Что проверяет аудит в госорганах
Перейти к содержимому

Что проверяет аудит в госорганах

  • автор:

Проведение обязательного аудита: как получить пользу от независимой проверки?

В 2021 году в 76 480 организациях проводился аудит бухгалтерской отчетности — это 87,2% от общего числа компаний, в которых была организована та или иная аудиторская проверка [1] Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ . Такая статистика говорит о том, что услуги по проведению обязательного аудита в России гораздо более востребованы, чем инициативная проверка.

Кто подлежит обязательному аудиту?

Кто должен проходить обязательный аудит, определяет законодательство. Перечень случаев проведения аудита финансовой отчетности ежегодно дополняется Минфином России. Например, в 2021 году министерство ввело обязательный аудит для организаций — эмитентов эмиссионных ценных бумаг, которые обязаны раскрывать информацию по закону [2] Информационное сообщение Минфина России от 07.07.2021 № ИС-аудит-46/2 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии». URL: http://www.consultant.ru/ .

Кто попадает под обязательный аудит, установлено в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ № 307) [3] ФЗ от 30.12.2008 № 307 «Об аудиторской деятельности». URL: https://docs.cntd.ru/ . Бухгалтерская (финансовая) отчетность проверяется у следующих организаций:

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • фонды, получившие в отчетном году имущество и деньги на общую сумму от 3 млн рублей;
  • компании, имеющие годовой доход от предпринимательской деятельности более 800 млн рублей и/или 400 млн рублей в активах на конец года, предшествующего отчетному.

Ряд налогоплательщиков освобождены от проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, законодательство освободило от проверки государственные и муниципальные органы власти, унитарные предприятия, а также потребительские и сельскохозяйственные кооперативы, деятельность которых урегулирована Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 [4] Закон РФ от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ .

Более конкретный перечень случаев, когда необходимо проведение обязательного аудита, приводит Минфин России. К примеру, проверке за отчетный 2021 год подлежат:

  • кредитные, банковские, микрофинансовые организации;
  • страховые компании и их объединения;
  • клиринговые организации;
  • НПФ, их управляющие компании и специализированные депозитарии;
  • организаторы азартных игр;
  • политические партии;
  • туроператоры и их объединения [5] Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ .

В числе тех, кто должен пройти обязательный аудит, — крупнейшие акционерные общества и компании: АО «Почта России», ГК «Российские автомобильные дороги», ОАО «РЖД», «Росатом», «Роскосмос», Ростех и другие.

Когда проводится обязательный аудит?

Необходимость проведения обязательного аудита возникает до подачи бухгалтерской отчетности в ФНС — до 31 марта. Аудиторское заключение размещается на Федресурсе:

  • в течение 10 дней после получения документа от аудиторской компании;
  • не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным [8] ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». URL: http://www.consultant.ru/ .

Крайний срок проведения обязательного аудита для ООО — ежегодное собрание акционеров [9] ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». URL: http://www.consultant.ru/ .

Откладывать аудиторскую проверку на первый месяц весны не лучший вариант. Дело в том, что полный анализ финансовой отчетности не делается за один день, эта работа требует времени. Целесообразно заказать обязательный аудит и провести проверку в несколько этапов. Такой подход позволяет вовремя замечать и устранять ошибки, что гарантирует компании финансовую безопасность.

Основные задачи обязательного аудита

Какой штраф за уклонение от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности?

Вопреки ожиданиям, отсутствие аудиторского заключения хоть и признается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, но предусматривает мягкое наказание. Согласно ст. 15.11 КоАП РФ, на нарушителей налагается административный штраф в размере 5000–10 000 рублей. Если услуги по обязательному аудиту бухгалтерской отчетности так и не заказаны, должностное лицо дисквалифицируется на 1-2 года либо наказывается штрафом в размере 10 000–20 000 рублей.

Если аудит финансовой отчетности был проведен, но компания не опубликовала информацию на Федресурсе, применяется наказание по ст. 14.25 КоАП РФ. В зависимости от ситуации штраф в этом случае составляет 5000–10 000 рублей. Повторное нарушение компании, подлежащей обязательному аудиту, приводит к отстранению руководителя от должности на 1–3 года. Административные штрафы за непредоставление сведений в Росстат зафиксированы в ст. 19.7 КоАП РФ:

  • от 300 000 до 500 000 рублей — для должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей — для юридических лиц.

Серьезные наказания предусматривает Банк России для участников финансовых рынков, которые должны проходить обязательный аудит: эмитентов, клиринговых организаций, инвестиционных фондов, НПФ и других. Согласно статье 15.19 КоАП РФ, искажение информации из аудиторского заключения или неполное предоставление сведений чревато:

  • дисквалификацией на 1-2 года или штрафом в размере 30 000–50 000 рублей — для должностных лиц;
  • штрафом от 700 000 до 1 млн рублей — для юридических лиц.

При нарушении сроков подачи аудиторского заключения (непредоставлении информации) компания теряет 500 000–700 000 рублей [10] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ .

Какие этапы включает проведение обязательного аудита?

Аудиторские компании в своей работе руководствуются международными стандартами (МСА), введенными Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н [11] Приказ Минфина России «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов РФ» от 09.01.2019 № 2н. URL: http://www.consultant.ru/ . Обязательный аудит проходит в несколько этапов:

  • подготовительный — формирование плана и стратегии проверки;
  • проведение аудита — изучение документов и процессов, сбор доказательств;
  • составление аудиторского заключения и отчета;
  • передача заключения в органы статистики [12] Приказ Минфина России «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов РФ» от 09.01.2019 № 2н. URL: http://www.consultant.ru/ .

Если во время процедуры проведения обязательного аудита в финансовой отчетности компании не было найдено ошибок, выдается немодифицированное аудиторское заключение. По итогам 2020 года на долю таких заключений приходилось 82,8% [13] Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ . Если аудитор обнаружил незначительные ошибки и нарушения, итогом его работы становится модифицированное заключение. В нем эксперт дает рекомендации по устранению недочетов. Результаты проверки передаются в срок, обозначенный в договоре на оказание услуг по обязательному аудиту.

Какова процедура проведения обязательного аудита и размещения результатов проверки?

Каждый этап проверки обеспечивает планомерный анализ всей документации компании.

На подготовительной стадии аудиторская фирма разрабатывает общую стратегию, определяет сроки и направления проверки. Потом приходит время составления плана аудита на основе разработанной стратегии — в этот момент определяется последовательность работ на бухгалтерских участках.

Непосредственно аудит заключается в проверке первичной учетной документации, бухгалтерских регистров, уставных документов, достоверности расчетов и учетной политики организации. Весь массив финансовых данных оценивается на соблюдение российского законодательства.

Группа аудиторов устанавливает достоверность полученных сведений. Участники проверки фиксируют ошибки и недочеты и формулируют рекомендации. Последние представляют особую ценность для тех, кто проходит обязательный аудит. Завершает проверку оформление аудиторского заключения в модифицированном или немодифицированном виде.

Дополнительный этап процедуры — передача результатов аудиторской проверки в ФНС, а также публикация на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) и Федресурсе. В некоторых случаях правила проведения обязательного аудита запрещают разглашение информации, составляющей государственную тайну.

Какие компании могут оказывать услуги по проведению обязательного аудита?

Согласно статье 5 ФЗ № 307, услуги по проведению обязательного аудита могут предоставлять только аудиторские организации. С начала 2022 года этого права были лишены индивидуальные аудиторы [14] ФЗ от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ .

Точно узнать, кто может проводить обязательный аудит, позволяет реестр аудиторских организаций, который ведет единственная в России СРО аудиторов — Ассоциация «Содружество». Профессиональное объединение поручается за деятельность своих членов.

Чем еще могут заниматься аудиторские компании, проводящие обязательный аудит?

Закон разрешает аудиторским компаниям оказывать целый ряд других услуг, тесно связанных с аудитом. В их числе:

  • управленческое консультирование по вопросам реорганизации, приватизации, финансово-хозяйственной части;
  • юридическая помощь, представительство в судах и общение с органами власти;
  • оценочные работы;
  • внедрение информационных технологий в бухучет;
  • налоговое и бухгалтерское консультирование;
  • разработка инвестиционных проектов;
  • оценка бизнес-планов;
  • образовательные услуги [15] ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». URL: http://www.consultant.ru/ .

Аудиторские организации на законных основаниях ведут научную и экспериментальную деятельность в сфере аудита, публикуют результаты исследований. Аудиторские услуги по составлению деклараций, восстановлению и ведению бухучета не предоставляются одновременно с обязательным аудитом объекта.

Виды аудиторских услуг, несовместимых с аудитом финансовой отчетности2

Может ли аудиторская фирма отказаться от выдачи аудиторского заключения?

При проведении обязательного аудита аудиторская организация иногда сталкивается с непредвиденными ситуациями. К примеру, бывает так, что:

  • не созданы условия для проверки;
  • не предоставлены все необходимые документы;
  • возникли обстоятельства, вызвавшие сомнения в достоверности прилагаемой финансовой документации.

В таких случаях аудиторские фирмы отказываются продолжать обязательный аудит и руководствуются МСА 240 [16] «Международный стандарт аудита 240. Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности». URL: http://www.consultant.ru/ . Об обстоятельствах, препятствующих завершению процедуры, узнает топ-менеджмент компании или контролирующие органы.

Квалифицированный аудитор отличает систематические ошибки бухгалтера от умышленных просчетов. Если руководитель компании заинтересован в незаконном обогащении, это препятствует вынесению обоснованного аудиторского заключения.

Как выбрать аудиторскую компанию для проведения обязательного аудита?

Выбор аудиторской компании становится сложной задачей, когда на рынке представлены разноуровневые фирмы — от международных гигантов до региональных организаций. Под влиянием политических и экономических обстоятельств крупный бизнес начинает отказываться от услуг транснациональной «Большой четверки». Основным критерием выбора становится надежность партнера по проведению обязательного аудита. На оценку аудиторской компании влияют несколько параметров:

  • наличие подтвержденного опыта, отзывов клиентов, успешных кейсов;
  • место в рейтинге аудиторских компаний;
  • спектр предлагаемых услуг;
  • количество аттестованных аудиторов в штате;
  • присутствие профильных экспертов;
  • готовность к активной работе с бухгалтерской отчетностью клиента;
  • открытость в обсуждении стратегии и плана аудита;
  • нацеленность на оптимизацию финансовых процессов в компании клиента.

Компании вынуждены проходить обязательный аудит под угрозой крупных штрафов. Но в этом есть и положительные стороны: закон подчеркивает особенный организационно-правовой статус фирмы или ее значимость для экономики. Аудит бухгалтерской отчетности определяет правильность ведения различных видов учета и подтверждает их достоверность. Аудиторское заключение обеспечивает финансовую безопасность бизнесу.

Где можно заказать обязательный аудит?

В чем состоят плюсы обязательных аудиторских проверок, рассказала Татьяна Ефременко — руководитель проектов департамента «Финансовое консультирование, аудит и МСФО» компании «КСК ГРУПП»:

«Ежегодная аудиторская проверка — серьезное испытание для бизнеса. Ее проведение связано не только с требованиями закона, но и с поиском путей для будущего компании. Аудиторские проверки, проведенные опытными профессионалами, позволяют выявить системные ошибки, сбалансировать бизнес-процессы, привлечь квалифицированные кадры и избежать налоговых доначислений.

Доверить аудит бухгалтерской отчетности можно только проверенным организациям, прошедшим внешний контроль качества со стороны СРО аудиторов. Неправильный выбор отражается на деловой репутации компании, обратившейся за услугой.

С «КСК ГРУПП» не требуется принимать поспешное решение и подписывать договор: мы гарантируем бесплатную консультацию каждому новому клиенту. Если заказчик решает пройти обязательный аудит с нами — он не только получает аудиторское заключение, но и снижает налоговые и финансовые риски, получает возможность оценить эффективность хозяйственной деятельности, выявить угрозы, а значит, своевременно принять меры по их устранению.

«КСК ГРУПП» ориентируется на задачи клиента, использует практический опыт и знания экспертов — аттестованных аудиторов. Выполняя свою работу, мы не выносим приговор бизнесу и не даем пустых советов — мы подбираем реальные решения».

P. S. «КСК ГРУПП» — ведущая юридическая компания, занимающая лидирующие позиции в топовых рейтингах юридических и консалтинговых компаний [18] Рэнкинг крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности), 2022 год. URL: https://raex-rr.com/ . Ее эксперты реализовали 20 000 проектов за 27 лет работы.

* ООО «КСК»: ИНН — 7725685410, ОГРН — 1107746010052. ООО «КСК АУДИТ»: ИНН — 7725546209, ОГРН — 1057747830337.

аудит

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, несоблюдение сроков и норм проверки грозит штрафами.

аудит

Результаты обязательного аудита могут существенно повлиять на деловую репутацию компании.

аудит

Стоимость услуг по проведению обязательного аудита может зависеть от объема работ, вида деятельности компании, периода проверки и других факторов.

документы

Инициативный аудит перед проведением обязательного — возможность тщательно подготовиться к последнему, сократить его сроки и минимизировать риски штрафов.

калькулятор

Рассчитать стоимость проведения аудита можно заранее всего за 5 шагов.

компания

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки и качество процедуры.

  • 1,13 Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex?id_39=136203-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2021_g
  • 2 Информационное сообщение Минфина России от 07.07.2021 № ИС-аудит-46/2 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389900/
  • 3 ФЗ от 30.12.2008 № 307 «Об аудиторской деятельности». URL: https://docs.cntd.ru/document/902135946?ysclid=l7q9ic32p5537226781
  • 4 Закон РФ от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608/?ysclid=l7q9r4obqa543667289
  • 5 Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=126466-perechen_sluchaev_provedeniya_obyazatelnogo_audita_bukhgalterskoi_finansovoi_otchetnosti_za_2021_god_soglasno_zakonodatelstvu_rossiiskoi_federatsii
  • 6,9 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/
  • 7 ФЗ от 16.04.2022 № 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414818/
  • 8 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
  • 10 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  • 11,12 Приказ Минфина России «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов РФ» от 09.01.2019 № 2н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317185/
  • 14 ФЗ от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389138/
  • 15 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=WMqhNGTaGIyo4iQu&cacheid=659823C58AA2C6C658389A207F30B0BA&mode=splus&rnd=jzmcNGTmNpL0x679&base=LAW&n=405526&dst=1000000001#xkqhNGTl87DhTT6P
  • 16 «Международный стандарт аудита 240. Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317404/
  • 17 Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/mainindex/?id_65=133388-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2020_g.
  • 18 Рэнкинг крупнейших российских аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности), 2022 год. URL: https://raex-rr.com/pro/b2b/audit/biggest_auditors_rating/2022/

Подольских Анна Петровна

Подольских Анна Ответственный редактор

Многие компании стараются проводить обязательный аудит за несколько этапов в течение года. И причины тому следующие: во-первых, снижается вероятность начисления штрафов. Во-вторых, в целом для компании уменьшаются риски по налоговым доначислениям. В-третьих, при таком подходе заметно сокращается нагрузка на бухгалтерию организации и уменьшается количество допущенных ошибок.

Отчетность по РСБУ

Бухгалтерская отчетность по РСБУ и ее отличия от МСФО

Маркетинговое планирование

Сущность и этапы маркетингового планирования для предприятий

Автоматизация учета

Возможности и преимущества автоматизации учета на предприятии

© 2023 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Михаил Чкаников. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

ВАЖНО! Обычные ООО подпадают под обязательный аудит в 2024 году, если налоговый доход за 2023 год превысил 800 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса за 2023 год превысила 400 млн руб.

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Полный перечень критериев обязательного аудита отчетности за 2022 год см. здесь.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Как пройти обязательный аудит и сдать заключение, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Для акционерных обществ с 1 января 2023 года произошли определенные изменения в части проведения обязательного аудита.

Напомним, как было ранее. Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появлялось словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникала обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имело значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играло роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

С 1 января 2023 г. непубличные акционерные общества освобождены от обязательного аудита. При этом они:

  • не должны находиться в госсобственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов;
  • не должны подпадать под аудит по другим основаниям (превышение выручки или валюты баланса над установленными лимитами, осуществление определенных видов деятельности).

Освобождение от обязательного аудита не запрещает непубличным АО проводить аудит по инициативе собственников, имеющих право голоса на общем собрании акционеров.

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (ст. 5 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2022 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано будет провести аудит за 2023 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2023 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат.

Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит. Не станет исключением и аудиторское заключение за 2023 г. Его нужно будет направить в налоговую вместе с бухгалтерской отчетностью в электронном виде. Если же его не подготовят к этому моменту, то сдать его нужно будет не позднее 10 рабочих дней со дня подписания, но не позднее 31 декабря текущего года.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения узнайте здесь.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Что проверяет аудит в госорганах

Статья 5. Обязательный аудит

Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.

1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 24.07.2023 N 355-ФЗ) применяется в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности инвестиционных советников начиная с отчетности за 2022 г.

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 355-ФЗ)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Ч. 3 ст. 5 применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Обязательный бухгалтерский и финансовый аудит

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую аудиторскую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово-хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиторской проверке, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Содержание

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям для проведения аудита.

Критерии обязательного аудита, действующие в 2023 году.

В статье 5 Закона № 307-ФЗ перечислены организации, для которых проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является строго обязательным, в частности к ним относятся:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если за год, предшествовавший отчетному году, поступило имущества свыше 3 млн. руб.;
  • юридические лица с доходом, за год, непосредственно предшествовавшему отчетному году, составляет более 800 млн. руб, или, если при учете сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб. (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации).

Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита

С 01.01.2021 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом № 476-ФЗ от 29.12.2020, которым установлены новые правила при определении компанией необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полностью изменена структура п. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ.

Одно из главных изменений — повышение финансовых критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • по доходам — с 400 до 800 млн. руб.;
  • по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн. руб.

По новым правилам обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, превысила 400 млн. руб.

Это правило (когда обязательность аудита зависит от финансовых критериев) распространяется не на все компании. В частности, не касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерская отчетность которая подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества предприятия.

При расчете измененных критериев для проведения обязательного аудита важно учесть следующие нюансы.

По новым правилам, при учете данных во время проведения аудиторской проверки, значение имеет доход от осуществления предпринимательской деятельности, ранее учитывалась выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Для целей Федерального закона № 307-ФЗ показатель дохода, полученного от предпринимательской деятельности, определяется с учетом следующих правил.

  • используется порядок, установленный законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно гл. 25 НК РФ подлежат учету доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
  • в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
  • учитываются доходы, полученные за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Кому в 2023 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудиторскую проверку в силу Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудиторскую проверку в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Каким НКО можно не проводить обязательный аудит

Согласно изменениям, внесенным в Закон № 307-ФЗ, с 2021 года проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необязательно для:

  • государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления капиталом;
  • иных фондов, у которых в году, предшествующему отчетному, поступило имущество, (включая деньги), 3 млн. руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудиторской проверки нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудиторскую проверку и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудиторская проверка не была проведена — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступает по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме, учет произведен по правилам;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям, финансовая часть не страдает.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудиторской проверки не снижается, так как она входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста реальных финансовых доходов и оптимизации финансовых расходов компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *