Что такое вебтуны и где их читать на русском языке
Вебтуны, веб-туны (webtoon от английского web + cartoon) — это комиксы, созданные для чтения со смартфона. Явление зародилось в Южной Корее. Первоначально в электронный формат были переведены отсканированные «бумажные» комиксы. Позже контент стал создаваться специально для удобного чтения онлайн. Сейчас на платформах корейских издателей в картину повествования вплетаются звуковые и анимационные эффекты.
Явление зародилось в Корее в 2000 году, когда Chollian Webtoon запустил платформу для онлайн-комиксов. Он наполнялся теми самимы сканами печатных комиксов, которые совсем не походили на нынешние вебтуны. В то время возникли комиксы с нелинейным повествованием. Несмотря на сильное отличие от современных историй, они считают первопроходцами и закрепили вертикальную прокрутку при чтении со смартфона и компьютера для следующих поколений цифровых историй в картинках.
В 2003 году Daum запустил свою платформу, а в 2004-м его примеру последовали крупнейшие игроки рынка — Naver, Paran и Empas.
Сам термин «вебтун», поначалу мало кому известный, стал широко использоваться после того, как в 2005 году Naver запустил Naver Webtoon.
Классический образец того времени — «Биение сердца», стартовавший в 2006 году. Комедия автора Чо Сока в формате стала хитом и самым долгоиграющим корейским комиксом, он выходил 14 лет. Этой историей Чо Сок сделал кассу для Naver Webtoon, и по сей день автор является одним из знаковых на платформе.
Способность вебтунов рассказывать длинные многоплановые и линейные истории раскрылись в хоррор-новелле «Мох» (2007—2009 годы, автор — Юн Тхэ Хо). Эта история стартовала на малоизвестном сайте, но вскоре привлёкла внимание благодаря выверенной сюжетной схеме, глубине характеров персонажей, детальным психологическим описаниям и жёстким метафорам.
Повышение качества веб-тунов совпало с важными переменами — в 2012 году они стали переходить на платную основы. Daum создал систему, когда после завершения выхода веб-туна доступ к нему становился платным, и 90% выручки возвращались автору. Платный контент — это не только получение прибыли издателем, но и единственно возможный способ, который обеспечит бесперебойное производство и потребление веб-тунов.
Справедливая оплата труда авторов жизненно необходима для создания качественного продукта, не так ли?
С середины 2010-х годов жанровый ассортимент комиксов расширился. В вебтуне «Шило» поднимается проблема условий труда. Затрагиваются темы феминизма («Мой ID — Каннамская красотка»), сексуального насилия («Предания Олимпа»), и, конечно, производится огромное количество экшн-контента («Поднятие уровня в одиночку», «Башня Бога», «Пурпурный гиацинт», «Дворянство»),романтических история («Истинная красота», «Эдит»). Гигабайтами производится взрослый контент («Ночные этюды», «Тайный союз», «Ты здесь»).
В настоящее время наблюдается настоящая экспансия корейских издателей на мировой рынок. Naver и Kakao Entertainment словно соревнуются в том, кто больше купит иностранных платформ и охватит больше стран.
По вебтунам снимаются дорамы, анимационные сериалы и фильмы.
Корейцы транслируют свои истории в Японию, Китай, Тайвань и Таиланд, но и Францию, Канаду и США. А вот в Россию издатели не спешат.
Одна из причин — полное презрение в нашей стране к авторским правам. Кроме того, в России нет раскрученной онлайн-платформы для издания комиксов, которая могла бы заинтересовать корейских инвесторов в качестве приобретения.
Так что читать комиксы на русском языке вы можете в основном нелегально.
Кормить пиратов можно тут:
- readmanga.live
- mangalib.me
- mangahub.ru
- и др.
Эти ресурсы бесплатные, но на них столько рекламы, что все постоянно виснет. А единое полотно повествования кроится на рандомные куски, которые перемежаются левыми вставками, из-за чего вебтуны очень неудобно читать. Спецэффекты в виде музыки и анимации летят в трубу.
Поэтому, вариант для продвинутых — те же пиратские сайты, но прогнанные через приложение Tachiyomi. Прога склеивает куски в первоначальное целое повествование и убирает рекламу.
Единственный вариант читать комиксы на русском языке законно — фанатские переводы на webtoon. В настоящее время здесь доступны около 20 новелл. Этого, конечно, очень мало, но что поделать. Хех.
Материал подготовлен с использованием материалов онлайн-журнала «Кореана»
фанфик для 12-летних девочек о том что ВНЕШНАСТЬНИВАЖНАГЛАВНОЕШОВНУТРИ и конечно же вдобавок ко всему этому появляющийся на горизонте "крутой" самец который решит все проблемы героини
сексуального насилия ("Предания Олимпа")
какая-то вообще ерунда с рисовкой низкобюджетного дисней-проекта
конечно, производится огромное количество экшн-контента ("Поднятие уровня в одиночку", "Башня Бога", "Пурпурный гиацинт", "Дворянство")
Можно бы просто сказать — сенен-херня с элементами кульивации, системы и исекая про чела который ни с того ни с сего вдруг получил имбовые способности и вообще НИКАКОЙКАКФСЕ просто потому что
романтических история ("Истинная красота")
Опять же, можно было сократить до фанфика для 0 лет девочек про красивых парней которые лезут к героине просто потому что
производится взрослый контент ("Ночные этюды", "Тайный союз", "Ты здесь")
с каких пор гей порно -взрослый контент? в прогрессивном мире все еж живем. Если уж говортиь о достойных "взрослых" работах, то сестру по соседству или тайное обучение можно было упомянуть
Вебтуны захватывают мир: история корейских онлайн комиксов
Как истории с картинками становятся гигантами корейской поп-культуры
Автор
Поделиться
С таким чтивом можно надолго выпасть из реальности и обзавестись темными кругами под глазами. Это фактор, плюс еженедельный формат выхода новых выпусков роднит комиксы с любимыми многими дорамами. Неудивительно, что эти два мира пересекаются, ведь очень часто в основе сюжета популярных корейских сериалов лежат именно вебтуны. Корейские комиксы набирают популярность с такой скоростью, что уже претендуют на звание феномена корейской волны наряду с к-поп, корейскими сериалами и фильмами. Вдобавок ко всему, по мнению экспертов, вебтуны уже дышат в спину манги и вот-вот возьмут пальму первенства в мире азиатских комиксов. Предлагаем разобраться, что это за картиночки, что пленят душу миллионов читателей не только в Южной Кореи, но и по всему миру.
История
Чтобы понять природу вебтуна, нужно копнуть поглубже и разобраться, что такое манхва. Манхва 만화 — это корейский комикс, родственник китайской маньхуа и японской манги. У всех трех слов китайское происхождение, а именно два иероглифа 漫畵, которые буквально переводиться как «свободный рисунок/набросок». Стиль и культурный контекст этих комиксов отличается, но их объединяет то, что они все являются иллюстрированным повествованием. У манги и манхвы еще более тесная связь — именно предки японских комиксов запустили развитие манхвы в период японской оккупации корейского полуострова. В 20-е годы прошлого столетия это были в основном небольшие разделы в газетах сатирического характера, либо рассказы в картинках для детей. После окончания Второй Мировой войны в 1948 году вышел первый корейский журнал комиксов «Манхва Хэнджин». Просуществовал он совсем недолго из-за того, что правительство не одобрило обложку.
Расцвет цветных корейских комиксов пришелся на 50-60-е годы, когда начали выпускаться журналы комиксов, в которые входило по несколько историй. Они были особенно популярны среди детей. Золотым периодом манхвы называют 80-е годы, но он продлился недолго, на горло творческого самовыражения наступило корейское правительство.
В 90-е чтение и производство комиксом осуждалось, причем на государственном уровне. Считалось, что графические новеллы плохо влияют на неокрепшие умы детей. Родители и учителя были в ярости, если находили у своего ребенка комикс. Общественное порицание дошло до публичных сжиганий конфискованных комиксов — все как в хорошей антиутопии. В 1997 году правительство Южной Кореи приравняло комиксы к алкоголю и сигаретам по уровню пагубного влияния на молодежь. Последним ударом стал экономический кризис, который отправил индустрию в нокаут, но все поменялось с приходом интернета.
Все началось с интернет портала Chollian, который в августе 2000 года запустил раздел Webtoon. Там размещали оцифрованные печатные выпуски манхвы. Формат с горизонтальным размещением сцен сохранился, и он был не совсем удобен для просмотра на экране компьютера. Все поменялось с революционным вертикальным повествованием: картинки располагались в вертикальном направлении и пролистывались как любая онлайн страница сверху вниз. Первым комиксом с таким форматом стал “Pape and Popo’s Memories”, который выпускался на сайте Daum, который запустился в 2003 году. В 2004 появилась платформа для вебтунов у Naver. Эти две площадки по сей день остаются лидерами среди вебтун сайтов.
Новому ответвлению манхвы понадобилась несколько лет, чтобы набрать популярность. Следующий виток развития и популярности вебтунов пришелся на середину нулевых, когда смартфон перестал быть редкостью, и люди с охотой стали читать комиксы на своих телефонах. Новая волна интереса с ростом посещаемости сайтов с вебтунами пришлась на наше время.
Статистика
Согласно данным Korea Creative Contents Agency, ценность внутреннего рынка вебтунов выросла с 52.9 миллиардов вон в 2010 до 880 миллиардов в 2020 году. Специалисты прогнозируют, что показатель достигнет цифры в один триллион вон уже в этом году. Все из-за вспышке COVID-19, ведь из-за самоизоляции многие люди обратились к вебтунам, чтобы скоротать время, став заложниками своих жилищ из-за пандемии.
По данным Naver Webtoon, количество ежемесячных активных пользователей по всему миру составляет 62 миллиона человек — за два года цифра выросла на 72%. Особенно заметно растет активность в США с более 10 миллионами пользователей каждый месяц. Компания стала лидером индустрии с ежедневным оборотом 3 миллиарда вон, что на один миллиард больше, чем в августе прошлого года.
Весь оглушительный успех привел к тому, что вебтуны вот-вот вытеснят мангу. А это крупнейший рынок комиксов в мире, который оценивается, на минуточку, в 5.7 триллионов вон. Сами издатели признаются, что конкурировать с корейскими онлайн комиксами, не предавая печатный формат и 100-летнюю историю манги, очень сложно. Еще сложнее конкурировать с онлайн форматом, когда Kakao запустили в Японии приложение для вебтунов Piccoma, ставшее в одночасье сенсацией.
Плюсы
Бесконечная прокрутка
Бесконечную вертикальную прокрутку называют чуть ли не основной причиной дикой популярности вебтунов. Читателю ничего не надо перелистывать, достаточно скроллить страницу, как и любую новостную ленту социальной сети. Это не просто упрощает восприятие, но и помогает с сохранением интриги. Если при чтение какой-то напряженной сцены, ее развязка выдается раньше времени просто потому, что она находится на соседней странице, с бесконечной прокруткой такое невозможно. Каждый свайп медленно, но верно приближает вас к развязке без спойлеров.
Удобно
Оптимизированный для гаджетов и смартфонов формат облегчает доступ к любимым историям. Любимые комиксы всегда под рукой и для этого не нужно утяжеляться томиками печатных книг, достаточно разблокировать экран смартфона и кликнуть на иконку приложения.
Не требует концентрации
Вебтуны — это своеобразный интеллектуальный снэк, ну или жвачка для мозга. Читателю не нужно прилагать много усилий, чтобы сконцентрироваться и погрузиться в историю. Можно зайти в вагон метро или автобус и на 10-20 минут отвлечься на мир вебтунов, не затрачивая на обработку информации много энергии.
Обратная связь
Прочитав очередную главу, люди оставляют комментарии, выражая восхищение или негодования. Один из ярких примеров — это обсуждения вебтуна “Cheese in The Trap”, которое развернулось между фанатами и автором комикса. Налаживание связи между автором и поклонниками всегда идет на пользу популярности и качества продукта. Яркий тому пример к-поп с мощными фанбазами, помогающими группам и артистам покорять новые музыкальные вершины.
Представьте, как было бы здорово, если бы мы могли прокомментировать онлайн публикацию «Графа Монте-Кристо» чем-то вроде «Эдмонд такой краш» *эмоджи сердечки в глазах*» или высказать свое фи по поводу поведения Печорина в «Герое Нашего Времени», а потом получить ответ Дюма и Лермонтова.
Легкий доступ
Помимо того, что доступ к вебтунам значительно облегчился из-за того, что телефоны перестали быть роскошью, так еще и компании онлайн комиксов пошли на встречу читателям. Naver запустил международную версию Naver Webtoon Line Webtoon вместе с приложением, которое сделало чтение вебтунов еще удобнее. В приложении можно мониторить новинки, рейтинги, подписаться на любимые комиксы и получать уведомление, когда выходят новые выпуски. Большинство комиксов находятся в бесплатном доступе, да еще и на английском языке. Английским и корейским все не ограничивается, Naver запустил работу на японском, китайском, индонезийском, тайском, французском и испанских языках.
Также любой начинающий художник может поделиться своим творением с другими читателями в разделе Canvas.
Симпатия к героям
По словам профессора международных Университета Ханкук, в так называемый «бум лузеров», когда молодое поколение чувствует себя неудачниками, герои-анердоги из вебтунов находят отклик в душах читателей.
Яркость
В отличие от черно-белой манги вебтуны яркие и красочные. И этим дело не ограничивается, некоторые авторы добавляют в комиксы музыкальное сопровождение, анимации и даже вибрации, что обеспечивает полное погружение в историю.
Адаптации
Как и любые популярные истории, вебтуны активно экранизируются. Огромное количество современных корейских сериалов и фильмов имеют вебтунские корни. Сериальщики довольно серьезно относятся к кастингу и визуальной адаптации известных онлайн комиксов, делая все возможное, чтобы фанаты комиксов и нетизены не обрушились на них с лавиной критики и негодования с возгласами “КНИГА ВЕБТУН ЛУЧШE!”. Вот пара ярких примеров адаптация популярных вебтунов.
Cheese in the Trap/Сыр в мышеловке/ 치즈 인 더 트랩, 2016, 2018
Вышеупомянутый вебтун рассказывает о жизни трудолюбивой студентки Хон Соль и ее отношениях с загадочным Ю Чоном. Сериал 2016 года стал первой адаптацией, где главных героев сыграли Ким Го Ын, Пак Хэ Джи и Со Кан Джун. Несмотря на то, что первые серии произвели положительное впечатление, финал сериала был раскритикован, как и экранное время, которое досталось главному герою. Говорят, что плохие отношения Пак Хэ Джина со съёмочной группой стали причиной того, что его герой не получил должного внимания. Позже режиссер и сценарист сериала принесли публичное извинение автору вебтуна. Создатели извинились за недобросовестную адаптацию и отсутствие тщательного согласование сюжета.
Пак Хэ Джину выпал шанс вновь сыграть Ю Чона, в этот раз на большом экране и с новым кастом, в который вошли О Ён Со и Пак Ки Ун.
Misaeng; Incomplete Life/Мисэн: Неполная жизнь/미생 — 아직 살아 있지 못한 자, 2014
Сериал про молодого парня, которому пришлось стать простым офисным работником и оставить мечту о профессиональной игре в падук (го). Сериал стал адаптацией одноименного вебтуна Юн Тэ Хо и показал внушительные рейтинги. История завоевала сердца белых воротничков благодаря реалистичному изображению офисной жизни и проблем, с которыми сталкиваются молодые работники. Успех сериала решили повторить Япония и Китай, сняв свои версии под названием “Hope” и “Ordinary Glory”.
Itaewon Class/Итэвон Класс/이태원 클라쓰, 2020
Автор: Чо Кван Джо
Один из самых успешных вебтунов на платформе Daum c более 14 миллионов подписчиков был экранизирован каналом JTBC. Адаптацию ждал тот же успех, что и комикс — сериал стал хитом и расположился на третьем месте списка самых рейтинговых кабельных сериалов Южной Кореи. Сериал, стартовавший с 5% рейтинга, подошел к финалу с 16.5%, собрав восторженные отзывы критиков. Про сериал писали не только корейские СМИ, но и западные — американский Vulture посвятил целую статью новому хиту. Успех сериала о целеустремленном владельце ресторана DamBam Пак Сэ Роя во многом обусловлен тем, что автор комикса поднял наболевшие вопросы о социальной несправедливости и классовом неравенстве.
Tower of God/Башня Бога/신의 탑, 2020
Naver решили не ограничиваться выпуском самих вебтунов и стали их экранизировать. Совместно со студиями в США и Японии выпустили аниме, в основу которого лег популярный онлайн-комикс “Tower of God”, просмотры которого насчитывают более 4.5 миллионов просмотров. История рассказывает о мальчике по Бааме, который отправился за своей подругой Рахиль, которая решила покорить вершину загадочной башни.
Саундтрек к аниме исполнила популярная к-попа группа Stray Kids. Благодаря коллаборации многие поклонники к-попа заинтересовались анимэ и самим вебтуном, а любители аниме и комиксов — популярной корейской музыкой.
Что почитать
True Beauty/Истинная красота/여신강림
История про то, как скромная любительница комиксов превратилась в первую красавицу школы, освоив мастерство мейкапа. Конфликт истории заключается в том, что люди вокруг героини не подозревают, что ее внешность результат ловкой манипуляции кистей для макияжа. Комикс лидирует по просмотрам и подписчикам на сайте Webtoon. Совсем недавно вышла сериальная адаптация вебтунского хита. Главные роли сыграли Мун Га Ён, Хван Ин Ёп и Ча Ын У, которому красавцев из онлайн комиксов играть не впервой — до этого артист сыграл главную роль в экранизации вебтуна “My ID is Gangnam Beauty”
Автор: Пак Тэ Джун
Еще одна история про роль внешней красоты в жизни. В центре повествования Даниэль Пак — непопулярный и тучный школьник, над которым постоянно издеваются одноклассники. Однажды утром он просыпается и обнаруживает, что стал обладателем нового привлекательного тела. История затрагивает важную тему роли внешности в современном обществе и ее влияние на отношение людей к друг другу.
Авторы: Сон Чже Хо, Ли Гван Су
История про благородного Кадис Этрама Ди Рейзла, который проснулся в современно мире после 820 лет сна. Герою приходится приспосабливаться к новому миру и продвинутым технологиям, разгадывать загадки своего прошлого и ходить в школу.
Save Me/Спаси меня/화양연화 pt.0 <SAVE ME>
Автор: BigHit Entertainment, Lico
Вебтун является частью вселенной BTS и продолжением истории, которая была изложена в клипах эры “The Most Beautiful Moment In Life”. Сюжет крутится вокруг семи близких друзей, один из которых пытается спасти всех, путешествия во времени и предотвращая трагические события вновь и вновь.
Вебтуны в пол-культуре
Вебтуны стали неотъемлемой частью корейкой культуры. Дошло до того, что даже в корейских сериалах их не просто читают и упоминают, но и создают. Например, героиня «Мяу, Таинственный Парень». Главная героиня будучи графическим дизайнером в свободное от работы время рисовала онлайн комикс, который повторял события её реальной жизни. Более яркий пример — уже легендарный «W: Между двух миров», где главная героиня оказалась в мире манхвы, где от сюжета зависела не только ее судьба, но и жизнь ее отца и возлюбленного — главного героя манхвы Кан Чоля. И более эпичный пример «Случайно найденный Ха Ру» — вебтун про комикс, где герои знают, что они персонажи комикса — практически нолановский уровень запутанности. В общем, онлайн комиксы берут новые высоты и прочно оседают в культурном пласте новой эры корейской волны. Остается только наблюдать, что нового преподнесет нам мир вебтунов.
What is Webtoon?
![]()
W hat is Webtoon? Webtoon is a a web-based cartoon, first popularized in Korea in 2007. Naver Webtoon is the most popular Webtoon platform in Korea. In 2010, Naver Webtoon launched Line Webtoon, global Webtoon platform that relies on readers to translate Webtoons from all over the world.
What do Webtoon`s precedents such as comics, manga, and manhwa have in common? They are print-based cartoons formatted in grids, panels, and gutters.
As McClound explains, the organization of panels decided the flow of order in print-based comics.
Whereas we flipped pages in cartoons to advance from one grid to the next,Webtoons, allow us to scroll through panels to advance the story.
This is the first panel of Tower of God, one of the most popular Line Webtoons.
A simple scroll-down will land you with the second panel.
Basically, there is no such thing as grid in Webtoons.
In addition to increasing accessibility through an online platform, Webtoon has introduced new possibilities of reader interaction.
The transition from flipping through pages to scrolling down a monitor screen has given more freedom to readers in terms of story tempo and flow. Absence of grid freed the genre of cartoon from the limitations of layout and gave authors more space to experiment with each panel.
Почему мы стали рисовать вебтун и сколько потратили на него времени и денег
Я — журналист, копирайтер, блогер и, с недавних пор, сценарист комиксов Настя. В карантин 2020-го я узнала новое для себя слово — «вебтун». И с тех пор оно меня не отпускает.
Сначала я их неистово читала. Потом завела про них блог. Потом стала мечтать запустить собственный вебтун. И сегодня мой соавтор, художник из Екатеринбурга Костя Дубков, маякнул мне, что первый сезон нашей с ним истории завершен. По этому поводу захотела поделиться нашим опытом, успехами, разочарованиями и надеждами.
Матчасть: «парадокс вебтуна»
Что такое вебтун? Невероятно, но факт: про комиксы Marvel и DC слышали все, про мангу — почти все. А про вебтуны, которые превзошли по популярности и комиксы США, и японские истории в картинках, в России известно крайне мало.
Вебтун — это цифровой комикс, созданный для чтения со смартфона. Слово состоит из английских web и toon, то есть «цифровой мультик». Зародилось явление лет 20 назад в Южной Корее, когда появились первые платформы для чтения оцифрованных бумажных комиксов.
Вскоре корейцы развили технические возможности своих программ-читалок. Эволюционировали и сами комиксы. Теперь к историям в картинках можно добавлять музыку, гиф-анимацию. А благодаря тому, что вебтуны активно реагируют на социальную повестку, их называют «новыми медиа».
Два корейских гиганта, Naver Webtoon и Kakao Entertaiment, уже давно переросли формат своей страны, Азии, и активно, если не сказать агрессивно, завоевывают мировые рынки. Заключены договоры и с Marvel, и с DC, открыты европейские и американские офисы, вебтуны переводятся на 10 языков. Читалка Piccoma от Kakao стала третьим по доходности неигровым приложением в мире, уступив лишь YouTube и TikTok.
В мае 2022 года Naver Webtoon похвасталась, что ежемесячно цифровые комиксы издательства читают 180 миллионов человек. Для сравнения, население России — чуть более 155 миллионов. Эксперты предрекают, что мировой рынок вебтунов будет расти в среднем на 30% в год и к 2028 году достигнет примерно 26,2 миллиарда $.
Вебтуны про себя заказывает Корейская служба национальной безопасности, k-pop группа BTS, производитель PUBGH. И даже «Макдоналдс» не брезгует создавать коллаборации с издателями цифровых комиксов. При таких вводных, не правда ли, удивительно, что даже среди нердов и гиков России слово-явление все еще не особо известно? Такой вот парадокс вебтуна.
Это было необходимое теоретическое введение. Теперь перейду к собственному опыту и практике, а также объясню, почему журналист из Тулы и художник из Екатеринбурга потратили три месяца на свой первый цифровой комикс.
Зачем нам понадобилось рисовать собственный вебтун?
Тут все просто: создание вебтуна — это шанс при умеренных вложениях неплохо заработать и получить мировую славу. Причем усилий требуется меньше, чем для печати бумажных комиксов, а доходы могут быть гораздо выше.
Как минимум две платформы, Webtoon и Tapas, предлагают всем желающим начать рисовать комиксы и заливать их в разделы-песочницы. Если комикс набирает определенное количество дочиток / просмотров / подписок, автор может подключить партнерскую программу и получать доход от рекламы, встраиваемой в комикс.
Вариант для особо везучих и талантливых — быть замеченным в песочнице и получить договор от издания на публикацию «ориджинал», то есть авторского комикса. Тогда художнику в помощь дается команда из продюсера, редактора, ассистентов — и тотальное продвижение комикса по всему миру. А не об этом ли мечтает каждый журналист или комиксист? Делать то, что ты любишь — и получать за это деньги?
Вариант с вебтуном стал казаться еще более перспективным, когда в свете известных событий подорожали типографские услуги. Переход комиксов в цифру стал еще более неотвратим.
Нас вдохновлял опыт российских первопроходцев: около десятка авторов успешно публикуются на корейских платформах. И, судя по объемам дочиток, они вышли на монетизацию. Так что в марте 2022 года я сочинила первые истории, а Костя нарисовал первые главы комикса о поросенке. Это воспоминания о детстве, прошедшем в советской глубинке, с гонками на велосипеде, летом в пионерском лагере, игре в бадминтон и приключениях в пещере за огородами.
Сколько мы бы заработали, если бы делали комикс на заказ?
В нашей команде — три человека: сценарист, художник, переводчик. Мы все работаем бесплатно и вкладываемся в продвижение в соцсетях.
С момента старта работы Константин записывал свои трудозатраты и конвертировал рабочие часы в деньги, исходя из стоимости труда иллюстратора и комиксиста. В этом он огромный молодец, так как у нас появились потенциальные заказчики и стали спрашивать: «А сколько это стоит?». Вебтунами как способом продвижения заинтересовался один из российских музеев.
Каждый кадр комикса стоит от 300 до 3000 рублей в зависимости от уровня детализации и сложности. Мы выпустили 9 глав, включая пролог. В каждой из них — от 6 до 20 кадров, соответственно, стоимость колеблется от 9000 до 25 000 рублей. Если бы мы работали не за энтузиазм и перспективы, а на заказ, то заработали бы около 152 000 рублей за сезон. Эта сумма включает работу сценариста и художника, и ставка минимальна — после обсуждения затрат в соцсетях и профильных форумах, мы поняли, что взяли самый низкий ценник.
Для сравнения привожу отзыв художника Руслана Саркисеева, который рисовал фоны для нескольких проектов: «Средняя цена на одну главу — 40 000 рублей. Глава на 5—6 страниц, на странице плюс-минус 10 цветных кадров. Цена без учёта баблов («пузырей» с для реплик) и текста. Первая глава, как водится, раза в 2—3 дороже из-за того, что нужно скреативить персонажей».
На самом деле, себестоимость нашего комикса еще выше — тут не учтено время на продвижение, перевод, редактуру, заливку комиксов и еще кучу мелких телодвижений, которые приходится делать в процессе.
Кроме Webtoon и Tapas мы выкладываем комиксы «ВКонтакте» и на Boosty в надежде заработать на донатах. Аудитория пока прирастает медленно. Но уже есть первые реакции, они исключительно положительные. Мы задумывали комикс интерактивным, и после главы «Зубная паста» он таковым и стал: на нас посыпались истории из детства, которые вспомнили наши подписчики. Их хватит, чтобы написать несколько новых глав.
С чем нам приходится бороться?
Высокая конкуренция. На днях Naver козырнул, что 6 миллионов авторов платформы уже нарисовали более 1 миллиарда эпизодов вебтунов. Как вы понимаете, пробиться и быть замеченным — задача сложная. Но не невозможная!
Сложности с продвижением. На вебтуне можно заработать и в России, набрав базу поклонников, которые готовы поддержать рублем. Мы начали публикации на Boosty, русском аналоге «Патреона». Продолжили продвижение «ВКонтакте». Благодаря рекламе мы увеличили количество читателей примерно на 30 человек.
Пиратство. Напрямую эта проблема «как бы» нас не касается. Мы выкладываем комиксы бесплатно, и нас пока не начали копировать. Но воровство и перепродажа контента ставит всех авторов в крайне невыгодные условия. В российских соцсетях выложены терабайты украденных корейских, американских, японский и индонезийских комиксов, самопально переведенных на русский язык и продаваемых за небольшие суммы, примерно по 150—300 рублей в месяц с одного человека. Но в то время как у нас на Boosty 7 подписчиков, а в «ВКонтакте» менее 200, то у пиратов — от 2000 до 8217 донов, и их число неуклонно растет.
Планы
Тем не менее, мы прошли первую, самую трудную часть пути! 8 глав плюс пролог. Впереди — планы на еще один проект, который ну просто не может не выстрелить, идеи второго сезона, перспектива работы на заказ, рост интереса к вебтунам и звонки от заинтересованных компаний — это то, что нас поддерживает.