Сопоставимые цены и фактические цены. В чём разница?
Чем сопоставимые цены отличаются от фактических (действующих) цен?
Расчёты в сопоставимых ценах позволяют избежать влияния ценового фактора и инфляции при нахождении и анализе экономических показателей, которые зависят от цен. Это могут быть такие показатели, как: объёмы производства или потребления, прибыль, стоимостная производительность труда.
Фактические цены (их также называют абсолютными) действуют на данный момент времени.
Сопоставимые цены, в отличие от фактических, связаны с каким-либо уже прошедшим периодом времени или наоборот, с будущим (если мы говорим о прогнозировании). Они рассчитываются относительно инфляции или индекса потребительских цен (ИПЦ). При сравнении экономических показателей за разные временные периоды принято использовать и принимать за базу именно такие цены.
Пример 1
В 2022 году прибыль компании составила 2 млн рублей, а в 2021 году была 1,5 млн рублей. Инфляция же составила 8%.
Если считать по простому, то рост будет (2 — 1,5) / 1,5 * 100% = 33%.
При использовании метода сопоставимых цен нужно скорректировать прибыль 2022 года, то есть привести её к 2021 году убрав инфляцию: 2 / 1,08 = 1,85 млн рублей.
Тогда рост будет не 33%, а всего лишь (1,85 — 1,5) / 1,5 * 100% = 23%.
Пример 2
В 2010 году бензин стоил 2$, в 2020 году — 2,5$. ИПЦ за это время вырос на 200%.
Действующая цена на бензин выросла на 0,5$ или на 25%.
Но при расчёте по сопоставимым ценам мы наоборот получаем снижение, так как темпы инфляции были ещё выше.
Показатели продукции
Динамику товарной продукции определяют по ее стоимости, рассчитанной в сопоставимых ценах.
Сопоставимыми (фиксированными) ценами называют средние цены отчетного или базисного периода, которые получают делением стоимости товарной продукции на её количество
В связи со значительными изменениями уровней цен сопоставимые (средние) цены определяют за короткие (не более месяца) периоды времени. На основе сопоставимых цен проводят переоценку товарной продукции, произведенной в отчетном году или базисном периоде.
Пример переоценки фактически произведенной продукции с помощью сопоставимых (базисных) цен показан в таблице №1.
Помимо этого определены:
Суммарная стоимость всей проданной продукции в январе: 82129,5 млн. руб.;
Суммарная стоимость всей проданной продукции в феврале: 84264,4 млн. руб.;
В т. ч. по ценам января: 84778,5 млн. руб.
По данным таблице №2. индекс отпускных цен iP. февраля по сравнению с январем для сопоставимого круга продуктов составляет:
т.е. в среднем цены на сопоставимую продукцию в феврале по сравнению с январем снизились на 2,8%.
Индекс физического объема iq. сопоставимой продукции февраля по сравнению с январем равен:
т.е. объем товарной продукции в сопоставимых ценах в феврале по сравнению с январем увеличился на 13%.
На практике переоценки фактически произведенной продукции в сопоставимые цены производят последовательно по месяцам т. г. за: январь-февраль, февраль-март, март-апрель и т.д. В данной курсовой работе товарную продукцию в сопоставимых ценах за март-декабрь отчетного года следует определять на основе индексов физического объема продукции таблица №2. Товарную продукцию за март определяют умножением февральского объёма на мартовский индекс iq.
Реализованная продукция в действующих ценах за январь и февраль т. г. представлена в таблице № 3. Реализованная продукция вычисляется согласно формуле:
где: QН-остатки готовой продукции на складе и отгруженные, но не оплаченная на начало периода, QК-остатки готовой продукции на складе и отгруженные, но не оплаченная на конец периода.
Изменение величины реализованной продукции в феврале по сравнению с январём вычисляется согласно формуле:
где: РПФ (Ф) — реализованная продукция в феврале (фактическая),
РППЛ (Я) — реализованная продукция в январе (плановая).
Реализованная продукция в феврале уменьшилась по сравнению с январём на 1,3%.
Использование метода сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен предполагает установление стоимости на основании цен на объекты с аналогичными характеристиками.
Вопрос: Планируется закупка услуг по разработке проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Какой метод обоснования НМЦК следует использовать? Метод, предусмотренный Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, или метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)?
Посмотреть ответ
Обоснование метода и его суть
Рассмотрим основные особенности метода сопоставимых рыночных цен:
- Применение метода предполагает предварительный анализ рынка на предмет средних цен на аналогичные объекты.
- Характеристики объекта, цена которого взята за пример, должны быть сопоставимыми с характеристиками основного предмета.
- Данные о цене на объекты должны быть проверяемыми. Нельзя брать данные из закрытых источников. Информация берется, к примеру, из рекламных буклетов, коммерческих предложений.
- Заказчик имеет право использовать рассчитанные им коэффициенты для перерасчета цен. При этом учитываются отличия между объектами: характеристики, условия поставки, особенности исполнения обязательств.
- Сведения о стоимости должны быть получены минимум от пяти поставщиков. То есть требуется получить информацию о средней цене.
Вопрос: Вправе ли заказчик определить и обосновать начальную (максимальную) цену контракта на выполнение текущего ремонта помещения посредством применения проектно-сметного метода или обязан применять только метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)?
Посмотреть ответ
Определенную рассмотренным методом стоимость требуется обосновать. Процедура обоснования регулируется Постановлением Правительства от 5 июня 2017 года №555. Сначала нужно взять несколько коммерческих предложений. Затем рассчитывается средняя стоимость по формуле:
Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n
- Х – это коммерческое предложение,
- n – это их общее количество.
В дальнейшем требуется определить коэффициент вариаций, который устанавливает их однородность. Для этого требуется найти среднюю квадратическую (Д). Определяется она по следующей формуле:
Следующий этап – нахождение коэффициента. Для этого применяется формула:
В результате мы получаем определенный коэффициент. Его значение позволяет определить однородность показателей:
- Менее 10% — незначительная изменчивость, полученную среднюю стоимость можно использовать для определения цены.
- 10-20% — средняя изменчивость, показатель можно использовать для определения цены.
- 20-33% — средняя высокая изменчивость. Среднюю стоимость не рекомендуется использовать для определения цены. Желательно провести дополнительный анализ рынка.
- Больше 33% — неоднородные значения, полученный показатель нельзя использовать при расчете цены.
Вопрос: При запросе заказчиком ценовых предложений для обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) обязательно ли организация, представляющая такие коммерческие предложения, должна иметь опыт выполнения (оказания) аналогичных работ (услуг)?
Посмотреть ответ
Очень важно ориентироваться именно на полученный коэффициент. Если он будет высоким, рассчитанная стоимость не может являться объективной.
В каких случаях применяется метод сопоставимых рыночных цен?
Начальная (максимальная) стоимость контракта определяется заказчиком. Она не может рассчитываться умозрительно. В ФЗ №44 указано, что заказчик обязан обосновывать стоимость. Именно для этих целей используется метод сопоставимых цен. Максимальная стоимость контракта, в свою очередь, определяется таких случаях, как:
- Подготовка плана-графика закупки.
- Составление извещения о выполнении закупки.
- Подготовка документов о закупке.
- Подготовка приглашения к участию в закрытой закупке.
Порядок расчета начальной стоимости регламентируется частью 1 статьи 22 ФЗ №44.
Основная информация
В пункте 3 статьи 105.17 НК РФ указано, что рассматриваемый метод считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, кроме тех, которые указаны в законодательстве. Порядок применения метода регламентируется статьей 15.9 НК РФ. Использоваться этот способ может только при наличии следующих обстоятельств:
- Наличие на рынке объектов или услуг с сопоставимыми характеристиками.
- Наличие всей полноты информации об аналогичных объектах.
Запрещается при сопоставлении использовать сделки, участником которых является лицо, зависимое от предприятия, осуществляющего расчет. Критерии сопоставимости сделок изложены в статье 105.5 НК РФ.
Особенности определения сопоставимости
Идентичность услуг и объектов определяется в соответствии со следующей схемой:
- Идентичные товары. Законодательное обоснование: часть 13 статья 22 ФЗ №44. Товары сравниваются по функциональным, техническим и эксплуатационным свойствам. Учитывать можно также производителя, страну, из которой поступил товар. Во внимание не принимаются мелкие различия.
- Идентичные работы. Законодательное обоснование: часть 13 статьи 22 ФЗ №44. Работы сравниваются по качественным характеристикам. Во внимание принимаются используемые технологии и методики, деловая репутация подрядчика.
- Однородные товары (неидентичные). Законодательное обоснование: часть 14 статьи 22 ФЗ №44. Во внимание принимаются сходные свойства, характеристики, которые позволяют объектам выполнять аналогичные функции, возможность коммерческой взаимозаменяемости. Учитывается качество товаров, страна их происхождения, репутация производителя.
- Однородные работы (неидентичные). Учитываются похожие характеристики, которые позволяют работам быть взаимозаменяемыми. Во внимание принимается качество работ, репутация подрядчика на рынке, форма и объем оказываемых услуг, уникальность.
В рамках метода сопоставимых рыночных цен применяются следующие сведения:
- Коэффициенты, полученные в результате применения установленной формулы и обоснованные заказчиком.
- Информация о рыночных ценах, которая присутствует в открытом доступе.
- Данные о ценах, которые получены в результате запроса, направленного поставщику.
ВАЖНО! Ключевое правило – открытый доступ к используемой информации. Нужно это для того, чтобы расчеты могли проверить другие лица.
Порядок применения метода сопоставимых рыночных цен
Рассмотрим порядок использования метода:
- Анализ рынка с целью поиска товаров и услуг, которые аналогичны основному объекту.
- Обнаружение идентичных товаров или услуг. Если они отсутствуют, ищутся однородные товары и услуги.
- Направление поставщиком запросов о стоимости аналогичных объектов, если это требуется.
- Размещение запроса в ЕИС.
- Поиск сведений о ценах в реестре контрактов.
- Анализ всей полученной информации.
- Отбор тех сведений, которые потребуются при проведении расчетов.
- Если нужна коррекция цен, нужно ее провести.
- Проверка однородности и достоверности имеющейся информации.
После этого можно устанавливать стоимость и предъявлять ее клиенту.
Пример расчета
Компания занимается продажей холодильного оборудования. В рамках исследования рынка было обнаружено 4 аналогичных товара:
- Товар №1 – 125 000 рублей.
- Товар №2 – 132 000 рублей.
- Товар №3 – 145 000 рублей.
- Товар №4 – 138 000 рублей.
Нужно вывести среднюю стоимость. При этом используется формула Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n. В результате мы получаем 135 000 рублей. Далее находится средний квадратический показатель. Равен он 8524,47. После этого определяется коэффициент на основании формулы Д/Х * 100%. Мы получаем значение 6,31% (8524,47/135 000). Затем мы сравниваем коэффициент с нормативными значениями. Он составляет меньше 10%. Это значит, что однородность используемых показателей высокая. Следовательно, на основании полученного значения можно определять стоимость холодильника. В данном случае она будет составлять 135 000 рублей. Данная стоимость является совершенно обоснованной.
Что такое сопоставимые цены. Объясняем простыми словами
Сопоставимые цены — условно постоянные цены, которые принимаются за базу для сравнения объёмов производства и других экономических показателей разных периодов.
В условиях, когда абсолютные цены постоянно растут, проводить такие сравнения в них не имеет смысла. Поэтому используются сопоставимые цены, чтобы исключить влияние инфляции на расчёты и анализ.
Сопоставимые цены привязаны к ценам определённого (выбранного исходя из целей анализа) периода, измеряются также в денежных единицах.
Проще говоря, если в 2020 году было произведено продукции на 1 млн рублей, в 2021 году — на 2 млн рублей, а инфляция составила 10%, то:
2 млн / 1,1 = 1,8 млн — столько произведено продукции в 2021 году в ценах 2020 года.
То есть в сопоставимых ценах это на 80% больше, чем в 2020 году. Если бы мы использовали абсолютные цены, то получили бы двукратных рост, что не вполне верно отражает действительность.
Пример употребления на «Секрете»
«По данным Госстатуправления Китая, ВВП в 2020 году составил 101,59 трлн юаней ($15,69 трлн), что на 2,3% больше, чем в 2019 году в сопоставимых ценах».
(Из новости о том, что рост экономики Китая в 2020 году оказался минимальным за 45 лет.)
Нюансы
Понятие сопоставимых цен используется также при налогообложении. Например, метод сопоставимых рыночных цен применяется для налогового контроля при сделках между взаимозависимыми лицами. Цену такой сделки сравнивают с ценами аналогичных сделок, заключённых с лицами, не являющимися взаимозависимыми по отношению к компании. Если цена не соответствует рыночной, то у налоговой возникнут претензии и будут доначислены налоги и выписан штраф.