Что такое контрактная система в сфере закупок
Перейти к содержимому

Что такое контрактная система в сфере закупок

  • автор:

Как работает контрактная система в госзакупках: этапы и последовательность

Kislorod продолжает разбираться в тонкостях закона №44-ФЗ о государственных закупках и помогает НКО понять, что к чему. В этом материале мы выясним, как работает контрактная система в госзакупках и какие у нее есть этапы.

Для начала давайте освежим память о том, что вообще такое контрактная система в сфере госзакупок (обо всех терминах закона №44-ФЗ мы писали в этом материале). Итак, контрактная система – это совокупность всех участников государственных закупок и их действий по составлению и размещению заявок, определению исполнителей, подписанию контракта и выполнению обязательств всеми сторонами.

Контрактная система регулируется:

  • Законом №44-ФЗ о госзакупках;
  • Положениями Конституции, а также гражданского (касаемо договоров и их исполнения) и бюджетного (касаемо оплаты и других денежных отношений) кодексов РФ;

Кроме того, правовые акты о государственных закупках вправе принимать Президент, Правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления.

Как вы понимаете, контрактная система – это довольно сложный алгоритм, и прежде чем работать с ним, надо для начала разобраться в его этапах.

Этап 1. Планирование и прогнозирование

Первый этап начинается с того момента, когда заказчик (а это, как мы помним, любое учреждение, получающее финансирование из бюджетных средств) определяет свою потребность (государственные/муниципальные нужды): выбирает объект (товар/работу/услугу), который он хочет приобрести; фиксирует его цену (то количество средств, которое он готов на это потратить) и составляет план-график закупок (чаще всего на ближайший год). Этот этап касается только заказчика, но если вы, как поставщик, будете знать о его планах и прогнозах, то сможете «подстроиться» и быть готовым к заявкам – список планов заказчиков на ближайшее время можно найти в открытом доступе – в отдельной вкладке на главном госзакупочном сайте.

Заказчики могут прогнозировать закупки для своих нужд двумя способами: план и план-график. Первый формируется на 3 года сразу (1 текущий и два плановых периода), а второй – на 1 год (календарный). Однако по новым поправкам к закону, вступающим в силу с 1 октября 2019 года, двухэтапная система планирования отменяется, и с 2020 года заказчикам надо будет размещать только план-график, прописанный на 3 года. План обязан быть утвержденным в течение 10 дней после определения сметы. А теперь главное правило – заказчик не может разместить закупку, если ее нет в утвержденном плане-графике. То есть все необходимые товары и услуги заранее тщательно продумываются и прописываются, что, несомненно, очень на руку исполнителям, точнее – их планам.

Этап 2. Определение поставщика товаров/работ/услуг

Уже касается не только заказчиков, но и напрямую поставщиков. Начинается с момента, когда заказчик объявляет закупку и публикует извещение (информацию о закупке) на сайте (Единая информационная система – о ней более подробно в отдельном материале), и заканчивается моментом выбора участника. Кстати, иногда бывает такая ситуация, что торги подходят к концу, но никто не отправил заявку на участие, и тогда процесс заканчивается, а данные торги признаются несостоявшимися.

Этап 3. Сопровождение заключенного контракта (мониторинг, аудит, контроль)

Итак, допустим, вы (как поставщик товаров или услуг) выиграли конкурс и заключили с заказчиком контракт. Но мало просто выиграть, самое «интересное» будет только сейчас, на третьем этапе. Начинается он с момента выполнения вами обязательств и заканчивается подписанием актов приема, оплатой со стороны заказчика и возвратом средств за обеспечение контракта (гарантия выполнения обязательств со стороны поставщика – более подробно об этой мере вы можете почитать в нашем отдельном материале). Конечно же, настоятельно рекомендуем вам при исполнении условий договора руководствоваться принципами контрактной системы, чтобы все прошло гладко, заказчик был доволен вами, а вы – своевременной оплатой за хорошо проделанную работу.

И еще один важный совет: прежде чем подавать заявку на какую-либо закупку, тщательно оцените все свои возможности, потому что если вы не справитесь с поставленной задачей, то понесете большие риски (не получите возврат средств на обеспечение контракта и попадете в список недобросовестных поставщиков). Дайте себе точный ответ: сможете ли вы вообще выполнить все эти условия. Если нет, то рекомендуем вам еще немного «подрасти» и набраться опыта, если да – желаем вам удачи!

Что такое контрактная система в сфере закупок

Что такое контрактная система в сфере закупок

Список клиентов компании состоит из разных организаций — как коммерческих, так и государственных. Работа с каждым партнером ведется персонально. В некоторых крупных фирмах даже существуют специальные отделы по работе с муниципальными и госструктурами, так как взаимодействие с ними требует определенных знаний. Одной из составляющих бизнеса и для крупного поставщика, и для небольшой фирмы является система контрактов в сфере закупок. В чем же ее специфика?

Общие положения и структурные составляющие системы закупок

Общие положения и структурные составляющие системы закупок

Система контрактов в госзакупках — это сумма процессов и субъектов. Она включает в себя различных участников, их действия по подаче заявок и выбору поставщиков товаров и услуг. Сюда же входит контроль со стороны вышестоящих органов за процессом закупок.

Участники системы контрактов — заказчики и исполнители, а также организации, контролирующие процесс. Заказчиками в сфере госзакупок выступают органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения. О том, кто занимается системой госзакупок, подробнее поговорим позже.

С начала 2019 года все госзакупки проводятся на электронных площадках. Поэтому, операторы сайтов, на которых проходит конкурсный отбор поставщиков тоже полноправные участники закупочной системы.

В России систему контрактов законодательно регулируют Конституция РФ, Гражданский и Бюджетный кодексы. Порядок проведения госзакупок регламентируется статьями Закона № 44-ФЗ.

Свои системы госзакупок есть и в других странах, например, в Германии, Великобритании, США. И они имеют схожую организацию.

От овощей до нефтеперерабатывающих заводов

От овощей до нефтеперерабатывающих заводов

Может показаться, что госзакупки связаны только с большими деньгами. Однако, это не всегда так. Например, исполнителями закупок могут быть как юридические, так и физические лица, включая ИП. Поэтому суммы контрактов могут отличаться.

Приведем пример. Дому ребенка в Екатеринбурге необходимо закупить овощи в столовую на сумму 25100 рублей. Количество овощей сравнительно небольшое — несколько сотен килограммов и исполнителем такого контракта может стать, например, ИП — владелец (или вообще единственный сотрудник) частного фермерского хозяйства. Фермер может подать заявку на участие в закупках и по итогам конкурса стать поставщиком.

Приведем «противоположный» пример. Одним из крупных зафиксированных госконтрактов является договор о строительстве Амурского газоперерабатывающего завода. Этот гигант располагается недалеко от города Свободного Амурской области. Согласно открытым данным, стоимость контракта — 790,6 миллиардов рублей.

Резюмируем, госконтракты — это то, что нас окружает. Участниками торгов могут стать и физические лица, и крупнейшие корпорации. Единственное исключение — к госзакупкам не допускаются компании, которые зарегистрированы в офшорной зоне.

Какие этапы включает система госзакупок

Какие этапы включает система госзакупок

В системе закупок выделяют три этапа:

Планирование. Заказчик определяет свою потребность в товаре или услуге, устанавливает цену и составляет план закупок. На этом этапе заказчик занимается планированием, но поставщик также может принять участие. Заказчик разрабатывает план-график закупок на следующие три года, поэтому поставщик готов к запросу заказчика в любой момент.

Выбор поставщика. Заказчик объявляет о необходимости закупки какого-либо товара или услуги и публикует извещение. Исполнители отправляют заявки. Второй этап закупок завершается выбором поставщика или подрядчика. Бывают и такие ситуации, когда торги заканчиваются, но за отмеренный период заявок на участие не поступает. Тогда торги признаются несостоявшимися.

Сопровождение контракта. Поставщик выигрывает конкурс и заключает контракт. Партнеры выполняют обязательства — подписывают акты, производят оплату. Проводится проверка.

Ответственность и риски в сфере закупок

Ответственность и риски в сфере закупок

Поставщик товаров или услуг должен скрупулезно оценить собственные возможности. Неисполнение обязательств ведет к негативным последствиям — так, исполнитель может, например, попасть в список недобросовестных поставщиков.

Тем не менее, участие в госзакупках — это не только риск, но и возможности. Многие крупные предприниматели начинали бизнес с небольших контрактов: исполнив их, они постепенно переходили к более серьезным вариантам.

Если вы хотите разобраться во всех моментах системы в сфере закупок, пройдите обучение на контрактного управляющего в НИПКЭФ. Наш дистанционный курс будет полезен юристам и бухгалтерам, экспертам, руководителям и индивидуальным предпринимателям. Обучаясь у нас, вы сможете действовать в рамках правовых норм, анализировать все виды ответственности в контрактной системе закупок, а также полностью контролировать процесс и приносить себе и компании прибыль.

Кто и как контролирует контрактную систему

Кто и как контролирует контрактную систему

Ключевые контролеры системы закупок — государство и муниципальные образования. Но есть еще контроль покупателя, общественный, ведомственный и казначейский контроль. Подконтрольными лицами выступают участники закупочной системы — от заказчиков и исполнителей до операторов.

Среди пунктов, которые контролируют госорганы, значатся финансовое обеспечение контрактов, объемы этого обеспечения в планах, составление договоров с подрядчиками и поставщиками, критерии выбора победителей конкурса и многое другое. Все вопросы, которые касаются структурных составляющих системы закупок, — сколько денег планируется потратить на товар или услугу, насколько верно составлен договор, по какому принципу выбирают исполнителя — находятся под контролем государства.

Относительно новым видом является общественный контроль за системой контрактов. В роли инициатора проверки в этом случае выступает, например, Общественная палата РФ или сами участники закупок. Формами могут стать общественный мониторинг, экспертиза и т. д.

Роль ФАС в вопросе контроля за системой закупок

Роль ФАС в вопросе контроля за системой закупок

Важными контролирующими органами выступают Федеральная антимонопольная служба, а также антимонопольные службы регионального и муниципального уровней. ФАС принимает жалобы обеих сторон, осуществляет плановые и внеплановые проверки. Служба имеет право в том числе остановить процедуру реализации госзаказа, а также, в исключительных случаях, — отменить необходимость выполнения условий контракта для сторон. Именно ФАС вносит поставщиков в реестр недобросовестных исполнителей. Тем не менее, полномочия антимонопольной службы не безграничны, и ее решение периодически можно обжаловать — например, через Арбитражный суд.

В зону ответственности антимонопольных служб различных уровней входят любые виды закупок, кроме Гособоронзаказа и иной деятельности, в которой имеются материалы, содержащие государственную тайну.

О преимуществах работы с закупками для исполнителей

О преимуществах работы с закупками для исполнителей

Госзакупки — популярное направление для ведения бизнеса и в нашей стране, и во многих других странах. Есть отрасли с большой конкуренцией, но есть и такие ниши, в которых проявить себя может любой предприниматель. По информации за 2021 год о торгах с участием госорганизаций, на один лот приходилось в среднем от одного до шести участников — конкуренция есть, но и шансы на победу не так малы.

Список отраслей, в которых ведутся торги, является практически бесконечным — ведь государственному учреждению может понадобиться все, от шариковых ручек до космического корабля. Подобные конкурсы могут быть объявлены и государственными, и частными компаниями.

Компании, которая планирует работать с закупками, нужно понимать, что госзаказ — это не только, например, Олимпиада в Сочи, но и небольшая поставка кондиционеров для администрации районного центра. Поэтому нужно «копить» тендеры, начиная с небольших заказов и постепенно переходя к более крупным. А если для успешной работы с госзакупками вам не хватает квалификации, приходите к нам на курс обучения специалиста по тендерам!

Что такое контрактная система по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 24 октября

Что такое контрактная система по 44-ФЗ: разбираемся в главных понятиях

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое контрактная система по 44-ФЗ
  • Виды закупок в контрактной системе по 44-ФЗ
  • Обучение по 44-ФЗ для понимания контрактной системы

Для тех, кто планирует войти в сферу госзакупок, необходимо знать, что такое контрактная система по 44-ФЗ. Именно указанный закон регламентирует закупочную деятельность на федеральном и муниципальном уровнях.

С момента введения в 2014 г., система госзакупок претерпевала изменения, и этот процесс еще не закончен. Последние новшества прошли в 2019 г., а еще несколько запланированы на 2020 г. Поэтому в нашем материале расскажем, что представляет собой контрактная система на данный момент.

Что такое контрактная система по 44-ФЗ

У неопытных поставщиков часто возникают трудности, когда они решают участвовать в закупках и сталкиваются с понятием контрактной системы. Обычно данный термин понимают как любые поставки заказчикам после подписания соответствующего контракта. Однако это мнение ошибочно: контрактной системой закупок называется торгово-закупочная деятельность, нормы осуществления которой устанавливаются Законом 44-ФЗ.

Контрактная система позволяет на законодательном уровне регулировать проведение тендеров организациями, финансируемыми из средств государственного, муниципального бюджетов.

01.01.2014 г. в силу вступил закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» от 05.04.2013 г., наиболее известный как 44-ФЗ. До этого использовался 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд».

Согласно 44-ФЗ, контрактная система объединяет в себе всех участников и их действия, цель которых состоит в обеспечении нужд на государственном, муниципальном уровне. В данном случае работа может вестись при помощи Единой информационной системы, при условии, что использование последней не исключается нормами Федерального закона. Все действия осуществляются согласно законодательству РФ и нормативным правовым актам, регулирующим контрактную систему.

В контрактной системе закупок 44-ФЗ участвуют:

  • орган исполнительной власти федерального уровня, отвечающий за регулирование данной сферы;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, имеющие аналогичные функции;
  • иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, обладающие полномочиями для нормативно-правового регулирования и контроля;
  • заказчики;
  • участники закупок, исполнители;
  • уполномоченные органы, учреждения, специализированные организации;
  • операторы ЭТП.

Статьи 6–12 Закона 44-ФЗ содержат основные характеристики контрактной системы, а именно:

  • Доступность, прозрачность данных, что предполагает возможность безвозмездно работать со сведениями в интересующей нас сфере. Эта норма обеспечивается благодаря использованию единой информационной системы. Все сведения должны быть полными, достоверными.
  • Обеспечение конкурентных условий. То есть, согласно 44-ФЗ, ко всем участникам торгов должны предъявляться одинаковые требования. При этом организаторам тендера следует поддерживать добросовестную конкуренцию, не допускаются какие-либо попытки ее ограничить.
  • Профессионализм организатора. Согласно этому принципу в качестве исполнителей привлекаются квалифицированные специалисты. Кроме того, заказчик должен содействовать росту их уровня выполнения работ.
  • Содействие использованию новых технологий. То есть в приоритете должна быть инновационная, высокотехнологичная продукция.
  • Единство контрактной системы закупок по 44-ФЗ, общие для всех поставщиков понятия, принципы планирования, проведения закупок, их мониторинга, контроля.
  • Ответственность организатора тендера за результаты процедуры. То есть в результате закупки нужно прийти к изначально заданному результату.

Контрактная система

В статье 3 Закона 44-ФЗ раскрываются ключевые термины контрактной системы:

  • контрактная система;
  • процедура определения исполнителя;
  • закупка ТРУ;
  • участник торгов;
  • государственный, муниципальный заказчик;
  • государственный, муниципальный контракт;
  • органы, отвечающие за регулирование и контроль;
  • эксперт и экспертная организация;
  • совокупный годовой объем закупок;
  • электронная площадка, специализированная электронная площадка, операторы ЭТП.

Изучив статью 3 Закона 44-ФЗ, вам будет легче разобраться в нормах контрактной системы, так как вы будете понимать основные термины.

Виды закупок в контрактной системе по 44-ФЗ

В ст. 24 Закона 44-ФЗ установлены допустимые варианты выбора исполнителя, существующие виды закупок. Каждый способ описывается в других статьях Главы 3 этого законодательного акта.

Контрактная система по 44-ФЗ предполагает такие ключевые разновидности закупок:

  1. У единственного исполнителя. Данный подход может применяться при максимально ограниченной конкуренции, когда право выбора поставщика принадлежит заказчику. Весь список закупок, проводимых по такой схеме, прописан в статье 93. В целом, данный метод может использоваться для любой закупки, если ее сумма не более 300 тысяч рублей. Если же в роли заказчика выступает учреждение культуры, искусства, спорта, науки либо организация, занимающаяся детьми-сиротами, то, согласно 44-ФЗ, сумма равна 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы – другие виды госзакупок.

Конкурентные закупки проводятся в двух форматах по 44-ФЗ: открытом и закрытом. К участию в первых допускаются все поставщики. Тогда как закрытая закупка проходит согласование с ФАС, рассчитывать на контракт может только ограниченный круг игроков рынка. По 44-ФЗ подобные закупки проходят в виде конкурса и аукциона.

Виды госзакупок

  • В открытой форме, когда к участию в мероприятии могут быть допущены все желающие компании. Их заявки с предложениями сравнивают и, отталкиваясь от положений конкурса, выбирают победителя. Выигрывает тот, кто смог предоставить самые выгодные условия.
  • С ограниченным участием, согласно нормам ст. 56 Закона 44-ФЗ. Можно подумать, что такой тип конкурса не отличается от открытого, так как на него может подать заявки неограниченный круг лиц. Разница в том, что участников проверяют по основным и по дополнительным требованиям. Заявки проходят предварительный отбор, и только из оставшихся выбирают победителя.
  • В два этапа. В данном случае рассматриваются все параметры заявок, но изначально поставщики не указывают цену. Вышедшие в финал участники подают предложение с ценой – именно по ней выбирают победителя. Данная разновидность конкурсов подходит, когда заказчик хочет получить высокое качество, инновационность и использование самых современных технологий, а цена уходит на второй план.
  • В закрытой форме. Такой вариант, в отличие от открытого, предполагает допуск только определенных поставщиков. Все претенденты обязательно соответствуют общим и дополнительным требованиям, на основе которых организатор готовит приглашения на участие в торгах.
  • В закрытой форме с ограниченным участием. Здесь есть особенности закрытого формата и торгов с ограниченным участием – в закупке участвует группа, предварительно отобранная организаторами.
  • В закрытом формате, предполагающем два этапа. Такой конкурс одновременно похож на закрытый и двухэтапный. К участию допускается ограниченный круг лиц: сначала формируется предложение, и только потом выставляется цена. Именно исходя из последней и выбирают победителя.

По закону 44-ФЗ о контрактной системе для аукционов может выбираться как открытая, так и закрытая форма. Половина закупок для государственных и муниципальных нужд проводится на электронных площадках в формате аукциона. Для участия в таком мероприятии нужно подготовить заявку, включающую в себя две части.

Первая часть заявок позволяет организаторам выбрать лучших из общего числа участников торгов. После чего подаются предложения по цене, и в рамках аукциона начальная максимальная стоимость закупки (НМЦ) постепенно снижается каждым участником. Побеждает тот, кто смог довести свою цену до низшего показателя среди всех предложений. Договор подписывают, проверив вторую часть заявки, для этого ее положения должны отвечать условиям торгов. Иными словами, даже если компания предложила лучшую цену, ей все еще не гарантирована сделка.

44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, есть несколько отличий закрытых аукционов от открытых:

  • документация не выставляется в СМИ, ЕИС;
  • документы могут изучать только приглашенные заказчиком исполнители;
  • для проведения электронных торгов используются специальные ЭТП;
  • для подачи заявки запечатывают в конверты;
  • закрытые аукционы обычно организуются для закупки ТРУ, информация по которым относится к государственной тайне.

Контрактная система по 44-ФЗ предполагает и другие варианты проведения конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. В данном случае основным показателем для заказчика является стоимость. Победитель должен отвечать единым требованиям и назначить лучшую цену. Отметим, что такие закупки могут проводиться только при сумме контракта до 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Речь идет о достаточно редко используемом принципе организации закупок, что связано с наличием некоторых ограничений. Обычно такой формат стараются применять, если повторные конкурсы или аукционы признаны несостоявшимися. Также данный подход позволяет быстро произвести закупку лекарств, юридически защитить интересы страны за рубежом. Если сравнивать запрос котировок с запросом предложений, то во втором случае оценивается вся поступившая заявка, а не только цена.

Обучение по 44-ФЗ для понимания контрактной системы

Любому заказчику нужно обучиться, чтобы не испытывать проблем при работе по принципам контрактной системы 44-ФЗ. Работники контрактной службы и контрактный управляющий допускаются к закупкам только при наличии высшего либо дополнительного профессионального образования в данной сфере. Высшее образование по закупкам можно получить в вузе за 2–5 лет, после чего студенту выдается диплом.

Обучение по 44-ФЗ

Дополнительное образование предполагает повышение квалификации или профессиональную переподготовку. В первом случае сотрудник получает более высокую категорию в рамках имеющейся специальности, а переподготовка дает новую специальность. Также есть разница по формату получаемого документа. По итогам переподготовки получают диплом, а при повышении квалификации – удостоверение. Если вам необходимо обучиться тонкостям применения 44-ФЗ с нуля, лучше остановить выбор на высшем образовании либо профессиональной переподготовке.

Однако, чтобы заниматься, например, планированием в контрактной системе по 44-ФЗ, мало иметь образование, необходим и практический опыт.

От человека, назначенного ответственным за проведение закупок, требуются следующие навыки:

  • сбор, архивирование документов;
  • работа с базами данных;
  • использование ЕИС;
  • работа с вычислительной техникой;
  • анализ замечаний во время общественного обсуждения закупок;
  • формирование НМЦК;
  • обоснование цены контракта;
  • анализ заявок;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор способа, позволяющего выявить победителя;
  • составление отчетов;
  • подготовка проектов, типовых условий контрактов;
  • формирование планов-графиков.

Если вы хотите успешно работать с контрактной системой закупок по 44-ФЗ, не менее важно ориентироваться в законодательстве в сфере госзаказа, антимонопольном, гражданском, бюджетном, земельном, трудовом, административном праве.

Можно воспользоваться бесплатным обучением, в том числе уроками по 44-ФЗ для начинающих в видеоформате на сайте ЕИС. Кроме того, обучение для заказчиков и поставщиков нередко организуют региональные органы власти, отвечающие за регулирование закупочной деятельности. В Москве за это направлении работы отвечает Департамент г. Москвы по конкурентной политике. Еще один ресурс, предоставляющий бесплатные обучающие материалы, – ЭТП. Если повезет, вы можете попасть на семинары и вебинары, которые иногда организуют федеральные торговые площадки.

У вас всегда есть возможность бесплатно получить всю необходимую информацию из открытых онлайн-источников. Но здесь нужно быть внимательным, ведь такие сведения никто не проверяет на актуальность и соответствие действительности.

Обучение важно для участников торгов, чтобы понимать основы законодательства, сферы применения положений 44-ФЗ о контрактной системе, регламент проведения закупок, виды и особенности процедур, критерии, по которым выбирается исполнитель, а также порядок подписания договора. Стоит ознакомиться с судебной практикой по делам, имеющим отношение к госзакупкам – тогда вы будете готовы к хитростям заказчиков и не допустите наиболее распространенных ошибок.

Что такое контрактная система в сфере закупок

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Готовые решения. Вопросы применения ст. 3

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, — заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, — контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.4) отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами — контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;

(п. 8.5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *