Как зачесть переплату по НДС, уплаченному налоговым агентом в счет будущего платежа НДС?
И. И. Греченко
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению
Вопрос
Организация как налоговый агент перечислила НДС в бюджет больше, чем требовалось. Образовалась переплата. Организация хочет зачесть переплату в счет будущего платежа НДС налогового агента. Как правильно это сделать?
Ответ
При ошибочном перечислении (в большем размере) налоговым агентом НДС для возврата либо зачета суммы агентского НДС необходимо руководствоваться общими положениями ст. 78 НК РФ. Какие-либо особенности в этом случае не предусмотрены.
Обоснование
Для возврата либо зачета суммы ошибочно перечисленного агентского НДС необходимо руководствоваться общими положениями ст. 78 НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ). Правила возврата и зачета распространяются на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Так, организация может представить в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ) либо о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Также сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена на расчетный счет по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, каких-либо особенностей в порядке зачета либо возврата налоговым агентом излишне уплаченного агентского НДС (в том числе уплаченного за счет собственных средств) НК РФ не содержит.
Форма заявления о зачете излишне уплаченного налога утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (Приложение N 9).
Заполнить его несложно. Помимо реквизитов вашей организации нужно указать сумму переплаты, период, за который она образовалась, КБК излишне уплаченного налога и КБК платежа, в счет которого происходит зачет, коды налоговых органов, в которых числятся переплата и недоимка.
После составления заявления на нем ставится дата и подпись руководителя либо представителя организации.
При составлении заявления, могут возникать следующие моменты:
- Как указать период в заявлении при зачете НДС в счет предстоящих платежей, например, в налоговом (расчетном) периоде – 2 полугодие 2020? Или для налоговых агентов существую специальные требования к заполнению периода?
Специальные требования к заполнению заявления налоговыми агентами не предусмотрены. Для уплаты агентского НДС с выплат иностранцам существует прямая норма — п. 4 ст. 174 НК РФ. Согласно ей этот налог перечисляют в бюджет одновременно с выплатой вознаграждения иностранному поставщику.
Следовательно, организация заблаговременно при исполнении договорных условий уже владеет информацией о сумме НДС, подлежащей уплате в бюджет, что позволяет направить заявление на зачет переплаты.
- Если на зачет поставить всю сумму переплаты, а потом окажется, что зачли в итоге больше, чем требовалось, как будет производиться расчет с налоговой? Не будут ли при этом лишние суммы потеряны для организации?
Зачет переплаты в счет предстоящих платежей будет произведен в пределах исчисленной суммы налога.
Как зачесть переплату по НДС?
Если у организации имеется переплата по НДС, то из статьи нашего эксперта Надежды Четверговой вы узнаете, какие действия необходимо предпринять налогоплательщику для осуществления зачёта переплаты по налогу.
Напомним, что конце 2020 года в правилах зачёта налога произошли изменения. Начиная с 01.10.2020 отменено ограничение, по которому переплату разрешено зачесть только в счёт налога того же вида (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». С этой даты зачёт налоговой переплаты не будет ограничен видами платежей по уровню бюджета. Переплату можно будет зачесть в счёт налога любого вида (федерального, регионального или местного).
Для наглядности приведём пример: переплату по НДС можно будет зачесть в счёт налога на имущество, несмотря на то что НДС федеральный, а налог на имущество региональный. Также с этой даты с заявлением о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога можно обратиться в любую ИФНС (ст. 78 НК РФ).
1. Куда можно направить переплату по НДС?
Переплату по НДС вы можете зачесть в счёт (п. 1 ст. 78 НК РФ):
- недоимки по любым налогам;
- предстоящих платежей по НДС или иным налогам (кроме НДФЛ);
- задолженности по пеням по любым налогам;
- штрафов за правонарушения, уплачиваемых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
2. Как провести зачёт?
Перед проведением зачёта мы рекомендуем провести сверку с налоговой инспекцией.
Ознакомиться с порядком проведения сверки вы можете в справочно-правовой системе КонсультантПлюс.
Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, то сначала вы должны подать в налоговый орган уточнённую декларацию, в которой вы исправили ошибку (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подайте заявление о зачёте.
Переходим к заявлению
Для зачёта переплаты в счёт предстоящих платежей нужно подать в инспекцию правильно заполненное заявление по утверждённой форме. Она утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, называется «Заявление о зачёте суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Зачёт излишне уплаченной суммы государственной пошлины организацией в счёт суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия» (форма по КНД 1150057) (далее — заявление) (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Переплату по НДС в счёт погашения недоимки по налогам (пеням, штрафам) налоговый орган зачтёт самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. п. 5, 14 ст. 78 НК РФ). Давать своё согласие или писать заявление на зачёт не требуется, но по желанию вы можете и сами подать заявление.
Инспекция может сама провести зачёт, только если не истекли сроки принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафов. Если же такие сроки пропущены, налоговый орган не вправе самостоятельно зачесть недоимку (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 32), Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 6544/09). Если инспекция пропустила срок бесспорного взыскания недоимки, пеней, штрафов, то провести такой зачёт она вправе только при наличии судебного решения об этом (постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8689/08, от 24.10.2006 № 5274/06).
Для зачёта переплаты в счёт предстоящих платежей вам нужно подать заявление в инспекцию. В общем случае срок его сдачи ограничен тремя годами (п. п. 4, 7 ст. 78 НК РФ).
Как заполнить форму заявления о зачете переплаты по НДС в счёт предстоящих платежей?
Заявление о зачёте переплаты по налогу (пеням, штрафу) заполните следующим образом.
В поле «КПП» укажите код, присвоенный в налоговом органе, в который подаёте заявление.
В поле «Номер заявления» отразите порядковый номер заявления текущего года.
В поле «Статус плательщика» проставьте соответствующую цифру:
- «1» — налогоплательщик;
- «4» — налоговый агент.
В поле «На основании статьи» отразите статью Налогового кодекса РФ, на основании которой проводится зачёт:
- «78» — зачёт сумм излишне уплаченного налога (пеней, штрафа);
- «176» — зачёт НДС;
- «203» — зачёт акциза.
Далее укажите вид платежа, подлежащий зачёту:
- «1» — налог;
- «4» — пени;
- «5» — штраф.
В поле «Налоговый (расчётный) период (код)» укажите период образования переплаты.
Поле заполняется в следующем формате:
первые два знака — налоговый (расчётный) период:
- «МС» — месяц;
- «КВ» — квартал;
- «ПЛ» — полугодие;
- «ГД» — год (для случаев уплаты налога (пеней, штрафов) либо представления декларации (расчёта) один раз в год);
следующие два знака после точки — порядковый номер периода:
- «01-12» — если выбран «МС»;
- «01-04» — если выбран «КВ»;
- «01-02» — если выбран «ПЛ»;
- «00» — если выбран «ГД»;
последние четыре знака — год.
Например: «МС.07.2021», «КВ.04.2021», «ПЛ.02.2021», «ГД.00.2021».
Если установлена конкретная дата уплаты налога либо представления декларации (расчёта), обозначьте её.
Рассмотрим ситуацию, когда переплата возникла при уплате налога на прибыль за 2021 год. Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). В рассматриваемом поле организация укажет «28.03.2022».
В полях и отразите соответственно код муниципального образования по месту постановки на учёт и код бюджетной классификации платежа.
В разделе «Сведения о налоговом органе, принимающем на учёт поступления» отразите информацию о том, в каком размере (сумма цифрами в рублях и копейках) и на что направить переплату:
- «2» — в счёт предстоящих платежей.
В поле «Налоговый (расчётный) период (код)» укажите период для того платежа, в счёт которого направляется переплата, в установленном формате. Если таких периодов несколько, заполните сведения о зачёте по каждому периоду отдельно.
Далее приведите код по ОКТМО по месту зачисления платежа, КБК платежа, в счёт которого направляется переплата, и код налогового органа, принимающего платёж.
Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют. Данный раздел заявления заполняют только физические лица (не ИП), которые не указали ИНН.
3. Ожидаем результат рассмотрения заявления о зачёте переплаты
Решение о зачёте переплаты должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления о зачёте или со дня подписания совместного акта сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ).
Если инспекция проводит камеральную проверку, срок принятия решения о зачёте начинается (п. 8.1 ст. 78 НК РФ):
- по истечении 10 рабочих дней со следующего дня после завершения проверки или со дня, когда она должна быть завершена по правилам п. 2 ст. 88 НК РФ;
- со следующего дня после вступления в силу решения по результатам проверки (если в ходе её проведения были выявлены нарушения законодательства).
Инспекция также может отказать в зачёте переплаты. О принятом решении вам должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Отказ должен быть обоснованным. Причина отказа будет указана в решении.
Отказ в зачёте вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Также вы можете обратиться в суд с требованием обязать налоговый орган произвести зачёт (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Переплату по НДС можно зачесть в счёт задолженности по налогам, пеням и штрафам за налоговые нарушения. Такой зачёт инспекция проводит сама или по вашему заявлению.
Переплату по НДС можно зачесть в счёт задолженности по любому налогу.
Если же таких долгов перед бюджетом у вас нет, то вы можете подать заявление о зачёте переплаты по НДС в счёт предстоящих платежей по этому или другим налогам (кроме НДФЛ). Подать заявление нужно в инспекцию в течение трёх лет со дня излишней уплаты налога.
Избежать нежелательного результата в процедуре зачёта переплаты по налогу поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс. В КонсультантПлюс можно найти пошаговые инструкции по данной процедуре, образцы заполнения заявления.
Вопрос
Можно ли обратиться с заявлением на зачёт переплаты по НДС в счёт будущих платежей, если с момента уплаты НДС прошло более трёх лет?
Ответ
Инспекция откажет вам в зачёте, так как срок на его подачу — три года со дня уплаты налога (п. п. 4, 6, 7 ст. 78 НК РФ).
В случае отказа рекомендуем проверить, было ли вам известно о переплате в тот момент, когда она возникла или вы узнали об этом позже по объективным причинам. Если с того момента, как вы узнали о переплате, три года ещё не истекли, вы можете обратиться в суд с требованием о зачёте.
При этом вам придётся доказать суду, что не прошли три года с момента, когда вы узнали о переплате или должны были о ней узнать. Суд проверит причины, по которым вы не могли узнать о переплате раньше (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08).
Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант ООО «Что делать Консалт»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru
Спасибо за ваше обращение!
Поздравляем! Вы успешно подписались на рассылку
Получите полный доступ к КонсультантПлюс бесплатно!
Вы переходите в систему КонсультантПлюс
- Прайс-лист 1С
- Купить Консультант Плюс
- Купить 1С
- Записаться на семинар
- Большой тест-драйв
- Калькуляторы
- Производственный календарь
- Путеводители
- Удаленная поддержка
- Приложение Информер
- Помощь Информер
- Тесты
- Вакансии
- О нас
- Контакты
- Политика конфиденциальности
- Новости законодательства
Физическое лицо, ставя галочку напротив текста «Я даю согласие на обработку персональных данных» и/или нажимая на кнопку отправки заполненной формы на интернет-сайтах — https://www.4dk.ru/, https://4dk-consultant.ru, https://4dk-reg.ru, https://meprofi.ru, https://cpk4dk.ru (далее — Сайты), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие).
Действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, физическое лицо дает свое согласие ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ», местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56, ЭТАЖ 3, КОМ. 307, ОГРН 5137746191941, ИНН 7714923575 (далее — Оператор), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
1. Согласие дается на обработку персональных данных, с использованием средств автоматизации.
2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных:
- • фамилия, имя, отчество;
- • место работы и занимаемая должность;
- • адрес электронной почты;
- • номера контактных телефонов
3. Оператор осуществляет обработку полученной от Пользователей информации в целях оказания услуг в соответствии с уставной деятельность, в том числе предоставления Пользователю доступа к персонализированным ресурсам Сайтов; связи с Пользователем, путем направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказываемых услуг, исполнения соглашений и договоров; обработки запросов и заявок от Пользователя, а также проверки, исследования и анализа данных, позволяющих поддерживать и улучшать сервисы Оператора.
4. Основанием для обработки персональных данных является: статья 24 Конституции Российской Федерации; устав Оператора; настоящее согласие на обработку персональных данных.
5. В ходе работы с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, передачу (распространение, предоставление, доступ), хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, блокирование, удаление, уничтожение.
Пользователь дает свое согласие на передачу своих персональных данных при условии обеспечения в отношении передаваемых данных целей использования, предусмотренных п.3, следующим лицам, являющимся партнерами Оператора:
- ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ СИСТЕМА»
Местонахождение: 127083, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Савеловский, ул. Мишина д.56. Этаж/комн 6/617
ИНН 7714469778; ОГРН 1217700112080. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Местонахождение: 127083 г. Москва, ул. Мишина д.56, комната 306
ИНН 7714378062; ОГРН 1167746252728. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ АУДИТ»
Местонахождение: 127083 г. Москва ул. Мишина д.56, этаж 5, комната 509
ИНН 7714948185; ОГРН 5147746225798. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ»
Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56
ИНН 7714349600; ОГРН 1157746706523. - ООО «ЧДВ»
Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д. 56, этаж 6, ком.609
ИНН 7714988300; ОГРН 1177746359889. - ООО «СЕРВИС СОФТ»
Местонахождение: 430030, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Васенко, д.13,этаж 4, помещение 7
ИНН 1327032250/ОГРН 1181326002527. - ООО «ЧТО ДЕЛАТЬ РЕШЕНИЕ»
Местонахождение: 127083, г. Москва, ул. Мишина, д.56, офис 308
ИНН 7714986720 / ОГРН 1177746340617.
6. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона 152-ФЗ.
7. Согласие действует все время до отзыва субъектом согласия на обработку персональных данных.
Иностранный агент и НДС: проблемы с вычетом
Разная трактовка положений НК РФ может просто лишить компанию, имеющую дело с иностранными партнерами, полагающегося ей вычета НДС. Такая ситуация рассматривалась недавно в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу № А43-16455/2019. Так как лучше учиться на чужих ошибках, оно будет очень полезно тем налогоплательщикам, которые приобретают работы или услуги у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете в России.
Сами виноваты.
Завязка
Общество 22.04.2015 представило первичную декларацию по НДС за I квартал 2015 года с указанием суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 1 564 592 руб.
Спустя три года (27.03.2018) общество подало уточненную декларацию по НДС за I квартал 2015 года с суммой налога к возмещению в размере 9 419 843 руб. Но налоговый орган отказал в получении дополнительной суммы налогового вычета.
Аргументы налоговиков
В ходе камеральной проверки налоговики установили, что в состав заявленных обществом вычетов входили суммы НДС, уплаченные им в период до I квартала 2015 года.
В силу п. 3 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ суммы уплаченного в качестве налогового агента НДС по сделкам, совершенным с иностранным контрагентом, подлежат принятию к вычету в том же периоде, в котором уплачен налог. Следовательно, в проверяемую уточненную декларацию за I квартал 2015 года обоснованно были включены вычеты только по операциям, совершенным в соответствующий период. Все иные вычеты, включенные в декларацию по более ранним операциям, подлежали отражению в периодах, соответствующих уплате налога.
Иными словами, общество пропустило трехгодичный срок для возмещения «входного» НДС, указанный в п. 2 ст. 173 НК РФ.
Аргументы общества
По итогам годовой инвентаризации за 2017 год общество выявило не заявленные ранее к вычету суммы НДС, внесенные им в бюджет в качестве налогового агента при оплате IT-услуг, приобретенных в 2013 – 2015 годах у иностранных контрагентов, не состоящих на налоговом учете в РФ.
Все эти услуги были приняты обществом к учету с оформлением необходимых первичных документов. Так как в перечисленных договорах в составе цены сумма НДС предусмотрена не была, общество самостоятельно определяло налоговую базу для его исчисления, увеличивая стоимость приобретаемых услуг на сумму налога на день принятия услуги к учету.
НДС, уплаченный обществом в качестве налогового агента по приобретенным у иностранных контрагентов услугам, был отражен в налоговых декларациях, счетах-фактурах и фактически перечислен в бюджет. А вот непосредственно сами услуг иностранных партнеров были оплачены только в I квартале 2015 года.
В связи с обнаруженными обстоятельствами общество 27.03.2018 подало уточненную налоговую декларацию.
Позиция суда первой инстанции
По общему правилу в соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками-иностранцами, не состоящими в РФ на налоговом учете, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров, работ, услуг с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации на территории РФ.
Налоговыми агентами признаются компании и ИП, приобретающие на территории РФ товары, работы, услуги у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговом органе на территории РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
Момент определения налоговой базы в рассматриваемой ситуации устанавливается по правилам пп. 1 и 15 п. 1 ст. 167 НК РФ: им является день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
В пункте 4 ст. 173 НК РФ приведен порядок исчисления суммы налога, подлежащего уплате налоговыми агентами. При реализации товаров, работ, услуг, указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме, как правило, налоговыми агентами, названными в ст. 161 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 ст. 161 НК РФ, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ. Право на такие вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, которые являются плательщиками НДС.
В статье 172 НК РФ сказано, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами. Следовательно, для принятия налоговым агентом к вычету сумм НДС, уплаченных им при приобретении товаров, работ, услуг у иностранного контрагента, требуется соблюдение следующих условий:
налоговый агент является плательщиком НДС;
товары, работы, услуги приобретены для деятельности, облагаемой НДС;
налог уплачен агентом в бюджет, и это подтверждено платежным документом;
в наличии имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, который налоговый агент оформляет сам себе от имени продавца;
товары, работы, услуги приняты к учету.
Таким образом, у налогоплательщика не было оснований для включения в состав вычетов за I квартал 2015 года сумм налога, исчисленных и уплаченных им по операциям, совершенным в период 2013 – 2014 годов. Вычеты подлежали отражению налоговым агентом в том периоде, в котором у него возникли основания для их применения.
Включение налогоплательщиком спорных вычетов в налоговую декларацию за более поздний период было направлено на искусственное восстановление трехгодичного срока для вычета по НДС, при наличии у него всех необходимых сведений и оснований для своевременного и правильного учета налоговых обязательств.
Еще аргументы общества.
Налогоплательщика такое решение суда не устроило, что вполне предсказуемо.
Общество указало, что оно, являясь в рассматриваемых правоотношениях налоговым агентом, правомерно заявило вычет по оказанным иностранным лицом услугам только после их оплаты. Все условия для принятия «агентского» НДС к вычету были выполнены обществом только в I квартале 2015 года – после оплаты услуг.
До оплаты услуг, принятых к учету, права на вычет у налогоплательщика нет. В силу п. 4 ст. 174 НК РФ действующее в момент подачи уточненной налоговой декларации правовое регулирование устанавливало, что возникновение у налогового агента права на применение вычета обусловлено соблюдением совокупности двух условий, одно из которых – фактическая оплата услуг иностранного налогоплательщика или погашение задолженности перед ним по иным основаниям.
Следовательно, налоговый период для налогового агента должен исчисляться с момента удержания НДС с налогоплательщика, то есть с момента оплаты услуг иностранного партнера. Применение налоговым агентом вычета без уплаты НДС невозможно.
Позиция апелляции.
Действительно, на основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на российском налоговом учете и оказывающему указанные услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС в бюджет.
Таким образом, налог можно зачесть в том же периоде, в котором он был перечислен в бюджет. Налоговый агент имеет право отразить в одной налоговой декларации начисление и вычет НДС по доходам иностранного юридического лица.
В силу п. 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ. Уплата налога в бюджет при отсутствии правовых оснований рассматривается как переплата.
В подпункте 5 п. 1 ст. 21 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. При этом каких‑либо ограничений в применении данного права для налоговых агентов НК РФ не предусматривает. Возврат переплаты налоговому агенту должен осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ.
Общество не отрицало, что НДС в бюджет по рассмотренным операциям был перечислен им при отсутствии правовых оснований; возможностью его возврата или зачета оно не воспользовалось.
А вот применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит исключительно заявительный характер. Это право может быть реализовано при соблюдении требований, приведенных в гл. 21 НК РФ, и не предусматривает каких‑либо исключений для налогового агента.
Общество самостоятельно внесло в бюджет НДС до наступления срока выполнения указанной обязанности за счет собственных средств, а не одновременно с выплатой денежных средств иностранному контрагенту. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что право на вычет НДС в соответствии с установленным порядком у общества возникло только после оплаты услуг, оказанных иностранным партнером.
В силу ст. 171 и 172 НК РФ для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам, налогоплательщику необходимо документально подтвердить факты приобретения активов, их принятия на учет и использования в операциях, подлежащих обложению НДС. Вычеты налога по операциям на внутреннем рынке осуществляются независимо от фактической уплаты сумм НДС поставщикам. Налоговое законодательство не связывает право на налоговый вычет с моментом исполнения гражданско-правовых отношений по оплате услуг контрагенту.
Таким образом, у общества право на вычет НДС возникло до 2015 года, поэтому оно могло заявить налог к вычету в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет. Но этот срок истек.
Хуже не придумаешь.
Но как такое вообще могло получиться? Общество перечислило НДС в бюджет, не оплатив услуги самой иностранной организации? Видимо, да… Однако это еще не все.
Как правильно рассчитать?
Верно ли был рассчитан налог? Тут нужно ответить на вопрос: исчислять или начислять?
Дело в том, что ранее, если стоимость договора была указана одной суммой, без выделения в ней НДС, существовал спор, как в этом случае определить налоговую базу.
Многие специалисты предлагали исчислять сумму НДС из стоимости договора. Логика простая. Налоговый агент обязан перечислять налог, удержанный из средств, причитающихся продавцу товаров, работ или услуг. В договоре указана сумма, подлежащая перечислению. Это и есть тот доход, из которого налоговый агент должен взять средства, необходимые для уплаты НДС. Поэтому при расчете налога следует использовать расчетную ставку.
Правда, при таком варианте конфликт с иностранным поставщиком неизбежен, потому что он будет требовать перечисления всей суммы, указанной в договоре.
Другая точка зрения основана на п. 1 ст. 168 НК РФ. Там сказано, что при реализации товаров, работ или услуг налогоплательщик дополнительно к цене их реализации обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога (см., например, письма Минфина России от 08.09.2011 № 03‑07‑08/276, от 02.06.2016 № 03‑07‑08/31808 и от 13.04.2016 № 03‑07‑08/21231). Самое главное, что ее придерживается Президиум ВАС в Постановлении от 03.04.2012 № 15483/11.
И еще: в общем случае, если налоговый агент не удержал сумму налога, он взыскивается непосредственно с налогоплательщика. И если налоговый агент мог удержать налог, но не сделал этого, то к нему применяются нормы ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ. Однако в случае с иностранным получателем дохода это не работает.
Как сказано в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, указанное выше разделение обязанностей налогоплательщика и налогового агента не препятствует возможности взыскания с налогового агента налога, не удержанного им при выплате денежных средств иностранному лицу из‑за того, что оно не состоит на налоговом учете в России. Поэтому при неудержании налога с иностранного лица налоговому агенту придется произвести уплату НДС за свой счет (см., например, письма ФНС России от 10.08.2016 № СД-4-3/14590@ и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
А теперь обратимся к Письму Минфина России от 07.12.2018 № 03‑07‑08/88932. На основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с денежными средствами, выплачиваемыми или перечисляемыми иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговой инспекции и оказывающему такие услуги. При этом с учетом положений п. 3 ст. 153 НК РФ в случае приобретения работ или услуг за иностранную валюту на указанную дату выплаты или перечисления денежных средств иностранному лицу налоговая база по НДС пересчитывается в рубли.
Таким образом, уплачивать НДС до момента выплаты или перечисления денежных средств иностранному лицу за приобретаемые работы или услуги налоговому агенту не следует.
И если общество действительно расплачивалось с иностранной фирмой валютой, то как же оно рассчитало сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет? По сути, ее нужно было рассчитать в тот момент, когда общество перечисляло средства иностранному партнеру, руководствуясь установленным на этот момент курсом валют.
Двойная оплата.
Хорошо, предположим, что продавец согласился получить плату за свои работы и услуги российскими рублями. Тогда проблемы с определением точной суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, нет. Зато есть другая!
Рассмотрим Письмо Минфина России от 08.05.2019 № 03‑07‑08/33501. Компания перечислила вознаграждение иностранному поставщику и уплатила НДС в бюджет. Однако денежные средства партнером получены не были и вернулись на счет компании. Нужно ли снова уплачивать НДС при повторном перечислении денежных средств? Имеются ли основания для возврата первой суммы из бюджета?
Чиновники снова сослались на п. 4 ст. 174 НК РФ: банк, обслуживающий налогового агента, у которого возникает обязанность по уплате НДС в бюджет, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного поставщика, если этот агент не представил в банк еще и поручение на уплату НДС с открытого в этом же банке счета.
В общем, тут дан прямой намек на то, что при повторном перечислении средств НДС придется платить заново. Тогда нужно будет составить новый счет-фактуру и внести его в книгу продаж, а предыдущий – аннулировать в порядке, установленном п. 11 Правил ведения книги продаж. Возможно, придется подать «уточненку» (см. также Письмо ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21262).
Но это еще не все. Что делать с предыдущим платежом? Если руководствоваться мнением суда из Постановления по делу № А43-16455/2019, то нужно поступить следующим образом: поскольку иностранный поставщик никакого дохода, из которого нужно было бы удержать налог, не получил (ведь деньги до него не дошли), перечисленный при этом в бюджет НДС до момента фактического перечисления денег поставщику следует признать излишне уплаченным. Вычету он не подлежит, но может быть зачтен или возвращен российской компании на основании ст. 78 НК РФ.
Выводы.
Начислять и уплачивать в бюджет НДС со стоимости работ или услуг зарубежных поставщиков, не состоящих в России на налоговом учете, нужно исключительно в тот момент, когда российская компания – налоговый агент оплачивает эти услуги.
Перечисление НДС в бюджет до момента оплаты самой покупки приводит к многочисленным проблемам, а позже оплаты самой покупки – противоречит действующему законодательству.
Возврат НДС: что такое и как вернуть
Российский бизнес платит много налогов. Один из них — налог на добавленную стоимость (НДС). Его уникальность в том, что часть уплаченной суммы можно вернуть. В этой статье разбираемся, как возместить НДС из бюджета.
Юра — начинающий предприниматель. Он купил у поставщика партию глины за 15 000 рублей. Еще 3000 (20%) он отдал контрагенту в качестве налога на добавленную стоимость.
Бизнесмен начал возмущаться, но партнер объяснил, что эти деньги вернутся, когда организация продаст глиняную посуду клиентам: в цену изделий он включит НДС.
Получить все деньги обратно выходит не всегда. В таком случае часть недополученной суммы НДС предприниматели заявляют к возврату из бюджета.
Ниже вы узнаете, правда ли государство может вернуть переплаченный НДС или нет.
Что такое возмещение налога на добавленную стоимость
Право на возврат НДС распространяется не только на юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей, действующих на общей системе налогообложения, импортеров и аграриев на
Что такое НДС и как его посчитать
Бизнесмены получают право на возмещение уплаченного, если государство получило от предпринимателя больше НДС, чем он вернул с покупателей. Звучит не очень понятно, поэтому рассмотрим все на простом примере.
ООО «Купи-продай» приобрело большую партию товара, НДС по которой составил 1 млн рублей. Затем организация перепродала всю продукцию. По этим сделкам налог на добавленную стоимость составил 3 млн рублей.
Предприятие заплатило в бюджет 2 млн рублей, а оставшийся 1 млн оставило себе, ведь ранее компания столько отдала поставщику.
В следующем квартале деятельность оказалось не такой успешной, «Купи-продай» получило в качестве НДС 500 тысяч рублей, а заплатила 1 млн рублей.
В таком случае компания вправе претендовать на возмещение налога из бюджета. Но бывают и другие ситуации, когда подобное возможно:
- юридическое лицо или предприниматель работают по сниженным ставкам 0% или 10%, а поставщики продают им товары по ставке 20%;
- организация ввозит товары из зарубежья и платит за них налог таможне.
При таких ситуациях поставщики получают от вас больше, чем вы от покупателей. Значит, вы претендуете на возврат недополученных средств из бюджета.
Как вернуть переплату
Начните с оформления налоговой декларации для ИФНС. Если у вас есть право на возмещение излишне уплаченного налога, то напишите соответствующее заявление.
В этот момент начнется камеральная проверка, но еще до ее завершения — в течение 11 дней — налоговая примет решение о возврате средств.
По общему правилу в случае НДС проверка длится два месяца. Однако ничего не мешает налоговикам продлить ее до трех.
Учтите, такая камеральная проверка проводится более пристально, чем обычная. Вас вместе с контрагентами пригласят на допрос, а перед этим попросят письменно обосновать все цифры.