Какие сделки признаются контролируемыми
Перейти к содержимому

Какие сделки признаются контролируемыми

  • автор:

Какие сделки признаются контролируемыми

Дата публикации 29.03.2023

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (см. письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@).

Сделки, которые признаются контролируемыми

Контролируемыми признаются следующие сделки:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) всех сторон признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по всем сделкам (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ), и при условии, что (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  1. стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (кроме ставок, предусмотренных п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое, при добыче которого НДПИ платится по этой же ставке;
  3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН (сделка совершена в рамках этой деятельности), а остальные участники сделки не применяют этот режим;
  4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль.
    Минфин России разъясняет, что такой плательщик может применять специальные налоговые режимы или быть участником «Сколково» (см. письмо от 20.05.2013 № 03-01-18/17735). При этом, если от уплаты налога на прибыль освобождены все стороны сделки, то она не признается контролируемой по этому основанию (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-01-18/32298).
    В письме от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 финансовое ведомство дополнительно отметило, что сделки с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, по данному основанию не признаются контролируемыми. Ведь налог на прибыль с них не взимается, поэтому освобождение от его уплаты предусмотрено только для организаций на УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
    Помимо этого, по основаниям, указанным в п. 3 и п. 4, не относится к разряду контролируемых сделка, одной из сторон (сторонами) которой выступает сельхозтоваропрозводитель, не перешедший на уплату ЕСХН. Ведь такой налогоплательщик не применяет спецрежим, не освобожден от обязанности платить налог на прибыль (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042).
  5. сделка одновременно удовлетворяет следующим условиям:
    • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    • любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.
  6. хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ;
  7. хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ. Эти положения не применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 01.01.2022 по 31.12.2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора;
  8. хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

2.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 120 млн рублей.

2.2. Сделки в области внешней торговли отдельными товарами, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 120 млн рублей. Эта норма применеятся в отношении сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2022 вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 № 6-ФЗ).

Так, сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

  1. нефть и нефтепродукты;
  2. черные и цветные металлы;
  3. минеральные удобрения;
  4. драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 03.02.2022 № 267.

Сделки в области внешней торговли товарами, которые не поименованы в указанном Перечне, контролируемыми по этому основанию не признаются. Однако они могут быть признаны таковыми по иным основаниям (письма Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 26.08.2013 № 03-01-18/34998, от 17.07.2013 № 03-01-18/28096, от 09.07.2013 № 03-01-18/26633).

2.3. Сделки, одной из сторон которых является резидент офшорной зоны, указанной в Перечне, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 120 млн рублей.

Если стороной такой сделки выступает не сама организации, а ее представительство в РФ, то такие сделки также являются контролируемыми при соблюдении суммового критерия (см. письмо Минфина России от от 30.08.2013 № 03-01-18/35774, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4, от 29.12.2012 № 03-01-18/10-202).

Обратите внимание, суммовой порог (120 млн рублей) применеятся в отношении сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2022 вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (письмо Минфина России от 26.04.2022 № 03-12-12/1/37761). Напомним, что ранее применялось ограничение 60 млн рублей.

Сделки, которые не признаются контролируемыми

Не признаются контролируемыми, несмотря на соответствие формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в т. ч. прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ.

По мнению финансового ведомства, под убытками в данном случае понимаются не только переносимые на будущее убытки прошлых периодов, но и убытки, приравненные к внереализационным расходам (см. письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042, от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8504, № 03-01-18/8506, от 27.02.2013 № 03-01-18/5769).

К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
  • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
  • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ;

6) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.

Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2023 год

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2023 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Проверьте, правильно ли вы определили критерии контролируемых сделок с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Контролируемые сделки — 2023: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2023 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль (данное условие не действует с 01.01.2022 по 31.12.2024, если доходы/расходы признаются в соотвестии с гл. 25 НК РФ)

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 67-ФЗ)

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 120 млн. руб.*

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ)

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;

    П. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);

    подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 120 млн. руб. в год*

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);

    подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

    Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 120 млн. руб. в год*

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);

    письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

    *Годовой лимит доходов в 120 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ) распространяется на сделки, совершенные в 2022 и последующих календарных годах. При подаче в 2022 году уведомления по контролируемым сделкам за 2021 год нужно было ориентироваться на действовавший ранее лимит в 60 млн руб. Это следует из письма ФНС от 11.05.2022 № ЗГ-3-13/4750@.

    Как определить рыночную цену контролируемой сделки, описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.

    Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

    • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

    Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

    • между лицами, которые одновременно:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
    • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
    • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
    • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

    Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2023 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

    Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

    В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2023 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения».

