Обзор видеокарты Palit GeForce RTX 3060 Dual (12 ГБ)
В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.
Напоминаем, что GeForce RTX 3060 имеет уровень производительности существенно ниже, чем у своего старшего собрата с суффиксом Ti: если RTX 3060 Ti отлично подходит для игры в разрешении 2.5К, и даже с RT(+DLSS) способен обеспечить приемлемый комфорт в играх в таком разрешении, то GeForce RTX 3060 полноценно подходит для игры с максимальными настройками (включая использование RT+DLSS) только в разрешении Full HD. Правда, в этом разрешении он, как правило, тянет игры даже с RT без DLSS), но на разрешение 2.5К замахнуться уже будет трудно. Конечно, найдутся такие игры, где и в разрешении 2560×1440 такая видеокарта обеспечит комфортный игровой процесс без снижения настроек графики, но это, скорее, будут сетевые игры с относительно примитивной графикой. Из стана AMD конкурентом является с одной стороны Radeon RX 5700 XT, который, понятное дело, соперничает только в играх без трассировки лучей, с другой стороны Radeon RX 6600 XT, который выглядит лучше и производительнее, чем RTX 3060, но опять же, только в играх без трассировки лучей. Видеокарта Palit в плане производительности практически равна референс-аналогу.
Характеристики карты
Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Gainward (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае. На сегодня внутри Palit Group сосредоточено еще несколько торговых марок и брендов.
Память
Карта имеет 12 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 6 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6, K4ZAF325BM-HC16) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 8000 (16000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Palit GeForce RTX 3060 StormX
Palit GeForce RTX 3060 Dual (12 ГБ) | Palit GeForce RTX 3060 StormX 12 ГБ |
---|---|
вид спереди | |
![]() |
![]() |
вид сзади | |
![]() |
![]() |
Сравнение с картой Palit серии StormX вынужденное: Nvidia не предоставляла обозревателям GeForce RTX 3060 Founders Edition, и в нашем базовом материале по RTX 3060 мы использовали именно карту Palit RTX 3060 StormX. И как мы видим, обе карты (именно чисто карты, без СО) совершенно одинаковы.
Суммарное количество фаз питания у карты Palit — 7 (5 на ядро и 2 на микросхемы памяти). При этом мы видим пустые места под дополнительные фазы, и это дает нам представление о потенциальной 8-фазной схеме питания GPU, плюс 2 фазы на микросхемы памяти (полагаем, что все это может быть использовано в будущих ускоренных версиях типа GeForce RTX 3060 Super).
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. ШИМ-контроллер uP9512R (uPI Semiconductor) отвечает за работу фаз питания графического процессора.
А контроллер uP1666Q управляет двумя фазами питания микросхем памяти. Оба контроллера расположены на обороте печатной платы.
На лицевой стороне имеется uS5650Q (той же uPI), отвечающий за мониторинг.
За подсветку (хоть и весьма скромную) отвечает традиционно используемый компанией Palit контроллер Holtek HT50F52241.
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае мосфеты схемы питания GPU NCP302045 (On Semiconductor) и мосфеты схемы питания памяти SM7342EKKP (Sinopower).
Коннектор питания — один, 8-контактный. Минус в том, что он расположен защелкой внутрь СО, то есть будет затруднительно нажать на замок на «хвосте» от БП, чтобы вынуть его, ибо гнездо находится сильно ниже верхней кромки радиатора охлаждения
Штатные частоты памяти у карты Palit равны референсным значениям, да и частоты работы GPU практически не отличаются от референсных аналогов.
Я попробовал разогнать карту, подняв частоту работы ядра на 115 МГц, а памяти — на 1100 МГц (получились максимальные значения 2025/16300 МГц, подняться выше частотам не дал лимит TDP в драйверах), что на практике обеспечило дополнительный прирост производительности в среднем около +4% к референс-карте.
Управление работой карты обеспечивается силами фирменной утилиты Thunder Master v4.8.
Панель управления частотами и лимитами
Панель управления работой вентиляторов
Панель мониторинга состояния карты
Нагрев и охлаждение
Перед нами двухсекционный пластинчатый радиатор с тепловыми трубками, подошва которого охлаждает GPU, микросхемы памяти, в также преобразователи питания VRM через отдельную подошву на радиаторе. Задняя пластина только служит элементом жесткости (ну и защиты PCB).
Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами TurboFan 3.0 (∅95 мм). Как и у референс-карты, крайний правый (на фото) вентилятор продувает радиатор насквозь, через отверстия в задней пластине.
Кулер останавливает вентиляторы, если температура GPU опускается ниже 60 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 71 градуса, что является хорошим результатом для видеокарт такого уровня. Максимальная мощность была зафиксирована на уровне 148 Вт, а максимальный нагрев наблюдался вокруг ядра (и основным источником нагрева являются преобразователи питания).
Ниже приведен 8.5-минутный нагрев карты, ускоренный в 50 раз.
При описанном ручном разгоне параметры работы карты особо не менялись, однако максимальное потребление выросло до 158 Вт.
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D вентиляторы не вращались, температура была не выше 40 °C. Уровень шума фоновый.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, шум сохранялся на том же уровне.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 71 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1750 оборотов в минуту, шум вырастал до 32,2 дБА: это слышно, но не громко. Ниже приведена запись шума (зафиксированы 2-секундные отрезки через каждые 30 секунд).
Подсветка
Подсветка у карты довольно простая: светится лишь название серии GeForce RTX на верхнем торце карты.
Управление режимами подсветки, в том числе и ее отключением, осуществляется той же утилитой Thunder Master.
Выбор режимов подсветки в этой программе весьма скудный, хотя для такой минимальной подсветки иного и не требуется.
Комплект поставки и упаковка
Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, больше ничего не включает.
Результаты тестирования, конфигурация
- Компьютер на базе процессора AMD Ryzen 9 5950X (Socket AM4):
- Платформа:
- процессор AMD Ryzen 9 5950X (разгон до 4,6 ГГц по всем ядрам);
- ЖСО Cougar Helor 240;
- системная плата Asus ROG Crosshair Dark Hero на чипсете AMD X570;
- оперативная память TeamGroup T-Force Xtreem ARGB (TF10D48G4000HC18JBK) 32 ГБ (4×8) DDR4 (4000 МГц);
- SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
- жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
- блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
- корпус Thermaltake Level20 XT;
Список инструментов тестирования
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
- Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
- Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
- Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
- Control (505 Games/Remedy Entertainment)
- Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
- Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
- Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
- Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH/ETC) и «вороны» (Ravencoin/RVN) использовался майнер T-Rex (0.20.04), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:
- по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
- оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)
Для тестирования GeForce RTX 3060 (не LHR) использовался тот самый «утекший» драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга, на других версиях он составляет 24/26 MH/s.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для «умной» технологии антиалиасинга Nvidia DLSS. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, на сегодня уже половина из регулярно тестируемых нами видеокарт поддерживает технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS. К сожалению, из представленных сейчас в тестах играх пока нет поддерживающих AMD FSR, поэтому видеокарты семейства AMD Radeon RX 6000 участвуют в тестах без аналога DLSS, и также мы ждем, когда появятся игры с одновременной реализацией Nvidia DLSS и AMD FSR.
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — GeForce GTX 1660 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1660 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3060 и его конкуренты.
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб. 14 RTX 2070 Super 8 ГБ, 1770—1950/14000 230 28 81 000 15 RX 6600 XT 8 ГБ, 2359—2664/16000 220 32 68 000 16 Palit Dual RTX 3060, разгон до 2025/16300 210 31 67 000 17 RX 5700 XT 8 ГБ, 1755—1905/14000 200 25 79 000 18 Palit Dual RTX 3060, 1777—1935/15000 200 30 67 000 19 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 200 29 68 000 20 RTX 2070 8 ГБ, 1710—1850/14000 200 27 74 000 RTX 3060 обходит конкурентов в лице RTX 2070 и RX 5700 XT, но вот с RX 6600 XT ему тягаться тяжело, карта Palit логично показала полное равенство с референс-продуктом, а ручной разгон ей практически ничего не дал, ибо несмотря на разовые всплески частот работы GPU выше 2 ГГц, все же лимит потребления не позволял частотам в целом как-то подниматься выше 1935 — 1940 МГц. Так что, RTX 2070 Super — в лидерах в группе (на цены смотреть нет смысла, ибо на 2ххх поколение они исключительно спекулятивные, да и карты можно найти в основном на вторичном рынке), а также Radeon RX 6600 XT смотрится более привлекательно.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT
Рейтинг составлен по 6 тестам с применением технологии трассировки лучей (без Nvidia DLSS!). Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — GeForce RTX 2070 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2070 приняты за 100%).
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб. 13 RTX 2070 Super 8 ГБ, 1770—1950/14000 120 15 81 000 14 Palit Dual RTX 3060, разгон до 2025/16300 110 16 68 000 16 Palit Dual RTX 3060, 1777—1935/15000 100 15 68 000 17 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 100 15 68 000 18 RTX 2070 8 ГБ, 1710—1850/14000 100 14 74 000 19 RX 6600 XT 8 ГБ, 2359—2664/16000 70 10 68 000 Собственно, картина повторяется за исключением того, что RX 5700 XT не может участвовать в данном соревновании, а RX 6600 XT оказался аутсайдером из-за чрезмерного падения производительности в играх с трассировкой лучей у новых продуктов AMD, поэтому RTX 3060 тут смотрится очень неплохо (если опять же вынести за скобки RTX 2070 Super).
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на сентябрь 2021 года.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
Цены, цены.. Вот такие они сейчас, увы. Тем не менее, это реалии жизни. Мы видим, что RTX 3060 смотрится неплохо, но чуть проигрывает конкуренту из стана AMD.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
Ну а тут Radeon RX 6600 XT оказался последним в группе, так что в целом можно сказать, что RTX 3060 c минимальным перевесом победил в сражении.
Знакомство с GeForce RTX 3060. Обзор и тестирование видеокарты ASUS ROG-STRIX-RTX3060-O12G-GAMING
Компания NVIDIA продолжает обновлять модельный ряд своих видеокарт. После январского анонса GeForce RTX 3060 наконец-то поступает на рынок, и мы спешим познакомить вас с первыми представителями новой серии. Видеокарта знаковая по двум причинам — это долгожданное обновление в бюджетном классе и первая видеокарта с аппаратной защитой от майнинга Ethereum. В условиях нынешнего дефицита и нулевой доступности видеокарт есть шанс, что GeForce RTX 3060 станет более массовым продуктом.
GeForce RTX 3060 базируется на 8-нм графическом процессоре GA106, который должен обеспечить высокую производительность в Full HD в сочетании с большим объемом памяти и малым энергопотреблением. GPU GA106 является полноценным представителем архитектуры Ampere с аппаратной поддержкой трассировки лучей. Процессор состоит из трех кластеров по 10 мультипроцессорных блоков в каждом. В поколении Ampere SM-блоки насчитывают по 128 потоковых процессоров для вычислений формата FP32 или смешанных вычислений в формате 64 FP32 + 64 INT32. Улучшены алгоритмы работы с кэш-память. Каждый SM содержит по одному блоку RT для выполнения операций, связанных с трассировкой лучей, и по четыре тензорных ядра для операций ИИ.
В итоге GA106 оперирует 3840 вычислительными ядрами, 120 тензорными ядрами, 120 текстурными блоками и 30 ядрами RT. Но для GeForce RTX 3060 заявлено 3584 потоковых процессоров при 112 тензорных ядрах и 28 RT-ядрах. То есть GPU подвергся небольшому урезанию. Шина памяти 192 бит является стандартной для решений такого класса. Но если GeForce RTX 2060, GeForce GTX 1660 и GeForce GTX 1060 оснащались шестью гигабайтами памяти, то GeForce RTX 3060 получила двенадцать гигабайт. Используются модули памяти GDDR6 с эффективной частотой 15 ГГц.
Сравнить характеристики GeForce RTX 3060 с другими видеокартами можно по нижней таблице.
Видеоадаптер GeForce RTX 3070 GeForce RTX 3060 Ti GeForce RTX 3060 GeForce RTX 2060 Super GeForce RTX 2060 Ядро GA104 GA104 GA106 TU104 TU106 Количество транзисторов, млн. шт 17000 17000 13250 13600 10800 Техпроцесс, нм 8 8 8 12 12 Площадь ядра, кв. мм 450 450 276 545 445 Количество потоковых процессоров CUDA 5888 4864 3584 2176 1920 Количество тензорных ядер 184 152 112 272 240 Количество ядер RT 46 38 28 34 30 Количество текстурных блоков 184 152 112 136 120 Количество блоков рендеринга 96 80 48 64 48 Базовая частота ядра, МГц 1500 1410 1320 1470 1365 Частота Boost, МГц 1725 1665 1777 1650 1680 Шина памяти, бит 256 256 192 256 192 Тип памяти GDDR6 GDDR6 GDDR6 GDDR6 GDDR6 Частота памяти, МГц 14000 14000 15000 14000 14000 Объём памяти, ГБ 8 8 12 8 6 Поддерживаемая версия DirectX 12 Ultimate (12_2) 12 Ultimate (12_2) 12 Ultimate (12_2) 12 Ultimate (12_2) 12 Ultimate (12_2) Интерфейс PCI-E 4.0 PCI-E 4.0 PCI-E 4.0 PCI-E 3.0 PCI-E 3.0 Мощность, Вт 220 200 170 175 160 Относительно прямой предшественницы GeForce RTX 2060 заметно серьезное увеличение потоковых процессоров с попутным увеличением рабочих частот — Boost Clock 1777 МГц вместо 1680 МГц. У новинки меньше тензорных блоков и блоков RT, но их производительность в новом поколении серьезно возросла, и тут основной выигрыш идет не за счет количества, а за счет чистой вычислительной мощи.
Наряду с трассировкой лучей GeForce RTX 3060 позволяет использовать технологию DLSS, которая совмещает интеллектуальное масштабирование и сглаживание изображения. Это серьезно ускоряет производительность в играх с эффектами трассировки и обычных ресурсоемких играх. В их числе и популярные сетевые шутеры Fortnite и Call of Duty: Warzone. Недавно DLSS было добавлено в Nioh 2: The Complete Edition и Mount & Blade II: Bannerlord.
Новые видеокарты поддерживают технологию NVIDIA Reflex для снижения системных задержек в быстрых соревновательных играх. Ее поддерживают Apex Legends, Destiny 2, Fortnite, Valorant и другие популярные проекты. Недавно поддержка NVIDIA Reflex появилась в Rainbow Six Siege.
Поколение Ampere включат в себя лучший кодировщик видео, позволяющий осуществлять трансляции в высоком качестве вплоть до формата 8K. Стримерам пригодится технология NVIDIA Broadcast, которая позволяет вырезать фон при наложении картинки с камеры, удалять шумы и прочее. Все это реализовано на базе технологий ИИ с ускорением при помощи тензорных блоков в GPU.
Рекомендованная стоимость GeForce RTX 3060 составит $329, но с учетом дикой нехватки видеокарт из-за скупки майнерами, трудно прогнозировать реальную стоимость. Возможно, ситуацию исправит встроенная защита от майнинга криптовалюты Ethereum. В случае запуска соответствующего программного обеспечения производительность видеокарты падает в два раза (с 40–41 MH/s до 20 MH/s). Ограничений по расчетам для альтернативных «валют» нет.
Стоит отметить отсутствие референсных версий Founders Edition. Крупнейшие партнеры NVIDIA уже подготовили множество моделей с разными вариантами охлаждениями и разными частотами.
В данном обзоре мы рассмотрим видеокарту ASUS ROG Strix GeForce RTX 3060 12GB, которая сочетает мощное охлаждение с повышенными частотами и красивой насыщенной подсветкой.
ASUS ROG-STRIX-RTX3060-O12G-GAMING
Видеоадаптер ASUS ROG-STRIX-RTX3060-O12G-GAMING Ядро GA106 Техпроцесс, нм 8 Количество потоковых процессоров 3584 Базовая частота ядра, МГц 1320 Частота Boost, МГц 1882 Шина памяти, бит 192 Тип памяти GDDR6 Частота памяти, МГц 15000 Объём памяти, ГБ 12 Поддерживаемая версия DirectX 12 Ultimate (12_2) Интерфейс PCI-E 4.0 Вывод изображения 3x DisplayPort v1.4a, 2x HDMI 2.1 Мощность, Вт 170 Габариты, мм 300 x 134 x 54 Вес, кг 1,15 Средняя стоимость н/д Видеокарта ASUS ASUS ROG Strix GeForce RTX 3060 OC Edition 12GB поставляется в крупной коробке. Внутри устройство зафиксировано в форме из вспененного полиэтилена.
В отдельном конверте находится карточка продукта, инструкция и пару липучек для фиксации кабелей.
GeForce RTX 3060 обладает умеренным TDP в 170 Вт, но производитель не стал экономить на охлаждении. Перед нами массивная видеокарта длиной 30 см с толстым кулером.
Крупная система охлаждения занимает 2,7 слота и оснащается тремя вентиляторами. Карта накрыта пластиковым кожухом с металлическими элементами.
Тыльная сторона закрыта металлической пластиной, которая защищает устройство от внешних воздействий и предотвращает прогиб платы. Термопрокладок для контакта с горячими зонами платы не предусмотрено.
В углу есть разъем питания на восемь контактов. Рядом находится переключатель BIOS для выбора производительного или тихого режимов, определяющих скорость вращения вентиляторов.
Видеокарты ROG Strix выигрывают у моделей TUF за счет более насыщенной подсветки.
Подсвечиваемая панель занимает весь бок видеокарты. Также предусмотрена подсветка логотипа на бэкплейте.
Для вывода изображения реализовано три порта DisplayPort и два HDMI.
Если заглянуть под кожух, мы увидим радиатор идентичному тому, что охлаждает ASUS TUF-RTX3060TI-O8G-GAMING. Это конструкция из пяти тепловых трубок и трех секций пластин.
Ровное полированное основание обеспечивает плотный контакт с поверхностью графического чипа. Также общий радиатор отводит тепло от микросхем памяти и силовых элементов.
Для элементов системы питания памяти предусмотрен отдельный радиатор в виде обычной пластины.
Обдувается вся конструкция тремя вентиляторами диаметром 90 мм.
Это особые вентиляторы ASUS Axial-tech с уникальной формой лопастей и внешним кольцом. Такой дизайн позволяет увеличить мощность воздушного потока.
ASUS ROG-STRIX-RTX3060-O12G-GAMING и TUF-RTX3060TI-O8G-GAMING используют плату единого дизайна, немного отличаясь в элементной базе.
Графический процессор запитан от восьми фаз.
Полная маркировка процессора GA106-300-A1. Память набрана шестью микросхемами Samsung K4ZAF325BM-HC16.
При стандартном базовом значении в 1320 МГц частота Boos Clock повышена до 1882 МГц. Эффективная частота памяти 15000 МГц. Предусмотрен программный режим OC Mode с частотой Boos Clock 1912 МГц, который включается через приложение ASUS GPU Tweak II.
Реальный Boost в игровом режиме ожидаемо выше. В некоторых играх можно было наблюдать частоты 1950–1972 МГц с пиковыми значениями до 1980 МГц. Отдельные приложения могли привести к снижению частот до 1915 МГц. Ниже это отражено на скриншоте мониторинга параметров во время длительного стресс-тест в 3DMark.
В корпусе с открытой стенкой температура GPU не превысила 57 °C при скорости вентиляторов 1300–1350 об/мин. При столь низких показателях с BIOS Performance мы даже не стали проверять температурный режим в тихом режиме Quiet.
У видеокарты хороший запас для повышения лимита мощности, который можно поднять на 23%. Данный экземпляр мы ускорили на 220 МГц по GPU. В разгоне памяти остановились на 16760 МГц.
Разгон поднял рабочий диапазон Boost до 2070–2167 МГц при пиковых значениях до 2220 МГц. Зафиксировав скорость вентиляторов на 1400 об/мин, удалось сохранить начальные рабочие температуры на уровне 56 °C.
В более жестких эксплуатационных условиях внутри тесного корпуса нагрев видеокарты будет выше. Но на фоне изначально низких температурно-шумовых показателей ASUS Strix все равно останется тихим и холодным.
Чтобы оценить преимущества заводского разгона, видеокарта ASUS была протестирована на пониженных частотах в качестве аналога самой простой версии GeForce RTX 3060.
Характеристики тестируемых видеокарт
Кроме тестирования GeForce RTX 3060 в разных частотных конфигурациях в сравнение добавлены результаты GeForce RTX 2070 Super и Radeon RX 5700 XT.
Видеоадаптер ASUS ROG Strix RTX 3060 GeForce RTX 3060 GeForce RTX 2070 Super Radeon RX 5700 XT Ядро GA106 GA106 TU104 Navi 10 Количество транзисторов, млн. шт 13250 13250 13600 10300 Техпроцесс, нм 8 8 12 7 Площадь ядра, кв. мм 276 276 545 251 Количество потоковых процессоров CUDA 3584 3584 2560 2560 Количество тензорных ядер 112 112 320 – Количество ядер RT 28 28 40 – Количество текстурных блоков 112 112 160 160 Количество блоков рендеринга 48 48 64 64 Базовая частота ядра, МГц 1320 1320 1605 1605 Частота Boost, МГц 1882 1777 1770 1905 Шина памяти, бит 192 192 256 256 Тип памяти GDDR6 GDDR6 GDDR6 GDDR6 Частота памяти, МГц 15000 15000 14000 14000 Объём памяти, ГБ 12 12 8 8 Поддерживаемая версия DirectX 12 Ultimate (12_2) 12 Ultimate (12_2) 12 Ultimate (12_2) 12 (12_1) Интерфейс PCI-E 4.0 PCI-E 4.0 PCI-E 3.0 PCI-E 4.0 Мощность, Вт 170 170 215 225 Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда следующая:
- процессор: Intel Core i9-9900K;
- система охлаждения: be quiet! Silent Loop 280mm;
- материнская плата: ASUS ROG Maximus XI Formula;
- память: Kingston HyperX HX434C16FB3K2/32 (DDR4-3466@3600);
- системный диск: Kingston SSDNow UV400 480GB;
- дополнительный диск №1: Kingston A2000 NVMe PCIe 1000GB;
- дополнительный диск №2: Kingston KC2000 NVMe PCIe 1000GB;
- корпус: Antec NX800;
- блок питания: Antec HCG850 Gold;
- монитор: ASUS PB278Q (2560х1440, 27″);
- операционная система: Windows 10 Pro x64;
- драйвер AMD Radeon Adrenalin Edition 21.1.1
- драйвер NVIDIA GeForce 461.64.
Для создания максимальной нагрузки с высокой загрузкой видеопамяти задействовано разрешение 2560×1440. За основу взята методика тестирования старших видеокарт с аналогичными тестовыми сценами и бенчмарками (описание).
Результаты тестирования
Assassin’s Creed Valhalla
В Valhalla новый видеоадаптер слабее других участников, но при разгоне нагоняет GeForce RTX 2070 Super. Лучшие результаты обеспечивает Radeon RX 5700 XT.
Battlefield V
Все видеоадаптеры обеспечивают отличную производительность в высоком разрешении 2560×1440. Разница между простой версией GeForce RTX 3060 и GeForce RTX 2070 Super менее 13%.
Потенциал GeForce RTX 3060 позволяет играть с максимальными эффектами RTX при активации DLSS. В таком режиме разница между решениями NVIDIA меньше, разгон позволяет обогнать напарника.
Borderlands 3
Представители NVIDIA показывают максимальную производительность в DirectX 11, а Radeon RX 5700 XT заметно выигрывает от перехода на DirectX 12. GeForce RTX 3060 компенсирует отставание от GeForce RTX 2070 Super после разгона.
Если выбирать оптимальный режим с максимальной производительностью без трассировки, то это сочетание простого сглаживания AA и DirectX 11. В таком режиме GeForce RTX 3060 сопоставим с Radeon RX 5700 XT.
Вы легко получите 60 кадров в высоком разрешении при трассировке, если дополнительно задействуете DLSS.
Cyberpunk 2077
По причине высоких системных требований Cyberpunk 2077 проведены тесты в двух разрешениях.
GeForce RTX 3060 уверенно противостоит Radeon RX 5700 XT. ASUS Strix быстрее напарника на 2%, разгон ускоряет еще на 9%.
Технические возможности видеокарт NVIDIA позволяют задействовать настройки с трассировкой лучей. В данном случае это сразу подразумевает использование DLSS. GeForce RTX 3060 выдает до 50 кадров при разгоне. В меньшем разрешении Full HD можно будет смело включать максимальное качество RTX.
DOOM Eternal
Герой обзора минимально уступает Radeon RX 5700 XT. Разгон повышает показатели ASUS Strix на 7%.
Far Cry 5
ASUS ROG Strix RTX 3060 проигрывает соперникам, но обеспечивает очень высокий fps в данной игре.
Ghostrunner
В Ghostrunner fps привязан к вертикальной синхронизации, которую не получается полностью деактивировать на решениях AMD. Проведены тесты только ускорителей NVIDIA, и сразу с трассировкой.
Сочетание RTX и DLSS сбалансированного уровня позволяет достичь производительности около 60 кадров.
Horizon Zero Dawn
GeForce RTX 3060 идет наравне с Radeon RX 5700 XT. ASUS с заводским разгоном уступает только GeForce RTX 2070 Super. Дополнительный разгон позволяет обогнать старого товарища.
Mafia: Definitive Edition
У GeForce RTX 3060 и Radeon RX 5700 XT схожие минимальные показатели. Нагнать GeForce RTX 2070 Super за счет повышения частот не удается.
Red Dead Redemption 2
И снова мизерная разница между GeForce RTX 3060 и соперником AMD. Повышение рабочих частот укрепляет позиции новичка.
Resident Evil 3 Remake
В очередной раз наблюдаем близкие показатели у GeForce RTX 3060 и Radeon RX 5700 XT. Разгон позволяет выйти на уровень GeForce RTX 2070 Super.
The Outer Worlds
Представители NVIDIA демонстрирует хороший отрыв относительно видеоадаптера AMD.
The Witcher 3: Wild Hunt
В «Ведьмаке» последнее место остается за GeForce RTX 3060. Конкурент AMD быстрее ASUS Strix на 7%, разница с GeForce RTX 2070 Super более внушительная.
Tom Clancy’s The Division 2
GeForce RTX 3060 немного уступает другим участникам тестирования, но при повышении частот обгоняет Radeon RX 5700 XT.
Total War Saga: Troy
Новичок слабее старых видеокарт, но разгон позволяет обойти конкурента от AMD. Полностью компенсировать разницу с GeForce RTX 2070 Super за счет разгона не удается.
Watch Dogs: Legion
GeForce RTX 3060 выигрывает у Radeon RX 5700 XT по минимальным показателям. С GeForce RTX 3060 можно комфортно играть в Full HD, в режиме 1440p лучше дополнительно задействовать DLSS.
Проведено дополнительное тестирование при RTX-эффектах среднего качества с DLSS в режиме производительности.
С такими настройками GeForce RTX 3060 обеспечит 50 кадров при повышенных частотах.
3DMark
Самый простой вариант GeForce RTX 3060 уступает Radeon RX 5700 XT до 7%, разница с ASUS ROG Strix уже 4%. Разгон ускоряет ASUS на 7%.
Энергопотребление
Ниже результаты замеров энергопотребления тестовой системы в игровом режиме.
У GeForce RTX 3060 ожидаемо низкие показатели, видеокарта экономичнее GeForce RTX 2070 Super и Radeon RX 5700 XT.
Выводы
GeForce RTX 3060 позиционируется как замена GeForce RTX 2060, и с этой точки зрения новинку можно назвать современным аналогом GeForce RTX 2060 Super. Такое впечатление остается после сравнения со старшим GeForce RTX 2070 Super — в половине игр разогнанный видеоадаптер Ampere нагоняет его без проблем. Разница с Radeon RX 5700 XT еще меньше, и зачастую ее можно нивелировать за счет повышения частот GeForce RTX 3060. Весьма неплохие результаты для видеокарты, которая метит в конкуренты более слабым моделям. При этом новинка полностью поддерживает трассировку лучей и сглаживание NVIDIA DLSS, которое позволяет ускорить производительность в тяжелых режимах. Потенциал видеокарты позволяет играть с эффектами RTX и DLSS даже в высоком разрешении 2560×1440. В обычном Full HD производительность будет еще комфортнее.
Нужен ли такой видеокарте большой объем памяти в 12 ГБ? Watch Dogs: Legion с HD-текстурами легко съедает 9 ГБ, а Horizon Zero Dawn загружает 10 ГБ даже в Full HD. Определенный смысл в большом видеобуфере есть, но выигрыш небольшой и проявится лишь в отдельных играх. Память пригодится, если вы рассматриваете покупку видеокарты на длительное время. Это не топовое решение, но потенциал GPU не будет упираться в память в будущих требовательных играх.
Если говорить непосредственно о ASUS ROG Strix GeForce RTX 3060 OC Edition 12GB, то впечатления от видеокарты исключительно положительные. Это качественный продукт с печатной платой и охлаждением от более мощных моделей, плюс эффектная RGB-подсветка. В итоге вы получаете тихую холодную видеокарту с небольшим заводским ускорением и хорошим потенциалом для дополнительного разгона. ASUS ROG-STRIX-RTX3060-O12G-GAMING заслуживает пристального внимания со стороны потенциального покупателя.
Обзор и тестирование видеокарты NVIDIA GeForce RTX 3060
Проходят месяцы уже нового 2021-го года, но пока не создается впечатления, что он будет проще предыдущего. По крайней мере, в некоторых аспектах. Так, ситуация с доступностью видеокарт лучше не становится. Курсы криптовалют бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. А это значит, что обновляют максимумы и суммы, которые их добытчики готовы отдать за видеокарты. Ажиотаж таков, что в ход идет все.
Производителям даже пришлось возвращать к жизни уже снятые с производства модели. Так, NVIDIA снова начала производство микросхем для GeForce GTX 1050 Ti и RTX 2060. Но это не способно решить проблемы в более производительных сегментах. Там нужен другой подход. И тут пробным шаром стала новинка, расширяющая модельный ряд Ampere – GeForce RTX 3060.
Формально видеокарты с индексом 60 на конце всегда относились к среднему ценовому сегменту. Но в наше безумное время и они стали дефицитом, который по карману далеко не каждому. GeForce RTX 3060 призвана попытаться
вернуть ситуацию в норму…направить ситуацию в сторону нормы… хотя бы уложить ситуацию в направлении нормы. Будем надеяться, что ей удастся это сделать.реклама
Но прежде нужно выяснить, а стоит ли оно вообще того. Насколько удачной получилась GeForce RTX 3060? Этому и посвящено наше сегодняшнее тестирование.
Технические характеристики, технологии и позиционирование
Начнем сразу же с таблицы основных характеристик. Для сравнения, кроме GeForce RTX 3060, добавим в нее:
- GeForce RTX 3060 Ti – как ближайшую старшую модель нового поколения;
- GeForce RTX 2060 – как модель прошлой линейки, на смену которой и приходит GeForce RTX 3060;
- GeForce RTX 2070 – как модель, являющуюся ориентиром по производительности.
Характеристики \ Модель GeForce RTX 3060 GeForce RTX 3060 Ti GeForce RTX 2060 GeForce RTX 2070 GPU GA106 GA104 TU106 TU106 Транзисторов, млрд 13.25 17.4 10.8 10.8 Ядра CUDA, шт. 3584 4864 1920 2304 Ядра RT, шт. 28 38 30 36 Объем памяти, Гбайт 12 8 8 8 Шина памяти, бит 192 256 256 256 TDP, Ватт 170 200 160 175 Рекомендованная цена, $ 329 399 399 499 Перед нами новый GPU NVIDIA GA106, состоящий из 13.25 млрд транзисторов. Выглядит его диаграмма следующим образом:
Ядер CUDA у GeForce RTX 3060 на четверть меньше, чем у RTX 3060 Ti. Но все равно почти вдвое больше, чем у RTX 2060. А вот ядер RT у новинки даже меньше, чем у ее предшественницы (и чуть более чем на четверть меньше, чем у RTX 3060 Ti).
реклама
Впрочем, это более производительные RT-ядра второго поколения. Так что неудивительно, что при этом все равно заявлены в среднем 30-процентное преимущество в производительности над RTX 2060 и общая скорость на уровне RTX 2070. Это мы обязательно проверим.
Память – та же 14-гигагерцовая GDDR6, но лишь со 192-битной шиной. А компенсировать нехватку полосы пропускания призвано увеличение ее объема до 12 Гбайт (впрочем, наверняка мы увидим в продаже и шестигигабайтные варианты).
Производитель называет GeForce RTX 3060 «ультимативным апгрейдом» для GeForce GTX 1060. Что ж, тут не поспоришь: что производительность, что технологичность новинки находится на совершенно ином уровне.
Да, несмотря на статус младшей в семействе NVIDIA Ampere видеокарты, тут поддерживаются все технологии, которыми гордится чипмейкер.
Полностью подойдет GeForce RTX 3060 и для профессионального применения – поддерживаются все возможности платформы NVIDIA Studio.
Разве что «майнить» на GeForce RTX 3060 должно быть не так выгодно: производитель встроил в драйвер специальную функцию для снижения производительности GPU вдвое при распознавании нагрузки, характерной для добычи любой криптовалюты на основе ETH.
Понижение производительности организовано следующим образом: ограничитель в драйвере обнаруживает специфические паттерны доступа к памяти алгоритма Дагера Хашимото, на котором работает «эфир», и понижает производительность устройства вдвое для любой криптовалюты на основе ETH (расчет хэшей на базе других алгоритмов менее выгоден из-за высокой волатильности альтернативных криптовалют и сопутствующих сложностей поддержания уровня рентабельности ферм). Это призвано снизить привлекательность GeForce RTX 3060 для майнеров и улучшить доступность видеокарт в магазинах для геймеров.
Что ж, такая забота о своей основной аудитории похвальна; осталось проверить, сработает ли план на практике, и увидим ли мы GeForce RTX 3060 в реальной продаже по близким к рекомендованным ценам.
А так – все для игроков. Включая две самых заметных технологии для улучшения производительности и отзывчивости в современных играх. Про DLSS мы рассказывали уже много раз и даже делали отдельные сводные тестирования эффективности данной технологии. Если кратко и по делу, то это просто чудо, позволяющее без заметных потерь для качества картинки (а иногда и с его улучшением!) получить существенно бо́льшую производительность в режимах с RT-эффектами.
реклама
Единственным ограничением остается то, что игра должна быть отдельно оптимизирована для работы DLSS. Но и с этим проблем становится все меньше. Многие громкие AAA-хиты либо выходят уже с поддержкой данной технологии, либо получают ее вскоре после релиза. Из последних – это Cyberpunk 2077, Watchdogs Legion и Call of Duty Black Ops: Cold War.
Но большинство понимает, что сами по себе значения количества кадров в секунду ничего не значат. Особенно важна отзывчивость игрового процесса для поклонников мультиплеерных сражений: слишком большая задержка между командами игрока через устройства ввода и видимой им картинкой на дисплее может стоить очень дорого (и в случае профессиональных игроков – в прямом смысле).
Кардинально решить вопрос с отзывчивостью в играх призвана технология NVIDIA Reflex. С ее помощью оптимизируются все этапы данного пути, и результаты в поддерживаемых играх впечатляют. Снижение «латентности» с примерно 30 до 20 мс в Destiny 2 и Fortnite должно быть заметно невооруженным глазом.
GeForce RTX 3060 не существует в варианте Founders Edition от само́й NVIDIA, производство этих видеокарт отдано на откуп партнерам компании. И прямо в момент выхода этого обзора наверняка будут представлены десятки разнообразных версий.
Возможно, политика с ограничением производительности для «майнинга» действительно принесет плоды, и с доступностью GeForce RTX 3060 будет все хорошо. Тогда, глядишь, и цены быстро приблизятся к рекомендованным. На родном для чипмейкера рынке это $329, у нас – 32 990 руб.
В районе нижней границы как раз по идее и должна стоить Palit GeForce RTX 3060 Dual 12 GB, попавшая к нам на тест. На ее примере и будем знакомиться с новинкой в среднем сегменте видеокарт.
Видеокарта Palit GeForce RTX 3060 Dual
Уже есть даже официальное изображение новинки:
Упаковка и комплект поставки
Производитель верен себе – упаковка видеокарты реализована в фирменном стиле: снаружи цветная «суперобложка», оформленная в яркой цветовой гамме, но достаточно сдержанная в целом.
С лицевой стороны – лишь название модели, раскиданное по разным участкам. С обратной при этом приводятся все необходимые основные характеристики продукта.
Внутри – черная коробка из более плотного картона. И дополнительно изнутри видеокарта со всех сторон обложена вспененным полиэтиленом.
Из комплекта поставки тут – лишь тонкая книжечка краткого руководства пользователя. Впрочем, это давно привычно всем покупателям не самых топовых и флагманских видеокарт.
Саму Palit GeForce RTX 3060 Dual призван дополнительно сберечь в пути до покупателя антистатический пакет. А глянцевые элементы кожуха системы охлаждения видеокарты к тому же обклеены пленкой.
Дизайн и конструкция видеокарты
После стильных эталонных версий Founders Edition несколько скучновато видеть обычную «пластмассовую» видеокарту. Palit GeForce RTX 3060 Dual обладает средними габаритами: около 240 мм длиной, лишь чуть выше стандартной платы расширения и занимает ровно два слота.
Однако вид задней стороны радует: перед нами все та же конструкция с короткой платой и продуваемой насквозь задней частью радиатора видеокарты. Тут еще и защитная пластина выштампована с сотами.
И хотя обработка под шлифованный алюминий не должна обманывать – пластина пластмассовая, но все равно с обратной стороны Palit GeForce RTX 3060 Dual выглядит лучше, чем с лицевой. И это отлично, ведь именно ее и будет видно в большинстве корпусов системного блока.
Схема течения воздушных потоков тут предполагается та же, что и для остальных видеокарт GeForce RTX поколения Ampere. Производитель схематично изображает ее следующим образом:
И учитывая невысокий тепловой пакет GeForce RTX 3060, здесь уже можно не бояться за обдув зоны CPU горячим воздухом от видеокарты. Даже разъемом питания она обходится лишь одним.
Располагается он из-за короткой печатной платы в том же неудобном месте в середине длинного торца. Но хотя бы стандартный старый, а не компактный новый, который подавляющему большинству пользователей приходится использовать через переходник.
По внешнему виду все, осталось лишь упомянуть полностью стандартный по нынешним временам набор портов для вывода изображения: три Display Port и один HDMI. Да то, что видеокарта оснащена подсветкой: надпись GeForce RTX на торце кожуха светится.
По умолчанию фирменным для NVIDIA зеленым, но на деле подсветка RGB, и ее можно настроить при помощи утилиты Palit Thunder Master.
… И можно посмотреть, что же у видеокарты внутри. Несмотря на наличие привычных для Palit пломб, препятствующих разборке видеокарты без потери гарантии, в этот раз у меня была возможность это сделать.
Первым делом нужно рассоединить пластиковые заднюю пластину и кожух системы охлаждения. Их скрепляют шесть винтов по краям первой. И еще два – на монтажной планке. После этого задняя пластина просто отделяется от видеокарты:
А кожух с вентиляторами остается висеть на плате с радиатором на шлейфах вертушек.
Вентиляторы с типично благозвучным китайским названием крепятся к кожуху с внутренней стороны. Поэтому для их замены или обслуживания придется нарушить одну пломбу. Будем надеяться, что здешние 92-миллиметровые девятилопастные вертушки такой необходимости долго не создадут.
Радиатор к печатной плате крепится всего четырьмя винтами по углам «бэкплейта» GPU. Открутив их (и нарушив вторую пломбу), можно аккуратно его снять, стараясь, чтобы все термолипучки остались на радиаторе, а не элементах платы.
Перед нами вполне достойный радиатор с тремя секциями ребер и тремя же тепловыми трубками, пронизывающими каждую из них. Крупное основание отвечает не только за охлаждение видеопроцессора, но и за отвод тепла от микросхем памяти. И отдельные термолипучки предназначены для мосфетов.
Системы питания с пятью фазами на GPU и двумя для памяти здесь должно быть более чем достаточно. Нет, это не кроп половины печатной платы GeForce RTX 3060, а вся PCB:
Перед нами – привычные микросхемы GDDR6 производства Samsung, распаянные на шести из восьми площадок. А вот GPU новый, такого мы еще не видели – NVIDIA GA106.
Как обычно у меня, видеокарта тестировалась до разборки, поэтому все результаты, включая тепловой режим и уровень шума, соответствуют таковым «из коробки».
Впрочем, после замены термопасты на нашу штатную Gelid GC-Extreme в этом плане ничего не изменилось (в пределах погрешности измерения). Так что можно похвалить производителя за использование качественного термоинтерфейса.
Тестовый стенд
Видеокарты тестировались в составе следующей системы:
- Центральный процессор: Intel Core i9-10900K (разгон по схеме 54-54-53-53-52-52-51-51-50-50);
- Система охлаждения CPU: Arctic Liquid Freezer II 280 с термоинтерфейсом Gelid GC-Extreme;
- Материнская плата: ASUS Maximus XII Apex Wi-Fi (Intel Z490);
- Оперативная память: G.Skill Trident Z Royal DDR4-3600 32 Гбайт (16 x 2) @ 4000 МГц;
- Накопитель: AMD R5 960 Гбайт;
- Блок питания: Seasonic Prime TX-1000, 1000 Ватт;
- Операционная система: Microsoft Windows 10 Pro 64 bit (ver.2004);
- Драйвер NVIDIA: 461.64.
- Palit GeForce RTX 3060 Dual;
- NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti Reference;
- Zotac GeForce RTX 2070 AMP Extreme.
GeForce RTX 2060 или RTX 2060 Super для сравнения аналогичных в поколениях моделей мне в текущих сложных условиях на рынке видеокарт найти не удалось. Спасибо нашим постоянным партнерам – магазину Регард за то, что хотя бы GeForce RTX 2070 смогли предоставить – по нынешним временам это сродни чуду. А видеокарты AMD обязательно будут у нас в тестах – когда они будут у самого производителя, и он сможет их предоставлять на обзоры.
Энергопотребление, охлаждение, шум и разгон
Как видно на фото работающей системы, тестируемая GeForce RTX 3060 также умеет останавливать вентиляторы в простое. Охлаждается негорячий GPU быстро, поэтому при отсутствие нагрузки вертушки подавляющую часть времени не будут вращаться.
При этом температура в простое не превышает обычно 40 градусов (при 23–24°C комнатных, которые я всегда поддерживаю во время своих тестов). А энергопотребление современной мощной игровой системы в таком режиме традиционно составляет 50–60 Вт.
Энергопотребление, напомню, я также измеряю для всей системы – сколько блок питания забирает из розетки. Учитывая, что в тестируемых конфигурациях отличается лишь видеокарта, разница между этими показателями и является разницей в энергопотреблении видеокарт.
Тестирование системы охлаждения проводится в MSI Kombustor (аналог Furmark). С его запуска тесты и начнем:
В штатном режиме после длительного прогрева максимальная температура GPU составляет 68 градусов. Правда, при этом вентиляторы видеокарты раскручиваются почти до 2000 RPM, что не может не сказаться на уровне шума. Но проанализируем все данные совсем скоро – когда совместим их для разных видеокарт на графиках. Пока же примемся за самое интересное – разгон GeForce RTX 3060.
Повысив лимиты, можно получить стабильность в Kombustor на реальных частотах GPU заметно выше 2000 МГц. Однако стабильная работа в приложениях типа Furmark не обозначает стабильности во всех играх. К счастью, мне приходится прогонять множество тестов и по несколько раз (одно тестирование одной видеокарты в одном режиме работы занимает обычно около пяти часов), поэтому достаточно быстро удается выявить действительно стабильные частоты.
По моему опыту для GeForce последних поколений это обычно минус 20–40 МГц по GPU и минус 100–300 МГц по памяти от первоначальных значений, найденных в Kombustor. И после завершения всех тестов, когда уже точно найден максимальный полностью стабильный режим, проводится финальное тестирование системы охлаждения видеокарты при нагреве в режиме разгона.
В случае с GeForce RTX 3060, попавшей на тест, режим и результаты получились такими:
+240 МГц по GPU и +1300 по памяти – отличный результат! Как и реальные 2045–2060 МГц в Kombustor (против 1815–1830 МГц в штатном режиме; против вообще заявленных 1777 МГц Boost Clock). При этом температура поднялась до умеренных 72 градусов, а вентиляторы лишь минимально перешагнули рубеж в 2000 об/мин.
Про режимы работы и разгон остальных видеокарт рассказывать лишний раз не буду. Разгон референсной GeForce RTX 3060 Ti подробно описан в моем обзоре последней. Ну а Zotac GeForce RTX 2070 AMP Extreme разогналась до +140/+800 МГц по GPU/VRAM, а реальная частота работы ее видеопроцессора в Kombustor составляла около 2000 МГц.
Что ж, настало время сравнить основные потребительские качества всех участвующих видеокарт сразу на графиках.
Температура GPU, Kombustor
Графический процессор, °C
Меньше – лучшеУровень шума измерялся для всей работающей системы с расстояния в один метр от плоскости видеокарты. Фоновый уровень шума в помещении составляет 30 дБ. Значения до 35 можно назвать очень тихими; для 40 – тихими, в типичной игровой системе такая видеокарта под нагрузкой не будет выделяться своим шумом; до 45 – терпимыми.
Уровень шума с расстояния в 1 м, Kombustor
Тестовая система с видеокартой, дБ
Меньше – лучшеНапомню, что измеряется энергопотребление всей конфигурации, сколько ее блок питания потребляет от розетки.
Энергопотребление, Kombustor
Тестовая система с видеокартой, Вт
Меньше – лучшеИтак, энергопотребление GeForce RTX 3060 действительно умеренное. Система с данной видеокартой под нагрузкой требует примерно на 30 Вт меньше, чем в случае с GeForce RTX 3060 Ti – что полностью подтверждает разницу в заявленных TDP моделей. И главное, что ПК получается на 60 Вт экономичнее, чем с использованием GeForce RTX 2070. При заявленном, напомню, паритете в производительности. Отличный результат!
А вот в плане акустических характеристик перед нами, увы, не рекордсмен. И если для такого серьезного разгона уровень шума в 43 дБ воспринимается нормально, то при отсутствии разгона Palit GeForce RTX 3060 Dual могла быть потише. Впрочем, производитель известен тем, что часто первоначально перестраховывается с алгоритмом работы системы охлаждения, а позже выпускает обновленную прошивку, снижающую уровень шума. Но пока вот так.
В принципе, все терпимо, и меня в течение нескольких дней тестов на открытом стенде шум от видеокарты не раздражал. В корпусе типичного игрового системного блока он и вовсе не будет выделяться.
Осталось лишь узнать, что у новинки с производительностью.
Тестирование производительности
Прежде, как обычно, единым блоком приведем графики во всех тестах производительности с описанием режимов, в котором получены результаты. А затем по итогам составим таблицы с соотношениями производительности в сравнении с соперниками и сделаем выводы об игровой производительности GeForce RTX 3060. Мне кажется, так получится наглядно, информативно и лаконично – все, как вы любите.
Все тесты с каждой видеокартой в каждом режиме запускались как минимум три раза. В зачет шли наиболее типичные значения, близкие к средним – то, что можно получить на обычной игровой системе без какого-либо напряжения. В первых четырех синтетических тестах на графиках – очки, в остальных – средний FPS.
Все игры тестировались на максимальных «пресетах» качества в двух разрешениях: 2560 х 1440 (1440p) и 3840 x 2160 (4K). Там, где были доступны RT и DLSS, они активировались (конкретный режим везде указан в описании под названием игры).
3DMark Time Spy Extreme
Graphics Score
Больше – лучше3DMark Port Royal
Graphics Score
Больше – лучшеNeon Noir Ray Tracing Benchmark
Встроенный тест, RT Ultra, очки
1440p | 4K, больше – лучшеWorld of Tanks encore RT
Встроенный тест, RT Ultra, баллы
1440p | 4K, больше – лучшеMetro Exodus
Встроенный бенчмарк, RTX
1440p | 4K, больше – лучшеControl (начало игры, забег по офису FBC)
DX12, Max, RTX, DLSS
1440p | 4K, больше – лучшеDeath Stranding (начало игры, прогулка по горе)
Very High, DLSS Performance
1440p | 4K, больше – лучшеWolfenstein Youngblood (Riverside Benchmark)
Mein Leben!, RTX, DLSS UberPerformance
1440p | 4K, больше – лучшеWolfenstein Youngblood (Lab X Benchmark)
Mein Leben!, RTX, DLSS UberPerformance
1440p | 4K, больше – лучшеShadow of the Tomb Raider
Max, RTX, DLSS
1440p | 4K, больше – лучшеTom Clancy’s The Division 2
DX12, Max
1440p | 4K, больше – лучшеAssassins Creed Odyssey
Ultra High
1440p | 4K, больше – лучшеUltra High
1440p | 4K, больше – лучшеFar Cry New Dawn
Max Quality
1440p | 4K, больше – лучшеHorizon Zero Dawn
Ultimate Quality
1440p | 4K, больше – лучшеUltra
1440p | 4K, больше – лучшеДля удобства анализа сведем соотношения производительности в таблицы. Здесь везде «подобное сравнивается с подобным»: преимущество или отставание GeForce RTX 3060 в каждой ячейке приводится для соответствующего режима видеокарты: если сравнивается производительность со штатным режимом другой видеокарты, то значит и показатели RTX 3060-й за основу берутся в штатном режиме. Если в разгоне, то обе видеокарты сравниваются после оверклокинга.
Сделаем это отдельно по разрешениям, начнем с 2560 x 1440:
Тест \ Преимущество или отставание GeForce RTX 3060 GeForce RTX 3060 Ti Stock GeForce RTX 3060 Ti OC GeForce RTX 2070 Stock GeForce RTX 2070 OC 3DMark Port Royal, Graphics Score -29% -27% -11% -7% Neon Noir (1440p, RT Ultra) -24% -26% -3% 1% World of Tanks enCore RT (1440p, RT Ultra) -28% -24% -3% 3% Metro Exodus (RTX, 1440p) -26% -24% -7% -4% Control (DX12, 1440p, High, RTX DLSS Rendering Res. 1280×720 (DLSS Performance)) -25% -20% -2% 4% Death Stranding (1440p, Very High, VSync Off, DLSS Performance) -18% -15% -1% 3% Wolfenstein Youngblood, Mein Leben! (1440p, RTX On, DLSS UberPerformance), Riverside -22% -20% 5% 4% Wolfenstein Youngblood, Mein Leben! (1440p, RTX On, DLSS UberPerformance), Lab X 8% 6% 7% 2% Shadow of the Tomb Raider (1440p, Max, RTX DLSS On) -19% -16% -8% -4% The Division 2 (DX12, 1440p, Max, VSync Off) -27% -26% -6% -4% Assassins Creed Odyssey (1440p, Ultra High) -15% -16% 4% 2% F1 2020 (1440p, Ultra High) -24% -21% 1% 5% Far Cry New Dawn (1440p, Max, VSync Off) -20% -16% -4% 1% Horizon Zero Dawn (1440p, Ultimate Quality) -22% -20% 1% 6% Gears 5 (1440p, Ultra, VSync OFF) -2% -1% 60% 60% Среднее -20% -18% 2% 5% Перед нами действительно даже более производительная видеокарта, чем GeForce RTX 2070, – отличный результат! Даже если исключить из рассмотрения явно выбивающуюся из общего ряда Gear 5, где RTX 3060 по скорости почти равна своей старшей сестре в индексом Ti, то все равно сохранится средний паритет с RTX 2070. Причем из-за лучшего разгонного потенциала новой модели среднего сегмента он дает ей больший прирост, чем обеим конкуренткам. Это, повторюсь, при на 60 Вт меньшем энергопотреблении, чем у GeForce RTX 2070. Пока все достойно.
Смотрим, как меняется картина при переходе к более высокому разрешению – 4K:
Тест \ Преимущество или отставание GeForce RTX 3060 GeForce RTX 3060 Ti Stock GeForce RTX 3060 Ti OC GeForce RTX 2070 Stock GeForce RTX 2070 OC 3DMark Time Spy Extreme, Graphics Score -32% -29% -11% -7% Neon Noir (4K, RT Ultra) -25% -23% -3% 0% World of Tanks enCore RT (4K, RT Ultra) -28% -26% -5% 1% Metro Exodus (RTX, 4K) -27% -26% -9% -6% Control (DX12, 4K, High, RTX DLSS Rendering Res. 2560×1440 (DLSS Quality)) -22% -24% -2% 0% Death Stranding (4K, Very High, VSync Off, DLSS Performance) -21% -18% -2% 0% Wolfenstein Youngblood, Mein Leben! (4K, RTX On, DLSS UberPerformance), Riverside -28% -23% -1% 1% Wolfenstein Youngblood, Mein Leben! (4K, RTX On, DLSS UberPerformance), Lab X -26% -22% -2% 2% Shadow of the Tomb Raider (4K, Max, RTX DLSS On) -13% -11% -10% -6% The Division 2 (DX12, 4K, Max, VSync Off) -24% -24% -3% -3% Assassins Creed Odyssey (4K, Ultra High) -25% -22% 3% 3% F1 2020 (4K, Ultra High) -27% -26% 1% 0% Far Cry New Dawn (4K, Max, VSync Off) -25% -23% -6% -2% Horizon Zero Dawn (4K, Ultimate Quality) -24% -24% 0% 2% Gears 5 (4K, Ultra, VSync OFF) -2% -1% 57% 56% Среднее -23% -21% 0% 3% И в целом да, более высокое разрешение новинке дается чуть тяжелее, чем более старшим моделям двух последних поколений. Впрочем, положа руку на сердце, для 4K GeForce RTX 3060 и не предназначена. И я наверняка еще увижу в комментариях претензии к отсутствию в тестах 1080p. Но тут в ответ категорическое «нет»: разрешение, которое стало нормой для тестирования процессоров (чтобы снизить зависимость от производительности видеокарты и максимально выделить процессорную), в наше время уже не должно использоваться для тестирования видеокарт, начиная со среднего сегмента. И уж тем более для моделей класса GeForce RTX.
Но возвращаемся к анализам результатов. Тем не менее, даже в 4K GeForce RTX 3060 успешно поддерживает паритет с GeForce RTX 2070 и уступает своей старшей сестре менее четверти, на которую должна быть дешевле. Результаты более чем адекватные. Хотя, конечно, такой нейминг портит стройное позиционирование моделей в 3000-й серии. Что мешало назвать RTX 3060 Ti просто 3060-й, а RTX 3060-ю именовать как 3050 – загадка.
Тем более что покупатели уже привыкли к максимально большому скачку (а точнее, падению) производительности при переходе от 60-й и 50-й модели в отдельно взятой линейке NVIDIA. Тут же получается, что две формально 3060-е видеокарты различаются между собой что по характеристикам, что по реальной производительности больше, чем RTX 3060 Ti отличается от RTX 3070. Впрочем, это все лишь мое занудство и брюзжание, в целом видеокарта получилась отличной.
Заключение
Да что уж там, отличным вышло все семейство NVIDIA Ampere (да, если вы не читали предыдущий раздел и сразу перешли к заключению, то для вас тут рвется контекст). И неудивительно, что младший на сегодняшний день его представитель в виде GeForce RTX 3060 не стал исключением. Эта видеокарта не предъявляет слишком серьезных требований к питанию, но при этом обеспечивает производительность на уровне GeForce RTX 2070.
Тут обычно еще напоминаешь про адекватную цену, и можно делать вывод об очевидной обреченности новинки на успех… И, по большому счету, так и есть: ведь раз видеокарты стали дефицитом, то это как раз он – рыночный успех. Причем немалый, ведь тот же самый продукт разбирают в любых количествах по ценам, в разы превышающим рекомендованные.
Вот только обычным игрокам от этого легче не становится. И чтобы хотя бы GeForce RTX 3060 стала по-настоящему массовой игровой видеокартой, чипмейкер пошел на беспрецедентный шаг с принудительным снижением производительности GeForce RTX 3060 в майнинге. Его самоотверженность не может не впечатлять: ведь вместо того, чтобы продавать все, что в состоянии произвести, по завышенным ценам, он по сути уменьшает привлекательность новинки у самой платежеспособной категории покупателей, тем самым потенциально уменьшая прибыль.
Конечно, о бескорыстной филантропии речи не идет, и параллельно с этим выпускаются вычислительные блоки специально для майнеров, которые будут дешевле в производстве, но продавать которые дешевле рынка уже никто не будет. А учитывая, что для их производства используются те же мощности фабрик по производству микросхем, в которые все сейчас и упирается, то еще не факт, что мы действительно вскорости увидим обилие видеокарт по доступным ценам в магазинах. Но производитель хотя бы пытается разделить эти два сегмента, чтобы иметь возможность управлять их соотношением. И, быть может, не забудет о простых геймерах, которые в течение всей его предыдущей истории приносили ему подавляющую часть выручки.
Что касается конкретной реализации в виде Palit GeForce RTX 3060 Dual, то перед нами крепкая недорогая модель. Она не может похвастать выдающимся дизайном или ультратихой работой, но наверняка будет одной из самых доступных в своем классе, а разгонный потенциал экземпляра, побывавшего на тесте, меня по-настоящему приятно удивил.
Выражаем благодарность:
Компании NVIDIA и магазину Регард за предоставленные на тестирование видеокарты.
Сколько жрёт RTX 3060?
В первую минуту майнинга RTX 3060 выдаёт 41.5 MH/s, однако сразу после этого хешрейт падает до 24-26 MH/s. Как считали аналитики, алгоритм “против” майнинга зашит в BIOS видеокарты, а значит дело не в драйверах. Однако, 14 марта 2021 г.
Сколько Приносит 3060 в день?
8 таких видеокарт приносят 34.78 доллара в сутки на ферму, или 1043 доллара в месяц. Это значит, что одна GeForce RTX 3060 Ti выдаёт 130 долларов (9500 рублей) за 24 часа беспрерывной работы. Купить такую карту в некоторых магазинах можно за 70 000 рублей, а значит вернуть вложения у вас получится за 7 месяцев.
Сколько ватт нужно для 3060?
Рекомендуемый источник питания для NVIDIA GeForce RTX 3060
Вам понадобится блок питания мощностью не менее 400Вт.
Сколько потребляет Ртх 3060?
Потребление энергии у RTX 3060 Ti чуть ниже, чем у старшей сестры на том же GPU, но разница невеликая — 200 Вт против 220 Вт.
Сколько Приносит 3060 в день?
8 таких видеокарт приносят 34.78 доллара в сутки на ферму, или 1043 доллара в месяц. Это значит, что одна GeForce RTX 3060 Ti выдаёт 130 долларов (9500 рублей) за 24 часа беспрерывной работы. Купить такую карту в некоторых магазинах можно за 70 000 рублей, а значит вернуть вложения у вас получится за 7 месяце
Сколько MH выдает 3060?
Что же касается майнинга, производительность новинки сразу из коробки составляет 20–22 MH /s, при том, что обычная RTX 3060 выдаёт около 40 MH /
Можно ли Майнить на 3060?
Все карты линейки GeForce RTX 3000 LHR (Lite Hash Rate) работают на 50% своих возможностей в программах для майнинга криптовалют. В нее входят карты 3060 , 3060 Ti, 3070 и 3080, а для флагманской 3090 Nvidia версию LHR не выпускае
Сколько ватт нужно для RTX 3060?
Актуальные видеокарты NVIDIA
Графический процессор NVIDIA TDP, Вт Рекомендуемый БП, Вт GeForce RTX 3060 170 550 GeForce RTX 3060 Ti 200 600 GeForce RTX 3070 220 650 GeForce RTX 3070 Ti 290 750 Какой блок нужен для RTX 3060?
Для GeForce RTX 3060 рекомендуется использовать блок питания мощностью 550 В
Какой блок питания для видеокарт?
Практически для любого ПК даже с самым быстрым процессором и наиболее мощной видеокартой достаточно блока питания мощностью до 600-650 Вт. Более мощные варианты нужны разве что для систем с несколькими видеокартами .
Какой блок питания под 3060 Ti?
Компания сообщает, что для модели Game GeForce RTX 3060 Ti Vulcan OC-V потребуется наличие блока питания мощностью 650 В
Сколько мониторов поддерживает RTX 3060?
Да, RTX 3060 точно сможет держать два монитора 2к разрешение
Сколько весит видеокарта 3060?
Информация о наличии видеокарт
Процессор Тактовая частота процессора 1830 MHz Версия DisplayPort 1.4a Вес и размеры Вес 1452 g Сколько должна стоить 3060?
В январе 2021 года Nvidia представила видеокарту RTX 3060 , которая официально должна выйти в продажу с 25 февраля по рекомендуемой розничной цене $329 (32 тыс. рублей для России). Видеокарта построена на базе чипа GA106 с 3584 ядрами CUD
- Платформа: