Чем является специальная оценка условий труда
Перейти к содержимому

Чем является специальная оценка условий труда

  • автор:

Чем является специальная оценка условий труда

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Проведение СОУТ: порядок и сроки процедуры, результаты оценки

Действующее законодательство обязывает каждого работодателя периодически проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Это мероприятие направлено на обеспечение безопасных и комфортных условий работы для персонала, а также на определение гарантий, предусмотренных нормативно-правовыми актами для некоторых категорий сотрудников. Разбираемся, как проводится спецоценка и какими могут быть ее результаты.

Основные положения закона о специальной оценке условий труда

Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.

По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.

Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).

Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.

Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.

Порядок проведения СОУТ

Тем работодателям, которые планируют проведение СОУТ, необходимо в первую очередь разобраться, из каких этапов складывается это мероприятие. Итак, в процессе подготовки и непосредственно проведения СОУТ выполняются следующие действия:

  • Создается комиссия по проведению спецоценки. В соответствии со статьей 9 Закона №426-ФЗ в состав комиссии включаются представители работодателя и представители профсоюза. К количеству членов комиссии предъявляется особое требование — их число не должно быть четным, а конкретное количество членов устанавливается исходя из штатного расписания работодателя. Если СОУТ проводится в крупной организации, имеющей несколько территориально распределенных подразделений, разрешается создавать несколько комиссий в каждом из них.
    Нужно отметить, что представители компании, которая проводит спецоценку, в состав комиссии не включаются, а возглавляет ее работодатель или представитель работодателя.
    Ознакомить с приказом о проведении СОУТ необходимо всех членов комиссии под подпись.
  • Разрабатываются и утверждаются график СОУТ и перечень оцениваемых рабочих мест. Обязанность возложена на комиссию по СОУТ. Именно она должна составить перечень рабочих мест и утвердить его. Как следует из текста письма Минтруда России от 14 марта 2016 года №15-1/ООГ-1041, в данный перечень не включаются свободные (вакантные) рабочие места — на них СОУТ не может быть проведена. Требования к заполнению перечня рабочих мест приведены в пункте 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, утвержденной Приказом №33н, а требования к обозначению рабочих мест в перечне содержатся в пункте 2 части 2 статьи 18 Закона №426-ФЗ.
    График проведения СОУТ оформляется в произвольной форме, в нем указываются сроки и этапы проведения мероприятия. Такой график утверждается отдельным приказом или включается в упомянутый выше приказ о проведении СОУТ.
    Выбирается экспертная компания. К компаниям, которые специализируются на проведении СОУТ, законодательство предъявляет особые требования (смотрите статью 19 Закона №426-ФЗ). Такие компании должны иметь в штате определенное количество специалистов с соответствующими сертификатами. Кроме того, в структуре экспертной компании должна присутствовать аккредитованная лаборатория. Обязательное условие — наличие уведомления, подтверждающего включение в реестр Минтруда РФ. С экспертной компанией работодатель заключает договор, после чего у него возникает обязанность передать сведения о рабочих местах, подлежащих спецоценке, предоставить соответствующие разъяснения и предложения сотрудников (при наличии) по осуществлению на их рабочих местах идентификации производственных факторов.

Независимость и беспристрастность специализированной организации и ее экспертов — необходимое условие для сотрудничества с такой компанией, в связи с этим следует изучить исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые не могут проводить СОУТ — он содержится в части 2 статьи 22 Закона №426-ФЗ.

