Тема 6 «Организация материальных потоков в производстве»
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде, чем сформулировать определение материального потока, рассмотрим конкретный пример материального потока, протекающий внутри склада предприятия оптовой торговли 1 , принципиальная схема которого представлена на рисунке 6.1.
Рис. 6.1 «Принципиальная схема материального потока на складе предприятия оптовой торговли.
Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение 2 , а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредотачивается на участке хранения.
1 В качестве примера выбран склад, как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока.
2 Большое количество однородного товара после разгрузки поступает сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь небольшая выборочная партия.
Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рисунке изображено 4 варианта:
— участок хранения – участок погрузки;
— участок хранения – отправочная экспедиция – участок погрузки;
— участок хранения – участок комплектования – отправочная экспедиция – участок погрузки;
— участок хранения – участок комплектования – участок погрузки.
По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для предприятий оптовой торговли складской площадью 5 тыс. м 2 по проекту составляет 4383 т/год.
Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада, издержки можно минимизировать.
На складах предприятий оптовой торговли материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.
В таблице 6.1 приведен пример расчета годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов того же предприятия. Его величина по проекту равна 9740 т/руб.
Таблица 6.1 «Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов предприятия оптовой торговли со складской площадью 5 тыс. м 2 .
Наименование логистической операции
Величина материального потока, т/год.
Разгрузка вагона и укладка товаров на поддоны
Разгрузка вагона и укладка товаров на электоротележку
Перемещение сформированного пакета:
— на участок приемки;
— до зоны хранения.
Совокупный материальный поток для всего предприятия оптовой торговли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на отдельных участках. Расчет совокупного материального потока для нашего примера представлен в следующей таблице 6.2.
Таблица 6.2 «Расчет совокупного материального потока ля предприятия оптовой торговли со складской площадью 5 тыс. м 2 .
Наименование технологического участка, на котором осуществляется группа логистических операций или название самой группы
Материальный поток, т/год
Участок разгрузки железнодорожных вагонов
Участок разгрузки железнодорожных контейнеров
Участок разгрузки автомобильного транспорта
Размещение товаров на хранение
Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров
Перемещение товаров к участку комплектования
Участок комплектования товаров
Перемещение в отправочную экспедицию
Перемещение в зону погрузки
Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, ТМЦ через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:
— увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
— проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.п.). В нашем примере размерность материального потока – тонн/год.
При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В этот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большей группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач, например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция.
Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:
— отношение к логистической системе;
— натурально-вещественный состав потока;
— количество образующих поток грузов;
— удельный вес образующего поток груза;
— степень совместимости грузов;
По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным, выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год.
Выгрузка железнодорожных вагонов 4870
Выгрузка контейнеров 2435
Разгрузка автомобильного транспорта 2435
Итого входной материальный поток 9740
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспорта. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.
По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптом продовольственном рынке, торгующим мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, работающем с одним наименованием груза.
По количественному признаку материальные потоки делят на: массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомобилей, караван судов и т.д.
Крупные потоки – несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на: тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 тонну при перевозке водным транспортом и 0,5 т. При перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2м 3, например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.
По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировании, хранении и грузоперевозке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, контейнерах, в автомобилях.
Навалочные грузы (соль, уголь, руда и т.п.), как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа – обладает сыпучестью.
Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
Наливные грузы – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.
Логистические операции.
Все действия с материальными потоками называют логистическими операциями. Однако, понятие логистической операции не ограничивается действием лишь с материальными потоками. Для управления материальными потоками необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
Образное представление о логистических операциях позволяет сформировать пример производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребителя. Рассмотрим в качестве примера письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Изначальным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необходимо вырастить, спилить, переместить к местам обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть разделена на две большие группы.
Технологические операции по производству материальных благ, т.е. операции, входе которых происходит качественное преобразование предмета труда: рубка леса с целью получения древесины, продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.
Логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. Перечислим некоторые из них: вывоз и сплав из мест лесозаготовок, их доставка на предприятие деревообрабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.
Логистические операции, таким образом, это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ.
К логистическим относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации.
Согласно отечественному терминологическому словарю по логистике логистические операции – это совокупность действий, направленных на приобретение материального и/или информационного потока.
К логистическим операциям с материальными потоками можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационными потоками – это сбор, обработка и передача информации соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками, составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим её, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двухсторонние.
Классификацию логистических операций можно представить схемой, представленной на рисунке 6.2.
Некоторые логистические операции являются по существу продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе предприятия оптовой торговли.
Рис. 6.2 «Классификация логистических операций»
Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия, или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе «обращения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказываются на характере выполнения внешних логистических операций.
Ответы на тесты по теме Логистика
Стадия жизненного цикла продукта ; Степень необходимой адаптации продукции к требованиям конкретного заказчика ; Соотношение между длительностью цикла поставки продукции заказчику и временем, которое заказчик готов ожидать поставку
Какой механизм обычно используется для преобразования главного календарного плана производства (ГКПП) в детальный график потребностей в материалах
Планирование потребностей в материалах (MRP)
Какой фактор конкурентоспособности предприятия характеризует способность организации быстро осваивать и выводить на рынок новые виды продукции
Компоненты логистической системы
Логистическая система — это комплекс материальных и нематериальных ресурсов и процессов, а также сотрудников, задействованных в выполнении логистических операций.
Логистическая операция — это действие, которое изменяет вещественное содержание, форму, местоположение и/или стоимость предмета труда.
Можно выделить различные логистические операции — производственные, транспортные, складские, сервисные . Производственные операции изменяют вещественное содержание и/или форму предмета труда. Транспортные и складские операции изменяют местоположение предмета труда. И, конечно, все логистические операции изменяют стоимость предмета труда путем перенесения на него стоимость потребленных при выполнении логистической операции ресурсов (материалов, труда, времени работы оборудования и т. д.).
Каждая логистическая операция характеризуется продолжительностью и стоимостью.
Последовательность логистических операций образует логистический процесс . Таким образом, и логистические процессы обладают продолжительностью и стоимостью.
Длительность логистических операций процесса формирует логистический цикл . При этом некоторые логистические операции могут выполняться не только последовательно, но и параллельно друг другу.
Сумма издержек логистических операций процесса формирует величину логистических издержек процесса .
На логистическую систему можно посмотреть, как с точки зрения всей цепи поставок — от добычи минерального сырья до конечного потребителя, так и с точки зрения конкретного предприятия, располагающегося в цепи поставок. В первом случае мы имеем дело с макрологистической системой , во втором — с микрологистической системой . Вопросами комплексного развития макрологистических систем занимается либо государство (чаще всего косвенным образом), либо крупные вертикально интегрированные корпорации. Конфигурация собственной микрологистической системы — это забота каждого конкретного предприятия.
Согласно SCOR-модели , в логистической системе организации выделается 6 групп процессов (называемых еще процессами первого уровня):
- процессы планирования (Plan);
- процессы снабжения (закупок) (Source);
- процессы производства (Make);
- процессы поставки продукции заказчикам (Deliver);
- процессы возвратной логистики (Return);
- обеспечивающие управленческие процессы (Enable).
Между этими процессами существуют множественные информационные связи как внутри предприятия, так и с процессами поставщиков и заказчиков.
Детализация процессов первого уровня выполняется по-разному. В частности, процессы закупки, производства и поставки отражают на втором уровне избранную производственную стратегию (производство на склад, производство на заказ или разработка на заказ), а обеспечивающие управленческие процессы разбиты по признаку объекта управления.
Различают следующие функциональные виды логистики (подсистемы логистической системы предприятия), которые будут рассмотрены ниже.
Закупочная логистика , обеспечивающая организации товарно-материальными ценностями, первая физически в цепи поставок. В задачи закупочной логистики входит два основных круга вопросов: управление поставщиками и снабжение предприятия товарно-материальными ценностями и услугами. Управление поставщиками можно отнести к задачам стратегического характера, иногда эту задачу еще называют задачей формирования ресурсной базы предприятия. Качество ресурсной базы важно для обеспечения устойчивого снабжения предприятия ресурсами и услугами, поэтому часто речь идет не только о выборе поставщиков из имеющегося их спектра, но и о решении задачи развития взаимодействия с поставщиками, поскольку слабость ресурсной базы означает слабость позиции предприятия с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности. Снабжение предприятия — скорее процесс оперативного характера, когда службы снабжения взаимодействуют с выбранными поставщиками на предмет заказа, отслеживания, получения и оплаты товарно-материальных ценностей и услуг.
Производственная логистика — центральное звено в цепи поставок. Производственная логистика осуществляет преобразование полученных от поставщиков сырья и материалов в готовую продукцию, идущую к потребителям. На стратегическом уровне в производственной логистике принимают решения о создании и конфигурировании производственной мощности предприятия, то есть о создании комплекса ресурсов (оборудования, производственных площадей, кадров и др.), отвечающего стратегическим задачам предприятия. На тактическом уровне речь идет о корректировке конфигурации производственной мощности, а также об экономически рациональном балансе между спросом на продукцию предприятия в среднесрочной перспективе и производственной мощностью. На оперативном уровне принятия решений рассматриваются вопросы формирования главного календарного плана производства готовой продукции, планирования потребности в материалах и мощностях, а также вопросы оперативного диспетчерского управления исполнением производственных заданий.
Распределительная логистика обеспечивает рациональное доведение продукции от производителя к потребителю. К основным стратегическим вопросам распределительной логистики относят выбор и конфигурацию канала товародвижения, по которому продукция перемещается к конечному потребителю. При конфигурации канала товародвижения определяют его участников и их функции. К оперативным задачам распределительной логистики обычно относят задачи оперативного планирования распределения продукции, формирования заданий на перемещение продукции, а также контроль хода исполнения этих заданий.
Транспортная логистика — подсистема, результатом деятельности которой является перемещение предметов из одной точки пространства в другую в приемлемые сроки с минимально возможными затратами. Стратегическим является здесь вопрос построения транспортной сети и/или принятия решения по использованию тех или иных ее сегментов, а также вопрос выбора видов транспортных средств. К оперативным относят задачи планирования размещения грузов на транспортных средствах, оперативного планирования маршрутов перевозки, а также выбора вида транспортного средства из утвержденных альтернатив. К оперативным вопросам можно также отнести задачу документального оформления и диспетчиризации перемещения грузов.
Складская логистика в оперативном режиме занимается хранением товарно-материальных ценностей, их приемом и выдачей на местах хранения, а также складскими операциями погрузки и разгрузки транспортных средств, прибывающих на склады. Стратегическим вопросом является географическое расположение складов, а также определение их емкости и способа организации мест хранения, то есть формируется инфраструктура складского хозяйства организаций. Вопросы определения запасов товарно-материальных ценностей, которые должны находиться на местах хранения, не относятся к ведению складской логистики. Они относятся к ведению сотрудников, управляющих материальными потоками в цепи поставок. То есть складская логистика не определяет, сколько запасов необходимо, она определяет то, как их хранить, как манипулировать запасами и как оформлять их перемещение.
Таможенная логистика занимается вопросами таможенного оформления грузов, пересекающих государственную границу. Здесь важно понимать весь экспортно-импортный процесс, его участников и их роли, таможенные процедуры и порядок таможенного оформления товаров.
Возвратная логистика в последнее время быстро набирает популярность. Она занимается возвратными материальными потоками в цепи поставок: возврата материальных ценностей поставщику, возврата материальных ценностей от заказчиков. В обоих случаях это может быть обусловлено избытком товаров, возвратом дефектной продукции, возвратом для ремонта. Возвращенные товарно-материальные ценности могут быть использованы повторно, отремонтированы, переработаны в другую продукцию или утилизированы.
В последнее время в профессиональный глоссарий логистики вошел термин зеленая логистика.
Зеленая логистика — совокупность действий по оценке и минимизации экологических последствий логистической деятельности. Можно сказать, что зеленая логистика — это не отдельный вид логистики, а скорее подход к ее организации. Все функциональные виды логистики должны строиться на платформе принципов зеленой логистики, например, выбор поставщиков в закупочной логистике, режима транспортировки в транспортной логистике, технологического процесса производства, и т.д.
Наукой и практикой выработаны следующие принципы рациональной организации логистических процессов:
- специализация — участники цепи поставок фокусируются на тех или иных функциях, выполняя их профессионально;
- параллельность — отдельные процессы или операции выполняются одновременно, что позволяет сокращать время логистических процессов;
- непрерывность — операции в цепи поставок выполняются без простоев, что позволяет сокращать время логистических процессов;
- пропорциональность — логистические процессы, их части, операции должны быть равны или кратны между собой (синхронизированы);
- прямоточность — прямолинейный и кратчайший путь движения материальных потоков по цепи поставок, что позволяет ускорить процессы и снизить издержки управления ими;
- автоматичность — автоматизация логистических процессов под контролем человека. Автоматизация процессов позволяет снизить риск человеческих ошибок, повышая качество продукции, а также снижать уровень удельных затрат;
- ритмичность — все процессы в цепи поставок повторяются через установленные периоды времени. Ритмичность процессов, где и насколько это возможно, снижает стоимость управления цепями поставок;
- гибкость — способность логистической системы учитывать (предусматривать) различные возможные ситуации;
- адаптивность — способность логистической системы видоизменяться при изменении внешних условий;
- оптимальность — отдельные процессы или операции выполняются наилучшим возможным способом согласно установленного критерия оптимальности.
На страницу Теория логистики
Мы предлагаем профессиональный логистический консалтинг с гарантией качества
Если Вы останетесь недовольны качеством выполненного нами консалтингового проекта, Вы не будете за него платить.
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
3.5. Управление логистическими цепями в производстве
3.5.1. Направления рационализации движения МП в производстве
Рациональная организация и управление МП сегодня предполагают обязательное использование основных логистических принципов: однонаправленности, гибкости, синхронизации, оптимизации, интеграции потоков процессов. Подробное рассмотрение типов и методов организации производственных процессов представлено в литературе по производственному менеджменту или организации и управлению производством, например [22], и является предметом изучения специальных учебных дисциплин. Поэтому в данном учебном пособии рассмотрим лишь основные направления управления МП в производственных ЛЦ.
Логистическая организация производственных процессов предполагает всяческое уменьшение неупорядоченности, разнообразия и неопределенности в движении предметов труда как в пространстве, так и во времени.
Однонаправленность движения предметов труда
Однонаправленное движение предметов труда в производстве обеспечивает:
· многократное уменьшение сложности и трудоемкости управления производством благодаря сокращению в десятки раз количества различных межцеховых и внутрицеховых технологических маршрутов и производственных связей между участками;
· создание базы для согласования сроков выполнения работ с непрерывной загрузкой плановых рабочих мест и производственных участков;
· повышение технологической однородности работ на каждом рабочем месте и т.д.
Гибкость производственных процессов
Производство в условиях рынка может выжить лишь в случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. В традиционной концепции производства эта задача решается за счет наличия на складах запасов ГП. В логистической концепции адаптация предприятия к изменениям внешних и внутренних условий обеспечивается за счет многих факторов, основными из которых являются гибкость техники и технологии, уровень профессионализма кадров, гибкость организации и управления производством. При этом различают количественную и качественную гибкости производственных систем (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Типы гибкости производственных систем
Непрерывность производственных процессов и синхронизация
Важнейшим направлением рационализации производственных процессов является обеспечение максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность производственного процесса имеет две противоречивые стороны: непрерывность движения предметов труда и непрерывность загрузки рабочих мест. Вопрос в том, какому типу непрерывности производственного процесса отдать предпочтение в тех или в иных условиях. При этом следует учитывать тип производства.
Для обеспечения полной загрузки оборудования и непрерывности производственного процесса осуществляется синхронизация (выравнивание) операций во времени. Межоперационное пролеживание предметов труда и простои рабочих мест в процессе изготовления изделий служат своеобразными календарными компенсаторами, выравнивающими календарные длительности смежных технологических операций на производственных участках. Можно использовать либо пролеживание деталей, либо за счет простоев рабочих мест, либо то и другое одновременно. Рассмотрим примеры некоторых способов синхронизации различных операций.
Способы синхронизации операций на металлорежущих станках
· Рационализация метода обработки. Во многих случаях можно повысить производительность станка за счет: изменения режимов резания, направленного на уменьшение машинного времени; одновременной обработки нескольких деталей; устранения дополнительных затрат времени на вспомогательные перемещения рабочих органов станка и др.
· Создание межоперационных заделов и использование малопроизводительного оборудования в дополнительную смену. Данный способ синхронизации связан с поиском дополнительных площадей и увеличением размера незавершенного производства. Величина межоперационного задела Zмо равняется разности выработки на смежных операциях за период времени Т.
· Переброска части обрабатываемых деталей на другие станки, не входящие в состав линии. Если на поточной линии возможно скопление деталей из-за превышения длительности такта, их целесообразно обрабатывать на другом станке за пределами данного участка. Этот станок следует расположить таким образом, чтобы он обслуживал не одну, а две или три поточные линии. Такая организация поточного производства целесообразна при условии, что станок достаточно производительный и время, затрачиваемое на его переналадку, невелико. Такт – это промежуток времени между запуском (или выпуском) двух смежных изделий на линии.
Способы синхронизации сборочных операций
· Дифференциация операций. Если операционная норма времени больше и не кратна такту и процесс сборки легко поддается дифференциации, выравнивать время, затрачиваемое на каждую операцию, можно путем разбиения ее на более мелкие части (переходы).
· Концентрация операций. Если операция по длительности меньше такта, мелкие операции или переходы, запроектированные в других операциях, группируются в одну.
· Комбинирование операций. Если время выполнения двух смежных операций меньше такта работы сборочной линии, можно организовать передвижение рабочего вместе с собираемым им изделием, поручив ему выполнение нескольких операций.
· Одно из основных условий непрерывной и ритмичной работы поточных линий – организация межоперационного транспорта. В поточном производстве транспортные средства не только используются для перемещения изделий, но и служат для регулирования такта работы и распределения предметов труда между параллельными рабочими местами на линии.
Следует иметь в виду, что час простоя рабочего места (рабочего и оборудования) в условиях непоточного производства наносит убытки во много раз большие, чем убытки от часа пролеживания предметов труда одного наименования. Поэтому общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов – в условиях непо-точного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбором варианта с минимальным временем меж-операционного пролеживания деталей.
3.5.2. Управленческие воздействия на производственные ЛЦ
Управление ЛЦ представляет собой действенное средство обеспечения ритмичной работы при следующих основных условиях:
1) четкая организация оперативного планирования производства и материально-технического снабжения;
2) непрерывный мониторинг хода производства и снабжения и получение своевременной и точной информации (оперативной фактической, прогнозной) о процессе товародвижения МР;
3) определенная маневренность за счет резервных материально-технических ресурсов – страховых запасов материалов, заделов заго-товок и деталей, резервного оборудования и инструмента, что позволяет регулировать производственный процесс и устранять перебои как в самом производстве, так и в его снабжении.
Мониторинг состояния элементов производства и снабжения, а также фактического хода работ по выполнению плана и заказов и последующее управляющее воздействие (при наличии отклонений) на функционирование ЛЦ отличаются в различных типах производства прежде всего составом объектов управленческого воздействия.
Так, в единичном производстве основным объектом являются сроки выполнения важнейших работ по отдельным заказам – управление производится по разработанным цикловым планам-графикам выполнения заказов. Здесь предусматривается систематический мониторинг: своевременности запуска и выпуска заготовок, деталей и узлов по отдельным этапам их изготовления; своевременности комплектования деталей и узлов для промежуточной и окончательной сборки ГП; своевременности комплектования технологического оснащения и необходимых МР.
В условиях серийного производства главными объектами управленческого воздействия являются установленные по плану сроки запуска и выпуска партий заготовок и деталей на всех участках производства, состояние складских заделов заготовок и деталей и степень комплектной обеспеченности сборочных работ в соответствии с графиком. Управление может осуществляться или применительно к графикам межцеховых подач по отдельным цехам и планам-графикам работ производственных участков, или применительно к установленным на очередной месяц срокам комплектования узлов, обработки деталей и производства заготовок.
В массовом производстве управленческое воздействие в первую очередь направлено на соблюдение установленного ритма работы и нормы заделов на всех стадиях производственного процесса. Такого рода управленческое воздействие осуществляется, как правило, с помощью суточных и часовых графиков работы.
Необходимые направления управленческого воздействия на МП в производстве и его снабжении представлены в табл. 3.1.
ЛЦ на промышленном предприятии представляют собой взаимосвязь основного и вспомогательного производства. В общем виде взаимосвязь логистических цепей основного и вспомогательного производства представлена на рис. 3.4.
В основном производстве первым звеном ЛЦ являются снабженческие склады материально-технических ресурсов (МТР), а заключительным – цех окончательной сборки ГП. Укрупненно, в общем виде движение МР в основном производстве имеет следующую последовательность: материалы со складов поступают в заготовительное отделение; заготовки – в кузнечные и механо-обрабатывающие цехи; материалы, заготовки, поковки и штамповки – в механические цехи; детали, покупные готовые и комплектующие изделия – в сборочные цехи.
Основные направления управленческого воздействия
Основное производство
Материально-техническое снабжение
Выполнение номенклатурного плана предприятия
Обеспечение МР производственных подразделений
Выполнение плана отгрузки ГП
Поддержание необходимых запасов в незавершенном производстве
Состояние оперативной подготовки производства
Организация хранения заделов заготовки и деталей на складах
Соблюдение технологического маршрута движения заготовок и деталей
Соблюдение комплектности складских заделов
Установление степени укомплектованности изделий
Организация комплектования заготовок и деталей на складах
Соблюдение сроков подачи деталей из производственных подразделений
Выполнение сроков подачи заготовок на рабочие места
Рис. 3.4. Взаимосвязь производственных логистических цепей на промышленном предприятии
Одновременно все цеха основного производства потребляют орудия труда, часть из которых закупается на предприятиях-изготовителях. ЛЦ вспомогательного производства объединяют движения МР в энергетическом, ремонтном, инструментальном хозяйстве и подразделениях, осуществляющих технический контроль качества выпускаемой промежуточной и конечной ГП.
Одновременно вспомогательное производство связано ЛЦ с основным производством в части обеспечения его энергетическими ресурсами, обслуживанием и ремонтом станочного парка, инструмента, средств технического контроля качества продукции. В свою очередь, вспомогательное производство, также как основное, потребляет оборудование, инструмент, технологическую оснастку.
Таким образом, промышленное предприятие имеет многока-нальную ЛЦ, состоящую из локальных цепей, призванных обеспе-чивать производственные подразделения широкой номенклатурой МТР. Управление ЛЦ в производстве является одним из важнейших направлений работы диспетчерской службы промышленного пред-приятия и регламентирует движение МТР по следующим основным параметрам:
1) срокам доставки МР на предприятие в соответствии с потребностью основного и вспомогательного производства;
2) объемам текущих, подготовительных и страховых запасов МР для основного производства, а также объемам необходимых запасов запасных частей для вспомогательного производства;
3) объемам запасов МТР незавершенного производства как при выпуске продукции основным производством, так и при изготовлении технологической оснастки, инструмента, обслуживании и ремонте орудий труда вспомогательным производством;
4) срокам проведения обслуживания и планово-предупреди-тельных ремонтов в основном и вспомогательном производстве.