Порядок и последствия увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта
Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в рядах армии. Можно стать контрактником и без прохождения армейской службы.
Положения контракта обязательны для выполнения обеими сторонами. Если со стороны военного имеются нарушения воинской дисциплины или закона, то командование имеет право уволить его до истечения срока действия контракта. Но процедура должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства. В противном случае увольнение может быть признано незаконным.
Военнослужащий имеет право сам потребовать расторгнуть контракт, если командование не выполняет своих обязательств перед ним. Рассмотрим в статье эти основания подробнее.
Уволить из армии по НУК — что это значит?
Расшифровка аббревиатуры НУК — несоблюдение условий контракта. Контракт для военнослужащего – это то же самое, что трудовой договор для гражданского работника. Но различие заключается в том, что при расторжении следует пользоваться нормами не трудового, а военного законодательства.
Нарушения со стороны контрактника
Причинами разрыва отношений по инициативе начальства служат такие нарушения, допущенные военнослужащим:
- Дисциплинарный проступок. Это совершение военным противоправных действий. В такой ситуации расторжение контракта будет самым серьезным наказанием. Допускается вынесение выговора (строгого выговора), который заносят в личное дело. Также может быть запрещено носить знак отличника службы, либо последует понижение в звании.
- Административное нарушение или преступление. Поскольку в законодательном порядке не установлен перечень нарушений, за которые военнослужащего можно уволить досрочно, то каждое из них рассматривается индивидуально. Основным критерием в данном случае служит то, что последствия или характер правонарушения несовместимы с ношением звания российского военнослужащего.
Существенные дисциплинарные проступки перечислены в Приложении № 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ (утв. приказом Президента РФ № 1495 от 10.11.2007). Уволить могут и за систематические нарушения. Таковым считается неоднократное нарушение дисциплины военным не менее трех раз за короткой промежуток времени.
Согласно ст. 28.5 (п. 2) закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 к грубым дисциплинарным нарушениям относятся:
- самовольное оставление места службы;
- нарушение уставных взаимоотношений;
- неявка в установленный срок из увольнения без уважительных на то причин;
- нарушение правил несения службы;
- уклонения от исполнения служебных обязанностей;
- незаконное использование или порча военного имущества, осуществленные умышленно;
- повреждение имущества или его уничтожение по неосторожности;
- отказ от командировок;
- нарушения со стороны командира требований безопасности, приведшие в результате к гибели или инвалидности военнослужащих;
- нарушений требований секретного делопроизводства;
- нарушение порядка выезда за пределы РФ.
Постановление Пленума ВС РФ № 8 от 29.05.2014 (п. 41) указывает, что такие дисциплинарные нарушения являются основанием для досрочного расторжения контракта с военнослужащим.
Это значит, что если военнослужащий был уже наказан за дисциплинарное нарушение, например, выговором, то оно не может стать причиной разрыва контракта.
Со стороны командования
Причины, по которым военнослужащий сам может подать рапорт на досрочное расторжение контракта, таковы (п. 44 постановления № 8):
- нарушение, вследствие которого служащий не может осуществлять гарантированные Конституцией права;
- действия командующих, в результате которых сам военный или члены его семьи теряют возможность воспользоваться наиболее значимыми для них правами, компенсациями, социальными гарантиями, предусмотренными для военнослужащих.
Порядок процедуры
В общем виде порядок увольнения, если военнослужащий не выполнил условия контракта, выглядит следующим образом (п. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ):
- после выявления нарушения в течение 10 дней проводится расследование;
- командующий подает рапорт на досрочное расторжение контракта;
- в результате рассмотрения рапорта принимается решение об увольнении досрочно;
- оформляется приказ на расторжение контракта.
Непосредственный начальник должен инициировать проведение внеплановой аттестации (п. 2.2 ст. 51 закона № 53-ФЗ). В ее процессе проверяют, насколько военнослужащий отвечает требованиям, предъявляемым к нему с учетом его звания.
При аттестации в общую процедуру добавляются такие шаги:
- формирование комиссии;
- уведомление военнослужащего о проверке за 2 недели до ее начала;
- комиссия устанавливает факты ненадлежащего выполнения условий контракта;
- составляется протокол об этом;
- направляется предложение о досрочном расторжении контракта;
- высшее командование знакомится с представленными документами и выносит свое решение по этому вопросу.
На основании постановления КС РФ № 6-П от 21.03.2013 внеочередная аттестация при решении вопроса о досрочном расторжении контракта является обязательным элементом.
Как написать рапорт?
Увольнение по НУК может быть произведено в двух случаях:
- когда условия контракта не соблюдает сам военнослужащий;
- когда командование допускает в отношении подчиненного существенные нарушения на систематической основе.
- В первом случае составление рапорта не обязательно. Военнослужащий может его написать, лишь если сам хочет уволиться досрочно, но уважительных причин для этого у него нет.
- Во втором — составление данного документа обязательно.
Утвержденной формы рапорта нет. Поэтому документ пишется в произвольной форме. В нем необходимо указать такую информацию:
- Ф. И. О. и звание лица – получателя рапорта;
- наименование – «Рапорт»;
- просьба, обращенная к непосредственному командующему, о ходатайстве перед вышестоящим руководством о расторжении контракта;
- подробное описание причины, по которой военнослужащий просит его уволить (со ссылками на нормативные акты);
- согласие на проведение военно-медицинской комиссии либо отказ;
- согласие/отказ от расчета выслуги лет;
- наличие собственного жилья у военнослужащего (или его отсутствие);
- указание адреса комиссариата, в который направят в дальнейшем личное дело.
Внизу документа проставляется дата его составления, а также звание и Ф. И. О. подавшего его военнослужащего. При наличии приложений, они перечисляются в конце списком. Пример такого рапорта представлен ниже.
Факт расторжения контракта оформляется приказом.
Какие выплаты положены, если уволен по НУК?
В связи с тем, что увольнение из армии происходит на основании нарушения, военнослужащий теряет право на получение ряда выплат. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 при увольнении по НУК служащие не получают единовременной выплаты в размере нескольких окладов.
При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на такие денежные выплаты:
- Пособие – 2 или 7 ежемесячных окладов.
- Премии.
- Ежегодная материальная помощь. Но если она уже была начислена и выплачена, военнослужащий не должен ее возвращать.
Последствия: чем грозит такое расторжение договора?
При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на:
- единовременное пособие;
- премию;
- материальную помощь.
Кроме того, он должен будет сдать вещевое имущество (шинель и т. д.), срок службы которых еще не истек.
Проценты перечисляются ежемесячно до полного их погашения (ч. 2 ст. 15 закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Основание увольнения не учитывается, только если выслуга составляет более 20 лет.
Что делать при незаконном расторжении договора?
Если военнослужащий считает, что его увольнение незаконно, у него есть возможность выразить свое несогласие с результатами расследования или опротестовать его. Сделать это можно через суд. Также необходимо предоставить документальные доказательства того, что увольнение было незаконным либо процедура не была проведена в точном соответствии с законом.
Подать жалобу командиру (начальнику) можно в течение 10 суток с даты, когда дисциплинарное взыскание было применено (п. 83 Дисциплинарного устава).
Возможно ли восстановиться на военной службе?
Иногда возникает ситуация, что человек уволился по НУК, но хочет восстановиться.
Под незаконностью данной процедуры подразумевается не только расторжение контракта без уважительной на то причины, но и увольнение без аттестации (или несоблюдение сроков ее проведения либо порядка).
Итак, для восстановления должен быть установлен факт незаконности увольнения. Военнослужащий должен иметь доказательства этого. Несмотря на такие обстоятельства, есть определенные препятствия для восстановления на службе:
- состояние здоровья, не позволяющее продолжать выполнять свои обязанности (об увольнении по состоянию здоровья читайте тут);
- наличие судимости; для вступления в ряды ВС;
- употребление психотропных или наркотических веществ.
Не позволит вернуться на военную службу и изменение личных обстоятельств, например заключение брака с судимым лицом.
Восстановиться можно через суд. Для этого нужно подать исковое заявление, приложив к нему документы, подтверждающие факт незаконности расторжения контракта.
Увольнение по НУК является негативным основанием для увольнения, так как служащий теряет положенные ему выплаты от государства. Военнослужащий может быть уволен досрочно из рядов ВС по причине ненадлежащего выполнения своих обязанностей или совершения правонарушения. Командование воинской части должно провести внеплановую аттестацию.
Если не будут соблюдены все нюансы расторжения контракта, то увольнение может быть признано незаконным, а военнослужащий подлежит восстановлению на службе.
Увольнение военнослужащего за несоблюдение условий контракта
Возможность увольнения военнослужащего за «несоблюдение условий контракта» существует в сфере контрактной службы обороны. В случае выявления фактов несоблюдения условий контракта со стороны военнослужащего могут применяться различные санкции, вплоть до досрочного расторжения контракта.
Порядок выявления и выдачи санкций за несоблюдение условий контракта четко регламентирован документами, утвержденными Министерством обороны. В случае нарушения контрактных обязательств со стороны военнослужащего могут быть применены дисциплинарные взыскания, штрафы, а также быть осуществлено досрочное прекращение контракта.
Возможно ли оспорить решение о досрочном увольнении и какие последствия могут быть в таком случае?
В случае несогласия с решением о досрочном увольнении, военнослужащий имеет право на подачу жалобы. Причины, по которым можно оспорить решение о досрочном увольнении, могут быть различными. В поддержку своей позиции военнослужащий должен предоставить необходимые документы и аргументы.
Решение о досрочном увольнении может быть оспорено в соответствующих органах, а рассмотрение жалобы будет проводиться по предписанному законодательством порядку. В случае положительного решения жалобы, военнослужащему могут быть возмещены материальные убытки и возможно восстановление на службе.
Реальные проблемы контрактников
- Жалобы и обороны
- Штрафы и контрактная ответственность
- Возможность оспорить увольнение
- Санкции и последствия
- Причины и порядок увольнения
- Досрочное расторжение контракта
- Выдача документов при увольнении
Жалобы и обороны – это основные инструменты контрактника для защиты своих прав и интересов. В случае несоблюдения условий контракта со стороны армии, военнослужащий имеет возможность подать жалобу и обратиться за помощью к юристу или службе юридической поддержки.
Штрафы и контрактная ответственность также являются серьезными проблемами для контрактников, которые не смогли выполнить условия контракта. В таких случаях, военнослужащий может столкнуться с финансовыми проблемами и требованиями взыскания штрафов со стороны министерства обороны.
Возможность оспорить увольнение – это важный вопрос для контрактников, которые считают, что их увольнение было необоснованным. В таких случаях, юристы и юридические службы могут помочь контрактникам обжаловать решение об увольнении и добиться его отмены.
Санкции и последствия – это также серьезный момент, который может оказать негативное влияние на контрактника. В результате несоблюдения условий контракта могут быть применены различные дисциплинарные меры со стороны армии, вплоть до увольнения и материальных потерь.
Причины и порядок увольнения – это важные аспекты, которые контрактникам необходимо знать. Если военнослужащий не выполняет задачи и обязанности, предусмотренные контрактом, а также систематически нарушает дисциплину и порядок, то армия имеет право расторгнуть с ним контракт.
Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено как по инициативе контрактника, так и по инициативе армии. Существуют определенные причины, такие как заболевание, семейные обстоятельства и другие факторы, которые могут послужить основанием для досрочного расторжения контракта.
Выдача документов при увольнении – это один из важных аспектов, о котором контрактникам также нужно знать. При увольнении из армии контрактнику должны быть выданы все документы, подтверждающие его службу, иные документы, а также произведен расчет по выполненной работе.
Нарушение обязательств в контракте
Существующие в армии документы предусматривают ряд различных мер по увольнению военнослужащего за несоблюдение условий контракта. К примеру, это может быть досрочное прекращение контракта без расчета или с расчетом на определенную сумму. При этом, причины увольнения за несоблюдение условий контракта могут иметь очень различные формулировки: «несоблюдение дисциплинарных требований», «несоблюдение правил внутреннего распорядка» и прочие.
Нарушение обязательств в контракте может иметь для военнослужащего серьезные последствия. Поэтому, в случае увольнения по этой причине, военнослужащий имеет возможность обратиться в юридическую службу или квалифицированного юриста для получения консультации и защиты своих прав.
Для того чтобы оспорить увольнение, военнослужащий должен обращаться к аттестационно-квалификационной комиссии (АКК) или в арбитражный суд. В случае неудовлетворительного решения, можно подать жалобу в вышестоящие органы.
Порядок расторжения контракта в данном случае определяется правилами, установленными Министерством обороны. Контрактник должен получить решение о расторжении контракта соответствующим приказом санкции командира части, после чего ему выдаются документы с расчетом заработной платы и иные выплаты, предусмотренные контрактом. Далее военнослужащему предоставляется возможность подать апелляцию на расторжение контракта, если он считает данное решение несправедливым.
В случае принятия решения по расторжению контракта, военнослужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания, такие как штрафы, изоляция или арест. Также возможны судебные преследования и взыскания.
Даже при наличии тяжелых причин для расторжения контракта, военнослужащему рекомендуется обратиться за консультацией к юристу или специалисту в области военного права, чтобы обеспечить себе наиболее эффективную защиту прав и интересов.
В целом, увольнение военнослужащего за несоблюдение условий контракта является серьезной мерой ответственности и может иметь для него негативные последствия. Поэтому, военнослужащим следует соблюдать все условия контрактной службы и в случае каких-либо проблем или вопросов обратиться за советом и поддержкой к специалистам в данной области.
Причины для увольнения контрактника
Причины, по которым возможно увольнение контрактника, могут включать в себя следующие:
- Нарушение санкций, установленных военной службой, или несоблюдение ее правил и требований.
- Несоблюдение служебных расчетов, превышение установленных норм и лимитов.
- Несоблюдение военнослужащим контрактной дисциплины, а также невыполнение требований по обеспечению безопасности и сохранности документов и материальных ценностей.
- Подача жалоб на руководство или нарушение служебной этики и связанных с этим правил.
- Совершение грубых нарушений условий контракта, включая участие в незаконных действиях или оказание помощи противнику.
- Прекращение действия контракта по иным существующим в законодательстве основаниям.
При установлении факта нарушения контрактника военных обязанностей, применяются следующие последствия, в зависимости от характера нарушения:
- Выдача предупреждения со взысканием штрафа без прекращения службы.
- Прекращение службы в армии с учетом всех предусмотренных законодательством последствий, включая административную ответственность.
- Увольнение контрактника по инициативе военнослужащего.
- Расторжение контракта без взыскания штрафа.
В случае несогласия с принимаемым решением по увольнению, военнослужащий имеет возможность обратиться за помощью к юристу. Юридическая поддержка может помочь разобраться в порядке увольнения, существующих правилах и возможностях для оспаривания этого решения.
Несоответствие профессиональным стандартам
В случае жалоб на качество выполнения должностных обязанностей военнослужащего или на его профессиональные навыки, решение о досрочном прекращении контракта может быть принято из стороны военнослужащего. Возможно ли оспорить такое решение и подача жалобы в таком случае? Существующие приказа и документы контрактной службы армии предусматривают возможность обжалования решения о прекращении контракта. Несоблюдение профессиональных стандартов может быть одной из причин возникновения жалоб и дисциплинарных штрафов против военнослужащего.
Процесс увольнения из армии за несоответствие профессиональным стандартам может проходить по следующему порядку:
- Увольнение военнослужащего за несоответствие профессиональным стандартам происходит на основании приказа руководителя воинской части или вышестоящего командования.
- Приказ о увольнении должен быть подан в письменной форме и содержать соответствующие юридические основания для расторжения контракта.
- Военнослужащий вправе оспорить приказ о его увольнении путем подачи жалобы в соответствующий орган военного командования.
- При жалобе на решение о досрочном прекращении контракта военнослужащий должен представить все необходимые документы и доказательства своей компетентности и соответствия профессиональным стандартам.
- Жалоба должна быть обоснована и подана в установленный срок после получения приказа об увольнении.
- В случае удовлетворения жалобы военнослужащего, принимается решение о отмене приказа об увольнении.
- Если жалоба военнослужащего не удовлетворяется, решение об увольнении остается в силе и совершается выдача соответствующих документов.
В случае увольнения военнослужащего за несоответствие профессиональным стандартам, последствия могут быть различными. Основные санкции, предусмотренные для таких случаев, включают дисциплинарные взыскания, возможность привлечения к юридической ответственности и иные последствия, которые будут зависеть от конкретной ситуации.
Для избежания возможности увольнения из армии по этой причине, военнослужащим необходимо строго соблюдать требования профессиональных стандартов, выполнять свои служебные обязанности в полном объеме и проявлять ответственность в повседневной службе. Кроме того, важно обращать внимание на советы и рекомендации руководства и необходимо проявлять инициативу в профессиональном росте и совершенствовании своих навыков.
Порядок увольнения по несоответствию профессиональным стандартам | Последствия увольнения |
---|---|
Выдача приказа об увольнении | Дисциплинарные взыскания |
Подача жалобы на решение об увольнении | Возможность привлечения к юридической ответственности |
Рассмотрение жалобы | Иные последствия, зависящие от ситуации |
Отмена или подтверждение увольнения |
Здоровье и физическая подготовка
В случае нарушения условий контракта, включая требования к здоровью и физической готовности, решение о досрочном увольнении принимается командиром части или вышестоящим начальником. При этом военнослужащий имеет право оспорить данное решение. В таком случае он может обратиться в юридическую службу или к адвокату для получения консультации и помощи.
За несоблюдение требований контракта, в том числе в области здоровья и физической подготовки, военнослужащему могут быть наложены штрафы или иные санкции, предусмотренные законодательством и военными правилами. Дисциплинарные взыскания, в том числе применение штрафных методов воспитания, могут применяться компетентными органами в рамках их полномочий.
Для выдачи приказа об увольнении военнослужащего за несоблюдение условий контракта, включая требования к здоровью и физической готовности, необходимы соответствующие документы, подтверждающие факты несоблюдения. При этом военнослужащему должны быть предоставлены все возможности для ознакомления с указанными документами и предоставления своих объяснений.
В случаях, когда военнослужащий считает, что его увольнение является несправедливым или основано не на реальных фактах, он имеет право подать жалобу в органы министерства обороны или обратиться в суд для защиты своих прав и интересов. Как правило, для того чтобы осуществить данную возможность, рекомендуется проконсультироваться с юристом, специализирующемся на военном праве.
Несоблюдение условий контракта, включая требования к здоровью и физической готовности, может иметь серьезные последствия для военнослужащего. В первую очередь это может быть связано с досрочным расторжением контракта и прекращением службы. Кроме того, могут быть применены различные дисциплинарные меры и взыскания, включая штрафы и иные санкции.
Для избежания возможных проблем и последствий, рекомендуется всегда соблюдать условия контракта и требования к здоровью и физической готовности. В случае возникновения сложностей или вопросов, рекомендуется обращаться за консультацией к своему непосредственному начальнику или юристу, специализирующемуся на военном праве.
Как уволиться по несоблюдению контракта
По вопросу, касающемуся увольнения с военной службы, см. также ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ и ст. 34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
Ст. 51 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 315-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, указанного в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, указанного в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим;
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г.1) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
(пп. «г.1» введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
д) в связи с лишением его воинского звания;
д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений;
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «д.1» введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
(пп. «д.2» введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)
ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах или войсках национальной гвардии Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
(пп. «л» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
м) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах или войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «м» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «н» введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
о) в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени — для граждан, указанных в пункте 5.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, заключивших контракт.
(пп. «о» введен Федеральным законом от 24.06.2023 N 269-ФЗ)
1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ)
1.2. Граждане, осужденные к лишению свободы, призванные на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившие в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, подлежат досрочному увольнению с военной службы только по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в» и «е» пункта 1 настоящей статьи.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 24.06.2023 N 269-ФЗ)
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) как не выдержавший испытание;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
С 01.01.2012 в пп. «е.1» п. 2 ст. 51 слова «с нарушением запретов» должны быть заменены словами «с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей» (ФЗ от 08.11.2011 N 309-ФЗ). В связи с тем, что пп. «е.1» с 03.12.2011 изложен в новой редакции (ФЗ от 21.11.2011 N 329-ФЗ), внесение указанных изменений некорректно.
е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
(пп. «е.1» в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;
(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ, от 14.07.2022 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На военнослужащих, прикомандированных до 01.01.2007 к федеральным государственным органам, где учреждены должности ФГС, при увольнении по пп. «ж» п. 2 ст. 51 распространяются права и гарантии, предусмотренные при увольнении в связи с ОШМ (ФЗ от 06.07.2006 N 105-ФЗ).
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Об условиях продолжения службы лиц, имеющих на 01.07.2021 гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание в иностранном государстве, см. ФЗ от 30.04.2021 N 116-ФЗ.
и) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «и» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
(пп. «л» введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
м) в связи с несоответствием установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов.
(пп. «м» введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 497-ФЗ)
2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3, пунктами 4 и 7 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3, пунктами 4 и 7 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д», «е» и «м» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ, от 30.12.2021 N 497-ФЗ, от 04.08.2023 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 415-ФЗ)
2.3. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «м» пункта 2 настоящей статьи, производится при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на воинскую должность, не связанную с осуществлением работ по эксплуатации ядерных боеприпасов.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 497-ФЗ)
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 5 пп. «в» п. 3 ст. 51 см. Постановление КС РФ от 27.05.2020 N 26-П.
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(абзац введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или наделением его полномочиями сенатора Российской Федерации (назначением сенатором Российской Федерации);
(в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 13.06.2023 N 253-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 200-ФЗ)
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 01.05.2019 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
6.1. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, указанный в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, по истечении срока заключенного с ним контракта либо при нежелании продолжать военную службу в течение срока заключенного с ним контракта имеет право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» или «г» пункта 1 настоящей статьи.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
При невозможности выдачи медицинского свидетельства о смерти по случаям, наступившим в период участия в СВО до 15.05.2023, документ, указанный в ч. 13 ст. 89 оформляется с указанной даты, меры поддержки предоставляются на его основании (ФЗ от 14.04.2023 N 118-ФЗ).
7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В случае смерти (гибели) военнослужащего, наступившей в период участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе в качестве лица, проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лица, находившегося на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне», лица, заключившего контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и невозможности выдачи медицинского свидетельства о смерти оформляется документ установленной формы о смерти, являющийся основанием для государственной регистрации смерти, выдаваемый в порядке, форме и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Работодатель нарушил контракт: какие права и обязанности есть у работника
Контракт, как разновидность срочного трудового договора, – одна из наиболее востребованных форм найма работников. Она предоставляет нанимателю гарантию того, что трудовые отношения с работником установлены на длительный период времени и не будут прекращены им без уважительных причин. Вместе с тем законодатель предусмотрел в Трудовом кодексе возможность досрочного прекращения контракта по инициативе работника – требование работника. Одно из оснований, по которому контракт может быть расторгнут досрочно по ч. 1 ст. 41 ТК, – нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного договора или условий контракта. Подробнее о судебной практике по таким спорам рассказала БЕЛТА судья судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Инна Яблокова.
Важно помнить: при досрочном расторжении контракта по этому основанию с 28 января 2020 года все работники имеют право на минимальную компенсацию в размере трех среднемесячных заработков. Это касается в том числе работников, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют право на пенсию, а также тех, которые не достигли общеустановленного пенсионного возраста, но получают пенсию.
Инна Яблокова пояснила, в чем может выражаться несоблюдение нанимателем обязанностей по организации труда работника. В частности, речь о случаях, когда наниматель не обеспечивает здоровых и безопасных условий труда, не выплачивает или несвоевременно выплачивает зарплату, не предоставляет гарантий и компенсаций в связи с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, непредоставление работнику средств индивидуальной защиты может рассматриваться как необеспечение здоровых и безопасных условий труда.
Как показывает судебная практика, значительная доля нарушений, которые служат основанием для расторжения контрактов по ст. 41 ТК, касается оплаты труда. Это объясняется тем, что такие нарушения достаточно легко выявляются и доказываются как в суде, так и при проверках надзорными органами.
Работник, который изъявил желание уволиться по ст. 41 ТК, в заявлении излагает причину своего требования (допущенные нанимателем нарушения) и указывает дату увольнения. Если наниматель не удовлетворяет это требование, работник может обратиться в суд с иском о понуждении нанимателя к досрочному расторжению контракта. Впрочем, по действующему законодательству работник не лишен права и без предварительного обращения к нанимателю предъявить этот иск в суд.
Факт того, что наниматель нарушил законодательство о труде, коллективный договор или контракт, устанавливает уполномоченный орган — Департамент госинспекции труда Минтруда и соцзащиты, профсоюзы и (или) суд. Это может быть установлено и нанимателем самостоятельно. Департамент, профсоюз, установив нарушение, отражает его в соответствующем документе. Это могут быть акт проверки, требование (предписание), выдаваемое нанимателю по ее результатам, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении. При этом ни департамент, ни профсоюз не имеют права требовать от нанимателя досрочного расторжения контракта с работником, даже если установлен факт нарушения.
Как свидетельствует судебная практика, право требовать досрочного расторжения контракта возникает у работника независимо от наличия акта специально уполномоченного госоргана о нарушениях трудового законодательства, коллективного договора или контракта.
Не так давно в одном из судов Минска рассматривалось дело по иску работника к ЗАО о досрочном расторжении контракта, заключенного на один год. Перед тем как обратиться в суд, истец 20 октября 2021 года подал нанимателю соответствующее заявление, мотивируя свое требование несоблюдением нанимателем отдельных условий контракта, связанных со сроками выплаты зарплаты. Наниматель отказал работнику в досрочном расторжении контракта, сославшись на задолженность предприятия по выплате кредита и несущественность нарушения.
Суд установил, что нарушения действительно были. Контракт между работником и ЗАО предусматривал выплату зарплаты двумя платежами – аванс 20-го числа текущего месяца, зарплата не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. Однако с февраля 2021 года наниматель выплачивал истцу зарплату несвоевременно и только одним платежом, что подтверждено бухгалтерскими документами.
Поскольку наниматель не единожды нарушал условия контракта, суд принял решение удовлетворить исковые требования истца. Доводам ответчика о наличии у предприятия кредитной задолженности и незначительности нарушения суд дал критическую оценку. Дело в том, что ст. 41 ТК не содержит какого-либо критерия для оценки нарушения. Более того, доказательств отсутствия своей вины в задержке выдачи работнику зарплаты наниматель не представил. По мнению суда, в любом случае вина в финансовых затруднениях, возникших в результате хозяйственной деятельности, лежит на нанимателе.
В судебной практике бывает, что работники, требуя досрочного расторжения контракта либо изменения формулировки причины увольнения, нередко злоупотребляют своими правами. А ведь одна из основных задач ТК – установление и защита взаимных прав, обязанностей работников и нанимателей.
Например, в суде рассматривалось дело по иску работницы, которая просила изменить формулировку причины увольнения на ч. 1 ст. 41 ТК. Женщина работала в ООО с 10 июля 2020 года по контракту на один год. В связи с истечением срока контракта наниматель ее дважды – 1 июня и 8 июня 2021 года – уведомил об увольнении по п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК. Однако подписать документ она отказалась, о чем наниматель составил соответствующий акт. Приказом от 7 июля женщина уволена 9 июля 2021 года в связи с истечением срока действия контракта.
Обратившись в суд, истица просила взыскать компенсацию в размере трех среднемесячных заработков. Она считала, что увольнение в связи с истечением срока действия контракта было незаконным: она желала продолжить трудовые отношения с ответчиком.
Суд отказал истице в удовлетворении требований, поскольку она была уволена на законном основании: срок действия контракта истек, о предстоящем увольнении ее уведомили вовремя, а соглашение о продлении контракта достигнуто не было. Суд учел, что истица не относилась к категории работников, для которых ст. 261-5 ТК устанавливает гарантии по продлению (заключению нового) контракта.
Как пояснила Инна Яблокова, продление контракта с работником – право нанимателя. Законодательство не обязывает нанимателя сообщать работнику мотивы прекращения трудовых отношений по истечении срока контракта.
Суд пришел к выводу, что истица обратилась в суд, чтобы получить компенсацию. Об этом свидетельствует то, что ранее ни к нанимателю, ни в органы надзора по соблюдению законодательства о труде, ни в профсоюз по поводу якобы имевших в отношении нее нарушений законодательства, коллективного договора или контракта она не обращалась. В суде женщина поясняла: если бы не предстоящее увольнение, то продолжила бы работать у ответчика.
Как свидетельствует судебная практика, не всегда допущенное нанимателем нарушение законодательства о труде является основанием досрочно расторгнуть контракт по требованию работника. Учитываются те нарушения, которые препятствуют работнику в исполнении трудовых обязанностей. В качестве примера можно привести следующее дело.
Истец с марта 2017 года работал в ГП по контракту на пять лет в должности ведущего экономиста. Чтобы обосновать исковые требования о досрочном расторжении контракта, он сообщил, что наниматель нарушил законодательство о труде: при приеме на работу не ознакомил его с должностной инструкцией.
В судебном заседании было установлено, что подписи истца об ознакомлении с должностной инструкцией действительно не было. Суд пришел к выводу, что это обстоятельство в данном случае не является основанием для досрочного расторжения контракта между ГП и истцом.
Как пояснил главный экономист предприятия, допрошенный судом в качестве свидетеля, истец был устно ознакомлен со своими непосредственными обязанностями, которые на протяжении всего периода работы выполнял надлежащим образом. Замечаний к нему по этому поводу не было. При этом истец требовал досрочного расторжения контракта за два месяца до окончания его срока. Суд счел, что у работника не было объективных причин, препятствующих ему и далее выполнять работу по контракту. Очевидно, требование заявлено, чтобы получить компенсационные выплаты.
В следующем случае работница не имела права прекращать работу, несмотря на допущенные нанимателем нарушения.
Истица работала в ЧУП по контракту продавцом первой категории. Приказом нанимателя от 12 мая 2021 года ей предоставлен 14-дневный трудовой отпуск с 15 мая 2021 года. Денежные средства в счет оплаты отпуска истице были перечислены 16 мая.
По окончании трудового отпуска продавец на работу не вышла, а обратилась в суд с иском о досрочном расторжении контракта в связи с допущенным нанимателем нарушением законодательства о труде. Она полагала, что суд обяжет нанимателя уволить ее с той даты, когда был подан иск. Однако в связи с отсутствием на работе без уважительных причин истица была уволена за прогул.
Инна Яблокова пояснила, что в этой ситуации наниматель действительно нарушил ст. 176 ТК. Он должен был выплатить работнику средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до его начала. Вместе с тем и работник, не приступив по окончании отпуска к работе, поступил неправомерно.
Увольнение работников принадлежит к исключительной компетенции нанимателя. Суд, вынося решение по делу, не может уволить работника, он только может обязать нанимателя уволить работника с определенной даты по определенному основанию. До вынесения нанимателем приказа об увольнении работника либо вынесения судом решения работник не вправе не выполнять трудовые обязанности.
Однако есть оговорка: если нарушение нанимателем законодательства о труде выразилось в невыполнении условий труда, из-за чего работник не мог продолжить работу, эти обстоятельства будут учтены судом при оценке уважительности причины невыхода на работу.
Отдельно Инна Яблокова остановилась на сроках расторжения контракта, если нарушения установлены одним из трех указанных выше органов. Срок увольнения работника по ст. 41 ТК определяется датой, написанной им в заявлении. Но в некоторых случаях будут действовать другие правила.
Если вопрос расторжения контракта с работником по его требованию решается в судебном порядке, именно суд определяет дату увольнения с учетом обстоятельств дела. Оговорка есть и на случай, если нарушение, на которое ссылается работник в своем заявлении, не подтверждено надлежащим документом. Наниматель сам принимает решение о проверке, и, если нарушение подтвердится, он должен сам установить срок увольнения работника.
В последнее время в суды Минска поступает меньше трудовых споров о понуждении нанимателя к досрочному расторжению контракта. По словам Инны Яблоковой, это свидетельствует о сокращении нарушений норм трудового законодательства, коллективного договора, условий контракта со стороны нанимателей, о соблюдении трудовых прав граждан.
СПРАВОЧНО. В 2021 году судами Минска с вынесением решения рассмотрено 53 542 гражданских дела (в 2020 году – 62 023 дела). Из них с удовлетворением иска рассмотрено 51 372 дел, или 95,9 % (в 2020 году – 59 205, или 95,5 %). Трудовые споры из числа рассмотренных дел составляют 1403, или 2,6 % (в 2020 году – 1489, или 2,4 %).
За прошлый год рассмотрено 294 гражданских дела, или 21 % (в 2020 году – 395 дел, или 26,6 %), по трудовым спорам, не связанным с требованиями о восстановлении на работе, выплате заработной платы, возмещении имущественного ущерба, причиненного работником при исполнении служебных (трудовых) обязанностей. Исковые требования по таким спорам удовлетворены по 174 делам, или 59,2 % (2020 год – 235, или 59,5 %).