Как и на чем
Перейти к содержимому

Как и на чем

  • автор:

Оборот типа «как и»

Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как в случаях, если оборот начинается сочетанием как и: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Пауст.); В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное; Дети, как и взрослые, должны быть приучены к соблюдению правил общежития; Как и на прошлогодних соревнованиях, впереди оказались спортсмены Российской Федерации.

Поиск ответа

Здравствйте! Понимаю, что мой вопрос не является оригинальным, но всё же, пожалуйста, дайте на него развёрнутый ответ. Верно ли употреблено «так же» (наречие с частицей «же») во втором предложении следующего текста? «Перед работником Ивановым поставлены те же [самые] задачи по проверке аппаратуры, которые решает работник Петров. На работника Иванова так же возложены функции оператора ЭВМ.» Пишущему известно, что работник Петров одновременно с решением задач по проверке аппаратуры исполняет функции оператора ЭВМ. Правильно ли для корректной передачи мысли использовать наречие/союз «также»? Смыл текста заключается в том, чтобы сообщить читателю, что на работника Иванова так же, как и на работника Петрова, возложены функции оператора ЭВМ. Благодарю заранее за Ваш труд.

Ответ справочной службы русского языка

Во втором предложении следует использовать союз также. Проверить легко: его можно заменить союзом тоже («На работника Иванова тоже возложены функции. »)

Если важно подчеркнуть, что теперь Иванов и Петров выполняют одинаковые задачи по проверке аппаратуры и они оба операторы ЭВМ, предложения лучше перестроить.

Вопрос № 305728

В каком предложении выделенное слово пишется слитно? 1) Дарья ТАК(ЖЕ), как и На талья Петровна, родилась в Саратове. 2) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего маршрута работают камеры видеонаблюдения. 3) (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада были сильно повреждены линии электропередачи. 4) Михаил сообразителен и схватывает любую информацию (НА) ЛЕТУ. 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Вокруг день за днём происходило ТО(ЖЕ) самое, и Денис (В)СКОРЕ заскучал в деревне. 2) (ПО)НАЧАЛУ работа в прачечной показалась мне нетрудной, но уже через (ПОЛ)ЧАСА пот лил с меня градом. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ первых суток плавания пассажиры (ПО)НЕМНОГУ стали привыкать друг к другу. 4) КОГДА(ТО) суда флотилии не раз заходили в порты Персии, ЧТО(БЫ) запастись водой и провизией.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304645

Добрый день! Разрешите, пожалуйста, наш спор в группе жителей Лосиноостровского района. Одни утверждают, что правильно писать «Электричка от Ярославского вокзала в строну ЛосИ», другие «. в сторону ЛосЯ». Кто прав?

Ответ справочной службы русского языка

Название платформы (и реки) Лось склоняется так же, как и на рицательное существительное лось. Поэтому в разговорной речи верно: в сторону «ЛОся» (ударение на о). В остальных стилях речи лучше использовать родовое слово: в сторону платформы «Лось».

Вопрос № 288257

Добрый день. Скажите, слово «Класс» в значении восхищения и т.п. пишется так же как и на звание учебной аудитории (т.е. через 2 с) или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 283554

Нужна ли запятая: Как и на первом этапе(,) были осуществлены заборы воды.

Ответ справочной службы русского языка

Если значение «так же, как и на первом этапе», запятая нужна.

Вопрос № 283438

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в следующих предложениях возможен ли вариант написания тире вместо запятой? «Чё — не видишь?», «И чего — легче стало?». Вопрос возник, потому что до прочтения какой-то книги всегда ставил запятую, но в этой самой книге почему-то ставилось тире в одном из предложений. Развейте мои сомнения! 🙂

Ответ справочной службы русского языка

Обе фразы передают разговорную речь, поэтому в пунктуационном оформлении возможны варианты. Написание с тире, как и на писание с запятыми, корректно.

Вопрос № 278411

Здравствуйте. Правильно ли говорить: "Нефтеперерабатывающий завод"" ?

ЗАВОД, это промышленное предприятие, которое изготавливает продукцию из поступающих на него разнородных материалов и комплектующих изделий. На заводе их обрабатывают в соответствии с технологическим процессом, получая при этом необходимые детали. Из деталей и комплектующих изделий и сборочных единиц (узлы, агрегаты и т.д.) собирают некий продукт, производят его испытания отладку, регулировку. Завод не перерабатывает и не обогащает сырье, . каковой является нефть.

ЭТО ДЕЛАЮТ ФАБРИКИ. Например — обогатительные фабрики, которые повышают концентрацию (обогащают), извлекают из сырья нужные составляющие.
На фабрику поступает на переработку из шахт, приисков, разрезов, свкважин (руда. глинозем и т.д) . Фабрика перерабатывает увеличивая долю необходимого продукт на единицу измерения выпуская продукт в виде концентрата.

Фабрики изготавливают из сырья, например шерсти, хлопка – нитки и ткут ткани, которые опять же поступают на швейную фабрику (!).
На швейной фабрике имеет место деятельность такая же , как и на заводе.. По чертежам и прочей документации, из ткани, поступившей с ткацкой фабрики делают швейные изделия… При этом предприятие именуется фабрикой (швейная фабрика) , а не заводом..

Как все разложить логически по полочкам… ? Как правильно применять слова фабрика , завод.. . Объясните пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетания нефтеперерабатывающий завод, швейная фабрика корректны. Вопрос о том, почему одни предприятия в русском языке называются заводами , а другие фабриками , в свое время (а именно в 1954 году) задавал С. И. Ожегову один из читателей его знаменитого толкового словаря. Сохранился ответ Сергея Ивановича читателю, который может служить ответом и на Ваш вопрос:

Наименование промышленного предприятия то фабрикой, то заводом связано с рядом исторических условий. Слово «фабрика» распространяется у нас со времени Петра I. В тех отраслях производства, в которых еще до Петра I имелась форма промыслового или промышленного предприятия, сохраняется название «завод». Такова, например, область металлургии, область производства, связанная с обработкой сельскохозяйственной продукции (кожевенный завод, современные консервный завод, хлебозавод и т. п.). Бумажное производство существовало до Петра I, но предприятия назывались «мельницами», а не «заводами», и со времени Петра I их стали звать «фабриками». Текстильное производство, как правило, не было организовано в форме предприятий, и со времени Петра I, когда появляются текстильные предприятия, они получают названия «фабрик». Исторические условия были, по-видимому, главным моментом, определившим различие наименований промышленных предприятий.

Вопрос № 272576

Ответ справочной службы русского языка

Эта фамилия склоняется так же, как и на звание страны: для Ивана Украины, Ивану Украине и т. д.

Вопрос № 271521

Ответ справочной службы русского языка

Можно сказать, что написание этого слова проверяется в словарном порядке ( как и на писание однокоренных слов седло, оседлый). Ударный гласный Е есть в однокоренном слове сел, сели, села.

Вопрос № 266304

Ответ справочной службы русского языка

На месте пропуска следует поставить двоеточие, так как во второй части бессоюзного предложения раскрывается причина.

Вопрос № 265943

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 261149

Ответ справочной службы русского языка

Эта фамилия склоняется так же, как и на рицательное существительное дубровка: Дубровки, Дубровке и т. д.

Вопрос № 258046

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: . расширение полости, так же как и на мезиально-контактной поверхности, должно проводиться.

Вопрос № 257608

Ответ справочной службы русского языка

Правила образования и написания отчеств в русском языке существуют, их можно найти в специализированных словарях и справочных пособиях (см., например, «Словарь русских личных имен» А. В. Суперанской). Другое дело, что от некоторых имен образуются двоякие формы отчеств ( Геннадьевич и Геннадиевич , Даниилович и Данилович ). Вот в таких случаях (когда возможны варианты) единственно верным написанием отчества конкретного человека будет то, которое указано в его паспорте (или свидетельстве о рождении).

Вопрос № 255023

Ответ справочной службы русского языка

Сегодня нормативно: Первая мировая война, Вторая мировая война .

Запятая перед «как»: когда ставить

Необходимость постановки запятой перед «как» каждый раз требует внимательности и анализа предложения. Вместе с учителями русского языка РБК Life объясняет, когда нужно и когда не нужно ставить запятую.

Содержание

Когда запятая перед «как» не ставится

1. Когда «как» — обстоятельство образа действия

  • Тропинка вилась как змейка.

Важно не то, что тропинка вилась вообще. Автор хочет донести до нас образ этой тропинки. Можно поставить в таком случае «как змейка» в творительный падеж (кем, чем) — тропинка вилась змейкой.

2. Если союз «как» имеет значение «в качестве»

  • Пашу везде принимали как своего.
  • Она была известна многим как честный человек.
  • Андрей был востребован как хороший учитель.

В этих примерах вместо замены на творительный падеж, мы можем поставить слово «в качестве». Пашу везде принимали в качестве своего. Андрей был востребован в качестве хорошего учителя.

3. Входит в состав сказуемого

  • Он стоял как громом пораженный.
  • Она ведет себя как хозяйка.
  • Всё шло как всегда.

«Как» не выделяется запятой, если входит в состав сказуемого или тесно связано с ним по смыслу.

4. Если обороту предшествует частица «не» или слова «совсем», «совершенно», «почти», «вроде», «точь-в-точь», «именно»

  • Он сделал задание не как просили.
  • Маша вела себя совсем как ребенок.
  • Танец был почти как откровение.
  • Его зеленые глаза были точь-в-точь как у матери.
  • Производитель выделяет этот товар среди своих других именно как брендовый.

5. «Как» входит во фразеологизм

  • У вас тут как в аптеке.
  • От страха я была бледна как смерть.
  • Я сегодня целый день как белка в колесе.
  • Витька вернулся с работы голодный как волк.
  • Ты пишешь как курица лапой.

У фразеологизмов особые привилегии в русском: они никогда не выделяются запятыми. Главное — уметь видеть их в тексте. Помните, что фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, смысл которых не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав, а трактуется целиком. Например, как в аптеке = чисто. Как белка в колесе = беспрестанно что-то делать.

Но на самом деле, если вы посмотрите на примеры, то поймете, что невозможно фразеологизмы просто отбросить без потери смысла, они напрямую прикреплены к грамматической основе.

Ангелина Кульнис

Ангелина Кульнис Учитель русского языка школы ЕГЭLand

6. Как часть сопоставительного союза «как…, так и» и подчинительных союзов «так как», «как будто», «словно как» и других

  • Задание из ЕГЭ было непонятно как школьникам, так и учителям.
  • Так как шел сильный дождь, мы пропустили экскурсию.
  • Она была словно как чужая: молчала и сидела у окна. («Человек из ресторана», Шмелев).

Особого внимания требуют составные союзы «в то время как», «с тех пор как», «по мере того как» и другие — в них запятая перед «как» обычно не ставится, однако существует поправка на интонацию и смысл каждого отдельного предложения: в зависимости от коммуникативного замысла автора, запятая может ставиться как перед всем союзом, так и внутри него. Не забудь помыть руки перед тем, как садиться за стол. Перед тем как сделать это, подумай хорошенько.

Константин Рыжов

Константин Рыжов Методист по русскому языку домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат филологических наук

Когда ставится запятая перед «как»

1. «Как» присоединяет придаточную часть сложноподчиненного предложения

  • Я вижу из окна, как плывут облака.
  • Она постоянно рассказывает, как прошлым летом ездила в Грузию.

Здесь запятая ставится по общему правилу: на стыке двух частей сложного предложения.

Запятая может отсутствовать, если в сложноподчиненном предложении есть несколько однородных придаточных частей с союзом или союзным словом «как» и последняя из них присоединяется одиночным соединительным или разделительным союзом («и», «или»). «Я только хотела сказать, как ты мне дорог, как часто я думаю о тебе и как хочу скорее вновь тебя увидеть».

Константин Рыжов

Константин Рыжов Методист по русскому языку домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат филологических наук

2. При сравнительном обороте

  • Ты работала, как пчелка, чтобы получить эту должность.
  • Водная гладь, как зеркало, отражала небо.
  • Ее надежды таяли, как снег весной.
  • Мой дедушка поет очень красиво, как соловей.

Здесь после «как» уже нет новой грамматической основы. Мы могли вообще отбросить «как соловей», но автор решил уточнить, насколько красиво поет дедушка — как соловей. Можно было оставить просто: мой дедушка поет очень красиво. И нам была бы понятна мысль: именно это и хотел сказать автор. Поэтому сравнительный оборот и выделяется: его можно отбросить без потери основного смысла.

Ангелина Кульнис

Ангелина Кульнис Учитель русского языка школы ЕГЭLand

Здесь проходит очень тонкая грань с ситуациями, когда такой оборот в большей степени имеет значение обстоятельства образа действия, чем сравнения. Его голос прозвучал как гром (= очень громко, устрашающе).

Константин Рыжов

Константин Рыжов Методист по русскому языку домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат филологических наук

3. Если оборот носит характер причины

  • Андрей, как самый высокий мужчина в коллективе, вызвался повесить шторы. (= поскольку был самым высоким)

4. Если в основной части предложения есть указательное слово («так», «тот», «такой», «столь»)

  • Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно, как на Невском проспекте («Невский проспект», Гоголь).
  • Я всегда мечтала быть такой, как моя сестра.

5. Если оборот начинается сочетанием «как и»

  • На площади, как и на всех центральных улицах, было многолюдно.

6. Если оборот выражен сочетаниями, близкими к вводным («как правило», «как исключение», «как всегда», «как назло»)

  • Эти млекопитающие встречаются, как правило, на юге.
  • Мы, как правило, обсуждаем на планерке актуальные новости и материалы на перспективу.
  • Игорь и Света опоздали, как всегда.
  • В Санкт-Петербурге, как всегда, идет дождь.

7. В оборотах с конструкциями «не что иное» и «не кто иной»

  • Это не что иное, как злой рок.
  • Это был не кто иной, как сам Петр Сергеевич.
  • В комнату вошел не кто иной, как сам руководитель проекта.

Если не получается запомнить все правила, можно сосредоточиться на случаях, когда запятая не нужна, а в остальных просто ставить запятую. Ну, и конечно, без повторения и тренировки не обойтись.

Елена Донецкова

Елена Донецкова Старший преподаватель русского языка и литературы домашней школы «ИнтернетУрок»

Вопрос "на чем" какой падеж? Как задать к нему правильный вопрос?

Какой писать вопрос сверху над стрелкой от главного к зависимому слову: "на чем" или "о чем"?

Во втором классе происходит только знакомство с падежами. Задача в том, чтобы школьники запомнили названия падежей и вопросы, научились задавать вопросы и определять с их помощью падеж. О предложном падеже они должны знать, что он всегда употребляется с предлогами, для начала даётся только предлог "о", далее ученики узнают и о других предлогах, употребляющихся с этим падежом: на, в, при.

Вероятно, Автор вопроса привёл неудачный пример с предлогом "на", скорее всего в предложении для анализа было слово с предлогом "о". Если "на", так над стрелочкой и пишем — "на чём?", П.п. В любом случае задавать вопрос нужно, включая в него предлог: "под столом" — "под чем?", на "столе" -"на чём?".

Другая трудность в том, что сейчас в учебниках начальной школы часто игнорируется буква "ё", что вызывает у младших школьников определённые трудности, в частности с вопросами П.п. и Тв.п.: там и там "чем", если без "Ё", но если помнить о том, что П.п. употребляется с предлогом, то никогда не прочитаешь "о чем?", а только "о чём?".

Подводя итог, скажем: если "на дереве", то и вопрос "на чём?", если "о дереве", то и вопрос "о чём?" В любом случае это предложный падеж!

Разумеется, исходим из того, что в школьном курсе современного русского языка официально выделяется 6 падежей (хотя есть и "восьмипадежная" система- два родительных и местный- и даже "десятипадежная").

Падежные вопросы, имеющиеся у каждого падежа, — подсказка, определяющая правильную грамматическую форму (окончание).

Два падежа: дательный и предложный-имеют, помимо падежного, ещё и смысловой вопрос.

Например, в словосочетании "бежит по дороге" зависимое существительное находится в форме дательного падежа, отвечает на вопросы "по чему?" (падежный вопрос) и "где?"(смысловой). Другое словосочетание с сущ. в д.п.-"иди к доске", здесь сущ. тоже имеет 2 вопроса: к чему? (падежный?) и куда? (смысловой).

Такая же ситуация с предложным падежом. Например, "написал на листе" — сущ. находится в форме п.п., отвечает на падежный вопрос "на чём?" и на смысловой "где?".

В случае со словосочетанием "спрятаться на дереве" мы тоже имеем дело с двумя вопросами: на чём? (падежный) и (где?). Замечу, что для правописания важнее падежный вопрос, т.к. смысловой может запутать школьников, поэтому правильно задать вопрос падежный: на чём? на дереве.

Важно помнить, что традиционный вопрос "о чём?" — это только один из вопросов предложного падежа, их больше: на чём?/на ком?, в чём?/в ком?, при чём?/при ком?

Обычно составляется таблица падежей и употребляющихся с ними предлогов вместе с вопросами.

Для предложного падежа характерны предлоги в, на, о/об, при. Нужно просто сразу показать детям этот вопросный ряд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *