Когда применяется повышающий коэффициент при расчете транспортного налога
Перейти к содержимому

Когда применяется повышающий коэффициент при расчете транспортного налога

  • автор:

Дорогостоящие автомобили: нюансы исчисления транспортного налога

В 2023 году при исчислении налогов в отношении транспортных средств и объектов недвижимости физических лиц за 2022 год применяются следующие новшества по транспортному налогу: изменены условия применения повышающих коэффициентов для расчета налога. Так, с 2022 года отменены повышающие коэффициенты 1,1 и 2 в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. и от 5 млн до 10 млн руб., определяемой Минпромторгом. Поэтому сформированный на 2022 год указанным ведомством Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей (2022 год) применяется для исчисления налога с коэффициентом 3 только для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн руб.

В Письме ФНС России от 30.12.2022 № БВ-4-7/17924@ «О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения» приведены актуальные судебные решения, которыми руководствуются в работе налоговые органы на местах. Одно из них непосредственно затрагивает вопрос исчисления транспортного налога.

Камеральная проверка декларации по транспортному налогу

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка в отношении декларации по транспортному налогу за 2019 год, представленной ООО (обществом) 24.01.2020.

По результатам проверки инспекцией составлен акт и принято решение, в соответствии с которым обществу доначислен транспортный налог в размере более 450 тыс. руб., а также ООО привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере более 50 тыс. руб.

Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением, на основании ст. 139.1 НК РФ обратился в УФНС по г. Москве с апелляционной жалобой. Но жалоба была оставлена без удовлетворения.

ООО, посчитав, что данное решение не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в суд.

Суд первой инстанции

В своем заявлении общество указывало на то, что налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки пришел к необоснованному выводу о необходимости применения повышающих коэффициентов в отношении транспортных средств, указанных в его налоговой декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ. При этом указанным пунктом определено, что исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (в редакции НК РФ, действовавшей в рассматриваемом периоде):

1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 до 3 лет;

2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Исчисление сроков, отраженных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля в силу абз. 10 п. 2 ст. 362 НК РФ.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для применения гл. 28 НК РФ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде (далее – перечень), размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в Интернете.

В соответствии с Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации» Минпромторг формирует перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. на основании информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей с учетом года выпуска базовых версий автомобилей, предоставленной в министерство производителями и (или) уполномоченными лицами производителей автомобиля. При этом фактическая стоимость автомобиля, указанная в договорах купли-продажи, при расчете средней стоимости легковых автомобилей в целях применения гл. 28 НК РФ не учитывается.

В свою очередь, Минпромторг обеспечивает размещение перечня ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте министерства.

Повышающий коэффициент, предусмотренный п. 2 ст. 362 НК РФ, к легковым автомобилям применяется согласно перечню. При этом повышающий коэффициент не применяется в случае отсутствия легкового автомобиля в перечне или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня.

На официальном интернет-сайте Минпромторга размещен уточненный Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года.

В указанном перечне отражены модели автомобилей, совпадающие с моделями автомобилей, указанными в спецификациях, представленных обществом.

Суд первой инстанции проанализировал все дорогостоящие автомобили, в отношении которых был доначислен транспортный налог. Суд руководствовался следующей логикой. Рассмотрим на примере автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC, двигатель – 2 996 куб. см.

Налоговый орган в своем решении установил, что указанный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC длинная база (позиция 354 перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

В подтверждение данного вывода налоговый орган дополнительно ссылается на договор купли-продажи, представленный налогоплательщиком, согласно которому стоимость автомобиля составляет более 6,9 млн руб.

Несмотря на то, что для исчисления транспортного налога цена, указанная в договоре купли-продажи, значения не имеет, суд полагает, что такая цена имеет отношение к определению позиции автомобиля в перечне.

Суд также напомнил, что в Письме Минпромторга от 02.08.2019 № 52754/20 сказано, что Mercedes-Benz S 400 4 MATIC 2016 года выпуска для налогового периода 2019 года относится к позиции 354 – автомобили стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. перечня для налогового периода 2019 года – Mercedes-Benz S 400 4 MATIC длинная база.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой. В Постановлении Десятого ААС от 27.01.2021 по делу № А41-38807/20 указано на то, что на территории страны сертифицирована продажа трех версий модели Mercedes-Benz S 500, поскольку в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов рублей, утвержденном Минпромторгом России 28.02.2018, не приведена конкретная версия названной модели автомобиля, следует признать, что повышающий коэффициент 2 по транспортному налогу подлежит применению ко всем версиям модели Mercedes-Benz S 500, в том числе S 500 4 MATIC.

В Постановлении АС СЗО от 25.07.2017 по делу № А13-8286/2016 сказано, что, поскольку в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей от 28.02.2014 не отражена конкретная версия данной модели автомобиля, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что повышающий коэффициент 1,3 по транспортному налогу подлежит применению ко всем версиям модели Mercedes-Benz ML 350, в том числе Bluetec 4 MATIC.

Кроме того, налоговым органом было верно обращено внимание на Письмо ФНС России от 02.04.2018 № БС-4-21/6138, в котором содержится аналогичная позиция.

Таким образом, суд первой инстанции отклонил довод налогоплательщика о неправомерном применении налоговым органом повышенного коэффициента к автомобилю Mercedes-Benz S 400 4 MATIC, двигатель – 2 996 куб. см.

Аналогичным образом были проанализированы и другие автомобили, принадлежащие налогоплательщику: TOYOTA LAND CRUISER 200 Excalibur (8D), TOYOTA LAND CRUISER 200 Elegance (D4), Mercedes-Benz S 350D 4 MATIC, Mercedes-Benz GLS350D 4 MATIC, LEXUS LX 570 LUXURY 21+ (7G), LEXUS LX 570 Superior.

Суд также указал, что согласно правовой позиции ФНС, содержащейся в Письме № БС-4-21/6138, если описание модели автомобиля в перечне отличается от описания в сведениях ГИБДД, повышающий коэффициент все равно следует применять.

Кроме того, в Письме Минфина России от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504 говорится о том, что исчисление транспортного налога с применением повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей обосновано в случае, если в перечне содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД МВД о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации.

Вывод суда подтверждается судебной практикой (постановления АС СЗО от 25.07.2017 по делу № А13-8286/2016, от 11.02.2021 по делу № А55-44321/2020, Десятого ААС от 27.01.2021 по делу № А41-38807/2020).

В итоге суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности установления налоговым органом повышенных коэффициентов в отношении спорных автомобилей и о необоснованности заявленных обществом требований.

Сразу скажем, что данное решение было обжаловано, но суд апелляционной инстанции оставил его без изменения.

Кассационная инстанция

Налогоплательщик решил идти дальше и обратился в кассационную инстанцию, которая Решение Арбитражного суда г. Москвы и Постановление Девятого ААС по данному делу отменила и направила дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

АС МО вынес свое решение, руководствуясь следующим.

Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении транспортного налога за 2019 год повышающих коэффициентов.

Суды первых двух инстанций пришли к верному выводу о том, что повышающий коэффициент не применяется в случае отсутствия легкового автомобиля в перечне или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня.

Между тем, несмотря на указанный выше правильный вывод, суды при решении вопроса о начислении налога в отношении конкретных автомобилей заняли противоположный подход. Они применили подход, согласно которому, несмотря на то, что спорная модель автомобиля отсутствует в перечне, такая модель соответствует позиции, приведенной в перечне под определенным номером, поэтому к данной модели следует применять повышающий коэффициент.

По мнению кассационного суда, подобный подход является ошибочным, поскольку не соответствует подходу Конституционного суда, так как порождает неопределенность, сомнения и неясность норм налогового законодательства, может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками. Это не соответствует одному из основных начал налогового законодательства, изложенному в п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

Верховный суд

С решением кассационной инстанции не согласились уже налоговые органы и обратились в Верховный суд, который счел изложенные в жалобах доводы заслуживающими внимания, дело было передано в СКЭС ВС РФ.

На основании ст. 358, 359, 362 НК РФ Верховный суд установил, что применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска.

В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций определено, что принадлежащие обществу автомобили по стоимости и году выпуска соответствовали требованиям ст. 362 НК РФ для включения в налоговую базу при исчислении транспортного налога с применением повышающих коэффициентов. Доказательств обратного заявитель в материалы дела не представил. Марки и модели спорных транспортных средств также соответствовали маркам и моделям, указанным в названном перечне. В свою очередь, дополнительные опции в комплектации принадлежащих обществу транспортных средств не изменили базовые характеристики автомобилей, учитываемых федеральным исполнительным органом власти при формировании перечня.

Например, в отношении автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC, двигатель – 2 996 куб. см налоговый орган в оспариваемом решении указал, что данный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC длинная база (позиция 354 перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

ВС РФ отметил, что установление понятного и непротиворечивого порядка уплаты налога не исключает из правил налогообложения категорий, содержание которых в составе различных правоотношений определяет их корреспонденция с нормативно предусмотренными критериями без полного перечисления элементов соответствующей категории, в том числе применительно к видам деятельности, со спецификой которых связаны особенности налогового обязательства. Конституционно-правовое требование определенности правового регулирования в такого рода случаях, как отмечал Конституционный суд, может быть обеспечено выявлением взаимосвязей среди правовых предписаний, в частности в судебном разъяснении их применения (постановления от 11.11.2003 № 16-П, от 14.04.2008 № 7-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 23.05.2013 № 11-П и от 28.11.2017 № 34-П, от 31.03.2022 № 13-П). Хотя все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), это не снимает с него обязанности учитывать подобные взаимосвязи.

Принимая во внимание данные правовые позиции Конституционного суда, учитывая то обстоятельство, что нормы гл. 28 НК РФ содержат исчерпывающие критерии, позволяющие исчислить налог с применением утвержденного порядка и перечня, и применение повышающих коэффициентов обусловлено необходимостью дополнительного налогообложения престижного, демонстративного потребления, в том числе повышения налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств, Судебная коллегия считает, что у суда округа отсутствовали основания для вывода о наличии неясностей, противоречий и неопределенности в рассматриваемом вопросе, а потому ссылка на ст. 3 НК РФ как на основание для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции необоснованна.

В итоге СКЭС ВС РФ акт кассационной инстанции был отменен, а решение арбитражного суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставлены в силе.

Из рассмотренного судебного спора можно сделать следующий вывод: отсутствие в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей на 2019 год детализированного описания марки и модели автомобиля либо автомобиля более дорогостоящей комплектации не освобождает плательщика транспортного налога от применения повышающего коэффициента при соответствии транспортного средства обязательным критериям, установленным НК РФ.

Отметим также, что данное дело включено в обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения. Это означает, что приведенным подходом будут руководствоваться налоговые органы на местах.

Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2023 г.

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ были предусмотрены следующие коэффициенты:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

ВАЖНО. С 2022 года повышающие коэффициенты 1,1 и 2 отменены! Подробнее читайте в нашем материале.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. В 2022 году актуален перечень только для авто дороже 10 млн. руб.Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.

Актуальный перечень Минпромторга можно скачать здесь.

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они уплачивают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

С 2023 года изменились порядок уплаты и состав отчетности по транспортному налогу. О новшествах написали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите бесплатно в Типовую ситуацию .

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2022–2023 годах

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:

  • Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
  • Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.

О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».

Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. (с 2022 года — более 10 млн) необходимо применить формулу:

где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);

Кп — повышающий коэффициент.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Для определения срока применения повышающего коэффициента очень важен год выпуска автомобиля. В Перечне указаны: количество лет, прошедших с года выпуска. Например «2 года». В этом случае применять повышающий коэффициент надо в отношении. Получите пробный демо-доступ к системе КонсультантПлюс и бесплатно переходите в Готовое решение.

Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).

Итоги

Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.

Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта (в 2022 году перечень был размеще 2 марта). Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.

С 2022 года повышающий коэффициент следует применять только при расчете транспортного налога с автомобиля стоимостью свыше 10 млн. руб.

ФНС России от 19.09.2022 N БС-4-21/12419@ «О применении повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации»

Направляем для изучения и использования в работе Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее — Верховный Суд) от 26.08.2022 N 305-ЭС22-8615 по делу N А40-40762/2021 (копия прилагается).

В Определении содержится следующая правовая позиция Верховного Суда об условиях применения повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога (далее — налог), предусмотренных пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом с ограниченной ответственностью «Бэлти-Гранд» (далее — общество, налогоплательщик) налоговой декларации по налогу за 2019 год ИФНС России N 28 по городу Москве (далее — инспекция, налоговый орган) составлен акт и принято решение от 27.08.2020, в соответствии с которым обществу доначислен налог в размере 455 342 рублей, кроме того налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 51 759 рублей.

Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении налога за 2019 год повышающих коэффициентов, установленных для определенных моделей автомобилей, принадлежащих налогоплательщику.

Решением УФНС России по г. Москве (далее — управление) от 24.11.2020 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества — без удовлетворения.

Несогласие общества с указанными решениями налоговых органов послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 357 — 362 НК РФ, приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316 (далее — приказ Минпромторга России N 316), разъяснениями Минфина России, Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России и признали правомерным применение повышающих коэффициентов при исчислении налога в отношении принадлежащих обществу автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующих позициям, указанным в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для налогового периода 2019 года (далее — Перечень) под определенным номером, но прямо не поименованным в Перечне.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.02.2022 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменил.

Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округа признал ошибочным вывод о необходимости применения повышающих коэффициентов при исчислении налога в отсутствие спорной модели автомобиля в Перечне, даже если данная модель соответствует позиции, указанной в Перечне под определенным номером.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд, инспекция и управление, ссылаясь на существенные нарушения судом кассационной инстанции норм материального права, просят отменить состоявшийся по делу судебный акт окружного арбитражного суда.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда находит состоявшийся по делу судебный акт кассационной инстанции подлежащим отмене, а решение арбитражного суда первой и постановление суда апелляционной инстанций — оставлению в силе по следующим основаниям.

Налоговая база, как установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ, определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ) — как мощность двигателя транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено статьей 362 НК РФ. Так, исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (в редакции, действовавшей в рассматриваемый налоговый период):

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Таким образом, применение повышающего коэффициента при исчислении налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска.

Установление порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Так, Приказом Минпромторга России N 316 утвержден Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ, согласно которому указанный расчет основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных производителями и/или уполномоченными лицами производителей автомобиля розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода (формула N 1) либо по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах (формула N 2).

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующий установленным критериям, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России.

Из статьи 362 НК РФ и разработанной во исполнение данной нормы методики расчета средней стоимости легковых автомобилей следует, что в Перечень подлежали включению автомобили определенной марки и модели, средняя стоимость базовой версии которых превышала 3 млн руб.

Следовательно, отсутствие в Перечне детализированного описания соответствующей марки и модели автомобиля либо автомобиля более дорогостоящей комплектации не освобождает налогоплательщика от применения повышающего коэффициента, при соответствии транспортного средства обязательным критериям, установленным НК РФ.

В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что принадлежащие обществу автомобили по стоимости и году выпуска соответствовали требованиям статьи 362 НК РФ для включения в налоговую базу при исчислении налога с применением повышающих коэффициентов. Марки и модели спорных транспортных средств также соответствовали маркам и моделям, указанным в названном Перечне. В свою очередь дополнительные опции в комплектации принадлежащих обществу транспортных средств не изменили базовые характеристики автомобилей, учитываемых федеральным исполнительным органом власти при формировании Перечня.

В отношении автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC, двигатель 2996 куб. см налоговый орган в оспариваемом решении указал, что данный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC длинная база (позиция 354 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

В отношении автомобиля Toyota Land Cruiser 200 Excalibur (8D), двигатель 4461 куб. см налоговый орган установил, что указанный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Toyota LC 200 4.5D Comfort, тип двигателя дизель, объем двигателя 4 461 куб. см, приведенному по позиции 374 Перечня автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что согласно официальному сайту импортера автомобилей марки Toyota комплектации Elegance и Excalibur являются более дорогостоящими, чем комплектация Comfort, указанная в Перечне, в связи с чем налоговый орган обоснованно применил к спорным автомобилям Toyota Land Cruiser 200 Elegance и Toyota Land Cruiser 200 Excalibur (8D) повышающий коэффициент 1,1.

В отношении автомобиля Mercedes-Benz S 350D 4 MATIC, двигатель 2987 куб. см, налоговый орган установил, что указанный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz S 350 d 4MATIC длинная база (позиция 351 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

Автомобиль Mercedes-Benz GL S 350D 4 MATIC, двигатель 2987 куб. см, принадлежащий обществу, соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz GLS 350 D 4 MATIC OC (позиция 312 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

Суды первой и апелляционной инстанций согласились также с позицией налогового органа о том, что автомобиль Mercedes-Benz AMG S 63 4 MATIC, двигатель 5461 куб. см соответствует описанию модели легкового автомобиля Mersedes-AMG S 63 4 MATIC L (позиция 74 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет), а автомобиль AUDI Q5, двигатель 1984 куб. см соответствует описанию модели легкового автомобиля AUDI Q5 quattro 45 TFSI R4 183 кВт S tronic (позиция 18 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет).

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда считает, что оспариваемое постановление Арбитражного суда Московского округа по данному делу подлежит отмене, а судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению в силе.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения транспортных средств.

Транспортный налог в 2023 году: сроки и способы уплаты

Транспортный налог за 2022 год нужно заплатить до 1 декабря 2023 года. Уведомления с начисленными суммами начнут приходить в конце лета.

консультант по налогам

Аватар автора

эксперт по налогам

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около пяти тысяч рублей, за Ладу Весту в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Киа Мохав в Казани могут насчитать почти 19 тысяч рублей налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как купить авто с господдержкой. Или вдохновитесь опытом поиска хорошей машины без перекупщика.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Обложка статьи

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.gov.ru. С 2023 года обещают делать это и через госуслуги. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц, включая ИП: компания считает транспортный налог сама и платит его чаще раза в год. С 2022 года налоговая инспекция присылает компаниям уведомление о начисленной сумме налога, которое компания сверяет со своими расчетами.

При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых дорогих моделей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Начиная с 2022 года повышающий коэффициент будет применяться для машин дороже 10 000 000 ₽.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.gov.ru — там уже все учтено.

Обложка статьи

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 ₽, а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 ₽, в Астрахани — 48 ₽, а в Брянске — 40 ₽. Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве.

Таблица ставок транспортного налога за 2022 год для легковых автомобилей в Москве
Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
0—100 л. с. 12 ₽
100,01—125 л. с. 25 ₽
125,01—150 л. с. 35 ₽
150,01—175 л. с. 45 ₽
175,01—200 л. с. 50 ₽
200,01—225 л. с. 65 ₽
225,01—250 л. с. 75 ₽
250,01—∞ л. с. 150 ₽
Таблица ставок транспортного налога за 2022 год для легковых автомобилей в Москве
Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
0—100 л. с. 12 ₽
100,01—125 л. с. 25 ₽
125,01—150 л. с. 35 ₽
150,01—175 л. с. 45 ₽
175,01—200 л. с. 50 ₽
200,01—225 л. с. 65 ₽
225,01—250 л. с. 75 ₽
250,01—∞ л. с. 150 ₽
Таблица со ставками налогов на легковой автомобиль за 2022 год в Московской области
Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
0—100 л. с. 10 ₽
100,01—150 л. с. 34 ₽
150,01—200 л. с. 49 ₽
200,01—250 л. с. 75 ₽
250,01—∞ л. с. 150 ₽
Таблица со ставками налогов на легковой автомобиль за 2022 год в Московской области
Мощность двигателя Ставка за 1 л. с.
0—100 л. с. 10 ₽
100,01—150 л. с. 34 ₽
150,01—200 л. с. 49 ₽
200,01—250 л. с. 75 ₽
250,01—∞ л. с. 150 ₽

Повышающие коэффициенты

За дорогие автомобили транспортный налог приходится платить с повышающим коэффициентом:

  • Транспортный налог = Сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам × Повышающий коэффициент

С 2022 года повышающие коэффициенты применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 000 000 ₽.

Физическим лицам самим считать среднюю стоимость и повышающий коэффициент не нужно. За них все сделает ИФНС и укажет сумму налога к уплате в уведомлении. Считать будут на основании сведений, которые предоставляются в налоговые инспекции из ГИБДД.

Организации исчисляют авансовые платежи по налогу внутри года и налог по его итогам самостоятельно. Им самим придется учитывать, какой коэффициент применять к каждому транспортному средству. Начиная с налога за 2021 год налоговая инспекция тоже считает транспортный налог по организациям и присылает уведомление, которое надо сверить со своими начислениями. Если будут расхождения, придется выяснять причины или доплачивать налог.

Стоимость авто не единственное условие для применения повышающего коэффициента. Важен еще возраст машины.

Повышающие коэффициенты 1,1 и 2 при расчете транспортного налога в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 ₽ и от 5 000 000 до 10 000 000 ₽ отменены. С 2022 года действует только коэффициент 3.

Повышающие коэффициенты в таблице для расчета транспортного налога
Средняя стоимость Прошло с года выпуска Коэффициент
10—15 млн рублей Не более 10 лет 3
15—∞ млн рублей Не более 20 лет 3
Повышающие коэффициенты в таблице для расчета транспортного налога
Средняя стоимость 10—15 млн рублей
прошло с года выпуска не более 10 лет
коэффициент 3
Средняя стоимость 15—∞ млн рублей
прошло с года выпуска не более 20 лет
коэффициент 3

Перечень легковых автомобилей, к которым применяются повышающие коэффициенты, налоговая и Минпромторг размещают на своих сайтах. Этот перечень обновляется каждый год. До 2022 года перечень публиковали не позднее 1 марта. Начиная с 2023 года его публикуют до 31 марта.

Льготы по транспортному налогу

Федеральные льготы. Транспортный налог не платят люди с инвалидностью за специально оснащенные автомобили или за автомобили, полученные из соцзащиты, мощностью до 100 лошадиных сил.

Региональные льготы. Государство разрешило регионам самим решать, кому они будут давать льготы по транспортному налогу. Например, в Москве транспортный налог не платят ветераны, люди с инвалидностью I и II групп и один из родителей в многодетной семье. В Московской области у многодетных тоже есть льготы, но уже с ограничением по мощности машины: за Пежо 408 налог можно не платить, а за Тойоту той же многодетной семье уже могут начислить.

В Карелии у многодетных нет льготы по транспортному налогу. Зато такая льгота есть в Хабаровске — но не полное освобождение, а скидка 50%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *