Как создать блокчейн проект?
На наших глазах разворачивается Web 3.0 интернет, который будет сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть последние 20 лет. Одной из ключевых отличительных особенностей Web 3.0 — это широкое использование блокчейн технологий.
Широкая аудитория уже понимает, что блокчейн может быть использован для создания криптовалют, но по мере того, как Ethereum набирал популярность, стало ясно, что блокчейн — это ещё и смарт-контракты, децентрализованные приложения и NFT. Прежде, чем создавать свой блокчейн проект надо определиться с тем, что именно вы хотите создать.
Хотя попытки создать цифровые валюты делались задолго до появления Биткоина, но сталкивались c проблемой т.н “двойного расходования” одних и тех же средств. Проблему удалось решить с помощью технологии блокчейн, как разновидности распределенного реестра. Это выглядело амбициозной идей, так как с помощью блокчейна возможно было выстроить монетарную систему, которая не нуждалась бы в посредничестве старых традиционных финансовых институтов, вроде центробанков.
Согласно данным Statista, на момент февраля 2022 существует уже более 10 000 разновидностей криптовалют. Для того, чтобы сделать свою криптовалюту в 2022 нужно предлагать нечто большее, чем децентрализацию или быстрые транзакции. Если посмотреть на ТОП криптовалют и отбросить BTC, занявший свое место на правах первопроходца, также привязанные к фиату стейблкоины, то мы увидим крипту, имеющую инфраструктурную ценность: Ethereum, BNB, Cardano, Solana и.т.д. Сейчас криптовалюте, чтобы быть успешной надо становиться нативным токеном платформы, построенной на блокчейне, на которой делаются децентрализованные приложения.
Если вы решили реализовать приложение на блокчейне, то дальше вам надо определиться с типом приложения. Подскажем вам несколько перспективных идей:
- Крипто-кошелёк на смартфон.
- Лаунчпад для сбора инвестиций стартапами.
- Централизованная криптобиржа.
- Децентрализованная криптобиржа.
- NFT маркетплейс.
- Крипто-магазин.
- Телеграм-бот для работы с крипто.
- Расширение к браузеру.
- Play2Earn или Move-to-Earn игра, использующая NFT.
- Децентрализованная социальная сеть.
- Децентрализованная стриминговая платформа.
И многое, многое другое. Вариантов множество, но любой из них потребует слаженной работы опытной команды разработчиков.
Для того, чтобы создать полноценный блокчейн-проект вам потребуется работа в трёх основных направлениях, а также руководитель команды.
Front-end разработчики, Back-end разработчики. Например, если вы работаете c блокчейном Ethereum, то вам потребуются специалисты по Solidity, если вы собираетесь писать блокчейн с нуля могут пригодиться специалисты по C, C++, C#, Java и Python.
Создание сайтов, логотипов, иллюстрации, графического интерфейса, оформление документов презентаций — всё это потребует людей, способных работать с графикой.
Мало создать свой проект, его ещё надо продать. В наше время борьба за клиентов носит особенно ожесточенный характер, потому что блокчейн-отрасль стремительно растёт в популярности, а это значит, что у вас будет множество конкурентов. Для того, чтобы привлечь клиентов и инвестиции, потребуется постоянная работа в социальных сетях, блогах, работа с поисковыми алгоритмами — без всего этого невозможно стать узнаваемыми на рынке.
Наконец, вам потребуется человек, который может координировать все три отдела между собой. Быть руководителем для блокчейн-проекта непросто, так как это требует компетенции и в разработке, и в дизайне, и в маркетинге, да и в других смежных направлениях, поэтому такие специалисты очень ценны и редки.
Строим собственный блокчейн на Python и разбираемся в его особенностях
Перед тем как начать строить блокчейн, необходимо понять его основы.
Блокчейн — это технология, используемая для записи и хранения данных. Например, он может содержать информацию о переводах, которые проводятся в любом банке, а также права собственности, соглашения, личные сообщения и другие данные.
Его главная особенность заключается в том, что хранение данных не происходит в одном центральном органе. Благодаря этому не получится сфальсифицировать данные, взломав только один главный пункт. Самое известное применение блокчейна — это Bitcoin, один из видов криптовалют.
Углубленное изучение блокчейна может вызвать трудности, а практика лучше всего помогает упростить этот процесс. Это руководство рассчитано на новичков с небольшими знаниями Python.
Требования
Убедитесь, что у вас установлена самая последняя версия Python, а также две его библиотеки — Flask и Requests.
Для создания запросов рекомендуем скачать Postman.
Начало
Создадим новый файл в Python и назовём его app.py . Сначала нам нужно написать класс Blockchain :
После создания конструктора добавляем пустой список для хранения блокчейна:
Ещё нам понадобится список для хранения транзакций, поэтому получаем вот такой класс Blockchain :
Для внесения данных в эти списки создадим два метода: addBlock() и addTransaction() .
Пока эти функции не будут выполнять никаких действий, но скоро мы к ним вернёмся.
Далее хешируем данные, чтобы обезопасить их. Создадим метод hash() . Поскольку он статический, не забудьте добавить @staticmethod :
И наконец напишем метод lastBlock() :
Создание блока
Теперь подумаем над тем, как будет выглядеть блок. В первую очередь для него нужен индекс index и временной штамп timestamp . А как же Proof? Что это? К этому мы вернёмся позже.
Также необходимо добавить список транзакций transactions и хеш предыдущего блока previous_hash .
Внесение новых транзакций
Новые транзакции создаём с помощью метода addTransaction() . Теперь заполним его кодом.
Сначала введём несколько аргументов: self , sender , recipient , amount .
Далее добавим новую транзакцию в список:
В конце этот метод должен возвращать индекс транзакции:
Что придаёт ему такой вид:
Создание нового блока
Прежде чем начать строить новые блоки, нужно создать в конструкторе один центральный блок:
Затем заполняем метод addBlock() :
Как вы могли заметить, нужно создать метод hash() , чтобы код заработал.
Использовать хеширование довольно легко. По сути, это шифрование строки.
Дальше нам нужно добавить ещё один метод — lastBlock() :
Что такое Proof
Proof of Work (доказательство выполнения работы) — это алгоритм, основная цель которого препятствовать кибератакам, например DDoS-атаке. Впервые идея о Proof of Work (PoW) была опубликована Синтией Дворк и Мони Наором в 1993 году.
Такой алгоритм необходим для интенсивных вычислений (также называемых «майнинг»), благодаря которым ненадёжные транзакции отсекаются в отдельную группу в блокчейне.
Чтобы подтвердить надёжность таких транзакций, майнеры должны решить математическую задачу. И тот, кто решит первым, получает вознаграждение (в виде новой криптовалюты). С каждым новым блоком задачи становятся чуть сложнее. Поэтому майнерам приходится работать эффективнее. Подтверждённые же транзакции хранятся в публичном блокчейне.
Применение PoW
Теперь реализуем Proof of Work для нашего блокчейна со следующей задачей:
Найти число х. Когда оно хешируется предыдущим решением блока, создаётся хеш с 2 заглавными нулями.
Чтобы её внести, добавим следующие модули:
Напишем два новых методов:
Заполним их вот так:
Применение Flask для API
Конечно, строить блокчейн интересно, но теперь пришло время его использовать. И у Python есть прекрасный модуль Flask, чтобы создать API. Добавим немного базового кода Flask:
Подробнее о Flask можно узнать из его документации.
Новые транзакции
Конечная точка новых транзакций для API будет выглядеть таким образом. Довольно легко, ведь мы уже писали подобный метод:
Конечная точка майнинга
Здесь нам нужно добавить немного кода перед тем как заработает точка майнинга. И должно произойти лишь:
Как сделать свой блокчейн. Часть 1 — Создание, Хранение, Синхронизация, Отображение, Майнинг и Доказательная работа
Доброго всем! Мы тут потихоньку начали исследовать новое совсем для нас направление для обучения — блокчейны и нашли то, что оказалось интересным в рамках нашего курса по Python, в том числе. Чем, собственно, и хотим поделиться с вами.
Я могу узнать, когда у меня появился первый Bitcoin, из истории кошелька в моем аккаунте на Coinbase — входящая транзакция в 2012 году в подарок за регистрацию. Bitcoin в то время стоил около 6.50$. Если бы я сохранил те 0.1 BTC, на момент написания статьи это бы уже стоило более 500$. Если кому-то интересно, я продал их, когда Bitcoin стоил 2000$. Так что я получил только 200$ вместо ныне возможных 550$. Не стоило торопиться.
О существовании Bitcoin я знал, но особо не интересовался. Я видел взлеты и падения курса $/BTC. Я видел, как люди говорят, что за ним будущее, а видел статьи о его полной бессмысленности. Но личного мнения у меня не было — просто наблюдал со стороны.
Точно так же я почти не следил за блокчейнами. Но в последнее время мой отец несколько раз упоминал, что на CNBC и Bloomberg, которые он смотрит по утрам, часто рассказывают о блокчейнах, и он понятия не имеет, что это.
И тогда я внезапно понял, что нужно чуть глубже разобраться в этой теме. И начал с “исследования” — прочитал огромное количество статей в интернете, объясняющую их суть. Некоторые были хорошие, некоторые плохие, некоторые глубокие, а некоторые очень поверхностные.
Чтения оказалось недостаточно, а если существует одна вещь, которую я знаю наверняка, так это то, что чтение не объяснит и сотой доли того, что объяснит программирование. И так я понял, что стоит написать свой собственный локальный блокчейн.
Нужно учитывать, что есть большая разница между базовым блокчейном, который я описываю и “профессиональным” блокчейном. Эта цепь не создаст криптовалюту. Блокчейны не требуют производства монет, которые можно продавать и менять на физические деньги.
Блокчейны используются для хранения и подтверждения информации. Монеты побуждают узлы участвовать в валидации, но их наличие не обязательно.
Я пишу пост по нескольким причинам: 1) Чтобы люди, прочитавшие его, смогли узнать больше о блокчейнах; 2) Чтобы я смог понять больше, объяснив код, а не просто написав его.
В этом посте я покажу способ хранения данных блокчейна и генерации начального блока, синхронизацию узла с локальными данными блокчейна, отображение блокчейна (что впоследствии будет использоваться для синхронизации с другими узлами), а затем, майнинг и создание валидных новых блоков. В первом посте не будет никаких других узлов. Никаких кошельков, пиров, важных данных. О них поговорим позднее.
В двух словах
Если вы не хотите углубляться в детали и читать код, или если вы наткнулись на этот пост, рассчитывая на статью, которая бы понятным языком объясняла блокчейны, я постараюсь кратко резюмировать, как они работают.
На самом высоком уровне, блокчейн — база данных, где каждый, участвующий в блокчейне, может хранить, просматривать, подтверждать и никогда не удалять данные.
На более низком уровне, данные в этих блоках могут быть чем угодно, пока это позволяет конкретный блокчейн. Например, данные в Bitcoin блокчейне — исключительно транзакции Bitcoin между аккаунтами. Ethereum блокчейн позволяет как аналогичные транзакции Ether, так и транзакции, использующиеся для запуска кода.
Прежде чем блок будет создан и объединен в блокчейн, он подтверждается большинством людей, работающих над блокчейном — их называют узлами. Настоящий блокчейн — цепь, состоящая из огромного множества блоков, подтвержденных большинством узлов. Таким образом, если узел попытается изменить данные предыдущего блока, новые блоки не будут валидны, и узлы не будут доверять данным из некорректного блока.
Не волнуйтесь, если это сбивает с толку. Мне понадобилось время, чтобы самому вникнуть в это, и еще больше времени на написание такого поста, чтобы даже моя сестра (которая ничего не знает о блокчейнах) смогла понять.
Если хотите изучить код, посмотрите ветку part 1 на Github. Смело присылайте мне любые вопросы, комментарии, правки и похвалы (если вы в настроении сделать что-то особо хорошее), или просто пишите в твиттер.
Шаг 1 — Классы и Файлы
Первый шаг — написание класса, обрабатывающего блоки при запуске узлов. Я назову этот класс Block. Честно говоря, много делать не придется. В функции __init__ мы будем верить, что вся необходимая информация уже представлена в словаре. Для производственного блокчейна — это не самое мудрое решение, но подходит в качестве примера, потому что код пишу только я. Также я напишу метод, запаковывающий важную информацию блока в словарь, а после заведу более удобный способ для отображения информации блока при его печати в терминал.
Чтобы создать первый блок, запустим этот простой код:
Отлично. Последний вопрос в этой части — где хранить данные в файловой системе. Это необходимо, если мы не хотим потерять локальные данные блока при отключении узла.
Я назову папку с данными ‘chaindata’, в какой-то степени подражая схеме папок Etherium Mist. Каждому блоку теперь присвоен отдельный файл, названный по его индексу. Нужно убедиться, что имена файлов содержат в начале достаточное количество нулей, чтобы блоки перечислялись по порядку.
С учетом кода выше, нужно написать следующее для создание первого блока:
Шаг 2 — Синхронизация блокчейна, локально
Прежде чем начать майнинг, интерпретацию данных или отправку/создание новых данных для цепи, необходимо синхронизировать узел. В нашем случае других узлов нет, поэтому я говорю только о чтении блоков из локальных файлов. В будущем частью синхронизации будет не только чтение из файлов, но и коммуникация с пирами для сбора блоков, которые были сгенерированы, пока ваш узел не был запущен.
Пока просто и красиво. Чтение строк из файлов их загрузка в структуры данных не требуют чрезмерно сложного кода. Пока это работает. Но в будущих постах, где я буду писать о возможностях коммуникации разных узлов, эта функция sync станет значительно сложнее.
Шаг 3 — Отображение блокчейна
Теперь наш блокчейн находится в памяти, и поэтому я хочу отобразить цепь в браузере. Для того, чтобы сделать это прямо сейчас, есть две причины. Во-первых, необходимо подтвердить в браузере, что изменения произошли. Во-вторых, я буду использовать браузер в будущем для просмотра и совершения каких-либо операций, связанных с блокчейном. Например, отправка транзакций или управление кошельком.
Для этого я использую Flask — у него низкий порог вхождения, и я решил, что он подходит для наших целей.
Ниже представлен код для отображения json блокчейна. Я проигнорирую импорты для экономии места.
Запустите этот код, зайдите на localhost:3000/blockchain.json и увидите текущий блок.
Шаг 4 — “Майнинг”, также известный как создание блока
Сейчас есть только генезис блок, но если у нас появится больше данных, которые необходимо хранить и распределять, нужен способ включить это в новый блок. Вопрос — как создать новый блок и соединить его с предыдущим.
Сатоши описывает это следующим образом в Bitcoin whitepaper. Учтите, что “timestamp сервер” назван “узлом”.
“Начнем описание нашего решения с timestamp сервера. Его работа заключается в хэшировании блока данных, на который нужно поставить timestamp, и открытой публикации этого хэша… Timestamp показывает, что в данный момент конкретные данные существовали и потому попали в хэш блока. Каждый хэш включает в себя предыдущий timestamp: так выстраивается цепь, где очередное звено укрепляет все предыдущие.”
Скриншот изображения, прикрепленного под описанием:
Основная идея раздела — при необходимости соединить блоки, мы создаем хэш информации о новом блоке, включая время создания блока, хэш предыдущего блока и информацию в самом блоке. Я буду называть всю эту информацию “хедером” блока. Таким образом, мы можем проверить корректность блока, посчитав все хэши перед ним, подтвердив последовательность.
В данном случае хедер, который я создаю, объединяет значения строки в одну огромную строку. Я включил следующие данные:
- Индекс, показывающий каким по счету является блок;
- Хэш предыдущего блока;
- Данные — просто случайные строки. Для bitcoin они называются Merkle root и содержат информацию о транзакциях;
- Timestamp майнинга этого блока.
Поясню один момент — объединение строк информации не является обязательным для создания хедера. Требование состоит в том, чтобы каждый знал, как генерировать хедер блока и хэш предыдущего блока внутри него. Делается это для того, чтобы каждый мог убедиться в корректности хэша в новом блоке и подтвердить связь между двумя блоками.
Хедер Bitcoin значительно сложнее объединения строк. Он использует хэши данных и времени и завязан на то, как данные расположены в памяти. Но в нашем случае объединения строк достаточно.
Теперь у нас есть хедер и можно вычислить валидность хэша. Я буду использовать метод, отличающийся от метода Bitcoin, но все равно запущу хедер блока через функцию sha256.
Для майнинга блока мы используем функцию выше, чтобы получить хэш, положить его в новый блок и сохранить этот блок в директории chaindata.
Готово! Но при таком типе создания блока кто угодно с самым быстрым CPU сможет создавать самые длинные цепи, которые другие узлы посчитают корректными. Нужен способ снизить скорость создания блока и подтверждение до перехода к следующему блоку.
Шаг 5 — Доказательство выполнения работы
Для снижения скорость я использую Доказательство выполнения работы, как и Bitcoin. Доказательство доли владения — другой способ, используемый в блокчейнах для достижения консенсуса, но в этом случае я воспользуюсь работой.
Способ сделать это — установить требования к структуре хэша блока. Как и в случае с bitcoin, необходимо убедиться, что хэш начинается с определенного количества нулей, перед тем, как перейти к следующему. А для этого нужно добавить в хедер дополнительную информацию — случайно перебираемое число (nonce).
Теперь функция майнинга настроена для создания хэша, но если хэш блока не содержит достаточного количества нулей, мы увеличиваем значение nonce, создаем новый хедер, вычисляем новый хэш и проверяем хватает ли нулей.
Отлично. Новый блок содержит валидное значение nonce, поэтому другие узлы могут подтвердить хэш. Мы можем сгенерировать, сохранить и распределить новый блок остальным.
На этом все! Пока что. Осталось еще много вопросов и фичей в блокчейнах, которые я не объяснил.
Например, как задействовать другие узлы? Как узлы передают данные, когда включаются в блок? Существуют ли иные способы хранения данных кроме огромных строк данных?
Ответы на эти вопросы можно будет найти в следующих частях этой серии постов, как только я сам найду на них ответы. Пожелания по содержанию можно писать мне в твиттер, в комментарии к посту или через форму обратной связи!
Спасибо моей сестре Саре за уточняющие вопросы о блокчейнах и помощь в редактировании поста!
Комментарии, вопросы, как всегда, приветствуются и тут, и на дне открытых дверей.
Как запустить свой блокчейн: выбираем движок
Перед разработкой собственного блокчейна ваша команда должна четко понимать, для чего необходим блокчейн и какой бюджет вы сможете выделить на его содержание.
Проектирование и запуск блокчейна имеют свои нюансы. Их можно легко упустить при планировании, если вы неверно оценили объем и сложность задачи.
Чтобы помочь проектам избежать таких ошибок, руководитель отдела исследований MixBytes Сергей Прилуцкий подготовил пошаговое руководство по запуску блокчейна.
Данная статья поможет вам определиться с выбором движка для построения собственного блокчейна. Технические свойства и ограничения блокчейна описаны здесь, выбор алгоритма консенсуса — здесь.
Блокчейн с нуля
Попытки создать блокчейн с нуля без сомнения похвальны, ведь благодаря им появились многие существующие решения. Тем не менее нужно трезво оценивать возможности своей команды.
Написание с нуля кода блокчейн-ноды напоминает создание собственной базы данных с механизмом надежной сетевой репликации. Если вы поищете, сколько таких БД было создано за последние десятилетия, то найдете максимум сотню проектов. Огромной долей рынка владеют всего несколько компаний (Oracle, MS SQL Server, MySQL, PostgreSQL), а разработчики ядра таких систем ценятся крайне высоко.
Для разработки блокчейн-ноды вам придется собрать команду очень крутых и редких специалистов, имеющих опыт работы с многопоточным программированием, криптографией, сетевыми протоколами, сложными внутренними алгоритмами и понимающих работу современных операционных систем.
Особенное место для блокчейнов занимает тестирование, так как алгоритмы консенсуса могут прекрасно себя вести на нескольких валидаторах и совершенно по другому при наличии десятков и сотен узлов под нагрузкой. Увеличение числа разработчиков в данном случае приведет разве что к усложнению коммуникаций внутри команды.
По опыту нашей компании, бизнес-заказчики редко выбирают этот путь. Создание своего блокчейна — это задача для группы исследователей, энтузиастов, которые могут себе позволить работать свободно, не имея жестких сроков и бизнес-плана. Такая команда должна иметь возможность свободно исследовать любой встретившийся вопрос, не сильно заботясь о сроках сдачи проектов. На текущий момент работа над такими проектами, как биткоин и Ethereum, производится независимыми разработчиками по всему миру, без жестких дедлайнов. Внешнее давление бизнес-факторов может сыграть с вашим проектом злую шутку, заставив быстрее решать проблемы, не продумав последствия.
Готовые блокчейн-движки
Я намеренно назвал раздел «движки», так как этот термин в области ПО часто используется для обозначения комплексов разнопланового ПО, предназначенного для решения конкретной задачи. Например, «поисковый движок» или «графический движок» — это не только код, но и вспомогательное ПО, дополнительные утилиты, описания алгоритмов и многое другое. Учитывая существование нескольких основных ядер блокчейнов, на базе которых построены уже существующие сети, будет удобно называть их движками (например, «построен на движке Ethereum»).
Если ваш блокчейн не обладает уникальной архитектурой и ваша задача — доставка решения за определенный промежуток времени, лучшим вариантом будет работа с уже существующими движками. Они позволяют реализовать ваш вид консенсуса и транзакций, по-своему организовать управление валидаторами сети. Вы сможете использовать готовый открытый код, проверенный в реальных сетях. Вам не придется изменять код блокчейн-ноды, а для реализации своей логики нужно будет менять только часть, предусмотренную разработчиками движков. Не внося новых уязвимостей и не решая проблемы сетевого слоя, вы сможете сосредоточиться только на бизнес-логике вашего блокчейна.
Разберем готовые для работы блокчейн-движки, используя которые вы сможете запустить собственный блокчейн, спроектировать и реализовать его внутреннюю экономику и организовать запуск для проведения сложных сделок.
Ethereum
Этот комплекс ПО построен на базе ядра публичного блокчейна Ethereum. Публичный Ethereum использует консенсус типа Proof-of-Work, а его многочисленные тестовые сети — различные виды Proof-of-Authority и Proof-of-Stake консенсусов. ПО отвечает самым строгим критериям безопасности, проверено в десятках реально работающих сетей и, на мой взгляд, является наиболее развитым для создания блокчейнов с любыми видами консенсусов и полноценными, многофункциональными смарт-контрактами.
Нужно отметить роль проекта POA Network, чьи разработчики проделали огромную работу и запустили уже несколько быстрых и надежных сетей. POA Network существенно быстрее оригинального Ethereum, но при этом обладает той же стойкостью и универсальностью для заключения любых сделок, а роль валидаторов (майнеров) исполняют компьютеры, честная работа которых заверяется юридически. Эту сеть можно считать эталоном для запуска корпоративных блокчейнов на базе Ethereum.
Код блокчейн-ноды и консенсус
Существуют две основных имплементации кода ноды Ethereum: на языке Rust (код, названия: poa-parity (старое) или openethereum(новое)) и на Go (код, название: geth).
На момент написания при построении PoA-сети на geth (Go) вам будет доступен только консенсус Clique — это простейший и небезопасный протокол без финализации, который можно использовать только в тестовых целях.
Консенсус, реализованный в poa-parity (Rust), состоит из двух алгоритмов: schedule валидаторов Aura и finality gadget GRANDPA. Именно этот вариант, проверенный и безопасный, работает в POA-сетях на базе Ethereum. POA Network работают также над имплементацией перспективного BFT-консенсуса HoneyBadger.
Отдельного упоминания заслуживает новая блокчейн-нода Nethermind, написанная на C# для платформы .NET Core. Она полностью поддерживает Ethereum, большое число операционных систем и является отличным выбором для компаний, которые используют .NET Core.
Смарт-контракты и управление сетью
POA Ethereum использует виртуальную машину EVM и смарт-контракты, которые лучше всего писать на языке Solidity. EVM давно стала стандартом для виртуальных машин с большим количеством готового кода и паттернов разработки. Код контрактов под EVM отвечает за большие суммы криптовалюты, и любая найденная уязвимость вызывает мощную реакцию сообщества и СМИ, поэтому безопасность контрактов EVM на текущий момент крайне высока.
Управление списком валидаторов осуществляется посредством смарт-контрактов — это потрясающе удобно. Можно оперировать одним или несколькими токенами или вообще избавиться от них. Можно сделать процедуру добавления валидаторов гибкой или максимально упростить, добавив «всемогущий» аккаунт. Мощь этой схемы в том, что буквально один разработчик контрактов может создать полную экономику сети на одной платформе с высочайшим уровнем безопасности и переносимости, реализовав сразу и управление сетью, и логику сделок, и другие свойства.
Дополнительное ПО
С Ethereum можно использовать JavaScript-библиотеку web3.js, вне зависимости от консенсуса, валидаторов и ее расположения.
Для POA Ethereum существует репозитарий для автоматизации операций по развертыванию готовой сети — deployment-playbooks.
Если вы планируете запускать POA Ethereum, используйте эту инструкцию. Она проведет вас от создания ключей валидаторов к запуску первых нод, развертыванию системных контрактов и запуску интерфейса валидаторов и обозревателя блоков.
Готовая POA-сеть Ethereum присутствует в AWS, но я все же рекомендую контролировать запуск своими руками. Вы должны понимать, какие сервисы вы запускаете и как они работают.
EOS и его форки
Вторым по гарантиям работоспособности и безопасности будет EOS. “OS” в его названии появилась не случайно.
EOS можно запустить в качестве отдельной сети, в PoS- или PoA-варианте. Как и Ethereum, это ПО уже проверено в бою, обладает высокой безопасностью и функционалом, который позволяет запустить собственный блокчейн со смарт-контрактами для автоматизации любых сделок
Если Ethereum имеет простую систему адресов, то в EOS сразу же используется иерархическая система аккаунтов и права на различные действия. Все это делает EOS похожей по дизайну на операционную систему — «программу для запуска других программ».
В качестве межкорпоративной платформы EOS позволяет из коробки получить удобную систему управления аккаунтами и быстрый консенсус, а также легко интегрировать практически любой функционал при помощи плагинов на C++ и смарт-контрактов на C++/WebAssembly (например, можно добавить другую криптографию).
Дизайн консенсуса в EOS и быстрые блоки позволяют достичь очень быстрого времени ответа пользователю, что крайне важно для построения децентрализованных приложений со сложным функционалом (например, проекты Cyberway, Golos.io или соцсеть Commun). Cyberway недавно произвел сложнейшую миграцию всей бизнес-логики из предыдущего блокчейна прозрачно для пользователей, что лишний раз доказывает гибкость и универсальность EOS.
Код блокчейн-ноды и консенсус
Код EOS написан на C++ и развивался на основе опыта, полученного разработчиками при работе над движками Graphene, Bitshares, Steemit. Используется собственный вариант DPoS-консенсуса.
Сейчас почти все проекты, использующие DPoS, строят свои алгоритмы очень похожим на EOS образом: это аккаунты, «голосующие» балансом токена за топ валидаторов. Валидаторы подписывают блоки по одиночке, но каждый в назначенный квант времени, согласно расписанию. Затем они коллективно фиксируют так называемый Last Irreversible Block (LIB), на котором собирается 2/3 + 1 подписей от валидаторов.
Многие форки EOS пытаются улучшить это консенсус. Например, наш вариант Haya использует для фиксации LIB другой finality gadget — RANDPA, чтобы достичь времени финальности в 2-3 секунды.
Переход к корпоративному POA-консенсусу не вызывает затруднений, так как список валидаторов управляется системными смарт-контрактами.
Смарт-контракты и управление сетью
Смарт-контракты в EOS используют модифицированную виртуальную машину WebAssembly, обычно пишутся на языке C++ и могут создаваться и использоваться любым аккаунтом. Писать смарт-контракты не сложно, во многом они перекликаются с Solidity.
В EOS, как и в POA Ethereum, управление сетью, основной токен (или токены) и типы транзакций можно реализовать в системных смарт-контрактаx (вот, например, системный токен). Интересной особенностью контрактов EOS является использование абстракции table для хранения данных контракта. В Ethereum в основном используется mapping (ассоциативный массив).
Еще одна особенность смарт-контрактов в EOS — upgradeability. Владелец контракта может заменить его, обновив логику или исправив ошибку. Это сильно отличается от Ethereum, где неизменность контрактов — важное условие, гарантирующее, что логика контракта никогда уже не будет изменена, если не произойдет хардфорк.
Для межкорпоративных блокчейнов, на мой взгляд, возможность изменять код контрактов — важное преимущество. Незаметно что-то украсть здесь все равно не получится, зато обновить код по соглашению сторон можно без всякого участия валидаторов.
В EOS возможно организовать «спонсорские» транзакции, оплачиваемые владельцами контракта, а не самими пользователями. Это мощнейшая возможность для привлечения новых пользователей. Вы ведь помните, что «бесплатных» транзакций без потери безопасности в блокчейнах не бывает?
Дополнительное ПО
BOSCore, Telos, Haya и еще десяток форков EOS доказывают, что это ПО интересно большому количеству проектов. Для EOS существует достаточно инструментов, и вам не придется с нуля реализовывать сопутствующее ПО.
Eosjs — аналог web3.js, позволяет работать с контрактами любой сети на базе EOS из браузера и любых приложений.
EOSTracker — обозреватель блоков с открытым кодом и децентрализованными приложениями для голосований за валидаторов.
У EOS нет одного большого и мощного интегратора, как POA Network для Ethereum, поэтому каждый проект строит собственное решение. Тем не менее, основной код ноды стабилен и работает под серьезными нагрузками без сбоев.
Parity Substrate
Substrate создается командой компании Parity. Разработано огромное количество ПО: кошельки, блокчейн-ноды, системы смарт-контрактов, компиляторы, виртуальные машины.
Parity Substrate позволяет разработчику достаточно легко создать свой вариант блокчейна из готовых модулей со сложным консенсусом и логикой обработки транзакций. Substrate — это конструктор блокчейнов, на котором, к примеру, можно сделать блокчейн-ноду Ethereum или биткоина.
Substrate — это часть крупного проекта Polkadot — системы, состоящей из основной цепочки и множества цепочек-шардов с индивидуальной логикой.
Преимущество «подключения» своего блокчейна к Polkadot заключается в возможности ончейн-обмена данными с другими цепочками и возможностью использовать их контракты, аккаунты, токены без дополнительного ПО.
Код блокчейн-ноды и консенсус
Код Substrate написан на языке Rust. На мой взгляд, в структуре Substrate чувствуется большой опыт команды по созданию блокчейнов, так как все компоненты отлично структурированы, разделены на отдельные модули, а в коде присутствуют подробные комментарии. Доказательством гибкости этого движка является существование клиента для сети биткоина и ZCash на основе кода Substrate.
Что касается консенсуса, то можно выбрать из нескольких готовых вариантов или написать свой собственный. В большинстве случаев это PoA или DPoS, что в случае Substrate означает использование алгоритма Aura и GRANDPA.
Производительность блокчейнов на базе Substrate высока. Основная цепочка Polkadot была протестирована нами в конфигурации с 99 валидаторами, распределенными по трем континентам, и показала отличные результаты.
Преимуществом Substrate я считаю продуманность архитектуры, стек разработки (Rust), и огромное поле для развития. Это крайне гибкая сеть, на базе которой можно построить решения любого уровня сложности.
Смарт-контракты и управление сетью
Substrate, в отличие от Ethereum и EOS, обрабатывает транзакции при помощи кода, который размещается валидаторами, а не пользователями. Это код называется “runtime” и исполняется виртуальной машиной WebAssembly.
Напомню, что runtime — это по сути один большой смарт-контракт, который обновляется валидаторами и собирается разработчиком из отдельных модулей. Модули содержат логику аккаунтов, токенов, сделок любой сложности, и т.д. Именно это свойство превращает Substrate в конструктор. Вполне возможно, для решения ваших задач потребуется просто скомбинировать несколько готовых модулей или незначительно доработать один из них.
Особого упоминания заслуживают модули пользовательских смарт контрактов: WASM и EVM. Они дают возможность пользователям размещать свои смарт-контракты, поэтому запуск универсального блокчейна на Substrate тоже возможен.
Ограничения на запуск транзакций реализуются разработчиками runtime — можно сделать все транзакции за одну и ту же цену, учитывать ресурсы с точностью до бита или сделать все бесплатным и вообще не использовать внутреннюю криптовалюту.
В плане гибкости у runtime есть множество преимуществ — разработчик может комбинировать их, создавать сложные роли, объединять управление сетью, внутреннюю логику и экономику. Учитывать следует лишь то, что обновление кода runtime проводится кворумом валидаторов.
Дополнительное ПО
Для Substrate есть ряд полезных решений: polkascan — обозреватель блоков и комплекс программ на JS для работы с Polkadot и сетями на базе Substrate. Возможно, вам пригодятся ansible-сценарии для развертывания готового кластера на базе Substrate, который мы использовали для тестирования Polkadot.
У Substrate нет богатого выбора универсального ПО, кошельков и обозревателей блоков, как у Ethereum или EOS, так как цепочки могут сильно отличаться между собой. Проект активно развивается, и множество команд параллельно создают сопутствующее ПО.
Cosmos SDK
Cosmos — это проект на базе одной основной цепочки и множества дочерних блокчейнов, называемых «zones». Дочерние цепочки строятся на основе Cosmos SDK — набора ПО для построения блокчейнов.
Cosmos — это продолжение проекта Tendermint, из которого ключевыми технологиями является надежный консенсус и концепция Application, сходная с runtime в Substrate.
Как и в случае Polkadot+Substrate, блокчейн, созданный с помощью Cosmos SDK, может жить отдельно или подключиться к экосистеме Cosmos как дочерняя цепочка.
Весь комплекс ПО Cosmos написан на Go и отлично структурирован и активно используется. На его основе уже работают несколько проектов, среди которых Binance Chain.
Если ваши разработчики пишут на Go — Cosmos SDK может вам подойти. Он работает и активно развивается в реальных проектах, чьи блокчейны и транзакции можно увидеть в публичных сетях.
Код блокчейн-ноды и консенсус
Главная концепция Cosmos называется Application. Любой блокчейн представляет собой машину состояний, и в Cosmos она вынесена в отдельную часть кода.
По сути, разработчик просто задает правила, по которым одни данные превращаются в другие при внешнем воздействии, программируя так называемую функцию state transition. Это сложно звучит, но по факту обработка транзакции — это state transition, которая меняет несколько балансов. Именно этим занимается Application — принимает некоторое воздействие извне (транзакцию) и меняет свое состояние (state). Получившиеся изменения фиксируются в блокчейне. При этом разработчик не должен решать проблемы консенсуса и сети — сеть сама договорится между собой и придет к консенсусу относительно результатов.
Консенсус в Cosmos построен на базе консенсуса Tendermint, крайне близкого к pBFT. Его особенность в том, что подтверждения валидаторов собираются на каждый блок, что означает мгновенную финальность, как только блок принят сетью. Этот алгоритм требует много сообщений между валидаторами, и в случае проблем с сетью этот консенсус будет медленнее финализировать цепочку.
Зато он является наиболее предсказуемым, защищенным от форков, имеет формальные математические доказательства надежности и, по моему мнению, является наиболее строгим и безопасным решением из всех существующих консенсусов.
Смарт-контракты и управление сетью
Application в Cosmos можно рассматривать как единый смарт-контракт, ответственный за обработку всех видов транзакций. Вот пример структуры Application для сервиса регистрации имен.
Одновременно с созданием кода для блокчейн-нод, Cosmos SDK создает код клиента, который умеет формировать транзакции нужных типов.
Для ограничения транзакций в Cosmos, как в Ethereum, используется газ. Исполняя транзакцию, валидаторы вычисляют ее стоимость в условных единицах «gas». Отправляя транзакцию, пользователь указывает цену, которую он готов платить за единицу газа и лимит, который он готов потратить. Это является основанием для вычисления цены за транзакцию.
Важным для Application в Cosmos являются требования к детерминизму кода, т.е. разрабатываемые операции не должны порождать разные результаты в разные моменты времени или на разных архитектурах, иначе блокчейн не будет работать.
Дополнительное ПО
Параллельно с созданием кода Application, Cosmos SDK позволяет сразу же получить код, который вызывает нужные функции с клиентских машин. Этот код можно использовать на сайте, работающем с Cosmos, или в кошельке (клиенте) сети.
На JavaScript я нашел несколько полезных библиотек: js-cosmos, cosmosjs и универсальную js-abci, реализующую интерфейс ABCI. Их удобно использовать, если взаимодействие с вашим блокчейном планируется из браузера. ABCI позволяет создавать Application на разных языках, среди которых Java, C++, Python. Проект lotion, например, позволяет создать блокчейн полностью на Javascript.
Cosmos бурно развивается, на этом движке запускается много разных проектов. Рекомендую обратить на него внимание, если у вас есть экспертиза в Go и вы хотите надежное работающее решение.