Возврат переплаты налога
До вступления закона в силу, налогоплательщики могут перераспределять переплату и засчитывать её в счёт задолженностей только внутри налогов одного уровня — федеральных, региональных или местных.
Поправки в закон направлены на упрощение порядка возврата и зачёта излишне уплаченного налога. Переплатой можно будет погасить последующие платежи, и её можно будет распределять по разным уровням. Например, переплатой по НДС можно будет закрыть долг по налогу на имущество.
Также с октября при наличии задолженностей по налогам, вернуть переплату деньгами будет нельзя. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, налогоплательщикам в первую очередь нужно будет погасить долги. Сумма излишне уплаченного налога будет засчитываться в счёт погашения недоимки.
До вступления закона в силу, переплату можно было вернуть на расчётный счёт вне зависимости от наличия задолженностей.
Важно: новые правила зачёта и возврата переплаты не распространяются на страховые взносы.
Откуда берётся переплата
Переплата может возникнуть в двух случаях: ошибка налогоплательщика или ошибка налогового органа.
Со стороны налогоплательщиков происходят следующие ситуации:
Неправильный расчёт налога. Если бухгалтерия допускает ошибки в расчёте, например, забывает учесть льготы и вычеты, то общая сумма может оказаться неправильной.
Ошибки в КБК. Неправильное заполнение платёжных поручений приводит к недоимкам по одним налогам и переплатам по другим.
Иногда налоговая может дважды взыскать налог. Так случается, когда налогоплательщик уже оплатил налог, но деньги не поступили на счёт ФНС. В таком случае налоговая может списать сумму налога без согласия налогоплательщика. В итоге когда деньги, отправленные налогоплательщиком, доходят, появляется переплата.
Как узнать о факте переплаты
Налогоплательщик может запросить акт сверки в налоговой инспекции или в личном кабинете на сайте ФНС. После подачи заявления налоговый орган выдаст подписанный акт сверки в течение пяти рабочих дней.
Налоговая инспекция может самостоятельно сообщить налогоплательщику о переплате. Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ, они делают это в течение десяти рабочих дней с момента обнаружения факта излишней уплаты налога. В сообщении будут указаны название налога, КБК, расчётный период, за который излишне уплачена сумма, срок уплаты, ОКТМО и общая сумма.
Как вернуть переплату
С излишне уплаченным налогом можно провести три операции: зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте для оплаты будущих платежей или вернуть на расчётный счёт.
В течение трёх лет
Основные правила зачёта и возврата переплаты по налогам действуют в течение трёх лет с момента поступления денег в налоговую.
Зачёт в счёт задолженности. Если у налогоплательщика есть долги по налогам любого вида, то, в первую очередь, переплата пойдёт на погашение этих недоимок. Сотрудники налоговой самостоятельно будут выбирать, на погашение какой именно задолженности будут направлены деньги.
Налогоплательщик может сам подать заявление на погашение недоимки. Налоговая инспекция будет рассматривать заявление в течение десяти рабочих дней.
Зачёт в счёт уплаты будущего налога. В случае если задолженность отсутствует, то налогоплательщик может запросить зачёт переплаты в счёт уплаты будущего налога. Для этого он должен отправить заявление по форме КНД 1150057. Также к заявлению необходимо прикрепить документы, подтверждающие факт переплаты — платёжное поручение или уточнённую декларацию.
В течение десяти дней с момента получения заявления, налоговая примет решение о зачёте.
Возврат денег на расчётный счёт. Для того чтобы вернуть сумму переплаты на расчётный счёт, налогоплательщик должен подать заявление по форме КНД 1150058. К заявлению также должны быть приложены документы, подтверждающие факт переплаты.
Налоговая инспекция принимает решение в течение десяти рабочих дней. При положительном решении деньги поступят на счёт налогоплательщика через месяц.
Если же через месяц деньги на счёт не поступят, то за каждый день просрочки налоговая будет доплачивать процент, который вычисляется по следующей формуле:
По истечении трёх лет
Если налогоплательщик не подал ни одного заявления в течение трёх лет с момента зачисления налога, то он может обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проходить по гражданскому законодательству, а не налоговому.
Отсчёт срока будет считаться с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате. Поэтому в суде нужно будет доказать, что с этого момента прошло не более трёх лет.
С 1 октября налогоплательщик сможет вернуть переплату на банковский счёт, зачесть в счёт задолженности или в счёт будущих платежей в упрощённом порядке. Однако, сделать он это должен будет в течение трёх лет.
Ст. 78 НК РФ (2022 — 2023): вопросы и ответы
Что появилось в новой редакции ст. 78 НК РФ с комментариями?
Одни из последних и основных новшеств, изменивших ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч. 1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.
Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:
- переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
- переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).
Дополнительно в статью введены положения о том, что:
- суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
- правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
- правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).
В 2019 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:
- Добавлен пункт 8.1, согласно которому сроки зачета начинают исчисляться по истечении 10 дней после окончания камеральной проверки, а в случае выявления нарушения, сроки начисляют исчисляться со следующего после даты вступления в силу решения дня.
- Добавлена ссылка на международные акты в пункте 7.
В октябре 2020 года утратил силу 2-й абзац пункта 1, который гласил о том, что налог может зачитываться только в счет уплаты другого налога по соответствующему уровлю бюджета. То есть теперь зачесть переплату можно в счет уплаты налога любого уровня бюджета.
Кроме того, чтобы вернуть переплату, нельзя иметь недоимки также по любым налогам (пеням, штрафам). Подробнее об октябрьских нововведениях читайте здесь.
С 2022 года также разрешено (Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ) зачитывать переплату в счет будущих платежей между налогами и страховыми взносами, что раньше было строго запрещено.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2023 ст. 78 НК РФ полностью меняется в связи с введением единого налогового платежа (ЕНП). О новшествах мы писали здесь и здесь.
Как будет работать возврат переплаты и как действовать в переходный период, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в материал с описанием новшеств.
Кого касается статья 78 НК РФ?
Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.
Зачет (возврат) налога возможен:
- фирме;
- ИП;
- физическому лицу.
Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 78 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как возникает переплата?
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Как выявляется излишняя уплата?
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
Как составить заявление на зачет (возврат)?
Заявления на зачет и возврат имеют утвержденные формы. С 23.10.2021 используются бланки, утвержденные приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ в редакции приказа ФНС от 17.08.2021 № ЕД-7-8/757@.
Формы заявлений о возврате и зачете налогов (сборов, взносов штрафов, пеней) вы можете скачать бесплатно, кликнув по нужной картинке ниже:
Образец заполнения заявления на возврат ищите здесь.
Практические рекомендации экспертов по подготовке заявления на зачет налога вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Способов подачи заявления несколько (пп. 4 и 6 ст. 78 НК РФ):
- на бумаге;
- по ТКС;
- через личный кабинет, зарегистрированный на сайте ФНС.
Формат для электронных заявлений утв. приказом ФНС России от 17.02.2022 № ЕД-7-8/137@.
Как определяют срок подачи заявления?
Срок подачи заявления, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, равен 3 годам с даты уплаты соответствующей суммы. Вместе с тем для ряда случаев такой подход неприменим. Например, когда:
- Налог уплачивается авансовыми платежами, и его итоговая сумма за налоговый период определяется только по данным декларации, срок надо отсчитывать с даты сдачи декларации за налоговый (не отчетный) период (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, информация ФНС России от 07.09.2015).
- Переплата стала результатом перечисления сумм налога несколькими платежными документами. В этом случае срок может быть определен двумя путями: по каждому платежу отдельно (постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, ФАС Московского округа от 01.11.2008 № КА-А40/10257-08) или по дате последнего платежа (постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2009 № А55-16617/2008).
- По сумме, заявленной к возмещению, заявление по которой до вынесения решения ИФНС о возврате денег налогоплательщиком не подано (п. 14 ст. 78 и п. 11.1 ст. 176 НК РФ), срок отсчитывается с даты решения ИФНС.
Каков порядок зачета (возврата)?
Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:
- зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
- возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Кроме того срок принятия решения о возврате излишне уплаченного налога зависят от того, подтвержден ли факт излишней уплаты по итогам камеральной налоговой проверки. Соответствующие положения предусмотрены п. 8.1 ст. 78 НК РФ.
В случае проведения камеральной налоговой проверки срок принятия решения на возврат налога исчисляется не со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, а в следующем порядке:
- по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной проверки декларации, в которой отражена сумма налога, подлежащая возврату, или со дня, когда такая проверка должна была быть завершена в силу сроков, указанных в п. 2 ст. 88 НК РФ. Эти положения применяются, если в ходе камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
- со дня, следующего за днем вступления в силу решения по результатам камеральной налоговой проверки. Эти положения применяются, если в ходе проверки налоговым органом был составлен акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение.
В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).
Какое основное правило возврата содержит п. 6 ст. 78 НК РФ?
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
В чем особенности возврата НДФЛ?
Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.
В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:
- фирма-работодатель прекратила существование;
- не заявлялся вычет на детей по месту работы;
- намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;
Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.
- есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
- налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.
Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Подробнее о возврате НДФЛ читайте в этой статье.
Когда ИФНС платит проценты за задержку и как их рассчитывают?
Если ИФНС нарушит срок возврата, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ (1 месяц), то у налогоплательщика появляется право на получение процентов за каждый календарный день задержки платежа (п. 10 ст. 78 НК РФ), включая день фактического получения возврата. Это правило применимо и к возврату излишне удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@).
Сумма процентов рассчитывается с дня, следующего за сроком возврата налога, по день фактического поступления средств на расчетный счет.
Их сумма рассчитывается по величине ставки рефинансирования ЦБ РФ (которая с 2016 года приравнена с ключевой ставке), соответствующей дням нарушения, исходя из того, что протяженность года считается равной 365 дням (или 366, если год високосный).
Формула для расчета процентов за задержку возврата налога следующая:
Кто возвращает переплату при переходе в другую ИФНС?
Ст. 78 НК РФ не содержит требований о повторной подаче заявления о возврате при переходе в другую ИФНС. Если возврат не был осуществлен по старому месту учета, то его должна в установленные НК РФ сроки произвести новая ИФНС. Объясняется это тем, что возврат осуществляется за счет бюджета, а не из средств конкретной ИФНС (постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 № 1334/06).
Можно ли вернуть переплату, которой больше 3 лет?
Статья 78 НК РФ посвящена порядку внесудебного урегулирования вопросов переплаты в бюджет, когда факт ее наличия устанавливается достаточно легко и соответствует сроку исковой давности, исчисленному с даты, официально признаваемой ИФНС днем, с которого возможен такой расчет.
Однако довольно часто возникают ситуации, когда налогоплательщик узнает о наличии переплаты с опозданием. В этом случае он может воспользоваться возможностью исчисления срока давности со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и обратиться с иском в суд (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/27).
Сбор всех доказательств, подтверждающих реальность позднего получения информации о наличии переплаты, ляжет на налогоплательщика.
Прерывается ли 3-летний срок актом сверки с ИФНС?
Ст. 203 ГК РФ содержит норму о прекращении течения срока исковой давности в случае осуществления действий, оцениваемых как признание долга. К одному из таких действий относится подписание акта сверки.
В отношении акта сверки с ИФНС официальных разъяснений Минфина или ФНС нет. А у судов есть 2 точки зрения:
- подписание акта сверки с ИФНС не влияет на срок исковой давности (постановления ФАС Московского округа от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013, Центрального округа от 19.12.2013 № А23-1227/2013, Уральского округа от 16.08.2013 № Ф09-8107/13, Поволжского округа от 07.08.2013 № А55-30105/2012);
- дата подписания акта сверки с ИФНС признается днем, когда стало известно о наличии переплаты (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2013 № Ф05-16362/2012, Западно-Сибирского округа от 30.10.2013 № А75-10138/2012, Центрального округа от 11.07.2013 № А48-1772/2012, Северо-Западного округа от 13.05.2013 № А56-33073/20).
Можно ли вернуть переплату по истечении 3 лет? Ответ на вопрос дали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Итоги
Ст. 78 НК РФ описывает порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм налогов или взносов. Одно из последних новшеств статьи — возможность зачесть переплату в счет уплаты между налогами и взносами. С 2023 года порядок зачета и переплаты полностью меняется в связи с введением единого налогового платежа.
Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков или хитрая уловка?!
В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.
Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".
В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).
Для примера скан странички «Личный Кабинет налогоплательщика» (ЛК ИП) на сайте ФНС России:
В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.
Налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств в интерактивном информационном ресурсе «карточка РСБ» (КРСБ).
