Основные элементы рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли
— установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достижения большей определенности и предсказуемости;
— обеспечение комплексного управления международной цепью поставок товаров для всех видов транспорта;
— укрепление роли, функций и возможностей таможенных служб в свете вызовов и возможностей 21 века;
— укрепление сотрудничества между таможенными администрациями с целью расширения их возможностей по обнаружению отправок повышенного риска;
— укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом;
— содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.
1) они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках;
2) все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности;
3) Рамочные стандарты требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупноформатные рентгенаппараты и детекторы радиации.
4) в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.
8. Общая характеристика рамочных стандартов «первой» опоры.
Стандарты "первой опоры" представлены в таблице 1.
Название стандарта | Краткая характеристика стандарта |
Стандарт 1 Комплексное управление цепью поставок товаров | Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях ВТО по комплексному управлению цепью поставок товаров (Рекомендации КУЦП). |
Стандарт 2 Право досмотра груза | Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны. |
Стандарт 3 Использование современных технологий в досмотровом оборудовании | Оборудование для неинтрузивного досмотра (НИД) и обнаружения радиации должно быть в наличии и применяться там, где оно имеется, для проведения досмотров в соответствии с оценкой рисков. Такое оборудование необходимо для оперативного, не прерывающего поток законной торговли досмотра контейнеров или грузов повышенного риска. |
Стандарт 4 Системы управления рисками | Таможенная администрация должна создать систему управления рисками с целью выявления потенциально опасных грузов и автоматизировать такую систему. Такая система должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов, а также определения наиболее эффективных методов работы. |
Стандарт 5 Груз или контейнер повышенного риска | Грузовые или контейнерные отправки повышенного риска — это такие отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать их отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска или отправки, признанные отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков на основе элементов данных, характеризующих безопасность. |
Стандарт 6 Предварительная электронная информация | Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках. |
Стандарт 7 Целевой отбор и коммуникация | Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора, проверки и использования стандартных наборов критериев целевого отбора, а также создать совместимые механизмы для коммуникаций и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля. |
Стандарт 8 Показатели эффективности | Таможенным администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий НИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО. |
Стандарт 9 Оценка безопасности | Таможенная администрация должна сотрудничать с другими компетентными органами в проведении оценки безопасности перемещения товаров по международной цепи поставок товаров и считать своим долгом оперативное устранение выявленных слабых мест. |
Стандарт 10 Морально-этические качества персонала | Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм, а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними. |
Стандарт 11 Досмотр в целях безопасности при отправке | В целях обеспечения безопасности таможенные администрации по обоснованному запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры и грузы повышенного риска при отправке. |
9. Общая характеристика рамочных стандартов «второй» опоры.
3.4. Стандарты «второй опоры»
Уполномоченные экономические операторы,участвующие в международной цепи поставок товаров,будут проводить самооценку с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики с тем,чтобы их собственные программы и процедуры обеспечивали адекватные гарантии для своих отправок и контейнеров вплоть до того,как они будут выпущены из-под таможенного контроля в пункте назначения.
Стандарт 2 – Безопасность
Уполномоченные экономические операторы будут использовать в своей деятельности наиболее эффективные методы обеспечения безопасности.
Стандарт 3 — Уполномочивание
Таможенные администрации совместно с представителями торгового сообщества разработают порядок валидации или процедуры аккредитации по критериям качества, которые обеспечивают компаниям, имеющим статус уполномоченного экономического оператора, соответствующие стимулы.
Стандарт 4 – Технология
Все стороны сохраняют целостность грузов и контейнеров посредством содействия использованию современных технологий.
Стандарт 5 – Коммуникация
Таможенная администрация будет регулярно обновлять программу партнерства «таможня-бизнес» с тем, чтобы способствовать внедрению минимальных стандартов безопасности и наиболее эффективных методов обеспечения безопасности цепи поставок товаров.
Стандарт 6 – Облегчение
Таможенные администрации будут работать совместно с уполномоченными экономическими операторами для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров, начинающейся на ее таможенной территории или проходящей через нее.
4. Приложение 1 — Рамочные стандарты вто
Технические спецификации по «первой опоре»
«Система соглашений между таможенными администрациями».
Стандарт 1 Комплексное управлению цепью поставок товаров
Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля,изложенным в Таможенных рекомендациях Всемирной таможенной организации (ВТО) по комплексному управление цепью поставок товаров (Рекомендации КУЦП).
Применение комплексных процедур таможенного контроля требует наличия соответствующих юридических полномочий,позволяющих требовать от экспортеров (см.пункт 1.3.1) и перевозчиков (см.пункт 1.3.2) заранее представлять данные в таможню в электронном виде с целью оценки угроз безопасности.Кроме того,комплексные процедуры таможенного контроля предполагают установление между таможенными администрациями трансграничного сотрудничества в деле оценки рисков и таможенного контроля с целью повышения общей безопасности и ускорения процедуры выпуска,для чего требуется соответствующая правовая база. Оба этих требования подкреплены разработанными ВТО механизмами: «Рекомендации по разработке национального законодательства,регулирующего сбор и передачу таможенной информации»,»Типовое двустороннее соглашение» и «Международная конвенция о взаимном административном содействии в таможенных вопросах» (Йоганнесбургская конвенция).В рамках этого сотрудничества таможенные администрации должны договориться о взаимном признании результатов контроля/досмотра и программах для уполномоченных экономических операторов.
1.2.Меры общего контроля
В Генеральном приложении к пересмотренной Киотской конвенции (ПКК)7* (Стандарт 6.1) предусматривается,что все товары,включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее,подлежат таможенному контролю.Для целей Стандарта 1 целостность отправки должна быть обеспечена со времени погрузки грузов в контейнер,а в случае перевозки без использования контейнеров на транспортные средства — до тех пор,пока они не будут выпущены из таможенного контроля в пункте назначения.
6* Технические спецификации взяты непосредственно из Рекомендаций КУЦП с редакционными изменениями,а также добавлениями
7* Еще не вступила в силу.По состоянию на июнь 2005 года поправки к Киотской конвенции 1973 года одобрили 38 из требуемых 40 Договаривающихся сторон.
В цепочке комплексного таможенного контроля таможенный контроль и оценка рисков в целях обеспечения безопасности представляют собой постоянный совместный процесс,начинающийся в момент подготовки грузов экспортером к экспорту с постоянной проверкой целостности грузов при недопущении ненужного дублирования мер контроля.Для того чтобы сделать возможным такое взаимное признание мер контроля,таможенные службы должны договориться о согласующихся между собой стандартах контроля и управления рисками,обмене разведывательными данными и данным по профилированию рисков,а также обмене таможенными данными с учетом работы,которая была проведена в контексте Глобальной информационно-разведывательной стратегии ВТО.Такие соглашения должны предусматривать возможность совместного мониторинга или контроля качества с целью отслеживания соблюдения стандартов.
1.2.3.Контроль при отправке
Таможня отправления должна принять все необходимые шаги для того,чтобы сделать возможной идентификацию данной отправки и обнаружение любого несанкционированного вмешательства по цепи поставок товаров.В отношении морских контейнерных отправок любые такие проверки,оценка рисков и действия должны осуществляться до погрузки контейнера на судно.В Кодексе БСПС (b1630- 37) в общих чертах изложены меры,которые должны предприниматься портовыми службами.Кроме того,таможенные администрации,по территории которых проходит цепь поставок товаров,должны договориться об использовании системы электронных сообщений для обмена таможенными данными,результатами контроля и уведомлениями о прибытии,в частности в отношении отправок повышенного риска.При необходимости таможенные администрации должны изменять свои полномочия,установленные нормативными документами,с тем, чтобы иметь возможность полностью проверять грузы повышенного риска.
1.2.4.Контроль при отправке
В интересах обеспечения безопасности цепи поставок товаров и цепи комплексного таможенного контроля,в частности для обеспечения полностью безопасного перемещения грузов с момента загрузки в контейнер до выпуска из таможенного контроля в пункте назначения,таможенным органам следует применять программу обеспечения целостности пломб,которая подробно изложена в пересмотренном Руководстве к Главе 6 Генерального приложения к Пересмотренной Киотской конвенции (см. Дополнение к Приложению 1 Рамочных стандартов).Такие программы обеспечения целостности пломб, основанные на использовании в пункте загрузки механических пломб, обеспечивающих высокую степень безопасности, предписанных в стандарте ISO/PAS 17712,включают процедуры регистрации установки, замены и проверки целостности пломб в ключевых пунктах, таких как пункты перевалки на другой вид транспорта. Кроме того, таможням следует содействовать добровольному применению технологий, способствующих обеспечению целостности контейнеров при прохождении по цепи поставок товаров.
1.2.5.Уникальная идентификация отправки (УИП)
Таможенные администрации должны применять Рекомендацию ВТО в отношении УИП и прилагаемое к ней Руководство.
1.3.1.Экспортная грузовая декларация
При экспорте экспортер или его брокер должен до того, как груз погружен на транспортное средство или в контейнер, используемый при экспорте, представить таможенным службам предварительную электронную грузовую экспортную декларацию. В целях обеспечения безопасности таможенные службы не должны требовать включения в предварительную экспортную грузовую декларацию данных помимо тех, что перечислены ниже.
Экспортеры обязаны подтвердить перевозчику в письменном виде, желательно в электронной форме, что они представили в таможенные службы предварительную экспортную грузовую декларацию. В тех случаях, когда экспортная грузовая декларация является неполной или упрощенной ,на более позднем этапе в соответствии с положениями национального законодательства может потребоваться представить дополнительную декларацию для иных целей таких, как сбор статистических данных о торговле.
Для идентификации названия и адреса стороны, которая представляет или от имени которой представляется экспортная декларация и которая является собственником товаров или обладает аналогичным правом распоряжаться ими во время принятия декларации.
Экспортер, при отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, которая представляет или от имени которой представляется экспортная декларация и которая является собственником грузов или обладает аналогичным правом распоряжаться ими во время принятия декларации.
Код грузоотправителя, если это не экспортер
Для идентификации стороны, отправляющей груз и указанной в договоре на перевозку стороной, заказывающей перевозку
Грузоотправитель, при отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, отправляющей груз и указанной в договоре на перевозку стороной, заказывающей перевозку.
Идентификационный код перевозчика
Для идентификации стороны, осуществляющей перевозку грузов между указанными пунктами.
Название перевозчика, при отсутствии идентификационного кода
Название [и адрес] стороны, осуществляющей перевозку грузов между указанными пунктами.
Для обозначения стороны, которая представляет или от имени которой таможенный брокер или иное уполномоченное лицо представляет импортную декларацию. Ею может являться лицо, которое является владельцем грузов или которому эти грузы направлены.
Импортер, при отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, которая представляет или от имени которой таможенный брокер или иное уполномоченное лицо представляет импортную декларацию. Ею может являться лицо, которое является владельцем грузов или которому эти грузы направлены.
Код грузополучателя, если это не импортер
Для идентификации стороны, которой направлены грузы.
Грузополучатель, при отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, которой отправлены грузы.
Код уведомляемой стороны
Идентификационный код уведомляемой стороны.
Уведомляемая сторона, при отсутствии кода
Название [и адрес] уведомляемой стороны.
Пункт доставки, если это не адрес импортера или грузополучателя
Адрес, по которому доставляется груз. Адрес, регион и/или страна, как предусматривается национальным законодательством или в соответствии с национальными требованиями.
Код страны (стран) маршрута, насколько он известен
Идентификационный код страны, через которую проходят грузы или пассажиры при передвижении из страны отправления до конечного пункта назначения.
Код брокера, при необходимости
Код стороны, уполномоченной действовать от имени другой стороны.
Брокер, при отсутствии кода
Название [и адрес] стороны, уполномоченной действовать от имени другой стороны.
Тарифный (таможенный) код
Код, обозначающий тип товаров для таможенных, транспортных, статистических или иных регулирующих целей (общее понятие).
Описание товара, в случае отсутствия кода
Описание характера товара обычным языком, достаточное для идентификации для таможенных, статистических или транспортных целей.
Номер UNDG (код опасных грузов ООН), при необходимости
Идентификационный код опасных грузов Организации Объединенных Наций (UNDG) представляет собой уникальный порядковый номер, присваиваемый в системе Организации Объединенных Наций веществам и предметам, включенным в перечень наиболее часто перевозимых опасных грузов.
Идентификационный код типа упаковки
Код, обозначающий тип упаковки товара.
Количество отдельных предметов, упакованных таким образом, что их нельзя разделить, не нарушив упаковки.
Общий вес брутто (с указанием единицы измерения)
Указываемый в декларации вес (масса) товаров, включая упаковку, но без оборудования перевозчика.
Идентификационный номер оборудования при контейнерной перевозке и если таковой имеется
Маркировка (буквы и/или цифры), которая позволяет идентифицировать оборудование, например контейнер или погрузочную единицу.
Идентификационный код размера и типа оборудования
Код, обозначающий характеристики, например размер и тип единицы транспортного оборудования.
Номер пломбы, если необходимо и имеется
Идентификационный номер пломбы, которой опломбирована единица транспортного оборудования.
Общая сумма счета-фактуры (включая код валюты)
Общая сумма по всем счетам, декларируемым в одной декларации.
Уникальный номер отправки
Уникальный номер, присваиваемый как при импорте, так и экспорте.
1.3.2. Грузовая декларация При экспорте и/или импорте перевозчик или его/ее брокер обязан представить в таможню предварительную электронную грузовую декларацию. При морских контейнерных отправках предварительная электронная грузовая декларация представляется до того, как грузы/контейнеры погружены на судно. При использовании всех других видов транспорта и отгрузок она должна представляться до прибытия транспортного средства в таможню при экспорте и/или импорте. В целях обеспечения безопасности таможенные службы не должны требовать представления данных помимо тех, что перечислены ниже. В соответствии с нормами национального законодательства в дополнение к предварительной грузовой декларации может представляться дополнительная грузовая декларация.
Код места погрузки
Обозначение морского порта, аэропорта, грузового терминала, железнодорожной станции или иного места, где грузы погружены на транспортное средство, используемое для их перевозки.
Место погрузки, при отсутствии кода
Название морского порта аэропорта, грузового терминала, железнодорожной станции или иного места, где грузы погружены на транспортное средство, используемое для их перевозки.
Идентификационный код перевозчика
Обозначение стороны, обеспечивающей перевозку грузов между указанными пунктами.
Название перевозчика, при отсутствии идентификационного кода
Название [и адрес] стороны, обеспечивающей перевозку грузов между указанными пунктами.
Идентификационный код оборудования при использовании контейнеров
Маркировка (буквы и/или цифры), позволяющие идентифицировать оборудование, например контейнер или погрузочную единицу.
Идентификационный код размера и типа оборудования при контейнерных перевозках
Код, обозначающий характеристики, например размер и тип единицы транспортного оборудования.
Номер пломбы, в случае необходимости
Идентификационный номер пломбы, которым опломбирована единица транспортного оборудования.
Идентификационный код транспортного средства, пересекающего границу таможенной территории
Название, позволяющее идентифицировать транспортное средство, используемое при пересечении границы.
Код государственной принадлежности транспортного средства, пересекающего границу таможенной территории
Код государственной принадлежности активного транспортного средства, используемого при пересечении границы.
Номер транспортной операции
Обозначение транспортной операции, например воздушного, авиационного или железнодорожного рейса.
Код метода оплаты транспортных расходов
Код, обозначающий метод оплаты транспортных расходов.
Код таможенного поста в пункте выезда
Обозначение таможенного поста, через который товары покидают или должны покинуть таможенную территорию.
Код первого порта прибытия
Обозначение первого места прибытия. Это может быть морской порт, аэропорт или пограничный пост при пересечении сухопутной границы.
Код страны (стран) маршрута, насколько это известно до погрузки
Обозначение страны, через которую проходит маршрут передвижения грузов или пассажиров между страной отправления и конечным пунктом назначения.
Код даты и времени прибытия в первый пункт прибытия на таможенную территорию
Код даты и времени / предполагаемой даты и времени прибытия транспортного средства в первый аэропорт (для воздушного транспорта), на первый пограничный пост (для сухопутного транспорта) и в первый порт (для морского транспорта).
Краткое описание груза
Описание груза транспортного средства обычным языком.
Уникальный номер отправки
Уникальный номер, присваиваемый товарам при импорте и при экспорте.
1.3.3. Импортная грузовая декларация
При импорте импортер или его брокер должен до прибытия транспортного средства в первый таможенный пункт представить в таможню предварительную электронную импортную грузовую декларацию. В целях обеспечения безопасности таможенные службы не должны требовать больше информации, чем та, которая приведена в пункте 1.3.1. В тех случаях, когда импортная грузовая декларация представляет собой неполную или упрощенную декларацию, на более позднем этапе в соответствии с нормами национального законодательства может потребоваться представить дополнительную декларацию для иных целей таких, как расчет пошлины или сбор торговой статистики. Уполномоченная цепь поставок товаров (см. пункт 1.4.2) предоставляет возможность объединить экспортные и импортные информационные потоки в единую экспортно-импортную декларацию, которая совместно используется заинтересованными таможенными администрациями.
1.3.4. Обмен информацией в отношении грузовых партий повышенного риска
С целью поддержки оценки рисков и облегчения выпуска, являясь составными частями комплексной цепи таможенного контроля, таможенные администрации, по территории которых проходит цепь поставок товаров, должны рассмотреть возможность обмена данными между таможенными службами, в частности в отношении грузовых партий повышенного риска. Такая электронная система сообщений может включать обмен уведомлениями об определенных экспортных операциях, включая результаты контроля, а также соответствующими уведомлениями о прибытии.
Национальное законодательство должно содержать положения, разрешающие таможенным органам передавать информацию, собираемую ими для собственных целей, другим таможенным администрациям. Если таких положений нет, их следует разработать и принять. В качестве основы для разработки таких положений можно использовать Рекомендации по разработке национального законодательства о сборе и передаче таможенной информации. Кроме того, в качестве основы для обмена информацией по товарам повышенного риска можно использовать существующие инструменты ВТО такие, как Иоганнесбургская конвенция и Типовое двустороннее соглашение. 1.3.5. Уведомления типа «Не грузить» и «Не выгружать»
Таможенным службам следует создать систему, при которой уведомления будут направляться лишь в отношении тех партий грузов, которые не могут быть погружены или выгружены. Такие уведомления должны направляться в установленные сроки после представления данных, необходимых для оценки риска.
Точные сроки представления товарных и грузовых деклараций в таможенную администрацию при экспорте или импорте должны устанавливаться в национальном законодательстве после тщательного анализа географической ситуации и деловой практики, применяемой в различных видах транспорта, после проведения консультаций с представителями предпринимательского сектора и другими заинтересованными таможенными администрациями. Таможенные службы должны обеспечивать уполномоченным экономическим операторам равный доступ к упрощенным условиям, независимо от вида транспорта. Однако для обеспечения минимального единообразия и без ущерба для конкретной ситуации таможенные службы не должны требовать представления предварительной декларации ранее, чем: Морские перевозки
— контейнерный груз: за 24 часа до погрузки в порту отправления.
— массовые грузы/грузы без упаковки: за 24 часа до прибытия в первый порт страны назначения.
— маршрут малой протяженности: в момент взлета самолета
— маршрут большой протяженности: за 4 часа до прибытия в первый порт страны назначения.
— за 2 часа до прибытия в первый порт страны назначения.
— за один час до прибытия в первый порт страны назначения.
1.3.7. Модель данных ВТО
Таможенные администрации должны обеспечивать, чтобы их информационные системы были функционально совместимы и основывались на открытых стандартах. С этой целью таможенным службам следует использовать «модель таможенных данных» ВТО, которая определяет максимальный набор данных для совершения экспортных и импортных формальностей. Модель данных определяет также формат электронных сообщений для соответствующих грузовых и товарных деклараций. Модель данных ВТО включает все элементы данных, перечисленные выше в пунктах 1.3.1, 1.3.2 и 1.3.3, которые могут потребоваться в качестве предварительной информации в целях обеспечения безопасности.
1.3.8. Концепция «одного окна»
С целью облегчения беспрепятственной передачи данных о международной торговле (концепция «одного окна») и организации обмена разведывательными данными относительно возможных рисков, как на национальном, так и на международном уровне, правительствам следует разрабатывать соглашения о сотрудничестве между таможенными службами и другими государственными ведомствами, связанными с международной торговлей. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности представлять необходимую информацию в электронном виде лишь в одну, назначенную для этих целей, службу, желательно в таможенную службу. В этой связи таможенным службам следует стремиться к максимальной интеграции в коммерческие процессы и информационные потоки в глобальной цепи поставок товаров, например путем использования в качестве экспортных и импортных деклараций коммерческой документации такой, как счета-фактуры или заказы.
1.4. Уполномоченная цепь поставок товаров
1.4.1. Уполномоченные экономические операторы
Уполномоченные экономические операторы, которые отвечают критериям, установленным таможенными службами (см. Приложение 2), должны иметь право участвовать в упрощенных и ускоренных процедурах выпуска по представлении минимальной информации. Эти критерии включают наличие подтвержденной истории соблюдения таможенных требований, продемонстрированное стремление способствовать повышению безопасности цепи поставок товаров в качестве участника программы партнерства «таможня-бизнес», а также наличие удовлетворительной системы управления собственной коммерческой информацией. Таможенные администрации должны договориться о взаимном признании статуса уполномоченных экономических операторов.
1.4.2. Уполномоченная цепь поставок товаров
Концепция «уполномоченная цепь поставок товаров» предполагает, что таможенная служба подтверждает соблюдение всеми участниками данной международной торговой сделки установленных стандартов безопасного обращения с грузами и соответствующей информацией. В отношении грузовых партий, проходящих от места происхождения до пункта назначения исключительно внутри такой цепи, должны применяться комплексные упрощенные процедуры пересечения границы, в соответствии с которыми при экспорте и импорте будет требоваться лишь одна упрощенная декларация, содержащая минимум информации.
1.4.2. Уполномоченная цепь поставок товаров
Концепция «уполномоченная цепь поставок товаров» предполагает, что таможенная служба подтверждает соблюдение всеми участниками данной международной торговой сделки установленных стандартов безопасного обращения с грузами и соответствующей информацией. В отношении грузовых партий, проходящих от места происхождения до пункта назначения исключительно внутри такой цепи, должны применяться комплексные упрощенные процедуры пересечения границы, в соответствии с которыми при экспорте и импорте будет требоваться лишь одна упрощенная декларация, содержащая минимум информации.
Стандарт 2 Право досмотра груза
Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны.
Стандарт 3 Использование современных технологий в досмотровом досмотровом
Оборудование для неинтрузивного досмотра (НИД) и обнаружения радиации должно быть в наличии и применяться там, где оно имеется, для проведения досмотров в соответствии с оценкой рисков. Такое оборудование необходимо для оперативного, не прерывающего поток законной торговли досмотра контейнеров или грузов повышенного риска. Современная технология
Для оказания помощи своим членам ВТО ведет Банк данных по передовым технологиям и подготовила детальное Руководство по закупке и эксплуатации оборудования для сканирования контейнеров, которые содержатся в Таможенном сборнике.
Стандарт 4 Системы управления рисками
С целью выявления потенциально опасных грузов таможенная администрация должна создать систему управления рисками и автоматизировать ее. Такая система должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов, а также определения наиболее эффективных методов работы.
4.1. Системы автоматизированной выборки
С целью выявления грузовых контейнерных отправок, которые по предварительной информации и данным стратегической разведке представляют собой потенциальную угрозу безопасности и сохранности, таможенным администрациям следует разработать на основе передовой международной практики автоматизированные системы, использующие механизмы управления рисками. В отношении морских контейнерных грузовых отправок эти системы должны единообразно применяться до загрузки судна.
4.2. Управление рисками
Управление рисками представляет собой «систематическое применение управленческих процедур и методов, которые предоставляют в распоряжение таможенных служб информацию, необходимую для работы с транспортными операциями или товарными партиями, которые представляют определенный риск». 4.3. Глобальная информационно-разведывательная стратегия ВТО Эффективный режим управления рисками включает такой важный компонент, как сбор информации, ее обработку и распространение с целью обеспечения таможенного контроля и функционирования таможенных служб. Данная разведывательная функция в сочетании со Стандартными методами оценки рисков (СОР), позволяющими получать индикаторы риска для проведения таможенными службами целевого отбора и проверки грузов и транспортных средств, содержится в Глобальной информационно-разведывательной стратегии ВТО.
4.4. Справочные материалы
Руководство ВТО по управлению рисками, Глобальная информационно- разведывательная стратегия ВТО, Стандартные методы оценки рисков ВТО (СОР) и Общие индикаторы повышенного риска представляют собой полезные справочные материалы для управления рисками (и их оценки).
Стандарт 5 Груз или контейнер повышенного риска
Грузовые или контейнерные отправки повышенного риска — это такие отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать их отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска или отправки, признанные отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков на основе элементов данных, характеризующих безопасность.
Выборка, профилирование и целевой отбор
Таможенные службы должны использовать современные методы идентификации и целевого отбора грузов, потенциально представляющих повышенный риск, включая, помимо прочего, предварительную электронную информацию о грузовых отправках в страну и из нее до отправки или прибытия, стратегические разведданные, автоматизированные данные о торговле, анализ аномальных ситуаций и показатели относительной безопасности цепи поставок товаров данной торговой компании. Например, входящая в «опору» «таможня-бизнес» практика сертификации и валидации системы безопасности пункта происхождения способствует снижению риска и уменьшает, таким образом, сферу целевого отбора.
Стандарт 6 Предварительна я электронная информация
Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.
6.1. Необходимость компьютеризации
Для предварительной передачи таможенным службам информации в электронном формате следует использовать таможенные компьютерные системы, включая электронный обмен информацией при экспорте и импорте.
6.2. Рекомендации в отношении ИКТ, содержащиеся в Киотской конвенции
Стандарты 7.1, 6.9, 3.21 и 3.18 Генерального приложения к ПКК требуют, чтобы таможенные службы применяли в своей работе информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), включая использование технологий Интернет-торговли. С этой целью ВТО подготовило подробное Руководство по использованию в таможенных службах автоматизированных систем. К данному Руководству по ИКТ Киотской конвенции следует обращаться при разработке новых или модернизации существующих таможенных систем ИКТ. Кроме того, таможенным администрациям рекомендуется обращаться к Таможенному сборнику ВТО по вопросам компьютеризации таможенных служб.
6.3. Использование систем экономических операторов
В Рекомендациях по ИКТ предусматривается также возможность использования коммерческих систем экономических операторов для проверки их на предмет выполнения таможенных требований. В частности, применительно к уполномоченной цепи поставок товаров отмечается, что предоставление таможенным службам возможности доступа в режиме on-line к коммерческим системам участвующих сторон, при условии решения всех возможных вопросов конфиденциальности и правовых вопросов, способствовало бы получению более широкого доступа к достоверной информации и открыло бы возможности для значительного упрощения процедур. Еще одним примером является «системы грузового сообщества» (СГС), когда в портах или аэропортах все участвующие в транспортной цепи стороны создают электронную систему, посредством которой они обмениваются всеми соответствующими данными о грузе и перевозке. Учитывая, что эти системы содержат все элементы, необходимые для таможенных служб, таможенные службы могли бы изучить возможность участия в таких системах и получения из них данных, необходимых для собственных целей.
6.4. Стандарты электронного обмена данными
В Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ таможенным службам рекомендуется предложить несколько решений для электронного обмена информацией. При том, что международный формат ООН EDIFACT, используемый для электронного обмена данными, по-прежнему является одним из предпочтительных вариантов, таможенным службам следует также изучить другие возможности такие, как формат XML. В зависимости от возникающих рисков вполне приемлемым решением могло бы быть использование электронной почты или телефакса.
6.5. Модель данных ВТО
Экономическим операторам, которые должны представлять грузовые и товарные декларации таможенным службам на основе наборов данных, содержащихся в Таможенной модели данных ВТО, следует применять требования к электронным сообщениям Таможенной модели данных ВТО.
6.6. Безопасность ИКТ
Использование ИКТ в целом и для электронного обмена информацией по открытым сетям, в частности, требует наличия тщательно разработанной стратегии безопасности ИКТ. Поэтому безопасность ИКТ следует рассматривать как неотъемлемую часть любой таможенной стратегии обеспечения безопасности цепи поставок товаров. Для выработки эффективной и действенной стратегии безопасности информационных технологий таможенным службам необходимо провести оценку рисков. В Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ обрисованы способы, с помощью которых комплексная стратегия безопасности ИКТ может обеспечить наличие, целостность и конфиденциальность информационных систем, а также проходящей через них информации, включая, например, недопущение отрицания причастности к отправленному или принятому сообщению. Существует множество способов обеспечения безопасности ИКТ, которые можно найти в Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ.
6.7. Цифровые подписи
Одним из основных элементов безопасности ИКТ в стратегии обеспечения безопасности цепи поставок товаров являются цифровые подписи. Использование цифровых подписей или инфраструктуры сертификации открытых ключей (ИСОК) может играть важную роль в обеспечении безопасности электронного обмена информацией. Цепь комплексного таможенного контроля включает предоставление участникам внешнеэкономической деятельности возможности заблаговременно подавать свои декларации, как в таможенную администрацию страны-экспортера, так и в таможенную администрацию страны-импортера. Было бы весьма полезным, если бы экономические операторы смогли воспользоваться взаимным признанием цифровых сертификатов. Это позволило бы экономическим операторам подписывать все электронные сообщения, направляемые тем таможенным администрациям, которые согласились признать такой сертификат. Такое трансграничное признание цифровых сертификатов может помочь повысить безопасность, одновременно облегчив и упростив обязанности участников внешнеэкономической деятельности. С этой целью таможенным администрациям предлагается применять Рекомендацию ВТО об электронной передаче и аутентификации таможенной и иной соответствующей нормативной информации.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ ТОРГОВЛИ СОВЕТА ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ВТАМО): ОБЗОР НОВОЙ РЕДАКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Публикация посвящена рассмотрению новейших изменений, внесенных в редакцию 2021г. Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли. В статье показано влияние применения Рамочных стандартов безопасности на такие макроэкономические показатели как экономический рост, собираемость таможенных платежей, возможность привлечения прямых иностранных инвестиций. В структуре правовых инструментов ВТамО Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур глобальной торговли занимают лидирующее положение. Их используют на территории 95% членов ВТамО. Однако эффективность применения Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли значительно снижена из-за невостребованности такого инструмента ВТамО как Йоханнесбургская конвенция.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каранец С.М.
THE SAFE FRAMEWORK OF STANDARDS TO SECURE AND FACILITATE GLOBAL TRADE: NEW EDITION REVIEW
The publication is devoted to the consideration of the latest changes made to the 2021 edition of the SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade. The article shows the impact of the SAFE Framework on economic growth, the collection of customs revenues, and attraction of foreign direct investment. SAFE Framework occupy a leading position in the structure of legal instruments of the WCO. They are used on the territory of 95% of WCO members. However, the effectiveness of the application of the Framework standards is reduced due to the lack of demand for the Johannesburg Convention.
Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ ТОРГОВЛИ СОВЕТА ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ВТАМО): ОБЗОР НОВОЙ РЕДАКЦИИ»
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ ТОРГОВЛИ СОВЕТА ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ВТАМО): ОБЗОР НОВОЙ РЕДАКЦИИ
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
THE SAFE FRAMEWORK OF STANDARDS TO SECURE AND FACILITATE GLOBAL TRADE:
NEW EDITION REVIEW
St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy
Публикация посвящена рассмотрению новейших изменений, внесенных в редакцию 2021г. Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли. В статье показано влияние применения Рамочных стандартов безопасности на такие макроэкономические показатели как экономический рост, собираемость таможенных платежей, возможность привлечения прямых иностранных инвестиций. В структуре правовых инструментов ВТамО Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур глобальной торговли занимают лидирующее положение. Их используют на территории 95% членов ВТамО. Однако эффективность применения Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли значительно снижена из-за невостребованности такого инструмента ВТамО как Йоханнесбургская конвенция.
Ключевые слова: Совет таможенного сотрудничества, таможенная конвенция, рамочные стандарты, упрощение процедур мировой торговли, таможенные администрации, Киотская конвенция, уполномоченный экономический оператор.
The publication is devoted to the consideration of the latest changes made to the 2021 edition of the SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade. The article shows the impact of the SAFE Framework on economic growth, the collection of customs revenues, and attraction of foreign direct investment. SAFE Framework occupy a leading position in the structure of legal instruments of the WCO. They are used on the territory of 95% of WCO members. However, the effectiveness of the application of the Framework standards is reduced due to the lack of demand for the Johannesburg Convention.
Keywords: Customs Cooperation Council, customs convention, framework standards, world trade facilitation, customs administrations, Kyoto convention, authorized economic operator.
Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) были приняты Советом таможенного сотрудничества (ВТаМО) 17 лет назад. Изначально Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур мировой торговли (SAFE Framework) рассматривались как средство для
— сдерживания международного терроризма,
— обеспечения сбора таможенных доходов,
— содействия упрощению процедур торговли во всем мире.
Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур мировой торговли (SAFE Framework) представляют собой «уникальный международный инструмент, направленный на установление более безопасного режима мировой торговли». Они ознаменовали новый подход к методам работы таможенных администраций и партнерству с представителями частного бизнеса для «достижения общей цели, основанной на доверии» [1, 2].
В настоящее время правовой инструментарий ВТамО насчитывает порядка 19
таможенных конвенций, четыре списка рекомендаций ВТамО, 14 деклараций и две формы рамочных стандартов.
требностям мировой торговли. За последние 17 лет Совет таможенного сотрудничества опубликовал семь официальных вер-
Версии Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework)
Полное название документа Принятое сокращение Внесенные изменения
WCO SAFE Framework of Standards to secure and facilitate global trade 2021 version of the SAFE Framework; SAFE FoS 2021 — укрепляет сотрудничество между таможней и другими государственными органами; — продвигает интеллектуальные устройства безопасности для оптимизации таможенного контроля и эффективного отслеживания движения товаров в режиме реального времени; — включает базовые положения по разработке региональных программ УЭО Таможенных союзов и реализации взаимного признания; — согласовывает наборы данных по безопасности грузовых авиаперевозок с элементами данных, указанными в модели данных ВТамО; — консолидирует механизмы отчетности о реализации концепции SAFE.
2018 edition of SAFE Framework of Standards Рамочные стандарты SAFE (в ред. 2018г.) — дополнены цели SAFE Framework в отношении укрепления сотрудничества между таможенными администрациями, например, путем обмена информацией, взаимного признания средств контроля, взаимного признания уполномоченных экономических операторов (УЭО) и взаимной административной помощи; — расширено сотрудничества Таможни с государственными органами, наделенными полномочиями по регулированию определенных товаров (например, опасных материалов) и пассажиров, а также с организациями, отвечающими за почтовые вопросы; — концептуальная основа стала включать полный список преимуществ УЭО с определенными минимальными гарантированными преимуществами.
Рамочные стандарты по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (первый вариант) Рамочные стандарты SAFE стандарты изначально носили добровольный характер и состояли из четырех основных элементов. Документ основан на двух «опорах»: на совокупности организационных соглашений, именуемых «таможня-к-таможне», и партнерстве между таможней-бизнесом.
Составлено по: [2, 4].
Из 184 членов Всемирной таможенной организации 95% уведомили генерального секретаря СТС/ВТамО о намерении внедрить на территории своей страны Рамочные стандарты. Страны ЕАЭС присоединились к Рамочным стандартам безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) в 2005г. (Республика Армения (РА), Кыргызская Республика (КР), Республика Казахстан (РК), Российская Федерация) и 2006 г. (Республика Беларусь (РБ)). В марте 2022г. 172-м членом ВТамО, взявшим на себя обязательства по внедрению Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли, стала Гайана (Guyana) [3].
Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур мировой торговли (SAFE Framework) имеют гибкую, постоянно изменяющуюся, структуру, полностью соответствующую сложившимся реалиям и по-
сий (редакций/комплектов) Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) (см. табл. 1):
1) издание 2005 г.;
2) издание 2007 г. (2007 version of the
3) издание 2010 г. (2010 version of the
4) издание 2012 г. (2012 version of the
5) издание 2015 г. (2015 version of the
6) издание 2018 г. (2018 version of the
7) издание 2021 г. (2021 version of the
Согласно данным ЕЭК (Евразийской
экономической комиссии) от 13.09.2018, «наработки Евразийского экономического союза (ЕАЭС) впервые включены в новую
редакцию Рамочных стандартов безопасности . В частности, в обновленной редакции Рамочных стандартов нашли отражение новые упрощения, ставшие доступными для компаний, работающих в статусе уполномоченного экономического оператора (УЭО). » [5].
Структура Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework)
Современное издание состоит из семи глав и пяти приложений. В первой главе описаны цели, принципы, элементы и опоры Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework).
Во второй главе раскрыты преимущества внедрения Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) для правительств (гос. органов), предпринимателей (с акцентом на выгоды со стороны уполномоченного экономического оператора), таможенных администраций. Показано влияние Рамочных стандартов SAFE на модернизацию работы таможенных служб, собираемость таможенных платежей (применительно для РФ: как неналогового поступления в структуры федерального бюджета, примеч. автора), потенциальному влиянию
на экономический рост и развитие, открывающиеся новые возможности для привлечения в страну прямых иностранных инвестиций.
Третья глава посвящена описанию стандартов для опоры «Таможня — Таможня». В ней рассмотрены техническим условиям
внедрения стандартов, описана возможность досмотра и проверки груза (транспортного средства) до прибытия на таможенную границу, подчеркнута важность регулярной профессиональной подготовки сотрудников таможен «для приобретения и сохранения навыков, необходимых для осуществления эффективного и действенного таможенного контроля и для работы с электронным оборудованием» [2].
Четвертая глава посвящена описанию стандартов для опоры «Таможня-Бизнес». В ней выделяются критерии, в соответствии с которыми участник ВЭД может достигнуть статуса «партнера по безопасности», выделены отличительные черты программы УЭО от аналогичных программ, в том числе в рассмотренной в Пересмотренной Киот-ской конвенции. Статус УЭО может быть присвоен как производителям, импортерам/ экспортерам, брокерам, перевозчикам, кон-солидаторам грузов, посредникам, дистрибьюторам, экспедиторам, так и порту, аэро-
Рис.1 Рабочие органы ВТамО
порту, операторам терминалов, интегрированным операторам, складам. Особое значение в главе придано консультированию, проводимому сотрудниками таможен, вышеназванных участников международной цепи поставок груза.
Пятая глава («Опора III «Таможня — Другие государственные и межправительственные органы») посвящена описанию стандартов, нацеленных на быстрое и эффективное реагирование правительств и государственных органов, регулирующих транспортировку грузов, на угрозы безопасности. Рамочные стандарты проклассифицированы на три подгруппы: «Сотрудничество в рамках правительства»; «Сотрудничество между правительствами»; «Многонациональное сотрудничество».
В главе шесть «Непрерывность и возобновление торговой деятельности» описаны обязанности правительства и таможенных администраций при нарушении международной цепи поставок (из-за кризиса, происшествия и т.п. обстоятельств).
Глава семь «Взаимное признание» посвящена концепции «согласно которой одна таможенная администрация признает действие или решение другой таможенной администрации», определены семь условий для сокращения дублирующих операций. В качестве сфер распространения концепции «взаимного признания» были выбраны:
2) предварительная электронная информация,
3) коммуникация и совместное проведение целевого отбора и скрининга.
Структура Рамочных стандартов без-
опасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) в версии 2021 г. кардинально отличается от первоначального издания 2005г. во многом благодаря работе рабочей группы (SAFE Working Group), созданной в 2007 г. для внесения поправок в текст Рамочных стандартов.
Рабочая группа SAFE действует на основании параграфа 68 Отчета Политической комиссии от июня 2007 г. (Doc. SP0250) и в соответствии с п. 69 Протокола Совета таможенного сотрудничества 2007 г. (Doc. SC0082). Формально она подчинена Постоянному техническому комитету ВТамО (см. рис. 1)
В сферу деятельности рабочей группы SAFE входит консультирование Генерального секретаря СТС, Политического комитета, Постоянного технического комитета ВТамО по вопросам, связанным с практическим внедрением или внесением поправок и изменений в текст Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) 2021 г.
Установить стандарты, которые обеспечат повышение безопасности и облегчат функционирование международной цепи поставок на мировом уровне для достижения большей определенности и предсказуемости.
Обеспечить комплексное гармонизированное управление международной цепью поставок с использованием всех видов транспорта
Расширить роли, функции и возможности таможенной службы в контексте проблем п возможностей XXI века.
Содействовать непрерывному движению товаров за счет обеспечения безопасности международных цепей поставок товаров.
чтобы расширить их возможности по обнаружению грузовых партий повышенного риска
за счет обмена информацией, взаимного признания результатов контроля, взаимного признания уполномоченных экономических операторов (УЭО), а также взаимной административной помощи
и другими государственными органами, участвующими в международной торговле и обеспечении безопасности, в частности, с
помощью «единого окнам.
Рис. 2. Цель Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (по версии 2021
version of the SAFE Framework)
Для углубленного понимания роли SAFE, занимаемого места таможенных органов в безопасности цепочки поставок, ВТамО регулярно проводит национальные семинары по расширению географии внедрения Рамочных стандартов безопасности (11 — 13 ноября 2014г. в Судане, 5 — 9 января 2015 г. в Индии, 18-20 ноября 2015 г. в Замбии, 23-25 ноября 2015 в Анголе, 2325 марта 2015 г. в Саудовской Аравии, 1-3 декабря 2015 г. на Кубе, 25-29 января 2016 г. в Перу, 8 -11 января 2018 г. в Шри-Ланке) [6-12].
Рассмотрим основы Рамочных стандартов SAFE. Главной целью Рамочных стандартов безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) является гармонизация управления международной цепью поставок и др. (см. рис. 2)
Основу Рамочных стандартов SAFE составляют пять элементов и три так называемые «опоры» (см. табл.2):
«во-первых, они предусматривают гармонизацию требований к предоставлению предварительной электронной информации о входящих, исходящих и транзитных грузовых партиях;
во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам SAFE, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками для решения проблем безопасности;
в-третьих, Рамочные стандарты SAFE требуют, чтобы по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике выявления рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр исходящих грузов и (или) транспортных средств повышенного риска, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупноформатные рентгеновские аппараты и детекторы радиации;
в-четвертых, Рамочные стандарты SAFE предусматривают предоставление таможенной службой преимуществ тем компаниям, которые соблюдают минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и используют передовые практики;
в-пятых, Рамочные стандарты SAFE способствуют тесному сотрудничеству таможенной службы с другими регулирующими государственными органами, чтобы
обеспечить безопасность общества, одновременно упрощая перемещение товаров.» [2].
Как видно из таблицы 2, рамочные стандарты первой, второй и третьей опор полностью увязаны с другими инструментами ВТамО, а именно, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (пересмотренной Киот-ской конвенцией), Международной конвенцией о взаимной административной помощи в таможенных делах (Йоханнесбург-ской таможенной конвенцией); Декларацией Аруша о профессиональной этике и др.
Проведенное ранее исследование востребованности среди таможенного сообщества вышеназванных инструментов показало, что государства (в том числе члены ЕАЭС) по-разному оценивают возможность использования перечисленных в табл.2 таможенных деклараций и конвенций [13].
Менее популярным инструментом ВТамО является Международная конвенция о взаимной административной помощи в таможенных делах International (Convention on mutual administrative assistance in Customs matters, Johannesburg Convention), подписанной 27 июня 2003. Конвенцию применяют на территории только 1,6% стран-членов ВТамО. Лидером по степени актуальности и востребованности является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (International Convention on the simplification and harmonization of Customs procedures, Kyoto Convention as amended). Данный инструмент применяют на территории 69,9% стран-членов ВТамО.
Проблема недоиспользования современного инструментария ВТамО (в части взаимной административной помощи в таможенных делах) ставит барьер на эффективности использования Рамочных стандартов первой и третьей опор.
Подведем итог. Страны ЕАЭС не только применяют Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) на территории Союза, но и активно участвуют в обсуждении новых изменений, пропагандируют накопленный опыт работы компаний, получавших статус УЭО. Активность ЕЭК в работе SAFE Working Group можно связать с ратификацией странами ЕАЭС Пересмотренной Киотской конвенции.
Рамочные стандарты трех опор
Название опоры Рамочные стандарты Юридическая основа
Система соглашений между таможенными службами («Таможня — Таможня»/ Pillar 1 — Customs-to-Customs) Стандарт 1. Комплексное управление цепью поставок товаров; Иоханнесбургская конвенция; Пересмотренная Киотская конвенция (стандарт 6.1); Конвенция о международной гражданской авиации, (Чикагская конвенция (см. прил. 17)); стандарт ISO 17712
Стандарт 2. Полномочия для досмотра грузов;
Стандарт 3. Использование современных технологий в оборудовании для досмотра;
Стандарт 4. Системы управления рисками;
Стандарт 5. Выборка, профилирование и целевой отбор;
Стандарт 6. Предварительная электронная информация; Руководство по ИКТ Киотская конвенция; Иоханнесбургская конвенция; Типовое двустороннее соглашение; стандарт ООН EDIFACT
Стандарт 7. Целевой отбор и коммуникация; Иоханнесбургская конвенция; Типовое двустороннее соглашение
Стандарт 8. Показатели эффективности; Отчеты о внедрении Рамочных стандартов SAFE
Стандарт 9. Оценка безопасности;
Стандарт 10. Морально-этические качества сотрудников; Пересмотренная Арушская декларация ВТамО
Стандарт 11. Досмотр в целях безопасности при отправке Иоханнесбургская конвенция; Типовое двустороннее соглашение
Партнерство между таможенной службой и предпринимательским сообществом («Таможня — Бизнес» / Pillar 2 — Customs-to-Business partnerships) Стандарт 1. Партнерство;
Стандарт 2. Безопасность;
Стандарт 3. Авторизация;
Стандарт 4. Технология; Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.; Таможенная конвенция о международной дорожной перевозке грузов с применением книжек МДП (Конвенция мДп, 1975 г.).
Стандарт 5. Коммуникация;
Стандарт 6. Упрощение. Пересмотренная Киотская конвенция
Сотрудничество между таможенной службой и другими государственными и межправительствен-ными органами («Таможня — Другие государственные и меж-правительствен-ные органы»/ Pillar 3 — Customs to Other Government and Inter-Government Agencies). Сотрудничество в рамках правительства: Стандарт 1. Взаимное сотрудничество; Стандарт 2. Соглашения о сотрудничестве и процедуры сотрудничества; Стандарт 3. Согласование программ безопасности; Стандарт 4. Гармонизация национальных мер контроля; Стандарт 5. Разработка мер по обеспечению непрерывности и возобновлению торговли; Стандарт 6. Гармонизация требований о предоставлении данных; Сотрудничество между правительствами: Стандарт 7. Взаимное сотрудничество; Стандарт 8. Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве; Стандарт 9. Гармонизация программ безопасности; Стандарт 10. Гармонизация трансграничных мер контроля; Многонациональное сотрудничество: Стандарт 11. Налаживание взаимного сотрудничества; Стандарт 12. Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве Пересмотренная Киотская конвенция; Компендиум по скоординированному управлению границами; Компендиум о «едином окне»; Компендиум по УЭО, Компендиум по управлению таможенными рисками; Соглашение об упрощении процедур торговли Всемирной торговой организации (статья 8).
Отказ от ратификации Йоханнесбургом конвенции (Johannesburg Convention) РФ, РК, КР, РБ, РА побуждает страны самостоятельно заключать международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. По данным ЭБС Консультанта плюс, по состоянию на март
2022 г. РФ заключила уже более 60 международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах [14].
В 2022 г. Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур глобальной торговли (SAFE Framework) расширили масштаб своего влияния. Их используют на территории 95% членов ВТамО.
1. WCO tools to secure and facilitate global trade [Электронный ресурс]. URL:
2. SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade — 2021 edition. 2021. Р. 9.
3. Guyana commits to implement the WCO's SAFE Framework of Standards [Электронный ресурс]. URL:
4. Боброва О.Г., Кожанков А.Ю., Коровяковский Д.Г. и др. Скоординированное управление границей: международные стандарты и правоприменительная практика: монография / М.: Прометей, 2017. С. 34, 155-156.
5. Опыт Евразийского экономического союза нашел отражение в важнейших документах ВТамО [Электронный ресурс]. URL: www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/13-09-2018-1.aspx
6. WCO supports the consolidation of the SAFE Framework of Standards and Coordinated [Электронный ресурс]. URL:
7. www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2016/febr uary/wco-supports-the-consolidation-of-the-safe-framework.aspx
8. National SAFE/AEO Workshop in Saudi Arabia [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org/en/media/news-room/2015/march/national-safe-aeo-workshop-in-saudi-arabia.aspx
9. National SAFE/AEO Workshop in Sudan [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2014/novem-ber/national-safe-aeo-workshop-in-sudan.aspx
10. National SAFE/AEO support mission in Angola [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2015/decem-ber/national-safe-aeo-support-mission-in-angola.aspx
11. AFE and AEO programme implementation support mission to Cuba [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2015/decem-ber/safe-and-aeo-programme-implementation-sup-port-mission-to-cuba.aspx
12. WCO supports SAFE and AEO Implementation in Sri Lanka [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2018/janu-ary/wco-supports-safe-and-aeo-implementation-in-sri-lanka.aspx
13. SAFE/AEO Workshop for Asia Pacific Region held in India [Электронный ресурс]. URL: www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2015/janu-ary/safe-aeo-workshop-for-asia-pacific-region-held-in-india.aspx
14. Каранец С.М. Международные таможенные конвенции и страны ЕАЭС // Проблемы современной экономики. 2001. №1 (77). С.27-30.
15. Справочная информация: «Международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» // СПС «КонсультантПлюс».
Что содержится в стандартах второй опоры
Специалист таможенного дела
+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: 79207176998@ya.ru
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли
- Основы применения рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли одобрены всеми членами Всемирной таможенной организации на сессии 23 июня 2005 г., представляют собой набор принципов и стандартов и предлагают их для принятия в качестве минимума того, что должно быть сделано членами ВТО.
Являясь государственными органами, контролирующими международные грузовые потоки и управляющими международным перемещением грузов, таможенные органы находятся в уникальном положении, позволяющем повысить безопасность мировой цепи поставок товаров и способствовать социально-экономическому развитию посредством сбора доходов и облегчения торговли.
Для того, чтобы развить существующие программы и методы работы и, пойти дальше, члены ВТО разработали набор правил, которые призваны повысить безопасность международной торговли и облегчить ее. Такие правила изложены в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли.
Рамочные стандарты имеют целью:
- установление стандартов, обеспечивающих повышение безопасности и облегчающих функционирование международной цепи поставок товаров на глобальном уровне с целью достижения большей определенности и предсказуемости;
- обеспечение комплексного управления международной цепью поставок товаров для всех видов транспорта;
- укрепление роли, функций и возможностей таможенных служб в свете вызовов и возможностей 21 века;
- укрепление сотрудничества между таможенными администрациями с целью расширения их возможностей по обнаружению отправок повышенного риска;
- укрепление сотрудничества между таможенными структурами и предпринимательским сообществом;
- содействие непрерывному движению грузов по всей безопасной международной цепи поставок товаров.
Рамочные стандарты ВТО состоят из четырех основных элементов:
- Гармонизация требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках.
- Использование системы управления рисками с целью решения вопросов безопасности.
- Таможенная администрация направляющей страны по обоснованному запросу принимающей страны производит досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте.
- Таможенные службы будут предоставлять льготы компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.
Исходя из описанных элементов Рамочные стандарты базируются на двух опорах:
Такая стратегия двух «опор» имеет множество преимуществ. Эти «опоры» предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне. Кроме того, Рамочные стандарты построены с учетом существующих в ВТО мер по обеспечению безопасности и облегчению торговли, а также программ, разработанных администрациями-членами.
Рамочные стандарты обладают следующими преимуществами:
- Для государств:
- способствует экономическому развитию страны;
- увеличивает собираемость таможенных платежей и способствует росту правового сознания;
- экономическая и социальная защита, поддержка иностранных инвестиций.
- Для таможенных служб:
- обмен своевременной и достоверной информацией, что поможет обеспечить комплексное управление и контроль на границах;
- совершенствование процедур контроля и распределения ресурсов.
- Для деловых кругов:
- сокращение количества досмотров;
- ускоренное оформление грузов;
- снижение административных затрат;
- снижение страховых затрат;
- введение института уполномоченного экономического оператора.
Таким образом для оптимизации усилий по повышению безопасности международной цепи поставок товаров необходим целостный подход при постоянном совершенствовании мер по облегчению торговли. Поэтому таможенным службам следует заключать соглашения о сотрудничестве с другими государственными ведомствами.
При этом досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя. Фактически, досмотр каждой партии грузов просто парализует мировую торговлю. Поэтому современные таможенные администрации используют автоматизированные системы управления рисками, с целью выбора только тех партий, в отношении которых вероятно нарушение таможенных правил.
- Стандарты «первой опоры»: система соглашений между таможенными администрациями
Таможенным органам различных стран необходимо работать совместно, используя общепризнанные стандарты для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров, что позволяет повысить уровень защиты международной цепи поставок товаров от террористических посягательств и других форм транснациональной преступности.
Традиционно таможенные администрации досматривают груз по прибытии в порты своей страны. Сегодня необходимо уметь досматривать и проверять контейнер или груз до его прибытия.
Основным принципом этого направления работы является использование предварительной электронной информации для выявления контейнеров и грузов повышенного риска. Используя инструменты автоматизированного целевого отбора, таможенные администрации выявляют отправки повышенного риска на как можно более раннем этапе международной цепи поставок товаров — в порту отгрузки или даже ранее.
Также следует предусмотреть автоматизированный обмен информацией. Поэтому системы должны основываться на согласованной системе сообщений и быть функционально совместимыми.
Для того чтобы быть эффективными и обеспечивать, чтобы этот процесс не замедлял движение торговли, таможенные администрации должны использовать современные технологии для досмотра отправок повышенного риска. Эти технические средства включают, помимо прочего, крупноформатные рентгеновские и гамма-аппараты, а также детекторы радиации. Важнейшим элементом этой «опоры» является сохранение целостности груза и контейнера за счет использования современных технологий.
«Первая опора» включает 11 стандартов.
Стандарт 1 — Комплексное управление цепью поставок товаров.
Таможенная администрация должна следовать комплексным процедурам таможенного контроля, изложенным в Таможенных рекомендациях ВТО по комплексному управлению цепью поставок товаров.
Стандарт 2 — Право досмотра груза.
Таможенная администрация должна иметь право досматривать груз, происходящий из страны, покидающий ее, проходящий транзитом (в том числе остающийся на борту транспортного средства) или переваливаемый на территории страны.
Стандарт 3 — Использование современных технологий в досмотровом оборудовании.
Оборудование для неинтрузивного досмотра (позволяет осуществлять проверку грузов без необходимости открытия транспортных средств или разгрузки) и обнаружения радиации должно быть в наличии и применяться там, где оно имеется, для проведения досмотров в соответствии с оценкой рисков. Такое оборудование необходимо для оперативного, не прерывающего поток законной торговли досмотра контейнеров или грузов повышенного риска.
Стандарт 4 — Системы управления рисками.
Таможенная администрация должна создать систему управления рисками с целью выявления потенциально опасных грузов и автоматизировать такую систему. Такая система должна включать механизм валидации оценок угроз и решений по отслеживанию грузов, а также определения наиболее эффективных методов работы.
Стандарт 5 — Груз или контейнер повышенного риска.
Грузовые или контейнерные отправки повышенного риска — это такие отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать эти отправки отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска или которые определены как отправки, признанные отправками повышенного риска путем использования методики бальной оценки рисков.
Стандарт 6 — Предварительная электронная информация.
Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках.
Стандарт 7 – Целевой отбор и коммуникация.
Таможенные администрации должны предусмотреть возможность совместного целевого отбора и проверки на основе, использования стандартных наборов критериев целевого отбора с применением совместимых механизмов коммуникации или обмена информацией, что будет способствовать созданию в будущем системы взаимного признания результатов таможенного контроля.
Стандарт 8 — Показатели эффективности.
Таможенным администрациям следует ввести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО.
Стандарт 9 — Оценка безопасности.
Таможенная администрация должна работать совместно с другими компетентными органами для проведения оценок безопасности при перемещении товаров по международной цепи поставок товаров и брать на себя обязательство оперативно устранять выявленные слабые места.
Стандарт 10 – Морально-этические качества персонала.
Следует поощрять таможенные администрации и другие компетентные органы к проведению программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм, а также по выявлению таких фактов и борьбе с ними.
Стандарт 11 — Досмотр в целях безопасности при отправке.
Таможенным администрациям в целях обеспечения безопасности по обоснованному запросу импортирующей страны должны досматривать контейнеры и грузы повышенного риска при их отправке.
- Стандарты «второй опоры»: партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом
Все таможенные органы должны устанавливать партнерские отношения с бизнес-сообществом для повышения его заинтересованности в обеспечении безопасности функционирования международной цепи поставок товаров. Такие бизнес-партнеры должны получать ощутимые выгоды от такого партнерства в форме ускорения оформления и других мер.
Поэтому компании, которые проявляют готовность повышать безопасность цепи поставок товаров, оказываются в выигрыше. Минимизация рисков, таким образом, позволяет таможенным службам выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегчению законной торговли”.
В Рамочных стандартах устанавливаются критерии, в соответствии с которыми компании, участвующие в цепи поставок товаров, могут получить специальный статус партнера по поддержанию безопасности. Эти критерии охватывают такие аспекты, как оценка угроз, наличие плана обеспечения безопасности с учетом оценки угроз, наличие плана коммуникационных мероприятий, принятие процедурных мер по недопущению попадания в международную цепь поставок грузов с нарушениями или без соответствующих документов, физическая безопасность зданий и сооружений, используемых в качестве погрузочных или складских площадок, безопасность контейнеров и грузов, средств транспорта, проверка персонала и защита информационных систем.
«Вторая опора» включает 6 стандартов:
Стандарт 1 – Партнерство.
Уполномоченные экономические операторы, участвующие в международной цепи поставок товаров, будут проводить самооценку с учетом заранее установленных стандартов безопасности и передовой практики с тем, чтобы их собственные программы и процедуры обеспечивали адекватные гарантии для своих отправок и контейнеров вплоть до того, тех пор, пока они будут не выпущены из-под таможенного контроля в пункте назначения.
Стандарт 2 – Безопасность.
Уполномоченные экономические операторы будут использовать в своей деятельности наиболее эффективные методы обеспечения безопасности.
Стандарт 3 – Уполномочивание.
Таможенные администрации совместно с представителями торгового сообщества разработают процедуры аккредитации по критериям качества, которые обеспечивают компаниям, имеющим статус уполномоченного экономического оператора, соответствующие стимулы.
Стандарт 4 – Технология.
Все стороны сохраняют целостность грузов и контейнеров посредством содействия использованию современных технологий.
Стандарт 5 – Коммуникация.
Таможенная администрация будет регулярно обновлять программу партнерства «таможня-бизнес» с тем, чтобы способствовать внедрению наиболее эффективных методов обеспечения безопасности цепи поставок товаров.
Стандарт 6 – Облегчение.
Таможенные администрации будут работать совместно с уполномоченными экономическими операторами для обеспечения максимальной безопасности и облегчения функционирования международной цепи поставок товаров, начинающейся на ее таможенной территории или проходящей через нее.