Минфином сообщен порядок обращения в подкомиссию для получения разрешений на осуществление резидентами сделок с иностранными лицами недружественных государств, а также валютных операций
Порядок направления заявления, а также полный перечень прилагаемых документов указаны в пунктах 4 — 15 Постановления Правительства РФ N 295 от 06.03.2022.
В информации, в частности, указаны адреса, в которые могут быть направлены документы в электронном виде, на бумажном носителе или нарочно.
Сообщен перечень оснований для вынесения вопроса на подкомиссию правительственной комиссии (приведены наименования видов сделок, подлежащих согласованию).
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Первый опыт: сделки с долями российских компаний при участии лиц из недружественных стран
Сейчас такие сделки без разрешения Правительственной комиссии невозможны. Но правила выдачи разрешений до сих пор не приняты. Адвокаты МКА «Николаев и партнеры» провели уже три сделки и делятся опытом первопроходцев
Особый порядок осуществления сделок с долями в российских организациях, совершаемых с участием лиц из недружественных стран, установлен Указом Президента РФ от 8 сентября 2022 г. № 618. Для совершения таких сделок требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. При этом нет регламента, определяющего порядок, сроки и условия выдачи таких разрешений.
Несмотря на это, адвокаты МКА «Николаев и партнеры» успешно провели три сделки, получив разрешения Правительственной комиссии. Делимся своим опытом.
Когда нужно разрешение комиссии и можно ли обойтись без одобрения ФАС?
Разрешение Правительственной комиссии необходимо на все сделки по продаже долей, акций, недвижимости с любыми юридическими лицами, где собственником выступает резидент недружественной страны.
По сделкам на сумму свыше 7 млрд руб. перед обращением в Правительственную комиссию нужно получить одобрение (решение) ФАС России. В некоторых случаях комиссия выдает разрешения без проверки наличия решений ФАС. В свою очередь, налоговый орган регистрирует переход права собственности на доли независимо от одобрения ФАС. Только необходимо учитывать, что сделка без такого одобрения возможна, но является оспоримой. Сделка без согласия Правительственной комиссии вовсе невозможна.
Что указать в заявлении о выдаче разрешения комиссии и как его подать?
По общему правилу компания подает заявление через то министерство, которое ее контролирует, т.е. является регулятором. По большинству видов деятельности для обычных коммерческих компаний это Минпромторг и Минфин.
В заявлении важно указать срок, на который требуется разрешение. Обычно он привязан к сделке. Также необходимо обозначить источник средств – собственные они или кредитные. Что касается кредитных средств, достаточно представить справку о рассмотрении заявки на кредит, в идеале – решение кредитного комитета. Наличие собственных и заемных средств на счетах проверять никто не будет.
Чаще покупатель в виде юридического лица специально создается под сделку. Чтобы у комиссии не было вопросов о благонадежности покупателя, нужно показать, что созданная организация входит в группу компаний холдинга или что покупателем владеет лицо, способное реализовать сделку.
Также необходимо обосновать целесообразность как продажи, так и покупки. Например, можно указать следующее: «Объект не используется в профильной деятельности Компании. Решение о продаже принято с целью минимизации издержек, связанных с содержанием объекта».
Как оформить покупку бизнеса, состоящего из нескольких компаний?
В случае покупки такого бизнеса заявление о выдаче разрешения заполняется одно, но комплект документов готовится по количеству покупаемых компаний. Также необходимо подготовить справку, где должны быть обоснованы их связь и цель покупки.
Из практики: разрешение выдается не столько на компанию, сколько на бизнес, состоящий из нескольких компаний.
Что делать, если сложно выявить конечного бенефициара?
Иногда показать конечного бенефициара почти невозможно. Например, если российской компанией владеет иностранное лицо, разместившее акции на Лондонской бирже.
Необходимо будет подготовить справку в свободной форме с указанием данных о том, что часть акций находится в публичном размещении. Справка должна быть в оригинале. Ее можно писать на русском языке, если подписант – CEO иностранной компании им владеет.
Какие условия включить в сделку?
Правительственная комиссия выдает разрешение по факту обращения без привязки к существенным условиям договора купли-продажи. В протоколе комиссии нет условий согласования, привязанных к сделке. Например, не указывается: «Согласовываем продажу 100% долей ООО “Ромашка” на следующих условиях…». Как правило, отражают цену, ОГРН юридического лица и количество долей.
Однако есть нюансы, которые стоит учесть при заключении договора. В качестве применимого права рекомендуем указывать только правовые нормы РФ. Доли должны приобретаться без права обратного выкупа или опциона. Цена сделки не должна превышать 50% оценочной стоимости компании. Оплату следует производить в течение двух лет. Если оплата идет единовременным платежом, то 10% стоимости – в бюджет РФ.
Советуем включить в договор следующее условие: «Нотариус вправе направить в ИФНС заявления на регистрацию перехода права собственности на доли обществ с 1-го по Х день только при условии предоставления Покупателем уведомления нотариусу. Продавец обязуется согласовать возможность зачисления денежных средств с банком – получателем платежа и предоставить подтверждение о том, что обслуживающий его банк готов принять платеж. Стороны пришли к соглашению, что в случае незачисления денежных средств на корреспондентский счет банка Продавца (невозможность осуществить платеж со стороны банка-эмитента счета эскроу, возврат средств на счет банка-эмитента счета эскроу) в течение Х календарных дней эскроу-агент передает Продавцу уведомление для нотариуса, а Покупатель получает право на возврат денежных средств, размещенных на эскроу».
Сколько будут рассматривать заявление?
Официальных сроков рассмотрения заявления Правительственной комиссией нет. В нашей практике самый быстрый вариант – месяц. Но сейчас, перед Новым годом, там завал.
Также нет правил, когда и как часто должна собираться комиссия. В последнее время это происходит раз в неделю, по пятницам.
Рассчитывайте, что на рассмотрение заявления уйдет до трех месяцев.
Как выглядит разрешение на сделку?
Разрешение Правительственной комиссии на сделку состоит из двух документов.
Первый документ – выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии. Например, в ней может быть указано: «Разрешить ООО “Ромашка” осуществление сделки по покупке 100% долей ООО “Лютик” за 8 000 000 000 руб.».
Второй документ – сопроводительное письмо министерства, через которое обращались за разрешением (например, Минпромторга или Минфина).
Процедура выдачи разрешений на осуществление сделок с долями российских компаний при участии лиц из недружественных стран только появилась. Уверен, скоро будут приняты нормативные акты, которые полностью зарегулируют такие сделки. Предполагаю, что сейчас согласовать их будет легче и быстрее, чем через полгода.
Получение разрешения Правительственной комиссии на совершение сделок с лицами из «недружественных стран»
Указами Президента РФ № 79 от 28.02.2022 г., № 81 от 01.03.2022 г., № 618 от 08.09.2022 г. установлены ограничения при совершении некоторых сделок с контрагентами из «недружественных стран» (подконтрольными лицами). В частности Указами Президента РФ установлено, что для совершения ряда сделок необходимо получить разрешение Правительственной комиссии в РФ (далее – Правительственная комиссия).
Правила выдачи разрешений Правительственной комиссией установлены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 295. В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ для принятия решений о выдаче разрешений на совершение сделок, предусмотренных Указами Президента РФ, создана подкомиссия Правительственной комиссии. Постановлением от 19.09.2022 № 1651 Правительство РФ распространило действие ранее принятых Правил выдачи Правительственной комиссией разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ и иных разрешений, предусмотренных отдельными Указами Президента РФ, на сделки (операции) в отношении долей российских ООО с участием «недружественных» нерезидентов. Постановление вступило в силу 20 сентября 2022 г.
- Как получить разрешение Правительственной комиссии на сделку?
- В какой срок Правительственная комиссия принимает решение о выдаче разрешения на сделку?
Как получить разрешение Правительственной комиссии на сделку?
Для получения разрешения на рассмотрение Правительственной комиссии необходимо представить заявление по установленной форме с приложением следующих документов:
- адресованное Правительственное комиссии обращение о выдаче разрешения в произвольной форме, содержащее информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки, планируемых сроках действия разрешения;
- в отношении заявителя — юридического лица: документ, подтверждающий государственную регистрацию, либо иной подтверждающий факт создания документ, а также учредительные документы; в отношении заявителя — иностранной организации, не являющейся юридическим лицом: документ, подтверждающий факт учреждения в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена; в отношении заявителя — физического лица, зарегистрированного в качестве ИП — документ, подтверждающий государственную регистрацию; в отношении заявителя — физического лица — документ, удостоверяющий личность;
- документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) «недружественным» нерезидентом (его подконтрольным лицом) и о признаках такого контроля;
- опись документов.
Если целью получения разрешения является сделка (операция), влекущая за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента, то дополнительно представляются:
- бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, если такой баланс отсутствует в ГИРБО;
- сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления.
Документы вправе представить любая сторона сделки; как резидент, так и «недружественный» или «дружественный» нерезидент.
Заявление и документы составляются на русском языке. Если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным нотариально переводом на русский язык (с проставлением апостиля государства, в котором этот документ был составлен, или консульской легализацией – в зависимости от действующих международных соглашений).
Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью заявителя (при ее наличии). Если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью этого лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариально.
Заявление может быть подано представителем заявителя при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Заявления о выдаче разрешения, на основании которого Подкомиссия принимает решение, представляется в уполномоченный орган — Минфин России.
Заявление и прилагаемые документы могут быть представлены на бумажном носителе по почтовому адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9 или нарочно по адресу: г. Москва, Ильинка, д.9, 5 подъезд, комн. 121, а также в электронном виде по адресу электронной почты podcom@minfin.gov.ru, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.
По итогам рассмотрения документов принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции).
В какой срок Правительственная комиссия принимает решение о выдаче разрешения на сделку?
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 295 не регламентирует срок рассмотрения Правительственной комиссией поданных с целью получения разрешения документов. Принимая во внимание, что максимальный срок рассмотрения документов Правительственной комиссией не ограничен, а также учитывая достаточно широкий перечень сделок (операций), подпадающих под описание сделок (операций), требующих получения разрешения Правительственной комиссии, представляется, что процесс получения таких разрешений не будет быстрым. Это необходимо учитывать при планировании совершения таких сделок. Исходя из нашего опыта, срок выдачи разрешений Правительственной комиссией на практике может достигать 2-3 месяцев.
Вместе с тем, опыт работы Правительственной комиссии показывает, что иногда разрешения выдаются на совершение отдельных категорий сделок (операций), адресованных неопределенному кругу лиц. Рекомендуем отслеживать появление таких разрешений Правительственной комиссии, а также и разъяснений Минфина в части применения Указов Президента РФ. При наличии разрешения Правительственной комиссии на совершение отдельной категории сделок сделка, подпадающая под условия, установленные разрешением, может быть совершена без дополнительного согласования или разрешения.
Помощь юриста при совершении сделок и получении разрешения Правительственной комиссии
Специалисты Юридической фирмы «Двитекс» оперативно отслеживают изменения законодательства и обладают обширным опытом сопровождения предусмотренных законодательством процедур. Мы готовы оказать юридическую поддержку при совершении различных сделок, в том числе с контрагентами из «недружественных стран»: подготовим все необходимые документы, сопроводим доверителя при подписании сделки, пройдем процедуру получения разрешения Правительственной комиссии в установленном порядке и выполним необходимые регистрационные действия.
Услуги корпоративных юристов
Мы предлагаем комплексные услуги корпоративных юристов по регистрации изменений в учредительные документы компании и сведений в ЕГРЮЛ, сопровождению сделок, а также по внесению изменений в реестр аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц. Регистрируем изменения сведений о коммерческих и некоммерческих организациях.
Вы можете заказать комплексные услуги опытных корпоративных юристов по регистрации изменений и сопровождению сделок в Юридической фирме «Двитекс».
Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте
- Поделиться:
- Банкротство гражданина
- Бизнес
- Долевое строительство
- Защита прав потребителей
- Налоги физических лиц
- Наследство
- Недвижимость
- Спорт
- Судебные споры
- Юридические калькуляторы
ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ
Расскажите нам о своей проблеме
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Начать работу
Направить запрос
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
Запись на прием в офис
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Вход в личный кабинет
Политика конфиденциальности
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).
1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.
1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.
1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:
- Фамилия, Имя, Отчество;
- Адрес электронной почты;
- Номер телефона;
- иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.
1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:
- обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
- обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
- обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
- в целях исследования рынка;
- информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
- статистических целях;
- в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.
1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:
- сбор;
- запись;
- систематизацию;
- накопление;
- хранение;
- уточнение (обновление, изменение);
- извлечение;
- использование;
- передачу (распространение, предоставление, доступ);
- обезличивание;
- блокирование;
- удаление;
- уничтожение.
2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:
- законности и справедливости;
- конфиденциальности;
- своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
- обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
- недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:
- Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
- Настоящей Политикой конфиденциальности;
- Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
- Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
- Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
- Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
- Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
- Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
- Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
- Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.
3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:
- путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
- иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.
3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.
3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.
3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.
3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.
3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.
4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.
4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.
4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:
- не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
- не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
- информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
- разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.
4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.
4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.
4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.
4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.
4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.
4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.
5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.
Согласование сделок купли-продажи компаний с иностранным участием
Рекомендованы рейтингом лучших юридических компаний России «Право300»
Уважаемые коллеги, уже год мы с вами живем в условиях, когда сделки M&A по покупке российских компаний с иностранным участием необходимо согласовывать в Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями.
На наш взгляд Поручение Президента РФ от 04.06.2023 , в том числе Указ Президента РФ от 08.09.2022 №618 в котором установлены требования по совершению сделок (операций), предметом которых являются: недвижимость, а также акции и доли в уставном капитале российских ООО, принадлежащих иностранным компаниям – продиктованы политической и экономической необходимостью и служат препятствием для массового бегства иностранного бизнеса из РФ.
Требования для получения разрешений по сделкам на сегодняшний день серьезно ужесточились. Перечислим все нововведения, которые нам встретились в практической работе, указав давно существующие и недавно появившиеся:
1. Запрет на покупку долей дороже 50%
2. Запрет на продажу долей/акций по минимальной цене, если минимальная цена доли меньше 10 % от ее реальной стоимости.
3. Запрет на обратный выкуп компании путем опциона, за исключением СП.
4. Ужесточились требования по оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию. Проводить оценку могут только организации, рекомендованные Министерством Финансов Российской Федерации. Список рекомендованных компаний размещен на сайте МинФин.
5. Сама оценка должна пройти экспертизу в СРО
6. Необходимо обязательно получать разрешение на сделки с долями или акциями иностранных юридических лиц, которые владеют в любой части российскими компаниями
7. Прокуратура РФ имеет право оспорить в суде любые сделки нарушившие меры воздействия на недружественные действия иностранных государств.
8. Отдельно законодатель оговорил право Прокуратуры вступить в судебное дело на любой стадии процесса, если сам судебный спор затеян для совершения сделки в обход ПравКомисии
9. Структура Правительственной комиссии расширилась, увеличилось количество государственных органов, которые входят в состав Правительственной комиссии.
К сожалению, четкого публичного регламента, определяющего срок и условия рассмотрения заявок, а также основания отклонения заявок – пока нет.
Последние изменения в полном объеме не были опубликованы официально.
Как мы можем помочь в получении согласия на сделку по покупке компаний с иностранным участием?
У нас богатый опыт!
Работая с 2006 года на владельцев крупного бизнеса, мы одни из первых по заданию наших доверителей начали сопровождать скупку уходящего иностранного бизнеса. Первые согласия в рамках ПравКомисси мы получили осенью 2022 года! На момент написания статьи мы сопровождаем самую большую сделку, превышающую 100 000 000 000 рублей.
В нашем портфеле сопровождения сделок предприятий из реального сектора экономики: нефтяного, автомобильного бизнеса, добычи угля, энергетических компаний и т.п.
Мы работаем только на результат – до момента получения выписки, из протокола ПравКомиссии, одобряющей сделку! У нас нет ни одного отказа от Правительственной Комиссии по контролю за иностранными инвестициями.
Мы знаем и понимаем:
Через какое министерство лучше подаваться
Как безошибочно заполнить документы
Какой пакет документов нужен
Как правильно обосновывать цель сделки
Как оценивать стоимость покупаемого бизнеса
Какая максимальная цена по сделке допустима
Какие условия договора и тип договора можно использовать
Как правильно указывать конечного бенефициара
Особенностей очень много.
Мы поможем Вам и подскажем, что и как нужно делать.
Что указывать в форме заявления о выдаче разрешения?
Многие забывают указать срок, на который требуется разрешение, как правило он привязан к сделке.
Необходимо указать источник средств: собственные, кредитные. Что касается кредитных средств – достаточно предоставить справку о рассмотрении кредита. В идеале решение кредитного комитета. Проверять наличие собственных и заемных средств на счетах никто не будет.
Как правило покупатель в виде юридического лица специально создается под сделку. Чтобы у комиссии не было вопросов относительно благонадёжности покупателя, нужно доказать, что созданное лицо, входит в группу компаний холдинга, или что покупателем владеет лицо, способное реализовать сделку.
Нужно обосновать целесообразность покупки как со стороны российской компании, так и продажу — со стороны иностранной компании. Например, «Объект не используется в профильной деятельности Компании. Решение о продаже принято с целью минимизации издержек, связанных с содержанием объекта».
Как оформить покупку бизнеса, состоящего из 4-х компаний?
В случае покупки бизнеса, состоящего из одновременной покупки нескольких компаний – форма заполняется одна, но комплект документов готовится по количеству покупаемых лиц. В справке нужно обосновать их связь и цель покупки.
Через какое министерство лучше подаваться?
В структуре Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации участвуют следующие министерства: ФАС, ФСБ, Минобороны, Минтранс, Минприроды, Минпромторг, Минздрав, Минэнерго, Минэкономразвития, Минфин, Минюст, Минкомсвязи, Росфинмониторинг, ФСТЭК и «Росатом».
По общему правилу компания подается через то министерство, которое его контролирует, то есть является его регулятором. По большинству видов деятельности для обычных коммерческих компаний – это Минпромторг, к его компетенции относится большинство видов коммерческой деятельности. У нас есть опыт подачи заявлений через Минфин РФ и через Минпромторг РФ. Тонкость в том, что Минпромторг РФ выступает в качестве ведомства «просителя», тогда как Минфин РФ выступает в качестве ведомства «согласующего». Ограничений через сколько ведомств подаваться – нет. Мы рекомендуем подаваться через Минпромторг РФ, или через Минпромторг РФ и Минфин РФ одновременно. Последний вариант лучше в том случае, если продавец кроме Вас ведет переговоры с другими покупателями. В этом случае государство о конкурентных заявках узнает заранее, а не на самом рассмотрении.
Сложность выявления конечного бенефициара
Дело в том, что иногда показать конечного бенефициара почти невозможно. Например, если российской компанией владеет иностранное лицо, в свою очередь разместившее акции на Лондонской бирже. В этом случае подойдет справка в свободной форме. Обращаю внимание, что справка должна быть только в оригинале, ее можно сразу писать на русском, если подписант им владеет. Подписантом данной справки является CEO иностранной компании.
Второе Гражданство покупателя
Разрешение Правительственной комиссии на сделку не потребуется, когда заключаете ее с российским гражданином, даже если у него есть вид на жительство или даже гражданство недружественного государства. Такое лицо власти все равно рассматривают как гражданина России, а значит, он не попадает под ограничения. Однако, обращаю внимание, что ФАС РФ должна согласовать сделки больше 7 млрд. руб. ФАС РФ не пропускает сделку, если у покупателя есть второе гражданство из недружественной страны.
Какие условия по покупке/продаже лучше включить в договор
Важно понимать, что на согласование вместе с пакетом документов подается проект договора. Предполагается, что в ряде не ключевых моментов после согласования он может быть изменен. Обращаю внимание, что одобрение комиссии идет по факту обращения без привязки к существенным условиям договора купли-продажи. В протоколе рассмотрения комиссии нет условий согласования, вида «…согласовываем продать 100% долей ООО «Ромашка» на следующих условиях…», как правило указывается цена, ОГРН и количество долей, продлеваемой компании — все.
Рекомендуем в качестве применимого права указывать только правовые нормы РФ. Приобретение долей должно идти без права обратного выкупа/опциона.
На сегодняшний день есть ряд правовых проблем при покупке долей, принадлежащих иностранным компаниям. Они заключается в том, что для совершения сделки и регистрации перехода права собственности на доли русской компании, российское законодательство совершенно не требует факта получения денежных средств в пользу продавца за проданные доли.
Более того, из-за политической ситуации бывают случаи, когда иностранные банки не принимают денежные средства из России. Иностранцы об этом прекрасно знают и требуют разработку в договоре условий, предусматривающих обязанность нотариусов отправлять документы на регистрацию в 46 налоговую только после получения определенного уведомления.
Поэтому мы рекомендуем включать в договор следующее условия: «Нотариус вправе направить заявление в ИФНС на регистрацию перехода права собственности на доли Обществ с 1-го по 60-й день только при условии предоставления Покупателем уведомления нотариусу. Продавец обязуется согласовать возможность зачисления денежных средств с Банком-получателем платежа и предоставить подтверждение о том, что обслуживающий его банк готов принять платеж. Стороны пришли к соглашению, что в случае не зачисления денежных средств на корреспондентский счет Банка Продавца (невозможность осуществить платеж со стороны Банка-эмитента счета-эскроу, возврат средств на счет Банка-эмитента счета-эскроу) в течение [60] календарных дней Эскроу Агент передает Продавцу «Уведомление для нотариуса», а Покупатель получает право на возврат денежных средств, размещенных на эскроу.»
Уведомление – это письменный документ, подтверждающий, что деньги зачислены на корреспондентский счет банка продавца. Настоятельно рекомендуем сам текст уведомления и всего договора также заранее согласовать с нотариусом. Более того, для безопасности сделки использовать счета-эскроу, в валюте «рубли», с последующей конвертацией в Евро по внутреннему курсу Банка-эмитента счета-эскроу на дату его открытия. Условия о счетах-эскроу и уведомлении находит понимание в Правительственной комиссии.
Какая цена сделки предпочтительнее?
Приветствуется цена сделки, если она ниже на 45% от оценочной стоимости покупаемого бизнеса.
Что делать, если по одному активу подались два покупателя?
Это на самом деле очень плохая ситуация. Откуда она может возникнуть? Продавец, понимая, что в любом случае покидает бизнес-среду России, пытается вести диалог о продаже с несколькими покупателями, руководствуясь принципом, кто быстрее и больше даст денег — тот и молодец. Как правило для покупки компаний, стоимость которых исчисляется миллиардами, привлекаются денежные средства банков. До недавнего времени у чиновников от Правительственной комиссии было четкое понимание, что возможно согласовать сделку только с одним покупателем – один раз. Мы были в такой ситуации, и считаем, что по своей правовой природе одобрение сделки Правительственной комиссией является одобрение предварительной сделки, которой может и не быть.
Можно ли подаваться по сделкам, превышающим 7 млрд без одобрения ФАС РФ?
По сделкам больше 7 млрд. руб. ФАС РФ до сих пор выдаёт только одно согласие по одной сделке. Но! 46 налоговая в качестве регистратора регистрирует переход права собственности на доли не зависимо от наличия/отсутствия разрешения ФАС РФ. Сделка без одобрения ФАС РФ возможна, но является оспоримой! Сделка без согласия Правительственной комиссии в принципе невозможна.
Сколько раз можно подаваться?
Существующая практика не ограничивает заявителя в количестве раз подачи заявления. Надо смотреть из-за чего отказали. Если отказ был дан из-за того, что сам покупатель не отвечает требованиям комиссии, то в этом случае последующие обращения обречены на отказ.
Сроки рассмотрения заявления
Как мы все знаем, официальных сроков рассмотрения заявлений нет. Самый быстрый вариант по нашей практике – это месяц. Нет чёткого правила, когда и как часто собирается комиссия. В последнее время – это происходит раз в неделю, по пятницам. Реально надо рассчитывать на срок до двух месяцев.
Как выглядит согласие на сделку?
Согласие на сделку состоит из двух документов:
Первый документ – выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением инвестиций в Российской Федерации, где, например, указано: «разрешить ООО «Ромашка» осуществление сделки по покупке 100% долей ООО «Лютик» за 8 000 000 000 руб.». Второй документ – это сопроводительное письмо того министерства, через которое Вы обращались за разрешением – например, Минпромторг.
Я описал несколько сложных моментов при согласовании сделки. К сожалению, их гораздо больше. Тем не менее, надеюсь эта информация вам пригодится. Если будут вопросы, всегда поможем. Обращайтесь.
Мы готовы оказать юридическую поддержку при совершении различных сделок, в том числе с контрагентами из «недружественных стран»: подготовим все необходимые документы, сопроводим доверителя при подписании сделки, пройдем процедуру получения разрешения Правительственной комиссии в установленном порядке и выполним необходимые регистрационные действия.
На кого распространяются требования Указа Президента РФ от 08.09.2022 №618?
Юридические лица, работающие, получающие прибыль или зарегистрированные в списке «недружественных стран». Кроме того, любые лица, которые находятся под контролем указанных выше лиц.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.03.2022 №430 утвержден перечень государств и территорий, совершающих в отношении РФ, Российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия:
Великобритания (включая коронные владения Британской короны и Британские заморские территории)