Как проходят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина
Как работает электронный магазин по 223-ФЗ (алгоритм):
- Закрепите порядок проведения и критерии оценки в Положении о закупках.
- Зарегистрируйте организацию заказчика, пользователя и электронную подпись.
- Разместите закупку или отберите позицию из прайс-листа поставщика.
Это один из способов проведения тендера — использование электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону №223-ФЗ — позволяет достигать конкурентных цен от поставщиков просто, с минимальными временными затратами. ЭТП, реализовавших функционал маркета, достаточно много. Кроме ЕАТ «Березка» и восьми федеральных ЭТП, крупные компании, отдельные регионы имеют собственные электронные магазины.
Как НПА регулируют закупки по принципу электронного магазина
Так что же электронный магазин: право или обязанность заказчика? Тендеры посредством маркета считаются неконкурентными (у единственного поставщика), но направлены на привлечение неограниченного круга участников, являются публичными и открытыми. Порядок проведения закупок закреплен в Положении о закупках каждого конкретного заказчика с соблюдением норм Закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 , регламента работы ЭТП. Начальная сумма не более 100 тыс. руб. — для компаний, выручка которых за год не превышает 50 млрд руб., для остальных — не более 500 тыс. руб.
С 01.07.2022 вступает в силу постановление правительства № 2323 от 16.12.2021 , оно закрепляет осуществление закупок в маркете, участники которого являются только СМСП ( пп. «б», п. 4 ПП РФ № 1352 от 11.12.2014 ), за 8 операторами ЭТП:
- акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
- акционерное общество «Российский аукционный дом»;
- акционерное общество «ТЭК — Торг»;
- акционерное общество «Электронные торговые системы»;
- закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»;
- общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».
Постановление 2323 по 223-ФЗ помогает заказчику реализовать требование по годовому объему закупок среди СМП.
Что такое закупки по принципу электронного магазина
Вот как работает электронный магазин, и что это на практике:
- По принципу интернет-магазина. Поставщик размещает прайс-лист с описанием товара (работы, услуги), условий, стоимости поставки, доступного количества, прикладывает фото. Заказчик выбирает товар, который ему подходит с наиболее привлекательной ценой.
- Заказчик размещает извещение о потребности, поставщики подают заявки. Затем рассматривает поступившие предложения и выбирает победителя.
- С 01.07.2022 электронный магазин СМП позволит размещать предварительное предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги (ПП № 2323 от 16.12.2021). Цена такого договора до 20 млн рублей (данный способ по аналогии с уже известной «закупкой с полки»).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, участвуют ли субъекты СМСП в неконкурентных процедурах по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Тендер в электронном магазине проходит в срочном порядке (от нескольких часов до 2 дней) и в обычном. Информация о нем (извещение, документация, протоколы, контракт) не подлежит размещению в ЕИС, если это не предусмотрено Положением о закупках.
Порядок закупок по принципу электронного магазина
Для работы в маркете необходимо зарегистрировать организацию заказчика, пользователя и ЭЦП.
- Размещается извещение посредством заполнения полей ЭТП с указанием: сведений о начальной цене, количестве, объеме (при наличии), сроке, условиях, месте поставки товара, выполнении работ, оказании услуг, дате и времени окончания срока подачи предложений, плановой дате заключения договора (при наличии). К тендеру прикрепляется техническое задание и проект договора.
- Поставщики указывают цену, за которую готовы исполнить договор.
- Заказчик рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям Положения о закупках, закупочной документации. Функционал площадок позволяет направить контракт поставщику без учета наименьшего ценового предложения.
- Тендер признают несостоявшимся, когда не подано ни одного предложения или в отношении всех поданных заявок заказчик принял решение об их отклонении.
- После определения победителя заказчик заполняет проект договора и направляет его победителю. Заказчик вправе поставить отметку о заключении договора вне ЭП, в бумажной форме. Победитель подписывает договор в электронном виде или предлагает заключить в бумажной и направить по почте. Затем договор подписывает заказчик. Все маркеты ведут реестры договоров.
Последствием отказа от подписания договора для поставщика является невозврат обеспечения заявки (если это предусмотрено регламентом ЭТП).
Заказчик вправе отказаться от проведения тендера в любое время до заключения договора.
Жалобы на действия (бездействие) заказчиков ФАС не рассматривает — это неконкурентная закупка, предусмотренная статьей 3.6 Федерального закона.
Предприниматель, практикующий эксперт и участник закупок более 10 лет Выиграла тендеров на сумму более 200 млн рублей. Заключила более 500 контрактов.
Электронный магазин закупок малого объема в современных реалиях 2021 года
В последние годы отмечается повышенный интерес к формату электронных закупок малого объема. Так, в 2019 году объем таких процедур составлял около 10% от всех закупок, как сообщает ВШЭ. Но пандемия и последовавший вслед за ней рост цифровизации всех сфер российской и мировой экономик существенно повлияли на закупочную деятельность. Например, значительно подстегнули спрос на электронные закупки малого объема. По данным анализа РТС-тендер, всего лишь за 9 месяцев 2020 года число малых закупок возросло на рекордные 37%, а объем взлетел на 64%, если сравнивать показатели с данными за 2019 год.
Спрос усиливается. В свою очередь, растет и популярность диджитал-систем для проведения закупок в удобном онлайн-формате: например, собственный электронный магазин малых закупок для крупных компаний.
Чем закупки малого объема отличаются от стандартной закупочной процедуры
В соответствии с п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, к закупкам малого объема приравнивается приобретение товаров или услуг у единственного поставщика с соблюдением определенного лимита по сумме, в том числе через онлайн магазин малых закупок. К примеру, ранее такое ограничение было выставлено на сумму до 600 тыс. руб. При этом в закупке малого объема не должно быть меньше 4 предложений от поставщиков. В противном случае процедура будет признана не проведенной, поскольку не соблюдены нормы по честной конкуренции.
В случае с корпорациями с долей госучастия либо с частными компаниями, чьи закупочные процедуры регламентируются 223-ФЗ, действуют более мягкие требования. При этом заказчик на свое усмотрение может обозначать список закупок малого объема. Но в таком случае присутствует ряд суммовых ограничений на объемы, которые могут не подпадать под необходимость организации полноценного тендера, т.е. без «проведения процедуры закупки». Соответственно, согласно ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ, малой закупкой будет признана закупка, сумма которой не будет превышать 100 тыс. руб. — для компаний, выручка которых за год не превышает 50 млрд. руб. В ином случае малой будет признана закупка, сумма которой — не более 500 тыс. руб.
Согласно последним нововведениям проводить закупки малого объема по 44-ФЗ в 2021 году станет еще выгоднее. С 1 апреля 2021 года вступило в силу Положение, в соответствии с которым малые закупки в электронной форме можно проводить на сумму вплоть до 3 млн. рублей. А это означает, что расширятся возможности для поставщиков и закупщиков. И спрос на данный вид электронных закупочных процедур значительно возрастет. Также как и спрос на разработку соответствующих корпоративных электронных торговых площадок.
Как работает современный электронный магазин малоценных закупок
Электронный магазин закупки в малых объемах и принцип его работы проще всего раскрыть на примере реально работающей системы. К примеру, Почта России публикует процедуру по закупке кресел для какого-либо из своих филиалов. Почему это удобнее сделать именно через систему собственного электронного магазина малых закупок? Потому что таким образом нет необходимости формировать сложный контракт через неповоротливую классическую ЭТП, которая, в принципе, предназначена для куда больших объемов закупаемых товаров и услуг. Также, нет нужды проводить все операции и перенаправлять заказы через центральный офис. Поскольку эти кресла сразу будут доставлены в филиал, и собственный ЦФО (Центр Финансовой Ответственности) данного подразделения будет напрямую оплачивать заказ. Поэтому, идеальным оказывается вариант с исполнением регулярных малых закупок через собственную специализированную онлайн-систему.
Все, что нужно для успешного проведения закупки малого объема онлайн:
- Представителям закупочного подразделения филиала зайти в корпоративный маркетплейс или электронный магазин МЗ, используя комфортный и интуитивно понятный личный кабинет.
- Найти необходимый вариант и формат товара (в нашем примере – это стул), по которому расценки и условия оказались наиболее приемлемыми. При этом очень полезной оказывается опция полнотекстового поиска со встроенным машинным обучением — экономия времени и максимальное удобство.
- Нажать кнопку «купить». Система электронного магазина закупки на базе B2B платформы AGORA автоматически проведет внутреннюю закупочную процедуру. Необходимо в обязательном порядке проверить соответствие закупки (т.е. набранной корзины) рамкам лимита сумм, установленных законодательно. В случае с Почтой России — это лимит до 500 тыс. руб. У другой компании с госучастием может быть ограничение до 100 тыс. руб. А в случае с коммерческой компанией лимиты могут быть гораздо менее строгие. Все эти данные и параметры соответствия закупкам малого объема площадка сверяет самостоятельно, еще в процессе формирования заказа.
- После выбранного оптимального метода оплаты (постоплата либо предоплата) поставщик привезет нужное количество стульев сразу на склад филиала, без необходимости задействовать подразделения Головного офиса.
В то же время электронный магазин по 44 фз уже включает в себя механизмы, предотвращающие возможность коррупции: филиал может принимать решение о покупке, только основываясь на фактическом соответствии предложения параметрам закупки, а не по собственным соображениям. Кроме того, применять магазин малоценных закупок можно для разных ситуаций, если средний закупочный чек варьируется в диапазоне 100-500 тыс. рублей.
Какие проблемы решает площадка малых закупок
У предприятий, которые проводят закупки малой формы, данная процедура в большинстве случаев вызывает отторжение. Поскольку она связана со многими неудобствами:
- Целый ряд сложностей и бюрократических лимитов, если закупки малого объема планируется исполнить через классические ЭТП.
- Даже если процесс будет проходить без процедуры конкурсной закупки, а суммы планируются мизерные, — в любом случае стандартная электронная площадка закупок потребует предоставить массу подтверждающих документов и соблюдения еще целого ряда требований. А это грозит закупщику потерей времени и усложнением всей закупочной цепочки в целом.
- Невозможно управлять качеством и рейтингом контрагентов, то есть собрать на площадке лучших поставщиков, которые подходят конкретной компании-закупщику и уже доказали свою надежность.
Вот почему в сфере закупок малого объема давно назрела потребность в разработке и внедрении решения, которое позволит автоматизировать данный пул операций. И создание площадки малых закупок на базе B2B платформы позволяет это сделать. Закупщику останется лишь запустить систему, которая уже готова к работе, интегрирована с 1С и другими необходимыми учетными системами, ЭДО и ЦП. Далее можно зайти в онлайн-каталог и создать заказ на закупку. А система самостоятельно подберет три предложения, выбрав самое выгодное и по цене, и по срокам доставки, и по стоимости доставки. После чего можно сформировать заявку на поставку — также в онлайн режиме и без необходимости личных встреч с контрагентом для подписания документации.
Это идеальный вариант, к которому стремится большинство закупщиков топовых корпораций, — минимизировать непосредственное участие персонала в закупке и автоматизировать принятие решения, возложив его на точную систему, которая не ошибается, не срывает сроков по разным причинам, не болеет и не забывает о дедлайнах. При этом экономится значительный объем рабочего времени и финансовых средств за счет достижения более выгодных и конкурентных цен от поставщиков. А вероятность коррупции сводится к минимуму, так как никто из сотрудников не может повлиять на принятие решения: электронный магазин закупки самостоятельно проводит все сопоставительные процедуры и выбирает наиболее достойного победителя закупки.
Преимущества для заказчика
- Объединение всех закупок малого объема на единой площадке малых закупок — в собственном удобном электронном магазине.
- Гибкие настройки и добавление нужных бизнес-модулей при необходимости (у AGORA предусмотрено свыше 200 модулей практически на любые бизнес-цели).
- ЭДО и ЦП: возможность заключать контракты и вести документацию не только в бумажной, но и в электронной форме.
- Интеграция с 1С, SAP и прочими программами учета компании-закупщика.
- Формирование круга доверенных поставщиков с рейтингом их надежности.
- Средняя экономия на закупках — до 7% в год.
- Автоматическая аналитика с формированием отчетности.
Преимущества для поставщиков
- Более доступный порог входа, чем в стандартные ЭТП: получить закупки могут даже МСП, предоставив лучшее предложение по цене и характеристикам.
- Возможность продавать свои товары или услуги без посредников — напрямую заказчику.
- Широкая география: доступ к закупкам — из любой точки РФ.
- Участие в закупках через сервис, обладающий удобством современного маркетплейса.
- Интеграция с 1С, SAP и другими учетными программами поставщика.
- Достаточная гибкость при контрактации.
- Формирование на площадке малых закупок здоровой конкуренции, в отличие от формата закупки у единственного поставщика.
Спецификация имеет значение
Ключевая проблема на рынке закупок кроется не столько в создании базового магазина малых закупок, сколько в его предельной адаптации под нужды конкретного предприятия. И далеко не каждый разработчик может сделать это. В то же время, за счет модульной структуры и гибкости настроек, B2B решения на базе AGORA дают такую возможность, включая адаптацию товарных категорий и прочих параметров.
К примеру, в тяжелом машиностроении нет единого классификатора продукции, который подходил бы под любые закупочные процедуры. Так, Группа «Синара» выпускает вагонные тележки одного типа, РЖД — другого, а АО «Трансмашхолдинг» — третьего типа. Причем, список возможных вариаций не ограничивается только этими лидирующими производителями. Модификаций изделий очень много, а общей классификации и единого каталога попросту нет.
Аналогично по другим направлениям рынка — не предусмотрено унифицированного каталога, поскольку отрасли и их подкатегории слишком разнятся.
Но как в таком случае понимать, что продукция от того или иного поставщика точно подходит под критерии компании-закупщика? Каждая крупная компания, помимо обязательного внедрения собственной закупочной системы, по-разному старается решить проблему классификации. К примеру, Почта России реализовала таблицы эквивалентов — своеобразные шаблоны товаров с конкретными критериями, которые обычно закупает компания. Однако в таких таблицах отсутствует привязка к бренду или названию поставщика. Прописаны только цвет, размеры и прочие технические параметры, которые важны для принятия решения о закупке. А также в обязательном порядке в настройках указывается НМЦ — начальная максимальная цена закупки, по которой Почта России готова приобрести указанные товары. И здесь хотелось бы остановиться подробнее на важности этих параметров и их сложности с точки зрения технической реализации.
Правильно разработанный и внедренный электронный магазин закупки может в авторежиме и в считанные секунды может связывать внутренний классификатор закупщика с эталонным товаром и товарным ассортиментом поставщиков. Причем, выполнять эту операцию ускоренно — непосредственно в момент загрузки каталога либо прайса от поставщика в электронный магазин. В то же время определяется параметр НМЦ.
Именно здесь скрывается одна из самых больших сложностей, с которой справится далеко не каждый разработчик web-сайта. И, можно сказать, что вендор AGORA является пионером в этой отрасли, который разрабатывает и внедряет электронные магазины малых закупок с полной интеграцией. Это подразумевает не только верно работающий и ускоренный матчинг эталонных карточек, но и другой необходимый функционал для автоматизации закупок малого объема.
Кроме того, B2B платформа AGORA, которая выступает базой для ускоренной разработки решений, обладает достаточной мощностью даже для повышенных нагрузок. К примеру, только у электронного магазина АО «Трансмашхолдинг» в среднем под регулярные закупки предусмотрено около 150-200 тысяч SKU, которые разделены по различным номенклатурным группам. Для разработчиков это означает огромный пласт работы, который подразумевает создание не одного или двух, а множества эталонов со специфическими параметрами у каждого. Если речь идет о крупной компании из сферы торговли, то здесь товарная матрица может насчитывать десятки тысяч позиций. При этом база классификатора может расширяться, тогда как система торговой площадки должна с легкостью справляться с увеличением параллельных нагрузок на сеть. Таким образом, для клиента из той или иной отрасли создается персональный классификатор — аналогов подобной услуги среди компаний-разработчиков попросту нет на рынке.
Логика формирования сделок
Обычно сделки по закупкам, особенно у крупных компаний, отличаются повышенной сложностью формирования и многоэтапностью. Проект собственного магазина малых закупок должен учитывать в работе логику комиссионных сборов. Это будет фиксированная комиссия на определенном этапе или сразу включенная наценка? Перед разработкой закупочного решения необходимо обязательно учесть эти моменты. Так, платформа может сразу же автоматически делать наценку на продукцию поставщика на сумму комиссии. После чего эта сумма наценки покрывается заказчиком в процессе оплаты заказа и доставки. Менее распространенный вариант — когда комиссия взыскивается с поставщика. Этот способ не просто так считается менее привлекательным и популярным, поскольку непосредственно снижает итоговую прибыль поставщика. В то же время, для крупной корпорации-закупщика обычно приемлемо заплатить комиссию в сумме 2-3% от заказа, если в результате удается сэкономить на закупках в среднем до 30-50%.
Электронный магазин малых закупок: важные нюансы, связанные с логистикой
Крупным корпорациям на постоянной основе необходима доставка различных грузов. У большинства предприятий есть соглашения с межрегиональными службами доставки, например, с Деловыми линиями и другими сервисами. Однако, с точки зрения экономии бюджета, часто выгоднее заказывать перевозку через локальную службу доставки. Поскольку крупной логистической службе в любом случае придется задействовать свой транспорт транзитным методом, направляя его в регионы. Отсюда стоимость перевозки возрастает до 2-3 раз.
Однако это правило действует не всегда. Бывает так, что прайс у крупного перевозчика для той или иной локации может быть даже выгоднее, чем у местных контор. Кроме того, следует брать в расчет и наличие нужного количество машин.
Такие логистические нюансы магазин закупок малого объема также должен учитывать автоматически. Как это происходит: площадка малых закупок автоматически анализирует предложения от всех возможных поставщиков из базы и сравнивает их прайсы и условия на доставку. К примеру, если сегодня необходимо перевезти груз в одну точку, и это оказывается оптимальнее через местную службу доставки, то в закупке побеждает такое предложение. Если же на следующий день возникает необходимость перевозки аналогичного груза, и условия крупного провайдера оказываются выгоднее, — выигрывает данное предложение.
Как итог
Магазин закупок малого объема экономит не только колоссальное количество времени персонала в процессе закупочных процедур, но и бюджет компании-закупщика на заказах товаров и услуг, их доставке. Все благодаря автоматизации закупочных процедур, автопоиску предельно выгодных на текущий момент предложений, а также подсчету стоимости доставки через встроенный логистический калькулятор. И за счет прочих опций, которые должен включать в себя современный онлайн магазин малых закупок.
Нужна более подробная информация по поводу разработки собственного электронного магазина для закупок малого объема? Опытные менеджеры AGORA ответят на интересующие вас вопросы и помогут предварительно подсчитать бюджет внедрения. Просто оставьте заявку на странице контактов.
«Закупки с полки» по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что важно знать поставщикам
Новый функционал электронного магазина с неофициальным названием «Закупки с полки» все более активно используют заказчики как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Новый функционал электронного магазина с неофициальным названием «Закупки с полки» все более активно используют заказчики как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Разберемся в механизмах этой закупки и рисках поставщика при работе с таким электронным магазином.
Результат сравнения функционала и правового регулирования закупок по принципу «закупки с полки» по 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможностей и рисков поставщика представлен в таблице.
Закон № 44-ФЗ
Закон № 223-ФЗ
Часть 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ
Пункт 20.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352
Наименование в соответствии с законом
Закупка у единственного поставщика в электронной форме
Иной способ неконкурентной закупки в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)
Место проведения закупки
Восемь электронных площадок, на которых осуществляются открытые процедуры закупок по 44-ФЗ
Что можно закупать
Только товары, по которым в КТРУ есть описание (характеристики)
Любые товары, работы, услуги по выбору заказчика
Одна закупка — не более 5 млн. руб., общий объем в год — не более 100 млн. руб. (для Заказчика)
Цена одного договора не должна превышать 20 млн. руб.
Кто может участвовать в закупке
Любой участник закупки (поставщик товаров), прошедший регистрацию в ЕРУЗ
Только субъекты малого и среднего предпринимательства и плательщики налога на профессиональный доход («самозанятые»)
Возможность объединения разных товаров, работ, услуг в одной закупке
- Поставщик размещает на площадке предварительное предложение.
- Заказчик размещает в ЕИС извещение.
- Оператор в течение часа подбирает для заказчика от одного до пяти подходящих предложений.
- Заказчик делает протокол и заключает договор с победителем на электронной площадке.
- Участник размещает на площадке предварительное предложение.
- Заказчик размещает информацию о своей потребности на электронной площадке.
- Оператор подбирает заказчику на площадке подходящие предложения.
- Определение заказчиком участника (ов), с которым будет заключен договор и заключение договора (ов) на электронной площадке.
Требования к предварительному предложению
Характеристики товара из КТРУ, страна происхождения, товарный знак (при наличии), место поставки (округ, район, по классификатору), минимальное и (или) максимальное количество, минимальный и (или) максимальный срок поставки, цена единицы товара с учетом доставки и налогов
Определяются заказчиком и (или) оператором электронной площадки
Юридический статус предварительного предложения
Законом № 44-ФЗ предусмотрено «автоматическое» согласие участника на переход предложения в статус заявки на участие в закупке
Законом не определен. Как правило, заказчик требует дополнительного подтверждения со стороны участника возможности поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях
Критерии определения победителя
Наименьшая цена за единицу товара
Определяются в Положении о закупке заказчика; в большинстве случаев используется ценовой критерий
Порядок заключения договора
Определяется статьями 50 и 51 закона № 44-ФЗ, как по результатам электронного запроса котировок: подписание и предоставление обеспечения исполнения контракта в 1 рабочий день, без протокола разногласий
На электронной площадке, в соответствии с требованиями заказчика и предложением участника, в срок не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора
Последствия, если участник не подписал контракт (договор) в установленный срок
Признание уклонившимся, направление сведений в ФАС России для включения в РНП, заключение контракта с участником, занявшим следующее место
Законодательно не определены. Возможны в соответствии с Положением и документацией заказчика признание уклонившимся и направлением сведений в ФАС России для включения в РНП
Да, в соответствии со статьями 105-106 закона № 44-ФЗ
Да, в соответствии со статьей 18.1 закона № 135-ФЗ
Оформление документов о приемке
В электронной форме, в ЕИС
В соответствии с проектом договора, размещенным заказчиком
Претензионная переписка, расторжение контракта (договора)
Через ЕИС, в соответствии с правилами, установленными для электронных процедур
В обычном порядке, в соответствии с проектом договора, размещенным заказчиком
Преимущества отдельным категориям поставщиков
Участвуют только субъекты МСП и «самозанятые»
Применение правил импортозамещения
Применяются запреты (постановление 616) и ограничения (постановления 878, 617, 102) на закупку иностранных товаров. Не применяется приказ 126н
Применяется постановление № 925, могут быть установлены требования для выполнения квоты на закупку российских товаров по постановлению № 2013
Срок действия предварительного предложения
Указывается поставщиком и не может быть более месяца
Указывается поставщиком, должен соответствовать требованиям заказчика
Возможность отзыва, изменения предварительного предложения
Участник вправе изменить, отозвать предварительное предложение в любой момент до направления заявки заказчику
Определяется оператором электронной площадки, законом не регулируется
Возможность указания заказчиком конкретного товара (товарного знака, производителя)
Не предусмотрена, характеристики товара только из КТРУ
Да, такое указание является одним из признаков неконкурентной закупки
Возможность переговоров с заказчиком в отношении участия в закупке
Нет запрета на переговоры
Нет запрета на переговоры
Основания отклонения заявки, отстранения участника
Непредоставление и (или) несоответствие информации и документов, предусмотренных законом в составе предложения, несоответствие участника установленным требованиям, в связи с предложением иностранного товара, предоставлением недостоверной информации
Определяются Положением о закупке заказчика (обычно непредоставление или несоответствие информации и документов, предоставление недостоверной информации)
На усмотрение заказчика, в соответствии с его Положением о закупке и функционалом площадки; не может быть более 2% НМЦ
Обеспечение исполнения контракта (договора), гарантийных обязательств
Устанавливает заказчик в соответствии со статьей 96 закона № 44-ФЗ (от 0,5% до 30% НМЦ, в 2023 г. вправе не устанавливать)
На усмотрение заказчика, в соответствии с его Положением о закупке; не может быть более 5% НМЦ или в размере аванса (если предусмотрен аванс)
Тариф площадки для поставщика за участие в закупке
1% НМЦК, но не более 5000 руб., без учета НДС
Определяется оператором электронной площадки, по аналогии с другими электронными процедурами для МСП должен быть в размере не более 1% НМЦ и не более 5000 руб., без учета НДС
Необходимость изменять предложение в случае внесения изменений в КТРУ. Нет запросов о разъяснении извещения. Нет протокола разногласий по проекту контракта. Минимальный срок на подписание контракта и предоставление обеспечения исполнения контракта. Неизвестные условия контракта, на которые поставщик «автоматически» согласен. Высокий риск включения в РНП
Отклонение заявок по усмотрению заказчика, неопределенность с требованиями к предварительному предложению. Нет обязанности заказчика заключить договор.
Информация в таблице наглядно демонстрирует, что участие в закупках в электронном магазине «Закупки с полки» по 44-ФЗ является более рискованным мероприятием для поставщика, по сравнению с аналогичным магазином для субъектов МСП по 223-ФЗ.
Практика применения заказчиками по 44-ФЗ электронной процедуры по части 12 статьи 93 показывает, что чаще заказчики закупают товары с достаточно высокими единичными ценами, так как закупка «корзины» недорогих товаров в таком магазине невозможна.
Для того, чтобы заключить контракт по результатам закупки «с полки» по 44-ФЗ, необходимо, чтобы все условия предварительного предложения поставщика соответствовали условиям в извещении заказчика (цена, срок и место поставки, количество товара, характеристики). В случае реального и заранее неизвестного поставщику интереса заказчика к его товару, у заказчика есть возможность «скопировать» предложение поставщика в своё извещение и выбрать ту площадку, где поставщиком размещено предварительное предложение. В противоположном случае заказчик может сознательно указать иные условия (например, по сроку поставки) и выбрать другую площадку, а также может указать, например, конкретный срок поставки, которому будет соответствовать только одно предложение на соответствующей площадке.
Поставщикам следует учитывать, что заказчик при создании извещения видит все предварительные предложения, размещенные поставщиками на всех площадках по соответствующей позиции КТРУ с поставкой по месту нахождения (муниципальному району, округу, городскому округу) заказчика.
Максимальные риски поставщика связаны с тем, что ему неизвестны заранее условия контракта, которые будут объявлены заказчиком, и на которые поставщик, в силу прямого указания закона, заранее соглашается. По мере разработки типовых условий контрактов, обязательных для заказчиков, эти риски будут снижаться. Однако более комфортными для поставщика являются «Закупки с полки» у субъектов МСП по 223-ФЗ, когда функционал площадки, как правило, предусматривает запрос предварительных предложений после публикации заказчиком информации обо всех условиях закупки либо дозапрос от заказчика, которому направлено предварительное предложение поставщика, о подтверждении заказа (возможности поставки товара).
При закупке пищевых продуктов по закону № 44-ФЗ возможно отклонение заявки за несоответствие дополнительным требованиям к участнику. Поэтому необходимо загрузить на площадке вместе с предварительным предложением подтверждение наличия соответствующего опыта поставок согласно постановлению Правительства от 29.12.2021 г. № 2571.
Рекомендуется обязательно указывать в предварительном предложении по 44-ФЗ максимальное количество товара (с распределением имеющегося товара по разным площадкам, при необходимости). В этом случае работает механизм блокировки количества товара в случае направления заявки заказчику. Если поставщику невыгодно работать с небольшими партиями товара, необходимо указывать минимально возможную партию (минимальное количество для поставки).
Рекомендуется указывать комфортный для поставщика минимально возможный срок поставки товара (в календарных днях). Что касается максимально возможного срока поставки, он может быть установлен по согласованию с заказчиком, либо вообще не определён.
Предполагаем, что к концу года интерес заказчиков к электронному магазину «Закупки с полки» будет расти: по 44-ФЗ необходимо будет быстро истратить остатки бюджетных средств; по 223-ФЗ — обеспечить выполнение необходимого объема закупок у субъектов МСП и (или) минимальной доли закупок российских товаров. Удобен механизм «закупок с полки» заказчикам по 223-ФЗ, попавшим под санкции (информация не размещается на официальном сайте ЕИС), а также заказчикам по 44-ФЗ федерального уровня. Для региональных заказчиков по 44-ФЗ ограничение на использование электронного магазина на федеральных площадках в некоторых случаях связано со сложностями интеграционных процессов с региональными информационными системами в сфере закупок.
Практика применения закупок «с полки» в 2023 году показывает, что быстрое заключение контракта по приемлемым для заказчика и поставщика ценам удобно и выгодно для всех участников контрактной системы. Поэтому поставщикам товаров с относительно высокими единичными ценами необходимо осваивать этот закупочный инструмент, методично и планомерно повышая свои шансы на успешную реализацию заказчикам включенной в КТРУ продукции.
Богацкая С.Г., к.э.н., преподаватель УМЦ «Финконт»
Более подробно разберем практику закупок в электронных магазинах по 44-ФЗ и 223-ФЗ и особенности участия в них поставщиков на нашем ближайшем курсе для участников закупок
Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок "Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Как выполнить долю закупок у МСП через электронный магазин
С июля 2022 года заказчики в закупках отдельными видами юридических лиц по 223-ФЗ выбирают поставщика новым неконкурентным способом на сумму до 20 млн рублей. Рассмотрим особенности процедуры и как ее провести.
В чем особенности процедуры
Новый способ определения поставщика помогает обеспечить необходимую долю тендеров у МСП. Но это не значит, что новым способом ограничили право проводить торги и иные способы определения, к которым допускаются только эти субъекты и самозанятые.
Процедура по принципу работы электронного магазина в рамках 223-ФЗ — это неконкурентный способ определения поставщика, который проводится только среди МСП и самозанятых на федеральной площадке. Проведение таких тендеров является правом, а не обязанностью.
Когда заказчик начинает закупку, в электронном магазине уже находятся сформированные предложения поставщиков. На эту особенность указывают в пояснительной записке к проекту Постановления № 2323: новый механизм предусматривает предварительное размещение участниками закупок заявок-оферт и выбор заказчиком подходящего предложения.
Кроме того, процедура отбора и направления заказчику предварительных предложений поставщиков происходит автоматически. Предложения отбираются на основании закупочной документации: какие ТРУ, в каком количестве, по какой цене необходимы. За счет этого закупочные процедуры в электронном магазине будут короче, нежели традиционные конкурентные процедуры.