Медики военнообязанные до какого возраста
Перейти к содержимому

Медики военнообязанные до какого возраста

  • автор:

Все ли медики в России являются военнообязанными ? Почему?

Вопреки расхожему мнению не все врачи являются военнообязанными. Полный перечень медицинских специальностей, подлежащих военному учёту, засекречен. Однако есть документ:

Там представлены следующие специальности: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело. Но при этом есть и другие врачи, на которых учат в медицинских вузах. Это врачи-биохимики, биофизики, кибернетики, а также клинические психологи. Они в список не входят. Их учат на медико-биологических факультетах. Всё дело в том, что у этих специальностей нет в учебном плане сестринского дела, пропедевтики. Они ничего не умеют делать руками, а значит как медицинские работники бесполезны на войне.

По факту неизвестно как обстоят дела с выдачей военного билета на практике. Возможно, в разных вузах по-разному. Специальности эти новые, выпускников мало, и законодательно всё ещё может быть не закреплено.

Воинский учет медицинских работников в ЛПУ: что изменилось?

Медицинские работники учреждений здравоохранения (врачи, фельдшеры, медсестры) являются военнообязанными, поэтому в каждом учреждении должно быть организовано ведение воинского учета. Чаще всего эту обязанности поручают кадровой службе, но может быть назначен и отдельный сотрудник. Вне зависимости от того, кто в учреждении занимается воинским учетом, необходимо соблюдать соответствующие требования законодательства. Совсем недавно был принят Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ (далее – Закон № 8-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ). Согласно им с 17.02.2019 у руководителя организации и у сотрудников, ответственных за воинский учет в учреждении, появились новые обязанности. Какие именно? Узнаете, прочитав статью.

Вместо предисловия.

Для начала напомним, что воинский учет в учреждении ведется в соответствии с:

Положением о ведении воинского учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719);

Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).

Последний документ наиболее четко регламентирует действия работодателя, а также определяет формы документов и обязанности работодателей в области военного учета.

В частности, работники, ответственные за ведение воинского учета в медицинском учреждении, должны будут сообщать в военкомат о сотрудниках, не вставших на воинский учет.

Чтобы определить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, проверяется наличие соответствующих отметок в его документе воинского учета. Бывает, что такие отметки отсутствуют, особенно у граждан, переехавших из других регионов (без регистрации по месту пребывания) или же уволенных военнослужащих, служащих системы МВД.

Если при приеме на работу выявлены граждане, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого, нужно:

направить в течение двух недель в военкомат сведения о них;

вручить сотрудникам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военкомат.

Форма данного направления Законом № 8-ФЗ не утверждена, поэтому считаем, что оно может быть составлено в произвольной форме.

Но давайте вспомним, а какие вообще обязанности по воинскому учету работников установлены законодательством для учреждений.

Основные обязанности по ведению воинского учета.

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, – это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями или другими должностными лицами организаций (п. 17 Методических рекомендаций). Для осуществления воинского учета нужно:

Назначить ответственное за ведение воинского учета лицо. Количество работников, обеспечивающих такой учет в учреждении, определяется исходя из количества работников, состоящих на воинском учете на 31 декабря предшествующего года (п. 12, 13 Положения № 719). Например, если в учреждении трудится менее 500 работников, которые состоят на воинском учете, достаточно одного сотрудника, которому поручается ведение учета на условиях совместительства.

К сведению:

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы для обеспечения сохранности документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя. Форма такого приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположено медицинское учреждение.

Руководителям организаций рекомендовано согласовать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направить в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет работников в организациях. Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также осуществляется, как правило, по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, закрепляются в трудовых договорах или должностных инструкциях.

Отметим, что если обязанности по воинскому учету поручаются кадровому работнику, это можно оформить как поручение дополнительной работы наряду с работой по трудовому договору в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. Дополнительная работа оплачивается отдельно. Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Разработать, утвердить и вести следующие документы:

приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям). Такой документ издается при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года;

план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (см. приложение 17 к Методическим рекомендациям). Этот план разрабатывается в течение календарного года и согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) или с главой органа местного самоуправления сельского поселения, городского округа. План утверждается руководителем организации ежегодно перед началом календарного года;

картотеку личных карточек (ф. Т-2 и Т-2 ГС(МС)[1]) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (см. приложение 18 к Методическим рекомендациям).

Кроме того, работникам следует выдавать расписки о приеме документов воинского учета по форме, приведенной в приложении 14 к Методическим рекомендациям.

Обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учета.

Любой воинский учет работников при приеме на работу начинается с проверки документов воинского учета. Ответственный за это сотрудник проверяет наличие в паспорте гражданина РФ отметки о его отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета и записей в них, а также наличие отметки о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания.

Если отметок об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет нет, в силу п. 32 Методических рекомендаций организация обязана направить гражданина в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания.

Обратите внимание:

Законом № 8-ФЗ скорректирован п. 2 ст. 8 Закона № 53-ФЗ. Теперь ясно, куда отправлять уведомление о приеме военнообязанного без регистрации. В частности, в новой редакции сказано, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. При этом воинский учет граждан, не имеющих регистрации, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, которое указано в заявлении в качестве места пребывания гражданина.

После проверок документов воинского учета военнообязанных граждан заполняется раздел II «Сведения о воинском учете» личных карточек (ф. Т-2, Т-2 ГС(МС)). Этот раздел заполняется на основании военных билетов (справок взамен военных билетов, временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, аккуратно, без помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цвета, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) – простым карандашом (приложение 7 к Методическим рекомендациям).

Сведения воинского учета должны быть актуальными. Для этого в силу п. 32 Положения № 719, п. 29 Методических рекомендаций необходимо:

сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления;

вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и сообщать о таких изменениях в военные комиссариаты (порядок информирования установлен приложением 13 к Методическим рекомендациям);

оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Кроме того, ответственный за воинский учет работников обязан представлять в военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления следующие сведения:

1) о приеме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету. Их нужно направить в течение двух недель с даты приема или увольнения. Форма, по которой направляются сведения, приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям;

2) о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению 10 к Методическим рекомендациям. Направить такую информацию нужно в течение двух недель с даты получения запроса из соответствующего военкомата;

3) о гражданах мужского пола 15- и 16-летнего возраста ежегодно до 15 сентября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям;

4) о гражданах мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, ежегодно до 1 ноября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям.

Подведем итог.

Как видим, обязанностей по ведению воинского учета немало: сверять данные, оформлять документы, взаимодействовать с военкоматами. К имеющимся с 17.02.2019 добавились еще две в отношении граждан, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого: сообщить в военкомат сведения о них и вручить им направление в военкомат.

Необходимо соблюдать правила ведения воинского учета, тогда получится избежать административной ответственности. Пусть штрафы и небольшие (согласно ст. 21.4 КоАП РФ – до 1 000 руб.), но это не повод игнорировать требования законодательства.

[1] Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

До какого возраста мобилизуют женщин-медиков

После 21 сентября одним из актуальных вопросов остается: подлежат ли женщины-медики мобилизации, на каких основаниях и до какого возраста? Давайте разбираться вместе.

Подлежат ли женщины-медики призыву

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» , женщины, имеющие военно-учетные специальности, признаются военнообязанными. Профессии и специальности, при которых возможна мобилизация девушек-медиков, указаны в Приложении 1 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (раздел II подраздела 4 «Медицина»).

Военно-учетные специальности военнообязанных женщин-медиков при мобилизации

Отдельного положения о призыве на военную службу медицинских работников на законодательном уровне на сегодняшний день нет. Врачи и медсестры мобилизуются по стандартным правилам.

Таким образом, женщины-медики подлежат призыву на общих основаниях. Призывать их будут в соответствии с заданиями Минобороны, содержание которых является государственной тайной.

До какого возраста призывают женщин-медиков

Многих интересует вопрос: до какого возраста мобилизация медиков-женщин в России происходит на сегодняшний день? Чтобы ответить на него, требуется знать, какое присвоено звание:

  • с офицерским званием – до 50 лет;
  • всех остальных – до 45 лет.

Забирают ли женщин-медиков с детьми

В силу пункта 5 статьи 17 Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997 не призываются на военную службу женщины, имеющие одного или более детей в возрасте до 16 лет. Освобождение получают и будущие матери со сроком беременности не менее 22 недель.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать мобилизационную подготовку в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997 предоставляется отсрочка от мобилизации для женщин-медиков с детьми, которые приходятся им родными братом или сестрой при оформлении над ними опеки (попечительства). По этому основанию отсрочка полагается, если отсутствуют иные лица, на которых законом возлагается обязанность содержать таких детей.

Мобилизация медиков

21 сентября 2022 года президент РФ объявил частичную мобилизацию Указом от 21.09.2022 N 647. Правила и порядок мобилизации медиков четко не регламентированы, поэтому медицинским организациям необходимо руководствоваться общими правилами.

Правила мобилизации медработников

Частичная мобилизация врачей проводится по общим правилам, утвержденным

Если врач не достиг 27 лет и не проходил воинскую службу, то он не находится в запасе, поэтому не подлежит призыву по мобилизации. Его могут призвать на срочную службу в рамках ежегодного призыва.

Мобилизация каких медиков женского пола проводится?

В России женщины не призываются на срочную службу. Чтобы встать на воинский учет, им необходимо окончить обучение по специальностям, указанным в

Женщины, которые завершили обучение по указанным направлениям, получают соответствующую военно-учетную специальность, третий разряд запаса и военный билет.

До какого возраста мобилизация медиков?

Согласно Указ Президента РФ от 24.09.2022 N 664 освобождает от призыва на мобилизацию медиков-студентов, которые впервые получают очное или очно-заочное образование в аккредитованных организациях по программам:

среднего или высшего профобразования;

Действия медицинских учреждений при частичной мобилизации медиков

В соответствии со Постановлению Правительства РФ от 22.09.2022 N 1677, работодатель не имеет права уволить мобилизованного сотрудника. Трудовой договор с таким работником необходимо приостановить, издав соответствующий приказ в свободной форме и прикрепив к нему копию повестки и заявление призванного. После демобилизации трудовой договор возобновляется с сохранением условий труда.

Не позднее, чем через день после приостановки договора работодатель должен рассчитаться с сотрудником, выплатив ему:

зарплату за отработанные до призыва дни;

премии и компенсации;

отпускные, в том числе на обучение;

средства по иным статьям, предусмотренным трудовым договором.

Также за призванным медиком сохраняются полученные ранее социальные и трудовые гарантии: добровольное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, улучшение социальных и бытовых условий.

Повышение квалификации медработников

Медики, попадающие под мобилизацию, могут повысить свою квалификацию, чтобы актуализировать знания и навыки для оказания экстренной помощи. ИМО предлагает следующие направления подготовки:

Полный перечень доступных образовательных программ представлен на сайте ИМО. Минимальная продолжительность курсов — 16 академических часов. Такую программу можно освоить за 2–3 дня, если занимать по 6–8 часов. При необходимости изменить количество и набор изучаемых дисциплин методисты ИМО составят персональный учебный план, который позволит получить конкретную компетенцию.

По вопросам стоимости обучения можно проконсультироваться у менеджера ИМО, позвонив по телефону или написав в онлайн-чате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *