Кто имеет право работать в аптеке
Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
До 01.01.2026 установлен особый порядок получения права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (ст. 100 данного закона).
1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:
1) лица, получившие фармацевтическое образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
2.1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 389-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно по 31.12.2025 года включительно в соответствии со ст. 100 данного документа.
О продлении срока аккредитации специалиста в период прохождения им военной службы или оказания содействия в выполнении задач Вооруженных Сил РФ см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.
3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, форма свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технические требования к нему, порядок выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста (далее — выписка о прохождении аккредитации), утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В целях обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию в отношении отдельных категорий лиц.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении лицом аккредитации специалиста в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, за исключением отдельных категорий лиц, в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию, в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Данные о прохождении лицом аккредитации специалиста вносятся в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Федерального закона.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
О соответствии свидетельств об аккредитации, выданных до 01.03.2023 в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, а также на территории Украины, свидетельствам, предусмотренным ч. 3.2 ст. 69, см. ст. 3 ФЗ от 17.02.2023 N 16-ФЗ.
3.2. По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе и (или) выписка о прохождении аккредитации. Свидетельство об аккредитации специалиста и выписка о прохождении аккредитации имеют одинаковую юридическую силу при подтверждении факта прохождения лицом аккредитации специалиста.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04.2024 ст. 69 дополняется ч. 5.1 (ФЗ от 04.08.2023 N 462-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации полученных образования и (или) квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании, установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в утвержденном им порядке соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 275-ФЗ)
7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Зачем руководителю аптеки нужен сертификат по специальностям "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" и "Фармацевтическая технология"
Какой медицинский сертификат нужен для работы в аптеке: обучение фармацевтов и повышение квалификации провизоров
Сегодня в деятельности аптек реализуются требования приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н. Данные нормативные акты реализуются через Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.).
Тем не менее возникают ряд вопросов представителей аптечных организаций, которые связанны с кадровым обеспечением. Сегодня существуют проблемы совмещения должностей и профессиональных обязанностей. Таковым является, например, вопрос о том, могут ли провизоры, имеющие профессиональное образование по специальностям «Фармацевтическая химия и фармакогнозия (ФХиФ)» или «Фармацевтическая технология (ФТ)» занимать руководящие должности аптечной организации, требующие наличия образования по специальности «Управление и экономика фармации»?
И еще чаще встречается проблема со специалистами, которые имеют образование по направлению «Управление и экономика фармации». В связи с кадровыми проблемами, они вынуждены осуществлять функционал провизоров. Другими словами, может ли руководитель стоять за прилавком аптеки и заниматься розничной реализацией лекарств?
Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»?
Минздрав четко занимает позицию в этом вопросе (скачать Письмо от 7 декабря 2017 года) : нет, не может такой специалист вести профессиональную деятельность по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик». Минздрав ссылается на ряд нормативных актов и законов.
В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» говорится, что физические лица должны иметь среднее или высшее фармацевтическое образование и иметь сертификат специалиста.
В статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также устанавливаются требования к образованию, к необходимому стажу работы.
Согласно требованиям Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081), а также положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и квалификационным характеристикам, специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:
— директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
— заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
— заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Если такой работник будет осуществлять деятельность по профилю «Провизо-технолог» или «Провизор-аналитик», то для этого необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».
Квалификационные требования к работникам аптек
Квалификационные характеристики: провизор
Специальность
Квалификационные требования
Управление и экономика фармации
Заместитель директора (заведующего);
Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;
Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации»,
Профессиональная переподготовка по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций, стаж работы не менее трех (двух) лет.
Фармацевтическая химия и фармакогнозия
Заведующий структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» — 5 лет стажа.
Фармацевтическая технология (ФТ)
Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология», без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» — 5 лет стажа.
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация» без предъявления к стажу работы
Провизоры, у которых есть перерыв в работе по специальности более 5 лет, и те, кто изменил профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки. Стажер провизор может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.
Квалификационные характеристики: фармацевт
Специальность
Квалификационные требования
Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.
Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.
Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.
Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,
Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,
Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,
Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,
Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация», стаж работы не менее пяти лет.
Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден.
Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором
Согласно требованиям приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н провизоры с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» могут занимать руководящие должности.
В свою очередь не каждый руководитель может выполнять функции провизора. Для этого необходимо иметь соответствующую профессиональную подготовку и сертификат по направлению «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
За нарушение правил согласно ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, на физическое лицо будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней. Штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей может наложен на должностное лицо. Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 000 – 200 000 рублей или организации грозит приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Как получить сертификат провизора?
Здесь на помощь придёт применение приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
Решающее значение в получении нужного сертификата играет стаж непрерывной профессиональной деятельности по вновь получаемой специальности. Все зависит от того, сколько лет отработал фарм. работник по специальности: более 5 лет стажа или менее 5 лет. Согласно этому у специалистов есть 3 варианта получения сертификата:
Первый вариант: Если у работника стаж деятельности по специальности 10 лет и более, то он может пройти курсы повышения по любой форме обучения с нагрузкой от 100 до 500 часов.
Второй вариант: Если у специалиста стаж работы от 5 до 10 лет, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.
Третий вариант: Если нет 5 лет стажа, то здесь возможно только обучение в ординатуре. Касательно направления «Управление и экономика фармации», то тут нет требования к стажу и, согласно Приказу 707н, можно пройти курсы переподготовки.
Кто может работать в аптеке продавцом-консультантом — отличная возможность для студентов
Кто может работать в аптеке во время учёбы? Как устроиться, и на какую должность можно претендовать? Сколько платят таким сотрудникам? Что нужно знать, чтобы эффективно работать? В нашей статье мы рассмотрели, можно ли устроиться на работу в аптеку будучи студентом-медиком или студентом-фармацевтом.
Авторы
Автор Рахимова Евгения
Содержание
- Нормативная база
- Кто имеет право на осуществление фармацевтической деятельности?
- Кем может работать студент без сдачи экзамена?
- Особенности работы продавца-консультанта
- Нарушения: фармацевтическая деятельность без лицензии
Документы
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (ред. от 09.03.2022)
- Приказ Минздрава России от 27.06.2016 № 419н
Многие студенты фармацевтических и медицинских ВУЗов на старших курсах ищут работу по специальности. Это отличный вариант для получения практического опыта и наработки трудового стажа. Чаще всего им предлагают должности младшего фармацевтического персонала или консультантов нелекарственных товаров.
Нормативная база
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 июня 2016 г. № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования. »
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.05.2020) «О лицензировании фармацевтической деятельности»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Кто имеет право на осуществление фармацевтической деятельности?
Вопросы права на ведение фармацевтической деятельности регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Исходя из него работать в сфере фармацевтики могут аккредитованные специалисты с фармацевтическим образованием, полученным в учебных заведениях Российской Федерации. Оно должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
К работе могут быть допущены специалисты, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в направлении розничной торговли лекарственными препаратами. Они могут работать в обособленных подразделениях медицинских организаций, которые имеют лицензию на работу в сфере фармацевтики и находятся в сельских населенных пунктах без аптек.
Этот же момент отмечен в требованиях Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», которые гласят, что для оптовой и розничной торговли лекарствами, хранения, изготовления и отпуска лекарственных препаратов в штате лицензиата должны быть сотрудники, которые имеют:
- Высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста, прошедшего аккредитацию. Это обязательно для фармдеятельности в направлении обращения лекарственных средств для медицинского применения. Исключение — обособленные подразделения медицинских организаций.
- Дополнительное профессиональное образование в сфере розничной торговли лекарствами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности. Допустимо работы фармацевтом в обособленных подразделениях медицинских организаций.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 июня 2016 г. № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования . » работать в аптеке фармацевтом могут лица, которые освоили четыре и более курсов образовательной программы ВУЗа или имеют диплом специалиста.
Для работы в аптеке до завершения учебы студентам необходимо предоставить справку о неполном высшем образовании и сдать экзамен. Экзамен сдаётся специальной профильной комиссии.
Кем может работать студент без сдачи экзамена?
Есть ряд должностей, на которые студент, не сдавший экзамен и не имеющий диплома об образовании, может устроиться в аптеку:
- Фасовщик. Принимает товар и проверяет его по накладным. На эту должность могут взять человека без фармацевтического образования.
- Помощник фармацевта. Должность предусмотрена в относительно больших аптеках. Обязанности сотрудника включают участие в приемке и маркировке товара, его раскладке по местам хранения. От соискателя требуется умение работать за компьютером, быть внимательным и ответственным.
- Санитар (санитарка). От соискателя требуется иметь медицинскую книжку. Сотрудник делает уборку, занимается поддержанием чистоты в аптеке, стиркой спецодежды сотрудников и так далее.
- Консультант по определённой группе товаров. Студенты не имеют права консультировать покупателей по лекарствам, но могут давать консультации по БАДам и товарам групп парафармации. Обычно для такой работы проводится обучение от производителей представленных в аптеке торговых марок.
- Продавец-консультант. Обязанности продавцов-консультантов в аптеке включают продажу на отдельных кассах товаров, которые не относятся к лекарственным средствам. Требования к продавцу-консультанту обязывают его разбираться в «своем» ассортименте товара и владеть знаниями о работе с контрольно-кассовой техникой
Особенности работы продавца-консультанта
Во аптеках предусмотрена должность продавца-консультанта в аптеке, который, в отличие от фармацевта, не может изготавливать и отпускать лекарственные препараты.
В должностные обязанности консультанта входит продажа косметических и гигиенических товаров, БАДов и витаминов, медицинской техники для домашнего использования и так далее. Для его работы в аптеке должна быть предусмотрена касса для продажи товаров, не относящихся к лекарствам.
Должностная инструкция продавца-консультанта может включать:
- Консультирование посетителей аптеки по ассортименту.
- Работу за кассой и ведение отчётности.
- Помощь первостольникам в продаже вспомогательной продукции.
- Контроль за своевременностью выкладки товаров.
- Работа в торговом зале.
Для мотивации консультантов аптека может дополнительно выплачивать процент с выполненных продаж.
Нарушения: фармацевтическая деятельность без лицензии
В аптеке на должности фармацевта и провизора не может работать сотрудник без среднего или высшего фармацевтического образования и сертификата специалиста, подтверждающего прохождение аттестации.
Привлечение такого лица к должности, деятельность которой непосредственно связана с оптовой или розничной торговлей лекарственными средствами, их хранением, изготовлением и отпуском, относится к грубым нарушениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.05.2020) «О лицензировании фармацевтической деятельности».
Такое нарушение наказывается в соответствии с п. 4, ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»:
- Индивидуальный предприниматель — штраф 4 000-8 000 рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
- Должностное лицо — штраф 5 000-10 000 рублей.
- Юридическое лицо — штраф 100 000-200 000 рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности регулирует и ст. 235 УК РФ. Она говорит, что ведение фармацевтической деятельности лицом, не имеющим на это лицензии, результатом которой стало причинение вреда здоровью человека по неосторожности наказывается штрафом до 120 000 рублей или дохода за период до 1 года, ограничением свободы на срок до трех лет, принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет.
Если ведение деятельности привело к смерти человека, в качестве наказания могут быть назначены принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет.
Профессия фармацевт: описание, особенности, где учиться
Фармацевт — это специалист, который имеет среднее или высшее фармацевтическое образование, изготавливает лекарственные препараты [1], а также продает их. Фармацевт знает все о компонентах в составе лекарств, их применении, противопоказаниях и побочных эффектах, хорошо разбирается в аналогах препаратов.
Наука о создании лекарств — фармакология (с древнегреческого «учение о лекарстве»). В примитивном виде она появилась еще в IV веке до н.э., когда люди открыли целебные свойства трав.
Позже фармацевты изобрели много различных веществ, не относящихся к лекарственным средствам. Например, детское питание придумал немецкий фармацевт в 1866 году, смешав молоко, сахар и муку, чтобы не дать погибнуть недоношенному младенцу. Тушь для ресниц — тоже результат работы фармацевта: ее придумал американец Терри Уильямс в 1913 году для сестры Мейбл, смешав угольный порошок и вазелин [2].
Напиток Coca-Cola изобрел фармацевт Джон Пембертон в 1886 году и запатентовал его как лекарственное средство от нервных расстройств. Некоторые полагают, что в состав входили листья коки, из которых в 1859 году был выделен кокаин, а также орехи дерева колы. Хотя компания это отрицает. Среди других заявленных создателем лечебных свойств нового напитка были исцеление от импотенции, избавление от головных и желудочных болей, а также облегчение симптомов у людей, принимавших морфин. Естественно, сейчас напиток не претендует на лечение болезней, а его первоначальный рецепт был изменен.
Как наука фармакология стала активно развиваться в XVIII веке, когда началось массовое производство лекарственных средств. А как медицинская специальность клиническая фармакология появилась в 1970 году. Тогда Всемирная организация здравоохранения создала исследовательские группы во всех странах [3].
Что делает фармацевт
Многие ошибочно считают, что фармацевт просто продает лекарства за аптечным прилавком, но на самом деле круг обязанностей специалиста очень широк. Чем еще занимается фармацевт:
- участвует в разработке новых лекарственных средств;
- изготавливает препараты по рецепту;
- определяет дозировку с учетом возраста пациента, режима приема и других факторов;
- составляет заявки на поставку, осуществляет приемку лекарств и следит за условиями хранения;
- ведет учет товара на складе;
- контролирует соблюдение санитарного режима в аптеке, на складе или на заводе.
Фармацевт и провизор: в чем разница
Чтобы стать фармацевтом, достаточно среднего профессионального образования. Работать в аптеке можно уже после выпуска из медицинского колледжа или училища. Основная задача начинающего фармацевта — отпуск лекарств или помощь провизору.
Человек, закончивший высшее учебное заведение по профилю «фармация», будет называться провизором. В отличие от фармацевта, у провизора больше компетенций и больше ответственности. Он с большей вероятностью может занять руководящие должности [4].
Часто фармацевт и провизор имеют схожие обязанности, их называют работниками «первого стола»: они напрямую общаются с покупателями, продают лекарственные препараты, поддерживают порядок в аптеке.
В аптеках и на фармпроизводствах могут быть такие должности фармацевта, как:
- фармацевт в аптеках (работник «первого стола»);
- фармацевт-исследователь — работает в лаборатории, изучает опасные вирусы, бактерии и работу лекарств, помогает их тестировать;
- фармацевт-производитель — работает на фармзаводе по производству медикаментов;
- фармацевт-дистрибьютор — посредник между аптеками и фармакологическими компаниями, простыми словами, это агент по продажам.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
К положительным моментам профессии фармацевта можно отнести следующие:
- Стабильный доход. Средняя зарплата фармацевта с опытом — ₽50–70 тыс.
- Востребованность. На профессионалов в этой сфере всегда будет спрос, аптеки есть во всех населенных пунктах, ежегодно появляются новые сети, а на рынок приходят новые компании, выпускающие лекарственные препараты. В России на 100 тыс. человек сегодня приходится 48 аптек [5].
- Навыки и знания. Возможность оказать первую помощь и подобрать необходимые лекарства себе и близким.
Минусы
Негативные последствия работы могут быть следующими:
- Работа с людьми, которые могут стать источниками заражения инфекцией, а также, из-за состояния здоровья, могут быть слишком эмоциональными и раздражительными.
- Сложные условия труда. Чаще всего это работа «на ногах», смены могут быть по 12 часов, иногда приходится работать ночью, так как некоторые аптеки работают круглосуточно.
- Большой уровень ответственности. Риск продать человеку неподходящий препарат или препарат, который может усугубить состояние здоровья.
Обучение на фармацевта
Чтобы получить диплом фармацевта, нужно окончить медицинский колледж, училище, или профильный вуз. Но выбирая учебное заведение, стоит учитывать, что высшее образование требует глубокого изучения биологии, химии и других точных наук.
Обучение можно пройти очно или очно-заочно, в зависимости от того, какая форма есть в выбранном учреждении. Дистанционное обучение чаще всего смешанное — часть материала студенты проходят в учебном заведении, а часть — удаленно.
При поступлении в вуз нужно сдавать ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку [6].
В колледж абитуриентов зачисляют по средним баллам в аттестате.
Сколько учиться
Для получения среднего профессионального образования нужно учиться 3–4 года на базе 9 классов. На базе 11 классов учеба займет 2–3 года, в зависимости от программы в конкретном колледже или училище.
Чтобы получить высшее образование, нужно закончить 11 классов школы и учиться в вузе 5–6 лет. На базе среднего профессионального образования можно пройти ускоренное обучение в высшем учебном заведении — меньше стандартного на один год.
Где учиться
Медицинские колледжи есть во всех крупных городах России. Например, начать карьеру фармацевта можно, получив среднее профессиональное образование в ПМГМУ им. Сеченова (Москва) [7], Казанском медико-фармацевтическом колледже [8], Ульяновском фармацевтическом колледже [9].
Наиболее популярные вузы России, где можно получить высшее образование по направлению «Фармация», чтобы работать провизором:
- МГУ им. Ломоносова, Москва. С 2008 года здесь преподают по специальности «Фармация» и выпускают провизоров [10]. Срок обучения — 6 лет. Студенты изучают тонкости создания и хранения лекарств, работают над решением проблемам в медицинской сфере.
- РУДН, Москва. Срок обучения — 5 лет [11]. 90% преподавателей на факультете — кандидаты и доктора наук. В РУДН можно поступить не только по результатам экзаменов, но и выиграв отраслевую олимпиаду.
- РНИМУ им. Пирогова, Москва. Срок обучения — 5 лет [12]. В этом вузе уделяют много внимания практике уже с начала обучения. Студенты активно участвуют в научно-исследовательской деятельности на факультете. Практика проходит как на кафедре, так и в фармацевтических компаниях.
- РязГМУ им.Павлова, Рязань. Фармацевтический факультет в этом вузе открыли еще в 1966 году [13]. Срок обучения — 5 лет. Студенты изучают лекарственные растения, правила заготовки сырья, проходят практику в аптеках и на фармпредприятиях Рязани и других городов России.
- ЯГМУ, Ярославль. Институт фармации открыли здесь на базе фармацевтического факультета в 2022 году [14]. В институте готовят специалистов с высшим образованием (срок обучения — 5 лет), а также со средним (срок обучения — 1 год 10 месяцев). Есть учебная комната «Модель аптеки», а также межкафедральная лаборатория с современным оборудованием.
Также существуют различные курсы переподготовки и курсы для получения дополнительной квалификации. Например, можно пройти дистанционную трехмесячную программу «Продавец-консультант аптечных организаций» в Академии дополнительного профессионального образования [15]. Слушателями могут быть выпускники медицинских колледжей и вузов.
Сколько зарабатывает фармацевт
Уровень заработной платы зависит от квалификации специалиста, места работы, опыта.
Начинающий фармацевт без опыта в регионах будет зарабатывать порядка ₽35–40 тыс., в Москве — от ₽50 тыс. Зарплата провизоров и сотрудников фармпроизводств — от ₽70 тыс. в регионах и от ₽100 тыс. в Москве.
По данным портала ГородРабот.ру средняя зарплата фармацевта на июнь 2023 года в России — ₽49 тыс. [16] Чаще всего в вакансиях встречается заработная плата ₽50 тыс. По данным другого портала — оплата труда фармацевтов еще выше: медианная зарплата — ₽67 тыс. [17]
Современные технологии в профессии и тренды
Если сейчас в России работает более 70 тыс. аптек (данные на 2022 год агентства DSM Group, которое занимается исследованиями фармацевтического рынка) [18], в середине XVIII века их было всего 12. Это были необычные помещения: прилавки из красного дерева, мозаичные полы, хрустальные люстры, склады с сырьем. Фармацевты, как правило, жили в том же помещении, где находилась аптека, чтобы была возможность в любое время приготовить необходимый препарат.
Медицина и фармация претерпели сильные изменения в XX веке. Ученые сконцентрировались на изучении инфекционных, дегенеративных, хронических, онкологических заболеваний и производстве лекарственных препаратов для борьбы с ними.
Новые технологии в аптеках
Современные же аптеки можно назвать цифровыми. Методы машинного обучения позволяют прогнозировать спрос на тот или иной товар, средние остатки и обороты по определенному лекарству в конкретной аптеке. Развивается телефармация — дистанционные консультации для тех, у кого нет возможности посетить аптеку. В перспективе в аптеках могут быть внедрены биометрические технологии: они будут идентифицировать пациента, анализировать информацию о его состоянии здоровья и давать персонализированные рекомендации [19].
Технологии в разработке новых лекарств
В будущем в сфере фармакологии может появиться рынок препаратов, создаваемых по заказу небольшими партиями, в соответствии с генетическими особенностями, историей болезни, привычками, даже распорядком дня конкретного пациента.
Биотехнология, дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, тоже работает в связке с фармакологией. Появилось новое направление — фармацевтическая биотехнология [20]. Это наука на стыке биологии, генетики и генной инженерии. Продукты, которые изобретают биотехнологи для сферы здравоохранения, маркируются красным цветом. Это новейшие препараты для борьбы с опасными заболеваниями. Например, швейцарская биотехнологическая компания AveXis разработала первую и пока единственную генную терапию для лечения SMA (спинальной мышечной атрофии), одобренную для пациентов в возрасте до двух лет [21].
Использование ИИ
Искусственный интеллект также применяется не только при постановке диагноза и назначении лечения, но и в разработке и производстве медикаментов. Например, есть сервисы для проверки совместимости лекарств, предупреждения осложнений после лечения. Нейросети помогают собирать большие объемы необходимой информации и сокращают сроки разработки новых препаратов. Так, искусственный интеллект используется в прогнозировании 3D-структуры белка, при изучении взаимодействия препарата с клетками организма [22].
Что касается будущего профессии фармацевтов, некоторые эксперты считают, что эти специалисты будут также востребованы и будут нести ответственность за отпуск лекарств, но немного в другой форме. По мнению Майкла Ри, основателя и исполнительного директора Rx Savings Solutions, они будут контролировать автоматизированные устройства или роботов [23].