Берегись автомобиля или покупка авто у физического лица
Иногда организации выгоднее купить автомобиль у физического лица. В такой ситуации возникает немало вопросов и главные из них – как правильно оформить необходимые документы, и какие налоги придется заплатить? Ответ искала Марина Скудутис.
Не каждая организация может себе позволить приобрести новый автомобиль. К тому же иногда это просто не нужно, приобрети транспортное средство с небольшим пробегом – выгодно. Рассмотрим ситуацию, когда организация купила машину у физического лица. Первая бумага, которую нужно оформить, это, конечно, договор купли-продажи. Дальше понадобится составить акт приемки- передачи основного средства. Его должен утвердить руководитель организации. Как известно, использовать унифицированные формы сейчас необязательно, а значит, акт можно составить в произвольной форме.
Продавец должен передать компании документы на автомобиль. Инструкция по эксплуатации и сервисная книжка – это, конечно, важно, но далеко не самое главное. Нужно проследить, чтобы предыдущий собственник передал паспорт транспортного средства. ПТС должен быть у нового владельца обязательно, ведь именно в этой бумаге ставятся отметки о владельцах ТС. Дальше бухгалтеру нужно будет открыть инвентарную карточку учета объекта ОС и определить срок его полезного использования.
Минфин не раз разъяснял, что компании при приобретении машин у физических лиц, которые не являются ИП, не вправе определять норму амортизации по этому транспортному средству с учетом требований пункта 7 статьи 258 НК РФ
Минфин не раз разъяснял, что компании при приобретении машин у физических лиц, которые не являются ИП, не вправе определять норму амортизации по этому транспортному средству с учетом требований пункта 7 статьи 258 НК РФ (см., например, Письмо Минфина от 29.03.2013 г. № 03-03-06/1/10056). Указанный вывод ведомству позволяет сделать тот факт, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения. И еще одно разъяснение Минфин дал в Письме от 14 декабря 2012 года № 03-03- 06/1/658. Чиновники пришли к заключению, что организация при приобретении транспортного средства у гражданина, который не является предпринимателем, не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований вышеназванной нормы, так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса. ПТС для его определения использовать не стоит: законодательством это не предусмотрено. Подтверждает такой вывод и судебная практика. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 25 июня 2012 года по делу № А11-4033/201 сделал вывод, что паспорт технического средства подтверждает факт регистрации автомобиля за гражданином на определенный срок, но не доказывает факт использования им этого имущества в течение указанного периода.
В случае покупки авто у физлица срок полезного использования можно определить на основании Классификации основных средств. При этом период, в котором продавец пользовался машиной, учитывать не нужно. Ведь документально подтвердить этот срок гражданин не сможет.
Платим налоги
Как известно, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС, так как они не упомянуты в пункте 1 статьи 143 НК РФ. При покупке автомобиля у гражданина, всю сумму средств, уплаченных продавцу, необходимо учитывать в стоимости приобретенного основного средства.
Покупка автомобиля может быть выгодна компаниям-«упрощенцам», которые не платят НДС и налог на прибыль, а вот организациям на ОСНО – нет. Дело в том, что последние в этом случае лишаются возможности возместить налог на добавленную стоимость. Поэтому таким компаниям нужно все просчитать и, возможно, выбрать другой вариант покупки транспортного средства.
Разберемся с НДФЛ. В пункте 1 статьи 226 НК РФ закреплено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой статьи, признаются агентами и обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога. Однако в Кодексе есть еще и статья 228, в которой сказано, что физические лица, с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ, подлежащий уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК. Поэтому в рассматриваемом случае продавец исчислять и уплачивать налог будет самостоятельно.
Другие варианты
У компаний не всегда есть возможность купить автомобиль. Да и потребности в этом у нее может не быть. В такой ситуации еще один вариант – это аренда транспортного средства у физического лица.
Разберемся, какие налоги организации придется заплатить при этом варианте. Начнем с налога на прибыль. Арендные платежи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По поводу НДФЛ. Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ, при определении базы учитываются все доходы собственника, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Как я уже упоминала, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 российские организации, от которых или в результате отношений с которыми гражданин получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога. В Письме от 25 декабря 2012 года № 03-04-06/3-366 Минфин сделал вывод, что организация признается агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу по договору аренды автомобиля. При фактической выплате суммы компания обязана удержать сумму исчисленного НДФЛ.
Покупка автомобиля может быть выгодна компаниям-«упрощенцам», которые не платят НДС и налог на прибыль, а вот организациям на ОСНО – нет.
Ну и, напоследок, напомню еще один вариант, при котором компания сможет эксплуатировать автомобиль физического лица, – это использование его в соответствии с Трудовым кодексом. Статья 188 Кодекса разрешает сотруднику использовать свое имущество, если это происходит с согласия и ведома работодателя. Последний в такой ситуации обязан платить трудящемуся компенсацию за использование, износ (амортизацию) транспортного средства, а также возмещать работнику расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля. Платить НДФЛ при таком варианте сотрудничества не нужно, так как, согласно статье 217 НК РФ, указанные выплаты освобождены от налогообложения. По поводу налога на прибыль: компенсацию, выплаченную сотруднику, можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией лишь в пределах норм (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы организаций на выплату компенсации относятся к прочим, связанным с производством и реализацией, установлены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92.
Таким образом, у компании есть несколько вариантов для эксплуатации автомобиля физического лица: транспортное средство можно у него купить, арендовать или эксплуатировать в соответствии с ТК РФ. Какой из них выбрать – решать самой фирме.
Марина Скудутис, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Налоговый учет и отчетность
В бераторе «Налоговый учет и отчетность» собрана воедино и правильно систематизирова полная и подробная информация о том, как организовать и вести налоговый учет. Узнайте больше >>
Организация покупает автомобиль у физлица: оформление и налогообложение
Организация, применяющая общий режим налогообложения, является плательщиком НДС, она планирует приобретение транспортного средства, которое находилось в употреблении. Какими документами оформить покупку этого транспортного средства, если его приобретать: у физического лица; у юридического лица?
Если приобретать транспортное средство у физического лица, то каким образом определить его остаточную стоимость, каковы особенности налогообложения данной сделки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При передаче транспортного средства, которое будет являться основным средством у Вашей организации, рекомендуется составить акт приема-передачи. Форма акта действующим законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме.
При приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация должна установить срок полезного использования исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.
Обоснование позиции:
Транспортные средства (как новые, так и бывшие в употреблении) могут быть предметом договора купли-продажи. К таким отношениям применяются общие правила о купле-продаже.
Право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи движимого имущества, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ)).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
В соответствии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств.
Акт приема-передачи ОС применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения в состав ОС и учета ввода в эксплуатацию объектов, поступивших по договорам купли-продажи.
Поэтому при передаче транспортного средства, которое будет являться основным средством у принимающей стороны рекомендуем составить акт приема-передачи. Форма акта действующим законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме.
Акт заполняется покупателем и продавцом при приеме-передаче объекта основных средств. В нем отражаются сведения о состоянии основных средств на дату приема-передачи на основании данных передающей стороны. В случае, когда объект основных средств эксплуатировался предыдущим владельцем, в нем указываются: фактический срок эксплуатации у предыдущего собственника, установленный им срок полезного использования, номер амортизационной группы, в которую был включен объект основных средств.
Новым собственником в Акте заполняются сведения о первоначальной стоимости объекта основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Продавец обязан одновременно с передачей автомобиля передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ). На основании постановления Совета Министров — Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 и приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134 паспорт транспортного средства (далее — ПТС) является обязательным документом для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Поэтому вместе с автомобилем обязательно должен быть передан ПТС.
На основании акта о приеме-передаче объекта основных средств и сопроводительных документов (паспорта транспортного средства) открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма карточки может быть разработана на основании формы N ОС-6).
Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором (ст. 464 ГК РФ).
Приобретение транспортного средства у юридического лица
Налог на прибыль
Приобретенное для использования в составе основных средств (далее — ОС) транспортное средство в целях налогового учета признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. Поэтому в рассматриваемом случае первоначальная стоимость объекта ОС будет равна цене его приобретения.
Расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости основного средства, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).
При этом согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Таким образом, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):
1) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС (в соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ);
2) исходя из срока полезного использования, устанавливаемого с учетом Классификации ОС, уменьшенного на срок фактического использования предыдущими собственниками (в соответствии с первым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ);
3) исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования предыдущим собственником (в соответствии со вторым предложением п. 7 ст. 258 НК РФ).
Выбранный способ начисления амортизации по объектам основных средств, бывшим в эксплуатации, следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
По нашему мнению, вторым и третьим способом организация может воспользоваться только в том случае, если основное средство приобретается у юридического лица или у индивидуального предпринимателя (ИП).
НДС
Согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении имущества, если иное не установлено главой 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Предъявленные суммы НДС подлежат вычету при условии, что ОС предназначено для операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке (п. 1 ст. 172 НК РФ) на основании счета-фактуры продавца.
Налог на имущество
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Закон N 202-ФЗ) п. 4 ст. 374 НК РФ был дополнен пп. 8, в соответствии с которым не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
Принимая во внимание ст. 3 Закона N 202-ФЗ, а также дату опубликования правовой информации и п. 1 ст. 379 НК РФ, рассматриваемое изменение вступило в силу с 01.01.2013.
Таким образом, для применения льготы по налогу на имущество, установленной пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, имущество, принимаемое к учету, должно одновременно являться:
— объектом движимого имущества;
— объектом ОС, принятым организацией к учету после 01.01.2013.
Отметим, что в НК РФ не содержится определения понятия "движимое имущество". Соответственно, в данном случае следует применять определение движимого имущества, установленное гражданским законодательством (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Исходя из норм ГК РФ автомобили относятся к движимому имуществу (п. 1, п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Следует отметить, что данная льгота распространяется как на новые объекты движимого имущества, так и на бывшие в употреблении при условии, что они приняты к учету в составе объектов ОС после 01.01.2013. Аналогичное мнение, правда, в отношении объектов движимого имущества, являющихся предметом лизинга, высказывалось и специалистами Минфина России (смотрите письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-05-05-01/1603, от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01).
Таким образом, автомобили, принятые к бухгалтерскому учету в качестве объектов ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагаются*(1).
Приобретение транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
Особенности определения налога на прибыль при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Как уже было отмечено выше, нормы НК РФ предоставляют налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, ему применять (письмо Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608):
Обращаем внимание, что вторым и третьим способами определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении (позволяющими уменьшать выбранный строк полезного использования на срок фактического использования предыдущим собственником согласно п. 7 ст. 258 НК РФ), организация не может воспользоваться, если в рассматриваемом случае приобретает транспортное средство у граждан.
При покупке имущества у физического лица, не являющегося ИП, данные способы не применимы, так как такое физическое лицо не ведет налоговый и бухгалтерский учет, а следовательно, не может устанавливать срок полезного использования и начислять амортизацию. То есть при постановке на учет ОС, купленного у физического лица, не являющегося ИП, организации необходимо определять срок полезного использования по Классификации ОС, т.е. как если бы покупалось новое ОС.
Поясним. По поводу справедливости данного утверждения относительно третьего способа сомнений не возникает (вывод следует из прямого прочтения нормы). Что касается второго способа: срок полезного использования, установленный Классификацией ОС, уменьшается на срок фактического использования ОС предыдущим собственником (физическим лицом), то отметим, что в литературе существует иная точка зрения. Она заключается в том, что в налоговом законодательстве не содержится запрета на применение правил, установленных п. 7 ст. 258 НК РФ, в ситуации, когда предыдущим владельцем имущества являлось физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП. Такого запрета в НК РФ действительно нет. Однако в НК РФ, помимо п. 7 ст. 258 НК РФ, существует п. 12 ст. 258 НК РФ.
Пункт 12 ст. 258 НК РФ определяет, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что она распространяется на все ОС, бывшие в употреблении. Соответственно, для правомерного отражения в налоговом учете ОС в качестве бывшего в употреблении (как следствие, для правомерного уменьшения срока полезного использования) необходимо иметь информацию об амортизационной группе, в которую включалось данное ОС у бывшего собственника. Понятно, что физическое лицо, не являющееся ИП, данной информации предоставить не может.
Отметим также, что п. 7 ст. 258 НК РФ и п. 12 ст. 258 НК РФ были введены в НК РФ одновременно (с 1 января 2009 года, Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ). Это обстоятельство указывает, что законодатель сознательно вводил данные нормы как взаимосвязанные.
О том, что при приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ упоминается и в письмах Минфина России:
— так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (смотрите письма от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 N 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7939, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7937);
— так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (смотрите письма от 14.12.2012 N 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/525, от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172, от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).
Сторонники противоположной позиции в подтверждение своей правоты ссылаются на более ранние разъяснения финансового ведомства, указывая, что сотрудники Минфина в прежнее время придерживались иного мнения. Так, например, приводится письмо Минфина России от 03.08.2005 N 03-03-04/1/142, в котором финансисты делают вывод, что документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства. Однако при ссылках на подобные разъяснения авторы не учитывают, что эти письма издавались до 1 января 2009 года (до внесения вышеуказанных изменений в ст. 258 НК РФ). До этой даты порядок определения срока полезного использования по ОС, бывшим в употреблении, регламентировался п. 12 ст. 259 НК РФ, формулировка данной нормы фактически повторяла первое предложение действующего сегодня п. 7 ст. 258 НК РФ: "Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками". Норм, аналогичных п. 12 ст. 258 НК РФ, в то время НК РФ не содержал, поэтому на тот момент рассматриваемые разъяснения были справедливы и основывались на нормах законодательства. В настоящее время данные разъяснения применимы только в той части, в которой они не противоречат действующей редакции НК РФ.
Учитывая изложенное, мы полагаем, что при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация должна установить срок полезного использования исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.
НДС
Реализация имущества (имущественных прав) на территории РФ признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками НДС на основании того, что они не поименованы в качестве плательщиков данного налога (п. 1 ст. 143 НК РФ). Поэтому при приобретении транспортного средства у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, организации не будет предъявлен к уплате НДС.
Следовательно, вся сумма денежных средств, уплаченная гражданину — продавцу транспортного средства, будет учитываться в стоимости приобретённого основного средства.
НДФЛ
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, признаются налоговыми агентами по НДФЛ и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, ст. 227 и ст. 228 НК РФ.
Статьей 228 НК РФ установлено, что физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Таким образом, при покупке организацией транспортного средства у физического лица, обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц лежит на самом физическом лице.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Договор купли-продажи автомобиля;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
10 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Что касается транспортного налога, то следует отметить, что порядок его уплаты не зависит от способа учета автомобиля как объекта бухгалтерского учета (в составе объектов основных средств или МПЗ).
Купить машину на ООО: плюсы и минусы
Не знаете, как забрать свои деньги из ООО? Как насчет нового автомобиля? А заодно и налог на прибыль уменьшите, НДС к вычету примите, расходы на бензин, ТО, мойку будете оплачивать за счет компании. Конечно, если машина будет использоваться для предпринимательской деятельности. Все плюсы и минусы от покупки машины на ООО читайте в статье.
Почему стоит покупать авто на ООО
Представьте, что у вас, директора ООО, есть на расчетном счете 1 млн рублей, который вы решили потратить на новый автомобиль. Если вы хотите купить его как физическое лицо, то сначала нужно снять эти деньги или перевести их себе на счет. Это можно сделать, если выплатить себе зарплату или дивиденды. Но при выплате зарплаты вы обязаны удержать НДФЛ (13%) и уплатить взносы (30%).
Таким образом, на покупку авто у вас останется только 700 тысяч рублей. Или можно выплатить не зарплату, а дивиденды, уплатив при этом только 13% подоходного налога. Но дивиденды выплачиваются только после утверждения годовой отчетности и уплаты налогов. И то только в случае, если по данным бухучета компания получила прибыль, и вы имеете право на такие дивиденды. Поэтому покупка автомобиля на ООО так популярна — можно воспользоваться деньгами компании и не платить НДФЛ и взносы.
Еще плюсы — уменьшаем налог на прибыль
Покупка автомобиля — отличная возможность уменьшить налог на прибыль. Расходы будут списываться через амортизацию. То есть всю потраченную на машину сумму нельзя сразу взять и списать в расходы для налога на прибыль. Автомобиль — это основное средство и имеет срок полезного использования. Вот в течение этого срока и будет списываться его стоимость в расходы равными долями.
Входящий НДС
Для компаний на общем режиме есть еще один большой плюс — входящий НДС. Конечно, при условии, что продавец автомобиля является его плательщиком. Сумма НДС при такой сделке может быть достаточно большой. Если ваш налог ниже, то можно разделить сумму и применять вычет в течение трех лет. Если же ООО покупает машину у физического лица, то входящего НДС не возникает и уменьшить налог не получится.
Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах
Хотите понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании? Мы составили программу курса «Управленческий учет» так, чтобы каждый бухгалтер научился видеть бизнес-процессы. А еще — сделали возможность выбора удобного графика и доступную стоимость обучения от 4990 руб. Смотрите бесплатный урок и записывайтесь!
Можно ли уменьшить УСН при покупке авто
Покупку машины можно списать в расходы, если ООО применяет упрощенную систему налогообложения. Это делается так — делите стоимость авто на 4 квартала и списываете в расходы последним числом каждого квартала. Если машину купили в середине года или в конце, делить нужно на число оставшихся до конца года кварталов.
Пример. Директор ООО «Чили» купил машину со счета ООО в сентябре 2018 года. Машина стоит 1000 000 рублей. Бухгалтер списал в расходы эту сумму двумя частями — 30 сентября 500 тысяч рублей и 31 декабря 500 тысяч рублей.
Можно ли использовать авто в личных целях
Чтобы директор мог пользоваться автомобилем компании, достаточно выписать на него доверенность. По этой доверенности директор может пользоваться машиной в любое время. Но только для целей деятельности компании. Или можно передать автомобиль директору в аренду, но в этом случае придется заплатить НДФЛ — либо с суммы арендной платы, либо с суммы материальной выгоды директора (при безвозмездной аренде).
Расходы на бензин, ТО, мойку, ремонт
Для включения в расходы стоимости бензина, ремонта, мойки и других затрат на машину нужно оформлять правильно эти затраты. Для этого составляйте путевые листы, по которым будете учитывать поездки и рассчитывать количество ГСМ. Все расходы на машину должны быть подтверждены чеками, актами, накладными.
Купить машину на ООО в лизинг
Купить машину через ООО в лизинг — это значит заключить договор с лизингодателем. По этому договору лизингодатель покупает авто для ООО и передает ему в пользование. ООО в свою очередь оплачивает лизинговые взносы каждый месяц и имеет право выкупить машину по истечению определенного срока. Стоимость автомобиля будет уменьшена на суммы лизинговых платежей.
Важно! Лизинговые взносы включены в перечень расходов для исчисления налога на прибыль. НДС с лизинговых платежей также можно принимать к вычету.
А вот если применяете УСН, то включить в расходы можно такие платежи только в случае, если они не являются авансовыми.
Минусы покупки авто на ООО
Из минусов покупки авто на ООО — машина будет в собственности компании, а не директора. Это значит, что при ее продаже все деньги поступят в кассу организации или на ее расчетный счет. Если бизнес не пойдет, то переоформить авто на директора будет затруднительно. При закрытии ООО и распределении имущества (в том числе при передаче автомобиля учредителю) нужно будет уплатить НДФЛ с его стоимости.
Важно! Если ООО на общей системе налогообложения решит продать машину, нужно будет уплатить НДС даже в том случае, если автомобиль будет продан физическому лицу (например, учредителю).
К тому же, при убыточности компании и долгах перед поставщиками, а также при банкротстве всю собственность компании придется продать или отдать в счет погашения долгов.
Итоги
Машину на ООО покупать выгодно. Выгодно, потому что можно и налоги уменьшить, и не платить за вывод денег из ООО (НДФЛ и взносы). К тому же, затраты на эксплуатацию автомобиля также можно оплачивать со счета компании и принимать в расходы. Недостатки такой покупки — только то, что машина будет в собственности компании, а не директора. А значит, если у компании будут проблемы или возникнет риск банкротства, то автомобиль будет продан за долги.
Покупка авто юридическим лицом у физического: пошаговая инструкция + ответы по налогам и рентабельности сделки
На вторичном рынке колесного транспорта нередко фигурирую такие сделки, как покупка авто у физического лица юридическим. По разным причинам предприятиям, фирмам и организациям, порой выгодней приобрести подержанную машину, чем новую.
Но такая купля-продажа имеет важные нюансы, связанные с принятием транспортного средства (ТС) на баланс юрлица. Если не знать этих особенностей, то можно потерять всю выгоду от сделки и даже понести незапланированные убытки, которые могут оказаться критичными, особенно когда предприятие небольшое и молодое.
Хотите избежать подобного риска? Тогда прочитайте эту статью.
Пошаговая схема покупки автомобиля юридическим лицом у обычного автомобилиста
Нижеследующий материал я, как обычно, буду стараться излагать доходчиво. Но тема статьи такова, что обязана содержать, бухгалтерские и производственно-хозяйственные выкладки, которые сложны для восприятия неподготовленным человеком.
В начале я приведу общую схему приобретения юридическим лицом (ЮЛ) ТС у физлица (ФЗ). А после остановлюсь на требующих внимания моментах, т. к. не все они входят в алгоритм покупки, но разъяснить их нужно обязательно (например, об НДФЛ и НДС).
Прежде чем мы приступим скажу, что покупка машины ЮЛ у ФЛ, на ключевых этапах сделки, практически не отличается от таковой между двумя частниками. А важные особенности касаются мероприятий, которые юрлицо должно осуществить после процедуры купли-продажи.
Поэтому на уже не раз описанных в моих статьях шагах я буду останавливаться лишь вкратце.
Шаг первый: поиск автомобиля
Обычно руководство предприятия, после принятия решения о приобретении транспорта, назначает подходящее ответственное лицо (или группу лиц – например, менеджер по закупкам и завгар), которое занимается поисками оптимального варианта.
Действенные советы на этот счет я дал в статье о секретах правильной покупки авто – прочитайте эту публикацию перед началом выбора места и способа поиска.
Также вам пригодятся мои рекомендации по наиболее популярным в России онлайн площадкам для купли-продажи легкового и грузового транспорта.
Шаг второй: контакт с продавцом ТС
Предварительный отбор интересных предложений и дистанционные контакты с продавцами ТС могут осуществляться ответственной группой по личной инициативе и в свободном режиме.
При отборе сразу отсеивайте сомнительные варианты, которые непригодны для покупки юридическим лицом:
- Оформление ТС по генеральной доверенности;
- Оформление через перекупщиков;
- Сомнительные случаи с ПТС (дубликат + отсутствие копии оригинала);
- Подозрительные варианты.
Почему нужна такая строгость? Потому, что за подобную покупку несет ответственность доверенное лицо (обычно штатный работник предприятия) не только в дисциплинарном, но и финансовом плане.
То есть для нужна машина без всяческих юридических проблем, т. к. предприятию решать их впоследствии труднее, чем обычному частнику.
Обязательно прочитайте о том, как в дистанционном режиме проверить отобранные авто на юридическую чистоту. Также пригодятся мои статьи по определению комплектации через VIN-код и об оптимальном времени приобретения транспорта. Не лишне будет ознакомиться со статьей про мошенничество при покупке ТС.
Шаг третий: контакт с продавцом и осмотр ТС
Когда искомый вариант найден и его выбор одобрило руководство, то с этого момента предприятие определяет конкретное, уполномоченное доверенностью, лицо для проведения сделки купли-продажи.
В помощь этому поверенному можно назначить других людей, не связанных материальной ответственностью по доверенности. Обычно подобная группа состоит из:
- Работника финансового отдела в качестве поверенного – например, бухгалтера и т. п.;
- Технического консультанта – например, инженера, завгара и т. п.;
- Водителя – отогнать купленную машину может и техконсультант, но третий человек в подобных сделках не помешает в качестве свидетеля.
Оптимальным вариантом будет обследование ТС на базе предприятия, если на это согласен продавец.
При встрече проверьте личные документы хозяина, ПТС и СТС. Обязательно сверьте полученные дистанционно маркировочные данные (№ кузова или VIN-код, № агрегата) с реальными и указанными в документах. Особое внимание уделите состоянию маркировок – оно не должно вызывать подозрение.
Затем приступайте к обследованию технического состояния автомобиля. На эту тему я написал ряд статей, после знакомства с которыми, у вас отпадет большинство вопросов.
Шаг четвертый: заключение сделки
Если юридически автомобиль в полном порядке, а по технической части и стоимости сделки стороны пришли к соглашению, можно совершать куплю-продажу.
Тут вы должны знать, что юридическое лицо может заключать договор тремя вариантами:
- По классическому ДКП (договор купли-продажи);
- По закупочному акту;
- По закупочному акту + ДКП.
Причем основным тут является не ДКП, а закупочный акт (базовая форма ОП-5), т. к. простой ДКП мало что значит для документооборота предприятия. Ниже я остановлюсь на этом подробнее.
Подпись во всех документах от имени предприятия ставит доверенное лицо. Продавец имеет право потребовать копию доверенности (она должна быть обязательно нотариальной), поэтому озаботьтесь этим заранее. Также представитель должен иметь гражданский паспорт, а в случае безналичной формы расчета, учетную карточку предприятия, копия которой передается продавцу.
Если от имени ЮЛ выступает его генеральный руководитель, то для него доверенность не требуется – он является уполномоченным лицом по своей должности.
Если ранее, при проверке документов, выяснилось, что продавец состоит в законном браке, то от него нужно письменное согласие супруга(и) на сделку.
Внимание! Юридическое лицо обязано скреплять подпись своего представителя фирменной печатью. Не забывайте это делать, особенно в ПТС. Причем требуется именно подпись + печать, а не что-либо одно, как часто бывает на практике.
Закупочный акт
Этот раздел будет полезен не только ЮЛ, но и физлицу – продавцу ТС, т. к. поможет понять почему в такой сделке на первом месте стоит закупочный акт (ЗКА), а не ДКП.
Сперва нужно уяснить вот что:
- Купля-продажа между ЮЛ и ФЛ обязана быть оформлена в письменной форме («устный ДКП» запрещен), согласно ст. 161 (п. 1.1) ГК РФ;
- Но тот же закон не обязывает сдельщиков отображать куплю-продажу исключительно в форме ДКП. То есть в качестве договора может быть применен любой документ, содержащий установленные законом сведения и составленный в произвольной форме.
Это – с одной стороны.
С другой, юрлицу в любом случае необходим документ, являющийся основанием для последующего взятия приобретенного ТС на баланс, для бухгалтерских операций и т. д. А стандартный ДКП на это не рассчитан по своей структуре.
Оптимальное для ЮЛ решение – заключение сделки по закупочному акту, т. к. в его форме отражено все, что требуется в ст. 9 (п. 2) ФЗ № 402 (Закон «О бухучете»).
По сути, основное предназначение ЗКА – фиксация факта передачи ТС от ФЗ к ЮЛ. Но для подобных сделок юрлица расширяют форму акта, вписывая все условия купли-продажи и реквизиты участников. В этом случае закупочный акт становится универсальным договорным документом, пригодным к использованию в бухгалтерии предприятия.
Внимание! Если физлицо будет настаивать на стандартном ДКП, то это не критично – просто в дополнение к нему нужно составить ЗКА по классической форме. В некоторых случаях его может заменить и простой акт приема-передачи ТС.
Шаг пятый: Денежный расчет с продавцом
После заключения договора продавцу передается оговоренная в нем сумма. В данном случае написание финансовой расписки не требуется – если используется закупочный акт.
Деньги от ЮЛ хозяин машины может получить тремя способами:
- Через подотчетное лицо. Оно назначается согласно производственному приказу с договором о материальной ответственности и может совпадать с ответственным лицом по сделке. Деньги выдаются по расходному кассовому ордеру (РКО) под роспись продавца.
- Через кассу предприятия. Деньги также выдаются на основе РКО унифицированной формы (КО-2) под роспись продавца.
- Через безналичный расчет. Для этого у продавца должны иметься реквизиты вкладного или текущего банковского р/с. Перевод денег сопровождает банковская выписка по р/с и платежное поручение.
По проведенной оплате и всем возможным остаткам отчитываются ответственные за операцию лица. После денежного расчета сделка считается завершенной, и все дальнейшие шаги совершает покупатель.
Внимание! Согласно Указанию Центробанка РФ № 3073-У (п. 5) для наличного расчета ЮЛ с ФЛ лимиты не установлены (для индивидуальных предпринимателей лимит 100 тыс., к примеру) и продавцам может выдаваться на руки любая сумма.
Шаг шестой: принятие автомобиля на баланс предприятия
Автомобильный транспорт причисляется к основным средствам (ОС) производства, т. к. их срок использования всегда превышает 12 мес. и стоимость не бывает ниже 40 тыс. руб.
Основные средства, согласно Постановлению Госкомстата РФ (№ 7), принимаются на баланс ЮЛ по акту приема-передачи ОС, формы ОС-1. В случае оприходования автомобиля к акту прилагается ПТС. Данный акт составляется комиссией, созданной приказом генерального директора.
На основе сведений из акта и ПТС ответственное должностное лицо составляет инвентаризационную карту по форме ОС-6. Эта инвентарная карта и сам акт могут разрабатываться предприятиями самостоятельно на основе указанных маркировок унифицированных форм документации (ОС-1 и ОС-6).
В некоторых случаях, если приемочная комиссия не может быть создана (например, штат ИТР ЮЛ менее 3-х сотрудников), акт приема-передачи ОС не требуется – в место него ставится штамп на правоустанавливающем документе – закупочном акте (заменяющем ДКП в качестве договора).
Внимание! Акт приема-передачи основных средств и Закупочный акт являются разными документами – не путайте их.
Шаг седьмой: регистрация купленного автомобиля
После принятия купленного автомобиля на баланс предприятия, его нужно за ним зарегистрировать. Для этого у машины должна иметься диагностическая карта (ДК). Если срок ее действия к моменту покупки или регистрации ТС истек, то требуется пройти техосмотр.
Если ДК в порядке, то сперва нужно оформить на машину полис ОСАГО желаемого варианта: классический или открытый. После этого доверенное лицо предприятия проводит перерегистрацию ТС в ГИБДД на юрлицо-собственника.
В МРЭО следует предоставить автомобиль на осмотр, написать заявление и дождаться отметки в нем с результатом проверки.
Какие документы могут потребоваться ЮЛ для регистрации транспорта? Ниже я привел перечень требуемого, разбитый по группам.
Документация доверенного лица предприятия:
- Заявление на регистрацию ТС;
- Гражданский паспорт;
- Нотариально заверенная доверенность;
- Платежное поручение по уплате госпошлины от ЮЛ.
- Документ собственника ТС (закупочный акт, ДКП или оба);
- Паспорт транспортного средства;
- Полис ОСАГО;
- Приказ о принятии автомобиля на баланс предприятия (заверенная копия);
- Приказ предприятия о закреплении за автомобилем ответственного лица (заверенная копия).
Документы организации-собственника ТС:
- Свидетельство о госрегистрации предприятия – нотариальная копия;
- Выписка их Госреестра (ЕГРЛЮЛ) – оригинал или нотариальная копия;
- Выписка из Госкомстата (присвоенные ЮЛ коды) – копия, заверенная предприятием или нотариально;
- Карта учета ЮЛ – копия, заверенная предприятием или нотариально;
- Свидетельство ЮЛ-налогоплательщика – копия, заверенная предприятием или нотариально;
- Устав предприятия – заверенная предприятием копия;
- Список лиц, занимающих руководящие должности ЮЛ – заверенная предприятием копия.
Обратите внимание, что:
- Страховой полис (если он классический) должен быть оформлен на имя ответственного лица;
- Выписка из ЕГРЛЮЛ подается от одного юридического адреса только один раз, и она не должна быть старше 6-и мес.;
- Оплата пошлины производится только по безналичному расчету с р/с ЮЛ-собственника ТС.
Кстати: до 15.10.2013 г. к перечисленной документации добавлялась справка о постановке ТС на учет в военкомат, но сейчас это требование отменили, хотя при желании любое ЮЛ может отметить свои автомобили в военкомате на добровольной основе.
Заявление на регистрацию ТС для ЮЛ отличается от аналогичного для ФЛ. Советую его заполнение поручить специалистам ГИБДД в окошках платных услуг.
Вот бланки этого заявления.
Пройдя осмотр ТС, правильно заполнив заявление и сдав указанные документы, доверенному лицу, вам не составит труда быстро перерегистрировать авто на ЮЛ. Обратите внимание на то, что в разных ГИБДД требования по составу документов и заверительному статусу их копий могут различаться.
Шаг восьмой: срок полезного использования
Перед тем, как применить к приобретенному ТС бухгалтерские проводки, нужно определить соответствующий данному ОС срок полезного использования (СПИ).
СПИ – это временные рамки (в месяцах) в которых эксплуатация автомобиля (как основного средства) дает доходность. СПИ требуется для проводок бухучета по покупке ТС и расчета его амортизации (окупаемости, грубо говоря).
При покупке нового автомобиля СПИ определяется по специальной Классификации ОС, согласно ст. 258 НК РФ (п.1). Если приобретается Б/У авто у ЮЛ, то СПИ определяется по представленной продавцом документации, с правом уменьшения этого показателя на столько, сколько ТС эксплуатировалось у продавца, согласно ст. 258 (п. 7) НК.
Однако в случае приобретения машины у физлица ситуация иная – подтверждающая период эксплуатации документация отсутствует. А, согласно гл. 25 НК, без подтверждения СПИ не может быть рассчитано и применено в бухгалтерии.
Некоторые ЮЛ в качестве документального подтверждения срока использования берут ПТС с датами продаж. Но согласно пояснительным письмам Минфина (№ 03-03-06/1/10056 и 03-03-06/1/658), по ПТС нельзя определить СПИ, т. к. проставленные там даты не имеют отношения к началу производственной амортизации ТС.
Таким образом, на сегодня для подержанных машин, проданных физлицами, СПИ большинством ЮЛ не устанавливается (они проходят по документам как новые), хотя полного запрета на это действие нет.
Шаг девятый: бухгалтерский учет ТС приобретенного у физлица
Как принять в расходах по бухгалтерии купленный и зарегистрированный на ЮЛ автомобиль, причисляемый к основным средствам производства?
В данном случае ТС принимается к бухучету в качестве ОС предприятия на основании составленного ранее акта приема-передачи (по форме ОС-1). Данный акт должен быть утвержден генеральным руководством.
Здесь бухгалтерия должна руководствоваться правилами согласно следующим Приказам Минфина РФ:
- Приказ № 26-Н (п. 5) от 2001 г. – «Положения бухучета ОС» (ПБУ 6/01);
- Приказ №91-Н (п. 38) от 2003 г. – «Методические указания по бухучету ОС»;
Согласно указанным нормативам (п. 7 Приказа № 26-Н), базовая стоимость поступившего на баланс ТС состоит из общей суммы понесенных предприятием затрат.
Что сюда может включаться? Практически все, имеющее фактическую стоимость и связанное с данным авто.
Кроме прочего это может быть:
- Проценты по кредиту, связанные с данным авто;
- Расходы на поиск нужного варианта;
- Накладные расходы, связанные с проведением сделки купли-продажи;
- Оплата за ТС продавцу по договору;
- Накладные расходы, связанные с регистрацией ТС в ГИБДД.
Сюда же относятся и технические затраты:
- Обеспечение ТС необходимой комплектацией (запаска, дорожный инструмент и т. п.);
- Монтаж оборудования и систем (навигация, сигнализация и т. п.);
- Приведение ТС в технический порядок (исправление поломок, дефектов, антикоррозийные покрытия корпуса, химчистка салона и т. д.).
Какие должны применяться бухгалтерские проводки?
Вкратце остановлюсь на необходимых бухгалтерских проводках по Дебиту (Д) и Кредиту (К) для приобретенного у физлица ТС.
Проводки будут следующими:
- Затраты на покупку ТС – Д-08.4 – К-60;
- ТС принято на баланс ЮЛ – Д-01 – К-08.
То есть затраты на приобретение ТС отражаются в дебетовом счете 08 («Вложения средств во внеоборотные активы»):
- Первой проводкой указывается долг перед продавцом автомобиля, что уточняется дебетным субсчетом 4 («Приобретение ОС»);
- Второй проводкой указывается что ТС принято на баланс и введено в эксплуатацию – затраты переводятся на дебетовый счет 01 («Основное средство»).
Кстати: расходы на ОСАГО засчитываются как относящиеся к длящимся периодам, и они подлежат не единовременному, а распределенному (на 12 месяцев) списанию по счету 97 («Расходы по будущим периодам») – проводка Д-10 – К-97.
Вообще бухгалтерский учет ТС купленного у физлица мало отличается от учета для купли-продажи между ЮЛ. Единственное отличие – в проводках не учитываются налоги.
А если автомобиль приобретен с целью перепродажи?
Отдельно нужно отметить случаи покупок ЮЛ у ФЛ автотранспорта для его последующей перепродажи. Характерным примером тут могут быть различные организации (и даже перекупы, имеющие статус ООО), занимающиеся выкупом ТС у населения.
Когда ЮЛ покупает ТС с целью его дальнейшей реализации и получения дохода, статус автомобиля изменяется с ОС на товар.
- Д-41 – К-71 – оприходован товар, купленный подотчетным лицом;
- Общий счет-кредит для таких операций – 90 (Продажи и перепродажи).
Ну а если ЮЛ не имеет профиля, связанного с торговлей автотранспортом, но машину пришлось продать по каким-либо причинам?
Тогда эта операция отразится как разовая продажа по дебет-счету 91 («Прочие доходы»).
- Д-91 – К-41 – инвентарный излишек, непредвиденные обстоятельства и т. п. счета и субсчета.
Кстати: как правило, перепродаваемые «по белому» машины не регистрируются в ГИБДД, что допускается для ЮЛ и ИП (индивидуальных предпринимателей), профильно занимающихся подобным бизнесом. Основание – Приказ № 1001, пункт 3.
Уплачиваются ли налоги юридическим лицом при покупке ТС у ФЛ?
Процедуру покупки и оприходования ТС юрлицом мы разобрали. Теперь нужно коснуться налогообложения для данного случая.
Вопросы обычно возникают по трем пунктам:
- НДФЛ – налог на доходы для физлиц;
- Налог на имущество – региональный налог для юрлиц;
- НДС – налог на добавленную стоимость для юрлиц.
Теперь по порядку.
Взимается ли НДФЛ при продаже авто от ФЛ к ЮЛ?
Нет, НДФЛ в случае приобретения ЮЛ ТС у физлица предприятием не начисляется – в данном случае оно не является налоговым агентом.
НДФЛ, в случае если сделка признается налогооблагаемой, уплачивается непосредственно физическим лицом, получившим доход за проданное авто, согласно ст. 228 (п. 1.2, п. 2-3 НК РФ).
Начисляются ли юрлицом страховые взносы?
Нет, не начисляются, т. к. в данном случае ФЛ не связано с ЮЛ трудовым договором и страховые взносы во внебюджетные фонды (Фонд соцстрахования в том числе) ЮЛ не обязано перечислять.
Ведь согласно части 1 и 3 (ст. 7) ФЗ № 212 доход от сделок по смене права собственности (на такое имущество, как ТС в том числе) не вносится в страховую базу для начисления взносов.
Должно ли юрлицо уведомлять налоговую о выплаченной физлицу сумме?
Нет, не должно. Юридическое лицо не имеет отношения к исполнению обязанностей налогового агента за постороннее физическое лицо, с которым заключается свободная сделка.
Передавать информацию в налоговую инспекцию о сумме сделки для ЮЛ не требуется в силу ст. 226, (п. 2) и ст. 230 (п. 2) НК РФ, а также позиции Минфина по этому вопросу (пояснительные письма № 03-04-06-01/55, 03-04-05-01/89, 03-04-06-01/365, 03-04-06-01/149).
Должно ли юрлицо платить налог на имущество за ТС?
Пока что нет. Такой ответ вызван неоднозначностью настоящего положения в законодательстве по данному вопросу.
- В ст. 374 (п. 4.8) НК РФ ранее было закреплено положение о том, что автотранспорт приобретенный ЮЛ после 1 января 2013 г. и принятый на баланс как ОС, налогом не облагается.
- Однако в 2016 г. эту статью, а вернее судьбоносный подпункт 8, еще раз подправили, оставив стопроцентный иммунитет от имущественного налога только для первой и второй амортизационной группы.
Что это означает?
А то, что от налога освобождается транспорт, срок полезного использования (целевой эксплуатации) которого составляет до 3-х лет. Ну этого мало даже для большинства легковых ТС, не говоря о грузовых.
- Согласно амортизационной Классификации, 99% легкового автотранспорта относится к третьей группе (срок амортизации от 3-х до 5-и лет, код 310.29.10.2). Грузовики, автобусы и проч. присутствуют в 3-й и выше группах.
- Под налоговый иммунитет большинство транспорта не подпадает в принципе.
Однако есть еще одно положение НК РФ – ст. 381, где пункт 25 (абз. 1) устанавливает 100% налоговой льготы для всех ТС, использующихся в качестве основных средств предприятия.
Вот такое сейчас положение с имущественным налогом для авто – с одной стороны он должен платится, но с другой на это пока что действует мораторий в виде льготы по ОС.
Нюансы начисления НДС
В нашем случае, касательно НДС, нужно уяснить два важных момента, которые могут существенно повлиять на привлекательность покупки ТС у физлица.
- Физлицо не платит НДС. Если физическое лицо не имеет регистрации в качестве ООО или ИП, то, согласно ст. 143 (п. 1) НК РФ, оно не обязано уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС).
- Юрлицо не получит вхождение по НДС от ФЛ. Если юридическое лицо является агентом ОСНО (Общей системы налогообложения), то при покупке машины у физлица ЮЛ не имеет возможности получить от него счет-фактуру, т. к. от ФЛ нет входящего НДС.
Чем это чревато?
В результате подобной «ущербности» сделки впоследствии может возникать финансовый негатив – при продаже ТС предприятие не будет иметь возможности для зачета НДС и его возмещения, как это бывает при сделках между ЮЛ или ИП.
В результате юрлицо потеряет 18% от стоимости сделки, т. к. предприятию полагается начислять НДС на сумму продажи, согласно ст. 146 (п. 1.1) НК РФ.
Поэтому, при покупке машины у простого частника, обязательно учитывайте данный нюанс – исключая случаи, когда ТС точно не планируется продавать впоследствии.
Ну и само собой разумеется, что предприятиям, работающим по упрощенному налогообложению (УСН), беспокоиться не о чем – они вообще не платят НДС (и даже прямой налог на прибыль).
Кстати: для предприятий, профильно занимающихся перепродажей ТС, по НДС также есть поблажки, – согласно ст. 154 (п. 5.1) и ст. 164 НК РФ, применяется уравновешивающая потери расчетная НДС-ставка 18/118.
Можно ли юрлицу избежать потерь в 18% по НДС?
Конечно, потеря целых 18% от стоимости авто при его возможной продаже для многих ЮЛ существенно уменьшает привлекательность сделок купли-продажи с физическими лицами.
Но есть способ обойти такое препятствие – это заключение сделки через ЮЛ-посредника. Схема выглядит следующим образом:
- Предприятия заранее ищет компанию-посредника с приемлемыми комиссионными;
- При контактах с продавцом ему доступным языком обрисовывается ситуация с НДС, как аргумент для использования посредника;
- Если продавец согласен на подобную схему, то посредник выкупает у физлица автомобиль за оговоренную по предыдущим контактам сумму.
- Затем посредник продает авто представителю предприятия, прибавив свои комиссионные, но уже как ЮЛ – со счет-фактурой и входящим НДС, которое предприятие (конечный владелец) сможет принять к зачету для компенсации позже.
Преимуществом подобной схемы является:
- Высокий профессиональный уровень проведения и оформления сделки;
- Ощутимо меньшая потеря по комиссионным (обычно это 3-7%) в сравнении с 18% НДС.
А как посредник решает свою проблему с зачетом НДС? Ему ведь тоже не светит счет-фактура от частника.
Такие компании обычно профильно занимаются перепродажей автомобилей, имея описанные выше льготы по НДС. А посредничество в купле-продаже предлагается как дополнительная услуга. Вот и весь секрет.
Важно! При поиске посредника обращайте внимание на его репутацию и дату регистрации – известны случаи мошенничества при подобных сделках с компаниями-однодневками. Авторитетные заведения не требуют перечисления всей суммы от клиента (только небольшой страховочный задаток) и выкупают авто у частника преимущественно за собственные средства.
Полезные советы
- Структура документации первичного учета, согласно ст. 9, ФЗ № 402, к которым относится закупочный акт и другие формы, необходимые в купле-продаже ТС, могут быть разработаны на месте непосредственно юридическим лицом (отделом бухгалтерии и т. п.).
- Использование унифицированных форм документации из специальных альбомов Госкомстата РФ не является обязанностью предприятия, но собственная документация должна разрабатываться на их основе, чтобы избежать разительного отличия документов, что усложнит их оборот между юридическими субъектами.
- Для доверенности представителя ЮЛ рекомендуется использовать фирменный бланк предприятия, а не стандартный нотариальный.
- Если ФЛ не передало ЮЛ требуемую документацию на автомобиль (а также указанную в договоре комплектацию) в установленные сроки, то предприятие имеет право дать сделке обратный ход, согласно ст. 456 (п. 2) и 464 ГК РФ.
Посмотрите видео-бонус: самые жестокие случаи нарушения правил в спорте
Заключение
Итак, вы теперь знаете, что купля-продажа ТС от ФЛ к ЮЛ отличается только формой договорного документа и последующим оформлением. Надеюсь, что я изложил сложный материал производственно-финансового характера в доступном для понимания формате.
Были ли у вас сделки по покупке авто в качестве юрлица у физлица? Сталкивались ли вы с трудностями по оплате, оформлению ТС, принятию его на баланс и бухгалтерскими проводками? Поделитесь вашим опытом в комментариях со мной и остальными читателями.
На этом статья завершена, и вы можете поделиться ею с друзьями в соцсетях. Не забывайте про возможность подписки – это удобно и сэкономит вам время. Удачи на дорогах и до следующих встреч!
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если ООО покупает у физ.лица машину за условные 5.000 и в тот же день сдает ее в утиль — стоит ли ее ставить на баланс как ОС?
Если организация купит машину, ее в любом случае придется ставить на балансовый или забалансовый учет, если только вы не оформите ее как подарок работнику. Обычно, чтобы избежать балансового учета, предприятия используют разные схемы аренды ТС у физлиц. Вот некоторые, например:
— Если авто купит директор фирмы как физлицо, а потом по договору аренды передаст его предприятию.
— Или предприятие дает заем физлицу на покупку авто, а потом заемщик сдает это ТС в аренду предприятию.
— Можно как бы принять на работу человека с машиной, но оформить его кем угодно, только не водителем и договор аренды не составлять, а сумму аренды машины включить в его зарплату.
Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Там еще есть условия для одновременного их соблюдения:
«4. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.»
Ваш вариант покупки и утилизации авто явно к ОС (Внеоборотные активы — Счет 01 «Основные средства») не относится. Вероятно, вы хотите купить ТС как донора каких-то запчастей. Тут по варианту балансового счета точнее вам подскажет ваш бухгалтер (мы все же не бухгалтеры, а автоэксперты), но вот некоторые счета, на которые можно пристроить ТС на короткое время:
— Производственные запасы – Счет 10 «Материалы»
— Затраты на производство — Счет 26 «Общехозяйственные расходы»; Счет 23 «Вспомогательные производства»
— Забалансовые счета – Счет 003 «Материалы, принятые в переработку»
Можно и на ОС зачислить, а потом списать как реализованный металлолом и деньги от реализации зачислить обратно на счет. Только это уже будет считаться доходом от коммерческой деятельности, поскольку фирма реализует собственное, принадлежащее ей имущество. И согласно п.1 ст. 249 НК РФ, такое имущество должно облагаться налогом на добавочную стоимость.