  • Проводится идентификация производственных факторов. Она выполняется экспертом, представляющим специализированную организацию, на основании статьи 10 Закона №426-ФЗ и изучения сведений, которые были предоставлены работодателем, поэтому находиться непосредственно на оцениваемых рабочих местах эксперту не обязательно. Если опасных или вредных условий экспертом выявлено не будет, он предоставит работодателю заключение. На основе данного заключения работодателю надлежит подготовить и подать декларацию в территориальное подразделение Роструда.
    Идентификации не подлежат рабочие места, которые перечислены в части 6 статьи 10 Закона №426-ФЗ.
  • Выполняются исследования и замеры. Потребность в инструментальных измерениях возникает в тех случаях, когда по итогам идентификации были выявлены вредные или опасные факторы. Набор необходимых замеров и исследований зависит от специфики рабочего места.
  • Составляется отчет. Отчет по результатам СОУТ составляется экспертной компанией, его форма утверждена Приказом №33н. Этот документ содержит сведения об экспертной компании, перечень оцениваемых рабочих мест, карты СОУТ, протоколы выполнения измерений и исследований, а также сводную ведомость. Кроме того, в отчет включается перечень мер, которые необходимы для улучшения условий работы персонала и заключения экспертов.
  • Сдается декларация. После подготовки отчета работодателю в течение 30 дней с момента его утверждения необходимо подать декларацию в Роструд. Сделать это можно лично, отправив документ по почте, или онлайн (через сайт Роструда).

Кроме того, работодателю надлежит ознакомить сотрудников с результатами СОУТ. Ознакомление происходит под подпись. Сделать это также нужно в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Вопрос, который волнует практически каждого работодателя — это сроки проведения СОУТ. На данное мероприятие работодателям дается шесть месяцев. Если необходимость СОУТ возникла из-за создания рабочих мест или внедрения изменений, срок увеличивается до 12 месяцев.

Меры ответственности, предъявляемые к работодателям

Работодатели, которые нарушили установленный порядок выполнения СОУТ или вообще не провели проверку, подлежат привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Наказание за данное правонарушение назначается в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа для ИП и должностных лиц составляет от 5000 до 10 000 рублей. Больше придется заплатить юрлицам: им за совершение правонарушения назначается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.

Если же ранее подобные правонарушения уже фиксировались в компании, должностное лицо может быть подвергнуто дисквалификации на период от одного года до трех лет. Штраф в случае совершения повторного правонарушения составляет от 30 000 до 40 000 рублей для ИП и должностных лиц и от 100 000 до 200 000 рублей для компаний. Кроме того, юридическим лицам может грозить административная приостановка деятельности.

Кому и когда нужна СОУТ и каковы могут быть ее результаты?

Требование по проведению СОУТ распространяется на большинство рабочих мест (как мы уже говорили, ее обязаны организовывать те работодатели, которые используют наемный труд). Некоторые руководители компаний полагают, что оценке подлежат только те рабочие места, которые можно отнести к потенциально опасным (например, если работа предполагает взаимодействие сотрудника со сложными механизмами). В действительности это не так: рабочие места нужно оценивать независимо от того, какая сфера деятельности и какие условия работы, будь то офис или оркестровая яма, к примеру.

Положения Закона №426-ФЗ предписывают работодателям проводить СОУТ не реже чем раз в пять лет (если иное не установлено указанным законодательным актом). Отсчет пятилетнего периода начинается с момента утверждения отчета о проведении спецоценки. В ряде случаев выполняется внеплановая СОУТ. В частности, такая потребность возникает:

  • если компания получила предписание от контролирующего органа;
  • если создаются новые рабочие места;
  • если изменился процесс производства, состав материалов, внедрилось новое оборудование и тому подобное (при условии, что изменения могут повлиять на работу сотрудников).

Внеплановая СОУТ проводится, если с работником компании произошел несчастный случай или же у сотрудника было выявлено профзаболевание. Также подобная СОУТ требуется, если имеется мотивированное предложение профсоюза.

Результатом спецоценки выступает присвоение оцениваемому месту класса условий труда. В зависимости от класса рабочего места, на котором трудится работник, ему могут назначаться соответствующие компенсации и льготы. Так, например, сотрудник может рассчитывать на:

  • сокращение рабочей недели;
  • повышение оклада;
  • увеличение продолжительности отпуска.

Итоги СОУТ оказывают влияние и на размер отчислений работодателя в Пенсионный фонд РФ. Так, если рабочее место причислено к классу опасных условий, работодателю необходимо уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 8%, а если к классу вредных — в размере от 2 до 7%. Также результаты СОУТ в некоторых случаях влекут за собой необходимость инициирования мероприятий по улучшению условий, в которых трудятся сотрудники.

Итак, проведение СОУТ — это не формальность, а достаточно значимая для любой компании процедура, которая затрагивает одновременно несколько направлений. Во-первых, отказ от спецоценки или несоблюдение требований при ее осуществлении влечет за собой административную ответственность. Во-вторых, ее результаты могут помочь работодателю оптимизировать взносы в ПФР. И, безусловно, главное, на что направлена данная процедура, — это создание безопасных и комфортных условий на рабочих местах в организации.

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Сотрудничество с надежной компанией, специализирующейся на выполнении СОУТ, может стать гарантией того, что все работы будут выполнены в соответствии с установленными требованиями и, что немаловажно, в заранее оговоренные сроки.

Профессиональные риски

Профессиональные риски в охране труда: анализ и снижение рисков при системной организации охраны

Обучение охране труда

Обучение охране труда: когда оно необходимо, как проходит и в чем преимущества аутсорсинга охраны труда

Производственный контроль

Производственный контроль: цель и порядок проведения

© 2023 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Михаил Чкаников. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (далее — СОУТ)

Для каких целей применяются результаты СОУТ

  1. разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовка статистической отчетности об условиях труда;
  11. решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрение и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценка уровней профессиональных рисков;
  16. иные цели, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация проведения СОУТ

  1. Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.
  2. СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям ст. 19 426-ФЗ, имеющий официальный допуск к деятельности по проведению СОУТ и привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора.
  3. СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
  4. СОУТ проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.

Комиссия по проведению СОУТ

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Основные обязанности комиссии:

  1. утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
  2. утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
  3. принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
  4. формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
  5. принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
  6. принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
  7. принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
  8. подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.

Действия комиссии до начала выполнения работ по проведению СОУТ:

  • утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводится СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;

* Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Права и обязанности сторон, участвующих в проведении СОУТ

Работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работник вправе:

1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Работник обязан:

  1. ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;

5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При идентификации должно учитываться:

  1. производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников;
  2. результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
  4. предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию при проведении СОУТ

  • аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
  • шум;
  • инфразвук;
  • ультразвук воздушный;
  • вибрация общая и локальная;
  • неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные поля радиочастотного диапазона, излучения оптического диапазона: лазерное и ультрафиолетовое);
  • ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение);
  • параметры световой среды (освещенность рабочей поверхности);
  • химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа, измеряемые в воздухе рабочей зоны, воде, на кожных покровах работников.
  • микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах
  • патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний.

Факторы трудового процесса

  • тяжесть труда — показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
  • напряженность труда — показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
  • .

Методики (методы) измерений факторов производственной среды и трудового процесса.

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

  1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  2. Декларация подается на основании заключения эксперта организации, проводившей СОУТ. В декларации указываются реквизиты заключения эксперта и сведения об организации, проводившей СОУТ.
  3. Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется его печатью, либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем.
  4. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
  5. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу Федерального закона № 136 от 01.05.2016г. по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.
  6. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами.
  7. Декларация соответствия является бессрочной в случае охранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
  8. По окончании срока действия декларации (в случае отсутствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) срок действия декларации продлевается на следующие пять лет.
  9. В случае, если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

На что следует обращать особое внимание членам комиссии при проведении исследований вредных и опасных производственных факторов организацией, проводящей СОУТ

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ.

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в установленном порядке методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Методы исследований (испытаний) и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения, определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно.

Результаты проведенных исследований оформляются протоколами в отношении каждого производственного фактора, подвергнутого исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

В качестве результатов исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты производственного контроля на рабочих местах за условиями труда, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований может создать угрозу для жизни работников, экспертов и иных работников организации, проводящей СОУТ, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований.

Решение о невозможности проведения исследований оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении СОУТ.

Что такое спецоценка условий труда и как ее провести

По закону работодатель должен убедиться, что работники трудятся в безопасных для жизни и здоровья условиях: не задыхаются от пыли и не теряют слух от шума.

Если условия вредные, нужно знать, кому назначить компенсацию, дать дополнительный отпуск или сократить рабочий день. Обо всем этом работодатель узнает из результатов СОУТ. Рассказываем, что это за процедура и как ее проводить.

Что такое СОУТ

СОУТ — специальная оценка условий труда. Она нужна, чтобы назначить каждому рабочему месту класс условий труда. От класса зависит, нужно ли платить компенсацию работникам, выдавать молоко и проводить медосмотры.

Оценка проходит так: на завод, в ресторан, больницу или офис приходят люди, общаются с работниками, делают замеры, проверяют оборудование и смотрят документы. А потом в лаборатории анализируют данные и выносят заключение.

Организовать спецоценку должен работодатель. Обычно в компании за это отвечает специалист по охране труда: готовит приказы, собирает комиссию, выбирает экспертную организацию и договаривается с ней, а затем следит, чтобы условия труда улучшились, а трудовые договоры, если нужно, изменили в интересах работников.

Должность специалиста по охране труда или даже целая служба должны быть у любого работодателя из производственной сферы с численностью персонала от 50 человек. Если компания маленькая и специалиста по охране труда нет, спецоценку может организовать ответственный за охрану труда кадровик или руководитель.

Кто обязан проводить СОУТ

Спецоценку обязаны проводить все работодатели — компании и ИП с сотрудниками, которые работают по трудовому договору.

Работодатели могут не проводить СОУТ:

  • по рабочим местам надомников;
  • по рабочим местам дистанционных сотрудников;
  • по вакантным рабочим местам.

Если по трудовому договору работник должен трудиться в офисе, а по факту работает дистанционно, проводить спецоценку все равно нужно.

Проведение специальной оценки условий труда, если в компании один сотрудник

Если в организации числится один директор, который работает по трудовому договору, то проводить спецоценку нужно. Он будет единственным членом комиссии.

Если предприниматель работает в одиночку и у него нет наемного персонала, то создавать комиссию и проводить спецоценку условий труда не надо. Так как сам для себя предприниматель работодателем не является.

Что будет, если не проводить СОУТ

Отсутствие СОУТ может выявить трудовая инспекция при плановой или внеплановой проверке. Если не провести спецоценку труда, трудинспекция может оштрафовать:

  • ИП, малое предприятие и должностное лицо — от 5000 до 10 000 ₽;
  • среднюю или крупную компанию — от 60 000 до 80 000 ₽.

Если повторить нарушение и не пройти спецоценку вовремя, штраф будет:

  • для должностных лиц, малых предприятий и ИП — 30 000—40 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — 100 000—200 000 ₽.

Еще могут приостановить работу компании или ИП на срок до 90 дней.

Как часто нужно проводить спецоценку

Спецоценка бывает двух видов — плановая и внеплановая.

Плановую СОУТ проводят раз в пять лет. Если хотя бы на одном рабочем месте выявили вредные или опасные условия труда, через пять лет нужно обязательно провести СОУТ заново. Если по итогам предыдущей спецоценки вредных и опасных факторов не выявили и за пять лет условия не изменились, новую оценку проводить не придется: будут действовать результаты старой.

В первый раз спецоценка проводится не позднее года после регистрации компании или оформления первого работника ИП.

Внеплановую СОУТ проводят, когда условия труда изменились так, что нужно заново определять их вредность. Например, изменился технологический процесс: заменили ручную обработку деталей на механическую, и теперь это по-другому влияет на безопасность сотрудников.

Или когда компания или ИП переехали в другой офис и теперь нужно заново проводить СОУТ. Вот все поводы и сроки для внеплановой спецоценки.

Если вводите новые должности или меняете названия должностей, но при этом рабочие места не меняются, внеплановая СОУТ не нужна. Но решение об этом должна принять комиссия. Чтобы у трудовой инспекции не было претензий, лучше оформить такое решение актом об отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки.

Куда можно обратиться для проведения спецоценки

СОУТ проводит не сама компания или ИП, а специализированная организация, аккредитованная в области охраны труда. Найти ее можно в реестре на сайте Минтруда. В фильтре выберите свой регион — и получите список с адресами ближайших компаний.

ИП или компания самостоятельно выбирает организацию-оценщика и заключает договор с ней. Если в вашем городе нет организаций, которые проводят СОУТ, можно заключить договор с компанией из другого города.

Поиск компаний, проводящих СОУТ в реестре на сайте Минтруда

СОУТ в упрощенном порядке для микропредприятий

Некоторые компании и ИП могут проводить СОУТ в упрощенном порядке: не нужно привлекать специализированную организацию, а можно самостоятельно ответить на вопросы в проверочных листах. Это поможет понять, есть ли на рабочих местах вредные или опасные факторы. Рекомендуемая форма проверочного листа — в приказе Минтруда.

Компании и ИП должны соответствовать двум критериям: числиться микропредприятиями и работать в определенных сферах бизнеса.

Микропредприятия — это компании и ИП со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей, которые внесены в реестр малого и среднего бизнеса.

Работа в определенных сферах бизнеса. Микропредприятия могут проводить СОУТ в упрощенном порядке, если их основной ОКВЭД, например, относится к сфере:

  • разработки компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в этой области и других сопутствующих услуг;
  • деятельности в области информационных технологий;
  • финансовой и страховой деятельности;
  • деятельности в области права и бухгалтерского учета.

Нельзя проводить СОУТ в упрощенном порядке, если у микропредприятия есть:

  • рабочие места работников, профессии, должности или специальности которых предоставляют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • рабочие места, в связи с занятостью на которых сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенной СОУТ, установлены вредные или опасные условия труда.

В этих случаях микропредприятию для СОУТ придется привлекать специализированную организацию.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Для микропредприятия, которое имеет право провести СОУТ самостоятельно, процедура бесплатная. В остальных случаях цена СОУТ — договорная. Ее устанавливает экспертная организация по согласованию с заказчиком. Обычно работодатель отправляет ориентировочный перечень рабочих мест и получает цену за одно место. В стоимость пропорционально включается плата за анализ вредных факторов и составление отчета. Поэтому, чем больше у вас рабочих мест, тем дешевле обойдется спецоценка каждого.

В компании на 20 рабочих мест стоимость спецоценки может быть 1500 ₽ за одно место, то есть 30 000 ₽ за СОУТ. А в компании на 120 рабочих мест — 500 ₽ за одно место, или 60 000 ₽ за СОУТ. Рабочих мест в шесть раз больше, но проведение спецоценки только вдвое дороже.

Формирование стоимости СОУТ

Услуги по спецоценке полностью оплачивает работодатель. Стоимость спецоценки можно включить в налоговые расходы только на ОСН. Зато затратами на СОУТ можно вернуть до 20% взносов на травматизм в СФР за предыдущий год. Но если в прошлом году были несчастные случаи или профзаболевания, сумму к возврату уменьшат на размер больничных и оплату льготного проезда к месту лечения.

Какие документы нужны для проведения СОУТ

Если работодатель — не микропредприятие, до начала оценки рабочих мест нужно оформить:

  • договор с организацией-оценщиком;
  • приказ о проведении СОУТ;
  • перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке;
  • график проведения СОУТ.

Полный пакет бумаг зависит от специфики компании или ИП, мы перечислили базовую документацию.

Этапы специальной оценки условий труда

Спецоценку проводят в шесть этапов. Дальше расскажем про каждый.

1. Заключить договор с компанией, которая будет проводить спецоценку. В нем указывают стоимость и порядок оплаты, сроки, обязанности и ответственность сторон.

Чтобы подстраховаться от утечки коммерческой тайны, пропишите условие конфиденциальности: «Исполнитель не вправе передавать информацию третьим лицам без письменного согласия Заказчика, независимо от причины прекращения действия договора».

2. Подготовить приказ о проведении СОУТ. В нем нужно утвердить комиссию, которая будет проводить спецоценку. По закону в комиссии должно быть нечетное количество человек из числа персонала работодателя. Обязательно — руководитель или ИП, представитель профсоюза при его наличии и специалист по охране труда или тот, кто выполняет его обязанности. Экспертов организации-оценщика включать в комиссию не нужно.

Еще в приказе указывают сроки проведения спецоценки, а в приложении — график проведения СОУТ. В график включают четыре основных этапа СОУТ: формирование комиссии, утверждение перечня рабочих мест, проведение исследований и составление отчета.

Пример приказа о проведении СОУТ

Пример графика проведения спецоценки условий труда

3. Подготовить и утвердить перечень рабочих мест. Его составляют на основании штатного расписания. Считать нужно реальные рабочие места, а не занятых на должностях работников.

Две уборщицы убирают одну и ту же территорию посменно — рабочее место одно. Но если одна убирает коридоры, а другая — кабинеты, условия разные, значит, рабочих мест два.

В законе есть понятие «аналогичное рабочее место». Можно проводить спецоценку 20% таких мест, а результаты распространить на все.

Если в двух однотипных цехах стоят одинаковые станки, одинаковая вентиляция, отопление и освещение, а работники имеют одинаковую профессию и выполняют сходные функции, их рабочие места будут считаться аналогичными.

Какие рабочие места считать аналогичными, а какие нет, решает специалист из организации-оценщика. Затем решение утверждает комиссия работодателя.

Вносите в перечень все места, если проводите спецоценку в первый раз. В следующий раз места, на которых уже проводили оценку и не обнаружили вредные или опасные факторы, повторно проверять не надо.

Пример перечня рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда

4. Провести СОУТ. В оговоренные рабочие дни эксперты компании-оценщика приходят к работодателю и проверяют рабочие места. Комиссия работодателя должна присутствовать при проведении.

Хорошо, если работники тоже окажутся на местах: специалисты расспросят их об особенностях работы. Для замера некоторых вредных факторов нужны сами люди.

У работников с перфораторами, электропилами или бормашинами измеряют воздействие вибрации, устанавливая датчики на кисти рук.

По запросу оценщиков работодатель должен предоставить экспертам всю техническую информацию, которая нужна для оценки: например, марки и номера машин, сертификаты соответствия на оборудование, проект здания, где трудятся работники.

5. Получить и подписать отчет. Проверка рабочих мест может занять несколько дней. После этого оценщики готовят отчет — пакет документов с информацией о каждом рабочем месте и условиях труда в целом.

В течение 30 дней со дня направления работодатель должен подписать отчет и отправить его обратно — организации-оценщику.

6. Получить подтверждение о передаче сведений во ФГИС. Компания-оценщик в течение десяти дней размещает сведения о проведенной спецоценке в федеральной системе учета и в течение трех дней отправляет подтверждение об этом — обычной почтой или электронной, если оно подписано усиленной электронной подписью. После этого СОУТ считается завершенной.

Результаты СОУТ: какие документы вы получите

Перед тем как все распечатать и отправить на подпись, компания-подрядчик пришлет вам по электронной почте на согласование архив файлов.

Титульный лист. На нем обязательно должен быть идентификационный номер работодателя и подписи всех членов комиссии.

Пример отчета по итогам СОУТ

Сведения об экспертной организации. Кроме юридической информации и номера в реестре Минтруда, в документе должны быть перечислены все измерительные приборы, которыми оборудована лаборатория компании-оценщика.

Перечень рабочих мест. Подробная таблица всех мест в вашей компании с перечислением вредных факторов и пометками, если их обнаружили.

Сводная ведомость Еще две таблицы с указанием классов вредности по всем рабочим местам.

Карты СОУТ. Карта рабочего места — документ со всеми факторами вредности, рекомендациями по улучшению условий, гарантиями и компенсациями, которые нужно предоставить работнику. Карт должно быть столько, сколько рабочих мест в перечне.

Протоколы измерений, если они проводились. По каждому рабочему месту будет отдельный файл с измерениями освещенности, шума, тяжести и прочего.

Перечень мероприятий по улучшению условий труда — таблица рабочих мест с указанием компенсаций и гарантий, которые нужно предоставить работникам.

Перечень рекомендаций по итогам спецоценки условий труда

Заключение эксперта по результатам СОУТ. Это подтверждающий документ, в котором указано, сколько рабочих мест проверено, сколько из них вредных, допустимых и опасных, за подписью эксперта лаборатории оценщика.

Специалист по охране труда просматривает все документы. Если все в порядке, компания-оценщик присылает или приносит весь пакет на бумаге.

Что делать работодателю по итогам СОУТ

По окончании спецоценки работодатель должен сделать следующее.

Составить декларацию соответствия условий труда государственным требованиям. В ней указывают только те рабочие места, на которых микропредприятие или оценщики не выявили вредных условий. Также работодателю, кроме микропредприятия, обязательно нужно указать номер заключения эксперта СОУТ и номера протоколов испытаний, если их проводили.

Готовую декларацию нужно отнести в местную инспекцию труда или отправить по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если у компании или ИП есть усиленная электронная подпись, можно подать декларацию онлайн на сайте Роструда.

На подготовку и отправку декларации у работодателя есть 30 дней с даты подписания отчета о СОУТ.

Декларация соответствия условий труда государственным требованиям

Выпустить приказ о завершении СОУТ. Это не обязательно, но если трудовая инспекция будет проводить проверку, приказ покажет, что СОУТ завершили и руководитель компании или ИП отдал распоряжения улучшить условия труда по рекомендациям экспертов-оценщиков.

В приказе указывают ответственных за все мероприятия, которые нужно провести после спецоценки, и сроки.

Приказ о завершении СОУТ

Ознакомить под подпись всех работников с картами их рабочих мест. Карта специальной оценки условий труда показывает, какие вредные факторы выявили эксперты и какие льготы и гарантии положены каждому работнику, занятому на этом месте.

Вот основные гарантии и компенсации, которые назначают работникам по результатам СОУТ в зависимости от выявленной вредности.

Условия труда Класс Надбавка — от 4% к окладу Дополнительный отпуск — от 7 дней Сокращенная рабочая неделя — 36 часов вместо 40
Оптимальные 1 × × ×
Допустимые 2 × × ×
Вредные 3.1 × ×
Вредные 3.2 ×
Вредные 3.3
Опасные 4

Все работники должны расписаться в карте своего места — так они подтверждают, что согласны с оценкой условий труда. Если после СОУТ нанимаете нового сотрудника, его тоже нужно ознакомить с картой под подпись. Кроме работников, в каждой карте должны расписаться все члены комиссии СОУТ.

Работник может не согласиться с оценкой в карте. Например, если после СОУТ ему отменили компенсацию, а условия почти не изменились. Тогда он может пожаловаться в профсоюз, который выносит письменную рекомендацию провести внеплановую спецоценку труда. Если в компании нет профсоюза, работник может пожаловаться в инспекцию по труду, и она придет с проверкой, по результатам которой результаты спецоценки подтвердят или отменят.

Пример карты СОУТ с гарантиями и рекомендациями по вредному рабочему месту

Заключить допсоглашения к трудовым договорам. Класс условий труда должен быть указан в трудовом договоре. Если раньше не проводили спецоценку или после СОУТ классы изменились, с работниками нужно заключить допсоглашения, в которых указать утвержденный класс.

Если по итогам СОУТ рабочее место признали вредным, в соглашении нужно указать размер надбавки к окладу. Если установили класс 3.2 или выше — прописать дополнительный отпуск, а если 3.3 или 4 — еще и сокращение рабочей недели. Информацию об этом берут из карт СОУТ.

Если работник откажется подписывать допсоглашение, работодатель может изменить трудовой договор в одностороннем порядке. Компания должна письменно уведомить об этом сотрудника минимум за два месяца. Для ИП такого срока нет, но обычно уведомляют по крайней мере за две недели.

Пример допсоглашения к трудовому договору, которое оформляется после признания рабочего места вредным

Разместить на сайте результаты СОУТ: сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий труда. Если у работодателя есть официальный сайт, нужно разместить на нем сканы документов в течение 30 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *