Допуски РФМ
Помощь в получении допусков на следующие виды деятельности:
- лизинговая деятельность;
- прием платежей от физических лиц;
- посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- факторинговая деятельность.
Стоимость от 5000 р.
По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
Карта постановки на учет подготовлена на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 № 58.
- Административный регламент предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11.02.2019 №33.
Бланк карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу
Кто подлежит постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу?
Постановке на учет подлежат: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (пункт 2 Положения №58).
При постановке на учет Росфинмониторинг предоставляет доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечню лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — Перечни), который осуществляется с помощью Личных кабинетов на портале Росфинмониторинга. Таким образом, у субъекта Федерального закона № 115-ФЗ, не состоящего на учете в Росфинмониторинге, отсутствует возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также направления информации о результатах проверки своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Срок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы?
Постановка на учет в Росфинмониторинг должна осуществляться в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (пункт 3 Положения №58).
Резюмируя вышесказанное карта постановки на учет направляется заявителем в течение 30 календарных дней:
- с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (пункт 17 Административного регламента №33).
Осуществление постановки на учет в уполномоченном органе, является одним из элементов внутреннего контроля в деятельности компаний, поднадзорных Федеральной службе по финансовому мониторингу, поскольку позволяет осуществлять последующий внутренний контроль в части обязательной идентификации своих клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с Перечнем в Личном кабинете.
Доступ к личному кабинету для организаций поднадзорных Росфинмониторингу предоставляется Росфинмониторингом автоматически при осуществлении постановки на учет, поскольку учетный номер, присваиваемый при постановке на учет, является паролем к Личному кабинету. Таким образом, процедура постановки на учет неразрывно связана с получением доступа к личному кабинету на портале Росфинмониторинга для поднадзорных организаций.
В каком территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу нужно встать на учет?
Организация направляет (представляет) КПУ в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.
Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) КПУ в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.
Территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, которые принимают КПУ:
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.
Срок предоставления уведомления о постановке на учет?
Срок постановки на учет не должен превышать 15 календарных дней со дня получения территориальным органом Росфинмониторинга карты постановки на учет.
В случае, если срок принятия решения о постановке на учет или снятии с учета приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока принятия решения о постановке на учет считается предшествующий ему рабочий день
Датой получения КПУ является день ее вручения заявителем уполномоченному должностному лицу территориального органа Росфинмониторинга либо день поступления в территориальный орган Росфинмониторинга заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или документов в электронной форме, направленных с использованием Единого портала (п. 14 Административного регламента №33).
Вправе ли Росфинмониторинг отказать в постановке на учет?
Территориальный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу вправе отказать в постановке на учет в следующих случаях:
- представления карты, оформленной ненадлежащим образом (не по соответствующей форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу), либо наличия в ней недостоверной информации на основании информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- представления карты в территориальный орган не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
- представления карты организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы. (п. 8 Положения №58).
Нужно ли представлять уточненную КПУ в случае изменения юридического адреса, адреса регистрации ИП, смены паспортных данных руководителя организации, смены специального должностного лица, смены бенефициарных владельцев и т.д. и т.п.
При изменении сведений, содержащихся в карте, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней обязана представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения (п. 11 Положения №58).
Как заполнить карту специального учета?
При заполнении поля "Вид карты" карты постановки на учет проставляется знак "V" в квадрате, расположенном справа от выбранного варианта: "Первичная" или "Измененная".
В случае, если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет постановку на учет впервые, то проставляется знак "V" в квадрате "Первичная" карты постановки на учет, а при изменении сведений, содержащихся в карте постановке на учет, проставляется знак "V" в квадрате "Измененная".
При заполнении карты постановки на учет индивидуальным предпринимателем не требуется заполнение пункта 6.
При заполнении пунктов 1, 8, 9, 10 карты постановки на учет поле "Отчество" заполняется при наличии.
При заполнении пункта 7 карты постановки на учет в поле "Вид(ы) деятельности в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" проставляется знак "V" в квадрате, расположенном справа от выбранного варианта. В случае, если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет несколько видов деятельности проставляется несколько знаков "V" от выбранного варианта.
При заполнении пункта 8 карты постановки на учет поля "Сведения о документе, подтверждающем прохождение целевого инструктажа руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)" и "Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)" заполняются при наличии информации, в случае отсутствия информации не заполняются и проставляется знак "-".
При заполнении пунктов 8, 9, 10 карты постановки на учет поле "ИНН" заполняется при наличии такой информации. Если указанные данные отсутствуют, то ставится знак "-".
При заполнении пунктов 8, 10 карты постановки на учет раздел "Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти" проставляется знак "V" в квадрате "Да" или "Нет" в зависимости от наличия или отсутствия неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
В поле "Вид документа, подтверждающего повышение уровня знаний" пункта 8 карты постановки на учет указывается документ, подтверждающий повышение уровня знаний руководителя организации (индивидуального предпринимателя) — свидетельство, сертификат, диплом, аттестат и т.д.
При заполнении пункта 9 "Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах) или мерах по его (их) установлению" карты постановки на учет заполняется либо раздел 9.1 "Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах)" либо раздел 9.2 "Сведения о мерах по установлению бенефициарного(ых) владельца(ев)". В случае, если бенефициарными владельцами выступают несколько физических лиц, то раздел 9.1 "Сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах)" заполняется на каждое физическое лицо.
Полезно знать: Бенефициарным владельцем является физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
При заполнении пункта 9 карты постановки на учет раздел "Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти" заполняется при наличии такой информации, если указанные данные отсутствуют, проставляется знак "-".
При заполнении пункта 10 карты постановки на учет индивидуальным предпринимателем не требуется заполнение разделов "Сведения об образовании" и "Сведения о документе, подтверждающем опыт работы на должности(ях), связанной(ых) с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, у специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля".
В разделе "Сведения о соответствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям" пункта 10 карты постановки на учет заполняется или поле "Высшее образование по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", или по направлению подготовки "Юриспруденция" или поле "Опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее 2-х лет".
Раздел "Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний специальным должностным лицом, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля" заполняется при наличии такой информации. Если указанные данные отсутствуют, проставляется знак "-".
В разделе "Сведения о документе, подтверждающем опыт работы на должности(ях), связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля" пункта 10 карты постановки на учет указывается документ, подтверждающий исполнение обязанностей в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, приказ о назначении на должность, должностной регламент и т.д.), и заполняется при наличии такой информации.
Если указанные данные отсутствуют, то ставится знак "-".
Раздел "Сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля" заполняется при наличии такой информации. Если указанные данные отсутствуют, проставляется знак "-".
В пункте 11 "Дата утверждения правил внутреннего контроля" указывается дата утверждения правил внутреннего контроля на момент подачи карты постановки на учет.
В пункте 12 в разделе "Факс" и "Адрес электронной почты" указывается информация при ее наличии. Если указанные данные отсутствуют, то ставится знак "-". В случае направления карты постановки на учет в электронной форме раздел "Адрес электронной почты" пункта 12 является обязательным для заполнения.
При заполнении карты постановки на учет пункт 13 заполняется при наличии печати. В случае направления карты постановки на учет в электронной форме пункт 13 карты постановки на учет не заполняется.
Взаимодействие с Росфинмониторингом
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и не имеющие в сфере своей деятельности надзорных органов, обязаны встать на учет в Уполномоченный орган РФ.
Какие организации обязаны вставать на учет
Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:
- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
если деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем (ИП), относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны вставать на учет в Росфинмониторинге, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) по собственной инициативе встать на учет в Росфинмониторинге
Документы, необходимые для постановки на учет
Карта постановки на учет (Приложение 2 к Приказу Росфинмониторинга № 207 от 06.08.2014г)
— с даты государственной регистрации организации или Индивидуального предпринимателя;
— с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы, либо в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Территориальный орган отказывает в постановке на учет организации или Индивидуальному предпринимателю в случае:
а) представления карты, оформленной ненадлежащим образом (не по соответствующией форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу);
б) представления карты в территориальный орган не по месту государственной регистрации организации или месту жительства Индивидуального предпринимателя;
в) представления карты организацией или Индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.
При смене вида деятельности организация или индивидуальный предприниматель направляет в территориальный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о снятии с учета (в произвольной форме) с обязательным указанием причины снятия с учета.
Заявление о снятии с учета направляется в течение 5 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации или принятия индивидуальным предпринимателем решения о смене вида его деятельности.
Территориальный орган принимает решение о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в течение 15 календарных дней со дня получения заявления.
Территориальный орган принимает решение о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в следующих случаях:
а) наличия у Территориального органа сведений о ликвидации вышеуказанных лиц (основываясь на ифнормации ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
б) появления в сфере деятельности указанных лиц соответствующего надзорного органа.
организация вправе представить для постановки на учет дополнительные документы, которые могут иметь значение для постановки на учет
организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для постановки на учет, в территориальный орган Росфинмониторинга
Разработка Правил внутреннего контроля (ПВК)
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Статья 7, п.2, абзац 1
Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
При разработке (доработке) ПВК специалисты компании должны руководствоваться тремя важными принципами:
Принцип актуальности
Cоответствие всем последним изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность в сфере ПОД/ФТ
Принцип индивидуальности
ПВК должны соответствовать той деятельности, которой занимается компания, ее особенностям
Принцип достаточности
ПВК должны содержать только необходимые и достаточные для каждой компании и сферы деятельности шаги по ПОД/ФТ
Способы разработки ПВК:
При самостоятельной разработке ПВК необходимо обратить внимание на следующие важные аспекты:
- 1. ПВК в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны быть разработаны исключительно на основании действующего законодательства РФ. ПВК составляются с учетом требований, указанных в ФЗ № 115 от 07.08.2001, постановлениях Правительства РФ, приказах Росфинмониторинга.
- 2. ПВК должны:
- регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
- определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию;
- включать в себя все без исключения программы осуществления внутреннего контроля, установленные действующим законодательством;
- учитывать специфику деятельности конкретной организации;
- составляться с учетом особенностей структуры организации и штатной численности работников;
- отражать наличие обособленных подразделений или филиалов, а также порядок осуществления в них внутреннего контроля.
Чтобы учесть все нюансы и составить грамотные ПВК, рекомендуется обращаться только к профессионалам в области ПОД/ФТ и не использовать шаблоны из Интернета и образцы ПВК других компаний.
Кроме того, чтобы самостоятельно ориентироваться во всех тонкостях законодательства, регулирующего деятельность в сфере ПОД/ФТ, необходимо проходить обучение в форме целевого инструктажа по финансовому мониторингу не реже одного раза в год.
Связано это с тем, что каждое полугодие в основные нормативные документы в сфере ПОД/ФТ вносятся коррективы и дополнения, меняются условия работы, и компании обязаны им следовать.
Требования к ПВК в целях ПОД/ФТ
Для кредитных
организацийПоложение Банка России от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (ред. от 28.07.2016)
Для некредитных
финансовых организацийПоложение Банка России от 15.12.2014 № 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П) (ред. от 28.07.2016)
Для прочих
организацийПостановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Часто задаваемые вопросы
Список часто задаваемых вопросов, касающихся частных случаев взаимодействия с Росфинмониторингом:
Какие организации подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге?
Вопросы постановки на учет в территориальном органе Росфинмониторинга регламентируются Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.
- Так, постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:
- Лизинговые компании;
- Операторы по приему платежей;
- Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
В какие сроки подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, а также индивидуального предпринимателя?
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 577 правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с настоящим постановлением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Необходимо ли включать в разрабатываемые в соответствии с постановлением Правительства России от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?
В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма закреплена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее — Постановление Правительства РФ № 667) утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).
Согласно Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства № 667, правила внутреннего контроля должны регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Правила внутреннего контроля включают в себя, в частности, программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Во исполнение пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской № 667, Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны критерии выявления и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом от 05.05.2009 № 103 (далее – Приказ Росфинмониторинга № 103).
Критерии выявления и признаки необычных сделок необходимо учитывать при реализации программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Кроме того, согласно примечанию к Рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Росфинмониторинга № 103, критерии и признаки групп 11 — 22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 — 46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.
Таким образом, организации при осуществлении внутреннего контроля должны руководствоваться общими критериями выявления и признаками необычных сделок, в дополнение к которым они могут самостоятельно разработать критерии с учетом специфики своей деятельности.
Каков последующий порядок действий организации при выявлении операции клиента с денежными средствами, подпадающими под критерии и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103?
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон, Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие в том числе критерии выявления и признаки необычных (подозрительных) сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.
- Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона основаниями документального фиксирования информации являются:
- Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Законом;
- Совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос;
- Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При формальном совпадении характера совершаемой операции с критериями и признаками, указанными в упомянутом Приказе Росфинмониторинга, а также с основаниями для документального фиксирования информации, приведенными в п. 2 ст. 7 Закона, у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникает обязанность дать оценку выявленной операции и документально зафиксировать полученную информацию.
При этом пункты 27-28 Требований к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, предусматривают обязательность составления внутреннего сообщения, отражающее результаты изучения операции и решение в соответствии с п. 24 названных Требований.
Соответственно, полагаем, что руководитель организации в соответствии с п. 24 упомянутых Требований при совпадении с критериями и признаками, указанными в Приказе № 103, должен обратить внимание на такие операции. Принятие решения об отсутствии оснований для направления сообщения в уполномоченный орган в данном случае должно быть соответствующим образом мотивировано в рамках разработанных правил внутреннего контроля. Полагаем, что такое решение при формальном совпадении с критериями и признаками должно носит исключительных характер при соответствующей мотивировке.
В случае нарушения указанных положений организация и виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по соответствующей части статьи 15.27 КоАП РФ.
Какие операции по расходованию подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ)?
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в указанной выше редакции операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.
При этом, с учетом системного толкования положений пункта 1.2 статьи 6 названного выше Федерального закона полагаем, что обязательному контролю подлежат операции по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией, получившей денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Каким образом необходимо применять меры по блокированию (замораживанию) активов соответствующих лиц?
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества (активов клиента).
- В частности, указанными нормами Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые компании, обязаны применять меры по блокированию (замораживанию) активов клиента, который является:
- Организацией или физическим лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень);
- Организацией или физическим лицом, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.
Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию).
Информация об организациях и физических лицах, указанных в упомянутом выше подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), а также доступна в полном объеме в Личном кабинете пользователя интернет — портала Росфинмониторинга.
Необходимо отметить, что применение процедур блокирования (замораживания) активов соответствующего клиента означает факт создания условий, при которых клиент организации будет практически лишен возможности распоряжения активами, и соответственно как следствие – создание условий, при которых указанным лицам фактически будут созданы условия невозможности направления активов на финансирование терроризма.
При реальном применении указанной нормы необходимо в первую очередь исходить из целей, на достижение которых направлены приведенные нормы Федерального закона № 115-ФЗ в указанной части, при этом реализация механизма блокирования (замораживания) активов должным образом должна быть с достаточной степенью конкретности (позволяющей фактически применить такие меры и достигнуть необходимого результата) прописана в правилах внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Необходимо отметить, что при разработке указанного документа необходимо исходить также и из специфики деятельности организации – субъекта Федерального закона № 115-ФЗ. Безусловно, с учетом того, что виды деятельности организаций – субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно специфичны, какой-либо универсальной формулы разработки правил внутреннего контроля и применения мер по блокированию (замораживанию) активов не существует и не может существовать. Как уже было указано выше, субъект Федерального закона № 115-ФЗ при применении мер по блокированию (замораживанию) активов должен исходить из специфики собственной деятельности, характера операции, а также специфичности клиента.
Таким образом, применение указанных норм в первую очередь должно обеспечить невозможность распоряжения клиента активами.
Считаем необходимым отметить, что подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию в том числе о принятых мерах по блокированию (замораживанию) активов клиента.
Как и в каких целях будет использоваться Росфинмониторингом информация, полученная в порядке п.п. 5 ч. 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ? В частности, будет ли эта информация предоставляться другим государственным органам, организациям или гражданам? Будет ли она как-то обнародована (например, опубликована или размещена в свободном доступе в сети Интернет)?
Действующими законодательными, подзаконными и нормативными документами не предусмотрено какое-либо распространение информации, полученной Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе осуществления деятельности в рамках установленных полномочий, в том числе предоставление ее другим государственным органам Российской Федерации, организациям и гражданам. Указанная информация не подлежит размещению в общедоступных источниках, в том числе не подлежит опубликованию, и размещению в сети Интернет.
Полученная в порядке, установленном Федеральным Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация будет использоваться Федеральной службой по финансовому мониторингу исключительно для внутреннего пользования и для осуществления полномочий, установленных указанным выше Федеральным законом и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808.
Исключение составляет передача информации в правоохранительные и налоговые органы в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ, которой установлено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.
Кроме того, в соответствии со статьей 8.1 указанного законодательного акта уполномоченный орган обязан в целях противодействия коррупции предоставлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и Председателю Центрального банка Российской Федерации по их запросам, направленным в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, имеющуюся у него информацию.
Необходимо отметить, что статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ работники уполномоченного органа (Росфинмониторинга) при исполнении указанного законодательного акта обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.
Той же нормой Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как проводится постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
До начала 17-го года все субъекты, работа которых оказывает негативное влияние на окружающую среду (НВОС), поставлены на госучет. Процедура постановки называется регистрацией. Необходимость ее прохождения установлена статьей 69.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года. Если фирма, оказывающая НВОС, не пройдет регистрацию, она будет привлечена к ответственности на основании статьи 8.46 КоАП РФ.
Виды объектов, оказывающих НВОС
Регистрировать нужно те объекты, которые оказывают негативное влияние на атмосферу, поверхностные/подземные воды. Это также деятельность, в процессе которой образуются вредные отходы. Предприятие в ходе своей работы может образовывать отходы, не сопровождающиеся вредными выбросами или стоками. В этом случае ему не нужно проходить регистрацию. Она нужна только тогда, когда субъект оказывает НВОС. К примеру, регистрироваться не требуется офисам, магазинам. На учет обычно встают котельные, очистные конструкции.
Предприятие может относиться к различным категориям объектов НВОС. Отнесение к той или иной категории зависит от степени опасности отходов. От присвоенного статуса зависят обязанности субъекта. Всего категорий на основании пункта 1 статьи 4.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 года четыре:
- Объекты, приносящие существенное НВОС.
- Объекты, приносящие среднее воздействие.
- С незначительным НВОС.
- С минимальным НВОС.
Критерии для отнесения приведены в Постановлении №1029 от 28 сентября 2015 года.
Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия?
Особенности отнесения к категориям
Объекты газодобычи и нефтедобычи, оказывающие воздействие, относятся к первой категории. Но нефтепроводы в этом случае будут отнесены ко второй категории. Поселки для проживания сотрудников, работающих вахтовым методом, и прочая инфраструктура – это объекты с минимальным НВОС.
Большинство офисных помещений не имеют никакой категории опасности. Подавляющая часть из них образует только коммунальные отходы, которые не оказывают негативного воздействия. Однако и офисам придется встать на учет, если на их балансе есть котельная. Она считается объектом НВОС.
В четвертую категорию (предметы с наименьшим НВОС) входят объекты с выбросами, не превышающими 10 тонн ежегодно. При этом не должно быть выбросов в стоки или окружающую среду, за исключением выбросов хозяйственного происхождения. Если негативные выбросы присутствуют, то объект не может относиться к четвертой категории.
ВАЖНО! В пункте 1 статьи 16.1 ФЗ №7 указано, что каждый ИП и ЮЛ должен вносить оплату, если объекты их производства относятся к объектам НВОС. Исключение – предприниматели, владеющие объектами 4-ой категории опасности.
Сроки направления заявки на присвоение класса опасности
В пункте 2 статьи 69.2 ФЗ №7 указано, что постановка на учет выполняется на базе заявления. Направляться оно должно не позднее 6 месяцев. Срок отсчитывается с момента начала использования объектов НВОС.
Особенности постановки на учет
Последовательность постановки на учет содержится в Постановлении №572 от 23 июня 2016 года. Регистрация осуществляется службой по надзору в области природопользования. Обращаться нужно в орган по адресу ИП или ЮЛ.
Предприниматель может владеть несколькими объектами, оказывающими негативное воздействие. В этом случае заявление нужно подавать по каждому объекту. Источники загрязнения могут находиться по различным адресам. В этом случае заявления подаются по адресу каждого из объектов. Расположение источника НВОС следует устанавливать на основании кадастровой карты Росреестра.
Предпринимателю могут отказать в постановке на учет. Основание к этому – отсутствие в заявлении нужного перечня информации. В этом случае компания получает уведомление с отказом. Оно направляется в течение 5-ти дней после принятия решения об отказе. Если пришло такое уведомление, компания должна незамедлительно составить новое заявление. Нужно это для того, чтобы успеть зарегистрироваться в установленные сроки.
Если в процессе рассмотрения заявления обнаружится, что объект нужно занести в региональный реестр, заявка перенаправляется в нужный орган. Предприниматель получает уведомление о переадресации в течение 5-ти дней с момента принятия решения.
Объект может соответствовать сразу нескольким категориям опасности. В этом случае присваивается наивысшая категория. То есть та категория, которая предполагает наибольший вред.
Уполномоченные структуры должны включить данные об объекте в реестр в течение 10-ти суток после получения заявления. Предприниматель получает свидетельство о том, что объект НВОС был зарегистрирован.
Права предпринимателя
В пункте 38 ФЗ №7 указано, что именно госорганы не имеют права требовать от предпринимателя. В частности, представители госорганов не могут требовать предоставления этих данных:
- Данные и бумаги, не входящие в перечень тех документов и данных, которые нужно предъявлять при постановке объектов на учет.
- Сведения и бумаги, находящиеся в распоряжении госорганов. Исключение – документы, приведенные в части 5 статьи 7 ФЗ №210 от 27 июля 2010 года.
Госорганы имеют право требовать только те сведения, которые относятся непосредственно к объекту НВОС.
Особенности оформления заявления
Формировать заявку можно этими способами:
- С помощью личного кабинета, размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru. Для пользования всеми возможностями кабинета нужна подтвержденная запись и подпись электронного формата.
- С помощью модуля природопользования. Модуль представляет собой ПО. Нужно оно для формирования отчетности в электронной форме. Скачать ПО можно на ресурсе Росприроднадзора. Пользоваться модулем можно без электронной подписи.
- Посредством стороннего ПО.
Обращаться нужно в орган, находящийся по адресу объекта НВОС.
Содержание заявления
Содержание заявления установлено Приказом Минприроды №554 от 23 декабря 2015 года. Это следующая информация:
- Данные о ЮЛ и ИП, которые эксплуатируют НВОС.
- Информация об объекте.
- Данные о том, как именно объект оказывает влияние на среду.
- Информация о разрешительных бумагах, которые получены для осуществления вредной деятельности.
- Данные о декларациях, касающихся платежей за НВОС.
- Сведения о мерах, которые принимаются предпринимателем для охраны природы.
- Данные об итогах экологических мер.
Рекомендуется составлять заявку по образцу. Если в заявлении не будет всех требуемых сведений, оно будет отклонено. Предпринимателю придется составлять заявку заново. Все это – трата времени. Возникает риск того, что компания не успеет зарегистрировать объект в сроки.
Ответственность за отсутствие регистрации
Объект НВОС должен быть поставлен на учет в течение полугода с даты начала эксплуатации этого объекта. Если предприниматель не успеет в эти сроки, будет считаться, что объект не зарегистрирован.
За нарушение сроков регистрации накладывается ответственность на основании статьи 8.46 КоАП РФ. Эта статья предполагает наложение штрафа в размере от 30 000 до 100 000 рублей.
К СВЕДЕНИЮ! Для ускорения постановки объекта на учет можно обратиться к сторонней компании.