    А заполнить уведомление вам помогут разъяснения и образец от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

    Данный формуляр включает:

    • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
    • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
    • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

    Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

    Итоги

    Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

    Контролируемые сделки взаимозависимых лиц в 2023 году

    ФНС вправе проверять некоторые сделки между взаимозависимыми лицами. По таким контролируемым сделкам важно правильное ценообразование, чтобы избежать проблем с налоговой. В статье рассказали, как определить, к каким сделкам будет особое внимание со стороны ФНС и как все оформить, чтобы налогоплательщику не вменили уклонение от налогов. В том числе — как составить и подать уведомление о контролируемых сделках.

    Что вы узнаете

    Кто такие взаимозависимые лица

    Взаимозависимые лица — это физлица и организации, которые могут влиять друг на друга либо на деятельность представляемых ими лиц. Влияние друг на друга предполагает влияние на условия или результаты совершаемых сделок либо влияние на результаты всей деятельности (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

    Чтобы минимизировать споры с налоговой, в НК РФ (п. 2 ст. 105.1) установлен перечень лиц, которые признаются взаимозависимыми. Это не закрытый перечень. Суд может признать взаимозависимыми и другие лица, если отношения между ними обладают признаками взаимозависимости из п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

    Пункты из установленного списка можно условно поделить по критериям взаимозависимости на несколько групп. Причем лица, взаимозависимые с физлицом по критерию родства (мы начали с них наш список), фигурируют в некоторых других пунктах списка. Поэтому важно сразу изучить, какие родственники считаются взаимозависимыми для целей налогового учета.

    Лица, взаимозависимые по критерию родства

    Физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Далее — физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами.

    Лица, взаимозависимые по критерию «служебные отношения»

    Физические лица в случае, если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению (подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

    Лица, взаимозависимые по критерию «участие в капитале»

    • Физическое лицо и организация в случае, если такое физлицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

    Прямое участие — это наличие голосующих акций или доли в уставном капитале. Косвенное участие — владение долями в компании через другие лица. Доля косвенного участия считается как произведение долей прямого участия в последовательности (п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

    Пример взаимозависимых лиц

    Пример взаимозависимых лиц

    Лица, взаимозависимые по критерию «формирование исполнительного органа»

    • Организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо (подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации, в которых единоличные исполнительные органы назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его взаимозависимыми лицами) (подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации, в которых не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его взаимозависимыми лицами) (подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организация и лицо, которое полномочно назначать (избирать) единоличный исполнительный орган этой организации или назначать (избирать) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации. Таким лицом в том числе может быть физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
    • Организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физлица совместно с их взаимозависимыми лицами (подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

    Какие сделки признаются контролируемыми

    Сделки между взаимозависимыми резидентами при соблюдении двух условий

    Сделка между взаимозависимыми резидентами признается контролируемой при одновременном соблюдении двух условий (абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

    Первое условие: сумма доходов по сделке превышает 1 млрд рублей в год. Это первый пункт, по которому нужно проверить сделку. Если показатель менее 1 млрд в год, то сделка точно не является контролируемой. Если доходы превышают указанный лимит, это еще не значит, что сделка — контролируемая. Нужно смотреть, выполняется ли второе условие.

    Второе условие: должен соблюдаться хотя бы один из критериев из п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Любое из этих обстоятельств делает сделку между взаимозависимыми резидентами с доходностью более 1 млрд рублей контролируемой. Вот эти критерии:

    • Одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль. Например, применяет УСН.
    • Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН, и сделка заключена в рамках деятельности на этом спецрежиме. При этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее ЕСХН.
    • Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль. Исключение — ставки из п. 2–4 ст. 284 НК РФ.
    • Одна из сторон сделки — плательщик НДПИ и предмет сделки — добытое полезное ископаемое, налог с которого платится по процентной ставке.
    • Хотя бы одна из сторон сделки применяет освобождение по НДС по ст. 145.1 НК РФ как исследовательский корпоративный центр — участник проекта «Сколково» либо научно‑технологический центр — участник проекта по закону от 29.07.2017 № 216—ФЗ.
    • Хотя бы одна из сторон сделки платит налог на допдоход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по сделке учитывает при расчете такого налога.
    • Одна из сторон сделки добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении, а любая другая сторона не ведет такую деятельность либо ведет, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке по ст. 275.2 НК РФ.

    Другие сделки

    Признаются контролируемыми следующие сделки, по которым сумма доходов за год превысила 120 млн рублей (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ):

    • Сделки в области внешней торговли такими природными ресурсами, как нефть и товары из нее; черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. При этом взаимозависимость сторон не важна.
    • Сделки, в которых один из участников — резидент офшорной зоны. При этом взаимозависимость сторон не важна.
    • Сделки между взаимозависимыми лицами, которые организует третье лицо — посредник. Это может быть агент, комиссионер, иной поверенный либо перепродавец или перекупщик. Взаимозависимость такого лица с участниками сделки не важна. Условия: посредник не выполняет никаких дополнительных функций, не принимает на себя никаких рисков и не использует никаких активов. То есть участвует в цепочке формально.

    Что не признается контролируемой сделкой

    Не признаются контролируемыми сделки, которые перечислены в п. 4 ст. 105.14 НК РФ (даже если по таким сделкам превышены установленные стоимостные лимиты).

    • Беспроцентные займы.
    • Поручительства (гарантии), если все стороны сделки — российские организации, не являющиеся банками.
    • Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение — сделки, предмет которых — добытое полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налога на допдоход от добычи углеводородного сырья.

    Сделки, участники которых соответствуют одновременно следующим условиям:

    • зарегистрированы в одном регионе;
    • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за границей;
    • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • не имеют убытков, учитываемых при расчете налога на прибыль;
    • совершают сделки, которые не попадают под подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

    Как отчитываться по контролируемым сделкам

    В налоговую инспекцию по месту учета нужно сдавать уведомление о контролируемых сделках. Такое уведомление — основание для ФНС проверить соответствующую сделку.

    Срок сдачи уведомления — не позднее 20 мая по итогам года, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

    Форма документа утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ‑7‑13/249@.

    • Титульный лист.
    • Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок).
    • Раздел 1Б. Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок).
    • Раздел 2. Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).
    • Раздел 3. Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).

    Инструкция по заполнению уведомления и чистый бланк доступны здесь.

    Штраф за несвоевременное представление уведомления или недостоверную информацию в нем — 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

    СБИС поможет заполнить и сдать уведомление о контролируемых сделках быстро с первого раза. Формы отчетности в программе всегда в актуальном состоянии. Перед отправкой сервис проверяет документ на возможные ошибки и предупреждает, если обнаружены неточности.

    Удобная отправка отчетов в ФНС

    Какие риски по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами

    Основная причина, по которой налоговая отслеживает и проверяет каждую контролируемую сделку, — такие сделки могут привести к уменьшению налоговой базы.

    Если налоговая определит, что стоимость сделки ниже рыночного интервала, скорректирует налогооблагаемую базу и пересчитает налоги. Если условия контролируемой сделки не отличаются от обычных, то никаких рисков нет.

    Как налоговая проверяет контролируемые сделки

    Налоговая может проверить те сделки, срок которых не превышает три года (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). По одной контролируемой сделке за один год может быть только одна проверка. Исключение — повторные выездные проверки (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

    По п. 8–11 ст. 105.3 НК РФ налоговая не вправе проверять сделку:

    • если при ее совершении провели обязательную оценку;
    • цена сделки применяется по предписанию антимонопольного органа;
    • сделку заключили по результатам биржевых торгов;
    • цену определили в соответствии с соглашением о ценообразовании.

    Во всех четырех перечисленных случаях цена автоматически признается рыночной для целей налогообложения.

    Как ФНС анализирует цену сделки

    ФНС для проверки контролируемой сделки запрашивает (п. 1 ст. 105.15 НК РФ):

    • информацию об участниках сделки;
    • описание и условия договора;
    • обоснование причин заключения договора и выбранной цены сделки;
    • информацию о понесенных расходах и полученных доходах в ходе сделки;
    • сведения об экономической выгоде;
    • при повторной проверке — информацию о корректировке налоговой базы и суммы налога.

    Требовать документы по контролируемой сделке налоговая может не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершена контролируемая сделка (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

    Методы определения рыночной цены сделки

    Предусмотрено 5 вариантов проверить цену в контролируемых сделках. Какой выбрать, зависит от данных по сделке. Вот возможные способы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

    Метод сопоставления рыночных цен — основной метод. Рассчитывается диапазон рыночных цен на аналогичные товары и сравнивается с суммой по договору (ст. 105.9 НК РФ).

    Метод последующей реализации — используется при перепродаже товаров без переработки, то есть в первостепенном виде. ФНС проверяет валовую рентабельность перепродавца по сделке с интервалом валовой рентабельности по рынку (ст. 105.10 НК РФ).

    Затратный метод — в основном применяется, если предметом контролируемой сделки являются услуги. Сравнивается валовая рентабельность затрат по сделке с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат по аналогичным услугам (ст. 105.11 НК РФ).

    Метод сопоставимой рентабельности — используется, если предметом контролируемой сделки являются услуги. Налоговая сравнивает валовую рентабельность затрат по сделке с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат по аналогичным услугам (ст. 105.12 НК РФ).

    Метод распределения прибыли — актуален, если у участников сделки есть нематериальные активы, которые влияют на уровень рентабельности. Рассчитывается как сопоставление фактического распределения фактической прибыли между сторонами сделки с распределением прибыли у других не взаимозависимых участников сделки по аналогичным договорам (ст. 105.13 НК РФ).

    Какие налоги проверяет ФНС по контролируемым сделкам

    По контролируемым сделкам налоговая проверяет (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

    • налог на прибыль;
    • НДФЛ, если участник сделки — предприниматель на общем режиме налогообложения (ОСНО);
    • НДС, если одна из сторон сделки не является плательщиком налога на добавленную стоимость или освобождена от такого налога;
    • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), если одна из сторон сделки — плательщик указанного налога и предмет сделки — добытое полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке.

    Как взаимодействовать с налоговой

    Оперативно обрабатывайте требования ФНС в СБИС. Сервис поможет своевременно:

    Контролируемые сделки: зачем и с кем

    Когда я училась в институте, мы немного касались темы контролируемых сделок. Тогда казалось, что это меня не затронет, так как уж очень важно звучит название. Наверное, это удел компаний уровня «Газпрома». Но не зарекайся! На третий год работы мне пришлось подавать уведомление о таких сделках — объем его составил более 40 000 листов. Хорошо, что подавали электронно, иначе везти его пришлось бы на грузовике. Давайте же с вами разберемся, зачем вообще нужно Уведомление и какие основные критерии его подачи.

    Почему контролируют

    Согласно п. ст. 105 НК РФ 20 мая 2020 г. некоторые категории организаций должны подать Уведомление о контролируемых сделках за 2019 г. (форма утверждена приказом ФНС от 06.7.2019 № ММВ-7-13/380@).

    Смысл контроля ФНС всегда один — узнать не занизил ли налогоплательщик сумму налога. Ведь продавая товар взаимозависимому лицу организации могут и не устоять, и продать товар дешевле, чтобы платить меньше, или же дороже купить, чтобы уменьшить налог. Манипуляции касаются не только товаров с высокой стоимостью — если цена мала, но при этом продаются тысячи единиц товара, то такие сделки тоже могут заинтересовать нечестных бизнесменов.

    Хотя изменение в цене не обязательно свидетельствует о злом умысле. Приведу пример из собственной практики. Согласно Методическим указаниям ФНС, цена товара, установленная в копейках, округляется до целых чисел. Мы ее так и округлили, только мы округлили в сторону увеличения — до 1 рубля, а наш поставщик в сторону уменьшения — до 0. И получилось, что мы в 100 раз завысили цену товара. Это выяснилось, когда наши цены стали сравнивать с ценами других организаций, подающих такие уведомления и каждая ИФНС, проанализировав их на наличие ошибок передала данные в Управление. Управление сравнило цены и выслало в нашу ИФНС запрос, который оформив в Требование уже передала нам наша инспекция.

    Когда я увидела Требование — мне стало не по себе, но созвонившись с инспектором и выяснив причины возникновения вопросов к нам, успокоилась. Инспекторы пошли нам на встречу, так как понятно, что это не схема, а просто неверная трактовка Указаний. ИФНС постановила, что в этом случае нужно округлять до 0, и мы отправили пояснительное письмо. Все завершилось удачно.

    Кого контролируют

    Основное внимание уделяется сделкам между взаимозависимыми или приравненными к ним лицами. Ст. 105.1 НК РФ дает нам перечень лиц, которые считаются взаимозависимыми: или учредители имеют болю 50% в уставном капитале, или одни и те же лица состоят в совете директоров или являются кровными родственниками (опекунами, приемными детьми). Приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами признаются следующие:

    • сделки, совершенные с участием посредников, обязанность которых состоит в том, чтобы свести участников сделки, и не несущие ответственности по контрактным обязательствам;
    • внешнеторговые сделки с товарами мировой биржи;
    • сделки с налоговыми резидентами офшорной зоны.

    Сделки на территории РФ

    Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:

    1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.

    2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.

    3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.

    4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.

    5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).

    Внешнеэкономическая деятельность

    Тут всего два правила. Первое — сумма сделки должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ), второе — вне зависимости от суммы сделки с офшорными компаниями и сделки по таким товарам, как нефть и продукты ее переработки, черные, цветные и драгоценные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни, будут контролируемыми.

    Не контролируемые, но могут контролироваться

    Не всегда фортуна стоит к нам лицом и поэтому бывают случаи, что инспектор ФНС решает, что сделка контролируемая, хотя по законодательству — нет. Почему он так может решить? Сумма контракта сильно занижена по сравнению со средней по отрасли. Но тут не обязательно будет злой умысел. Ситуации в бизнесе бывают разные: может предприятие нуждается в деньгах и готово продать товар практически по себестоимости, также организация может быть вновь созданной и ей нужно привлечь клиентов. Поводы могут быть разными, главное — грамотно их отразить в пояснительном письме и помнить, что даже если придется подавать Уведомление, то к налоговым затратам это не приведет, а полученный опыт всегда будет с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *