Кто отвечает за пожарную безопасность в школе
Перейти к содержимому

Кто отвечает за пожарную безопасность в школе

  • автор:

Безопасность в ОО: как и кто обеспечивает?

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?

Алина Ульянова

Директория-онлайн

Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

  • законодательная база по охране жизни и здоровья детей (Конституция РФ, ФЗ «Об Образовании в РФ», Конвенция о правах ребенка, Письмо Минобрнауки РФ «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях» и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности и охране труда(ФЗ «О пожарной безопасности», Приказ МЧС России СП 9.13 130.2009 и др.);
  • законодательная база по пожарной безопасности при чрезвычайных ситуациях (Письмо Минобрнауки РФ «О Типовом положении о комиссии по чрезвычайным ситуациям образовательных учреждений…», Приказ МЧС России «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений…» и др.);
  • внутренние локальные акты(приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей);
  • локальные акты учреждения (должностные инструкции, планы работ, журналы проведения инструктажа, правила, приказы, программы);
  • методический материал по безопасности.

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе Директория.

Пожарная безопасность: три популярных вопроса работодателей

Бышова Н. А.

Зачастую пожарной безопасностью в организации занимаются не профессионалы, а работники, на которых возложили эти обязанности. Поэтому возникает множество вопросов, например, как провести обучение и противопожарный инструктаж, как рассчитать допустимое количество людей на объекте защиты и пр.

1. Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность?

Согласно Правилам противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) работодатель вправе возложить ответственность за пожарную безопасность на отдельного сотрудника, который по своей должности и характеру работы отвечает за охрану труда.

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806, который вводит новый порядок обучения по пожарной безопасности. Согласно документу, ответственных за пожарную безопасность нужно направлять только в учебные центры.

Если в компании нет такого сотрудника и штатным расписанием не предусмотрена отдельная штатная единица, вы можете поручить эти обязанности любому сотруднику, включая руководителя организации. Для этого организуйте его обучение в специализированном учебном центре.

2. Сколько людей могут одновременно находиться на объекте защиты?

В Правилах противопожарного режима в РФ (Постановление № 1479) сказано, что организация обязана в инструкции о мерах пожарной безопасности указать:

  • порядок содержания территории и зданий,
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов,
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
  • допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, и многое другое.

Верхний предел количества людей на объекте чаще всего уже обозначен в проектных документах на объект. Если такой информации нет, это показатель можно посчитать самостоятельно. В основе расчета должна лежать информация о количестве эвакуационных выходов. В своде правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» заложено требование в помещениях с одним выходом не допускать скопления 50 и более человек. Если помещение находится на цокольном и подвальных этажах — не более 15 человек одновременно.

Если нет нормативных требований о максимальном количестве людей, ведите следующий расчет: не менее 1 кв. м на одного человека. Используйте также результаты оценки пожарного риска, если она уже проводилась.

Образец инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ можете скачать в конце статьи.

Кто отвечает за пожарную безопасность в школе: требования к ответственному лицу, его обязанности и права

Директор школы в ходе организации учебного процесса озадачен решением проблем самого разного плана и характера. Чтобы не упустить из вида важные вопросы, касающиеся, например, пожарной безопасности, руководитель вправе делегировать полномочия и назначить себе помощника, который будет отвечать за обеспечение пожарной безопасности в школе и осуществлять проверку ее противопожарного состояния. Ответственный за пожарную безопасность в школе назначается соответствующим приказом директора по школе и с момента назначения на должность на него возлагается обязанность по обеспечению соблюдения требований нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, нарушение правил пожарной безопасности в школе кем бы то ни было, от учащегося и до самого директора, является предметом ответственности (зачастую административной или уголовной) «Ответственного за пожарную безопасность в школе».

Кто может стать ответственным за пожарную безопасность в школе: критерии и порядок назначения

Чтобы понять, кто может стать ответственным за пожарную безопасность в школе, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать кандидат. Так, отвечать за пожарную безопасность в школе должен сотрудник, прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

При этом данная образовательная процедура не является бессрочной — обучаться ей (повышать квалификацию) придется регулярно, в соответствии с периодичностью, установленной порядком обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в школе, мерам пожарной безопасности.

Очевидно, что назначение на должность ответственного за ПБ невозможно, если предварительно не получено согласие кандидата. Факт назначения и новые должностные обязанности должны быть отражены в трудовом договоре. Также не менее важно заблаговременно разобраться с вопросами оплаты труда должностного лица.

Назначение, равно как и увольнение с должности, сопровождается изданием соответствующих приказов по школе, причем сотрудник, который будет отвечать или ранее отвечал (в случае снятия с должности) за ПБ на территории школы, ставит свою подпись при ознакомлении с документом. В штате школы, как правило, за пожарную безопасность отвечает один человек. Должностная инструкция для ответственного за пожарную безопасность школы утверждается директором.

Что входит в обязанности и права ответственного за ПБ в школе

Мы ознакомились с информацией административного характера, теперь рассмотрим обязанности ответственного за пожарную безопасность в школе.

В первую очередь, ответственному за пожарную безопасность необходимо осуществлять контроль за соответствием состояния здания, отдельных помещений и территории школы установленным требованиям пожарной безопасности, а также за соблюдением требований противопожарного режима Нажмите для перехода на ПожВики сотрудниками и учащимися школы.

С целью повышения компетенции контингента школы в вопросах соблюдения требований пожарной безопасности ответственный за ПБ организует и проводит соответствующие образовательные мероприятия: противопожарные инструктажи, а также различные интерактивные и обучающие мероприятия для самих школьников (месячники по ПБ, тематические конкурсы, приглашение сотрудников местного отделения ГПН МЧС РФ на профилактический диалог и т.д.).

Оценка текущего состояния здания и территории школы на предмет пожарной безопасности осуществляется посредством проверки соответствия требованиям пожарной безопасности территории школы, эвакуационных путей и выходов из здания школы, оснащенности первичными средствами пожаротушения и их исправности, работоспособности и соответствия нормативным требованиям внутреннего и наружного противопожарных водопроводов и т.д.

Кто отвечает за пожарную безопасность в школе

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности (ПБ) в школах четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности[1]. Целью ее создания являются предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Директор школы обязан:

  1. соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  2. разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
  3. проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  4. включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  5. содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  6. оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  7. предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров необходимые силы и средства;
  8. обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты школы;
  9. предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  10. незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  11. содействовать деятельности добровольных пожарных.

пожарная безопасность в школеДля решения этих задач в школы вводится ставка специалиста по пожарной безопасности[2] или назначается ответственное лицо за пожарную безопасность. Им может быть сам директор школы (в небольших организациях), один из его заместителей, руководитель службы охраны труда, АХЧ, специалист по охране труда и т.д. Также руководитель в обязательном порядке назначает ответственных лиц за пожарную безопасность в структурных подразделениях организации.

Передача полномочий и установление ответственности за выполнение порученных служебных обязанностей в области пожарной безопасности должны быть зафиксированы в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях) и соответствовать действующим нормативно-правовым актам. Следует помнить, что ответственность за ПБ не может быть делегирована. Делегируются только права и обязанности. При любом распределении полномочий персональную ответственность за пожарную безопасность в школы несет ее руководитель.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (ПТК)[3]. Вопросы пожарной безопасности также рассматриваются на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, создающихся в крупных школах и органах управления образованием.

Определившись с ответственным лицом за пожарную безопасность, разрабатывают и утверждают его функциональные обязанности, права и ответственность. Удобнее это делать в виде должностной инструкции[4]. Должностные обязанности по обеспечению пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с основными направлениями деятельности в этой области на основе действующих нормативно-правовых актов по ПБ.[5]

После назначения ответственных лиц за ПБ осуществляется распределение обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди остального руководящего состава и других специалистов школы, что фиксируется в соответствующих локальных организационно-распорядительных документах, включая должностные инструкции.

Основные направления деятельности по обеспечению ПБ в школах

Основными функциями управления ПБ являются планирование, организация и контроль проведения противопожарных мероприятий, которые можно условно разделить на организационные и технические. Конкретные мероприятия планируются исходя из основных направлений деятельности по обеспечению ПБ в организациях (табл. 1), финансовых возможностей и приоритетности[6]. Порядок проведения практически каждого мероприятия регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, поэтому на документационное обеспечение управления ПБ следует обращать особое внимание.

Основные направления деятельности по обеспечению ПБ в школах

1. Формирование и обеспечение функционирования системы управления ПБ в организации.

Назначение ответственных лиц за ПБ в организации и ее структурных подразделениях. Распределение обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди руководящего состава и других специалистов организации. Документационное обеспечение управления ПБ в организации (формирование комплекта нормативно-правовых и методических документов федерального, регионального и муниципального уровней по ПБ; разработка, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ПБ; ведение учетно-отчетной документации). Организация деятельности пожарно-технической комиссии. Формирование и обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны. Формирование и обеспечение деятельности добровольных дружин юных пожарных.

Повышение эффективности управления ПБ на основе: документально закрепленного распределения обязанностей, полномочий и ответственности в области ПБ среди работников организации; повышения их ответственности; улучшения координации деятельности в области ПБ; совершенствования документационного и информационного обеспечения; привлечения инженерно-технических и иных работников для решения технических вопросов обеспечения ПБ через участие в работе пожарно-технической комиссии; участия работников организации в добровольной пожарной охране объекта.

2. Организация контроля соблюдения требований ПБ и установленного противопожарного режима в организации и прилегающей территории.

Контроль соблюдения правил противопожарного режима во всех структурных подразделениях организации.

Своевременное выявление нарушений требований ПБ и принятие незамедлительных мер по их устранению.

3. Обучение работников мерам ПБ и отработка действий при возникновении пожара.

Проведение противопожарных инструктажей и обучение пожарно-техническому минимуму. Проведение тренировок по эвакуации персонала, учащихся и посетителей школы и тушению условного пожара.

Повышение уровня противопожарной подготовки работников организации. Подготовка персонала школ к действиям в условиях возникновения пожароопасных ситуаций за счет тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретения устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожара.

4. Противопожарное оснащение и содержание зданий, сооружений и прилегающей территории.

Установка и техническое обслуживание систем и средств противопожарной защиты (систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ), включая первичные средства тушения пожаров. Устройство и содержание в должном порядке эвакуационных путей в соответствии с требованиями ПБ. Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты). Содержание в исправном состоянии электропроводки и электроустановок. При необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитными составами и т.д.

Профилактика пожаров. Ликвидация пожаров на ранней стадии. Обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система управления пожарной безопасностью в школы

Начало деятельности по обеспечению ПБ в любой организации начинается с формирования системы управления.

В школе система управления ПБ представлена:

  • руководителем организации, осуществляющим непосредственное руководство системой ПБ в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несущим персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Руководитель организации назначает ответственных лиц за ПБ, издает приказы по обеспечению ПБ, утверждает должностные инструкции ответственных за ПБ, обеспечивает финансирование мероприятий по ПБ, установку и обслуживание систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, обучение работников и проведений тренировок и т.д.;
  • ответственным лицом за пожарную безопасность в организации (им может быть штатный специалист по пожарной безопасности или иное должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение ПБ в организации);
  • ответственными лицами за ПБ в структурных подразделениях организации;
  • пожарно-технической комиссией (в ее состав включаются инженерно-технические работники, ответственные за эксплуатацию и обслуживание электроустановок, систем водоснабжения, связи, автоматической противопожарной защиты и т.п., ответственные лица за пожарную безопасность в структурных подразделениях организации, руководитель добровольной пожарной охраны, специалисты по пожарной безопасности, представители профсоюзов).

Координацией всей работой по обеспечению ПБ в школы занимается ее руководитель и в пределах своей компетенции назначенное им ответственное лицо за ПБ.

Основными функциональными обязанностями ответственного лица за ПБ в организации являются:

  • планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению ПБ в организации;
  • контроль соблюдения требований нормативно-правовых актов в области ПБ и установленного противопожарного режима в организации (при выявлении нарушений противопожарных требований незамедлительно ставит в известность руководство организации, предлагает и в максимально короткие сроки осуществляет меры по устранению выявленных недостатков и нарушений в области ПБ);
  • оценка пожарных рисков в организации;
  • разработка проектов локальных нормативно-правовых актов по ПБ, включая инструкции по ПБ, и представление их руководителю организации для утверждения;
  • организация делопроизводства в области ПБ;
  • осуществление взаимодействия с органами пожарного надзора;
  • принятие безотлагательных мер по устранению нарушений требований ПБ, выявленных в ходе проверок представителями государственного пожарного надзора;
  • разработка и представление в территориальный орган пожарного надзора декларации ПБ;
  • оказание методической помощи структурным подразделениям организации в области ПБ;
  • контроль соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания систем пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
  • контроль наличия, правильного размещения и проведения технического обслуживания огнетушителей в соответствии с требованиями ПБ;
  • определение потребности организации в первичных средствах пожаротушения и организация их учета:
  • контроль соблюдения требований к путям эвакуации;
  • контроль соблюдения правил содержания сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты);
  • контроль соблюдения правил размещения знаков ПБ;
  • организация и контроль обучения руководителей, специалистов и иных работников организации мерам ПБ (противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум);
  • проведение вводного противопожарного инструктажа со всеми вновь принимаемыми на постоянную и временную работу;
  • проведение тренировок по эвакуации персонала, учащихся, посетителей и тушению условного пожара;
  • участие в организации и подготовке добровольных пожарных дружин;
  • участие в работе пожарно-технической комиссии;
  • проведение не реже одного раза в месяц выборочных проверок противопожарного состояния в структурных подразделениях организации;
  • участие в расследовании причин происшедших пожаров;
  • изучение и распространение передового опыта пожарно-профилактической работы;
  • проведение разъяснительной и воспитательной работы с сотрудниками организации по вопросам ПБ;
  • разработка и внесение руководству организации предложений по улучшению состояния ПБ;
  • участие в рассмотрении проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учебных, лабораторных, производственных, складских и других помещений и зданий с целью определения ее соответствия требованиям ПБ;
  • подготовка и представление в установленные сроки отчеты и иные запрашиваемые документы по ПБ.

[1] Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

[2] Решение о введении в штатное расписание ставки специалиста по пожарной безопасности принимается руководителем организации самостоятельно в зависимости от размеров и специфики деятельности организации. Профессиональный стандарт "Специалист по противопожарной профилактике" утвержден приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 814н. Другие возможные наименования должности: специалист по противопожарной профилактике; инженер по пожарной безопасности; инженер по противопожарной безопасности; специалист по противопожарной безопасности. Специалист по пожарной безопасности является ответственным лицом за пожарную безопасность в организации по должности.

[3] ПТК создается в соответствии с п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. Примерное положение о пожарно-технической комиссии образовательной организации представлено в приложении № 1.

[4] Примерная должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности представлена в Приложении № 2. Если ответственным за пожарную безопасность в организации является другое должностное лицо, то функциональные обязанности по обеспечению пожарной безопасности, соответствующие права и ответственность вписываются в его должностную инструкцию по основной должности.

[5] Функциональные обязанности, трудовые действия, необходимые умения и знания специалиста по противопожарной профилактике представлены в приложении № 3.

[6] Приоритетными являются мероприятия, направленные на устранение реальной опасности пожара, который может привести к человеческим жертвам, травмам и отравлениям персонала, учащихся и посетителей образовательных организаций, большому материальному ущербу. Также в первую очередь выполняются предписания представителей пожарного надзора. Отсутствие финансовых возможностей не является основанием или оправданием невыполнения обязательных требований ПБ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *