Бчб что это такое простыми словами
Перейти к содержимому

Бчб что это такое простыми словами

  • автор:

Что это за новый флаг, с которым белорусы ходят на протесты?

Один из главных символов белорусских протестов — бело-красно-белый флаг, который в Беларуси для удобства называют “БЧБ” (с белорусского: “бел-чырвона-белы”, “бело-красно-белый”). Его можно увидеть на всех митингах, его цвета рисуют на лицах и вывешивают на посольствах в других странах. Его накидывают на памятники Ленину — и он противопоставляется более привычному для нас красно-зеленому флагу.

— Почему вообще бело-красно-белый, если у Беларуси другой флаг?

Нынешний флаг Беларуси (красно-зелёный с национальным орнаментом сбоку) был введён в 1995 году после национального референдума, инициатором которого выступил Александр Лукашенко. Там решалось сразу несколько вопросов (например, после него русский язык стал вторым государственным), среди которых и национальная символика.

После распада СССР в 1991 году флагом Беларуси был как раз бело-красно-белый флаг (с которым белорусы исторически связывали независимость). А после референдума за основу взяли флаг советской эпохи, чуть изменив его под новые времена.

После этого бело-красно-белый флаг стал ассоциироваться с политической оппозицией и использовался, чтобы подчеркнуть их отличия и цели от действующей власти. Если по-простому: правление Лукашенко — это про колхозы и “совок”, оппозиция — про “новую, независимую и свободную” Беларусь.

— А откуда он взялся?

Первые упоминания о похожих знамёнах уходят ещё в средние века — тогда под такими цветами воевали представители Великого княжества Литовского (которое существовало на территории современной Беларуси, а также включало в себя территории Литвы, Украины и России).

Официальным символом бело-красно-белый флаг стал в 1918 году, когда после Февральской революции возникла Белорусская Народная Республика. Она сперва отделилась от развалившейся Российской Империи, но просуществовала недолго. Когда БНР вошла в состав Советского Союза, ее флаг сменили на более привычный многим красно-зелёный вариант.

— А бело-красно-белый флаг запретили?

На официальном уровне — нет. Но есть несколько подводных камней. Показательная история из 2015 года: летом в Минске проходил фестиваль, при досмотре у одного из посетителей нашли и изъяли бело-красно-белый флаг, а в магазин, где он был куплен, пришёл с проверкой участковый.

Местные СМИ обратились за комментарием в МВД и получили развёрнутый ответ. Бело-красно-белый флаг не является зарегистрированным как государственный, политический или какой-то ещё символ (в 2018 активисты пытались сделать его историко-культурной ценностью, но инициатива ни к чему не привела). При этом для того, чтобы использовать любые флаги в рамках «собраний, митингов, уличного шествия, демонстрации или пикетирования», его нужно зарегистрировать “в установленном порядке”.

За сложными формулировками проглядывается простой ответ: долгое время в Беларуси были не рады бело-красно-белой символике. Вероятно, из-за тесных ассоциаций с оппозицией.

— Его называют “нацистским флагом”. А почему?

На днях проправительственный телеграм-канал “Пул первого” опубликовал стикер-пак, где есть изображение бело-красно-белого флага с подписью: “Да это же нацистский флаг! Знали?”

В чём суть: во время немецкой оккупации на территории Беларуси было вновь разрешено использование бело-красного-белого флага. Заодно его использовали и коллаборационисты, лояльные к Германии. Флаг использовался в том числе и на парадах в поддержку оккупационного режима.

Этот факт, правда, не превращает флаг в “нацистский символ”. По такой логике к ним можно причислить и нынешней флаг России, и Андреевский крест (символ Военно-морского флота): их изображения можно было встретить на форме поддерживающих Вермахт коллаборационистов.

— А что за человек на белом коне на красном фоне?

Это герб “Погоня” — также один из исторических символов Беларуси, появившийся ещё в 14 веке и изначально бывший гербом Великого княжества Литовского. С бело-красно-белым флагом его объединяет общая история в 20 веке: сперва они побыли символами БНР, потом с 1991 по 1995 появились в Беларуси, а дальше “ушли в оппозицию”. Только если БЧБ флаг — это чисто белорусское явление, то вариация “Погони” до сих пор остаётся гербом Литвы.

