Что делать с бухгалтером после централизации
Перейти к содержимому

Что делать с бухгалтером после централизации

  • автор:

Централизованная бухгалтерия: что это такое и чем она занимается

Централизованная бухгалтерия: что это такое и чем она занимается

Госструктуры, бюджетные организации в регионах и городах — на всех уровнях власти создаются централизованные бухгалтерии. Как они работают и насколько схожи с коммерческими общими центрами обслуживания, читайте далее.

Госструктуры, бюджетные организации в регионах и городах — на всех уровнях власти создаются централизованные бухгалтерии. Как они работают и насколько схожи с коммерческими общими центрами обслуживания, читайте далее.

Почему создают централизованные бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия одновременно ведёт бухгалтерский учёт сразу нескольких организаций. Чаще всего это ведомства и учреждения регионального, муниципального значения.

Примеры: централизованная бухгалтерия района, централизованная бухгалтерия учреждений образования, централизованная бухгалтерия области и т. д.

Для чего органы власти решают централизовать бухгалтерию:

  • растёт достоверность учёта: меньше совершается ошибок, в том числе в документах;
  • применяются единые технологии и методологии;
  • ниже налоговые риски;
  • ускоряются все виды отчётности: бухгалтерская, налоговая, управленческая;
  • нужно гораздо меньше персонала — экономия в фонде оплаты труда;
  • сокращаются расходы на учёт в целом.

Функции централизованных бухгалтерий

Главная цель создания такой организации — оптимизировать работу бухгалтерий, которые находятся в составе бюджетных учреждений и ведомств. Благодаря объединению их функции выполняются слаженно и в едином месте. Так, в централизованную бухгалтерию переходят следующие задачи:

  • налоговый и бухгалтерский учёт, хозяйственные операции и их отражение в бухгалтерских регистрах;
  • приём первичных учётных документов, мониторинг легитимности проводимых операций в подшефных организациях;
  • надзор за наличием и движением товарно-материальных ценностей, имущества и других ресурсов;
  • оперативные расчёты с юридическими и физическими лицами;
  • обязательная отчётность в налоговые органы, внебюджетные фонды и другие структуры;
  • анализ экономической и финансовой деятельности организаций.

Передача полномочий централизованной бухгалтерии регламентируется требованиями Бюджетного кодекса. Вместе с тем на неё возлагается ответственность за нарушения в ведении учёта или отчётности каждой подшефной организации.

Работа самой централизованной бухгалтерии строится на локальных нормативно-правовых актах. Деятельность регламентируют распоряжения и приказы руководителя, коллективный договор, правила трудового порядка и различные положения о премировании.

  • Самые свежие статьи по тегу Бухгалтеру.
  • Спецпроект для любознательных: Бухгалтерия будущего — всё, что нужно знать о цифровизации бухгалтерских процессов: ИИ, налоговый мониторинг, МЧД и прочие тренды.

Общий центр обслуживания, или Аналог в бизнес-структурах

Коммерческие организации тоже стремятся централизовать бухгалтерию. Об этом говорит статистика, всё чаще в России появляются общие центры обслуживания (ОЦО) — отдельные сервисные организации, которые ведут бухгалтерию нескольких подразделений или филиалов одной крупной компании.

Модель взаимодействия со стороны напоминает аутсорсинг. Но это не совсем так, потому что часто главный офис компании полностью контролирует деятельность ОЦО. В случае с аутсорсингом такое невозможно.

Как и централизованная бухгалтерия, ОЦО решает две ключевые проблемы:

  • противоречия в действиях специалистов на местах, разные методологии ведения учёта, отчётности и других операций;
  • высокие финансовые расходы на деятельность разрозненных бухгалтерий в филиалах и подразделениях.

Благодаря ОЦО в холдингах повышаются качество и прозрачность учёта, формируются единые принципы работы. Становится меньше ошибок в документах и фактов искажения данных, выше контроль за хозяйственными операциями и движениями средств.

Выстроить максимально эффективное взаимодействие с централизованной бухгалтерией — одна из важнейших задач в бизнесе. Без цифровизации представить такую модель очень сложно. Именно поэтому компании охотно используют для этого специализированное ПО.

Особенности работы централизованной бухгалтерии

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Вопрос: Является ли организация, передавшая ведение бухгалтерского учета по договору оказания услуг централизованной бухгалтерии, налоговым агентом по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг. и подбор персонала.
  5. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Централизованная бухгалтерия: орган власти или обслуживающая организация?

Все меньше мы возражаем и сомневаемся, когда нам говорят о финансово-хозяйственной самостоятельности возглавляемых нами образовательных организаций. Вряд ли найдется сегодня директор школы, который не осознает этого факта, особенно когда речь заходит об ответственности…

Денис Бухаров

Директория-онлайн

Пора активного появления
в школах штатных бухгалтерских работников уже прошла; сегодня все больше разговоров о возвращении школьных финансово-бухгалтерских служб в состав территориальных централизованных бухгалтерий.

Трудно определенно сказать, был ли опыт «собственных бухгалтерий при школах» положительным или все-таки прежний возрождаемый механизм был более эффективным.

Сделать вывод о том, проще или сложнее мне было бы управлять школой с огромным количеством важных и требующих постоянного внимания и ответственности вопросов,если бы главный бухгалтер находился в соседнем кабинете, однозначно нельзя. Да и не в этом, скорее всего состоит противоречивость искомого вывода.

Во-первых, в любом из рассматриваемых вариантов ответственность за все совершаемое в том или ином направлении деятельности организации, лежит на руководителе, что вполне понятно
и справедливо.

Во-вторых, даже при наличии главного бухгалтера в школе, он все равно выполняет то, что определяет главный бухгалтер централизованной бухгалтерии, и подотчетен ему. Иными словами, находящиеся в ведении органов власти централизованные бухгалтерии, де-юре обслуживающие образовательные организации,
и в любом варианте не только реализующие финансово-бухгалтерское обслуживание, но и принимающие участие в управлении этим сложным и ответственным процессом, ответственность за свою работу несут исключительно в рамках договора с образовательной организацией.

Ответственность перед органами контроля и надзора остается за школой, в том числе и налагаемые санкции, вызванные работой централизованной бухгалтерии.

Понятно, что с формальной точки зрения, любой коллега возразит мне: требуйте от «обслуживающей организации» качества предоставляемых услуг, читайте договор, судитесь, наконец. Но ведь понятно, что такие суждения можно рассматривать только с формальной точки зрения; централизованная бухгалтерия — механизм реализации функций главного распорядителя,
а школа — один из многих объектов этого процесса.

Централизованная бухгалтерия

Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ (п. 3.1 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).

К сведению: к организациям бюджетной сферы относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами (п. 9 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).

В силу п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение вправе передать централизованной бухгалтерии полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности:

по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится;

на основании договора (соглашения).

Пунктом 5 Инструкции № 157н установлено, что передача в соответствии с законодательством РФ полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, централизованной бухгалтерии осуществляется по договору (соглашению).

В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии бухгалтерский учет субъекта учета ведется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Следовательно, принять решение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета казенное учреждение может самостоятельно, предварительно согласовав его с учредителем. Основной документ, который закрепляет передачу таких полномочий, – это договор (соглашение).

Вопрос:

Если бюджетную отчетность составляет централизованная бухгалтерия, то кто ее подписывает?

Ответ:

Согласно п. 8 СГС «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 191н в случае передачи полномочий субъекта бюджетной отчетности по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности финансовому органу, иному государственному (муниципальному) учреждению (далее – централизованная бухгалтерия) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № 191н, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.

Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) составлению бюджетной отчетности, руководителем либо лицом, им уполномоченным, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом)) централизованной бухгалтерии, на которое возложена обязанность по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

К сведению: хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем централизованной бухгалтерии (п. 14 Инструкции № 157н).

Вопрос:

В централизованную бухгалтерию от обслуживаемого учреждения поступили первичные учетные документы с нарушением срока их составления. Как такие документы отражать в бухгалтерском учете?

Ответ:

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа на основании как отдельных документов, так и группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н).

Согласно п. 16 СГС «Концептуальные основы» допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Следовательно, поступление первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, возникшие (произошедшие) в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в текущей бухгалтерской (финансовой) отчетности, позже срока составления таких первичных документов не препятствует своевременному отражению соответствующей информации в бухгалтерском учете в случае, если эти документы поступают в сроки, позволяющие отразить соответствующую информацию в отчетном периоде согласно правилам ведения учета (Письмо Минфина РФ от 13.09.2019 № 02-07-10/70699).

Кроме того, в соответствии с п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Письма Минфина РФ от 31.07.2018 № 02-06-07/55005 несвоевременное поступление после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, не является событием после отчетной даты.

В случае поступления таких первичных документов после даты подписания (принятия) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта вышестоящим пользователем отчетности указанные операции отражаются в следующем отчетном периоде (в году, следующем за отчетным) как ошибки прошлых лет, обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре с корректировкой входящих остатков на начало года, в котором отражены ошибки прошлых лет (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/70699).

К сведению: даты формирования, подписания и представления первичного учетного документа в некоторых случаях могут не совпадать, так как для его подписания могут потребоваться проведение проверок, согласований, принятие решений (Письмо Минфина РФ от 28.02.2019 № 02-07-05/13459).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *