Вертикальный анализ отчетности
Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.
Вертикальный анализ (т.е. анализ показателей отечности по вертикали) направлен на изучение структуру имущества, обязательств, доходов, расходов организации. Например, верительный анализ актива бухгалтерского баланса дает представление о доли основных средств, нематериальных активов, запасов, дебиторской задолженности и других видов имущества в общих активах предприятия (вертикальный анализ актива баланса). Определив в процентах долю каждого показателя в общем итоге, у аналитика появляется возможность сравнивать предприятие по данным показателям с другими предприятиями, что невыполнимо, если оперировать абсолютными величинами. В части пассива баланса проводят структурный анализ собственных и заемных средств, а также состав заемных средств по срокам погашения (долгосрочные и краткосрочные обязательства). Пример вертикального анализ можно посмотреть в отчетах "Вашего финансового аналитика".
В части анализа отчета о прибылях и убытках, вертикальный анализ используют для выявления структуры расходов и расходов, определения доли или чистой прибыли расходов в выручке от реализации.
Вертикальный анализ, по определению, проводят в рамках одного отчетного периода. Однако рассчитав процентные соотношения показателей, часто прибегают к горизонтальному анализу, прослеживая изменение этих показателей в течение ряда периодов. Например, вертикальный анализ показал, что доля основных средств на 31.12.2009 составила 40% от всего имущества организации; на 31.12.2010 – 45%. В свою очередь, горизонтальный анализ показывает, что за год доля основных средств выросла на 5%, т.е. производство стало более фондоемким.
О вертикальном анализе отчетности на английском языке читайте в статье "Vertical Analysis of Financial Statements".
Методы финансового анализа, или как понять, что в бизнесе все хорошо (или не очень)
Способность компании поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость является мощным фундаментом для развития. Точность в цифрах помогает создать доверие на рынке и укрепить связи с инвесторами и собственными сотрудниками. Системность процессов, помогает компаниям поддержать свой рост. Чем точнее будет диагноз, основанный на цифрах, тем более правильные действия могут предпринять владельцы бизнесов.
Для выявления истинного положения дел и существует финансовый анализ. Это четкий и беспристрастный инструмент, который имеет отношение только к цифрам и показателям. Финансово грамотный человек, будь то предприниматель, инвестор или кредитор, должен знать, как отличить прибыльную компанию от неприбыльной.
Итак, как проводить финансовый анализ? Расскажем об основах в нашей статье.
Финансовый анализ выступает одной из основных частей диагностики любого предприятия. Невозможно долго осмысленно продвигаться вперед, не оглядываясь периодически назад, не осознавая пройденный путь.
Источником данных для анализа выступают классические управленческие отчеты:
- Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ);
- Баланс;
- Отчет о движении денежных средств (ОДДС).
Для углубленного анализа, исходя из специфики и конкретной ситуации, могут потребоваться дополнительные отчеты. По производству, маркетингу, заработной плате и так далее.
Давайте разберемся, какие методы исследования финансовых отчетов применяют на практике.
Горизонтальный анализ — это когда мы сравниваем одни и те же показатели в разные периоды. В разные дни, месяца, года. Одним словом, следим за динамикой изменений.
Если показатель меняется не в лучшую сторону — фиксируем это и решаем, что можно сделать.
Например, тут мы видим, что при росте выручки на протяжение 3-х месяцев стабильно снижается рентабельность по валовой прибыли. Значит, растет себестоимость. Самое время разобраться, почему.
Вертикальный анализ — это анализ изменения удельного веса каждой статьи отчетности в общем финансовом результате. Итоговые показатели принимаются равными 100%, а отдельные части выражаются в виде процентов от целого. Таким образом, можно рассмотреть влияние каждого показателя.
При анализе Баланса за 2 года видим, что в структуре активов выросла категория внеоборотных, а в пассивах немного повысилась доля обязательств. Ничего критичного, но руку на пульсе лучше держать.
Трендовый анализ предполагает расчет относительных отклонений показателей финансовой отчетности за несколько периодов. Метод подразумевает определение основной тенденции динамического изменения ключевого показателя и направлен на прогнозирование и формирование возможных значений показателей в будущем.
Если проще, то смотрим на фактические значения в динамике и на их основании прогнозируем, куда двинется тренд и насколько он для нас перспективный.
Сравнительный анализ предполагает сопоставление значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. Например, мы можем каким-то образом узнать ключевые показатели конкурентов и сравнить их со своими. Если у нас они лучше — все хорошо. Если нет — надо узнать еще и то, как они их добились.
Метод финансовых коэффициентов основывается на расчетах ряда показателей. Применение коэффициентов позволяет глубже исследовать причины ухудшения финансового состояния компании и разработать более эффективные меры по улучшению ситуации.
Существует множество разнообразных коэффициентов и для каждой компании подбирается индивидуальный набор, в зависимости от специфики деятельности предприятия, его финансовой политики и прочих факторов.
Наиболее распространенные коэффициенты, которые задействованы при финансовом анализе в любой организации:
Коэффициенты ликвидности — характеризуют способность компании погашать свои обязательства за счет активов. Чем коэффициент выше, тем лучше.
Коэффициенты рентабельности — насколько компания эффективно использует свои ресурсы.
Коэффициенты финансовой устойчивости — насколько у нас много собственного капитала по отношению к заемному.
Чтобы эффективнее управлять компанией, важно регулярно анализировать ее финансовые результаты. Для этого может использоваться целый спектр методов финансового анализа. Какой инструмент подойдет именно для Вашей компании, зависит от бизнес-целей и имеющейся информации.
Ну а если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать — записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!