Заседание рабочей группы в налоговой что это
Перейти к содержимому

Заседание рабочей группы в налоговой что это

  • автор:

Вызов на ковер: комиссии по НДС не отменили, их стали называть заседаниями рабочих групп

Получите скидку на СБИС до 50%! Закажите бесплатную демонстрацию.

Что делать, если ФНС вызывает на встречу по налогу на добавленную стоимость?

Налоговая служба стремительно переходит «на цифру», использует множество информационных систем, призванных отслеживать налоговые отчисления плательщиков, однако цифровизация цифровизацией, а формат «встретиться и поговорить» в налоговой используется, как и прежде. Одна из причин для личной встречи с налогоплательщиком – уточнения по уплате и вычетам по НДС. Раньше такие заседания назывались комиссиями по НДС, теперь единого названия нет, чаще всего это рабочие совещания или заседания рабочей группы. Почему приглашают на такую встречу, о чем будут спрашивать, чем грозит ее пропуск – на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.

Комиссии по НДС – отменили или нет?

Как было. Все действия ФНС направлены на достижение одной цели – повышение собираемости налогов. Именно ради этого была заведена практика вызывать налогоплательщика в налоговую инспекцию на разговор. Для разговора создавалась комиссия. Если величина потенциального доначисления была небольшой, с налогоплательщиком мог пообщаться один ответственный сотрудник, если речь шла о сотнях тысяч и миллионах рублей – комиссия могла состоять из представителей не только налоговой службы, (как правило – из руководящего состава), но и представителей других надзорных органов.

В названии комиссий было прописано их предназначение – «комиссии по легализации налоговой базы». Правила работы комиссий были неоднократно прописаны в письмах ФНС: письмо от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@, от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@. Второе письмо прописывало правила работы комиссий не только по легализации налоговой базы, но и базы по страховым взносам.

Комиссии собирались в отношении компаний с низкой налоговой нагрузкой, недоимкой, при наличии убытков и др. Критерии отбора были прописаны ФНС.

Как стало. Летом 2020 года прошла волна информации, что комиссии, в том числе по НДС, отменили. Дело в том, что 7 июля 2020 г. ФНС выпустила письмо № БС-4-11/10881@, которым отменила ряд своих предыдущих писем, в частности, письмо, поясняющее деятельность комиссий по легализации налоговой базы.

Однако статья 31 НК РФ, посвященная правам налоговых органов, дает налоговикам право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов. Либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

Как дело обстоит на практике, что изменилось с момента отмены письма, регламентирующего работу комиссий? По факту практика вызова налогоплательщика «на ковер» осталась, просто теперь эти встречи называются не комиссиями, а так, как посчитает нужным инспекция.

Новые названия налоговых комиссий по НДС:

  • рабочая группа,
  • заседание рабочей группы,
  • вызов по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности,
  • рабочая группа по побуждению налогоплательщика к исполнению или уточнению у налогоплательщика его налоговых обязательств в связи с совершением операцией, имеющих признаки «схемных» с контрагентами «среднего» и «высокого» уровня риска.

На сегодняшний день вызов на заседание рабочей группы по побуждению налогоплательщика к выполнению его налоговых обязательств является распространенной формой налогового контроля. Парадокс в том, что эта форма налогового контроля сейчас без определенного статуса и законодательно закрепленного порядка проведения. В описании ее применения мы ориентируемся на существовавшие ранее правила и фактическую практику.

За что могут вызвать на комиссию?

Чаще всего вызов на подобную встречу свидетельствует о том, что налоговый орган имеет сведения о спорных операциях налогоплательщика, и такая встреча – возможность аргументировать свою позицию или же возможность своевременно провести работу над ошибками.

Основные критерии вызова на комиссию по НДС:

  • Низкая налоговая нагрузка по НДС (при доле вычетов НДС выше 89%).
  • Заявление НДС к возмещению.
  • Налоговый разрыв в платежах по НДС.
  • Контрагенты компании обладают признаками «фирм-однодневок».
  • Компания не отвечает на письменные запросы.

Инспекция с помощью собственных информационно-аналитических ресурсов, в частности с помощью АИС «Налог» и ее составной части АСК НДС-2, проверяет цепочки контрагентов компании. Как правило, цель проверки: найти разрывы в платежах по НДС.

Практика показывает, что налоговые органы стали больше обращать внимание и на косвенные недостатки контрагентов, например, массовый адрес, низкая налоговая нагрузка, отсутствие основных средств, транзитные платежи и т.п.

При обнаружении сделок и контрагентов, вызывающих вопросы, представителя компании вызывают на комиссию/рабочую встречу.

Как подготовиться ко встрече в ФНС

На встречу вызывают по утвержденной форме – с помощью уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

В уведомлении кроме времени и места, ответственного лица со стороны инспекции указывается причина вызова – «для дачи пояснений по вопросу…» В уведомлении должно быть подробное описание оснований для вызова налогоплательщика.

Заблаговременное указание причины вызова дает фору налогоплательщику – у него есть возможность подготовиться ко встрече.

Какие документы «поднять» ко встрече в налоговой:

  • найдите первичные документы по контрагенту,
  • найдите и сохраните деловую переписку с контрагентом,
  • узнайте текущее состояние дел у контрагента: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, нет ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство и т.п.
  • проверьте договор и другие документы по контрагенту на юридическую точность,
  • подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Эксперты рекомендуют на основании собранной информации (еще до встречи в налоговой) выработать стратегию поведения в отношении ситуации, вызвавшей вопросы у налоговиков.

Как проходит беседа в налоговой

Рабочая встреча/комиссия представляет собой устный разговор с налогоплательщиком. Комиссия имеет председателя, секретаря, ход заседания протоколируется.

На практике рабочая встреча чаще всего состоит из речи инспектора, в которой он приводит аргументы, говорящие о нарушениях контрагента компании. Итог этой речи, как правило, сводится к рекомендации доплатить налог по проблемному контрагенту.

Если спорные контрагенты являются реально действующими, сделки по ним доказуемы, представителю компании нужно выступить с ответным словом и предъявить доказательства реальности сделки и проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

В дальнейшем ФНС осуществляет контроль за выполнением резолюции и рекомендаций, прописанных в протоколе заседания. Если по результатам комиссии не последуют доначисления, или если налогоплательщик не предоставит данные, свидетельствующие о его правоте, налогоплательщик попадет под «лупу» отдела, формирующего план выездных налоговых проверок.

С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. Налогоплательщик может попросить предоставить ему копию протокола заседания.

Рекомендуемый срок устранения замечаний — 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии.

Чем чревата неявка на комиссию?

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине, заседание может быть отложено. На вновь назначенное заседание налогоплательщика должны пригласить через уведомление.

Что ждет тех, кто не явился на комиссию без причины:

  • повторный вызов в инспекцию,
  • вызов на комиссию в Управление ФНС России по региону,
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Кроме того, нарушителя ждет наказание согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ, статья 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)».
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.

Избежать штрафов, проверки и проблемных контрагентов возможно! Просто для этого надо заблаговременно вооружиться системами, которые помогут выбрать надежных контрагентов, оценить риски сотрудничества с ними, а также помогут в случае возникновения вопросов со стороны контролирующих органов заручиться развернутой аргументацией.

СБИС Проверка контрагентов позволит увидеть свою и чужие компании глазами конкурентов и контрагентов. СБИС формирует индекс надежности компании, в нем доступна бухотчетность по всем компаниям, статистика участия в судах и многая другая, не лежащая на поверхности, информация.

СБИС Финансовый анализ даст экономическую и финансовую оценку работы компании, а СБИС Сверка проведет сверку по НДС. СБИС покажет, где вы можете получить доначисления по НДС.

А с решением СБИС Электронная отчетность вся отчетность будет сдана с учетом изменений законодательства, с проверкой точности учета, с соблюдением всех сроков сдачи отчетности.

Подробнее о том, как с помощью сервисов СБИС не стать участником рабочего совещания в налоговой, вам готовы рассказатьнаши специалисты.

Как реагировать: новый вид ВНП и вызов на рабочую группу в налоговую

В последнее время нашим клиентам приходит большое количество разных требований, запросов и уведомлений из налоговой. Налоговики пишут их, кто во что горазд. Работы им добавилось из-за системы «АСК НДС-2», которая выдает им большой массив информации по налогоплательщикам. Поначалу мы просто удивлялись тому, какие разные информационные запросы пошли у налоговиков. Но время шло, объем требований, которые мы проанализировали, увеличился, и у нас уже сложилась определенная система оценки этой работы налоговиков с вариантами реагирования.

Вот недавний пример: клиент прислал на оценку уведомление. Мы этот документ, составленный налоговиками со ссылкой на пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ для себя назвали: «пример «добровольного принуждения» доплаты в бюджет».

Цитата из этого уведомления:

«Вы приглашены на заседание Рабочей группы по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций, установленных с использованием «АСК НДС-2».

Как вы будете реагировать, получив, например, в понедельник такую бумагу? Звучит страшно, но на самом деле для налогоплательщика в этом уведомлении ничего страшного нет. Просто в стенах налоговой вас будут просить доплатить.

Мы предложили клиенту сходить с ним в налоговую, чтобы узнать, сколько и чего налоговая имеет на этого налогоплательщика. Эта «разведка боем» и добытая информация была не напрасной, выработали для клиента план действий.

Запомните: главная цель вашего похода по такому или другому требованию в налоговую – узнать, что от вас хотят, что на вас есть и размер суммы, которую накопали на вас налоговики.

Имейте в виду, что в Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как Рабочая группа и её заседания – это чистая «отсебятина» ФНС с целью запугать, что-то выяснить, предложить добровольно доплатить в бюджет и так далее. Типичный рычаг давления на бизнес — угроза включить в план выездных проверок.

Одному нашему клиенту на таком заседании Рабочей группы предложили стандартную опцию — «добровольно» доплатить в бюджет, но он отказался и в план выездных проверок, несмотря на все высказанные в его сторону угрозы его так и не включили. Прошло уже четыре месяца…

Важно: идти или не идти на такие заседания Рабочих групп в ИФНС – это дело добровольное и субъективное. Не пойдете – никаких санкций не последует, пойдете – будете знать больше.

На такого сорта встречи мы рекомендуем брать с собой юриста/адвоката или вы можете отправить вместо себя толкового юриста. Выгнать юриста налоговики не смогут — формат Рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом РФ.

Если вы решили пойти в налоговую (с юристом или без), то на вопросы налоговиков отвечайте только по теме уведомления, никаких документов не предоставляйте. Если вопросы покажутся провокационными, либо не понравятся вам по какой-то другой причине, то можете на них не отвечать. В любой момент вы имеете право прервать эту встречу. Вам ничего за это не будет. Ваши действия, как и действия налоговиков не регламентированы Налоговым кодексом, так что вы с точки зрения закона абсолютно на равных.

Во время встречи вы можете, к примеру, внезапно вспомнить, что забыли дома выключить утюг. Извинитесь, вежливо попрощайтесь и спокойно уходите. В любом случае с такой встречи вы уйдете с большей информацией о том, что у налоговиков на вас есть.

Что полезно знать ещё? В нашей стране с этого года появился новый вид выездных налоговых проверок. Их отличие от обычных ВНП в том, что они проводятся по квартально или за полгода и только в «интересах» одного налога НДС. Отдел камеральных проверок сегодня не успевает собирать доказательства на налогоплательщиков в рамках камеральных проверок и отрабатывать огромный объем информации, которую им предоставляет «АСК НДС-2». Собственно, по этой причине ФНС и вводит новый вид проверок, подключая к ним сотрудников отделов выездных проверок. Налоговики начали практику тематических проверок по НДС с самых беспроигрышных налогоплательщиков. Что я имею в виду? Первыми львиную долю решений о назначении такой ВНП получили строительные организации. Как многие из нас знают (и налоговики тоже), строители не могут работать без определенных схем. Можно смело приходить к любому из них и доначислять. На строителях налоговики потренировались и сегодня под тематическую проверку стали попадать компании, у кого системой «АСК НДС-2» были выявлены большие разрывы по НДС. Как проводятся эти проверки, в чем их особенность и чего ожидать от налоговиков – нам всем предстоит узнать это более конкретно и подробно в самое ближайшее время. Но сейчас уже отчетливо ясно одно – бизнесу пришло время принимать ответные меры. Те, кто не оценивает новые налоговые тренды и не примет правильных ответных мер – исчезнет с рынка навсегда. Помните об этом.

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать?

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Содержание

  • Как построена работа комиссий по НДС
  • Что делать, если вызвали на комиссию по НДС
  • Как оценить налоговые риски

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках проводимых налоговым органом комиссий (заседаний рабочей группы), деятельность которых направлена на побуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Более того на сегодняшний день вызов в налоговую на комиссию такого рода является по сути самой распространенной «формой налогового контроля», не регламентированной положениями НК РФ. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

  • «заседание рабочей группы по добровольному уточнению налоговых обязательств»;
  • «рабочая группа по побуждению налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств в связи с совершением налогоплательщиком операцией с контрагентами, имеющих признаки „схемных“, с контрагентами „среднего“ и „высокого“ уровня риска»;
  • «заседание комиссии по рассмотрению налоговой декларации по НДС за первый квартал . в связи с предположениями об участии налогоплательщика в схемах уклонения от налогообложения»
  • и т.п.

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и признаки недобросоветности контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Итак, что говорить, если попал на комиссию по НДС в налоговую? Не следует на комиссии подтверждать готовность подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе поднять документы по спорным операциям, обсудить ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультироваться с юристами, и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 3 квартал 2021 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 3 кв. 2021 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в сентябре 2021 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2020-2021 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Протокол рабочего совещания по ст. 54.1 НК РФ: статус документа и нужно ли отвечать?

В 2017 году в Налоговый кодекс была введена статья 54.1, касающаяся выяснения реальности совершаемых между организациями сделок в целях определения налоговой базы. В данном материале обсудим рабочие совещания налоговых инспекторов с налогоплательщиками при выявлении признаков недобросовестности и связей с фирмами-однодневками.

Тема актуальная на фоне проведения не только выездных налоговых проверок, но и участившихся случаев составления, так называемых, протоколов рабочих совещаний. Когда комиссия ИФНС приглашает руководителя налогоплательщика и долго рассказывает про допущенные им нарушения, делая различного рода предложения, но при этом не инициирует официальную проверку. После такого рода заседаний в ИФНС, налогоплательщики долго ломают голову, следует ли отвечать на протокол рабочего совещания?

протокол совещания ифнс

Ранее, при рассмотрении налоговых споров базовым ориентиром судов было Постановление Пленума ВАС РФ (ликвидирован в 2014 году, однако его разъяснения не утратили силу) № 53 от 12.10.2006 о необоснованной налоговой выгоде, которое собрало в себя сформировавшуюся судебную практику о недобросовестности налогоплательщиков и о наличии у контрагентов признаков фирмы-однодневки. Сейчас ситуация несколько изменилась введением в налоговый кодекс статьи 54.1.

Одновременно, фирмы все чаще и чаще получают от инспекции «приглашение» такого рода: «Вы приглашены на заседание Рабочей группы по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций». Несмотря на то, что данное уведомление не является повесткой, по которой явка обязательна, сходить на заседание надо — вы узнаете о вменяемой сумме недоимки, о проблемных контрагентах и о, собственно, самом предложении налоговиков.

Разумеется, инспекторы расскажут о том, насколько плохие у налогоплательщика контрагенты, ввиду чего предложат за них доплатить в бюджет НДС и налог на прибыль добровольно в размере 30-40-50% от установленной ими суммы недоимки, чтобы организация не попала в план налоговых проверок.
Рабочая группа в лице докладывающего будет рассказывать не только о признаках фирм-однодневок у контрагентов, но и проявленной вами недобросовестности, указывая, что вы не могли не знать об этом.

Что говорит о том, что контрагент является фирмой-однодневкой?

ФНС России в письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства» отвечает на этот вопрос практически исчерпывающе.
Базовыми признаками недействующего юридического лица налоговики назвали:

  • ошибки в налоговых декларациях, в том числе в нумерации корректировок к ним, т.к. бухгалтер реально действующей организации их не допустит
  • неявка директора по вызову в налоговый орган без уважительной причины и неоднократно
  • представление интересов организации на допросах в ИФНС представителями или адвокатами. Речь о Решении ФНС России от 11.04.2018 № СА-3-9/2269@ — компания может пользоваться услугами представителя, а работники — юридической помощью, но юрист/адвокат не может давать показания за чужую фирму
  • отсутствие по месту регистрации руководителей или ИП, когда они фактически в других регионах, нежели место работы организации
  • регистрация представителей налогоплательщика в других субъектах РФ
  • фирмы, зарегистрированные недавно
  • когда в течение нескольких налоговых периодов ранее предоставлялись нулевые декларации и отчетность
  • сумма расходов организации сопоставляется с суммой доходов без ощутимой разницы
    более 98% вычетов по НДС
  • нет договора аренды с собственниками помещения по юридическому адресу
  • в штате один директор либо еще один сотрудник, а операции и обороты довольно большие
    невыплата заработной платы директору
  • беспричинный перевод организации на другой юр. адрес
  • смена руководителя незадолго до сдачи отчетности
  • после госрегистрации компании в течение нескольких месяцев не открывается счет в банке или просто отсутствие открытых счетов, что явно говорит о создании фирмы только для перепродажи
  • наличие большого количества банковских счетов
  • большая часть приходящих на счет сумм переводятся далее почти сразу
  • использование расчетных счетов в банках, расположенных неудобно относительно самой фирмы
  • в чистом виде обналичивание денег, зафиксированное ИФНС
  • внесение сведений об отсутствии по юридическому адресу организации, или номинальность (массовость) руководителя, участника (учредителя), что в принципе является основанием для исключении организации из ЕГРЮЛ

Руководитель действующей фирмы скажет, что данный перечень довольно жесткий. На самом деле, конечно речь о совокупности многих признаков признаков, а не о наличии выборочно какого-либо из них.

Статья 54.1 НК — что нового?

Теперь, разберем статью 54.1 Налогового кодекса РФ по смыслу.
п. 1 — налоговую базу и сумму налога нельзя уменьшать в результате искажения данных об операциях
п. 2 — если данные об операциях верные, то для уменьшения налога должны быть учтены 2 обстоятельства: 1) избежание от уплаты налога не должно быть целью сделки; 2) контрагент налогоплательщика по договору сам исполнил свои обязательства.
п. 3 — нельзя отказать налогоплательщику в уменьшении налога только на том основании, что: документы подписало неуполномоченное лицо; нормы налогового законодательства нарушены контрагентом, а не налогоплательщиком; налогоплательщик мог для тех же целей использовать другие сделки.
п. 4 — статья относится не только к налогам, но и к сборам и взносам по страхованию.

Среди предпринимателей есть мнение, что ст. 54.1 НК РФ устанавливает какой-то новый запрет или правила для проведения налоговых проверок. Однако, запрет на совершение налоговых правонарушений сложно назвать новым, особенно если мы вспомним количество разъяснений, касающихся получения необоснованной налоговой выгоды.

ФНС в письме № ЕД-4-9/22123@ от 31.10.2017 разъясняет, что смысл новой правовой нормы — противодействие агрессивной налоговой оптимизации. При этом, указанной нормы закона прямо указывают, что базируются его положения на все том же Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 о необоснованной налоговой выгоде.

Протокол рабочего совещания в ИФНС

Что же касается протоколов рабочих совещаний в ИФНС, то разумеется ничего рабочего в них нет. Таким образом, не имея достаточного ресурса для проведения полноценной проверки и сбора всех доказательств, инспектора неофициально пытаются убедить налогоплательщика доплатить суммы налогов добровольно и внести корректировки в декларации. Пусть такая инициатива выглядит и произволом, мы рекомендуем посетить данное заседание с целью получить информацию, которой владеет «рабочая группа». В идеале, обеспечить присутствие арбитражного юриста, владеющего судебной практикой рассмотрения налоговых споров.

Во время заседания комиссии не рекомендуется что-либо конкретное пояснять и предоставлять какие-либо документы. Задача одна — выслушать налоговиков, забрать протокол. Вопросы инспектора лучше оставлять без ответа, это является вашим законным правом.

Отвечать или нет на протокол рабочего совещания письменно — решать налогоплательщику, т.к. сама по себе данная процедура неофициальная, ничем не предусмотрена и последствий не имеет. Полагаем, что отвечать на составленный протокол однозначно имеет смысл, когда в нем есть сведения, явно противоречащие реальным фактам. И такой ответ, разумеется, следует также доверить юристу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *