Логистический бизнес — 4 преимущества
Среди множества направлений развития предпринимательства логистический бизнес можно назвать одним из трендов. Недостаточно произвести товар, его еще нужно доставить до потребителя. Для бизнеса часто бывает выгоднее воспользоваться услугами транспортно-логистических центров, чем держать для этих целей собственную службу. В конечной стоимости продукта доля транспортных расходов может составлять до 30%. Если учесть, что в стране большой спрос на эту услугу, то имеет смысл рассмотреть обратить внимание на логистику как бизнес. Рассмотрим, что нужно чтобы открыть логистическую компанию и какой доход можно получить от предприятия.
- Что такое логистика в бизнесе
- Бизнес-план логистической компании
- Как открыть логистическую компанию
- Регистрация
- Помещение
- Оборудование
- Персонал
- Расходы и примерные доходы логистического бизнеса
- Транспортный бизнес и логистика
- Как назвать транспортную компанию
Что такое логистика в бизнесе
Задача логистики в бизнесе – разработать оптимальный маршрут доставки товара, что позволит снизить расходы в процессе передачи товара конечному потребителю, то есть себестоимость продукта. Важно, чтобы товар был доставлен заказчику в целости и с соблюдением оговоренных сроков.
- хранения товара;
- формирования заказов на отгрузку;
- экспедирования;
- страхования и др.
Логистический бизнес имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести:
- невысокие инвестиции;
- быстрый возврат вложений;
- востребованность услуги на рынке – предложение значительно ниже спроса;
- отсутствие необходимости получать специальные разрешения и лицензии на осуществление деятельности.
Среди недостатков можно выделить:
- высокую конкуренцию;
- трудность вхождения в рынок из-за отсутствия у молодой компании нужной репутации.
Несмотря на большое количество логистических компаний в стране, не все они конкурируют друг с другом, поскольку в этом бизнесе есть деление по специализации. Одни фирмы работают только с комплектными грузами, другие перевозят специализированные или негабаритные грузы и т.д.
Бизнес-план логистической компании
Бизнес-план логистической компании начинают с составления резюме проекта. Для этого нужно проанализировать рынок, описать целевую аудиторию. Рассматривая работу конкурентов, понаблюдайте за их сильными и слабыми сторонами и разработайте уникальное торговое предложение вашей компании. В резюме перечислите, какие услуги вы предлагаете, и укажите цены на них.
Финансовый план учитывает затраты на открытие компании, ее ежемесячные расходы, предполагаемые доходы. Он позволит рассчитать целесообразность проекта, его рентабельность. На основе всех финансовых данных вы определите, достаточно ли у вас средств, нужны ли будут сторонние инвесторы или банковский кредит.
В бизнес-план нужно обязательно включить информацию по изучению рисков и пути их уменьшения. Не менее важна часть, описывающая маркетинговые мероприятия для вывода нового предприятия на рынок логистических услуг.
Многие предприниматели недооценивают значение бизнес-плана. Между тем, он помогает увидеть не только текущее положение дел, уберечь от неожиданных трат, но и оценить перспективы бизнеса.
Как открыть логистическую компанию
Логистические компании часто открывают люди, которые уже поработали в этой сфере, знают, как устроен этот бизнес, имеют связи в деловых кругах. Если вы раньше не имели дело с логистикой, имеет смысл нанять грамотного логиста.
Регистрация
Для регистрации бизнеса вы можете выбрать как юридическое лицо (ЗАО или ООО), так и индивидуальное предпринимательство (ИП). Эксперты рекомендуют регистрировать компанию как юрлицо, это повысит доверие потенциальных партнеров.
Для оформления ООО соберите пакет документов, который включает:
- заявление установленного образца;
- решение об открытии компании;
- устав компании;
- гарантии предоставления юридического адреса;
- договор аренды помещения;
- документ об уплате госпошлины;
- разрешения от органов пожарного надзора и санитарной службы.
На начальном этапе вы можете зарегистрироваться как ИП, при масштабировании бизнеса – открыть юридическое лицо.
Для вашего направления подойдет код по новому классификатору ОКВЭД – 52.29. Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
Выберите систему налогообложения: для небольшой компании рациональнее будет УСН, однако, если вы планируете организовать крупное предприятие, предпочтительнее общая система.
Помещение
Выбор помещения – непростая задача: с одной стороны офис должен быть представительным. С другой – важнее качество предоставляемых услуг. Поэтому выбирайте «золотую середину». Достаточно, чтобы это было отремонтированное помещение, где будет комфортно проводить встречи с партнерами.
Склад должен иметь достаточную площадь и соответствовать вашим целям и задачам.
Обязательно выполнить требования СЭС и пожарной инспекции:
- помещение оборудуется противопожарной сигнализацией и вентиляционной системой;
- должны быть подведены необходимые коммуникации;
- пол из нескользящих материалов без выпуклостей и углублений;
- для погрузки и разгрузки автомобилей установлены пандусы.
На территории склада выделяется бытовая зона, где персонал компании может переодеться, принять душ, пообедать.
Оборудование
Выбор оборудования зависит от того, будете вы перевозить грузы своими силами или только оказывать заказчику посреднические услуги по транспортировке товара.
В любом случае, вам потребуется оснастить техникой склад и офис, закупив:
- роклы – гидравлические тележки для ручного перемещения грузов по складу (на каждого рабочего по одной);
- штабелер – вилочный погрузчик для подъема и перевозки габаритных грузов на паллетах;
- стеллажи (полки) для размещения товаров на складе до отгрузки;
- паллеты;
- скотч и стрейч-пленка для упаковки грузов;
- мебель и оргтехника для оснащения офиса.
Если позволяют средства и есть желание сразу организовать крупный проект со своим автопарком, нужно закупить автомобили, подходящие для грузоперевозок.
Персонал
Подбирать персонал нужно, исходя из масштабов и позиционирования бизнеса. Желательно, чтобы у сотрудников были соответствующие навыки и опыт работы в подобной компании, так как вы берете на себя ответственность за доставку и сохранность товаров. Например, логист должен уметь составить и проверить договоры с партнерами, знать, какие бумаги нужно оформить при транспортировке и т.д.
Инициатор бизнеса может взять на себя работу с клиентами и общее руководство бизнесом.
Кроме этого, нужно будет нанять складских рабочих, водителей и автомехаников (при наличии своего автопарка), бухгалтера, охранников на склад.
Расходы и примерные доходы логистического бизнеса
Точные расчеты возможно произвести, только зная конкретные условия открытия компании.
Поэтому рассмотрим на примере логистической компании-посредника.
Статья расходов | Сумма (руб.) |
Оформление бизнеса | 10 000 |
Аренда | 150 000 |
Оборудование | 370 000 |
ФОТ (на 8 сотрудников) | 320 000 |
Прочие расходы | 180 000 |
Итого: | 1 030 000 |
Ежемесячные расходы – 520 000 руб.:
- фонд оплаты труда – 320 000 руб.;
- аренда – 150 000 руб.;
- реклама – 50 000 руб.
На начальном этапе ежемесячный доход компании оценивается на уровне 100 000 руб. Прибыль компании будет целиком зависеть от объема перевозок.
Вложения в транспортно-логистический бизнес окупаются в среднем через 18-24 месяца.
Транспортный бизнес и логистика
Если вы не планируете покупать собственный транспорт, а хотите заниматься только логистикой, вам нужно будет заключить договоры с транспортными компаниями или водителями, работающими на своих машинах. Важно, чтобы они имели все необходимые разрешительные документы.
Составляйте договоры таким образом, чтобы за груз в дороге отвечал сам водитель. В документах должно быть обязательно указано:
- тип и номер транспортного средства, на котором перевозится товар;
- пункт погрузки и разгрузки;
- наименование груза, его тип, масса;
- санкции за нарушение сроков доставки или целостность груза.
Как назвать транспортную компанию
При запуске проекта нужно решить, как назвать транспортную компанию. Название должно быть благозвучным, понятным и вызывать ассоциации с вашей деятельностью. В название можно включить слова «дорога», «перевозка», «груз», «транспорт». Хорошо, если оно не вызывает негативных эмоций у потенциальных партнеров. Нейминг (процесс разработки названия бренда или компании) – часть позиционирования вашего бизнеса на рынке логистических услуг.
Некоторые предприниматели предпочитают связать свое имя и компанию, другие стремятся показать связь компании с перевозками и грузами, третьи выбирают креативность и нестандартный подход. Также необходимо разработать логотип и фирменный стиль логистической компании.
Как бы вы ни назвали свое предприятие, на первом месте должно быть качество обслуживания. Тогда бизнес будет процветать и стабильно приносить доход, тем более что перевозки — очень востребованная и перспективная ниша.
Сам себе перевозчик: как запустить логистическую компанию
Растущая популярность онлайн-торговли в России влияет и на рынок перевозок — в ряде случаев спрос на услуги транспортных компаний сейчас превышает предложение. Рассказываем, на что стоит обратить внимание тем, кто хочет заняться доставкой грузов на небольших — малотоннажных и среднетоннажных — грузовиках.
Шаг первый.
Оценить свои возможности и найти инвестиции
Грузы перевозят автомобилями, морским, железнодорожным и авиатранспортом. Начинать проще всего с автодоставки на небольших грузовиках. Спрос на такие услуги растёт из-за развития онлайн-коммерции: во многих регионах РФ он значительно превышает предложение.
Совершенно не имея опыта в логистике, запустить собственную транспортную компанию будет сложно. Если вы до этого не занимались перевозками, стоит пройти профильные курсы или устроиться к будущим конкурентам, например на позицию диспетчера или логиста. Это позволит изучить процессы изнутри и лучше понять аудиторию, которая пользуется услугами перевозок в вашем регионе.
Основными статьями расходов для предпринимателя станут:
Закупка или аренда транспорта (лизинговые и кредитные платежи)
Топливо и обслуживание автомобилей
Транспортные расходы (платные дороги, транспортные налоги, разрешения и пропуски)
В некоторых сегментах возможны сезонные всплески, о них нужно помнить при планировании расходов. Например, количество доставок стройматериалов растёт весной и падает осенью.
Шаг второй.
Регистрация компании, работа с самозанятыми и перевозка опасных грузов
Работа в роли индивидуального предпринимателя (ИП) подойдёт начинающим перевозчикам — на первых этапах это позволит значительно сэкономить на налогах. Если вы рассчитываете на быстрый рост, планируете начать работу со штатом водителей, открывать филиалы или начинаете бизнес с партнёром — стоит регистрировать ООО.
Подходящие коды ОКВЭД при регистрации:
49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам»
Также на старте компаниям может быть выгодно заключать разовые контракты, например с водителями. Налоговая не запрещает ИП подписывать договоры со сторонними исполнителями и самозанятыми, но договориться о распорядке дня или материальной ответственности с такими сотрудниками не получится. Для этого придётся оформлять их в штат, а такая возможность у ИП отсутствует.
Если вы планируете заняться перевозкой опасных грузов, потребуется получить специальный документ — паспорт обеспечения транспортной безопасности. Он свидетельствует, что компании или ИП разрешено заниматься такими перевозками. Оформить его можно в Росавтодоре. Однако паспорт понадобится для перевозок грузов, занимающих всего около 7% рынка перевозок, к примеру топлива, автомобильных щелочных аккумуляторов, красок, аэрозолей, некоторых видов удобрений, химических веществ, медицинских препаратов или опасных отходов.
Транспортировка таких грузов осуществляется в соответствии с требованиями Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR). Штрафы за работу без соответствующей документации или с нарушением требований начинаются от 400 000 рублей.
Первоначальные инвестиции в открытие: от 400 000 рублей
(На создание юрлица, аренду транспорта и наём первых водителей)
Рентабельность: 25–40%
Срок окупаемости: до двух лет*
Прибыль с одной машины —
360 000 рублей в год
* При наличии двух грузовых автомобилей в парке.
Шаг третий.
Первые заказы
Искать клиентов можно с помощью посредников — диспетчеров по грузоперевозкам. Комиссия за сотрудничество с ними составляет 5–30% от суммы заказа. Ещё один способ — публиковать объявления на популярных площадках, где пользователи ищут исполнителей на различные услуги. Также помните о создании лендинга, заведите страницы в социальных сетях, чтобы продвигать свои услуги через контекстную рекламу или рекламные кабинеты соцсетей. Посещайте отраслевые выставки и ищите клиентов на тендерных площадках. Не стоит забывать и о рассылках коммерческих предложений потенциальным клиентам.
При выборе перевозчика клиенты смотрят на несколько факторов: в основном на стоимость и скорость перевозки, а также на гарантии при повреждении или утере груза. Цены и сроки доставки можно установить, исходя из тарифов конкурентов, а страховка грузов поможет снизить репутационные риски — её можно включить в список дополнительных услуг.
Чтобы наверняка знать, как грамотно оптимизировать расходы и за счёт чего можно снизить цены, бизнес должен быть прозрачным. Отраслевое решение СберБизнес. Транспорт хранит всю информацию о заказах и позволяет отслеживать расходы компании по категориям для каждого автомобиля в отдельности. Можно быстро проверить сроки действия страховок и узнать, сколько средств уходит на штрафы или техническое обслуживание. Водителям можно отправлять заказы на новые рейсы в один клик — они моментально отобразятся у сотрудников в мобильном приложении. Подключение к сервису бесплатно.
Шаг четвёртый.
Наём сотрудников и создание парка автомобилей
На самом старте можно ограничиться только наймом водителей и менеджера по продажам, который будет обеспечивать стабильный поток заказов. Остальных сотрудников, например бухгалтера или механика, можно привлекать на аутсорс при необходимости.
Первые автомобили стоит взять в аренду, а если бизнес будет развиваться, можно покупать их в лизинг. Такой подход позволит снизить расходы и сократить сроки окупаемости.
Покупать подержанный транспорт не стоит — это может оказаться невыгодно. Расходы на ремонт и простои скорее всего нивелируют низкую стоимость машины. Грузы весом до 3,5 тонны обычно перевозят такими автомобилями, как ГАЗ-3302, «Газель Next» и «Газель Бизнес», Volkswagen Crafter и Ford Transit. Если масса машины и груза менее 3,5 тонны, водителю достаточно иметь права категории B — такие водители работают по более низкой ставке, чем обладатели водительских прав категории С.
Для полноценной работы транспортной компании предпринимателю предстоит содержать штат водителей, механиков для обслуживания автомобилей, менеджеров по продажам, бухгалтера и специалиста по таможенному оформлению, если организация доставляет грузы из-за границы. Тем, кто работает по постоплате, обычно требуется отдельный сотрудник, который напоминает клиентам о просроченных платежах. Риск несвоевременной оплаты за свою работу также можно снизить, если проверять своих клиентов через специальные сервисы. Например, такой функционал реализован в Отраслевом решении для транспорта от СберБизнес.
Резюме
Чем активнее развивается онлайн-торговля, тем выше шансы не прогореть, запустив логистическую компанию. Если у вас нет опыта работы в перевозках, скорее всего придётся поработать на конкурентов или пройти профильные курсы: без специальных знаний и навыков развиваться в отрасли не получится.
В то же время на старте не придётся нанимать основную часть сотрудников в штат и покупать технику — для работы можно привлекать людей на аутсорсе, а автомобили брать в аренду. Главное — заниматься постоянным поиском новых заказчиков и работать с существующей клиентской базой.
Бизнес план логистического центра
Сегодня в связи с ростом товарооборота как внутри страны, так и с соседними странами, все большую популярность приобретают логистические центры. Они могут быть представлены как в формате небольших складов, так и в формате больших автоматизированных центров. Также стоит отметить, что данный бизнес пользуется большим спросом у инвесторов, которые заинтересованы во вложениях в коммерческую недвижимость. В результате, под хороший инвестиционный проект возможно привлечь большой объем средств.
Для организации логистического центра потребуется приобрести земельный участок, а также построить сам центр. Также, чтобы организовать бизнес подобного масштаба, потребуется нанять опытную команду.
На этапе открытия логистический центр будет сотрудничать только с юридическими лицами. Среднее количество клиентов в месяц составит около 100 компаний. Каждая из них будет арендовать около 100 м2. Этот показатель может варьироваться в зависимости от потребностей клиентов. Стоимость хранения товаров компаний в месяц в расчете на 1 м2 составит 800 рублей. При подобных значениях, финансовые показатели проекта будут следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 243 053 000 рублей;
Ежемесячная прибыль — 5 200 000 рублей;
Точка безубыточности — 3 месяца;
Срок окупаемости — 25 месяцев.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В связи с ростом российской экономики и импорта товаров из других стран все большее количество транспортных и торговых компаний прибегает к использованию логистических центров. Это связано со многими факторами. Во-первых, это сервис, который предоставляют центры. Они могут обеспечить надежное хранение, которое будет соответствовать всем требованиям. Во-вторых, это возможность сосредоточить все объемы продукции в одном месте, что сокращает затраты на логистику.
Сами логистические центры представляют собой складские помещения с развитой инфраструктурой для разгрузки и загрузки, оказывающие услуги юридическим лицам. При этом логистические центры могут оказывать различные виды услуг:
- Складское (ответственное) хранение
- Транспортно-логистические услуги (в случае наличия собственных транспортных средств)
- Торгово-логистические услуги (отгрузка товаров покупателям).
Наиболее часто предоставляются услуги по складскому хранению. Основным же фактором, определяющим успех логистического центра, является качество предоставляемых услуг. Это выражается в скорости обслуживания, наличии технических решений для клиента, быстрого документооборота.
Первоначально для организации центра потребуется найти земельный участок. Минимальная площадь составляет 200 гектаров. Покупать участок лучше всего возле крупных транспортных магистралей или развязок возле городов. Следующим этапом потребуется возвести сам центр. Для этого лучше всего привлечь крупную строительную компанию по возведению быстровозводимых зданий. Общая площадь центра составит 60 000 м2.
Чтобы центр оказывал полный спектр складских услуг и разгрузочно-погрузочных работ необходимо приобрести следующее оборудование:
- Касса
- Офисная мебель
- Канцелярия
- Гидравлическая тележка
- Вилочный погрузчик
- Ноутбук
- Принтер
Данное оборудование позволит полностью обеспечить деятельность центра и его сотрудников.
Помимо организационных моментов логистическому центру потребуется получить разрешение пожарной инспекции на ввод здания в эксплуатацию. Для того, чтобы работать с международными компаниями потребуется пройти международную сертификацию и получить сертификаты качества.
3. Описание рынка сбыта
Ключевыми клиентами логистического центра являются коммерческие организации. Они размещают свою продукцию на временное хранение. К коммерческим организациям могут относиться:
- Торговые компании
- Транспортные компании, которые осуществляют разгрузку товаров на передержку.
- Экспедиторские компании, которые размещают продукцию на хранение от 1 до 2 дней.
Данный целевой список не является исчерпывающим.
Чтобы успешно развиваться на конкурентном рынке логических центров на этапе открытия потребуется предлагать более выгодные условия сотрудничества. Это может выражаться в дополнительных бесплатных услугах, скидках на количество арендованных площадей.
4. Продажи и маркетинг
Также чтобы успешно работать на рынке логистических услуг потребуется составить грамотную рекламную кампанию. За её составлением можно обратиться к частному маркетологу, который имеет опыт работы в транспортной или логистической отрасли, или к рекламному агентству.
К основным каналам продвижения можно отнести:
- Социальные сети
- Контекстная реклама
- Реклама в газетах, журналах
- Партнерские программы с экспедиторскими компаниями
Последний канал является одним из самых эффективных, так как экспедиторские компании заинтересованы в хорошем партнере с приемлемыми ставками аренды.
Более подробный список каналов будет представлен в маркетинговом плане, который составит маркетолог.
Инструкция, как организовать логистику начинающему предпринимателю
Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.
Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.
Что такое логистика
Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.
Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.
Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.
Логистика включает в себя:
- Управление транспортом. Логисты решают, какой вид транспорта оптимально использовать для конкретных перевозок, подбирают автомобили, следят за исполнением заказов. Также могут контролировать обслуживание ТС.
- Коммуникации. Одна из главных задач логистики — сделать так, чтобы заказы нормально обрабатывались, водители вовремя получали информацию о доставках, отделы внутри компании владели информацией, необходимой для работы.
- Обеспечение запасов. Это заказ новых партий сырья, обеспечение бесперебойных поставок товаров, управление запасами на складах.
- Оформление документов. В крупных компаниях именно логисты принимают участие в заключении контрактов с поставщиками, оформлении сопроводительных документов на грузы, таможенном оформлении товаров.
- Управление складами. В компетенции логистов управление всем, что происходит на складах: сортировкой, упаковкой, приемкой, отгрузкой товаров.
Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.
Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.
Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:
- следит за наличием товаров в магазине и, когда что-то кончается, сам едет закупать новую партию или заказывает продукцию у поставщиков, договаривается с ними о времени доставки и следит, чтобы все привезли вовремя;
- когда покупатель приезжает или звонит, чтобы заказать доставку, передает данные о заказе грузчикам и водителю, чтобы те выполнили его.
То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.
О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании
Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:
1. Транспортная
Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.
Если есть, логисты могут:
- подбирать транспортное средство под конкретный тип груза — рефрижератор для скоропортящихся товаров или КАМАЗ для сыпучих грузов;
- строить оптимальный маршрут доставки с учетом загруженности и состояния дорог, установленных знаков, необходимого времени доставки;
- контролировать состояние водителей и самих транспортных средств с помощью тахографа;
- составлять планы поставок или доставок в зависимости от информации, полученной от других отделов на предприятии.
Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.
Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.
2. Закупочная
Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.
В логистику снабжения входят:
- поиск поставщиков, которые могут предложить необходимые товары или сырье;
- сравнение условий у разных поставщиков, выбор самого выгодного предложения;
- составление, изучение и подписание договоров на поставки;
- контроль над исполнением обязательств со стороны поставщиков и принятие мер в случае, если они срывают сроки или привозят брак.
Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.
3. Логистика запасов
Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.
Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.
Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.
Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.
4. Таможенная
Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.
В этом случае логисты могут заниматься:
- поиском поставщиков за рубежом, оформлением договоров с поставщиками или клиентами;
- подготовкой документов для таможенных служб: сертификатов, лицензий на товар, других сопроводительных бумаг;
- оценкой соответствия продукции таможенным требованиям, определением стоимости и состояния товаров;
- оформлением документов непосредственно на таможенном посту и сопровождением груза уже после пересечения границы вплоть до загрузки или отгрузки товара.
Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.
Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.
5. Информационная
Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.
Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.
Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.
Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.
6. Складская
Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.
В складскую логистику входят:
- обработка продукции на складе — маркировка, упаковка, перемещение внутри склада;
- оптимизация: специалисты с учетом планов и требований к конкретным продуктам решают, как и где хранить партии товаров;
- прием и отгрузка продукции — получение информации от других отделов, подготовка товара к транспортировке или подготовка мест хранения новой партии сырья.
У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.
Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.
Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.
Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:
- складская логистика, чтобы понимать, есть ли место на складе, и вовремя упаковывать плитку перед приездом клиента;
- закупочная, чтобы заказывать новую партию сырья, когда старая уже почти израсходована;
- информационная, чтобы вы могли видеть данные о состоянии продукции на складе и принимать решения о дальнейшей нагрузке на производство, а отдел продаж быстро информировал работников склада о поступившем заказе.
Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.
Как грамотно организовать логистику на предприятии
Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.
В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.
1. Алгоритмизация бизнес-процессов
Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:
- Как должны узнать, что сырье на складе скоро кончится — кто должен им это сообщить?
- Когда и в течение какого срока после сообщения о том, что сырье кончается, они должны оформить заявку на поставку или найти нового поставщика?
- Какие документы должны подготовить, чтобы обеспечить поставку, и кому их передать?
- Как должны проконтролировать поставку и узнать о том, что все доставили вовремя?
- Что должны сделать, если поставщик привез брак, или если задерживает доставку на 1-2 дня?
В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.
- На складе остается всего 5 банок краски →
- Продавец сообщает об этом руководителю →
- Руководитель заказывает новую партию краски, сообщает продавцу о скором поступлении товара и бухгалтеру о необходимости подготовить документы →
- Бухгалтер готовит акты и оплачивает поставку →
- Продавец освобождает место на складе →
- Продавец отчитывается о том, была доставка или нет →
- Если что-то пошло не так, руководитель связывается с поставщиком →
- Если проблему можно решить, ждет, если нет — ищет другого поставщика
Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий
2. Формирование списка обязанностей
Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:
- отслеживание наличия всех товаров из ассортимента на складе;
- своевременное информирование о доступном остатке и необходимости заказа новой партии товара;
- поиск поставщиков и заключение контрактов с ними;
- подготовка документов для получения новой партии товара;
- оплата поставки;
- подготовка складского помещения к приему товара;
- информирование о исполнении или неисполнении договора поставки;
- решение проблем с поставщиком, если они есть.
В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.
3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов
Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.
Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:
- электронный документооборот, что позволит бухгалтерии тратить меньше времени на подготовку документов, а вам — на подписание договоров;
- система автоматизации склада, в которой будет виден остаток по каждой группе товаров из ассортимента, и можно будет настроить автоматическое уведомление о снижении запасов;
- переписка в мессенджере, посредством которой продавец будет отчитываться о том, поступила ли поставка или нет.
Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
4. Распределение обязанностей между сотрудниками
Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:
- руководитель ищет поставщиков, договаривается об условиях, заключает договор, сообщает продавцу о сроках поставки;
- бухгалтер готовит документы и оплачивает заказ;
- продавец вовремя сообщает об остатке на складе, готовит место для приема, принимает поставку и сообщает об этом руководителю.
Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:
«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.
Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.
Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.
Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»
В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:
- Общее управление и планирование. Чаще им занимаются директора. Они изучают отчеты, координируют действия разных отделов, строят прогнозы, планируют дальнейшую нагрузку на производство в зависимости от результатов работы логистического отдела и отдела продаж.
- Программное управление. Менеджер по логистике контролирует работу конкретных подсистем и отвечает за определенный тип логистики. Он получает данные от сотрудников, формирует отчет и передает его руководству.
- Оперативное управление. Это все то, что непосредственно относится к бизнес-процессам: заключение контрактов с поставщиками, контроль отгрузки, складское управление. Специалисты не принимают самостоятельных решений, а работают по заданным вами алгоритмам.
Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN :
На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.
Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.
Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.
Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.
О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.
Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.
Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.
Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»
Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.