Раздел 1. Экономическая деятельность и ее субъекты. Понятие частное лицо.
Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Это прежде всего деятельность отдельных индивидов, групп, социальных слоев, народа страны, человечества в целом. Определение данного термина связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью или имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемых в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельности лиц свободных профессий и другие. Термин употребляется так же в общем смысле. Он служит, в этом случае, для характеристики объема всей экономической жизни в течении некоторого периода и внутри определенной территориальной общности. Здесь деятельность измеряется с помощью таких обобщающих показателей, как валовой национальный продукт, валовой общий продукт.
Экономическая деятельность осуществляется определенными экономическими субъектами. Экономические субъекты активны, действуют преднамеренно, принимают решения, обеспечивают выполнение разработаных ими планов, несут юридическую и экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Субъекты экономической деятельности – это юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. В отношении индивидуального предпринимателя применяются нормы, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц. Кроме того граждане вправе заниматься индивидуальным предпринимательством в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского хозяйства. Глава такого хозяйства может быть индивидуальным предпринимателем. В качестве экономических субъектов могут выступать группы.
Экономической деятельностью вправе заниматься, как государство, так и частные лица. Субъектами экономической деятельности в рыночной или смешанной экономике являются: домашние хозяйства, фирмы, государство. У каждого субъекта свои функции, права и обязанности, цели. Экономическая деятельность частных лиц играет важную роль в экономике.
Частное лицо – это человек, обладающий дееспособностью, и несущий ответственность за свои действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дееспособность приобретается с рождением. И может быть частичной, полной или отсутствовать вовсе. Возраст, когда наступает частичная дееспособность, равен 6 годам от рождения. Полной становится либо с 14 лет, либо с 18 лет. В судебном порядке возможно не только объявить человека дееспособным, но и лишить частное лицо дееспособности. Это означает то, что человек приобретает или теряет юридические права и обязанности.
Выбор формы осуществления экономической деятельности обусловлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. Выделяют два основных вида экономической деятельности частных лиц: индивидуальную и коллективную.
Задание №25. ЕГЭ обществознание. Часть 2
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость всестороннего развития человека. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие социальные институты помогают развить человеку как биологические, так и социальные качества? (Назовите любые три социальных института.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру деятельности по развитию биологических и социальных качеств человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.)
Пояснение к №10.
1. Необходимость разностороннего развития человека обуславливается важностью воспитания в человеке как физических качеств, так и интеллектуальных способностей, а также нравственных качеств, что позволит состояться человеку как личности.
2. Семья, школа, армия.
3. Примеры деятельности:
— Семья выступает институтом первичной социализации, прививая нравственные качества, необходимые знания, а также основы физического развития ребенка.
— В школе в процессе образовательной деятельности ребенок осваивает предусмотренные программой научные знания, а также необходимые навыки физического воспитания на уроках физической культуры.
— Солдаты в армии интеллектуально развиваются с точки зрения изучения военной науки, а также тренируют выносливость и силу, выполняя физические упражнения.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).)
3) Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.)
Пояснение к №11.
1) В условиях постиндустриального общества процесс образования должен проходить на протяжении всей жизни человека, так как постоянно появляются новые технологии и внедряются достижения научно-технического прогресса, которые необходимо осваивать для того, чтобы подстраиваться под требования работодателей и информационного общества в целом.
2) Школы, колледжи, университеты.
3) Примеры возможностей:
— Успешное окончание школы дает право на получение среднего профессионального или высшего образования.
— Окончание учреждения среднего профессионального образования позволяет человеку устроиться на работу, а также продолжить обучение в университете.
— Диплом о высшем профессиональном образовании дает возможность трудоустройства на престижную профессию, а также быстрый карьерный рост.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение экономической деятельности в жизни человека и общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие субъекты осуществляют экономическую деятельность в Российской Федерации? (Назовите любых трёх субъектов.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру экономической деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных субъектов.)
Пояснение к №12.
1. Экономическая деятельность обеспечивает создание благ, необходимых для жизнедеятельности и удовлетворения потребностей человека и общества в целом.
2. Физические лица, коммерческие организации, органы государственной власти.
3. Примеры экономической деятельности:
— В Российской Федерации некоторые физические лица являются индивидуальными предпринимателями и ведут деятельность по получению прибыли, удовлетворяя потребности населения.
— В Российской Федерации существуют акционерные общества, состоящие из акционеров, получающих прибыль в пределах стоимости акций.
— Правительство Российской Федерации финансирует некоторые высшие учебные заведения в государстве.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации подрастающего поколения. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие социальные институты содействуют социализации подрастающего поколения в Российской Федерации? (Назовите любые три социальных института.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 социальных институтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему их участие в социализации подрастающего поколения в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать участие трех различных социальных институтов).
Пояснение к №13.
1. Целенаправленная социализация подрастающего поколения необходима для полного усвоения ими норм и ценностей, принятых в обществе. Таким образом, это поможет им интегрироваться в общество и стать полноправными участниками общественных отношений.
2. Семья, школа, СМИ.
3. Примеры участия институтов в социализации подрастающего поколения:
— В Российской Федерации семья является институтом первичной социализации, обеспечивающим принятие и освоение подрастающим поколением таких качеств, как любовь к Родине и патриотизм.
— В Российской Федерации школы сегодня перед первым уроком поднимают флаг и слушают гимн РФ, что помогает воспитать из подростков истинных граждан РФ.
— СМИ РФ путем освещения основных событий и новостей помогают узнать подросткам основные тенденции развития международных отношения.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость развития естественных наук в целях выполнения социальной функции — повышения качества жизни населения Российской Федерации. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие естественные науки развиваются в Российской Федерации? (Назовите любые три естественные науки.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему их роль в повышении качества жизни населения Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать роль трёх различных естественных наук.)
Пояснение к №14.
1. Естественные науки обеспечивают развитие сфер общественной жизни, включая и социальную сферу. Прогресс именно в данной научной сфере существенно облегчает жизнь населения в сфере оказания социальных услуг, таких как образование, здравоохранение. Сегодня внедрения различных технологических приложений существенно помогает населению снизить бюрократические трудности, возникающие ранее при получении социальных услуг.
2. Физика, астрономия, химия.
3. Примеры роли естественных наук в повышении качества жизни населения:
— Население России получило возможность использовать радио для передачи и приема информации благодаря изобретению Александра Степановича Попова.
— В Российской Федерации существует возможность использовать навигационную систему ГЛОНАСС для построения маршрута водителям транспортных средств.
— В Российской Федерации существуют компании, осуществляющие исследование в области фармацевтики, что позволяет обеспечивать население новыми и современными лекарствами.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость соблюдения принципа справедливости при определении юридической ответственности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие государственные органы в Российской Федерации выполняют функцию защиты прав обвиняемого в совершении преступления? (Назовите любые три государственных органа.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 государственных органов приведите по одному примеру, иллюстрирующему их участие в защите прав обвиняемого в совершении преступления. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать участие трёх различных государственных органов)
Пояснение к №15.
1. При определении юридической ответственности необходимо соблюдение принципа справедливости, так как она направлена на устранение нарушения правопорядка, восстановление нарушенных прав, а также возмещение причиненного вреда. Это возможно только на основании закона и в соответствии с ним.
2. Суд, прокуратура, следственный комитет.
3. Примеры защиты прав обвиняемого государственными органами:
— В Российской Федерации суд принимает во внимания ходатайства от стороны защиты в качестве доказательства невиновности обвиняемого.
— в Российской Федерации прокуратура обеспечивает надзор за выполнением органами дознания требований Конституции РФ об обеспечении права обвиняемого на защиту.
— в Российской Федерации следователь разъясняет обвиняемому его права и обеспечивает возможность для защиты всеми разрешенными законом способами.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте роль принципа многообразия форм собственности в развитии экономики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие формы собственности признаются и защищаются в Российской Федерации? (Назовите любые три формы.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 форм приведите по одному примеру, иллюстрирующему их роль в развитии экономики Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать роль трёх различных форм собственности.)
Пояснение к №16.
1. Многообразие форм собственности позволяет эффективно использовать преимущества каждой из них, что является одним из условий функционирования рыночной экономики. Более того, данное многообразие позволяет корректировать несовершенства рыночной экономики.
2. Частная собственность, муниципальная собственность, государственная собственность.
3. Примеры роли форм собственности в развитии рыночной экономики:
— в Российской Федерации имущество фирм находится в частной собственности, что приносит большое количество налоговых поступлений в бюджет государства и приводит к экономическому росту страны;
— в Российской Федерации некоторые объекты находятся в государственной собственности, что позволяет сглаживать несовершенства рынка, вызванные большим количеством объектов, находящихся в частной собственности;
— в Российской Федерации имущество муниципалитетов относится к муниципальной собственности, что позволяет иметь муниципальным образованиям доход от его использования и формировать местные бюджеты.
Самостоятельное выполнение
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость реализации принципа разделения властей в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Назовите три ветви власти и их высшие органы в Российской Федерации.
Для каждых из указанных в пункте 2 ветвей власти приведите по одному примеру, иллюстрирующему действие системы «сдержек и противовесов» в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных элемента системы «сдержек и противовесов».)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте объективность неравномерного распределения благ в обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие существуют в обществе социальные лифты?
Для каждых из указанных в пункте 2 социальных лифтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему их действие. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость взаимодействия между разными органами государственной власти при формировании правительства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие полномочия есть у Правительства РФ?
Для каждых из указанных в пункте 2 полномочий правительства РФ приведите соответствующие примеры их реализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте мысль о том, что производство и финансирование общественных благ в условиях рынка не может осуществляться без участия государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие виды общественных благ доступны гражданам РФ? Назовите любые три вида благ.
Для каждого из благ приведите по одному примеру, иллюстрирующему значение данного вида общественных благ для населения страны. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три вида общественных благ.)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость создания системы сдержек и противовесов в современном государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие полномочия есть у Федерального Собрания РФ? Назовите три любых полномочия
Для каждых из указанных в пункте 2 полномочий Федерального Собрания РФ приведите соответствующие примеры их реализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость закрепления некоторых моральных норм в нормах права. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие у гражданина РФ есть способы защиты своих прав и свобод? Назовите три способа защиты своих прав и свобод
Для каждых из указанных в пункте 2 способов защиты приведите соответствующие примеры их реализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость активного политического участия граждан в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие общественные организации существуют в России? Назовите любые три организации.
Для каждой из указанных в пункте 2 приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность общественных организаций. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
Обоснуйте необходимость государственной поддержки предпринимательской деятельности и частной инициативы для развития общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
Какие источники могут использоваться для финансирования бизнеса? Назовите любые три источника.
Для каждого из указанных в пункте 2 источников финансирования бизнеса приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение хозяйствующим субъектом. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных источника финансирования.)
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение экономической деятельности в жизни человека и общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие субъекты осуществляют экономическую деятельность в Российской Федерации? (Назовите любых трёх субъектов.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру экономической деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных субъектов.)
2.2. Понятие, признаки и субъекты экономической деятельности
Механизмом рыночной, или самодеятельной, экономики, которую представляет собой хозяйство (народное хозяйство) России в современную нам эпоху, является деятельность по производству и реализации материальных благ, осуществляемая различными лицами, выполняющими производственные – изготовительские, финансовые, посреднические и др. – функции в экономике. Эту деятельность можно было бы назвать производственной, но прилагательное «производственный» не воспринимается как самый обобщающий термин, отражающий механизм рыночной экономики, так как оно ориентирует на производственно-технические процессы, тогда как экономика не исчерпывается только производственно-технологическим циклом, например, промышленным, строительным или сельскохозяйственным. Экономика – это не только сфера собственно производства, это и сфера распределения и обращения материальных благ. Поэтому деятельность, составляющую сердцевину механизма рыночной экономики, принято называть экономической деятельностью. Понятие экономической деятельности – более широкое, чем понятие производственной деятельности; оно охватывает виды деятельности, осуществляемые в экономике, в любом ее секторе (отрасли) или сегменте (подотрасли). Понятие экономической деятельности употребляется в нормативных правовых актах, экономической и юридической литературе, судебных актах и иных документах.
