Кто продал картинку обезьяны за 434000
Гонер, Гаргамель, No Sass и Emperor Tomato Ketchup были вдохновлены сообществами криптоэнтузиастов, которые в последние годы расцвели на платформах вроде Twitter. Очевидно, что людям с когда-то узкоспециализированным интересом нужно было место, где они могли бы собраться, обсудить разработки в области блокчейна и посмеяться над шутками «для своих».
Почему бы, подумали они, не дать коллекционерам NFT официальную площадку? Так появился Bored Ape Yacht Club.
«Я всегда играю по-крупному», — заявляет Гордон Гонер, общаясь с Rolling Stone через Zoom.
Всего в его облике указывает на то, что это — фронтмен группы: татуировка на шее, крепкое телосложение, темные круги под глазами и некоторая бесцеремонность. Он действительно любит рисковать: в те времена, когда у него были проблемы с азартными играми, он срывал куш за игровыми столами, чтобы потом проиграть все в игровых автоматах по дороге к машине.
Это единственный из четверки, который никогда не работал с 9 до 5 — просто потому, что у него никогда не было «настоящей работы».
Прозвище Гаргамель вдохновлено мультфильмом «Смурфики». Он выглядит как нечто среднее между одноименным персонажем и любителем инди-музыки с факультета либеральных искусств. Неожиданный успех все еще поражает его.
«Теперь я встречаюсь с руководителями компаний стоимостью в миллиард долларов и говорю: «Привет, я Гаргамель. О чем бы вы хотели со мной поговорить?»», — рассказывает он.
Гаргамель и Гонер впервые встретились в небольшом баре, когда им было по двадцать с небольшим лет. Оба родились и выросли в Майами.
Третий участник команды использует псевдоним No Sass (англ. «без споров»). Его можно сравнить с барабанщиком — рассудительность помогает ему задавать ритм коллективу.
«Это похоже на то, что я придумаю идею, которая поможет нам сорвать банк, — говорит Гонер, ссылаясь на свое прошлое в казино. — А его работа состоит в том, чтобы убедиться, что мы доберемся до парковки».
«Басист» команды использует псевдоним Emperor Tomato Ketchup. Это секретный козырь команды, полный скрытых талантов.
Несмотря на то, что Гонер и его товарищи очень похожи на рок-группу, на самом деле они — создатели Web3-компании Yuga Labs.
- Этим летом лот из 101 токена, созданного в начале мая, был продан за $24,4 млн на аукционе Sotheby’s.
- Вскоре после этого его конкурент Christie’s также провел торги на $12 млн, выставив коллекцию цифрового искусства, включающую четыре изображения обезьян.
- Примерно в то же время один коллекционер купил токен непосредственно у OpenSea за $2,65 млн.
- Несколько недель спустя в Sotheby’s был установлен новый рекорд стоимости единичного токена Bored Ape: номер 8817 был продан за $3,4 млн.
На начало ноября токены, связанные с экосистемой Bored Ape Yacht Club, включая традиционных обезьян, а также так называемых «мутантов» и серию домашних животных, принесли около $1 млрд.
В первые дни после запуска проекта продажи были скудными. Emperor Tomato Ketchup вспоминает: «Я думаю, что в общей сложности мы заработали от $30 тысяч до $60 тысяч. А потом, в одночасье, продажи взлетели. 10 тысяч токенов, каждый из которых первоначально стоил 0,08 эфира (около $370) были распроданы».
Bored Ape ценны не из-за своей визуальной привлекательности. Владелец может использовать изображение в коммерческих целях и продавать любой продукт на его основе. Также токены действуют как удостоверения личности, которые дают владельцам доступ к своего рода элитному клубу.
Ноа Дэвис, возглавляющий отдел онлайн-продаж цифрового искусства Christie’s, говорит, что именно «постоянные бесплатные услуги и льготы» делают принадлежность к сообществу Bored Ape Yacht Club таким полезным и желанным. Хотя в арт-среде оно по-прежнему остается недооцененным, среди любителей популярной культуры есть те, кто хотел бы создать глобальный центр для «единомышленников, технически подкованных и дальновидных людей планеты».
Название проекта Bored Ape Yacht Club — это отсылка к людям, которые разбогатели, «обезьянничая» (aping in). Так в сфере криптовалют называют крупные инвестиции в непонятную область. Из-за быстрого успеха они слишком скучают и готовы лишь создавать мемы и спорить об аналитике. Образ яхт-клуба — сатира, поскольку этот цифровой клуб выглядит как второсортный бар среди флоридских болот.
It’s official, @BoredApeYC #961 & #9039 are owned by @PostMalone. Post Malone bought these two apes for a combined total of 160 $ETH ($734,401.60). pic.twitter.com/LdWbt0gaPe
— cr0ss.eth (@cr0ssETH) November 14, 2021
Гаргамель, чей сосед по комнате в колледже начал добывать биткоин еще в 2010 году, увлекся криптографией в 2017 году, когда последний был прикован к постели неизвестной болезнью, скучал и разговаривал по телефону.
«Я знал, что он был расположен к риску, — говорит Гаргамель. — Я сказал: «Я хочу потратить деньги на одну дурацкую затею. Ты со мной?». Он сразу же подключился».
В начале 2021 года они обратили внимание на криптосообщество в Twitter, а также на CryptoPunks и Hashmasks, которые стали своего рода культурной валютой. Тогда они задумались, что произойдет, если объединить компонент коллекционного искусства с участием в сообществе посредством геймификации.
Идея была великолепной, но им не хватало технических знаний. Поэтому Гаргамель позвал No Sass и Tomato, которые изучали информатику в том же университете, в котором он учился в аспирантуре.
No Sass и Tomato разбирались в технологиях, но не в криптовалютах. Они оба написали свои первые строки кода на Solidity — языке для смарт-контрактов — в феврале этого года.
По словам No Sass, первый выпуск токенов принес много «стресса и страха». На старте их цель была довольно неопределенной: извлечь выгоду из очевидного тренда. Но после одной ночи, проведенной за бесконечными разговорами, Гонер понял, что все, чего он действительно хотел, — это чем-то заняться и поговорить с единомышленниками в захватывающем, фантастическом мире.
Виртуальное искусство было заманчивым, но ему нужно было найти какое-то применение. «Это были бы очередные коллекции NFT, которые не имели никакой пользы», — говорит Гонер.
«Я никогда не забуду ту ночь, когда мы все распродали, — говорит No Sass. — Было около двух или трех часов ночи, и я слышу, как звонит мой телефон. Я вижу, что это Tomato, и думаю, что что-то пошло не так. Я беру трубку и слышу: «Чувак, просыпайся. Мы только что заработали миллион долларов».
Nansen, компания, которая отслеживает аналитику блокчейна, сообщила, что в течение одной ночи у Bored Ape Yacht Club был самый популярный смарт-контракт на Ethereum.
«Это абсурд, — говорит Гаргамель. — Uniswap [популярная сеть децентрализованных финансовых приложений] совершает миллиарды и миллиарды транзакций. Но за ту единственную ночь мы захватили весь мир».
На начало ноября четверка заработала около $22 млн только на вторичном рынке. Чтобы охватить тех, кому не хватило храбрости купить первую партию и расширить сообщество, Yuga Labs запустила Mutant Ape Yacht Club: 10 тысяч разлагающихся обезьян, дополненных гноем, странными наростами, иногда — в комплекте с отсутствующими конечностями.
При стартовой цене токенов в 3 эфира (около $13,8 тысяч) мутанты были распроданы за час. Также случайным образом на рынок выбросили 10 тысяч «сывороток» (сейчас они торгуются на OpenSea за десятки тысяч долларов), с помощью которых можно создать зомбированного клона уже существующей обезьяны.
Когда в июне команда продала 500 реальных шляп владельцам обезьян, четверка провела несколько дней, упаковывая посылки на заднем дворе мамы Гаргамеля во Флориде.
«Сразу же некоторые из них были перепроданы за тысячи долларов, — восклицает Гаргамель. — Это были шляпы за $25. Мы подумали: «Черт, мы можем стать Web3-брендом уличной одежды. На что это вообще похоже?»».
Но команда все еще изучает способы создать больше ценности для токенов.
- Недавно они удивили коллекционеров охотой за сокровищами; победитель получил 5 эфиров (более $23 тысяч) и еще одну обезьяну.
- С 31 октября по 6 ноября прошел первый ежегодный фестиваль, в программе которого были вечеринки в галерее, на яхте и на складе, магазины с сувенирами и благотворительный ужин в Нью-Йорке.
Авторы проекта предполагают, что будущее за взаимодействием, когда у коллекционеров появится возможность загружать своих обезьян в разные уголки метавселенной. Гипотетически персонажи могут появиться в такой популярной игре, как Fortnite, и пользователи смогут одеть их в цифровые версии мерча Bored Ape Yacht Club.
«Мы хотим поощрять это как можно больше, — говорит Гаргамель. — Сейчас мы делаем трехмерные модели всех обезьян. Но, знаете ли, создание 10 тысяч идеальных моделей занимает немного времени».
В начале года они понятия не имели, что потенциально провальная идея превратится в работу на полный рабочий день. Чтобы запустить проект, они уделяли ему по 14 часов в день, а после большого выпуска персонажей решили увеличить это время до 16 часов в день. «Никто из нас по-настоящему не спал уже почти семь месяцев, — говорит Гонер. — Мы балансируем на грани выгорания».
Чтобы избежать этого, Yuga Labs уже привлекла в штат многочисленных художников, SMM и комьюнити-менеджеров для Discord, а также финансового директора.
«Мы хотим быть лайфстайл-компанией для Web3», — говорит Гонер, подчеркивая, что проект еще растет.
«На данный момент я максималист метавселенной. Я думаю, что вскоре наш мир окажется на пороге такого же опыта, как в «Первому игроку приготовиться»», — добавляет он.
Вероятно, Bored Ape Yacht Club — лишь дебютный альбом этой группы. Трудно представить, какими будут ее лучшие хиты.
Из-за опечатки NFT-картинку за $300 тысяч продали в сто раз дешевле
«Скучающие обезьяны» (Bored Apes) — одна из престижнейших NFT -коллекций цифровых аватаров. Самый дешевый из них сейчас стоит около 210 тысяч долларов США. Именно поэтому владельцу одной из картинок было так обидно продать ее всего за три тысячи из-за опечатки, пишет CNet.
Криптоаукционист по имени Макс собирался выставить на продажу свою «Скучающую обезьяну #3547» за 75 эфириумов (около 300 тысяч долларов), но опечатался и указал сумму в сто раз меньше — 0,75.
«Скучающая обезьяна #3547».
Цифровой аватар тут же приобрели через бот, запрограммированный на поиск уцененных товаров. Покупатель заплатил комиссию восемь эфириумов (32 тысячи долларов), чтобы провернуть сделку немедленно, и Макс не успел нажать кнопку «отмена».
Банки могут исправить подобные ошибки, но на нерегулируемом рынке криптовалюты такой возможности нет.
После покупки новый владелец «Скучающей обезьяны» снова выставил ее на продажу, но уже за 59,99 эфириумов (около 250 тысяч долларов).
Ранее 12-летняя американка заработала 1,6 миллиона долларов, продавая рисунки на криптоаукционе.
Продал измученную обезьяну за $1,4 миллиона: криптоинвестор неплохо заработал на NFT
Фотограф Джон Кноф в мае купил рисунок обезьяны из коллекции Bored Ape Yacht Club за $320. Через 7 месяцев инвестор перепродал NFT почти за $1,4 млн. Об этом Кноф написал на своей странице в Twitter.
►Подписывайтесь на страницу «Минфина» в фейсбуке: главные финансовые новости
Криптоинвестор приобрел обезьяну, стреляющую красным лучом и курящую трубку, 1 мая, сразу после выпуска коллекции, состоящей из 10 тысяч NFT-токенов, выпущенных на блокчейне Ethereum.
12 декабря ему удалось перепродать рисунок — покупатель выложил за него 347 ETH, что в то время равнялось почти $1,4 млн.
NFT из коллекции Bored Ape Yacht Club / Скриншот сайта ecryptobulls.com
На данный момент самым дорогим токеном из этой коллекции считается NFT #2087, который был продан в конце сентября за 769 ETH (около $2,27 млн по курсу на момент продажи).
NFT и теории заговоров: Кто на самом деле стоит за продажей джипегов по $300k
Знаменитости утверждают, что покупают картинки с Унылыми Обезьянами за сотни тысяч долларов — при этом многие считают весь рынок NFT пирамидальным пузырем, а участвующих в его раскрутке людей пытаются уличить в сговоре.
В прошлом году дичайше выстрелила тема с NFT — в моем личном топе самых безумных финансовых историй 2021 года они заняли почетное третье место.
Non-Fungible Tokens, или невзаимозаменяемые токены — это способ быстро и надежно передавать права владения предметами цифрового искусства через децентрализованный блокчейн…
…ну или, по крайней мере, так нам рассказывают NFT-энтузиасты. На самом деле, покупка токена модной картинки чаще всего делает вас счастливым обладателем ссылки на некое место в интернете, где лежит заветный джипег (а может уже и не лежит — вы же этот сервер не контролируете?), но не дает вам никаких эксклюзивных прав на использование этой картинки или ограничение других людей в ее использовании (можете поглядеть здесь и здесь).
«Ты не будешь владеть Прелестью физически, но если ты заплатишь, то твое имя будет числиться в качестве владельца на блокчейне!»
То есть, максимум — можно поставить купленного вами за несколько десятков тысяч долларов Крутого Кошака (тм) себе на автарку в Твиттере, и испытывать дикий батхёрт, глядя на то, как окружающие делают то же самое совершенно бесплатно.
Когда кто-то кликнул правой кнопкой мыши по твоему NFT и сохранил его себе: остается только жаловаться мамке и санитарам
Bored Apes: все обезьяны равны, но некоторые — равнее
NFT устроены таким образом, что практически кто угодно может выпустить новые токены практически на что угодно, и начать их продавать другим людям. Самый популярный на текущий момент набор NFT — это Bored Apes, или Унылые Обезьяны (тм).
По сути, его создатели наняли несколько художников, которые нарисовали отдельные элементы изображения обезьян в едином стиле: морды, предметы одежды, шапки, очки, и т.д. Потом этим элементам присвоили разную степень редкости, и специальный алгоритм путем автоматической рекомбинации таких «кирпичиков» нагенерил десять тысяч уникальных картинок.
Bored Apes: такие разные — и всё-таки, они вместе
Текущая минимальная цена любой, даже не содержащей каких-либо редких элементов, Унылой Обезьяны составляет $300 тысяч. Получается, что вся коллекция стоит минимум три миллиарда долларов. А учитывая то, что самую дорогую обезьяну продали на аукционе Sotheby’s за $3,4 млн… Ну, посчитайте, в общем, сами.
Как обезьяны пришли к успеху
Почему одни коллекции NFT стоят миллиарды долларов, а другие не нужны примерно никому? Всё просто: решающим фактором, определяющим «ценность» того или иного NFT, становится количество хайпа, которое его окружает. Ведь если у джипега с обезьяной отсутствует какое-либо разумное мерило внутренней стоимости, единственное, на что можно ориентироваться — это количество внимания, которое ей уделяют все остальные 7 миллиардов разумных обезьян, проживающих на планете Земля.
Так что неудивительно, что у Bored Apes дела бодро идут в гору: ведь, казалось бы, к текущему моменту у каждой уважающей себя американской знаменитости уже есть по своей собственной обезьянке. В прошлом месяце завирусился отрывок из Вечернего шоу Джимми Фаллона, в котором ведущий передачи вместе с Пэрис Хилтон в крайне кринжовой и неестественной манере хвастались друг перед другом картинками своих обезьян.
И эти ребята здесь отнюдь не одиноки: NFT с унылыми обезьянами приобрели Эминем, Гвинет Пэлтроу, Джастин Бибер, Пол Логан и многие другие. Как так вышло, что все эти люди (честно признаем — не самые прошаренные в теме блокчейна) резко заинтересовались токенами?
Заговор рептилоидов раскрыт!
Несколько дней назад в блоге Read Max вышел любопытный материал. Оказывается, немалое количество этих NFT-евангелистов среди знаменитостей по странному стечению обстоятельств сотрудничают с компанией Creative Artists Agency (CAA), которая, в свою очередь, имеет долю в OpenSea — площадке по продаже NFT с текущей оценкой в районе 13 миллиардов долларов.
Несколько интересных моментов из расследования Макса:
- Джимми Фаллона представляет CAA, у которых есть доля в OpenSea.
- Эштон Кутчер тоже клиент CAA, и имеет собственную независимую долю в OpenSea через свою компанию Sound Ventures. А еще они с Милой Кунис сейчас пилят телесериал «Котята-укурыши», который можно посмотреть, только купив соответствующий NFT…
- Кутчер будет сниматься в романтической комедии Your Place or Mine с Риз Уизерспун, которая является главным апологетом World of Women NFT, а также женой одного из агентов CAA.
- Партнер Кутчера по Sound Ventures, музыкальный менеджер Гай Озери, владеет платформой Pearpop для коллабораций ТикТок-инфлюенсеров со знаменитостями — вроде той же самой Пэрис Хилтон, которая как раз пользуется Pearpop.
Так что, если вы хотите разбогатеть на NFT, то вот вам примерный рецепт успеха:
- Инвестируете деньги в компанию, которая де-факто монополизировала рынок купли-продажи NFT (все разговоры о децентрализации блокчейна, конечно, прекрасны — но если вы хотите серьезно заниматься NFT, то вам придется делать это весьма централизованно через OpenSea).
- Договариваетесь с кучей знаменитостей, чтобы они везде ходили и рассказывали, как они потратили много килобаксов на покупку NFT-обезьян и жить теперь без них не могут. (При этом, некоторые вообще сомневаются, что знаменитости действительно тратят на эти «покупки» собственные деньги: вполне возможно, что крипту для этих целей им просто дают «взаймы» — потом ведь она всё равно вернется обратно в нужный кошелек).
- Чем больше инфоповодов => тем больше об NFT говорят => тем больше людей хотят себе унылую бибизяну «чтобы быть как Эминем».
- …
- PROFIT. (Вы владеете долей в компании на $13 миллиардов).
Как дальше жить, и пора ли жаловаться в ООН
В Твиттере у многих незамедлительно подгорело, и люди предложили жаловаться на знаменитостей в американскую Службу защиты потребителей на рекламу без информирования о скрытом конфликте интересов.
Но в целом, этическая грань здесь не очень понятна. Если какой-нибудь известный футболист должен согласно рекламному контракту везде на публике пить только Пепси и неистово этот напиток хвалить — то это ок; а ходить и везде показывать свою крипто-обезьяну — это уже не ок?
В конце концов, они ведь не призывают всех вкладываться в NFT, чтобы разбогатеть — к такой скрытой рекламе действительно могли бы возникнуть вопросы (хотя, как мы знаем, некоторых уважаемых людей из России даже такой подход не очень смущает).
Так что, на мой взгляд, смелые теории заговора по поводу того, что масоны с рептилоидами коварно манипулируют крипто-рынками из мировой закулисы, будут по большей части оставаться веселым чтивом, а не поводом к судебным искам.
Кстати, еще более бодрый наброс на эту же тему — это теория о том, что весь этот ваш Bored Ape Yacht Club создан скрытыми нацистами по образу и подобию дивизии Totenkopf. Но тут уж вы на свой страх и риск читайте, я не уверен, насколько россиянам безопасно воспроизводить такое в статьях. =)
Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные подходы к личным финансам и инвестициям.