Как выставить счет на аванс по госконтракту
Перейти к содержимому

Как выставить счет на аванс по госконтракту

  • автор:

Счет покупателю, если в нем надо указать авансовый платеж и окончательный расчет в 1С

Добрый день!
Есть договор, оплата сначала аванс 50%, потом окончательный расчет 50%. Сначала просят выставить счет на оплату со словами «Авансовый платеж по договору… «, потом делаем одной датой отгрузку и счет на «Окончательный расчет по договору…». Каким образом в программе 1С закрыть эти 2 счета, причем же в отгрузочных должна быть прописана номенклатура (что мы продаем по договору, оборудование, например). Как 2 счета закрыть одной реализацией знаю, но тогда получается в отгрузочные подставляется номенклатура «Авансовый платеж…» и «Окончательный расчет». Как оформлять счета на аванс и окончательный расчет (с каким видом номенклатуры)? Запуталась, помогите, пожалуйста.
Выставить один счет с номенклатурой и прописать в нем порядок оплаты было бы идеально, но не всегда так можно, увы.

Обсуждение (5)

Здравтвуйте, Маргарита.
В счете на оплату и документе реализация указывается номенклатура, которая продается.
Для указания, что это авансовый платеж по договору можно использовать поле Дополнительные условия в документе Счет на оплату. Документ Счет покупателю
Документ Счет покупателю
Если покупателю необходимо, что бы в табличной части Товары и услуги было прописано «Авансовый платеж по договору… , то после печати счета для покупателя измените номенклатуру. В поле комментарий напишите, что для покупателя счет выставлен с номенклатурой «Авансовый платеж по договору…

Спасибо за ответ! А как быть тогда со счетом на «окончательный расчет…»? Получается выставляется ещё один счет, с другим номером, номенклатуру указываем, которая продается, сумму указываем 50 % (вручную в печатной форме правим номенклатуру на «окончательный расчет..»), а при реализации получается, что по двум счетам сумма сходится, а вот позиций номенклатурных 2 (вместо одной). Или реализацию делаем по одному счету, а по второму счету вручную проставляем статус «отгружен»?

Если у вас 50% предоплата и 50% окончательный расчет, то в обоих счетах укажите количество по 1/2 от общего количества и сумму 50%.
При формировании документа Реализация (акт, накладная, УПД) в документе будет сформировано две строчки с одной и той же номенклатурой. Общее количество номенклатуры и сумма будут равны количеству и сумме по двум счетам.
Если такой вариант не подходит, то отгрузку сделайте по одному счету. Стутус второго счета измените вручную.

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

вопросы

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность включения оплаты контракта с условием авансирования. То есть заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) поставку товара, выполнение работ или оказание услуги. В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.

Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством

Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом с учётом действующего законодательства.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить аванс поставщику, подрядчику, исполнителю (далее — поставщик).

В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ оплата по договору осуществляется в полном размере или частями. В соответствии с бюджетным законодательством РФ размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от цены контракта. При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплату по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять обязательства по контракту. Если предоплата частичная, поставщик получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Случаи, когда федеральные заказчики вправе прописать в контракте полную предоплату, перечислены в подпункте «в» пункта 18 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496. Региональные и муниципальные заказчики при установлении аванса руководствуются, соответственно, правовыми актами субъекта РФ и органа местного самоуправления.

Авансирование по 44-ФЗ

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджетного законодательства. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен указать информацию об авансировании в извещении о закупке (п.10 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

На что следует обратить внимание при авансировании по 44-ФЗ

Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму или процент аванса.

Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

В случае если контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Минфин России (письмо Минфина России от 15.07.2022 № 24-06-07/68449) указал на отсутствие возможности установления различного размера аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта, заключённого по результатам закупок по Закону №44-ФЗ

Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме.

Пример формулировки по полной предоплате

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ фото №1

Пример формулировки по частичной предоплате

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ фото №2

Предоплата при авансировании по 44-ФЗ

Предоплата – неоспоримый плюс для поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Для некоторых из них наличие аванса может стать определяющим фактором при поиске закупок, поскольку предоплата нередко становится стартовым капиталом, который используется поставщиком в целях исполнения контракта. Кроме того, аванс позволяет исполнителю без траты личных средств подготовиться к работам, найти субподрядчика, организовать поставку необходимых материалов и тому подобное.

Однако для заказчика установление аванса сопряжено с высоким риском неисполнения контракта. Так, получив предоплату в полном размере, недобросовестный контрагент может не выполнить контрактные обязательства. Для нарушителей законодательством предусмотрены различные меры: пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков и др.

Ограничения при определении размера предоплаты

Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 приостановлено действие отдельных положений актов Правительства РФ, касающихся установления размеров авансовых платежей в 2022 году. Изменения начали действовать с 30 марта 2022 года.

В 2022 году федеральные заказчики предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению, — авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта)

Если контракт не подлежит казначейскому сопровождению, авансирование допускается в размере до 50 процентов суммы контракта. При этом и в первом, и во втором случае аванс не может быть больше лимитов бюджетных обязательств, доведённых до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год

Органам власти субъектов РФ и местным администрациям рекомендовано нормативными правовыми актами установить аналогичные размеры авансов для региональных и муниципальных заказчиков.

Оформление изменений по предоплате

В 2022 году заказчики вправе в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ внести по соглашению сторон в заключённые до дня вступления в силу постановления № 505 договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) изменения в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определённых в этом постановлении, с соблюдением размера ОИК, устанавливаемого в соответствии с частью 6 статьи 96 44-ФЗ.

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.04.2022 в контрактах, заключённых до 30 марта 2022 года, могут устанавливаться авансовые платежи, которые при их заключении предусмотрены не были. При этом в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части увеличения размера аванса в отсутствие обстоятельств, влекущих невозможность исполнения такого контракта (или в отсутствие документов, подтверждающих такие обстоятельства), не допускается.

Когда предоплата невозможна

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона №44-ФЗ, если при осуществлении конкурса или аукциона был демпинг (предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц), аванс (если он был предусмотрен) по контракту, заключённому с применением антидемпинговых мер, не выплачивается.

Авансирование по 223-ФЗ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использовать положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ решение об участии поставщики нередко принимают исходя из размера предоплаты. Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на обеспечение исполнения договора. Заказчики по 223-ФЗ также предусматривают условие, что обеспечение исполнения договора не может быть меньше аванса.

Ограничения по размеру предоплаты для заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, не предусмотрены, за исключением закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) в соответствии с подпунктом Б пункта 4 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, и заключении договора с СМСП — участниками программы партнёрства.

В соответствии с п.17 Положения в этих случаях заказчиком может быть установлено авансирование в размере не менее 30 процентов суммы договора.

Банковская гарантия на возврат предоплаты по 223-ФЗ

Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий договора может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение договорных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от поставщика (исполнителя, подрядчика) банковские гарантии возврата аванса. В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке.

Если участниками закупки могут быть только СМСП, то заказчик устанавливает требование о предоставлении независимой гарантии. Независимая гарантия выдаётся в том числе банками, включёнными в Перечень, предусмотренный статьёй 45 Закона №44-ФЗ.

Если закупка без ограничения «только для СМСП», участник закупки может предоставить банковскую гарантию любого банка. Устанавливать требование о предоставлении гарантии конкретного банка неправомерно. По мнению ФАС России, получение гарантии в банках из перечня заказчика создаёт дополнительные трудности для участников закупки. Такое требование может ограничить конкуренцию (см. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу № А56-58153/2014).

В случае нарушения договорных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.

Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:

  • наименования сторон соглашения и поручителя;
  • условие предварительной выплаты;
  • продолжительность действия;
  • сумма аванса;
  • обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
  • дата оформления;
  • условия, при которых аванс может быть возвращён.

Напомним, что для документов потребуется квалифицированная электронная подпись. КЭП необходима практически на всех этапах торгов: от регистрации и размещения заявок до оформления закупочной документации и заключения контракта.

Максимальный размер аванса по 223-ФЗ

Поскольку для проведения закупок по 223-ФЗ не предусмотрено чётких правил, заказчик определяет условия и порядок проведения тендера, в том числе условия авансирования договора.

В закупочной документации заказчик может зафиксировать условие, в соответствии с которым оплата по договору будет произведена единовременно в полном объёме после исполнения обязательств или с учётом авансирования.

Согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, заказчик самостоятельно устанавливает размер предварительной оплаты и прописывает его в своём Положении о закупке и закупочной документации.

Таким образом, максимальный предел суммы аванса в большинстве случаев никак не ограничен — если заказчик указал, что допускается авансирование в размере 100% от оплаты, он вправе установить такой размер для закупки. Однако есть исключения.

Ограничения на авансирование по 223-ФЗ

Нормативная база по ограничениям авансирования контрактов по 223-ФЗ для казённых, бюджетных и автономных учреждений предусматривает следующие положения:

  • ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ;
  • ч. 3.11-1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ;
  • пункт 18, 19 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496.

В рамках антикризисных мер рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств (см. письмо Минфина России от 19 апреля 2022 г. № 28-05-07/34796), также в отдельных случаях на бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, распространяются положения Постановления № 505 об авансировании.

Подведём итоги

Условия авансирования контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ применяются на усмотрение с учётом норм Гражданского Кодекса РФ и бюджетного законодательства.

При этом выплачивать аванс можно как полностью, так и частично. Для предоплаты по некоторым видам товаров, работ или услуг есть ограничения.

Для нарушителей условий контракта, которые получили аванс, законодательством предусмотрены меры ответственности, но заказчик для снижения рисков может потребовать от исполнителя банковские гарантии.

Правила, действовавшие для авансирования контрактов по 44-ФЗ, изменились в 2022 году, поэтому заказчикам и исполнителям необходимо учитывать это при заключении договоров.

Правила выставления счета-фактуры на аванс в 2022 — 2023 годах

В чем специфика такого документа, как счет-фактура на аванс, и чем он отличается от других типов счетов-фактур, в частности, привычных многим плательщикам «отгрузочных»?

При детальном рассмотрении положений ст. 169 НК РФ, которая вводит счета-фактуры как юридическую категорию, можно зафиксировать, что законодатель выделяет 3 типа счетов-фактур.

  1. Документ, который выставляется при фактической реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо передаче прав от одного субъекта к другому. Требования к его содержанию указаны в п. 5 ст. 169 НК РФ. Неофициально подобные счета-фактуры именуются «отгрузочными».
  2. Счет-фактура, который поставщик должен выставлять покупателю по факту получения предоплаты за товар, работу. Требования к его структуре содержатся в п. 5.1 ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры данного типа как раз и есть авансовые.
  3. Корректировочный счет-фактура — был введен в НК РФ как правовая категория закона от 19.07.2011 № 245. Задействуется, если поставщик снизил цену либо объем товара — с целью уточнения соответствующих данных.

Интересно, что в положениях, которые содержатся в п. 1 ст. 169 НК РФ, корректировочный счет-фактура однозначно выделен в самостоятельную категорию. Классификация же счетов-фактур на отгрузочные и авансовые осуществлена в НК РФ несколько завуалированно, однако фактически она присутствует.

Таким образом, законодатель предусматривает следующую классификацию счетов-фактур:

  • обычный счет-фактура;
  • документ, оформляемый продавцом по факту перечисления клиентом предоплаты за товар;
  • корректировочный счет-фактура.

Рассмотрим подробнее, в каких целях может быть использован авансовый счет-фактура.

Предназначение счетов-фактур на аванс

Счет-фактура — это источник, который служит юридическим основанием для принятия компанией — приобретателем товара (работы, услуги) суммы НДС, входящего в структуру отпускной цены, к вычету, предусмотренному законодательством. Законодатель в п. 3 ст. 168 НК РФ прямо предписывает продавцу направить данный документ покупателю по факту получения предоплаты за поставленный товар (работу или услугу), равно как и при фактическом выполнении поставщиком своих обязательств.

Имея на руках авансовый счет-фактуру, организация-покупатель может, как если бы у нее имелся отгрузочный документ, воспользоваться правом на вычет НДС (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, авансовый и отгрузочный документы обладают одинаковой юридической значимостью. Законодатель установил форму, по которой они должны обязательно составляться — ее структура приведена в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Внимание! С 01.07.2021 применяется обновленный бланк счета-фактуры (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534). Это вызвано тем, что с июля 2021 года система прослеживаемости товаров действует не как эксперимент. Подробнее о вносимых в счет-фактуру изменениях читайте здесь.

Скачать обновленную форму счета-фактуры вы можете, кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В свою очередь для корректировочного счета-фактуры также установлена особая форма — в приложении 2 к постановлению № 1137.

Скачать обновленную форму корректировочного счета-фактуры вы можете, кликнув по картинке ниже:

Можно выделить 2 основных критерия разграничения авансовых и отгрузочных счетов-фактур:

  • момент составления (авансовый документ составляется по факту получения предоплаты продавцом, отгрузочный — по факту продажи товара либо выполнения работы);
  • полнота заполнения (сведения в некоторые из пунктов авансового счета-фактуры по объективным причинам не всегда могут быть внесены — и это учитывает законодатель).

Изучим специфику обоих указанных критериев подробнее.

Когда выписывается счет-фактура на аванс и как ведется его учет

Как мы отметили выше, законодатель предписывает поставщику сформировать счет-фактуру для покупателя по факту реализации товара, выполнения работ, оказания услуг либо после получения предоплаты за соответствующие обязательства.

Из этого правила есть исключения. В соответствии с абз.3–5 п. 1 ст. 154 НК РФ, п.17 Правил ведения книги продаж счета-фактуры на аванс не составляются, если:

  • период изготовления товаров более 6 месяцев;
  • товары (работы, услуги) в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются по ставке 0%;
  • товары, работы, услуги не облагаются НДС или освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ;
  • налогоплательщик получил освобождение по ст. 145, 145.1 НК РФ.

Выставить счет-фактуру на аванс нужно не позднее 5 календарных дней с даты получения предоплаты. Так требует п. 3 ст. 168 НК РФ. Если последний день срока выходной, праздничный или нерабочий, составить счет-фактуру можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Например, на аванс, полученный 30.06.2021, счет-фактуру можно выставить как 30 июня, так и в любой день с 1 по 5 июля. 5-дневный срок истекает 4 июля, но это воскресенье. Поэтому крайний день — 05.07.2021.

ВНИМАНИЕ! Если покупатель одним платежным поручением в рамках одного договора перечисляет частично задолженность по предыдущей поставке и частично аванс, то авансовый счет-фактура выставляется только на авансовую часть платежа.
Например, ООО «Смайлик» приобрело у ООО «Лето» товары на сумму 50 тыс. руб. 13.10.2022. А 15.10.2022 ООО «Лето» оплатило 1 платежным поручением 300 тыс. руб., из которых 50 тыс. руб. — долг, а 250 тыс. руб. — аванс за последующую поставку. ООО «Смайлик» составит 1 авансовый счет-фактуру на 250 тыс. руб. (300 тыс. руб — 50 тыс. руб. долг).

Счет-фактура любого типа должен быть оформлен в 2 экземплярах — первый вручается покупателю, второй остается у фирмы и подлежит регистрации в книге продаж (п. 2 приложения 5 к постановлению № 1137).

О том, как именно продавец регистрирует авансовые счета-фактуры, подробно рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

О некоторых нюансах ведения книги продаж читайте в этой статье .

Можно отметить, что законодатель обязывает продавцов предоставлять покупателям счета-фактуры, но не предусматривает механизмов ответственности за невыполнение соответствующего предписания. Однако затребовать с недобросовестного контрагента счет-фактуру покупатель вправе через суд.

Особенности заполнения образца счета-фактуры на аванс

Счет-фактура на аванс должен содержать (исходя из требований п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

  • дату составления документа, порядковый номер (их нужно включать в строку 1);
  • сведения о продавце и клиенте — названия фирм, их адреса, ИНН, КПП (в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а, 6б);
  • данные о платежном документе, подтверждающем перечисление аванса — номер и дату (фиксируются в строке 5);
  • реквизиты документа, по которым составлен счет-фактура (строка 5а);
  • название валюты расчетов, а также ее код — в соответствии с ОКВ (строка 7);
  • название товара/работы, за что перечислен аванс — так, как оно звучит в договоре между организациями (в графе 1);
  • ставку НДС, установленную в отношении конкретного вида товара — причем обозначаться она должна как расчетная — 10/110 или 20/120, а не 10 и 20% (в графе 7);
  • величину исчисленного НДС — в рублях и копейках без округления (в графе 8);
  • величину полученной предоплаты, также в рублях и копейках (в графе 9).

Образец заполненного счета-фактуры на аванс вы можете скачать в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный демо-доступ к справочно-правовой системе. А в этом готовом решении вы найдете пошаговую инструкцию по заполнению авансового счета-фактуры.

Предписание указывать суммы НДС и предоплаты в рублях и копейках не округляя приведено в п. 3 Правил заполнения счетов-фактур, письме Минфина РФ от 22.04.2014 № 03-07-07/18585. Эта норма касается и отгрузочных счетов-фактур.

Сведений для остальных граф авансового счета-фактуры, по всей вероятности, у поставщика на момент составления документа не будет. Собственно, указание таковых и не требуется, если следовать положениям, содержащимся в п. 5.1. ст. 169 НК РФ. В свою очередь, при заполнении отгрузочного счета-фактуры они вполне могут иметься в наличии — как информация о грузоотправителе и грузополучателе, фиксируемая в 3-й и 4-й строках. Их обязательно нужно указывать в соответствующем документе так же, как и другие сведения, требуемые в соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ.

Итак, принципиальные отличия авансового счета-фактуры от отгрузочного заключаются:

  • в менее строгих требованиях законодателя к заполнению (что объяснимо тем, что некоторых сведений, предусмотренных структурой формы, которая утверждена постановлением № 1137, у налогоплательщика может не быть в наличии);
  • необходимости указания в документе ставки НДС как расчетной — в формате 20/120 или 10/110.

В то же время оба типа счета-фактуры имеют одинаковую юридическую силу в части реализации покупателем товара права на вычет НДС.

Заполнение авансового счета-фактуры: нюансы

Есть ряд нюансов, на которые полезно обратить внимание при формировании счета-фактуры по указанной схеме.

Минфин РФ в письме № 03-07-11/427, изданном 16.10.2012, высказывает мнение, что вносить порядковые номера авансовых счетов-фактур следует в единый перечень с теми, что устанавливаются для отгрузочных счетов-фактур. Это вполне логично, исходя из той точки зрения, что указанные разновидности счетов-фактур предназначены для осуществления одних и тех же юридических действий в части реализации покупателем права на вычет по НДС.

О нумерации счетов-фактур не по порядку читайте здесь.

В ряде случаев предоплата от покупателя поступает еще до того момента, как станут известны наименования товаров, работ, услуг, подлежащих включению в графу 1 счета-фактуры авансового типа. В письме Минфина № 03-07-09/22, изданном 26.07.2011, содержится мнение, что в подобных случаях в счете-фактуре следует отражать обобщенное название продукции (например, «кондитерские изделия»).

В случае если аванс получен за товары, которые реализуются по ставкам 10 и 20%, в авансовом счете-фактуре нужно выделить группы товаров и по каждой группе проставить соответствующую ставку налога – 20/120 или 10/110 (п. 1 письма Минфина № 03-07-15/39 от 06.03.2009).

Какие проблемы будут у продавца и у покупателя, если этого не сделать, мы рассказали здесь.

Можно отметить, что сотрудники организации, ответственные за документооборот, для удобства хранения и использования авансовых счетов-фактур вправе указывать дополнительную информацию в дополнительных строках и графах, не изменяющих форму счет-фактуру (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, письма Минфина РФ от 08.04.2016 № 03-07-09/20121, от 26.02.2016 № 03-07-09/10933, от 24.11.2015 № 03-07-09/68169, от 08.04.2016 № 03-07-09/20121).

Авансовый счет-фактуру должны подписать руководитель фирмы и главный бухгалтер (либо сотрудники, которые их заменяют). Если бизнесом владеет ИП, то подписывать документ должен он сам или уполномоченное им лицо, но в любом случае в счете-фактуре нужно указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. Те же правила установлены для отгрузочных и корректировочных счетов-фактур.

Итоги

При поступлении предоплаты поставщик должен выставить авансовый счет-фактуру по форме, используемой для отгрузочных счетов-фактур. Этот документ служит для начисления налога у продавца и принятия НДС к вычету у покупателя. Особенностью оформления авансового счета-фактуры в том, что в нем указывается расчетная ставка налога, и могут отсутствовать некоторые показатели, присущие счету-фактуре на отгрузку. Повышенное внимание требуется при оформлении счетов-фактур при получении авансов за товары, работы, услуги, облагаемые по разным ставкам налога.

Новые правила авансирования закупок в 2023 году

Размер платежа, порядок и условия выплат заказчик прописывает в проекте контракта, а поставщик соглашается с ними, подписывая контракт. Величину предоплаты указывают в виде процента от общей суммы сделки. Если работы выполняют в несколько этапов, размер предоплаты указывают для каждого этапа.

По общему правилу аванс по всем этапам устанавливают в одном и том же процентном соотношении. Но есть и исключения: с 9 мая 2023 года власти разрешили выплачивать разные авансы по этапам в строительных контрактах под ключ (154‑ФЗ от 28.04.2023).

Размер допустимого аванса зависит от вида заказчика. Региональные и муниципальные заказчики придерживаются общих правил авансирования с учетом региональных правил работы. Федеральным госучреждениям разрешено устанавливать аванс по 44‑ФЗ:

  • не более 30% от суммы сделки — по общему правилу для большинства закупок;
  • до 100% — на ограниченный перечень услуг;
  • до 70% — для некоторых строительных контрактов
  • не менее 80% — при закупке некоторых промышленных товаров;
  • от 30 до 50% или от 30 до 90% — в контрактах с казначейским сопровождением.

Подробнее о правилах авансирования федеральных контрактов можно посмотреть в Постановлении Правительства от 09.12.2017 № 1496.

Заказчикам запрещено вносить предоплату за заказ:

  • Если к участнику применены антидемпинговые меры (ч. 13 ст. 37 44‑ФЗ). Это правило действует на всех стадиях работы с контрактом — менять условия во время его исполнения нельзя (письмо Минфина от 28.04.2023 № 24‑06‑06/39556).
  • Заказчик‑федерал закупает товары, работы или услуги (ТРУ) из перечня, который утвержден Распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21‑р. Перечень исключений указан в том же распоряжении.
  • Заказчик с финансированием из федерального бюджета включил в одну закупку ТРУ из Распоряжения Правительства № 21‑р и те позиции, которые в него не входят.

Поиск тендеров по государственным и коммерческим площадкам

Полная предоплата в госзакупках

Аванс по 44‑ФЗ в размере 100% допускается в контрактах с федеральными заказчиками при закупке (подп. «в» п. 18 Положения, утвержденного ПП № 1496):

  • услуг связи;
  • подписки на газеты и журналы;
  • курсов по профессиональной переподготовке;
  • курсов повышения квалификации;
  • услуг для обеспечения участия в конференции;
  • услуг по госэкспертизе проектной документации;
  • билетов на транспорт;
  • гостиничных услуг;
  • услуг по оформлению полиса ОСАГО;
  • услуг по аренде банковской ячейки;
  • лечения за рубежом, если закупку проводит Минздрав;
  • услуг по тушению пожаров.

Авансирование строительных контрактов

Федеральным заказчикам разрешено выплачивать повышенный аванс — до 70% (подп. «б» п. 18 Положения, утвержденного ПП № 1496) — в контрактах:

  • на стройку и реконструкцию;
  • капремонт госимущества с ценой от 600 млн руб.

Обязательное условие: ранее выплаченный аванс уже отработан. Это значит, что подрядчик может обратиться к заказчику за увеличением аванса до 70%, только если выполнил работы, за которые получил предыдущий аванс.

Повышенное авансирование при поставке промтоваров

Власти обязали госзаказчиков выплачивать повышенный аванс — не менее 80% (Постановление Правительства № 2411 от 24.12.2022) — в закупках:

  • рабочего инструмента;
  • станков;
  • запчастей для станков;
  • креплений для инструмента;
  • электротехнического оборудования.

Обязательное условие: закупкупроводят с применением запретов на допуск импорта по правилам нацрежима, а источник финансирования заказа — федеральный бюджет.

С 11 июля 2023 года перечень промтоваров с повышенным авансированием — не меньше 80 % — стал шире (Постановление Правительства от 30.06.2023 № 1083). Власти добавили в список:

  • лифты;
  • печи и камеры промышленные;
  • камеры лабораторные электрические;
  • тали электрические канатные;
  • краны и другое грузоподъёмное оборудование.

Повышенное авансирование контрактов с казначейским сопровождением

В 2023 году в контрактах с казначейским сопровождением предусмотрены особые условия оплаты для поставщиков (Постановление Правительства от 06.03.2023 № 348):

  • аванс от 30 до 50%;
  • предоплата от 30 до 90% — при заключении контрактов для капвложений в новые регионы РФ.

Новые правила делают более привлекательными сделки на выполнение работ по капитальному строительству на новых территориях РФ.

Найти подходящую закупку в один клик

Авансирование закупок под ключ

В закупках под ключ по ч. 56 ст. 112 44‑ФЗ, где строительство подразумевает несколько этапов — от проектирования сооружений до поставки оборудования, — разрешено выплачивать аванс на особых условиях (154‑ФЗ от 28.04.2023):

  • Авансовые платежи на разных этапах работ могут быть не равны: у заказчика есть возможность выплачивать разный процент от общей стоимости заказа.
  • Предоплата за проектные работы может быть равна нулю — при том что на других этапах заказчик выплачивает аванс в другом объеме.
  • Предоплата за проектные работы может быть меньше, чем авансы на других этапах.

Если заказчики начнут уменьшать авансовые платежи по первым этапам работ подрядчикам придется в большей степени рассчитывать на свои ресурсы.

Правила авансирования по 223‑ФЗ

В федеральном законе о закупках отдельными видами юрлиц отсутствуют правила выплаты аванса по 223‑ФЗ. Госкомпании самостоятельно их разрабатывают и отражают в положении о закупке. Обязательное условие: правила, которые утвердила компания, должны сходиться с нормами Гражданского кодекса. Например, если заказчик перевел деньги поставщику, а тот не отгрузил товар, заказчик может потребовать возврат аванса (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Также на полученную поставщиком предоплату могут быть начислены проценты (п. 4 ст. 487 ГК РФ).

Точный размер предварительной оплаты Гражданским кодексом не установлен — заказчик может внести предоплату до 100% от стоимости продукции. В каком именно объеме будет выплачен аванс, заказчик и поставщик решают самостоятельно, опираясь на положение о закупке, утвержденное заказчиком.

Возможные изменения в закупках для МСП

По данным Интерфакса, власти планируют обязать госкомпании, которые работают по 223‑ФЗ, вносить предоплату по контрактам с представителями малого и среднего бизнеса (МСП) в объеме 30% от общей стоимости продукции. Предложения по реализации мер поддержки бизнеса должны подготовить Минфин, ФАС и «Корпорация МСП». Срок — до 10 июля 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *