Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет
Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.
Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.
Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:
- свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
- от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
- от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
- от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
- до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.
В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.
Нормы расхода топлива и налоговый учет
По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.
Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.
Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.
Образец приказа о нормах расходования топлива в компании
Приказ
ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.
На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),
Приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега.
2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Генеральный директор Иванов И.И.
Расход топлива в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:
- путевого листа (списывают используемое топливо);
- акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).
С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.
К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.
Списание ГСМ может производиться следующими методами:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).
Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.
Приход отражают проводками:
ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
— оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;
ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
— оприходовано приобретенное через поставщика топливо;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— принят НДС к зачету.
Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:
ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
— списано израсходованное топливо.
Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.
Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:
(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.
1) Рассмотрим вариант списания по факту.
В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.
Рассчитаем фактическое использование:
50 + 30 — 51 = 29 л.
Сумма к списанию:
29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
— 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.
2) Рассмотрим вариант списания по норме.
В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.
Для списания бензина по норме используем формулу:
Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),
где: Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
За работу в зимнее время D = 10%.
При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.
Считаем расход бензина:
0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.
Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
— 1270,74 руб. — списание бензина.
Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.
Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.
Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.
Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.
Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.
Екатерина Горохова, главный бухгалтер компании «НАФКО-Консультанты»
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.
Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.
Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.
Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.
Понятие норматива ГСМ
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Кто устанавливает нормы ГСМ
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке
При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:
- в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
- частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).
Для этого применяется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.
Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.
Зачем нужны показатели норм ГСМ
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
- контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
- профилактика перерасхода, слива и т.п.;
- ведение соответствующей отчетности;
- уточнение себестоимости перевозок;
- снижение налогооблагаемой базы;
- основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
От чего зависит величина показателя ГСМ
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
- вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
- конкретной марки авто;
- его пробега;
- срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
- базового расхода ГСМ;
- некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Что утверждает Минтранс
Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.
Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.
Сезонные нюансы для ГСМ
Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х S х (1 + К х 0,01)
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Пример конкретного расчета
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Учёт и нормы списания ГСМ
Топливо: бензин, дизель, газ — всё относится к ГСМ и учитывается как материально-производственные запасы. Бухгалтерия считает их по фактической себестоимости, опираясь на положение по бухгалтерскому учёту 5/01 (Консультант-плюс ). Но нам интереснее управленческий учёт.
Учёт ГСМ: кто ведёт и отслеживает нормы списания
Эта обязанность должна быть прописана в договоре и должностных инструкциях этого человека. А вот сам учёт, мы рекомендуем вести контекстно и автоматически. Ну, за исключением ситуаций, когда на предприятии один-два автомобиля. В этом случае автоматизация будет окупаться пару десятков лет.
- длина маршрута,
- характер маршрута,
- время работы водителя,
- ну и само топливо, причём, зачастую учитываются остатки топлива в баке.
Характер маршрута и нормы списания
Характер маршрута сильно влияет на нормы списания. Они меняются в зависимости от сезона. Зимой даже без учёта работы печки, нужно больше топлива, чем в летний сезон. Нормы расхода меняются от характера маршрута. Одно дело проехать 70 км по ровной загородной трассе. Расход увеличивается, если мы едем по бездорожью и он другой, если двигаемся в городе. Пустая машина тратит меньше топлива, чем если она заполнена на четверть.
Путевой лист
Обычно информация в учёт попадает из путевого листа. Потому что в нём есть нужные данные: расход топлива, пробег, производственный характер маршрута, время работы и т.д.
В основном достаточно соблюдать лишь некоторые реквизиты, чтобы путевой лист приняли проверяющие органы. Поэтому я не буду на этом останавливаться.
В 1С предусмотрен учёт ГСМ по путевым листам, но он включается отдельно в настройках программы. Путевой лист в 1С:Бухгалтерии не используется автотранспортными компаниями, они предпочитают форму в их собственном мире, с учётом сложности маршрута, а не количества заправок.
Нормы списания ГСМ
А вот нормы расхода ГСМ не закреплены, ни государством, ни проверяющими органами. Руководитель может утвердить приказ и обозначить «сколько можно тратить». Впрочем, есть распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 АМ-23-р. В нём содержатся методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Сами нормы списания ГСМ можно составить самостоятельно — лучший вариант. Но можно выкупить у коллег или ориентироваться на документацию от автоконцернов. Все варианты имеют право на существование, не рекомендую верить двум последним. Так как расход топлива зависит от множества факторов: от погоды до опыта водителя.
Зачем нужен учёт ГСМ или к чему ведут ошибки учёта и незнание нормы списания
В бухгалтерском учёте подробно описан учёт горюче-смазочных материалов и нормы списания ГСМ. Но он нужен для оптимизации налогов и уменьшения проблем с проверяющими органами.
При этом разделяется учёт для автотранспортных предприятий, и для тех, где транспорт лишь сопутствующий расход. Вроде личной грузовой машины или служебной машины, которая развозит сотрудников по домам.
В управленческом учёте интереснее знать «какая себестоимость маршрута» и «а нет ли воровства топлива?» Мы занимались и тем и другим!
Себестоимость маршрута. В нашей практике был кейс с транспортно-логистической компанией. Собственник каждый раз считал себестоимость предполагаемого маршрута, прежде чем согласовать его. После завершения маршрута — перепроверял и считал маржу. Это занимало до 70% его рабочего времени!
Воровство. Был кейс с автоматизацией мусороперерабатывающего завода. Сначала автоматизировали машины, оснастив машины GPS-приёмниками. После научили программы высчитывать «сколько машина должна тратить во время передвижения», «в пробке» и так далее. Потому что водители научились сливать топливо во время движения мусоровоза, тем самым незаметно завышая расход топлива.
Варианты учёта ГСМ
Компания может закупать ГСМ за наличный либо безналичный расчёт. При безналичном расчёте компания получает талоны или карты. Впрочем, талоны — архаичная редкость. У них слабая степень защиты, легко потерять. К тому же проверка и их учёт — довольно затруднителен, и никак не считается «автоматизированным».
Учёт ГСМ по талонам
Талоны на ГСМ появились в тот же момент, когда появилась безналичная форма оплаты. Компания с автомобилем оформляла договор. Делала денежный перевод в топливную компанию, взамен получала какое-то количество талонов на топливо со скидкой.
Затем бухгалтерия, используя нормы списания, рассчитывала, сколько топлива должен тратить водитель. И выдавала ему талоны на это количество литров определённого топлива.
У бухгалтерии была своя головная боль с учётом талонов. Так как есть разница «учитывать топливо в момент получения талонов» или «в момент использования талонов». Оставим эту боль бухгалтерам. Но порадуемся, что 1С:Бухгалтерия поддерживает учёт топлива по талонам.
Учёт ГСМ по картам
Пластиковые топливные карты по своей сути ничем не отличаются от талонов, но удобнее в разы! Также оформляется договор, переводятся деньги и взамен компания получает какое-то количество карт и детальные отчёты.
Во-первых, компания покупает какое-то количество топлива, либо пополняет общий счёт, а не каждая карта пополняется. Это позволяет сократить головомойку по индивидуальному подсчёту «сколько топлива положено».
Во-вторых, карты назначаются водителям или закрепляются за автомобилем. При этом по каждой карте фиксируются транзакции: когда заправился, каким топливом, на сколько литров. Учёт ГСМ уже ведётся контекстно, без особого участия человека. При поддержке товароучётных систем можно составить подробные отчёты и скорректировать нормы списания.
Нормы расходы топлива
Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в горючем (бензине, газе или дизтопливе) для различных видов автотранспорта на конкретный километраж.
Норма расхода топлива, как правило, устанавливается из расчета литров горючего на 100 км пути.
Для каких целей используются нормы расходы топлива
Нормы расхода топлива для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, газ или дизтопливо, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать топливо со счетов компании согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Данные показатели нормы расхода топлива необходимы для:
определения себестоимости конкретной перевозки и всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;
ведения расчетов с сотрудниками организации, которые пользуются транспортными средствами в служебных целях.
учета затрат на топливо при налогообложении предприятий.
Порядок расчета нормы расхода топлива
При определении нормы расхода топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Чтобы выяснить нормативные величины расхода горючего для конкретного автомобиля, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).
После этого необходимо открыть нужную таблицу в нормах расхода топлива, утвержденных Минтрансом РФ и найти точную марку автомобиля.
В этой таблице приведены нормы расхода бензина для конкретного автомобиля.
Если предприятие использует автомобильный транспорт, который не прописан в нормативном акте, составленном Минтрансом РФ, предприятие может рассчитать для него нормы списания топлива самостоятельно.
Документальное оформление списания топлива
Как правило, на предприятиях, которые занимаются грузоперевозками, топливо списывается на расходы на основании нескольких документов:
путевого листа (указывается маршрут и пробег автомобиля, остаток топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);
акта на списание ГСМ (на его основании можно списать смазочные материалы — например, масло).
Порядок оформления путевого листа
Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем предприятия в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты.
Эти реквизиты перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
наименование и дата составления документа;
наименование экономического субъекта, составившего документ;
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.
К обязательным реквизитам путевого листа относится следующая информация:
наименование и номер путевого листа;
сведения о сроке действия путевого листа;
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
В числе прочего, в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания одометра при выезде и возвращении в гараж.
На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.
Порядок учета и списания топлива
Бухгалтерский учет топлива
Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.
Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета 10 «Материалы».
Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу»).
При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина.
Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:
Дебет счета | Кредит счета | Наименование операции |
10.3 «Топливо» | 60 «Расчеты с поставщиками» | Отражена операция по приобретению бензина у поставщика |
10.3 | 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | Отражена операция по приобретению ГСМ через подотчетное лицо |
19 | 60,71 | Отражен НДС по покупке ГСМ |
20 (23, 25, 26, 44, 91) — счета учета расчетов | 10.3 | Списано расчетное (или фактическое) количество бензина |
Налоговый учет списания топлива
На данный момент Налоговый Кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль.
Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ).
То есть, в налоговом учете списание ГСМ можно отражать в составе в материальных расходов или учитывать в составе прочих расходов.
Если автомобильный транспорт выполняет транспортировку грузов, то расход дизтоплива/газа/бензина на него относится к материальным расходам.
Если же транспорт используется в служебных целях, то использование топлива на него отражается в составе прочих расходов.
При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии.
Решать вопросы с налоговой инспекцией при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке.
Поэтому при формировании учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету стоит определить, каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.
Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором необходимо прописать:
рассчитанные лимиты по расходу.
При этом, разрабатывая собственные нормы, следует учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), тип автомобиля (расход у грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия.
Также стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, так как зимой расход топлива будет выше.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.