В следующих статьях будет представлена более развёрнутая информация об Автоматизированной Информационной Системе ФНС России (АИС «Налог-3»), ключевой подсистемой которой является информационный ресурс Карточка «Расчеты с бюджетом местного уровня» (карточка РСБ, КРСБ). Именно в карточках РСБ агрегируется юридически значимая информация по налоговым обязательствам в разрезе каждого налога.
Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на 2-й, 3-й день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» — то есть примерно через три-пять месяцев после получения налоговым органом декларации налогоплательщика. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Данное положение нисколько не смущает Министерство Финансов России (МФ РФ), которое "ничтоже сумняшеся" сообщает об этом налогоплательщикам в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 (извлечение):
Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.
Вот как это выглядит в информационном ресурсе «Личный кабинет налогоплательщика — ИП»:
Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.
Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве.
Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".
Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.
Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.
Как возникает переплата ?
Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.
Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).
"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.
В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н
Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.
Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.
В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.
Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.
Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.
В настоящее время АИС «Налог-3» (подсистема «информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки») такие ошибки выявляет в автоматизированном режиме. Программа самостоятельно формирует протокол ошибок, на основании которого налоговый инспектор в соответствие с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан предложить налогоплательщику уточнить данные налоговой декларации.
Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).
После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.
Как фиксируется факт "переплаты"?
Императивно установленная обязанность налогового органа.
В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.
Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".
Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.
Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика <. > совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику <. > в течение следующего дня после дня составления такого акта".
Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.
Смею предполагать, что методисты ФНС России столкнулись с проблемой адаптации программного обеспечения (управляющего Информационным ресурсом «КРСБ») к нормам Налогового Кодекса России. Этой «системной» проблеме посвящена отдельная статья: Сверка с налоговой: "подводные камни" и "засады".
Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.
Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".
В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).
Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.
1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.
Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.
2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.
Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).
Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.
Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".
Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс "Камеральная налоговая проверка", а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически на основании данных уточняющей декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".
Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.
Теперь настало время обобщить изложенное.
Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.
Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.
Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.
Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.
Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало "типовой" причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.
Например, вот такой.
Сначала формируется «недоимка» — отрицательное сальдо во внутреннем учете налогового органа без надлежащего оформления процессуальных документов (один «выдающийся» правоприменитель даже придумал новый термин — «текущая недоимка»). Соответственно Требование об уплате налога в адрес налогоплательщика не направляется.
А после того, как налогоплательщик во исполнение текущей налоговой обязанности перечислил авансовый платеж (сумма которого в КРСБ до получения налоговой декларации отражается как «переплата»), налоговики её «списывают» в счёт погашения «отрицательного» сальдо прошедшего налогового периода. Естественно, налогоплательщику об этой операции «автоматического» зачета «переплаты в счет недоимки» не сообщается. Но уже в новом налоговом периоде возникает задолженность перед бюджетом. Которую уже можно оформить более-менее «правильно».
Данный способ активно использовался для лишения налогоплательщиков права на признание «безнадёжными к взысканию и подлежащих списанию» налоговых задолженностей, образовавшихся до 01.01.2015, в соответствие с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.
Зачет и возврат налоговой переплаты с 2022 до 2023 года
С 1 января 2022 поменялись правила возврата и зачета переплаты по налогам и взносам. Расскажем, как зачесть или вернуть деньги, излишне уплаченные в бюджет, и покажем образцы заявлений на возврат (зачет), заполненные в программе 1С.
Нормативное регулирование
Что изменилось в возврате (зачете) налогов
До 2022 года разрешалось зачитывать переплату по налогам только в счет налогов, а переплату по взносам — в счет взносов, уплачиваемых в бюджет того же фонда, где возникла переплата.
С 2022 года переплату по налогам можно зачитывать не только на налоги, но и в счет страховых взносов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Тоже самое с переплатой по взносам — ее можно зачесть как в счет уплаты взносов, так и налогов.
Итак, направить переплату можно:
- на недоимки по другим налогам, взносам, сборам;
- на предстоящие платежи по налогам, сборам, взносам;
- на штрафы, пени.
Переплата в счет предстоящих платежей зачитывается по заявлению налогоплательщика (кроме случая переплаты по тому же налогу — см. Постановление АС Московского округа от 23.03.2022 N Ф05-35602/2021 по делу N А40-137187/2020). Погасить недоимку налоговики могут и самостоятельно (п. 5, п. 14 ст. 78 НК РФ). Однако если ИФНС утратила право на принудительное взыскание недоимки, она зачесть ее не сможет (Определение КС от 08.02.2007 N 381-О-П, п. 32 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57).
Как и раньше, вернуть на расчетный счет можно только ту часть переплаты, которая осталась после погашения всех долгов перед бюджетом и фондами. Возврат осуществляется только по заявлению налогоплательщика.
Как возникает переплата
Переплата образуется, если в бюджет уплачена сумма налога (или другого бюджетного платежа) большая, чем нужно по законодательным нормам. Причинами возникновения переплаты могут быть:
- неправильный расчет налогов, взносов, сборов;
- ошибки при заполнении платежек и деклараций;
- изменения в НК РФ, действие которых распространяется на прошлые периоды;
- сумма налога к уменьшению по итогам налогового периода;
- переход на другой режим налогообложения;
- задвоение списания по требованиям ИФНС и др.
«Виновником» возникновения переплаты может быть как плательщик (излишняя уплата), так и налоговый орган (излишнее взыскание). Во втором случае одновременно с возвратом переплаты налоговики обязаны выплатить проценты. Они начисляются со дня после излишнего взыскания по день возврата суммы на расчетный счет организации (абз. 1, 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).
- самостоятельно уплаченная недоимка, признанная безнадежной к взысканию (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57);
- налог и пени по нему, взысканные ФССП до вынесения судом решения об утрате права на взыскание (Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692);
- суммы, перечисленные в бюджет в возмещение ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов (п. 13.1 ст. 78 НК РФ).
Налогоплательщик, у которого возникла переплата, имеет право на ее своевременный зачет или возврат (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Это его право, а не обязанность (п. 6 ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина от 12.04.2018 N 03-02-07/1/24222).
Как узнать о переплате
Обнаружить факт переплаты может сам плательщик (при аудите, инвентаризации) или налоговый инспектор. Если это сделали налоговики, они должны сообщить об излишней уплате в течение 10 рабочих дней со дня ее обнаружения (п. 3, 14 ст. 78 НК РФ).
А еще переплату можно выявить во время совместной сверки расчетов или увидеть в справке КНД 1160081.
Что делать с переплатой
Обнаружив переплату, можно (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):
- вернуть ее на расчетный счет;
- зачесть в счет предстоящих платежей;
- погасить недоимки по другим платежам;
- заплатить пени, штрафы.
Зачет можно делать между налогами и взносами разных видов. Например, переплату по региональному налогу зачесть в счет федеральных, региональных и местных платежей (п. 1 ст. 78 НК РФ). Какие налоги к каким бюджетам относятся, закреплено в ст. 13-15 НК РФ.
По НДФЛ действует особый порядок зачета. Если переплата возникла из-за того, что в бюджет перечислена сумма НДФЛ большая, чем удержана, ее можно зачесть в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):
- недоимки по налогам, сборам, взносам;
- будущих платежей по другим налогам, сборам, взносам;
- долга по пени, а налоговым штрафам.
А вот зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей по НДФЛ не получится, поскольку уплата НДФЛ должна осуществляется из средств физлица, а не налоговых агентов (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ, п. 9 ст. 226 НК РФ, Письма УФНС по г. Москве от 27.10.2020 N 19-19/164537@, ФНС от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@).
Если же причиной переплаты стало излишнее удержание НДФЛ у работника, эту сумму нужно ему вернуть.
Сроки для обращения за возвратом (зачетом) переплаты
Заявление о возврате или зачете денежных средств подается не позже 3 лет:
- с даты уплаты соответствующей суммы в бюджет — при излишнем перечислении (п. 7 ст. 78 НК РФ);
- с даты, когда стало известно о взыскании — при излишнем взыскании (п. 3, 9 ст. 79 НК РФ).
Самостоятельный зачет ИФНС делает не более чем за 3 года со дня уплаты суммы (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Особые сроки устанавливаются для:
- переплат, образованных при перечислении авансов по налогам — в этом случае срок отсчитывается с даты подачи годовой налоговой декларации (Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 N 17750/10);
- переплат, оставшихся от предыдущего зачета — 3-летний срок подачи заявления о зачете (возврате) исчисляется с даты, когда ИФНС сделала зачет, сформировавший переплату (пп. 4 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ, п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ, Постановление Президиума ВАС от 10.11.2011 N 8395/11).
В случае пропуска установленных сроков для возврата (зачета) переплату можно попробовать вернуть через суд. Срок исковой давности — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своем праве на возврат средств (Письмо Минфина от 15.03.2019 N 03-02-08/16920).
Переплата при подаче уточненной декларации
Если переплата возникла в результате подачи уточненной декларации, то можно вернуть (зачесть) ее после завершения камеральной проверки (п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ, п. 2 ст. 88 НК РФ):
- в общем случае — 3 месяца;
- по НДС — 2 месяца.
Заявление можно направить одновременно с декларацией, но ответ налоговая даст в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки по поданной уточненной декларации, после отражения переплаты в КРСБ.
Этапы возврата или зачета переплаты
Шаг 1. Проведите сверку с ИФНС
Чтобы инициировать сверку расчетов, необходимо подать в ИФНС по месту учета заявление (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Рекомендуемая форма заявления утверждена Письмом ФНС 28.10.2020 N АБ-4-19/17644@, но можно составить его в произвольной форме.
При подключенной 1С-Отчетности сверку можно заказать прямо из помощника по уплате налога.
В течение 5 рабочих дней налоговики должны направить акт сверки. Его нужно проверить, подписать и передать в ИФНС.
Шаг 2. Сформируйте заявление о проведении зачета (возврата) переплаты
Формы заявлений о возврате и зачете налогов утверждены Приказом ФНС от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182:
- Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) — Приложение N 8 к приказу; Excel
- Заявление о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) — Приложение N 9. Excel
К заявлению приложите (п. 10, 11, 14 ст. 78 НК РФ):
- пояснения, как образовалась переплата;
- подтверждение даты обнаружения переплаты;
- напоминание о начислении % на излишне взысканные суммы;
- первичку (платежки, отчетность, скрины, переписку).
Письмо ФНС РФ от 31.03.2016 N СА-4-7/5589
«…суды принимают «скриншоты» в качестве надлежащих доказательств, если они содержат определенные данные».
«…скриншот — это страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающие размещение информации, подлежащей раскрытию».
Шаг 3. Передайте заявление в налоговую
Направьте заявление в ИФНС по месту регистрации или по месту нахождения организации любым из способов:
- на бумажном носителе (лично/ценным письмом с описью вложения);
- в электронном виде по ТКС с усиленной ЭП;
- через ЛК на сайте ФНС.
Шаг 4. Ожидайте решения инспекторов
Решение о возврате (зачете) налоговики выносят в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления, в такой же срок принимается решение об отказе (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 4-6, 8, 14 ст. 78 НК РФ).
Уведомить налогоплательщика о принятом решении инспекторы должны в течение 5 дней с даты принятия решения (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 9, 14 ст. 78 НК РФ).
Срок для возврата средств на расчетный счет — 1 месяц с даты получения заявления (п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).
Переплата взносов на травматизм в ФСС
Для возврата переплаты по взносам на страхование от НС и ПЗ:
- проведите совместную сверку расчетов с ФСС (п. 4 ст. 26.12 Закона N 125-ФЗ);
- подайте заявление по форме 23 — ФСС (п. 11 ст. 26.12 Закона N 125-ФЗ, п. 1 Приказа ФСС от 17.11.2016 N 457) не позже 3 лет со дня излишней уплаты суммы взносов (п. 13 ст. 26.12 Закона N 125-ФЗ). Word
Переплату ФСС вернет в течение месяца со дня получения заявления (п. 11 ст. 26.12 Закона N 125-ФЗ).
Возмещение расходов на пособия из ФСС в 2022 году
Если переплата по взносам ВНиМ возникла в результате превышения суммы выплаченных пособий над суммой взносов до перехода на «прямые выплаты», после перехода:
- зачетная система выплаты пособий по ВНиМ, предусмотренная п. 2 ст. 431 НК РФ, не применяется;
- налоговые органы вправе отказать в возврате/зачете переплаты в порядке ст. 78 НК РФ, что подтверждается решениями арбитражных судов.
В такой ситуации следует обратиться за возмещением в территориальный орган ФСС с приложением подтверждающих документов.
Заявление о возврате налогов и взносов в 1С
Заявление создайте из раздела Отчеты — Уведомления, сообщения и заявления — Налоговый контроль (с релиза 3.0.112).
Титульная страница
Реквизиты заполняются из карточки организации, остальные данные заполните вручную.
Поля заявления заполните в следующем порядке:
- КПП укажите код, присвоенный в налоговом органе, в который подаете заявление (заполняется автоматически);
- Номер заявления — укажите уникальный порядковый номер в текущем году;
- Статус плательщика — выберите из перечня соответствующую цифру:
- На основании статьи — выберите из перечня статью НК РФ, на основании которой осуществляется возврат:
- выберите код причины возврата:
- Вид платежа , по которому возникла переплата:
- в размере — укажите цифрами сумму возврата в рублях;
- Код по ОКТМО — код ОКТМО, по которому был перечислен платеж;
- Дата п/п и Номер п/п — заполняются только при возврате госпошлины;
- Код бюджетной классификации — укажите КБК платежа (заявление подается по каждому КБК отдельно).
Сведения о счете в банке
- Сведения о счете — приведите реквизиты счета, на который нужно возвращать платеж, и информацию о его получателе (заполняется автоматически основной расчетный счет, при необходимости можно изменить вручную);
- Вид счета (код) — выберите нужное значение (автоматически указывается 1):
- Номер счета — выберите из перечня соответствующую цифру — ту же, что в поле Статус плательщика в платежном поручении на уплату платежа, по которому возвращаете переплату;
- Код бюджетной классификации получателя и Номер лицевого счета получателя заполняют только бюджетники.
Раздел Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем организации и ИП не заполняют.
Перед отправкой сделайте проверку форматно-логического контроля, исправьте ошибки при их обнаружении.
Если все верно, появится сообщение, что ошибок не обнаружено.
Заявление о зачете налогов и взносов в 1С
Заявление создайте из раздела Отчеты — Уведомления, сообщения и заявления – Налоговый контроль (с релиза 3.0.112).
Титульная страница
Реквизиты заполняются из карточки организации, остальные данные заполните вручную.
Поля заявления заполните в следующем порядке:
- КПП укажите код, присвоенный в налоговом органе, в который подаете заявление (заполняется автоматически);
- Номер заявления — укажите уникальный порядковый номер в текущем году;
- Статус плательщика — выберите из перечня соответствующую цифру:
- На сновании статьи — выберите из перечня статью НК РФ, на основании которой осуществляется зачет:
- Вид платежа , по которому возникла переплата:
- Код по ОКТМО — код ОКТМО, по которому был перечислен платеж;
- Дата п/п и Номер п/п — заполняются только при возврате госпошлины;
- Код бюджетной классификации — укажите КБК платежа (заявление подается по каждому КБК отдельно);
- Код налогового органа, в котором числится излишне уплаченная (подлежащая возмещению) сумма — заполните вручную код налоговой, где числится переплата.
Сведения о налоговом органе
- выберите из перечня, на что направить переплату:
- в размере — укажите цифрами сумму зачета в рублях;
- Код по ОКТМО — приведите код по месту зачисления платежа;
- Код бюджетной классификации — КБК платежа, в уплату которого направляется переплата;
- Код налогового органа — код налогового органа, принимающего на учет поступления.
Перед отправкой сделайте проверку форматно-логического контроля, исправьте ошибки при их обнаружении.
Если все верно, появится сообщение, что ошибок не обнаружено.
См. также:
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
(13 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Обсуждение (3)
Добрый день!
Напишите, пожалуйста, в какой срок после образования переплаты можно отправить заявление на возврат, зачет?
ИФНС ответил, что после 3 месяцев проведения камеральной проверки.
Спасибо за ответ.
Все верно. Если переплата возникла в результате подачи уточненки, то так (п. 2, 5 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
Переплату можно вернуть после ее отражения в КРСБ со стороны ФНС.
Данные попадут в Карточку расчетов с бюджетом после завершения камеральной проверки декларации.
Срок камеральной проверки:
— общий — 3 месяца;
— декларации по НДС — 2 месяца.
Заявление можно подать и вместе с уточненкой. Но ответ ИФНС даст в 10 рабочих дней со дня окончания камералки по поданной уточненной декларации.