать пользователям о продукте, развернуть его в нужной среде или дать инструкции для установки на локальный компьютер. А еще маркетинг, выбор площадки и многое другое.

После релиза – так называется выпуск программы – она остается работать. И тут обязанности создателей не заканчиваются. ПО, которое только что выпустили, часто «сырое», недоработанное, в нем есть ошибки – чем-то неудобно пользоваться, какой-то важной функции нет. Разработчики доделывают программу: если она работает не сервере, дописывают ее и разворачивают снова, а если это ПО для локальной установки – выпускают патчи или новые версии.

Поддержка. Даже программы, которым уже много лет, постоянно доделывают и улучшают. Это нормально, ведь рынок меняется, как и требования и нужды пользователей. Вспомните любой сайт 10 лет назад и сейчас – получится два разных продукта и внешне, и по функциям. Без обновлений программа быстро устареет.

Но поддержка – это не только выпуск обновлений. Это еще и работа с клиентами, ответы на их вопросы: кто-то спросил, как исправить ошибку, у кого-то проблемы с новой функцией. Кстати, так монетизируют некоторые open-source проекты: бесплатное и открытое ПО, но платная техподдержка.

Как создать программу самостоятельно

Большие команды работают над сложными проектами. Но и в одиночку можно создать сервис или программу, которая окажется полезной людям или просто интересной. Например, известную игру Minecraft создал разработчик-одиночка. А уж утилит для разработки, созданных одним человеком, и вовсе очень много.

Чтобы создать свое ПО, нужно уметь программировать. Иногда люди выпускали пилотные проекты, не умея ничего на старте – они обучались в процессе разработки. Не обещаем, что так получится у каждого, но практика – действительно хороший способ научиться создавать реальные проекты.

Что такое сайт простыми словами, для чего он нужен: что нужно знать чайнику о сайтах

Что такое сайт простыми словами, для чего он нужен: что нужно знать чайнику о сайтах

Читайте эту страницу до конца и вы узнаете, что такое сайт простыми словами, из чего он состоит и для чего нужен, что означают загадочные термины — домен, хостинг, индексация, оптимизация.

Что такое веб сайт (интернет сайт)?

Сайт — это место в интернете (от англ. site – место, позиция), где по одному адресу находятся одна или несколько веб-страниц.

Образно сайт можно сравнить с книгой, в которой под одной обложкой собрано несколько страниц. Так же, как и книги, сайты могут быть самого разного назначения: развлекательные, научные, обучающие, каталоги, справочники и т.д. В отличие от книг, сайты могут содержать не только тексты и картинки, но и музыку, видео, скрипты, игры, магазины, чаты, форумы, социальные сети и т.д.

Что такое страница сайта (web-страница)?

Веб-страница — это минимальная неделимая часть сайта, содержащая информацию — текст, изображение, видео, музыку и т.д. и имеющая уникальный веб-адрес.

Иногда сайт состоит из единственной web-страницы, которая называется главной или домашней (Home).

Все вместе страницы на одном домене образуют сайт.

Что такое браузер?

Браузер — это специальная программа на компьютере или смартфоне, которая преобразует код сайта в удобный для восприятия вид — в текст, картинки, видео, музыку и т.д., а также обеспечивает переходы по ссылкам и выполнение сценариев.

что такое браузер

Что такое браузер?

Образно браузер можно сравнить с музыкантом, которые читает непонятный для большинства код (ноты) и преобразует их в удобный для восприятия вид — в музыку.

Как будет выглядеть сайт в браузере, зависит от его вёрстки.

Что такое верстка сайта?

Вёрстка определяет, как части сайта будут выглядеть в разных браузерах и на разных устройствах.

Большая часть пользователей заходят в интернет с мобильных устройств — смартфонов и планшетов. Поэтому сайты должны иметь адаптивную вёрстку, чтобы их удобно было смотреть и на больших мониторах, и на маленьких смартфонах.

Сайты с устаревшей вёрсткой выглядят на смартфонах либо чересчур мелко, либо не помещаются на маленьком экране и их приходится скролить как по горизонтали, так и по вертикали, что очень неудобно.

Сайты с современной вёрсткой сами определяют, с какого устройства их смотрят, и отображаются так, чтобы пользователям было удобно.

Что такое домен сайта (доменное имя)?

Домен сайта — это его адрес в сети интернет. Образно его можно сравнить с адресом квартиры, который состоит из: названия страны, города, улицы, номера дома и квартиры.

Доменное имя также многоуровневое и содержит домен первого уровня, обозначающий принадлежность сайта к той или иной стране или назначение сайта.

Всем существующим странам присвоены двухбуквенные домены первого (верхнего) уровня, например:

Домен Страна Домен Страна
.ad Андорра (Andorra) .ru Россия (Russia)
.by Белоруссия (Belarus) .se Швеция (Sweden)
.cn Китай (China) .su Домен СССР
.kz Казахстан (Kazakhstan) .th Таиланд (Thailand)
.mm Мьянма (Myanmar) .ua Украина (Ukraine)
.no Норвегия (Norway) .uk Британия (United Kingdom)
.pl Польша (Poland) .us США (United States)
.pt Португалия (Portugal) .uz Узбекистан (Uzbekistan)
.py Парагвай (Paraguay) .va Ватикан (Vatican)
.ro Румыния (Romania) .zw Зимбабве (Zimbabwe)

Кроме того, существует множество доменных имён верхнего уровня для общесетевых ресурсов:

Домен Назначение
.com коммерческие ресурсы
.org некоммерческие организации
.info информационные узлы
.biz ресурсы для бизнеса
.euro европейские сайты
.mobi сайты для мобильных устройств
.travel индустрия путешествий
.auto автомобильная индустрия
.museum музейное дело
.xxx индустрии для взрослых

Левее домена первого уровня располагается домен второго уровня, который и является именем сайта. Для него подбирают короткое и звучное слово, которое точно отражает назначение сайта и легко запоминается.

Примеры доменных имён:

Доменное имя Назначение
google.com поисковая система Гугл
vrogov.ru блог Виктора Рогова
cpa.info информация о CPA-сетях
diabet.biz сайт о лечении диабета
samsung.mobi мобильный сайт Самсунга
biblio.travel сайт турагентства
ford.auto сайт компании Форд
videodiscovery.org видео канала Discovery

Обычно доменные имена записываются латиницей, но существуют и национальные домены на других языках, например: перепись.рф

Что такое url сайта (адрес сайта)?

URL (от англ. Uniform Resource Locator) — это адрес страницы в сети интернет. Он состоит из доменного имени и адреса внутри сайта. Части URL разделяются слэшами (косыми чертами).

Например, URL данной страницы выглядит так:

https://vrogov.ru/business/sites/chto-takoe-sajt-prostymi-slovami/

Здесь http:// — это префикс, говорящий браузеру, что это сайт;

vrogov — доменное имя второго уровня — имя сайта;

.ru — доменное имя верхнего уровня — Россия;

business — раздел сайта, посвящённый бизнесу;

sites — подраздел сайта, посвящённый сайтам;

chto-takoe-sajt-prostymi-slovami — адрес этой страницы.

Что такое хостинг сайта?

Сайт должен быть доступен в сети интернет круглосуточно и открываться за доли секунды. Поэтому его невозможно держать на домашнем компьютере — его мощности и скорости интернет-соединения будет недостаточно.

Поэтому сайты «живут» на хостинге. Хостинг — это специализированная услуга, предоставляющая мощные серверы (высокопроизводительные компьютеры с дисками высокой ёмкости), соединённые с интернетом высокоскоростными линиями связи.

что такое хостинг

Что такое хостинг?

Различают хостинги по тому, сколько ресурсов они предоставляют сайту:

  1. Обычный хостинг — один сервер могут делить тысячи или десятки тысяч сайтов. Это вызывает неудобства, потому что некоторые сайты могут создавать такую большую нагрузку на сервер, что он не справляется и все остальные сайты «тормозят» или вообще не открываются. Вполне подходит для новичков.
  2. VDS-хостинг — это аренда виртуального сервера, когда каждому сайту или сайтам одного пользователя выделяются определённые ресурсы, гарантирующие его бесперебойную работу. Хороший вариант для доходных сайтов, магазинов и большинства других сайтов.
  3. Выделенные серверы — каждому пользователю выделяется сервер, который он может использовать «единолично» и настраивать под свои задачи. Это нужно для высоконагруженных интернет-магазинов, порталов с высокой посещаемостью, игровых и MMO сайтов.

Крупные сайты, например, поисковые системы (Яндекс), большие интернет-магазины (Озон), системы интернет-безопасности (Касперский) имеют собственные серверы.

Арендовать хостинг лучше в той стране, где проживает большая часть аудитории сайта, чтобы он «не тормозил» из-за задержек сигнала в трансконтинентальных кабелях.

Для российских сайтов отлично подойдёт выгодный и надёжный хостинг:

Что такое сайт простыми словами, для чего он нужен: что нужно знать чайнику о сайтах

Что такое сайт простыми словами, для чего он нужен: что нужно знать чайнику о сайтах

Что такое индексация сайта?

Найти сайт в интернете можно тремя способами:

  1. Набрать в адресной строке браузера его точный адрес;
  2. Перейти по ссылке с другого сайта;
  3. Ввести запрос в поисковую систему.

Поисковики (Яндекс, Гугл, Бинг и др.) получают ежедневно миллионы запросов и должны находить нужную пользователям информацию за доли секунды.

Они не могут по каждому запросу сканировать весь интернет, в котором миллиарды интернет-страниц — на это не хватит никаких ресурсов и по времени это очень долго.

Поэтому поисковые системы создают текстовые копии всех известных интернет-страниц. База этих копий называется index, а поиск и создание копий страниц — индексирование.

Индексирование — процесс постоянный, так как сайты растут, появляются всё новые страницы, изменяется содержимое старых, создаются новые сайты. Поэтому специальные поисковые боты периодически обходят известные им ресурсы, находят и индексируют новые и изменённые страницы. А также обнаруживают ссылки на неизвестные им сайты и индексируют их.

Что такое оптимизация сайта?

Это подготовка сайта для более эффективной индексации поисковыми системами. Хорошо оптимизированный сайт пользователи видят на первых строчках в результатах поиска и чаще переходят на него.

Занимаются оптимизацией СЕО-специалисты ( от англ. search engine optimization — SEO).

Теперь вы знаете, что такое сайты и для чего они нужны. Теперь вы можете смело интересоваться тем, как создать свой сайт и как на нём заработать.

Читайте также:

4 способа заработка на блоге или как заработать деньги на своём сайте, делясь тем, что вам интересно

Как зарабатывать деньги на своём информационном сайте — 5 способов заработка на сайте с нуля

Биометрия: что это за система и где используется

Фото: Freepik

Биометрия — это система идентификации и распознавания человека с помощью отличительных физических характеристик, которые уникальны для каждого человека: отпечаток пальца, голос, трехмерный снимок лица или тела, рисунок вен, сетчатка глаза [1]. С древнегреческого языка слово переводится как «измерение жизни».

Биометрические системы прочно вошли во многие сферы: банки, транспорт, а также используются в большинстве современных гаджетов. Почти все современные смартфоны можно разблокировать с помощью отпечатка пальца или просто посмотрев на экран. Данные зашифровываются и хранятся на удаленном сервере или в устройстве и считываются при помощи сканеров.

Есть правило «трех У» при определении требований к биометрическим характеристикам. Они должны быть уникальны, универсальны и устойчивы.

Еще в древности биометрические данные (рост, особые черты, цвет глаз, внешность) использовали как способ подтверждения личности. А уже полноценные исследования в этой области начались в XIX веке, когда чиновник и английский ученый Уильям Гершель выдвинул гипотезу о неизменности отпечатков пальцев человека [2]. Он работал в британской администрации в Индии и выплачивал жалование индийским солдатам. Чтобы солдаты не обманывали и не приходили за деньгами повторно, Гершель обязал их на документах ставить отпечатки двух пальцев. Впоследствии чиновник заметил, что рисунок линий на пальцах с годами не меняется.

Фото:Pexels

Виды биометрии

Статические

Эти типы биометрии основаны на постоянных характеристиках человека, неизменных на протяжении жизни. К ним относятся:

  • Отпечаток пальца. Самый популярный, простой и надежный способ. Коэффициент ложной идентификации все же есть, он составляет порядка 3%, однако вероятность нелегального доступа — менее 0,00001% (один из 1 млн случаев) [3].
  • Радужка глаза. Особенность этой технологии в том, что человек может не фокусироваться на цели, рисунок радужки находится на поверхности глаза, отсканировать его можно с расстояния меньше 1 м.
  • Сетчатка. При этом методе измеряются углы распределения кровеносных сосудов в глазах. Капиллярная сетка различается даже у близнецов.
  • Черты лица. Это распознавание двухмерных изображений, извлеченных из фото и видео.
  • Термограмма лица. При этом фиксируются тепловые узоры движения крови под кожей. Кровеносные сосуды уникальны у каждого человека, так что это очень точный метод биометрии.
  • Рисунок вен. Технология основана на сканировании кровеносных сосудов инфракрасными лучами. Однако такой метод пока не используется широко из-за высокой стоимости сканеров.
  • ДНК. ДНК в виде волоска, слюны, частицы кожи, капли крови остаются на месте преступления так же часто, как и отпечатки пальцев. Такой метод идентификации личности распространен в основном в судебной экспертизе.
  • Трехмерная модель лица. При этом считывается форма и структура черепа.
  • Геометрия кисти руки. Это уже устаревший метод, используется редко, например в системах учета рабочего времени.
  • Сердечный ритм.

Динамические

Динамические характеристики приобретаются и меняются в течение жизни, в моменте, когда человек совершает какое-либо действие. К таким относятся:

  • Голос. Для идентификации по голосу используются разные комбинации частоты и статистических характеристик. Этот способ чаще всего применяется в банковской сфере и в здравоохранении.
  • Походка. Метод достаточно экзотический и пока не внедрен, а только исследуется. Среди преимуществ — возможность распознавания с большого расстояния.
  • Жесты — например, распознавание движения пальцев по силе нажатия на экран и манере листать страницы в интернете.
  • Почерк — распознавание подписи. К компьютеру подключены перо и планшет, который распознает скорость, время, давление при написании текста.
  • Характеристики набора текста на клавиатуре. Оценивается динамика нажатия клавиш — метод, похожий на распознавание подписи, но более современный. Система отслеживает ритм ввода пароля.

Фото:Александр Щербак / ТАСС

Для чего нужна биометрия

Так как физиологические данные человека уникальны и не могут быть утеряны или подделаны, биометрия используется чаще всего в системах контроля доступа в тех сферах, где безопасность особенно важна. Это защищает от мошенников — нельзя подобрать отпечаток пальца в отличие от цифрового ПИН-кода, а также упрощает многие операции — от совершения покупок до регистрации на рейс.

Например, в России с помощью биометрии можно:

  • дистанционно пройти регистрацию в банке;
  • открыть счет или вклад, оформить кредит;
  • расплатиться в магазинах, кафе и т.д.;
  • снять деньги в банкомате.

Вот наиболее популярные сферы применения биометрии.

Биометрия в банке

Российские банки собирают биометрические данные клиентов с 2018 года, когда Банк России совместно с «Ростелекомом» запустил Единую биометрическую систему (ЕБС). Это нужно, чтобы повысить скорость обслуживания, удобство, безопасность клиентов, дать возможность пользоваться услугами банка без посещения офиса.

Данные, которые собирают банки, — запись голоса и изображение лица. Сдача биометрии исключительно добровольна, происходит при подписании согласия на обработку данных. Для регистрации в ЕБС нужно прийти в банк с паспортом и СНИЛС, а также иметь аккаунт на сайте госуслуг.

Расследование преступлений

Сбор сведений о правонарушителях стал первой сферой, где начали использовать биометрические данные. Например, поиск отпечатков пальцев на месте преступления. Впервые это применили во французской полиции в конце XIX века [4].

Сейчас ловить преступников также помогают камеры видеонаблюдения, распознающие лица, на улицах городов, в аэропортах, торговых центрах и других общественных местах.

При этом в отличие от частных компаний и государственных организаций в сфере криминалистики биометрические данные не обезличиваются, а также не требуется согласие на сбор информации о человеке.

Получение заграничного паспорта

С 1 января 2011 года в России начали выдавать биометрические заграничные паспорта. Чип, внедренный в документ, содержит как общую информацию о владельце, так и изображение его лица и отпечатки пальцев.

Для планирующих загранпоездки именно биометрический паспорт не обязателен, можно пользоваться классическим документом без биометрии. Но есть свои плюсы, например возможность быстрее пройти границу и увеличенный срок действия — десять лет вместо пяти. Кроме того, некоторые страны разрешают въезд только по биометрическим паспортам.

Кадр из фильма «5 элемент», на котором героиня показывает сотруднице авиаконтроля свой «мультипаспорт» — вероятно, аналог современного удостоверения личности с биометрическими данными.

Здравоохранение

Во многих учреждениях здравоохранения используют биометрическую идентификацию пациентов. Это помогает избежать ошибок, надежно защищает персональные данные и истории болезней.

В некоторых странах биометрические технологии используются в борьбе с наркоманией: по некоторым физиологическим признакам система может определить, находится ли человек под действием запрещенных веществ.

Доступ в приложения и сервисы

С помощью биометрических данных можно войти в сервисы государственных учреждений, например на сайт госуслуг.

Почти все мобильные телефоны оснащены функциями распознавания отпечатков пальцев и лиц. Первыми функцию Touch ID (распознавание пользователя по отпечатку пальцев) внедрила в смартфоны iPhone 5S компания Apple в 2015 году [5]. Распознавание лиц впервые появилось в модели iPhone X, выпущенной в ноябре 2017-го.

Мифы о биометрии

Вокруг биометрии много мифов, разберем самые популярные.

Фото:Ian Waldie / Getty Images

Данные легко подделать

Биометрические и персональные данные хранятся в независимых системах. Например, в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) находится информация о паспортных данных, ИНН, СНИЛС и других документах пользователя. Эта система не связана напрямую с ЕБС, где хранятся зашифрованные биометрические данные без привязки к персональной информации и личным документам. Поэтому даже если третьи лица получат к ним доступ, это будет лишь база шаблонов, которыми они не смогут воспользоваться. Ранее оператор ЕБС отмечал, что вероятность ошибки — один на 10 млн случаев [6].

За пользователями могут следить

Если говорить о камерах, то людской поток в зоне их обзора настолько велик, что для слежки за конкретным человеком нужны действительно веские основания. Это может быть использовано, в случае если ведется расследование преступления. На самом деле опасения по поводу слежки с помощью биометрических данных не обоснованы еще и потому, что многие сами активно делятся в соцсетях голосовыми сообщениями, фото, местоположением и эти данные защищены не так хорошо, как биометрические. А если говорить про ГИС ЕБС, представители АО «Центр биометрических технологий» (оператор ЕБС) утверждают, что система не связана с камерами видеонаблюдения.

Данными могут воспользоваться другие люди

На самом деле даже близнецы не смогут использовать уникальную биометрическую информацию своих брата или сестры. В системе хранится не фотография, а математическая модель на основе снимка. Сканер работает не с изображением, а с набором признаков. При сравнении с эталоном система выявит различия. Да, мошенники научились подделывать чужую речь, для этого им достаточно записи с примером продолжительностью 6–7 секунд. Но, к примеру, в ЕБС существует множество этапов проверки, в том числе есть ряд алгоритмов, которые распознают мошеннические действия. Например, алгоритмы liveness защищают от подлога лица в камере, когда мошенник пытается войти в систему с помощью фотографии человека или 3D-маски/слепка его лица. В качестве дополнительной защиты система может попросить назвать клиента последовательность цифр на экране — это активный liveness, проверка «живости» во время биометрической идентификации и аутентификации по лицу.

Биометрические технологии могут быть опасны для здоровья

Многие считают, что сканеры и терминалы идентификации плохо изучены, но они не опаснее обычных фотоаппаратов. В них не используют лазеры, поэтому нет риска для здоровья. Идентификацию черт лица или радужки глаза сканеры проводят бесконтактно. Устройства выпускают с соответствующей документацией, подтверждающей безопасность для человека. Например, у устройства идентификации по венам от BioSmart есть медицинское заключение ФГБНУ «НИИ медицины труда» [7].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *