Организационно-правовые формы страхования организаций
Основными законодательными актами в области регулирования страховой деятельности являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также Закон о страховании и некоторые другие законодательные акты. Указанные документы определяют основные деятельности. Важной особенностью является то, что страховая организация может организационно-правовые требования к созданию страховой компании.
Так, по правилам Закона о страховании страховщиком может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Беларусь для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке.
Согласно ГК РБ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, т.е. с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Страховщик может осуществлять страхование лишь после получения лицензии на проведение страховой создаваться только для осуществления страховой деятельности. Однако страховая компания вправе быть учредителем (участником) других предприятий, фирм в той или иной организационно-правовой форме, предметом деятельности которых являются производственная, торгово-посредническая или банковская деятельность.
Целевая направленность страхования на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, особенности формирования денежных фондов (страховых фондов) из уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) обусловливают определенные экономические нормативные требования к созданию и деятельности страховых организаций. Соблюдение этих требований обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность страховщиков, доверие к ним страхователей.
Основными из этих требований являются следующие:
1. Требования к минимальному размеру уставного фонда страховой компании. Минимальный размер уставного фонда, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 года «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», устанавливается в сумме, эквивалентной:
а) 1млн. евро — для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;
б) 2млн. евро — для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
в) 5млн. евро — для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность.
2. Гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховой компании. Согласно Закону РБ «О страховании» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.
Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.
3. Нормативные требования к формированию и инвестированию страховых резервов. В соответствии с Законом о страховании для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.
Страховые резервы не подлежат изъятию в республиканский бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Республики Беларусь.
Страховые резервы носят обязательный характер, это основа финансовой устойчивости и гарантия платежеспособности страховщика. Резервы, назначение которых вытекает из экономической сущности категории страхования, имеют специфику на стадии формирования и использования.
Существуют два вида страховых резервов:
1) Технические резервы. Формирование происходит с помощью средств вычислительной техники, при использовании актуарной математики, математической статистики и с учетом теории вероятности.
На практике формируются в основном следующие виды технических резервов:
а) незаработанной премии;
б) заявленных, но не урегулированных убытков;
в) произошедших, но не заявленных убытков;
2) Математические резервы представляют собой разность между текущей стоимостью обязательств страховщика (предстоящие страховые выплаты по действующим договорам страхования) и текущей стоимостью обязательств страхователя (страховые взносы, которые должны в будущем уплатить страхователи по действующим договорам страхования).
Математические резервы — основной вид резервов по операциям страхования жизни и соответствуют резервам премий и резервам убытков, используемым для видов страхования, «кроме жизни».
Наряду со страховыми техническими и математическими резервами страховщики формируют фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Он предназначен для финансирования мероприятий, которые создают условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья граждан, предупреждающие повреждение и гибель застрахованного имущества. Кроме того, страховщики в соответствии с уставом формируют фонды, необходимые для хозяйственной деятельности: уставный, резервный, накопления и потребления, амортизационный.
В страховании могут также создаваться резервы за счет чистой прибыли, однако они не связаны со страховой деятельностью, являются собственным капиталом и используются страховщиком на приватные нужды.
В условиях цивилизационного страхового рынка страховые резервы представляют собой важный элемент финансовых гарантий наряду с собственным капиталом страховщика. Достаточные страховые резервы необходимы страховщику для покрытия страхового риска, а собственный капитал — для гарантии выполнения обязательств в изменившихся экономических условиях (инфляции, девальвации, свободная конкуренция).
Собственный капитал страховщика включает в себя: уставный фонд, резервный и добавочный капитал, фонды накопления и потребления, нераспределенная прибыль.
Уставный фонд формируется страховыми организациями в соответствии с законодательством, а также учредительными документами. К моменту регистрации страховой организации уставный фонд должен быть обязательно оплачен. Кроме денежных средств в национальной валюте вклад в уставный фонд может вноситься в иностранной валюте и имуществом.
Обязательным условием для акционерного общества и одним из требований законодательства является создание резервного фонда за счет чистой прибыли путем отчислений в размерах, установленных законодательством.
Фонды экономического стимулирования (фонды накопления и потребления) формируются из чистой прибыли, если это предусмотрено уставом страховщика. Их создание вызвано необходимостью строгого учета и контроля средств, направляемых на развитие страховой организации, приобретение имущества, материальное поощрение коллектива.
В целях активизации инвестиционной деятельности и создания условий, благоприятных для обновления и технического перевооружения основных фондов, страховые организации создают амортизационный фонд. Он может использоваться как источник инвестирования для обновления и технического перевооружения основных фондов.
В целях обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности страховые организации должны инвестировать (размещать) страховые резервы, руководствуясь принципами диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения страховщиками этих принципов Правилами размещения страховых резервов установлены требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.
4. Требования к организационной структуре страховой компании. Организационно-правовая форма страховых организаций регулируется нормами ГК РБ. Согласно общим положениям это могут быть хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере, коммандитное товарищество) и хозяйственные общества (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), государственные и муниципальные унитарные предприятия, общества взаимного страхования.
Однако при выборе организационно-правовой формы создаваемой страховой организации учредители не могут не учитывать влияния этой формы на степень доверия к страховщику потенциальных страхователей, требования к минимально необходимому размеру уставного капитала для различных видов страховой деятельности, а также количество учредителей и участников (акционеров). Порядок создания, реорганизации, прекращения деятельности, а также принципы управления, права, обязанности и ответственность учредителей и участников юридического лица любой организационно-правовой формы регулируются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь.
С организационной точки зрения на рынке страховых услуг выделяют следующие типы страховых компаний:
· акционерные страховые компании;
· компании взаимного страхования;
Акционерные страховые компании. Подобного типа компании объединяют индивидуальные капиталы пайщиков (акционеров) в один ассоциированный капитал. Акционерами таких компаний (обществ) могут быть не только индивидуальные лица, но и корпорации, банки и другие организации. По обязательствам акционерная компания отвечает только принадлежащим ей имуществом. При образовании акционерного общества каждый акционер должен внести в его уставный капитал определенный денежный вклад, который составляет значительную сумму. Участие каждого акционера в акционерной компании выражается во владении акциями, которые дают право на получение пропорциональной доли доходов.
Основным капиталом общества является акционерный капитал, формируемый за счет выпуска (эмиссии) и реализации акций.
Дальнейший прирост акционерного капитала осуществляется путем капитализации прибыли и эмиссии новых акций. Сравнительно быстрый прирост акционерного капитала страховых обществ за счет капитализации прибыли обусловливается тем, что такая прибыль образуется не только от непосредственного проведения страховых операций, но в основном за счет инвестирования свободных средств от собранной страховой премии в обеспечивающие высокий доход ценные бумаги (акции, облигации), помещение этих средств на долгосрочные банковские вклады и т.п.
Существует два вида страховых акционерных обществ:
— закрытые акционерные общества (ЗАО), акции которых распределяются только между акционерами и даже могут быть именными (такие акции не служат объектом купли-продажи и, как правило, могут переуступаться другим лицам с разрешения правления общества);
— открытые (или публичные) акционерные общества (ОАО), акции которых свободно покупаются и продаются, котируются на бирже.
Наряду с частными страховыми обществами, во многих странах действуют государственные страховые компании, капитал которых может полностью принадлежать государству. Держателями акций такого рода компаний (но не контрольного пакета) могут быть также различные государственные организации и частные юридические и физические лица. В развивающихся странах государственные страховые и перестраховочные компании создаются обычно с целью предотвращения утечки валюты по каналам страхования и особенно перестрахования. В развитых зарубежных странах государственные компании или компании со смешанным капиталом создаются для особо опасных или специфических рисков (военные, атомные, космические, кредитные и т.п.).
Акционерные компании применяют твердые тарифы на свои услуги.
Общества взаимного страхования. Помимо государственного и коммерческого (негосударственного) страхования взаимное страхование является одной из форм страховой защиты.
В соответствии с Законом о страховании юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются федеральным законом о взаимном страховании [6, c.88].
В современной зарубежной (европейской, американской, японской) системах страховой защиты взаимное страхование в ряде отраслей (особенно в страховании жизни, пенсионном страховании) занимает ведущее место. В частности, в Западной Европе насчитывается более 2 тыс. обществ взаимного страхования. В Японии общества взаимного страхования занимают около 90% рынка страхования жизни. Сбор страховой премии обществами взаимного страхования в 1997 г. по крупнейшим страховым рынкам мира составлял от 42 до 70% всех страховых платежей. По итогам того же года среди десяти крупнейших страховых организаций мира шесть были обществами взаимного страхования, собравшими около 1,4 трлн долл. страховой премии.
В чем же секрет долговечности обществ взаимного страхования? Ответ на этот вопрос может дать, в частности, проводимое в литературе сравнение страхования, основанного на взаимности, и страхования, осуществляемого акционерной страховой компанией. Так, акционерное общество создается путем покупки акций (вложения в акции), средства от которой зачисляются в уставный капитал. Единственная цель акционеров — получение доходов по акциям в виде дивидендов. Предметная деятельность общества для акционера вторична (как правило, безразлична, лишь бы деятельность не была слишком рискованной).
Целью общества взаимного страхования (ОВС) является исключительно страхование рисков самих членов общества и создание членами общества взаимной системы страховой защиты имущественных интересов друг друга по наиболее приемлемой для всех членов общества цене и на наилучших для них условиях.
ОВС контролируется администраторами из числа самих же членов общества, избираемых на общем собрании, а не администраторам — собственниками или уполномоченными собственниками уставного капитала. Страхование в ОВС производится по тарифам, которые наиболее приемлемы для всех членов общества, а не для интересов предпринимательства в данный момент (извлечения наибольшей прибыли). Кроме того, секрет долговечности ОВС заключается также в побудительном мотиве создания общества подобного типа.
Анализ существа взаимного страхования позволяет выделить ряд его преимуществ по сравнению с другими формами организации страховой защиты.
Взаимное страхование является наиболее надежной системой страховой защиты, так как страхованием здесь управляют не инвесторы, хозяева капитала, преследующие получение наибольшей прибыли, а непосредственно сами страхователи в целях создания страховой защиты, удовлетворяющей именно их интересы.
Взаимное страхование является самым дешевым, так как цена страховой услуги (страховой тариф) состоит из прямых затрат на собственно страховую защиту, ведение дела, и не включает прибыль. Образующееся в силу специфики страховых операций превышение страховых взносов над произведенными страховыми выплатами остается в распоряжении членов общества — страхователей, а не растворяется «в недрах» чужой организации.
Только общество взаимного страхования может наиболее полно учесть конкретные страховые потребности лиц, так как условия страхования разрабатываются и утверждаются самими страхователями — членами ОВС, исходя из их интересов, а не интересов сторонней страховой организации. Ни одна страховая организация — ни находящаяся в центре (так называемая федеральная), ни работающая в регионе — не может предложить условий страхования лучше, чем те, которые утвердят сами страхователи, объединившиеся в общество взаимного страхования.
При страховании на взаимной основе не распыляются и не утрачиваются средства страховых взносов, уплачиваемых страхователями различным (а в нашей действительности — зачастую сомнительным) страховым компаниям.
Все страховые платежи находятся в собственности и управлении самих страхователей — членов ОВС. Формируемые обществом взаимного страхования резервы и иные общественные фонды используются исключительно в интересах членов общества: формами такого использования могут быть долгосрочные инвестиции, ссуды и займы членам общества, совместные инвестиционные операции и т.п. [2, c.167].
Для создания и функционирования обществ взаимного страхования в Республике Беларусь имеются все необходимые законодательные основания. Это и уже упоминавшийся Закон о страховании, и нормы ГК, иных законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Отсутствие специального закона о взаимном страховании не является препятствием для создания ОВС. Согласно ГК такой закон определяет лишь особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности. Кроме того, нормы о введении в действие второй части ГК и самого ГК не содержат запрета на создание ОВС до принятия указанного закона.
Кэптивная страховая компания. Учреждение кэптивной (от англ. captive — букв, зависимый от чего-либо) страховой компании является одним из вариантов создания фонда самострахования предприятия. Аналогом данного понятия в белорусской экономике является термин «дочерняя компания». Название довольно точно передает основную особенность такого типа компаний, которая заключается в их полной юридической и реальной зависимости от учредителя. Кэптивная страховая компания (КСК) — дочерняя по отношению к организации (или группе организаций), не являющейся страховой компанией, и ее первоочередная функция заключается в обслуживании страховых интересов родительской организации и ее филиалов.
Успешное функционирование КСК зависит от выполнения ряда требований и связано с дополнительной ответственностью. Тем не менее, количество организаций, использующих такую форму управления риском, во всем мире непрерывно увеличивается, особенно за, последние 10-20 лет. Развитие страхового дела в Республике Беларусь также привело к созданию и развитию КСК, функционирующих, как правило, при крупных финансово-промышленных группах.
Рост числа КСК, присутствующих на развитых страховых рынках, в частности в США и Европе, сопровождается размещением многих из них в так называемых офшорных зонах (offschorelocation). Для США наиболее популярное месторасположение таких компаний — Бермуды. Но и другие центры, такие, как Каймановы острова, остров Мэн, Гибралтар, Люксембург, Гонконг, Сингапур и другие, привлекают внимание предпринимателей как подходящее место для учреждения таких компаний. Если существующее законодательство затрудняет организацию офшорных компаний, то КСК располагаются там же, где и родительские компании (например, как в Германии). Иногда законодательство страны создает условия, облегчающие их учреждение (например, в Вермонте и некоторых других штатах США).
Создание кэптивной страховой организации дает возможность предприятию установить уровень затрат на страхование на основе собственного опыта и ожидаемого уровня убытков. Это позволяет разработать долгосрочную структуру тарифов, которая в значительной степени не зависит от причуд страхового рынка, и обеспечить приемлемый уровень планирования затрат на покрытие рисков. По сравнению с обычным страхованием все это может оказаться весьма привлекательным.
Принцип страхования заключается в распределении убытков некоторых участников страхового фонда, созданного в рамках выбранной страховой компании, среди всех остальных членов этого фонда. В то же время тарифы страховых премий рассчитаны на основе среднестатистических убытков. И если у одной организации статистика убытков и потерь существенно ниже средней, а у других организаций, участвующих в страховом фонде, убытки существенно превышают средние, то, естественно, ее участие является, по существу, субсидированием данных участников фонда. Понятно, что предприятию хотелось бы выбрать такого страховщика, который учитывал бы именно его конкретный опыт прошлых потерь и назначил бы страховую премию, соответствующую реально существующему уровню риска.
3 Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе
Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.
Анализ страхового рынка позволяет выделить ряд основных проблем, препятствующих развитию страхового сектора.
1. Низкая степень охвата белорусского рынка страхованием.
2. Отсутствие средств у основной массы потенциальных клиентов и низкая страховая культура населения и руководства предприятий.
Высокая инфляция, девальвация в 2011 году также оказали негативное влияние на спрос на страховые услуги. Повышение страховой культуры населения в настоящее время происходит в основном за счет его участия в отношениях со страховыми компаниями по поводу обязательных видов страхования.
Организационно–правовые формы страховых компаний
В соответствии с действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об организации страхового дела в РФ», деятельность страховых организаций на территории РФ разрешена только в статусе юридического лица, причем выбор организационно-правовой формы принадлежит самому страховщику. Помимо ограничений на право заниматься страховой деятельностью физическим лицам, имеется ряд ограничений регламентирующих деятельность самих страховых компаний. Они не имеют право заниматься производственной, банковской и торгово-посреднической деятельностью. Обязательным условием для организаций решивших заниматься страхованием является наличие лицензии на осуществление страховой деятельности.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, страховые компании в РФ могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
Хозяйственные товарищества и общества;
Государственные или муниципальные унитарные предприятия.
1. Хозяйственные товарищества и общества. Наиболее распространенными в РФ формами организации страховых компаний являются хозяйственные общества 98% (24% -ООО, 20%-ОАО, 54% ЗАО»). Учредителями подобных структур могут быть юридические и физические лица. Как правило, имеются ограничения на участие в уставных капиталах страховых компаний для государственных и местных органов власти и управления. Акционерные страховые компании, помимо головной структуры, могут иметь различные по степени самостоятельности и характеру предоставляемых услуг структурные подразделения.
Представительство страховой компании – выполняет функции по сбору информации, рекламе, занимается поиском клиентов в различных регионах, но само не ведет коммерческой деятельности.
Агентство – выполняет функции представительства и занимается заключением и обслуживанием определенных договоров страхования.
В настоящее время в мировой практике используется четыре основных типа агентских сетей.
Простое агентство – организация продаж страховых продуктов, при которой агент заключает договор со страховой компанией и работает самостоятельно под контролем штатных сотрудников компании, получая комиссионное вознаграждение пропорционально, объему заключенных договоров (собранных страховых премий).
Пирамидальная структура. Принципы ее построения заключаются в следующем:
Страховая компания заключает договор с генеральным агентом – физическим лицом, которое имеет право самостоятельно формировать систему субагентов;
Привлекаемые для работы субагенты, в свою очередь, также могут набирать себе субсубагентов и т.д.
Европейские компании среднего размера имеют 4-6 таких уровней продаж. Комиссия от заключения договора равномерно распределяется между всеми продавцами по принципу: чем выше уровень, тем меньше ставка комиссии. Самые высокие ставки у агентов, непосредственно работающих с клиентами и заключающие договора страхования. Доход генерального агента обеспечивается за счет широкого охвата рынка и размеров сети (количество уровней и субагентов в каждом из них).
Многоуровневая сеть. В страховании этот тип реализуется по образу и подобию сетей по распространению косметических продуктов (Avon, Oriflame, e.c.t). Агентами при этом выступают сами страхователи – физические лица. Приобретая полис страхования, как правило, долгосрочного личного страхования, они одновременно приобретают право продавать полисы другим страхователям. В дальнейшем сеть расширяется за счет привлечения страхователями (фактически агентами страховой компании), новых клиентов.
Метод прямых продаж. Является новым подходом в организации распространения страховых продуктов. Страхователь может заключить договор страхования, обратившись непосредственно в страховую компанию, минуя страхового агента. Каналами заключения договоров выступают современные средства связи: телефоны, факсы, компьютерные сети, электронная почта, сайты страховых компаний, интернет-магазины и др. Метод прямых продаж, как правило, используется, только для продажи относительно простых и унифицированных страховых продуктов.
Филиал — структурно-обособленное отделение страховой компании, как правило, без образования юридического лица. Осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Президентом компании, устава компании и нормативных актов регламентирующих страховую деятельность и решениями общего собрания акционеров и исполнительной дирекции. Предоставляет широкий спектр услуг, а результаты его работы отражаются в консолидированном балансе страховой компании.
Аффилированные страховые компании — это страховые компании в форме ОАО, которые обладают пакетом собственных акций в размерах менее контрольного. Функционируют часто в виде дочерних компаний.
Кэптив (captive) – акционерная страховая компания, обслуживающая исключительно или преимущественно интересы учредителей, а также финансово-промышленных групп, концернов, ассоциаций и других форм организации крупного бизнеса. Может функционировать как дочерняя страховая компания.
Некоммерческие организации. Основными формами создания страховых компаний в статусе некоммерческих организаций, выступают общества взаимного страхования и разнообразные объединения страховщиков. Общество взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств страхователей, посредством паевого участия его членов. Гражданский Кодекс РФ, в ст.968 относит общества взаимного страхования к некоммерческим организациям, в которых участник общества одновременно выступает в роли страхователя и страховщика. Подобные формы организации страховых фондов характерны для объединения собственников (домовладельцев, участников гаражных кооперативов, и др.). Члены общества взаимного страхования являются владельцами всех активов общества и участвуют в распределении прибыли и убытков, по результатам деятельности за год.
В целях координации деятельности страховщиков, защиты собственных профессиональных интересов, и реализации совместных прогарам в области страхования, могут создаваться объединения страховщиков. Эти объединения (союзы ассоциации и др.) не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью и имеют статус некоммерческих организаций. Организации страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридического лица после процесса государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти – Федеральной службе страхового надзора 1 . Подобных структуры становится необходим элементом инфраструктуры страхового рынка по мере расширения его размеров, поскольку на них возлагается роль саморегулирующихся структур формирующих свод деловых правил и традиций, и осуществляющих наряду с ФССН контроль за профессиональной деятельностью участников рынка. В настоящее время наиболее крупным и влиятельным является Всероссийский союз страховщиков.
Особой формой объединения страховщиков является страховой пул, создаваемый для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников, за исключением исполнения обязательств по договорам страхования, заключенных от имени участников пула 2 . Страховые пулы широко распространены в странах с рыночной экономикой. Их создание преследует, как правило, следующие цели:
решение проблемы недостаточной капитализации отдельных страховщиков и расширение возможностей принятия на страхование крупных и опасных рисков;
обеспечение финансовой устойчивости страховщиков, участников страховых пулов;
повышение финансовых гарантий выплат страхового возмещения для клиентов.
Наиболее широко данная форма кооперации применяется при страховании ответственности за загрязнение окружающей среды предприятиями источниками повышенной опасности (атомная энергетика, химическая промышленность, нефтедобыча и т.д.). Участие в пулах – важнейшее условие допуска компаний к страхованию подобных рисков.
Государственные или муниципальные унитарные предприятия. Российское законодательство предусматривает возможность существования государственных и муниципальных унитарных страховых организаций. Имущество таких структур находится в государственной или муниципальной собственности, является неделимым и принадлежит организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В большинстве своем, в России, такие страховые компании функционируют в форме акционерных обществ, где 100% капитала принадлежит государственным или муниципальным органам власти. Аналогами таких форм организации страховых компаний за рубежом выступают: Правительственные страховые компании и государственные страховые компании.
Правительственные страховые организации – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. Специализируются на страховании от безработицы, профессиональной нетрудоспособности и выплаты компенсаций.
Государственные страховые компании – учрежденная государством, или национализированная акционерная страховая компания¸ создаваемая с целью государственного вмешательства в деятельность страхового рынка.
ТЕМА: страхование имущества
Особенности организации имущественного страхования
Страхование имущества граждан
Процедура определения ущерба и страхового возмещения при страховании имущества
1. Особенности организации имущественного страхования
Гражданский Кодекс РФ трактует имущественное страхование как процесс заключения и исполнения договоров, по которым страховщик за определенную премию обязуется возместить страхователю или другому лицу, в чью пользу заключен договор, убытки, причиненные застрахованному имуществу или иным имущественным интересам страхователя наступившим страховым случаем.
ГК РФ определяет следующие страховые интересы по имущественному страхованию:
Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;
Риск ответственности по обязательствам;
Риск убытков от предпринимательской деятельности.
Принципы организации имущественного страхования:
Принцип страхового интереса ;
Принцип высшей добросовестности;
Принцип возмещения ущерба;
Принцип реальной оценки страховой суммы по договору;
Исключение двойного страхования;
Принцип непосредственной причины;
Принцип суброгации (регрессивные иски виновным)
Имущество субъектов страхования традиционно принято классифицировать в зависимости от принадлежности физическим или юридическим лицам, а в отношении последних, также по отраслевой принадлежности и сферам деятельности. Имущество юридических лиц, подлежащих страхованию подразделяется на:
Основные средства и оборотные активы (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и прочие товарно-материальные ценности);
Урожай сельскохозяйственных культур.
В зависимости от формы собственности на объект страхования, имущество может быть застраховано либо по основному договору, предусматривающему ответственность страховкой компании по имуществу, принадлежащему юридическому лицу на основе права собственности. Имущество, не принадлежащее организации, но используемое им на праве оперативного распоряжения или управления, а также имущество, принятое на комиссию, хранение, переработку, перевозку или ремонт, страхуется по дополнительному договору. Заключение дополнительного договора осуществляется только при наличии основного, причем срок его действия не может превышать срока действия основного.
Договор страхования имущества, находящегося в собственности предприятия, может быть заключен как по его полной стоимости, так и в определенном процентном соотношении или доле (но не менее 50% от балансовой стоимости). При этом объекты страхования считаются застрахованными в таком же проценте от их стоимости.
Оценка объектов принимаемых на страхование, предполагает установление следующих пределов их стоимости для целей страхования:
Основные фонды и прочие внеоборотные активы — балансовая стоимость, но не выше восстановительной стоимости, на момент совершения страхового случая;
Оборотные активы – фактическая себестоимость приобретения или производства, среднерыночные цены;
Незавершенное производство или строительство — фактически осуществленные затраты материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Страховым случаем считается гибель или повреждение в результате неблагоприятных природно-климатических условий, аварий, техногенных катастроф или противоправных действий третьих лиц. Возмещение выплачивается за все погибшее или поврежденное имущество и независимо от его местонахождения, если это собственное имущество. В отношении имущества принятого от других юридических или физических лиц, это правило действует, когда имеет место гибель или повреждение, только в местах указанных в заявлении страхователя. Помимо перечисленного, страхователю могут быть возмещены расходы, связанные со спасением имущества, предотвращением или уменьшением ущерба, а также приведением его в порядок.
Договора имущественного страхования часто предусматривают собственное участие страхователя в покрытии части ущерба. Такие формы договоров освобождают страховщиков от обязанности возмещения мелких ущербов, и повышает ответственности страхователя за обеспечение сохранности имущества. Интерес со стороны страхователя обеспечивается предоставлением скидки с совокупного размера страховой премии, при включении в договор страхования пунктов, предусматривающих собственное участие страхователя в ущербе. Традиционно используется 2 формы такого участия:
Страхователь принимает на себя определенный процент страхового ущерба;
Франшиза – определенная договором страхования сумма ущерба, не подлежащая возмещению со стороны страховщика.
Франшиза может быть установлена в абсолютных величинах (денежном выражении) или относительных (в процентах от страховой суммы) величинах к страховой сумме и оценке объекта страхования. Возможна также франшиза, выраженная в процентах к ущербу. Выделяют условную (интегральную или невычитаемую) и безусловную (эксцедентную или вычитаемую) франшизы.
При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности за ущерб, не превышающий установленной суммы (процента) франшизы, и должен возместить ущерб полностью, если его размер больше суммы франшизы. Условная франшиза означает наличие специальной оговорки в страховом полисе. В международной практике оговорка делается в форме записи «свободно от х процентов» (где х — 1, 2, 3, 4, 5. процентов от страховой суммы). При Ф усл. >У В = 0, а при Ф усл. < У В.
где, Ф усл. — условная франшиза;
У – фактическая сумма ущерба;
В – сумма страхового возмещения.
Безусловная франшиза – освобождение страховщика от ответственности за ущерб за вычетом установленного размера франшизы в безоговорочном порядке. Специальная оговорка содержит запись «свободно от первых х процентов» (где х процентов всегда вычитаются из суммы страхового возмещения независимо от величины ущерба) 3
Фбезусл. < У В = У — Фбезусл.
Государственные и некоммерческие страховые организации
Некоммерческие страховые организации реализуют страхование имущественных интересов своих членов без оформления страхового договора, то есть непосредственно на основе членства и Правил страхования (учредительная документация общества может предусматривать заключение страховых договоров).
Коммерческие организации страхования могут осуществлять страховку интересов лиц, которые не являются членами общества. В таком случае страховщик должен получить лицензию на реализацию страховой деятельности соответственного вида и производить страхование лиц, которые не являются членами общества лишь на основании заключения страхового договора.
Государственные страховые организации
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой форму страхования, при которой страховщиком будет выступать государственная либо муниципальная унитарная страховая компания.
Статья: Государственные и некоммерческие страховые организации
Унитарная коммерческая организация не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество этого предприятия признается неделимым, оно не может распределяться по вкладам (паям, долям), в том числе между сотрудниками предприятия. В унитарной форме образуются исключительно муниципальные и государственные предприятия. Руководители этой организации могут назначаться собственником.
В настоящий момент муниципальные и государственные предприятия в Российской Федерации в основном осуществляют деятельность как акционерные общества, сто процентов уставного капитала которых находится в собственности государства либо муниципальных органов власти.
Организация страховых компаний государственного типа реализуется посредством их учреждения с государственной стороны либо национализации частных страховых компаний, а также обращения их имущества в собственность государства. Образование государственных страховых компаний – это форма государственного вмешательства в деятельность рынка страхования. Они могут реализовывать государственную монополию на производство отдельных разновидностей обязательного страхования.
Некоммерческие страховые организации
Некоммерческие организации являются организациями, которые не обладают целью извлечения прибыли. В страховании в виде некоммерческих организаций могут быть созданы:
- общества по взаимному страхованию;
- фонды страхования;
- муниципальные и государственные страховые компании.
Фонд является некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами и (или) гражданами на основании добровольных имущественных взносов. Цель создания страховых фондов отражена в страховании определенных рисков. Так, выделяется негосударственный пенсионный фонд как особая форма организации личного страхования, которая гарантирует рентные выплаты страхователям при достижении ими определенного (обычно возраста пенсионного типа) возраста.
За последние десятки лет в банковской практике обрел довольно-таки широкое распространение термин «банкоссюранс» (bankassurance), что значит «банковское страхование» или «страхование, которое проводится банковскими организациями». Первоначально коммерческие банки начали производить операции по страхованию во Франции, но позже к этим операциям начали прибегать банковские организации Великобритании и множества других государств. Многие банковские организации стремятся к приобретению уже функционирующих компаний страхования. Подобный союз является выгодным как для банков, получающих стабильную прибыль от страховых компаний, так и для последних, которым предоставлена возможность применения широкой сети банковских филиалов, а также отделений на территории всего государства и за рубежом.
Одна из форм внедрения коммерческих банков в страховое дело — это образование страховых трастов. Страховой траст образуется, если клиент назначает коммерческую банковскую организацию доверенным лицом по страховому полису (личное страхование) и дает поручения ему уплачивать доход овдовевшему супругу в случае своей смерти, передавать сумму полиса детям после смерти супруга. Если же клиент коммерческой банковской организации оплачивает самостоятельно страховые премии по страховому договору, то доверительная операция именуется нефундированным страховым трастом. Если же клиент передает коммерческой банковской организации имущество, чтобы та оплачивала страховые премии по полису из процентов или дивидендов, получаемых с этого имущества, — это будет являться фундированным страховым трастом.
Публично-правовая форма организации страхового фонда, который основан государством
Организация страховых компаний государственного типа реализуется посредством их учреждения со стороны государства либо путем национализации страховых компаний акционерного типа и перевода их имущественной базы в собственность государственного образования.
Государственные страховые компании, капитал которых целиком находится в государственной собственности, действуют во множестве стран. В развитых странах государственные страховые и перестраховочные компании образуются обычно для предотвращения утечки валюты по страховым каналам, в особенности это касается перестрахования. В развитых государствах государственные компании либо компании с капиталом смешанного типа при участии государства формируются для страхования особенно опасных либо специфических рисков, таких как:
- Атомные;
- Военные;
- Кредитные и т.д.
В дореволюционном российском государстве производилось государственное страхование капиталов и доходов посредством сберегательных касс. Страховаться могли отдельные лица и целые группы лиц, занятых в общественных, правительственных и частных учреждениях. Государственное страхование в Российской империи начало свое действие гораздо позже частного, лишь в 1908 год, и не обрело широких масштабов.
Унитарные предприятия как форма страхования
Статья 6. Страховщики
1. Страховщики — страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования.
Страховая организация — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию и (или) перестрахованию и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке.
Иностранная страховая организация — иностранное юридическое лицо, соответствующее требованиям, установленным пунктом 1 статьи 33.1 настоящего Закона, осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиала (филиалов) и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации в установленном настоящим Законом порядке. Положения настоящего Закона распространяются на иностранные страховые организации в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы.
Страховые организации, иностранные страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются соответственно перестраховочными организациями и иностранными перестраховочными организациями.
Общество взаимного страхования — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по взаимному страхованию и получившее лицензию на осуществление взаимного страхования в установленном настоящим Законом порядке.
Страховые организации, включая перестраховочные организации, общества взаимного страхования не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).
Иностранные страховые организации, включая иностранные перестраховочные организации, не вправе осуществлять на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом).
Страховщики вправе инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов, осуществлять сделки с имуществом в целях обеспечения своей деятельности, в том числе реализовывать имущество, приобретенное в целях обеспечения своей деятельности, и имущество, приобретенное в результате отказа страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Страховщики вправе осуществлять или только страхование объектов личного страхования, предусмотренных пунктами 1 — 3 статьи 4 настоящего Закона, или только страхование объектов имущественного и личного страхования, предусмотренных соответственно пунктами 2 — 6 статьи 4 настоящего Закона.
(в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 3 п. 2 ст. 6 в части ежегодной проверки актуарного заключения и отчета о ее результатах применяется в отношении заключений, подготовленных по итогам обязательного актуарного оценивания после 31.12.2022 (Решение Совета директоров Банка России от 14.04.2022).
По итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, за исключением страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно обязательное медицинское страхование, общества взаимного страхования подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страховая организация обязана также обеспечить проведение проверки актуарного заключения, подготовленного по итогам обязательного актуарного оценивания. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания, представляется страховой организацией, обществом взаимного страхования в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, если иной срок представления такого актуарного заключения не установлен органом страхового надзора, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Отчет о результатах проверки актуарного заключения представляется страховой организацией в орган страхового надзора не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом, если иной срок представления такого отчета не установлен органом страхового надзора.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 39-ФЗ, от 23.06.2016 N 194-ФЗ, от 11.06.2021 N 194-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Страховщики должны вести обособленный учет расходов по видам обязательного страхования в порядке, установленном органом страхового надзора.
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
Страховые организации, за исключением осуществляющих обязательное медицинское страхование, утверждают положение об оценке страховых рисков и управлении ими, которое содержит цели оценки страховых рисков, формы и методы такой оценки, способы управления рисками, классификацию объектов и рисков, подлежащих страхованию (перестрахованию), положения об осмотре застрахованных и (или) подлежащих страхованию (перестрахованию) объектов, положения о диверсификации страховых рисков, иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации и направленные на принятие страховщиком решения о возможности заключения договора страхования (перестрахования), его условиях и передачи рисков в перестрахование.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 251-ФЗ)
2.1. Страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора, а также информации, содержащейся в информационных системах, ведение которых предусмотрено статьей 29.1 настоящего Закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. В случае, если для осуществления страхования необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, страховая организация, иностранная страховая организация не вправе требовать от страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, представления таких сведений. В указанном случае страховая организация, иностранная страховая организация в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивают и получают в установленные указанным федеральным законом сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, только в электронной форме.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам исполнительной власти (страхователям), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу с 22 августа 2017 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Закона иностранными инвесторами признаются иностранные организации и иностранные граждане, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, инвестиции на территории Российской Федерации в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзацы четвертый — восьмой утратили силу с 22 августа 2021 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 343-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранные страховые организации не могут осуществлять в Российской Федерации обязательное страхование (за исключением обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций, страхование объектов, требующих наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, иное страхование за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органам исполнительной власти (страхователям).
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50 процентов, орган страхового надзора прекращает выдавать лицензии на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, а также прекращает принимать решения о выдаче (замене) лицензий на осуществление страховой деятельности иностранным страховым организациям и об аккредитации филиалов иностранных страховых организаций.
Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается органом страхового надзора ежегодно по состоянию на 1 января текущего года в установленном им порядке на основе данных об уставных капиталах страховых организаций и данных о минимальных размерах гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций, установленных пунктом 1 статьи 33.4 настоящего Закона.
Информация о размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, о введении или прекращении предусмотренных абзацами первым и пятым настоящего пункта ограничений на иностранные инвестиции подлежит опубликованию органом страхового надзора в определенном им печатном издании и размещается на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение десяти дней с даты принятия соответствующего решения.
Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на отчуждение в пользу иностранных инвесторов (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) обязаны получить предварительное разрешение органа страхового надзора на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов. Срок действия указанных предварительных разрешений составляет один год.
Если установленный настоящим пунктом размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций будет превышен, орган страхового надзора отказывает в выдаче предварительных разрешений, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта.
Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
4. Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации) или имеющая долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее пяти лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 введен Федеральным законом от 20.11.1999 N 204-ФЗ)
4.1. Предварительное разрешение органа страхового надзора в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 настоящей статьи, выдается в течение тридцати дней с даты получения органом страхового надзора заявления и документов, прилагаемых к заявлению и соответствующих утвержденному органом страхового надзора перечню документов, необходимых для получения указанного предварительного разрешения.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок выдачи предварительного разрешения органа страхового надзора, указанного в пункте 3.1 настоящей статьи, форма заявления для получения указанного предварительного разрешения, а также порядок представления такого заявления и прилагаемых к нему документов устанавливаются органом страхового надзора.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 234-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В целях доведения до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт страховщика), на котором должна размещаться следующая информация на русском языке:
1) полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;
С 01.07.2023 до 31.12.2023 включительно страховщики вправе не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с пп. 2 п. 6 ст. 6, определенную Решением Совета директоров Банка России от 23.03.2023.
2) сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;
3) сведения о правоустанавливающих документах, включая сведения об основном государственном регистрационном номере (за исключением иностранной страховой организации), идентификационном номере налогоплательщика, о регистрационном номере в едином государственном реестре субъектов страхового дела, а также сведения о всех лицензиях страховщика и сроках их действия;
4) перечень осуществляемых видов страхования;
5) правила страхования и страховые тарифы;
6) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;
7) годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;
8) информация о присвоенных страховщику кредитных рейтингах (в случае присвоения), а также об их подтверждении, пересмотре или отзыве;
9) сведения о деятельности страховщика, об опыте его работы по видам страхования;
10) сведения об участии в ассоциациях (союзах), в том числе в саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и профессиональных объединениях страховщиков;
11) сведения об операторах финансовых платформ (их наименованиях и сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в случае, если страховщик присоединился к договорам об оказании услуг операторов финансовых платформ;
12) иная информация, необходимость опубликования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации или вытекает из обычаев.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Требование о размещении информации, указанной в подпунктах 1, 6 и 7 пункта 6 настоящей статьи, не распространяется на иностранные страховые организации.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
6.2. Иностранная страховая организация дополнительно к информации, указанной в пункте 6 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте следующую информацию на русском языке:
1) полное наименование иностранной страховой организации, адрес (место нахождения) в государстве (на территории), где зарегистрирована иностранная страховая организация, сведения о праве на осуществление страхования и (или) перестрахования на территории государства (на территории) — члена Всемирной торговой организации, предоставленном в соответствии с национальным законодательством этого государства (этой территории), номера телефонов, режим работы;
2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность иностранной страховой организации за предыдущие три года ее деятельности, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности или иными, отличными от Международных стандартов финансовой отчетности, международно признанными правилами, с приложением копий аудиторских заключений, подтверждающих достоверность указанной отчетности (при наличии);
3) полное наименование филиала иностранной страховой организации, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы;
4) сведения о руководителях филиала иностранной страховой организации;
5) положение о филиале иностранной страховой организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о коде причины постановки на учет в налоговом органе, номере записи об аккредитации филиала иностранной страховой организации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и дате ее внесения.
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
7. Указанная в пунктах 6 и 6.2 настоящей статьи информация о деятельности страховщика подлежит размещению на его официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня принятия страховщиком, уполномоченным органом или организацией соответствующего решения, а в случае необходимости его регистрации или уведомления о принятом решении уполномоченных органов со дня соответственно регистрации, уведомления.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Требования к порядку размещения страховщиком указанной в пунктах 6 и 6.2 настоящей статьи информации устанавливаются органом страхового надзора.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
8. Страховщик обязан хранить документы, содержащие информацию, указанную в пунктах 6 и 6.2 настоящей статьи, на электронных носителях в течение сроков, предусмотренных законодательством об архивном деле в Российской Федерации, и представлять их по запросу органа страхового надзора в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления запроса.
(п. 8 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В целях настоящего Закона страховой группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее — участники страховой группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации (далее — головная страховая организация страховой группы).
Контроль и значительное влияние для определения участников страховой группы и головной страховой организации страховой группы определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.
(п. 9 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ)
10. Ограничения, установленные абзацами первым и вторым пункта 3 и пунктом 4 настоящей статьи, не распространяются на страховые организации, которые являются дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеют долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, созданы или реорганизованы до 22 августа 2012 года и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на указанную дату, имели право осуществлять страховую деятельность, указанную в абзацах первом и втором пункта 3 и пункте 4 настоящей статьи.