В п. 1 ст. 8 Конституции РФ в числе тех принципов, которые гарантируются Конституцией РФ, названа свобода экономической деятельности. Термин «экономическая деятельность» содержится также в п. 1 и 2 ст. 34 Конституции РФ. Гарантируя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8), Конституция РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34). Сопоставление приведенных конституционных положений показывает, что понятие экономической деятельности употреблено в Конституции РФ в конкретном смысловом значении, а именно в значении, адекватном по смыслу понятию экономического механизма. А механизм – это динамика экономики, процесс ее функционирования. Формы собственности и производительные силы – это статика экономики, ее база, а экономическая деятельность – динамика экономики, ее механизм.
В Конституции РФ употребляется также термин «предпринимательская деятельность» во взаимосвязи с термином «экономическая деятельность» (п. 1 ст. 34). Для того, чтобы установить соотношение этих терминов и их значение для правового регулирования, сначала необходимо выявить признаки экономической деятельности как более общего понятия, чем понятие предпринимательской деятельности.
Из контекста конституционных положений о свободе экономической деятельности и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вытекает, что под экономической деятельностью в Конституции РФ понимается деятельность в сфере экономики. Такая деятельность является разновидностью общеполезной (социальной) деятельности людей как одной из наиболее общих социологических категорий. Что характерно для экономической деятельности?
В сфере экономики осуществляется и такая деятельность, которая не может признаваться экономической деятельностью, например, деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти по выполнению отдельных государственных функций относительно экономики: стандартизация, лицензирование отдельных видов деятельности, регистрация прав на недвижимое имущество, сбор и обобщение статистических данных, контроль и надзор за производством с точки зрения промышленной безопасности, санитарии, экологии и т. д. Выполнение государственных управленческих и контрольных функций лишено экономического содержания, поскольку не связано с использованием какого-либо имущества в производственных, торговых или иных хозяйственных целей.
Там же, где деятельность преследует цели, направленные на изменение положения имущества, по поводу которого и осуществляется эта деятельность, имеет место определенное экономическое содержание: воздействие на имущество, несение материальных или финансовых затрат, с этим связанных; достижение результатов в виде изменений в составе имущества, его положении, получение доходов. Наличие у определенных видов деятельности, осуществляемой в сфере экономики, экономического (или, что то же самое в контексте формулируемой дефиниции – имущественного) содержания и позволяет квалифицировать такие виды деятельности, как деятельность экономическую.
Субъектами экономической деятельности могут быть любые лица, наделенные по закону гражданской правоспособностью и дееспособностью – граждане, организации, государство, муниципальные образования.
Следует специально подчеркнуть, что и государство является субъектом экономической деятельности. Оно не может не осуществлять экономическую деятельность, поскольку государству принадлежат огромные материальные ценности, которые подлежат использованию в интересах государства и общества: земля, за исключением тех участков, которые находятся в собственности граждан и организаций, недра, воды, леса, имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и иное имущество. Эти материальные ценности необходимо надлежащим образом эксплуатировать в целях достижения определенных экономических результатов: получения доходов, поступающих в государственный бюджет, удовлетворения потребностей граждан. Эксплуатация имущества, находящегося в собственности государства, – один из видов экономической деятельности, которой занимается государство.
Также государство осуществляет и другие виды экономической деятельности: приватизацию государственного имущества, эмиссию денежных знаков и государственных ценных бумаг, размещение государственных заказов на поставку товаров и строительство объектов для государственных нужд, государственные закупки, образование государственных материальных резервов, предоставление кредитов, субсидии, выдачу правительственных гарантий и поручительств и т. д. Экономическая деятельность государства достаточно разнообразна.
Таким образом, можно назвать следующие отличительные признаки экономической деятельности:
– она осуществляется в сфере экономики,
– является видом общеполезной (социальной) деятельности,
– осуществляется по поводу материальных ценностей и иного имущества,
– преследует цели, связанные с изменением положения используемого имущества: его приращением, получением доходов от его использования и т. д.,
– влечет за собой производство расходов, которые должны быть возмещены полученными доходами,
– осуществляется любыми лицами, обладающими гражданской правоспособностью: гражданами, организациями, государством и муниципальными образованиями,
– в соотношении с понятием экономики отражает динамику экономики, ее механизм.
Названные признаки позволяют сформулировать доктринальное определение понятия экономической деятельности:
Экономическая деятельность – это один из видов общеполезной деятельности, осуществляемой в сфере экономики любыми праводееспособными лицами путем эксплуатации принадлежащего им имущества или путем совершения иных действий в целях достижения каких-либо результатов, связанных с изменением положения этого имущества, и возмещения производимых в связи с этим затрат за счет получаемых доходов.
Методологическое значение понятия экономической деятельности состоит в том, в законодательстве используются производные от этого понятия, так или иначе отражающие различные аспекты экономики и учитываемые в правовом регулировании экономических отношений.
Так, возникающие в сфере экономики споры принято называть экономическими спорами. Рассмотрение дел по экономическим спорам, в которых участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от того, из каких правоотношений – гражданско-правовых, административных или иных – они возникают, относится, согласно пп. 1 п. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ), к подведомственности арбитражных судов. Это означает, что и споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами исполнительной власти, с другой стороны, также являются экономическими спорами, поскольку они возникают из правоотношений, так или иначе связанных с экономической деятельностью. Такие споры также подведомственны арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции. В данном случае подведомственность дел определяется видом спора, а не юридической природой отношений, из которых возникает спор.
Таким образом, несмотря на то, что ни в АПК РФ, ни в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах» не дается определение понятия экономического спора, несомненно, что экономические споры – это такие споры, которые возникают в сфере экономики и так или иначе связаны с экономической деятельностью.
Правонарушения, которые совершаются в сфере экономики, могут быть охвачены обобщающим понятием экономических правонарушений. Но в законодательстве термин «экономические правонарушения» не употребляется. В Кодексе РФ об административных правонарушениях составы правонарушений, совершаемых в отдельных секторах (отраслях) экономики, сгруппированы в отдельные главы, например: Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» (ст. 9.1–9.14); Глава 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» (ст. 10.1-10.14); Глава 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.1-11.29); Глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» (ст. 13.1-13.24). В отдельную 14 главу выделены административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (ст. 14.1-14.25), что, по нашему мнению, нарушает логику системы Кодекса, поскольку предпринимательская деятельность как вид экономической деятельности, о чем будет сказано ниже, не образует отрасли экономики, а осуществляется во всех ее секторах и сегментах: промышленности, строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте и т. д. Составы правонарушений, совершаемых в отдельных отраслях (секторах) экономики и в области предпринимательской деятельности, в научных целях могут быть объединены понятием административных экономических правонарушений или административных правонарушений в сфере экономики.
В Уголовном кодексе РФ составы уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере экономики, объединены в Разделе VIII. Преступления в сфере экономики. Это один из шести разделов Особенной части Уголовного кодекса РФ. Он состоит из трех глав: Глава 21 «Преступления против собственности» (ст. 158–168), Глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 169–200) и Глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 201–204).
Название Раздела VIII УК РФ явно неудачно, поскольку далеко не все преступления, включенные в этот раздел, совершаются в сфере экономики. Но все преступления этого раздела носят имущественный характер: либо они совершаются по поводу имущества, либо преследуют корыстные имущественные цели. Поэтому Раздел VIII мог быть назван по-другому: «Имущественные преступления». В специальной литературе как эквивалент понятия «преступления в сфере экономики» используется понятие «экономические преступления», хотя, как отмечает профессор Б. В. Волженкин, «Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе по уголовному праву и криминологии не существует единообразного понимания того, что же следует относить к экономическим преступлениям».[41] Однако законодатель дал ответ на этот вопрос, поскольку все преступления, составы которых включены в Раздел VIII УК РФ, следует рассматривать как экономические преступления, по крайней мере, с точки зрения российского законодателя.
Существует также понятие теневой экономики, под которой понимается экономическая деятельность, осуществляемая вне правового поля. Проявления теневой экономики разнообразны: выпуск и реализация неучитываемого товара, проведение коммерческих операций без отражения в системе бухгалтерского учета, вымогательство (экономический рэкет), занятие запрещенными видами деятельности и т. д., но цель одна – уход от налогов и накопление капитала незаконными способами. Теневая экономика препятствует эффективному развитию экономики в целом, поэтому государство должно вести активную борьбу против незаконной экономической деятельности.
Какие субъекты осуществляют экономическую деятельность в российской
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящей части;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
2.2) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)