Куда ведет нас бело-красно-белый флаг?

YouTube Instagram

Одними из наиболее заметных элементов августовских протестных акций стали бело-красно-белые флаги всех размеров, повсеместно сопровождавшие «сторонников перемен». И это удивляет. История, как известно, никого и ничему не учит, и все же именно она не раз демонстрировала, перемены какого рода обычно знаменовало собой это полотнище. Впрочем, пристальный взгляд в прошлое позволяет обнаружить и другое: древний характер трехполосного полотнища оказывается весьма преувеличенным.

В Минске неделю назад.
фото рейтер

Мифический знак

Опираясь на исторические документы, можно обоснованно утверждать: до революции 1917 года бело-красно-белый флаг (или, как его называют сами почитатели, БЧБ — от «бел-чырвона-белы») как элемент национальной символики отсутствовал. Польский хронист XV века Ян Длугош, перечисляя хоругви войска Великого Княжества Литовского в Грюнвальдской битве, отмечал, что 30 хоругвей были красными с изображением герба «Погоня», еще 10 — красными с изображением герба «Колюмны», но о бело-красно-белом знамени в хронике не упоминается. В других известных исторических источниках (летописях, хрониках, статутах) сведения о БЧБ также не встречаются. Нет и достоверных источников об использовании его повстанцами Калиновского. А потому и утверждения о якобы древнем происхождении данного флага являются псевдоисторической мифологией.

Доподлинно установлено и признано исторической наукой, что автором бело-красно-белого флага является архитектор и общественный деятель Клавдий Дуж-Душевский.

В датированных 31 августа 1934 года воспоминаниях Клавдий Дуж-Душевский записал: «Интересно отметить, что белорусы считали своим государственным флагом такой же флаг, как и литовцы, т.е. белый всадник на красном фоне, но национального флага тогда еще (до революции. — Прим. ред.) не было, и мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, один из которых был принят, а именно белая, красная и белая полосы».

Первое документально зафиксированное использование БЧБ относится к декабрю 1917 года, когда в Минске проходил Всебелорусский съезд. С провозглашением же Белорусской Народной Республики в условиях немецкой оккупации данный символ стал официальным. В дальнейшем он встречался у различных группировок, в том числе в отрядах С. Булак-Булаховича, отличавшихся особой жестокостью и проведением еврейских погромов.

Иными словами, бело-красно-белый флаг является не более древним, чем красное знамя, которое лежит в основе нашей современной государственной символики. Достаточно упомянуть, что народный орнамент, расположенный на Государственном флаге Беларуси, также был создан в 1917 году, а красный флаг активно использовался белорусским национальным движением, стоявшим на советской платформе, уже в 1918 году — Белнацкомом и белорусскими секциями РКП(б).

Штандарт неволи

В 1920–1930 годы XX века БЧБ употреблялся эпизодически, в основном немногочисленными группами эмигрантов. В Западной Белоруссии национально-освободительное движение, становясь все более просоветским и прокоммунистическим, постепенно отказывалось от этого знамени в пользу красного полотнища.

Но в годы немецко-фашистской оккупации БЧБ ждал ренессанс. Он стал использоваться всеми коллаборационистскими структурами и пронацистскими вооруженными формированиями. Примечательно, что официальный статус бело-красно-белого флага был одобрен и утвержден германскими оккупационными властями. Он вывешивался на мероприятиях с участием генерального комиссара генерального округа «Белорутения», других гитлеровских должностных лиц.

Заседание Белорусской центральной рады в читальном зале здания библиотеки им. Ленина. 1943-1944 годы.

Положение БЧБ коренным образом отличается от ситуации с российским триколором: оккупационные власти и лично министр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг неоднократно отклоняли предложения по широкому его использованию в оккупированных областях России. Русские коллаборационистские формирования использовали триколор явочным порядком и, как правило, в завершающей стадии войны. А потому попытки апологетов БЧБ провести параллели с власовским прошлым современного государственного флага РФ несостоятельны.

Флаг же БЧБ в годы оккупации висел на многих официальных зданиях, в которых располагались коллаборационистские структуры. Сохранились многочисленные фотографии и кинохроника, свидетельствующие о параллельном использовании данной символики — наряду с нацистскими символами и портретами фюрера — во время праздничных шествий и других массовых мероприятий. Так, здание Минского городского театра (нынешнего Купаловского) было постоянно «украшено» бело-красно-белой символикой, поскольку в нем располагалась ставка Белорусской центральной рады, а также проходил Второй Всебелорусский конгресс, проводившийся под контролем СД и пославший приветственную телеграмму Адольфу Гитлеру. Бело-красно-белая цветовая гамма была официальной и в Белорусской краевой обороне — пронацистском вооруженном формировании, созданном для борьбы с партизанами в 1944 году.

После захвата Минска гитлеровскими войсками здание Минского городского театра (нынешнего Купаловского) было постоянно «украшено» бело-красно-белой символикой.

После окончания Великой Отечественной войны БЧБ стал символом белорусских эмигрантских организаций в странах Запада. Костяк этих организаций составляли бывшие гитлеровские пособники, а сами они находились под контролем ЦРУ. Так, БЧБ стал знаменем восстановленной Рады БНР, председателем которой с 1982 по 1997 год был Язэп Сажич, в годы войны проходивший службу в Белорусской народной самопомощи, Белорусской краевой обороне, а также служивший комендантом офицерской школы 30-й гренадерской дивизии Ваффен-СС.

БЧБ сегодня

— Этот флаг в соответствии с теми документами, подтверждающими его происхождение, которые имеются на сегодняшний день, скорее всего, был придуман деятелем белорусского национального движения Клавдием Дуж-Душевским. В дальнейшем под этим флагом было объявлено о создании Белорусской Народной Республики, этот же флаг использовался национально-освободительным движением в Западной Белоруссии. Эти факты, безусловно, были. Но, к сожалению, многие не знают или забывают о том, что этот же бело-красно-белый флаг использовался и белорусскими коллаборационистами в годы Великой Отечественной войны, и теми людьми, которые сотрудничали с оккупационными нацистскими властями, рассчитывая, что, может быть, каким-то образом удастся создать какое-то государство.

Но мы же знаем прекрасно, какую политику проводила Германия на оккупированных территориях: речь не шла ни о каком государстве, 75 процентов населения Беларуси подлежало уничтожению или выселению, а 25 процентов должны были быть онемечены. В годы Великой Отечественной войны этот флаг был противостоянием с Советским Союзом, советскими партизанами, которые вели борьбу с оккупантами и благодаря подвигу которых мы сегодня живем в независимой Беларуси. Если бы не было той победы, не было бы ни БССР, ни Республики Беларусь.

К вопросам символики стоит подходить трезво и вдумчиво. У нас должна быть символика, которая объединяет всю нацию. Если же символика у кого-то вызывает сомнения, лучше десять раз подумать. Стоит задуматься, к чему мы идем с этим флагом: по сути, мы станем на позиции белорусских национальных коллаборационистов, которые хотели создать какое-то белорусское государство, но создать под немецким протекторатом. Даже речь не шла о том, чтобы создать независимое государство.

БЧБ-символика: какими сказками о ее происхождении оболванивают белорусов и почему бело-красно-белый в глазах большинства навсегда останется флагом полицаев?

БЧБ-символика: какими сказками о ее происхождении оболванивают белорусов и почему бело-красно-белый в глазах большинства навсегда останется флагом полицаев? 14 апреля 2021 — 20:17

Обозначим сразу: во многих странах роль высшего символа выполняет именно национальный флаг.

Так, в соответственном законе, изданном в 1957 году в Венгрии, сказано, что «флаг – знак государства, выраженный через национальные цвета». Но в ряде стран вместе с национальными есть и флаги государственные, которые отличаются от первых главным образом изображением государственного герба на полотнище. Основное же различие между ними заключается в использовании государственных флагов преимущественно официальными учреждениями. И, наконец, в преобладающем большинстве стран приняты особые символы, которые используются исключительно в практике официальных учреждений – государственные гербы.

Герб и национальный флаг объединяет цветовая символика, но смысловая нагрузка у них разная. Если национальный флаг можно было бы назвать «визитной карточкой» страны, её народа, то герб (и государственный флаг) – «визитной карточкой» системы этой страны, её государственных институтов. Символика герба выражает не столько национальные черты, сколько политическую сущность того или иного государственного образования (даёт возможность отличить, например, республику от монархии).

Важно понимать, что грань между «национальным» и «националистическим» довольно ощутимая. Оттенок идеологии национального размежевания легко увидеть при соответствующей общественной обстановке в национальной символике и отношении к этой символике со стороны большинства людей (народа), который выступал и выступает за консолидацию в наше непростое время.

О чем нам говорят неправду?

О том, каким остался в народной памяти бело-красно-белый флаг за годы Гражданской войны, пожалуй, неплохо было сказано в резолюции деятелей БНР, собравшихся в 1923 году на Белорусскую национально-политическую конференцию. Последняя, «обсудив выступление Балаховича (одного из главарей контрреволюции) под национальным белорусским знаменем, констатирует, что, связав своё имя с белорусским освободительным движением, он до сего времени не очистил себя от позорящих белорусское имя обвинений в еврейских погромах и грабежах». И такая уничижительная критика шла в адрес «главнокомандующего» вооружённых сил.

История свидетельствует: бело-красно-белый флаг впервые появляется в 1917 году. Его создатель – происходивший из католической шляхты архитектор и общественный деятель Клавдий Дуж-Душевский. В своих воспоминаниях, датированных 31 августа 1934 года, он записал: «Интересно отметить, что белорусы считали своим государственным флагом такой же флаг, как и литовцы, то есть белый всадник на красном фоне, но национального флага тогда ещё не было, и мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, один из которых был принят, а именно белая, красная и белая полосы. Отныне этот флаг и является белорусским национальным флагом».

Рассказывать о том, что бчб-флаг – это древнейший белорусский символ, который пришёл к нам из эпохи Средневековья, а то и вовсе от Полоцкого княжества, это, мягко говоря, неправда. Ныне встречаются сказочники, утверждающие, что бчб-флаг применяли повстанцы Калиновского. Но они задействовали бело-красное полотнище с двумя косицами. На красной полосе размещался синий щит с белым польским орлом, а на белой – синий щит с белорусско-литовской «Погоней». Вот что использовали повстанцы в 1863 году.

БЧБ: символ нации или нацизма?

Следует отметить, что в 1920-1930-е годы бчб-флаг использовался эпизодически, в основном немногочисленными группами эмиграции. Но самые страшные события, дискредитировавшие это полотнище, произошли в годы немецко-фашистской оккупации. Он задействовался всеми коллаборационистскими структурами и пронацистскими вооружёнными формированиями, укомплектованными этническими белорусами.

Так нормальные с виду слова «Жыве Беларусь!» были опоганены ртами предателей, их произносящих. Так бчб-символика стала, по сути, в один строй с нацистской.

Нам всем об этом забыть? Внукам и правнукам убитых и замученных нацистами и их прислужниками белорусов встать под их бчб-флаги? Или, может быть, нам всем взять под козырёк и принять определение Нобелевского лауреата, а в молодости – истовой почитательницы «меча и пламени революции» Светланы Алексиевич, что «Беларусь страна полицаев»? И снова: никому ничего это не напоминает? Те юнцы, которые полицейским флагом размахивают сегодня, – они же ничего «плохого не делают», да? Те взрослые, что вывешивают полицейские цвета во дворах и на домах, – они же «за культурное наследие», правда? Холокост в Беларуси проводился под этими символами – и это забыли? Так может, пора перестать позволять себя оболванивать? Уж сколько раз это пытались делать с белорусами в нашей истории – и всё равно находятся желающие стать манкуртами…

Да, есть и такие. Люди со скелетами в семейном шкафу. Или, наоборот, которые совсем не знают своей истории.

Уж отцы-основатели «незалежнасці» постарались, чтобы белорусы не задумывались о происхождении этой символики. Ещё в начале 1990-х в детских учебниках писали просто лютую дичь про древнего князя, который на поле боя перевязал рану белым полотном с кровавой полосой. Эту чушь выдумал «філёляг» из БНФ Винцук Вячорка, и этот бред на полном серьёзе транслировали не только в школе, но и в студенческих аудиториях… Забыв про историю государственного флага страны.

Подсуетилась и учёная братия. На сентябрьской сессии Верховного Совета республики в 1991 году сам президент АН БССР В.П. Платонов с высоты своего авторитета сказал депутатам: «Флаг этот – глубокая история». И депутаты поверили математику! А оппозиционер В. Голубев дезинформировал почтенную публику результатами голосования по флагу на Бюро отделения общественных наук АН БССР. А сколько спекуляций о «законности» бчб!

…Итак, символ «вывесили при немцах в 1918-м. Первый раз кланялись «кайзеру-покровителю», второй раз – «Гітлеру-вызваліцелю». И вешали, вешали, вешали…

Был ещё третий заход в 1991-м, но абсолютное большинство белорусов на референдуме 1995 года решило выбросить на свалку истории этот символ национального позора, смерти и разрушения. И здравомыслящие люди понимают: защита собственных символов – норма практически для любого государства. Равнение на флаг Республики Беларусь!

Оформление государственной символики

До 1919 года: Витебская, Виленская, Могилёвская, Минская и Смоленская губернии входили в состав Западной области (с 13 сентября 1918 года – «Западная коммуна) – административно-территориальной единицы Советской России. Государственные символы РСФСР были приняты и узаконены органами Советской власти на этой территории.

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (ССБР) была провозглашена 1 января 1919 года. В Конституции, принятой 3 февраля 1919 года I Всебелорусским съездом Советов, содержалось описание флага и герба республики: «Торговый и военный флаг ССРБ состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого у древка, наверху, помещены золотые буквы ССРБ, или надпись «Социалистическая Советская Республика Белоруссии». «Герб ССРБ состоит из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: а) Социалистическая Советская Республика Белоруссии; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Таким образом, первые флаг и герб БССР, копировали флаг и герб РСФСР, отличаясь от них лишь названием республики. Общность государственных символов РСФСР и БССР, аналогия цветовой гаммы отражали в условиях гражданской войны и интервенции политическое, экономическое и военное единство советских республик, интернациональную основу их сотрудничества.

В 1922 году геральдическая аббревиатура «ССРБ» была заменена на «БССР».

Создание СССР поставило в повестку дня вопрос о новом гербе БССР. Первый герб, к сожалению, не отражал никаких национальных особенностей республики. К тому же был нарушен один из основополагающих законов геральдики, запрещающий использование одного и того же герба различными лицами и государствами. Это в полной мере относилось и к флагу.

Впервые вопрос о новом гербе республики был рассмотрен на заседании Президиума ЦИК БCCP 22 февраля 1924 года, где было высказано пожелание, чтобы в новом гербе нашли отражение особенности республики и её связь с Союзом ССР.

Работа над гербом продолжалась более трёх лет.

5 апреля 1927 года начал работу VIII Всебелорусский съезд Советов, которому предстояло принять новую Конституцию республики. Проект герба БССР, выполненный В.В. Волковым, был выставлен в зале заседаний съезда, где с ним ознакомились делегаты и гости. 11 апреля 1927 года съезд единогласно утвердил рисунок герба, и его описание было дано в статье 74 Конституции БССР: «Государственный герб Белорусской Социалистической Советской Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах восходящего солнца серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу и окружённых венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетённых клевером, и справа – из дубовой ветки; внизу между обеими половинками венка находится часть Земного шара. Обе половинки венка перевиты красной лентой, на которой помещены надписи на белорусском, еврейском, русском и польском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и ниже – инициалы «Б.С.С.Р.». Наверху герба имеется пятиконечная звезда. Таким образом, в новый герб БССР впервые вошли атрибуты, отражающие в графической и смысловой форме суверенитет республики и её национальные черты.

Конституция БССР, принятая 19 февраля 1937 года Чрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов, внесла изменение в описание Государственного флага БССР. В статье 120 Конституции говорилось: "Государственный флаг Белорусской ССР состоит из красного полотнища с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними – красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой, а внизу серпа и молота золотые буквы – БССР. Отношение ширины к длине 1:2».

Существенные изменения в изображение герба БССР были внесены в 1938 году. Они коснулись как рисунка герба, так и надписей на нём. По решению первой сессии Верховного Совета БССР от 26 июля 1958 года художник В.В. Волков видоизменил венок герба: левая часть венка осталась прежней, в правой части дубовая ветка была заменена колосьями, переплетёнными льном. На этой же сессии основными языками Белорусской ССР были признаны белорусский и русский. В связи с этим в гербе девиз давался на двух этих языках. Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 ноября 1938 рода был изменен перевод девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Раньше слово «соединяйтесь» переводилось на белорусский язык как «злучайцеся», по новому указу оно должно было переводиться «еднайцеся», что наиболее соответствовало смыслу лозунга на белорусском языке. Ещё одно изменение произошло в гербе БССР в 1958 году. Оно также касалось девиза. Слово «соединяйтесь» стало звучать на белорусском языке как «яднайцеся». Все эти изменения нашли отражение в Конституции БССР, принятой 14 апреля 1974 года на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Белорусской ССР.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Владимир Егорычев, кандидат исторических наук, член Союза писателей Беларуси

О БЧБ символике

17 сентября 1991 г., через неполный месяц после разгона ГКЧП, начала свою работу внеочередная шестая сессия Верховного Совета Белорусской ССР XII созыва.

Среди многих важных вопросов, которые нужно было включить в повестку дня, были и такие, которые буквально несколько месяцев назад казались невозможными: о названии Белорусской ССР, а также о Государственном флаге и Государственном гербе республики.

По вопросу о новом — Республика Беларусь — названии страны трудностей не возникло. Это название поддержали 233 парламентария из тех 244, что участвовали в голосовании. Ни один из парламентариев не проголосовал «против». Депутат Александр Лукашенко воздержался.

Нужно было решить вопрос с символикой. Главными лоббистами новой символики выступили парламентская оппозиция БНФ, а также постоянная комиссия по образованию, культуре и сохранению исторического наследия во главе с поэтом Нилом Гилевичем. Сторонникам новой символики удалось заручиться поддержкой бывшего Председателя Президиума Верховного Совета БССР XI созыва, народного депутата СССР Георгия Таразевича, который в своей речи высказался за новую символику.

О безусловном авторитете Таразевича в Верховном Совете XII созыва свидетельствует то, что 18 сентября 1991 г. 228 парламентариев поддержали его кандидатуру в Совет Республик Верховного Совета СССР.

Шансы на утверждение новой символики еще больше возросли, когда 18 сентября 1991 г. Председателем Верховного Совета был избран Станислав Шушкевич. Новый глава парламента еще раньше открыто заявлял, что на «90%» принял программу БНФ.

Сторонники новой символики приложили беспрецедентные усилия для ее утверждения парламентом. В фойе была организована специальная выставка, посвященная «Погоне» и бело-красно-белому флагу. Практически каждый депутат получил растиражированные копии статей Винцука Вечерко («…Пакрый сабой народны рух!» Да гісторыі беларускага нацыянальнага сцяга // Звязда. — 1991. — 11 верасня) и Владимира Кошелева (Які знак твой? / В. Кошалеў // Народная газета. – 1991. – 18 верасня) в поддержку новой символики.

Большую роль сыграло Отделение общественных наук и Институт истории Академии Наук БССР.

Так, бюро Отделения утвердило итоги заседания Научного совета Института истории от 12 сентября 1991 г., на котором большинство его членов сказали «да» новой символике.

Многое зависело от того, как выступят перед депутатами сторонники «Погони» и бело-красно-белый флага. Они подготовили свои выступления довольно основательно.

Особенно впечатляло выступление Нила Гилевича. Поэт отметил, что в отношении исторических символов в годы советской власти всегда имел место «вульгарный подход». Символика БССР, утверждал Нил Гилевич, не соответствует национальным особенностям республики, она сделана по тому же стандарту, что и символика других союзных республик.

Нил Гилевич призвал не опасаться за изображение меча на гербе: ведь на гербе многих государств изображено оружие, дикие звери и птицы (лев, орел), а не обязательно «овца и голубь».

Парировал Нил Гилевич аргументы противников о больших расходах в случае утверждения новой символики. Докладчик справедливо заявил о том, что практически никого не волнуют факты бесхозяйственности, бездумной траты денежных и материальных средств.

Сторонники новой символики старались сыграть на человеческих чувствах депутатов, используя международный аспект, пробудить в них гордость, патриотизм.

Так, депутат от оппозиции Виталий Малашко говорил о том, что в зарубежной прессе Беларусь характеризуется как исключительно искусственное большевистское образование, «творение Ленина». И если, считал Виталий Малашко, оставить старую символику, значит, подтвердить искусственный характер национально-государственного формирования Беларуси.

Депутат Анатолий Лебедько признался, что не осудит тех ветеранов, которые проголосуют против новой символики, поскольку «вся жизнь их прошла под этими знаками». Однако, доказывал Анатолий Лебедько, намного важнее международные интересы республики, которая «не должна оставаться заповедником».

Депутат, летчик-космонавт СССР Владимир Коваленок зачитал парламентариям телеграмму от семьи Якуба Коласа. Родственники народного поэта однозначно высказались за утверждение «Погони» и бело-красно-белого флага.

Противников новой символики условно можно разделить на три группы. Первая, «радикальная» группировка настаивала на категорическом отказе от «Погони» и бело-красно-белого флага. «Генеральную линию» огласил депутат-ветеран Валентин Сорокин, который доказывал, что на этих символах, которыми пользовались немецко-фашистские захватчики, «кровь сотен тысяч людей», поэтому их принятие будет «подлостью и мерзостью».

Валентин Сорокин выступал за привнесение в герб БССР изображений зубра или аиста.

Вторая группировка считала, что вопрос о замене символики нужно решать только путем референдума. Депутат Петр Прокопович предлагал вынести символику на всенародное голосование, предварительно поручив изучить эту проблему ученым.

Сторонники такого подхода рассчитывали на то, что на референдуме народ скажет решительное «нет» «буржуазной» символике.

Наконец, представители третьей группировки считали, что не нужно никаких референдумов, а окончательную точку в споре о символике должна поставить новая Конституция, т.е. вопрос о «Погоне» и бело-красно-белом флаге отодвигался на год-два.

Общее кредо сторонников такого подхода высказал Александр Лукашенко. Депутат призвал не решать этот вопрос «наскоком», потому что «еще есть время».

При наличии такого количества мнений возникли проблемы при голосовании. Так, законопроект о Государственном флаге и внесении соответствующих изменений и дополнений в Декларацию и Конституцию поддержал 201 парламентарий при необходимом кворуме в 231 человек. Кроме того, из 231 депутата 28 воздержались (в том числе и Александр Лукашенко), а двое — Николай Сосновский и Валентин Сорокин — проголосовали «против».

Немного лучше оказалась ситуация с гербом. Из 229 голосовавших депутатов за «Погоню» высказались 204 народных избранника. Против не было никого, воздержались 25 человек.

У сторонников «Погони» и бело-красно-белого флага был один неоспоримый козырь. Дело в том, что накануне голосования по символике депутаты практически единогласно проголосовали за переименование БССР в Республику Беларусь.

Возник юридический казус, который в аллегорической форме выразил председатель постоянной комиссии по законодательству Дмитрий Булахов: «Мы родили ребенка и назвали его Республика Беларусь. Мы сказали «а» и не можем не сказать «б». Герб в данной ситуации противоречит тому, что мы приняли».

Булахов честно признался, что ему «стыдно за свое знание истории». Он признал, что в последние полгода понял: «Белоруссия начиналась не с 17-го года», «а значительную раньше, и начиналась именно с этих символов».

Так что у защитников «Погони» и бело-красно-белого флага были еще шансы переломить ситуацию.

Правда, утверждение новой символики происходило уже иным способом, который предложила заместитель министра юстиции Валентина Подгруша. Она, кстати, получила за это благодарность от Станислава Шушкевича. Смысл этой комбинации заключался в том, чтобы принимать «Погоню» и бело-красно-белый флаг не в форме отдельных законов с описаниями, а в виде внесения изменений и дополнений в соответствующие статьи Конституции БССР 1978 года без описаний новых герба и флага. А уже после утверждения таких изменений и дополнений принимать соответствующие отдельные законы и по гербу, и по флагу.

Предполагалось, в частности, что статья 167, содержавшая описание белорусского советского герба, будет звучать так: «Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, которые устанавливаются законом». В таком случае статья 168 (флаг) и статья 169 (гимн) исключались.

Станислав Шушкевич поставил на голосование новый законопроект: внести изменения в статью 167 Конституции БССР 1978 г., исключить статьи 168 и 169. Для необходимого кворума не хватило лишь десяти голосов: за этот законопроект проголосовал 221 депутат.

После таких итогов голосования ситуация в Овальном зале стала еще более напряженной. Одни депутаты предлагали отложить голосование, перенести его на более поздний срок, другие настаивали на поименном голосовании.

Активный деятель парламентской оппозиции БНФ, фактически правая рука Зенона Пазняка Сергей Наумчик вспоминает драматизм ситуации, когда члены оппозиции БНФ в буквальном смысле просили депутатов поддержать новую символику.

В ситуации путаницы и хаоса Станиславу Шушкевичу удалось, казалось бы, невозможное: добиться у парламентариев разрешения повторно вынести законопроект на голосование.

Глава парламента мотивировал это следующим образом: «Я прошу прощения, я по образованию физик, нужно несколько итераций, несколько сближений, чтобы прийти к согласию».

Итоги голосования были таковы: из 263 зарегистрированных депутатов 231 депутат высказался «за», 1 — «против», воздержались 4 парламентария, 27 человек не голосовали вообще.

В тот же день — 19 сентября 1991 г. — парламент утвердил законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о гербе «Погоня» и о бело-красно-белом флаге.

Сторонники «Погони» и бело-красно-белого флага не скрывали своего удовлетворения итогами голосования. Дмитрий Булахов с пафосом заявил, что лозунг «Жыве Беларусь!» должен объединить всех: и сторонников БНФ, и его противников.

Депутат Александр Корявко предложил установить 19 сентября в качестве национального праздника. Однако Станислав Шушкевич не стал ставить этот вопрос на голосование.

Противники новой символики постарались испортить триумф победителей. Бело-красно-белый флаг над Домом Правительства был вывешен тайно ночью. Что касается нового герба, то его установили на Доме Правительства только накануне Дня Независимости 27 июля 1994 года.

До этого велись острые дискуссии, что делать со старым гербом. Высказывались мнения о том, чтобы его демонтировать, но это можно было сделать, только если разрубить герб БССР по кускам. Было решено накрыть старый герб новым, большим по размерам.

Утверждение герба «Погони» и бело-красно-белого флага встретило неоднозначную реакцию общественности. Противники новой символики буквально завалили Верховный Совет возмущенными письмами, жалобами и угрозами.

Например, письмо столичных жителей дома № 35 по ул. Волгоградской начинался словами «Стыд и позор!» Затем сыпались обвинения в адрес спикера парламента: «Что вы себе позволяете, господин Шушкевич? Стыдно было наблюдать за организованным вами спектаклем 19 сентября этого года: выкручивание рук, подтасовки, шантаж, прямой обман депутатов, — все это было вчера на сесии Верховного Совета! А Гилевич хочет увеличить тиражи своих бессмысленных произведений».

Отвечая на поставленный в письме свой вопрос — «что делать простым смертным?» — жители объявили свой дом «суверенной и независимой территорией с сохранением символики БССР». Жители также пригрозили кампанией гражданского неповиновения, если руководство Верховного Совета будет продолжать политику «шизофреника Позняка», которого «нужно обследовать у психиатра».

Подобные оскорбительные письма в отношении новой символики и ее соратников шли в адрес Верховного Совета вплоть до замены «Погони» и бело-красно-белого флага. Они свидетельствовали о низкой политической культуре граждан, пренебрежения к Верховному Совету, который все-таки являлся высшим органом государственной власти.

Таким образом, утверждение герба «Погони» и бело-красно-белого флага в качестве государственных символов 19 сентября 1991 г. стало знаменательным событием в политической истории современной Беларуси. Оно свидетельствовало о том, что процесс национального возрождения хоть и медленно, но идет в белорусском социуме.

Однако утвержденные символы имели малый «запас прочности». Они были приняты с большими усилиями, в обстановке противостояния. А внесение изменений и дополнений в Конституцию позже дало основание противникам новой символики обвинить Верховный Совет чуть ли не в мошенничестве.

Кроме того, в общественном сознании новая символика ассоциировалось с БНФ, критический потенциал к которому среди избирателей был высок.

Этого оказалось достаточно, чтобы в случае изменения властной конъюнктуры «Погоня» и бело-красно-белый флаг стали разменной монетой в политической борьбе.

Александр Курьянович, кандидат исторических наук, доцент

Сегодня, 30 лет спустя, БЧБ символика снова делает свое черное дело.

На буржуазных символах, которыми пользовались немецко-фашистские захватчики, кровь сотен тысяч белорусов, поэтому их использование есть подлость и мерзость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *