Авторский договор характеризуется как
Перейти к содержимому

Авторский договор характеризуется как

  • автор:

Статья 504. Виды авторских договоров

договор о публичном исполнении неопубликованного произведения (постановочный договор), причем постановочный договор, предусматривающий выплату единовременного вознаграждения, может быть заключен автором на одно и то же произведение лишь с одной организацией;

договор об использовании неопубликованного произведения в кинофильме или телевизионном фильме (сценарный договор), в радио- или телевизионной передаче;

договор о создании произведения изобразительного искусства в целях его публичного выставления (договор художественного заказа);

договор об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства;

а также другие договоры об использовании произведений литературы, науки или искусства каким-либо иным способом.

Авторский договор характеризуется как

ГК РФ Статья 1288. Договор авторского заказа

1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

3. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила настоящего Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

4. Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 и 1287 настоящего Кодекса.

Как составить авторский договор

Понятие авторского договора чаще всего используется при передаче прав на произведения литературы, науки или искусства. Но предметом такого соглашения бывают и иные результаты интеллектуальной деятельности либо средства индивидуализации, например:

  • программы для электронных вычислительных машин;
  • базы данных;
  • полезные модели, промышленные образцы и секреты производства;
  • селекционные достижения;
  • фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения.

В зависимости от характера передаваемого права договоры в сфере авторских прав подразделяются на:

  • соглашения о передаче исключительных прав, которые предусматривают отчуждение другой стороне всех монополий на результат интеллектуальной деятельности, т. е. приобретатель становится фактическим владельцем произведения;
  • соглашения об использовании, по которым приобретатель получает возможность лишь использовать произведение в определенных пределах и на оговоренных условиях.

Чем регламентируется

Правоотношения по переходу прав на результаты интеллектуальной деятельности регулируются нормами ч. 4 Гражданского кодекса РФ. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Закон устанавливает, что передаче другой стороне подлежат лишь имущественные права авторов в авторских договорах, а отказ от авторства является ничтожным. Это означает, что никто не может, например, купить у создателя право на произведение и опубликовать его под своим именем. Также не допускается без согласия автора внесение в его творение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Какая-либо специальная форма авторского договора законом не предусмотрена, законодатель установил лишь общие «правила игры», предоставив сторонам в остальных вопросах практически полную свободу волеизъявления.

Существенные условия

По закону, авторский договор заключается в письменном виде. При несоблюдении письменной формы соглашение о передаче неисключительных прав, как и соглашение об отчуждении исключительных полномочий, являются недействительными. Право на произведение переходит к приобретателю в момент заключения сделки, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Одно из обязательных условий — предмет соглашения содержит указание на конкретный объект результата интеллектуальной деятельности и на полномочия, которые передаются. При передаче неисключительных прав необходимо указать срок действия договора.

Содержание авторского договора должно предусматривать выплату авторского вознаграждения, которое устанавливается в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода либо в иной форме. Безвозмездное отчуждение исключительной монополии на произведение в отношениях между коммерческими организациями законом не допускается.

Между кем заключается

Соглашение о передаче авторских прав заключается между создателем интеллектуальной собственности либо его правопреемником, с одной стороны, и приобретателем — с другой. В зависимости от предмета соглашения и объема передаваемых полномочий стороны авторского договора называются по-разному. Например, в лицензионном соглашении передающая сторона именуется лицензиар, а приобретающая — лицензиат. При передаче исключительных прав на произведение с одной стороны выступает правообладатель, чаще именуемый автором, а наименование приобретателя зависит от специфики его деятельности.

Если взять пример авторского договора на написанную книгу, то в нем приобретатель именуется «Издательство». Обычно соглашение на передачу интеллектуальной собственности заключается между одним или несколькими физическими лицами (если произведение создано в соавторстве) и организацией, которая намерена использовать произведение.

Любой стороной такой сделки бывают как физические, так и юридические лица. Исключение составляет только договор авторского заказа, по которому автор обязуется создать оговоренное произведение и передать его заказчику, так как по вполне понятным причинам творец — всегда человек, а не организация.

Образец договора передачи авторских прав на литературное произведение

ПЕРЕДАЧИ АВТОРСКИХ ПРАВ

«13» июля 2020 г. г. Санкт-Петербург

Некоммерческое партнерство «Сусликов и К», именуемое в дальнейшем «Издательство», в лице директора Сусликова И.Н., действующего на основании устава, с одной стороны, и Арахно Лев Моисеевич, именуемый в дальнейшем «Автор», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Автор передает Издательству монографию «Защита и разведение сусликов в двадцатом веке» (далее — Произведение) и передает Издательству исключительные авторские права на использование Произведения в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Издательство за передачу Произведения и предоставление исключительных прав на него уплачивает Автору вознаграждение.

Под использованием в настоящем договоре понимается реализация Произведения в качестве товара или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Автор обязуется передать Издательству Произведение в течение трех дней с момента подписания настоящего договора.

2.2. Автор гарантирует наличие у него авторских прав на Произведение.

2.3. Произведение передается в виде рукописи или электронной версии и принимается Издательством по Акту приемки-передачи, подписываемому обеими Сторонами.

С момента подписания указанного акта Сторонами права на Произведение, указанные в п. 2.4., считаются переданными Издательству.

2.4. Автор предоставляет Издательству следующие исключительные права на создаваемое Произведение:

а) распространять Произведение любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее;

б) опубликовывать Произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Издательства. Каждый экземпляр Произведения должен содержать имя или псевдоним автора в следующем написании: Лев Арахно;

в) на воспроизведение Произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т. е. неоднократное придание произведению объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;

г) на распространение Произведения любым способом путем реализации размноженных материальных носителей Произведения среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) без ограничений;

д) на переработку Произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);

е) на перевод Произведения;

ж) на публичное использование Произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;

з) переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;

и) на обнародование Произведения, т. е. на сообщение Произведения в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках Произведения, например, в рекламных целях.

2.5. Указанные в п. 2.4 права передаются на срок действия авторского права на создаваемое Произведение.

2.6. Действие передаваемых исключительных авторских прав не ограничивается территориальными пределами.

2.7. Автор не сохраняет за собой право использовать Произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.

2.8. За переданное Произведение и передачу исключительных авторских прав на него Издательство выплачивает Автору вознаграждение в твердой сумме.

2.9. Вознаграждение в твердой сумме составляет 100 (сто) рублей и выплачивается после передачи Произведения Издательству. Указанное вознаграждение выплачивается за вычетом удержанного Издательством в качестве налогового агента налога на доходы физических лиц.

3. Ответственность сторон

3.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, и по договору на передачу исключительных авторских прав, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если Сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, то Сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещение наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

3.2. В случае нарушения договора Сторона, чье право нарушено, вправе потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

3.3. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.1. Условия настоящего договора и заданий конфиденциальны и не подлежат разглашению.

5. Разрешение споров

5.1. Все споры и разногласия, которые возникнут между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

5.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

6. Срок действия договора

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение срока действия авторского права на произведение.

7. Расторжение договора

7.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.

7.2. Издательство вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке:

а) в случае, если Автор не обладает авторским правом на предмет договора;

б) в случае, если Автор не передаст Произведение в обусловленные настоящим договором сроки.

При расторжении договора по указанному основанию Автор обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по договору.

7.3. Автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае:

а) нарушения Издательством обязанности выплачивать вознаграждение Автору.

8. Заключительные положения

8.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

8.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

8.4. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Автора, второй — у Издательства.

Авторский договор: учитываем особенности

Авторский договор традиционно определялся как самостоятельный вид гражданских договоров, предназначенный для оформления отношений, связанных с использованием охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства.

В современном законодательстве Беларуси авторский договор утратил статус самостоятельного договорного типа, став разновидностью лицензионного договора. Тем не менее ряд особенностей, связанных с регулированием отношений сторон в рамках авторского договора, обусловливает необходимость исследования данного договора как самостоятельного правового явления.

Место авторского договора в системе гражданских договоров

Произведения науки, литературы и искусства являются объектами интеллектуальной собственности, в отношении которых действует исключительное право правообладателя. Это право автора использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом <*> . Иное лицо может приобрести право использования охраняемого произведения на основании договора. При этом традиционной договорной конструкцией, оформляющей предоставление автором другому лицу права использования произведения определенным способом (способами) в течение определенного срока, является авторский договор.

Следует отметить, что с развитием законодательства менялось правовое регулирование авторского договора. ГК 1964 года содержал подробную регламентацию авторских договоров. Авторские договоры разделялись на 2 типа <*> :

1) авторский договор о передаче произведения для использования;

2) авторский лицензионный договор.

Авторский договор о передаче произведения для использования подразделялся на разновидности, предопределенные способами использования произведения: издательские, постановочные, сценарные, договоры художественного заказа, договоры об использовании в промышленности неопубликованных произведений декоративно-прикладного искусства, договор о депонировании рукописи и т.п. <*> . Классификация авторских договоров в зависимости от вида используемого произведения была подкреплена утверждением соответствующих типовых авторских договоров. Типовые договоры имели особое значение, поскольку в случае, если условия заключенного с автором договора ухудшали положение автора по сравнению с положением, установленным в законе или типовом договоре, они признавались недействительными и заменялись условиями, установленными законом или типовым договором. Особенностью конструкции авторского договора было то, что он мог включать обязательства как по использованию произведения, так и по его созданию. Так, по авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передает либо автор обязуется создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом <*> .

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом и в определенный срок и уплатить автору определенное договором вознаграждение.

С принятием Закона об авторском праве связано существенное изменение правового регулирования авторских договоров. Авторский договор был определен как договор, по которому осуществляется передача имущественных авторских прав <*> . При этом авторский договор использовался как универсальная договорная конструкция, применяемая независимо от того, кто выступал в качестве обладателя авторского права. В законе об авторском праве в редакции 1998 года законодатель уточнил, что по авторскому договору передаются не авторские права, а права автора, тем самым ограничив сферу применения авторского договора только случаями его заключения непосредственно с автором произведения <*> .

Действующий закон исходит из узкого понимания авторского договора как договора, заключаемого непосредственно с автором произведения. Отношения с иными, кроме автора, правообладателями по предоставлению права использования охраняемого произведения на определенный срок строятся на основании лицензионного договора.

Авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, который при этом имеет особенности в субъектном составе, наборе существенных условий и форме, в которой он может заключаться <*> . Авторский договор определен как «лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения» <*> . Одновременно законодатель устанавливает, что к авторскому договору применяются правила о лицензионном договоре <*> . Это означает, что правила о лицензионном договоре носят субсидиарный характер и регулируют отношения сторон по авторскому договору лишь в той части, в которой они не урегулированы специальными нормами, посвященными авторскому договору.

Поскольку авторский договор определен как разновидность лицензионного договора, необходимо несколько слов сказать о последнем. Включенные в Закон об авторском праве нормы, посвященные лицензионному договору, повторяют определения самого договора, а также его разновидностей (исключительная и неисключительная лицензии), приведенные в ГК <*> .

Так же как и в ГК, в Законе об авторском праве называются две разновидности лицензионного договора: договор исключительной лицензии и договор неисключительной лицензии. Различие между ними состоит в объеме прав, приобретаемых лицензиатом на основании заключенного договора.

Разновидности лицензионного договора <*> :

1) договор исключительной лицензии.

При заключении договора исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права определенным способом в пределах, установленных договором, при этом лицензиар не имеет права использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, предоставленной лицензиату, но сохраняет право использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, которая не предоставлена лицензиату. Данное определение сложно назвать удачным, поскольку в нем акцент сделан на ограничении лицензиара в возможности использовать и разрешать использование произведения в той части, в которой такое право предоставлено лицензиату. Если определять суть данного вида лицензионного договора с точки зрения права, приобретаемого лицензиатом, то такой договор предоставляет лицензиату исключительное (монопольное) право использования произведения определенными договором способами в течение определенного договором срока;

2) договор неисключительной лицензии.

При заключении договора неисключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права с сохранением за лицензиаром права использования объекта и права выдачи лицензии другим лицам. Соответственно неисключительная лицензия не предоставляет лицензиату права монопольного использования произведения. При этом если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, то лицензия предполагается неисключительной.

Закон об авторском праве также дублирует нормы ГК, относящиеся к сублицензионному договору. Заключение лицензиатом сублицензионного договора возможно лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным (авторским) договором, и в пределах полномочий, предоставленных лицензиату данным договором <*> .

Виды авторского договора

В современном авторском праве Беларуси отсутствует выделение видов авторского договора в зависимости от жанра произведения и способа его использования (издательский, сценарный, постановочный и т.п.). Единственным критерием, используемым в законодательстве для выделения видов лицензионного договора, является объем прав, предоставляемых по договору лицензиату.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, в котором говорилось о возможности заключения авторского договора о передаче исключительных имущественных прав, а также авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав, действующий Закон не называет возможные виды авторского договора. Однако применение к авторскому договору правил о лицензионном договоре означает, что авторский договор может заключаться либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.

При заключении авторского договора по модели исключительной лицензии лицензиат на время действия договора приобретает исключительное право использовать произведение способом (способами), определенным договором. При этом лицензиат, заключивший такой договор, становится правообладателем и в этом качестве может защищать полученные по договору права в отношении третьих лиц и самого автора. Безусловно, заключение авторского договора по модели исключительной лицензии не допускает возможности для автора заключать аналогичные договоры с третьими лицами.

При заключении авторского договора по модели неисключительной лицензии лицензиат приобретает право использования произведения определенным способом (способами) наряду с самим автором и третьими лицами, с которыми автор может заключить аналогичные договоры.

Юридическая характеристика авторского договора. Существенные условия

Авторский договор можно определить как консенсуальный, взаимный, который при этом может быть как возмездным, так и безвозмездным <*> .

Авторский договор по определению является консенсуальным, поскольку заключается по поводу распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, которые в силу абз. 5 ст. 128 ГК отграничены от вещей и иного имущества.

Авторский договор является взаимным, поскольку у каждой из сторон есть как права, так и обязанности в отношении другой стороны договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются: условия о предмете договора; условия, которые названы в законодательстве как существенные; условия, признаваемые существенными по заявлению любой из сторон <*> .

Условие о предмете авторского договора

Предметом авторского договора можно определить конкретные способы использования произведения <*> .

Способы использования произведения перечислены в ч. 2 п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве.

Перечень способов является открытым, поскольку в нем упоминаются и «иные возможные способы использования произведения». Это означает, что стороны, формулируя условия заключаемого авторского договора, могут определять и иные способы использования, которые неизбежно появляются с развитием технологий.

Для определения предмета договора необходимо также определить произведение, которое будет использоваться на основании договора. На практике определение произведения, составляющего предмет заключаемого договора, предполагает необходимость его идентификации (в частности, текст произведения может прилагаться к договору в качестве его неотъемлемой части).

Если подходить к определению предмета авторского договора с точки зрения теории правоотношений, которые возникают на его основании, его необходимо определять через категорию «предоставление исключительного права на произведение». Признаваемое за автором исключительное право на произведение означает право использовать произведение «в любой форме и любым способом». Это означает, что изначально только автор может осуществлять любые действия, связанные с использованием произведения. Любое иное лицо, желающее получить возможность осуществлять такие же действия, получает ее в виде права использования произведения. Участвующим в обороте объектом гражданских прав является не произведение как нематериальный объект, а исключительное право на него. Поэтому с точки зрения теории двухобъектного предмета гражданского договора (объект первого рода — действие стороны договора в отношении объекта второго рода — определенного блага) более корректным будет определить в качестве предмета авторского договора обязательство лицензиара предоставить лицензиату исключительное право на произведение в определенном объеме и на определенный срок. Такой подход не исключает возможности заключения авторского договора по модели неисключительной лицензии, при этом его предметом также будет исключительное право, только в ограниченном виде — без негативной составляющей, позволяющей запрещать осуществление действий по использованию произведения третьим лицам, а также защищать исключительное право в случае его нарушения.

При определении предоставляемого исключительного права определяются пределы его осуществления лицензиатом, что выражается как в определении типа договора (исключительная или неисключительная лицензия), так и в определении конкретных способов использования произведения. Выполнение требования законодателя определять в авторском договоре конкретные способы использования произведения означает, что стороны определяют объем предоставляемого лицензиату исключительного права с точки зрения сферы его осуществления.

Следует обратить внимание на то, что обязательства, связанные с созданием произведения, не входят в предмет авторского договора. Отношения сторон, включающие создание и последующее предоставление права использования созданного произведения, по мнению законодателя, должны охватываться специальной договорной конструкцией — договором о создании и использовании объекта авторского права <*> . Однако нормы закона, регулирующие данный договор, имеют существенные недостатки:

— не урегулированы отношения сторон в процессе создания произведения;

— обязательства по созданию произведения и обязательства по его использованию не связаны в единое правоотношение.

Условие о сроке, на который предоставляется право

В отличие от лицензионного договора, для которого условие о сроке, на который предоставляется право, является существенным, для авторского договора данное условие существенным не является.

Срок, на который может быть передано право использования произведения, максимальным пределом не ограничен. Это означает, что лицензиат может на основании заключенного авторского договора приобрести право использования произведения на весь срок действия авторского права.

Условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право

Также не является существенным условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право. Это объясняется следующим:

— законодатель прямо оговаривает, что в авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и территории, на которой допускается использование произведения <*> ;

— законодатель устанавливает презюмируемые условия договора, которые действуют в случае, если в авторском договоре отсутствуют условия о сроке его действия или о территории использования произведения. При отсутствии в договоре условия о территории таковой является территория Республики Беларусь <*> . При отсутствии в договоре условия о сроке его действия такой договор может быть расторгнут автором по истечении 3 лет с даты заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за 3 месяца до расторжения договора <*> . Несмотря на использованный законодателем термин «расторжение договора», в данном случае, очевидно, речь идет о возможности одностороннего отказа автора от договора <*> .

Условие о размере авторского вознаграждения, порядке и сроках его выплаты

Особенностью действующего Закона является признание законодателем возможности заключения авторского договора на безвозмездной основе. Это следует из применяемых к авторскому договору правил о лицензионном договоре, в соответствии с которыми лицензионный договор только предполагается возмездным <*> .

Если стороны определяют заключаемый авторский договор как возмездный, он должен содержать условие о размере авторского вознаграждения или порядке его определения за каждый способ использования произведения, а также условие о порядке и сроках его выплаты. Несмотря на то что авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, для него установлены специальные правила, в силу которых его стороны не могут ограничиться предполагаемой возмездностью, а должны договориться о размере вознаграждения. Поэтому для авторского договора существенным условием будет являться альтернативное условие либо о размере и порядке выплаты вознаграждения, либо о безвозмездности договора. Как следствие, авторский договор, не содержащий условия о его безвозмездности и при этом не содержащий условий о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, должен признаваться незаключенным.

Таким образом, к числу существенных условий авторского договора необходимо отнести условие о предмете, а также альтернативное условие либо о размере, порядке и сроках выплаты авторского вознаграждения, либо о безвозмездности договора.

Законодательством об авторском праве предусмотрено требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения в том случае, если вознаграждение в договоре определяется в виде фиксированной суммы <*> . Данное требование относится к авторским договорам, предусматривающим воспроизведение, т.е. «…изготовление, в том числе тиражирование одного или более экземпляра объекта авторского права… в любой объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе» <*> . При этом условие о максимальном количестве экземпляров становится существенным и при отсутствии договоренности сторон. По данному условию авторский договор должен признаваться незаключенным.

Личные неимущественные права автора

При определении условий авторского договора особое внимание следует обратить на соблюдение личных неимущественных прав автора:

Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Решение о том, как будет обозначено авторство произведения, может быть принято только автором, а авторский договор должен закрепить данное решение <*> .

2. Право на неприкосновенность произведения.

Право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений. Это означает, что любое изменение (сокращение, редактирование, дополнение иллюстрациями, предисловиями или послесловиями и т.п.) должно быть согласовано с автором. В свою очередь, это требует от лицензиата предусмотреть в авторском договоре механизм согласования с автором возможных правок, вносимых в его произведение при использовании. При этом само определение права автора на неприкосновенность произведения дает основание говорить о том, что автор в авторском договоре может дать предварительное согласие на внесение лицензиатом определенных изменений в используемое произведение <*> .

Условие об авторском вознаграждении

Основное отличие норм Закона, посвященных авторскому вознаграждению, от норм ранее действовавшего законодательства состоит в следующем. Ранее законодательство требовало того, чтобы определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не были ниже минимальных ставок, устанавливаемых Совмином <*> . Действующий Закон предусматривает, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Совмином <*> . Приведенная норма сформулирована таким образом, что независимо от способа определения авторского вознаграждения в договоре (фиксированная сумма, процент от дохода лицензиата и т.п.) автор должен в результате получить вознаграждение, размер которого будет не меньше, чем законодательно определенный минимальный размер. Таким образом, указанная норма о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующей.

В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются следующими постановлениями Совмина:

1) постановлением Совмина от 29.11.2011 N 1610.

Основной сферой применения является книгоиздательская деятельность.

Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения:

— за опубликование произведений науки, литературы и искусства;

— опубликование нотных изданий;

— опубликование составных произведений;

— опубликование переведенных произведений;

— воспроизведение в печати художественно-графических произведений и фотографий;

2) постановлением Совмина от 29.11.2011 N 1609.

Особенностью является то, что установленные им минимальные ставки вознаграждения за использование произведений в составе спектаклей, за использование музыкальных произведений путем публичного исполнения, а также за воспроизведение музыкальных произведений в записи и за сдачу в прокат экземпляров музыкальных произведений применяются только в отношениях между пользователями и организациями по коллективному управлению;

3) постановлением Совмина от 13.11.2012 N 1039.

Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов;

4) постановлением Совмина от 15.02.2008 N 210.

Устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.

Отдельно следует остановиться на анализе нормы п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве, требующей определять вознаграждение в авторском договоре за каждый способ использования произведения. Указанная норма корреспондирует с нормой, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения <*> . Однако данная норма определена как диспозитивная и допускает возможность определить иное в договоре. Кроме того, следует сказать о том, что не исключается возможность определения единой суммы вознаграждения одновременно за несколько определенных в договоре способов использования произведения. Исключение составляют те случаи, когда в отношении определенных способов использования произведения законодательством установлены минимальные размеры вознаграждения, а сам заключаемый авторский договор определен сторонами как возмездный.

Принципиально новая норма, связанная с возможным заключением лицензиатом сублицензионного договора, изложена в п. 5 ст. 45 Закона об авторском праве. Суть ее состоит в том, что при заключении сублицензионного договора должны учитываться имущественные интересы автора. Из анализа приведенной нормы можно сделать следующие выводы:

1. В авторском договоре, предусматривающем возможность заключения сублицензионного договора, должно быть оговорено условие о размере дополнительного вознаграждения для автора. При этом стороны могут предусмотреть, что такое дополнительное вознаграждение автору не выплачивается.

2. Дополнительное вознаграждение не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать автору за такой же способ использования сам лицензиат, если только иное не будет прямо установлено авторским договором. Иными словами, условие о размере вознаграждения, определенное в авторском договоре, автоматически распространяется на использование произведения третьим лицом на основании сублицензионного договора. Даная норма является диспозитивной и не применяется в случае, если в авторском договоре будет прямо предусмотрено, что автор не имеет права на получение такого дополнительного вознаграждения.

3. Лицом, обязанным выплачивать дополнительное вознаграждение, является лицензиат.

Форма авторского договора

Авторский договор, будучи разновидностью лицензионного договора, должен заключаться в письменной форме <*> . Несоблюдение письменной формы авторского договора влечет последствия, предусмотренные п. 1 ст. 163 ГК. При этом о недействительности самой сделки речь не идет.

Особенностью авторского договора является то, что при использовании произведения в периодической печати допускается его заключение в устной форме <*> . Согласно п. 14 ст. 1 Закона о средствах массовой информации печатное средство массовой информации — это газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. Как отмечается в юридической литературе, подобное исключение обусловлено только одним доводом — необходимостью оперативности публикации.

Развитие современных технологий приводит к тому, что устная форма авторского договора становится крайне востребованной и в других сферах использования произведений. В первую очередь это касается интернет-изданий, которые постепенно приходят на смену традиционным печатным средствам массовой информации. Использование произведений в сетевых информационных ресурсах имеет ту же специфику, что и в периодических печатных изданиях. Поэтому абсолютно обоснованным было бы использование устной формы авторского договора и в этой сфере. Однако норма п. 6 ст. 45 Закона об авторском праве не подлежит расширительному толкованию. Размещение произведения на интернет-сайте периодического издания, распространение на прилагаемых к периодическому изданию компакт-дисках, включение произведения в библиотечку, издаваемую редакцией периодического издания, и т.п. требуют заключения авторского договора в письменной форме.

Ответственность сторон по авторскому договору

Законодательство об авторском праве является частью гражданского законодательства, поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по авторскому договору стороны должны нести гражданско-правовую ответственность.

Закон об авторском праве не содержит норм, определяющих особенности ответственности сторон в случае нарушения обязательств по авторскому договору. Таким образом, вопрос об ответственности решается путем отсылки к общим нормам гражданского законодательства. Объем ответственности как автора, так и лицензиата должен определяться в соответствии с правилами гл. 25 ГК. При этом ключевой является норма, предусматривающая в качестве общего правила ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств при наличии вины, а для лица, нарушившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, — освобождение от ответственности в том случае, если будет доказано, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, если иное не будет вытекать из законодательства или не будет предусмотрено договором <*> .

Особое внимание при определении оснований для гражданско-правовой ответственности сторон авторского договора следует уделить обязательству автора предоставить лицензиату право использования произведения, свободного от притязаний третьих лиц. Данное обязательство может охватывать обязанность автора предоставить лицензиату для использования произведение, созданное личным творческим трудом. Для случаев заключения авторского договора по модели исключительной лицензии принципиально важным является обязательство автора не заключать во время действия договора договоров, имеющих такой же предмет, с третьими лицами, а также гарантировать лицензиату отсутствие ранее заключенных договоров.

Ответственность в рамках авторского договора имеет особенности в том случае, когда на стороне автора выступает несколько лиц — соавторов. Исходя из неделимости предмета обязательства по авторскому договору в качестве общего правила следует применять принцип солидарной ответственности, если иной объем ответственности каждого из соавторов не определен в договоре.

Ответственность за нарушение договорных обязательств следует отграничивать от внедоговорной ответственности, основанием для которой является выход лицензиата за установленные договором пределы использования произведения (например, использование произведения не обусловленным в договоре способом, использование произведения за пределами установленных территории или срока использования, превышение установленного в договоре тиража экземпляров произведения и т.п.). В этом случае действия пользователя должны рассматриваться как нарушение авторского права и влечь применение установленных законом мер ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *