АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье рассматриваются основные способы борьбы Дании с коррупцией во всех формах ее проявления, так как Дания на протяжении уже многих лет является лидером в рейтинге «Transparency International the global coalition against corruption », который оценивает индекс восприятия коррупции . Именно успешный и эффективный опыт данного государства может лечь в основу совершенствования антикоррупционной системы Российской Федерации, которая нуждается в обновлении и совершенствовании. Датский опыт борьбы с коррупцией на международной арене оценивается очень высоко, о чем свидетельствует большое желание зарубежных стран пригласить специалистов из Дании , чтобы они рассказали о своем опыте, а также предложили свои рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики на территории их государства.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лионов А.Ю.
DENMARK ANTI-CORRUPTION POLICY
The article discusses the main ways in which Denmark can fight corruption in all its forms, since Denmark has for many years been the leader in the Transparency International the global coalition against corruption ranking, which measures the corruption perception index. It is the successful and effective experience of this state that can underlie the improvement of the anti-corruption system of the Russian Federation, which needs to be updated and improved. The Danish experience in the fight against corruption in the international arena is rated very highly, as evidenced by the great desire of foreign countries to invite experts from Denmark to tell about their experience, as well as offer their recommendations for improving anti-corruption policies in their state.
Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДАНИИ»
Антикоррупционная политика Дании Denmark anti-corruption policy
Студент 4 курса, ф-т государственной и муниципальной службы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
РФ, г.Санкт-Петербург e-mail: lionovalex98@mail. ru
4rdyear student, faculty of state and municipal administration, Russian presidential Academy of national economy and public administration,
Russia, Saint-Petersburg e-mail: lionovalex98@mail.ru
В статье рассматриваются основные способы борьбы Дании с коррупцией во всех формах ее проявления, так как Дания на протяжении уже многих лет является лидером в рейтинге «Transparency International the global coalition against corruption», который оценивает индекс восприятия коррупции. Именно успешный и эффективный опыт данного государства может лечь в основу совершенствования антикоррупционной системы Российской Федерации, которая нуждается в обновлении и совершенствовании. Датский опыт борьбы с коррупцией на международной арене оценивается очень высоко, о чем свидетельствует большое желание зарубежных стран пригласить специалистов из Дании, чтобы они рассказали о своем опыте, а также предложили свои рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики на территории их государства.
The article discusses the main ways in which Denmark can fight corruption in all its forms, since Denmark has for many years been the leader in the Transparency International the global coalition against corruption ranking, which measures the corruption perception index. It is the successful and effective experience of this state that can underlie the improvement of the anti-corruption system of the Russian Federation, which needs to be updated and improved. The Danish experience in the fight against corruption in the international arena is rated very highly, as evidenced by the great desire of foreign countries to invite experts from Denmark to tell about their experience, as well as offer their recommendations for improving anti-corruption policies in their state.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, Дания, преступление коррупционного характера, взяточничество, рекомендации по совершенствованию, эффективный опыт борьбы, правоохранительные органы.
Key words: corruption, anti-corruption policy, Denmark, crime of a corruption nature, bribery, recommendations for improvement, effective experience in the fight, law enforcement agencies.
Коррупция, как масштабное явление, имеет свои исторические корни, а также длительный путь, на протяжении которого данное явление совершенствовалось, эволюционировало. Несмотря на огромное внимание к данному явлению со стороны большого количества выдающихся ученных прошлого и современности, до сих пор не существует концепции восприятия коррупции. Данный факт делает изучение такого явления, как коррупция, весьма актуальным и значимым, так как оно угрожает не только безопасности отдельного государства, оно угрожает безопасности всего общества в целом.
В современном мире коррупционные явления пронизывают все сферы жизни. На сегодняшний день нет государства, которое бы не столкнулось с данным явлением.
По мнению многих ученых существует ряд критериев, которые в большей степени влияют на уровень коррупции в стране. Так к данным показателям относят:
1. Размер территории. В крупном государстве бороться с проявлениями коррупционных преступлений гораздо сложнее, чем в небольших;
2. Разделение обязанностей и функций среди чиновников и правоохранительными органами;
3. Уровень «свободы слова» в стране. Так, например, в Китайской Народной Республике СМИ запрещено вести расследование в отношении высокопоставленных чиновников, а также публиковать информацию без разрешения Коммунистической Партии Китая.
Российская Федерация — страна, в которой развитие коррупции достигло своего предела. Этот факт подтверждают официальные данные сайта «Transparency International the global coalition against corruption» за 2019 год. Основным показателем уровня антикоррупционной политики государства является индекс восприятия коррупции. Согласно данным вышеупомянутого сайт, Российская Федерация занимает лишь 137 место и имея в своем активе 28 баллов из 100 возможных. 1 место в данном рейтинге разделили Дания и Новая Зеландия, имеющие по 87 баллов. Необходимо определить, чем датская антикоррупционная политика отличается от отечественной.
Прежде, чем говорить об методах и технологиях борьбы с коррупцией в Дании, необходимо показать изменение индекса восприятия коррупции в период с 2012 года по 2019. Данные будут представлены в Таблице 1, а для удобства и сравнения в таблице также будут представлены данные Новой Зеландии и Российской Федерации.
_Таблица 1. Индекс восприятия коррупции в Новой Зеландии, Дании и Российской Федерации
Новая Зеландия Дания Российская Федерация
Индекс Место в Индекс Место в Индекс Место в
Год восприятия рейтинге восприятия рейтинге восприятия рейтинге
коррупции коррупции коррупции
2012 90 1 90 1 28 133
2013 91 1 91 1 28 127
2014 91 2 92 1 27 136
2015 91 1 91 1 29 119
2016 90 1 90 1 29 131
2017 89 1 88 2 29 135
2018 87 2 88 1 28 138
2019 87 1 87 1 28 137
Согласно данным, представленным в Таблице 1, можно сделать вывод, что индекс восприятия коррупции изменяется не только в странах, где показатель весьма низкий, но и в странах, которые являются эталонами борьбы с коррупцией. Стоит отметить, что в этих странах за данный период разница между самым высоким и самым низким показателями является весьма низкой, что свидетельствует о стабильности ситуации в странах.
Основой для антикоррупционной политики Дании служат превентивные меры, с помощью которых в государстве создается особый подвид культуры, который направлен на абсолютную нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях. Сами датчане неописуемо рады тому факту, что их страна на протяжении уже многих лет является одним из лидеров по борьбе с коррупцией. Люди стараются максимально помогать своему государству в данной борьбе.
Одной из особенностей Дании в антикоррупционной политике является тот факт, что данная политика направлена на максимальное и эффективное уничтожение коррупционных преступлений как в государственном секторе, так и в частном.
Так, все компании, которые входят в особую ассоциацию «Датское агентство международного развития», в обязательном порядке при заключении договоров и контрактов должны включить антикоррупционные пункты. Это связано с тем фактом, что все организации, являющиеся членами данной ассоциации, подписывают антикоррупционную декларацию. Согласно данной декларации, если какая-либо организация, являющаяся членом ассоциации «Датское агентство международного развития», будет уличена в
коррупционном преступлении, то все действующие контракты данной организации будут автоматически аннулированы. Этот факт также не позволит коррупционной организации заключать новые договоры и контракты, что в дальнейшем приведет к ее полной ликвидации.
Данный способ регулирования коррупции в частном секторе не является единственным. Торговый совет Дании создал особую антикоррупционную стратегию, которая направлена на предоставление помощи датским компаниям, которые работают на зарубежных рынках. Основная суть такой помощи состоит в том, что Торговый совет Дании оказывает различного рода консультации, которые касаются коррупционных преступлений. Подобные услуги помогают датским компаниям продолжать свою работу на международных рынках, что в последствии положительно сказывается на репутацию Дании в целом.
Также стоит отметить, что подобная система борьбы с коррупцией существует и внутри организации. Так, при подписании трудового договора, каждый работодатель в обязательном порядке включает пункт о неприязни коррупции. Если кандидат на вакантную должность отказывается подписывать данный пункт, то работодатель имеет основание для отказа в его трудоустройстве. При нарушении данного пункта, работодатель имеет право уволить коррумпированного сотрудника, при этом выставив ему специальную отметку в личном деле и указав наличие данного факта в характеристике бывшего сотрудника. На территории Дании также действуют различного рода этнические кодексы. Данный кодекс существует и у чиновников.
Если рассматривать органы государственной власти, то стоит отметить, что они все базируются на принципах гласности и открытости. Именно поэтому очень сложно что-то украсть или предложить взятку, когда вся система максимально прозрачна. Кроме этого, государственная служба является одной из самых почетных профессий в Дании. Чиновники имеют высокий оклад, а также высокий уровень социальной защиты. Государственные служащие, как и все другие граждане страны, обеспечиваются бесплатными медициной и образованием, а также им предоставляются социальные гарантии.
Также необходимо отметить работу правоохранительных органов, которые максимально быстро и эффективно проводят свои расследования. В Дании, в отличие от многих других стран не существует отдельного правоохранительного органа, который бы специализировался только на преступлениях коррупционного характера. Согласно датскому законодательству о полиции, каждый человек имеет право от своего имени, либо анонимно обратиться в правоохранительные органы с прошением о проведении проверки в любой частной или государственной организации.
Согласно Уголовному Кодексу Дании, за совершение коррупционного преступления, а именно материального или нематериального обогащения при выполнении своих прямых должностных обязательств, применяется наказание в виде штрафа, размеры которого зависят от уровня и тяжести преступления, а также лишение свободы сроком до 6 лет. Кроме этого, государственные служащие лишаются права заниматься государственной службой до конца своей жизни.
На сегодняшний день на территории Дании существует свыше 20 государственных нормативно -правовых актов, которые регламентируют сферу коррупции. Но самым эффективным оказался закон, который был принят в 2002 году. Согласно данному нормативно-правовому акту, все члены датского правительства в обязательном порядке должны публиковать информацию о доходах и имуществе. Именно вышеупомянутый закон стал причиной продажи большого количества акций и ценных бумаг, которые находились в имуществе членов Парламента, что позволило снизить риски их использования своего должностного положения с целью личного обогащения.
Стоит отметить, что именно этот датский опыт уже на протяжении определенного времени реализуется на территории Российской Федерации. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N
559 (ред. от 19.09.2017) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" каждый государственный служащий, а также члены его семьи, в обязательном порядке ежегодно предоставляют сведения о своим доходах и о своем имуществе.
Также члены датского Парламента, согласно Конституционному регламенту, имеют право на получение информации, которая касается позиции определенного министра по тому или иному вопросу. Который касается деятельности министерства, сотрудником которого он является. Кроме этого, на основании данного нормативно -правового акта сотрудники датских министерств в обязательном порядке отвечают на вопросы своих коллег в устной или письменной форме. По официальным данным Интернет — сайта Фолькетинга (датский Парламент), самой распространенной темой вопросов является коррупция.
Члены датского Парламента очень много времени и ресурсов выделяют на совершенствование антикоррупционной системы. Стоит отметить, что в вопросе отслеживания коррупционеров сильно помогают средства массовой информации. Так, именно датские СМИ первыми обратили внимание, что в 2016 году датский премьер-министр Ларс Лекке Расмуссен провел свой отпуск в загородном доме одного из видных датских бизнесменов. По некоторым данным стоимость данного отдыха оценивается свыше 1,5 тысяч долларов, что, согласно антикоррупционным законом Дании, является коррупционным преступлением. Еще одним примером данного явления является случай бывшего министра экономики Дании Б. Бендсена. Чиновник хотел приобрести автомобиль марки Volkswagen для личного пользования. Но до этого в СМИ появилась информация о том, что данный дилер на протяжении некоторого времени на безвозмездной основе предоставляет свои автомобили для его частных поездок. Правоохранительные органы возбудили проверку в отношении высокопоставленного чиновника, в ходе которой не было найдено данных, подтверждающих коррупционные преступления со стороны министра экономики Дании.
Подводя итог, стоит отметить, что в датской антикоррупционной политике, в отличие от отечественной, огромное внимание уделено именно частному сектору. Кроме этого, стоит отметить, что на территории Дании высокий уровень населения к государственным и правоохранительным органам. К огромному сожалению, Российская Федерация не может «похвастаться» данным фактом.
Список используемой литературы:
1. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 19.09.2017) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
2. Гуськов А.Я. Зарубежный опыт участия институтов гражданского общества в противодействия коррупции, на примере США, КНР и Финляндии // Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы с ней : материалы конф. (Москва, 27-28 янв. 2015 г.). М., 2015. С. 311-317.
3. Индекс восприятия коррупции 2019 // Официальный сайт «Transparency International the global coalition against corruption». 2019. URL: https://www.transparency.org/cpi2019?/news/featnre/cpi-2019.
4. Исупов А.М., Саркасян Л.Д. К вопросу об особенностях антикоррупционной политики / А.М. Исупов, Л.Д. Саркасян // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. — 2015. — №2(6). — С. 1-7.
5. Трепак В.М. Международный опыт внедрения системы мер антикоррупционной направленности // Юридический журнал Национальной академии внутренних дел. 2015. № 2. С. 233-246.
Коррупция в дании реферат
20. населения Дании считают, что коррупция широко распространена в их стране (среди стран Европейского Союза средний показатель по этому вопросу составляет 76%).
Только 3% респондентов Дании лично сталкивались с коррупцией в повседневной жизни, в отличие от остальных европейцев, в быту которых случаи коррупции встречаются в 8 раз чаще. Менее 1 % датчан просили или вынуждены были дать взятку за последние
1. месяцев.
Перечислим ключевые антикоррупционные меры, существующие в этой стране. В ДАНИИ пакет антикоррупционных законов включает порядка двадцати законодательных актов и предусматривает уголовную и административную ответственность частных и юридических лиц за умышленное использование служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а также за подкуп этих лиц. Какого-то специализированного антикоррупционного ведомства в стране нет. Расследованием случаев внутренней коррупции занимается полиция.
Согласно Закону о полиции любой гражданин имеет право, в том числе анонимно, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о проверке того или иного нарушения. Коррупционные дела международного масштаба находятся в ведении прокуратуры по особым экономическим преступлениям.
Слайд 5
Наиболее действенным оказался принятый в 2002г. закон, обязывающий членов правительства ежегодно публиковать сведения о своих доходах и имуществе. В результате министры были вынуждены продать свои акции в иностранных компаниях, так как, обладая этими ценными бумагами, чиновники могли бы использовать служебное положение в своих экономических интересах.
В соответствии с пунктом
Большую роль играют общество и пресса. В соответствии с пунктом
Слайд 8
Слайд 9
Данной политике активно способствует Датское агентство международного развития (Dania).
Несоблюдение данного положения может привести к расторжению контракта и отказу вести дела с коррумпированными партнерами в будущем.
Слайд 10
Подобные положения существуют во многих крупных организациях Дании – ”Датском агентстве по кредитованию экспортных операций”, ”Торговом совете Дании”, ”Фонде индустриализации для развивающихся стран”, ”Конфедерации датской промышленности”. Датское Агентство по кредитованию экспортных операций (EKF): Лица, подающие заявки в EKF, должны подписать декларацию о неприменении взяточничества, в которой они заявляют об отказе участвовать в коррупционных процессах, а в случае участия в таковых, гарантируют компенсацию EKF за возможные потери. Кроме того, заявитель лишится права на возмещение в соответствии с гарантией, предоставленной EKF.
Слайд 11
Торговый совет Дании (TCD) разработал обширную антикоррупционную стратегию, нацеленную на помощь датским компаниям, сталкивающимся с угрозой коррупции в процессе интернационализации. TCD предоставляет национальным компаниям, работающим на внешних рынках, разнообразные консультативные услуги. Для противодействия коррупции на всех уровнях – от ежедневных деловых операций до серьезных вопросов, в решении которых может потребоваться контакт с местными властями, – компаниям предлагается практическая помощь. Антикоррупционные услуги TCD облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний.
Слайд 12
Антикоррупционной особенностью Дании является наличие специальных антикоррупционных трудовых договоров. Не подписание такого договора с представителем компании является основанием отказы в трудоустройстве. Данный договор налагает на работника обязанность не принимать и не предлагать взятки другим лицам. За нарушение этого договора работодатель имеет право уволить работника, поставив специальную отметку в личном деле и характеристике.
Слайд 13
В стране существуют своеобразные этические кодексы, кодексы чести чиновников, специальные контрольно-надзирающие органы, высокая гражданская инициатива, гласность и открытость на уровне правительства.
Нельзя не отметить, что в Дании государственные служащие имеют высокую степень социальной защиты. Они, как и все граждане страны, обеспечиваются бесплатными медициной и образованием, социальными гарантиями.
Слайд 14
Наиболее громкие коррупционные скандалы, в которых фигурировала Дания, были связаны с работой датских компаний в иностранных государствах. Так, в 2009 году в рамках проводившегося в США расследования
Слайд 15
Слайд 16
Развитие общественной и правовой культуры в Дании сводится к порицанию коррупции и стимулированию честности и открытости функционирования публичных служб и чиновников.
В качестве дополнительных рычагов влияния Дания ужесточает антикоррупционное законодательство. Одной из последних среди антикоррупционных мер, стало усиление уголовной санкции за коррупцию в публичном секторе с трёх до шести лет лишения свободы, санкция за коррупцию в частном секторе увеличена с одного года до четырёх лет лишения свободы.
Выдержка из текста
В стране успешно действуют антикоррупционные законы и инициативы. В 2015 году она также оказалась на 1-м месте в мире. С индексом -91 (из 100).
Дания по праву считается наименее коррумпированной страной в Европе. В стране, которой на протяжении последних нескольких лет принадлежит первенство в борьбе с коррупцией, успешно действуют антикоррупционные законы и инициативы. Коррупция в Дании искореняется как на государственном уровне, так и благодаря высокому уровню самосознания и ответственности самих граждан, поэтому датчане сталкиваются с коррупцией в 8 раз меньше, чем остальные европейцы.
Причины низкого уровня коррупции
Так, при трудоустройстве обязательным является подписание специального договора, в котором содержится обязательство сторон-подписантов об отказе брать и давать взятки. Нежелание подписывать такой договор может послужить серьезным поводом для отказа в принятии на работу, а его нарушение влечет за собой увольнение, в результате которого в личном деле и характеристике работника появится специальная отметка о том, что послужило причиной этого.
Главные причины низкого уровня коррупции в Дании заключаются в культивировании осуждения этого явления не только среди государственных чиновников, но и среди обычных граждан. В стране действуют своеобразные этические кодексы, кодексы чести чиновников, существует, гласность и открытость на уровне правительства. Поэтому тот, кто будет хотя бы заподозрен в коррупции, может сразу распрощаться с карьерой.
Все движения денег в стране прозрачны, все прибыли и траты – известны и скрыть что-либо крайне трудно. Общественные организации и специальные контрольно-надзирающие органы функционируют открыто и публикуют информацию о деятельности и финансовом состоянии компаний в интернете.
Нельзя не отметить, что государственные служащие в Дании имеют высокую степень социальной защиты: получают бесплатные медицинские услуги и образование, имеют социальные гарантии, что существенно уменьшает вероятность коррумпированных действий.
На низкий уровень взяточничества среди датчан влияют также периодические ужесточения законодательства о коррупции. Лишь за последние годы срок наказания за коррупционные правонарушения в публичном секторе вырос с трех до шести лет лишения свободы, в частном секторе – с одного до четырех лет.
Закон о коррупции
Наиболее действенной мерой в вопросе предотвращения коррупции в Дании является закон Дании о коррупции, принятый в 2002 году. В соответствии с законом, представители датского правительства каждый год обязаны публиковать информацию о своем имуществе и личных доходах. Кроме того, чтобы чиновники не имели возможности использовать служебное положение в личных целях, они обязаны продать свои акции в иностранных предприятиях.
Пункт 20 Конструкционного регламента датского парламента гласит о том, что любой депутат имеет право на получение информации о позиции любого министра по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию. В связи с этим в парламенте регулярно проводятся заседания, на которых министры отвечают на запросы своих коллег относительно подозрений в получении взятки или лоббирования интересов какой-либо компании.
Датские инициативы против коррупции
Методы борьбы с коррупцией в Дании практикуют многие государственные и частные учреждения. В Королевстве всячески культивируется неприятие такого явления как коррупция и образ порядочного рабочего: лишь при попытке дать или получить взятку работнику грозит увольнение. К тому же уголовная ответственность за взяточничество в стране с каждым годом усиливается.
Агентство DANIDA
Агентство по кредитованию экспортных операций (EKF)
Существенное противодействие коррупции в Дании оказывает Датское Агентство по кредитованию экспортных операций. Лица, подающие заявки в агентство, обязаны подписать декларацию о неприменении взяточничества, подразумевающую отказ участия в коррупционных действиях. В случае нарушения подписанных договоренностей, повлекшего за собой финансовые убытки, заявители обязуются выплатить агентству компенсацию. К тому же заявитель теряет право на покрытие потерь по гарантии, выданной агентством ранее.
Торговый Совет Дании (TCD)
Фонд индустриализации для развивающихся стран (IFU)
Назначение фонда – помогать расширению бизнеса за границей через инвестирование международных компаний развивающихся стран при поддержке Дании. Фонд обеспечивает консультативные услуги, участие в уставном капитале, ссуды и гарантии на коммерческих условиях для капиталовложений в сфере обслуживания. Говоря о том, как борются с коррупцией в Дании сотрудники этой организации, нужно сказать, что при подписании соглашений о выделении ссуд и долевом участии, фонд активно использует типовые антикоррупционные положения.
Считается, что в Европе, по крайне мере в большинстве её стран, — Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, Словакии, и уж тем более в Швейцарии, Норвегии, Швеции и Дании коррупции как таковой нет… А вот во Франции, Испании, Португалии, Италии, странах бывшей Югославии, странах Балтии, Венгрии, Румыния, Болгарии, Греция она существует… В различных формах…
И именно это — главная коррупционная проблема, общая для большинства стран Евросоюза. В результате у граждан европейских стран недостаточно гарантий, что решения, которые должны приниматься во имя всеобщего блага, принимаются действительно ради этого, и что решения приняты беспристрастно, а не ради частных интересов политиков, финансистов или промышленников.
Отмечено, что в некоторых странах Евросоюза — в Италии, Испании, Португалии и Греции положение с коррупцией оценивается как не самое лучшее и существует очевидная связь между уровнем коррупции, неспособностью администрации этих стран препятствовать коррупции, и долговым кризисом, с которым сталкиваются многие европейские страны.
Жюльен Коль отметил, что, например, в Греции чиновники налогового ведомства получают взятки в размере от 100 до 26 тысяч евро, и даются эти взятки как раз для того, чтобы не платить налогов.
Кроме того, одна из проблем коррупции в ряде стан Европы — это ещё и охрана тех, кто не побоялся вскрыть сами факты коррупции, ведь такие люди часто становятся жертвами мести: им ломают карьеру, на них оказывают исключительное давление, им угрожают, и очень важно, чтобы эти люди были под охраной закона.
В Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании — и сотрудники СМИ, и даже рядовые граждане имеют право доступа к документам, которые поступают в государственные учреждения, даже если речь идет о налоговой декларации соседа! И уклонение от уплаты налогов здесь не считают мелочью, которой при случае можно прихвастнуть в кругу друзей, как это бывает в России или Испании! И пусть северные европейцы сетуют на высокие налоги, но всё равно они готовы отдавать часть доходов государству, так как доверяют ему!
А государство соответственно доверяет своим гражданам и делает всё возможное для их социального развития, для их жизни, их блага, даже если они и преступники (снимки комфортабельной тюремной камеры убийцы и террориста Брейвика облетели весь мир, но это нормально для Норвегии, такие уж там тюрьмы!).
В Испании, которая по статистике является одной из наиболее коррумпированных стран Западной Европы, не утихает полемика в отношении причин, порождающих это зло.
В Испании 70% мэров, попавших под следствие за коррупцию, были всё равно переизбраны на новый срок своими земляками, несмотря на то, что большинство коррупционеров наживаются не за счет государства, а за счет сограждан. Ведь взятки они получают, как правило, от строительных компаний — за предоставление участков под строительство, а деньги идут от спекуляции — слишком высоких цен на жилье, за которые вынуждено платить население.
Отметим, что в современной Испании, в отличие от других западноевропейских стран со значительно более низким уровнем коррупции, к ответственности никогда не привлекался ни один видный политик, ни один министр — ни действующий, ни отставной, и почти всем крупным коррупционерам, как правило, удается уйти от ответа.
Ни одна из стран Евросоюза в прошлом году, по большому счету, не стала образцом в сфере борьбы с коррупцией, при этом в всё больше жителей Евросоюза считают, что уровень коррупции растет.
Для ряда стран ЕС все еще характерна недостаточная прозрачность органов власти и управления, а сращивание властных институтов и бизнеса, в свою очередь, подрывает экономическую стабильность в Европе.
В некоторых государствах, недавно принятых в Европейский союз, за последний год-два произошел значительный спад в борьбе с коррупцией — в том числе в Чехии, Словакии и Венгрии.
В Венгрии это наблюдается в сфере функционирования отдельных ветвей власти, в Чехии — в первую очередь при оформлении государственных заказов, то же самое — и в Словакии. Во всех трех упомянутых странах очень серьезные вопросы вызывает и организация системы финансирования разных политических партий.
Страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония) демонстрируют впечатляющие успехи в борьбе с коррупцией, не только по меркам Восточной Европы, но и для всего Европейского союза. Например, в Латвии сейчас действуют самые совершенные в Европе законы в сфере регулирования политико-экономических отношений. Тем не менее, и в этих странах сохраняются существенные проблемы, связанные с государственными заказами, отсутствием доступа к закрытой информации и защиты общественных активистов.
Обеспечение выполнения антикоррупционных законов и подзаконных актов является важнейшим условием снижения уровня коррупции, а случаи взяточничества сокращаются именно в тех странах, которые добиваются наиболее эффективного соблюдения требований законов и правил, таких, например, как Польша.
Но принятие антикоррупционного законодательства — это лишь первый шаг, вслед за которым необходимы конкретные усилия по обеспечению его исполнения.
В Дании наиболее действенным оказался принятый в 2002 г. закон, обязывающий членов правительства ежегодно публиковать сведения о своих доходах и имуществе. В результате министры были вынуждены продать свои акции в иностранных компаниях, так как, обладая этими ценными бумагами, чиновники могли бы использовать служебное положение в своих экономических интересах.
Пакет антикоррупционных законов Дании включает порядка двадцати законодательных актов и предусматривает уголовную и административную ответственность частных и юридических лиц за умышленное использование служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а также за подкуп этих лиц.
В соответствии с п. 20 Конституционного регламента Фолькетинга (парламент Дании) «любой член датского парламента может получить информацию о позиции любого министра по вопросу, входящему в компетенцию данного министра». На основании этого положения датские министры в обязательном порядке регулярно письменно или устно на заседаниях парламента отвечают на запросы своих коллег (публикуется на Интернет-сайте Фолькетинга), в том числе касательно подозрений в получении взятки или лоббировании какой-либо компании.
Члены Фолькетинга, общественность и СМИ активно отслеживают возможные коррупционные нарушения. Нередко публикации прессы о подозрениях в коррупции становятся предметом общественных и парламентских дебатов, на основании опубликованных фактов полиция может проводить расследования.
Какого-либо специального общественного совета по контролю над соблюдением антикоррупционного законодательства в Дании не существует. Однако в соответствии с п. 77 Конституции Дании «каждый имеет право свободно высказывать свое мнение в печати в письменной или устной форме, при условии, что он может быть привлечен к ответственности по суду».
В некоторой степени опыт Дании перенесен уже в Российские реалии. Причем даже в более расширенном формате. Если у них публикуют сведения о доходах и имуществе только члены правительства, то у нас практически все чиновники как федерального, так и местного значения, а также депутаты. Не известно пока, насколько повлияет эта норма на Индекс восприятия коррупции в РФ, но наверняка можно сказать, что мы в этом году должны приблизиться к 100 позиции. По крайней мере, я на это надеюсь.
Очень интересен 20 пункт Конституционного регламента в Дании. Имея что-то подобное в нашей практике, к примеру, в Государственной Думе состав фракций самоочищался бы от коррупционеров без каких либо усилий. Ведь межфракционную борьбу ни кто не отменял. В этом году мы видели что-то подобное в нашем Парламенте, когда со скандалом выгоняли то одного, то другого депутата. Но это всего лишь стечение обстоятельств, у них же это закон, то же самое следует сделать и нам.
Как победить коррупцию? Практический пример Дании
1. И тут можно одолеть коррупцию (лет за 200
2. Будет полезно словить мощный экономический или социальный кризис. Вот с этим проблемы: слишком много у нас ресурсов и слишком высока ориентация на стабильность. Но есть риск, что болото в один момент совсем встанет, и на коррупцию будет оседать 90% бюджетов. Тогда-то все и начнёт разваливаться. То есть, один из вариантов — не теребить чиновников, а наоборот подтолкнуть их в том направлении, куда они уже движутся
3. Нужна развитая оппозиция. Не один человек, который с довольно слабым уровнем журналистики выступает раз в году, а системно развивающееся сообщество.
Оно не должно отвлекаться на писание памфлетов про дедов. Оно должно спокойно методично наращивать своё кооперативное богатство.Постепенно и незаметно оно проникнет во все сферы жизни и получит прикормленных чиновников на свою сторону.
В сообществе будут десятки миллионов людей, и они там будут не только ради идеи, но и для обеспечения себя базовыми ресурсами: вода, еда, энергия, жильё, интересное творчество, взаимная поддержка, возможность быть услышанным.
У сообщества не будет единого лидера и центра принятия решений. В мире много примеров децентрализованных религий.
Юридическая социальная сеть
35.7к
35.7к
Почему Дания считается образцовой страной с низким уровнем коррупции?
Почему Дания считается образцовой страной с низким уровнем коррупции?
Ведущими странами рейтинга являются Новая Зеландия и Дания (по 87 баллов в каждой), за которыми следуют Финляндия (86), Сингапур (85), Швеция (85) и Швейцария (85). Замыкают рейтинг — Сомали, Южный Судан и Сирия
с оценками 9, 12 и 13 соответственно. За этими странами следуют Йемен (15), Венесуэла (16), Судан (16), Экваториальная Гвинея (16) и Афганистан (16)
Для выявления причин нахождения Дании в списке лидеров, ученые из Копенгагенского университета провели научные исследования, результаты которых были опубликованы American Economic Journal: Economic Policy, и показали, что Дания много лет сохраняет низкий уровень коррупции чиновников благодаря отбору на госслужбу лиц, для которых мотивацией выступает желание быть полезным обществу, а не возможность обогащения.
В эксперименте исследователей из Копенгагенского университета приняли участие 862 студента, изучавших право, экономику и политологию (образование в этих или близких областях имеют около 60% государственных служащих в Дании). Ученые сопоставили личные качества студентов (их честность или нечестность) с их предпочтениями относительно будущей работы (в государственном или частном секторе), а также с их мотивацией (желанием принести пользу другим людям или получать высокую зарплату). Оказалось, что склонные к честности респонденты были чаще заинтересованы в работе на госуд
арство, даже если такая работа ниже оплачивалась. Менее честные при выборе будущей профессии ориентировались в первую очередь на высокую зарплату и предпочитали работу в частном секторе.
Уровень честности студентов ученые вывили с помощью игральных костей. Участники перед компьютером загадывали предполагаемое количество очков, которые выпадут, после этого машина «бросала» кубик и показывала результат, а затем игроки вводили в специальное окошко загаданное число. Если загаданные числа совпадали, игрок выигрывал 3 кроны, а при несовпадении — только 1 крону. Поскольку у честного игрока всегда есть один шанс угадать из шести, ученые могли рассчитать статистическую вероятность нечестности («предположительную степень нечестности») каждого из игроков после многократного «подбрасывания» кубика.
По итогам эксперимента максимальную честность проявили 14% участников выборки — они обманывали менее чем в 2% случаев. Практически все время — в 98% случаев — нечестными были 17% респондентов. Оставшиеся участники равномерно распределились между двумя этими группами.
Далее в ходе опроса выявилось, что «нечестные» участники предпочитали работу в частных структурах, а «честные» отдавали предпочтение работе в госсекторе.
Ученые также обнаружили, что ни, ни пол, ни желание избежать риска, ни стабильность работы не оказывают значимого влияния на нечестность респондентов и их предпочтения по работе. Наиболее значимым фактором оказалась личная мотивация, а именно — ориентируется ли участник исследования на максимальный доход или общественные интересы.
Таким образом, сложившийся уровень нравственности в госсекторе определяет его будущее, влияя на то, кто — честные или склонные к авантюризму люди — выберет работу на общество. Однако это не означает, что странам, желающим снизить уровень коррупции, требуется просто сократить зарплаты чиновникам, — все же высокая зарплата в сфере государственного управления заставляет чиновников держаться за место, а значит, сдерживает злоупотребления, считают исследователи из Копенгагенского университета.
Как бы это банально и неправдоподобно ни звучало, но в Дании в общественном сознании культивируется отвращение к коррупции и всячески поощряется честный чиновник.
Кроме того, человека не примут ни в одну компанию, если он наряду с трудовым договором не подпишет антикоррупционное соглашение — документ, который обязует работника не брать и… не давать взятки. Даже за попытку нарушить антикоррупционное соглашение грозит увольнение.
Дания достигла успехов по борьбе с коррупцией были в 2000-е годы путём взаимодействия государства и коммерческого сектора. Несмотря на то, что в этой стране не существует специального антикоррупционного ведомства, расследовани
ем дел, связанных с коррупцией, успешно занимаются правоохранительные органы. Антикоррупционный закон был принят в 2002 году, согласно которого представители датского правительства обязаны ежегодно публично оглашать информацию о своих доходах и располагаемом имуществе. Согласно законодательства, госслужащим запрещается иметь акции иностранных компаний, в целях исключения лоббирования чужих контрагентов внутри страны. Кроме того, по закону любой гражданин имеет право сообщить в правоохранительные органы в случае наличия у него подозрений в коррупции, в том числе в анонимном порядке. При датском агентстве международного развития создана горячая линия, на которую любой гражданин может пожаловаться на коррупцию. Все жалобы скрупулезно проверяются — виновные наказываются.
Кроме того, в соответствии с датским законодательством, одним из контролёров корпуса чиновников являются депутаты Фолькетинга (датского парламента). Так, любой член датского парламента обладает правом на получение сведений о деятельности министров. Это реализуется на практике во время парламентских заседаний, где министры дают отчёт, отвечая на запросы парламентариев касаемо подозрений в участии в коррупционных связях. Всего в Дании на данный момент существует порядка 20 законов, предусматривающих ответственность за действия коррупционного характера. В свою очередь корпорации подписывают специальные положения между собой и создают совместные ассоциации по борьбе
с коррупцией. Таким образом реализуется политика «абсолютной нетерпимости» к коррупции, как внутри одной компании, так и при их сотрудничестве с друг с другом. Основную составляющую антикоррупционной деятельности в Дании государство и бизнес ведут сообща, путём заключения специальных соглашений в рамках экономических организаций. Одной из основных площадок является Торговый совет Дании (TCD), оказывающий поддержку датским компаниям и физическим лицам в случае столкновения с коррупцией на международном уровне. Речь идёт как о ежедневных бизнес-операциях, так и о государственной помощи при осуществлении глобальных проектов. TCD осуществляет переговоры с правительствами иностранных государств, где работают датские компании, в случае возникновения спорных вопросов, в том числе коррупционного характера. Ещё одной подобного рода организацией по борьбе с коррупцией является Датское агентство международного развития (DANIDA) при МИД Дании. Вступая в DANIDA, компания заключает ряд соглашений, в число которых входит декларация о «неприменении взяток». В случае участия компании в коррупционных действиях договор с ней расторгается. Кроме того, компания-нарушитель теряет имидж и практически не имеет доступа к дальнейшему сотрудничеству в ассоциативном формате. Подобную практику реализуют и другие крупные государственные организации Дании, оказывающие содействие бизнесу, такие как Датское агентство по кредитованию экспортных операций, Фонд индустриализации для развивающихся стран, Конфедерация датской промышленности. Отметим, что, несмотря на все эти меры, в
последние годы на международном уровне случилось несколько коррупционных скандалов с участием датских компаний. Так, по итогам расследования США 2009 года более десятка датских компаний были обвинены в том, что в период с 1996 по 2003 год они вступали в коррупционные связи с госслужащими Ирака в целях получить контракты по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Один из последних коррупционных скандалов внутри страны разгорелся вокруг датского премьер-министра Ларса Лёкке Расмуссена. В 2018 году в СМИ появилась информация о том, что в 2016 году Л.Расмуссен провёл отпуск в загородном доме знакомого предпринимателя. Стоимость отдыха оценивается в сумму более в 1,5 тысячи долларов, что по датским законам квалифицируется, как взятка. Расследование на данную тему продолжается. Несмотря на общий успех реформ, проведённых в Дании, коррупционные прецеденты имеют место. В большей мере это касается работы датских компаний на зарубежных площадках. В связи с этим основной упор антикоррупционного сотрудничества государст
ва и бизнеса в Дании делается на проблемы международной торговли.
Практически каждый год Дания ужесточает ответственность за коррупцию. К примеру, в прошлом году датский парламент принял норму, по которой уголовное наказание за взяточничество в государственном секторе увеличивалось в два раза — с трех до шести лет, в частном секторе — с одного года до четырех.