Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходов
Управляющие домом организации, а также ТСН/ТСЖ имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. УО для удобства бухучёта также могут их вести. Читайте об общих правилах составления смет при планировании расходов и доходов.
Бланк необходимо разработать самостоятельно
Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени.
В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Управляющие домом организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности.
На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками.
- название товарищества/организации;
- дата утверждения сметы и период, на который она составлена;
- таблица с запланированными показателями доходов и расходов: перечень статей и подстатей, объём запланированных работ, услуг и их стоимость.
- итоговые цифры.
Структуру сметы диктует перечень статей расходов и доходов
Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов.
Перечень расходов организации или товарищества формируют такие ПП РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие НПА, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом.
- площадь дома,
- площадь общего имущества,
- площадь и количество жилых и нежилых помещений.
При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС.
Смета должна быть подписана и подтверждена расчётами
Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях.
Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года.
В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами.
В доходы не включаются субсидии и взносы собственников на капремонт
Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ/ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. Остановимся сначала на доходах.
Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организация (п. 2 ПБУ 9/99). Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период:
1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление.
2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров.
3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования.
4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба.
К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Каждая из приведенных выше групп подразделяется на подгруппы и подстатьи в зависимости от перечня запланированных в будущем году услуг и работ. Например, по статье «Доходы от использования общего имущества МКД»: аренда части фасада дома ООО «Компания» (размещение баннера 6*3), размещение оборудования ООО «Провайдер» в подъездах №№ 1-4, аренда подвального помещения в 12 кв.м. ИП Иванов И.И. и т.д.
Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз.
Смета должна содержать все направления расходования средств
Список статей расходов ТСЖ/УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств (п. 2 ПБУ 10/99).
В смету обязательно должны быть включены следующие расходы:
1. По содержанию общего имущества дома, в том числе платежи в адрес РСО за КР на СОИ, придомовой территории.
2. По текущему ремонту ОИ МКД за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт.
3. Административные, которые касаются работы ТСЖ/УО: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и ЕРЦ и др.
4. Налоговые сборы и страховые взносы.
5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба.
6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков.
7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно.
Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом.
Отчёт о выполнении смет размещается в ГИС ЖКХ
Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами (п. 17 разд. 10 № 74/114/пр). Согласно п.п. 15, 16 разд. 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период.
Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению МКД ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов.
Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть:
1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно.
2. Смета составляется на следующий отчётный период.
3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.
В следующей статье мы подробнее поговорим о составления смет доходов и расходов в ТСЖ/ТСН и размещении этого финансового документа в ГИС ЖКХ.
Сметы в ТСН
Сметы по нормативной базе ТСН-2001 являются максимально точными. Это все получается из за максимально качественно мониторинга рынка строительных ресурсов разработчиками данной нормативной базы. В отличии от федеральной базы расценок, здесь используется удобная и понятная форма сметной документации. Здесь нет революционных изменений каждые полгода, что делает ее по настоящему качественной и удобной.
Хотите быть в курсе всех новостей сметного дела?
Подписывайтесь на КЛУБ СМЕТЧИКОВ в Telegram и ВКонтакте!
Сметы в ТСН
ТСН-2001 — это территориальные сметные нормативы для Москвы 2018 года или любого другого календарного года или временного отрезка в нем. На основании указанных нормативов чаще всего составляются различные сметные формы на объекты, финансирование которых планируется производить из средств городского бюджета.
По своей структуре сметы в ТСН имеют схожие черты со сметами, составленными в других нормативных базах, например, в базах ФЕР или ГЭСН. Сметные формы в указанных базах имеют табличный формат и включают схожий состав статей затрат: затраты труда рабочих, затраты на эксплуатацию машин, механизмов и инструментов, затраты на закупку материалов и оборудования и т.д.
Кроме того, территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001 имеют общие черты в части сборников и норм, включенных в эти сборники. Однако не следует забывать и об отличиях базы ТСН и прочих баз сметных нормативов. Некоторые основные черты ТСН будут рассмотрены в данной статье.
Сметная база ТСН
Образец сметы в ТСН 2019 года может включать в свой состав нормы одного или нескольких сборников данной нормативной базы. На сегодняшний день все сборники распределены на несколько разделов.
Первым разделом, дающим понимание того, что это — смета в ТСН, является раздел ТСН-2001.1, включающий в свой состав единственный сборник под тем же шифром. В указанном сборнике находятся цены на материалы, изделия и конструкции.
Образец или пример сметы в ТСН, составленный с включением в состав формы цен из ТСН-2001.2, содержит в себе сведения о затратах на эксплуатацию строительных машин. Третья часть базы территориальных сметных нормативов имеет шифр ТСН-2001.3 и содержит в своем составе сборники на различные виды строительных работ.
Образец сметы в ТСН на 2019 год, содержащий данные из ТСН-2001.4, чаще всего является расчетом на монтаж оборудования того или иного типа, а ТСН-2001.5 применяется при составлении сметных форм на пусконаладочные работы. Сборники из ТСН-2001.6 и ТСН-2001.7 рекомендуется включать в состав сметной документации на ремонтно-строительные и реставрационно-восстановительные работы.
Расшифровка сметы с ТСН-2001.8 поможет в определении размера накладных расходов и сметной прибыли. В то время как ТСН-2001.9 включает в свой состав нормы дополнительных расходов и затрат. Стоимость временных зданий и сооружений и прочих затрат определяется в сметах при помощи 10 и 11 частей базы территориальных сметных нормативов.
Сборник из ТСН-2001.12 содержит общие указания по данной базе нормативов, что также может помочь с расшифровкой ТСН в смете. Кроме того, в составе сметной нормативной базы можно найти множество других сборников, например, сборник расценок на праздничное оформление города или сборник на транспортные затраты.
Следует отметить, что чаще всего все сметные расценки ТСН для Москвы содержат в своем составе данные из всех частей базы нормативов. Ведь каждый строительный процесс предполагает и затраты труда рабочих, и использование машин и инструментов, а также расход материальных ресурсов.
Исключение могут составлять расценки на пусконаладочные работы, в которых, как правило, задействованы лишь затраты труда инженеров-пусконаладчиков, или демонтажные работы, в которых зачастую отсутствуют расходы на материалы. В остальном, сметные формы такие, как примеры сметы в ТСН на балансировку клапанов или на другой вид работ строительно-монтажного комплекса, включают в себя расходы на все перечисленные статьи затрат.
Всего в расшифровке смет ТСН на сегодняшний день может быть задействовано 20 частей, каждая из которых может содержать как единственный сборник, так и несколько сборников, объединяющих нормативы по тому или иному общему признаку. Например, нормы могут быть объединены по виду строительных или монтажных работ.
Рисунок 1. Сметная база ТСН
Сборники на строительные работы ТСН в смете
Для внесения ясности в тему территориальных сметных нормативов и понимания того, что такое ТСН в смете, эффективнее всего рассмотреть более подробно сборники данной нормативной базы. Однако в данной статье будет уделено внимание лишь некоторым сборникам одной из частей, а именно, сборникам на строительные работы, на основании чего можно будет выделить основные черты указанной базы нормативов.
Следует отметить, что сборники на строительные работы составляют часть ТСН-2001.3 и включают расценки, объединенные по тому или иному принципу. Кстати, наименования сборников имеют схожие черты со сборниками других нормативных баз, например, ГЭСН или ФЕР. Однако отличия смет в ФЕРах и в ТСН заключаются не только в разных шифрах норм, но и, что наиболее значительно, в ценах на тот или иной вид ресурса или работы.
Сметы в ТСН или СН, составленные с применением 3 части базы, могут содержать в себе нормы одного или нескольких сборников одновременно. Всего на данный момент существует 51 строительный сборник территориальных сметных нормативов.
Так, смета в ТСН на земляные работы составляется чаще всего с использованием норм сборника ТСН-2001.3.1. ТСН-2001.3.3 и ТСН-2001.3.4 используются в случаях, когда необходимо составить сметную форму на буровзрывные работы и скважины, а строительные работы по забивке свай и закреплению грунтов расцениваются при помощи норм из ТСН-2001.3.5.
Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001.3.6 и ТСН-2001.3.7 помогают в определении стоимости производства бетонных работ, как с монолитными, так и со сборными конструкциями. Возведение конструкций из кирпича и блоков, а также устройство металлических и деревянных конструкций учитывается в сметной документации с использованием сборников 8-10.
При помощи сборников сметной базы ТСН возможно определение стоимости строительных работ по устройству полов, кровель, внутренних и наружных тепловых сетей, сетей канализации и водопровода. Устройство линий электропередач, монтаж внутренней проводки зданий и помещений также может быть расценено нормами из сборников ТСН.
Как отмечалось выше, сметы в ТСН на такие работы, как монтаж оборудования, пуско-наладка оборудования, ремонтные работы и прочие виды СМР составляются с использованием соответствующей части территориальных сметных нормативов.
Таким образом, сметная база ТСН наряду с остальными базами нормативов применяется для определения стоимости строительства любого объекта на территории Москвы. Поэтому, как и при составлении сметных форм на основании нормативов других баз, смета в базе ТСН требует внимательного изучения не только самих нормативов, но и владения всеми актуальными регламентирующими документами в данной области.
Выбор нормативной базы для составления смет (ФЕР, ТЕР или ТСН)
Как определиться с выбором в чем составлять сметы в ФЕР или ТЕР или ТСН. Данная статья подскажет как это сделать и в первую очередь будет полезна подрядчикам впервые начинающим работать с федеральным и муниципальными заказчиками.
Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.
Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.
Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.
Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.
Итак, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.
Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 – наиболее совершенная база сметных расценок. Поэтому составление смет в ТСН 2001 дает очень точные по реальным затратам сметы.
Сметы в ТСН начиная с 2012 года делают только на капитальный ремонт или новое строительство для бюджета города Москвы. В случае когда производится текущий ремонт или техническое обслуживание то в этом случае используется другая нормативная база СН-2012. Составление сметы в СН-2012 имеет свои особенности по сравнению с базой ТСН-2001, но большая часть расценок даже называется одинаково, так как обе базы разрабатываются одной и той же организацией в интересах Москвы.
☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.
Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.
В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.
Также необходимо понимать что кроме основных видов работ: строительные, ремонтные, монтажные и т.п. существуют и специальные виды, например реставрационные. Составление смет на реставрацию возможно не во всех нормативных базах и зависит не только от вида бюджета финансирования. Здесь нужно уже более детально разбираться и согласовывать вид базы с заказчиком.
Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету, нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.
Особенности составления смет в Москве. ТСН-2001 и СН-2012
Москва в сметном ценообразовании является государством в государстве, со своими нормативными базами, законами, ведомствами правилами и каждый кто сталкивается с необходимостью составлять сметную документация в Москве, пытается разобраться как же тут все работает и считается.
В данной статье я познакомлю Вас с тем, как составляется сметная документация в Москве. Мы познакомимся с основным законодательством, которое регламентирует составление сметной документации, рассмотрим виды нормативных баз, особенности их применения и индексации.
Виды сметных нормативов применяемых в Москве
В первую очередь перед выбором сметно-нормативной базы для составления сметной документации необходимо определиться с тем, для кого она составляется. В Москве есть несколько видов нормативных баз, применяемых в зависимости от источников финансирования и видов работ, которые выполняются.
-
– данная база применяется на территории Москвы при финансировании работ из федерального бюджета. – применяется при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, сохранение объектов культурного наследия, финансируемых из бюджета города Москвы. – применяется при эксплуатации и текущем ремонте объектов городского хозяйства города Москвы.
Каждая нормативная база по-своему уникальна, частично в наших статьях мы рассказывали о применении нормативных баз, а также о новостях по происходящим изменениям в системе ценообразования.
Остановимся поподробней на нормативных базах, применяемых для бюджета города Москвы.
Территориальные сметные нормативы для города Москвы
Территориальные сметные нормативы для города Москвы утверждены Постановлением правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. №900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года»
Приведу небольшую выдержку из данного постановления:
Введена в действие ТСН-2001 с 1 декабря 2006 года, до этой даты при составлении сметной документации в Москве применялась нормативная база МТСН-81.98 (Московские территориальные сметные нормативы) в базисном уровне цен на 01.01.1998 г. В первую очередь выпуск новой нормативной базы был связан с переходом на единый уровень цен при составлении сметной документации установленный на 01.01.2000 года (по стране на тот момент уже применялись федеральные и территориальные единичные расценки в базисном уровне цен на 0.01.2000 г.)
Данный пункт нам разъясняет условия применения нормативной базы ТСН-2001. Предназначена база ТСН для определения стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения объектов, финансируемых из бюджета города Москвы. В целом помимо бюджетных объектов ничто не запрещает использовать данную нормативную базу и в коммерческих расчетах.
В составе программного комплекса Smeta.RU пользователю предлагается к приобретению 2 редакции базы ТСН:
- ТСН-2001 МГЭ — актуализирует эту редакцию базы Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов;
- ТСН-2001 МЦЦС — данную версию базы ТСН актуализирует ОАО Московский центр ценообразования в строительстве «Мосстройцены».
В большинстве случаев на сегодняшний день для работы с бюджетом города Москвы применяют базу ТСН-2001 МГЭ.
Применение ТСН-2001 в соответствии с градостроительным кодексом РФ
В 2016 году федеральным законом от 03.07.2016 года №369-РФ Градостроительный кодекс был дополнен главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов».
В данной главе нас интересует в первую очередь статья 8.3 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности», в статье приведена информация о применении сметных нормативов, приведу небольшую выдержку:
Делаем вывод что при составлении сметной документации в том числе для бюджета города Москвы необходимо применять сметные нормативы сведения, о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов осуществляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации. Федеральный реестр размещается на сайте Минстроя в разделе «Ценообразование».
Нормативная база ТСН-2001 внесена в федеральный реестр в раздел 3 «Территориальные сметные нормативы» — Подраздел 2 «Территориальные сметные нормативы (без привлечения средств федерального бюджета)». Соответственно – нормативную базу ТСН нужно применять для объектов финансируемых за счет Московского бюджета, а для объектов финансируемых из средств федерального бюджета нельзя.
Состав базы ТСН-2001 МГЭ
Состав базы ТСН по-своему уникален. При приобретении базы ТСН в составе ПК «Smeta.RU», а наша компания распространяет именно эту сметную программу, пользователю доступно 17 глав. В состав глав включены все необходимые методики для расчета сметной стоимости содержащие: методические указания, правила применения расценок, поправочные коэффициенты, выходные формы, нормативы НР и СП, ЗУ и тд. Отдельно обращу внимание! В случае с базой ТСН-2001 МДС-ы 81-35.2004, 81-33.2004, 81-25.2001, Приказом Минстроя России от 9 февраля 2017 г. №81/пр и прочее не имеют действия т.к. регламентируют именно федеральные НБ а не Московские ТСН-2001 и СН-2012. База ТСН-2001 также содержит в своем составе сборники с ценами на материалы, изделия, конструкции, оборудование, перевозки, и конечно же все необходимые виды работ – строительные работы, монтаж оборудования, пусконаладочные работы, ремонтно-строительные работы и работы по реставрации памятников истории и культуры и многое другое.
Актуализируется база ТСН – ежеквартально. Каждый квартал выпускается дополнение (а на момент написания статьи их вышло 53), которое вносит в базу множество изменений, это и новые расценки разработанные по новым технологиям, новые виды материальных ресурсов и оборудования, исправления касаются и действующих расценок, в определенных случаях из базы исключаются расценки, материалы, машины и механизмы в виду отсутствия необходимости их применения. Поэтому каждому пользователю важно постоянно поддерживать в актуальном состоянии базу ТСН-2001.
Структура территориальных сметных нормативов для города Москвы ТСН-2001
Наименование нормативов
Шифр
Глава 1. Сборник «Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции»
Глава 2. Сборник «Сметные цены эксплуатации строительных машин»
Глава 3. Сборники норм и расценок на строительные работы
Глава 4. Сборники расценок на монтаж оборудования
Глава 5. Сборники расценок на пусконаладочные работы
Глава 6. Сборники норм и расценок на ремонтно-строительные работы
Глава 7. Сборники норм и расценок на реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры
Глава 8. Нормы накладных расходов и сметной прибыли
Глава 9. Сметные нормы дополнительных затрат, связанных с производством строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время
Глава 10. Сметные нормы затрат на временные здания и сооружения
Глава 11. Прочие работы и затраты
Глава 12. Общие указания по применению ТСН-2001
Глава 13. Правила определения сметной стоимости оборудования
Глава 14. Сборники норм и расценок на техническое обслуживание и ремонт оборудования городского хозяйства
Глава 15. Транспортные затраты
Глава 16. Укрупненные показатели стоимости строительства
Глава 17. Праздничное, тематическое оформление города, содержание объектов городской среды
Стоимость нормативной базы ТСН-2001 МГЭ в составе программного комплекса Smeta.RU составляет 12000 рублей, ежеквартальные обновления (дополнения) пользователю обойдутся в 2000 рублей за каждый выпуск, обновления можно покупать в виде годовых подписок, получается дешевле.
По вопросам приобретения данной продукции обращайтесь к персональным менеджерам или по телефону +7(495)369-97-69
Общие указания в ТСН-2001 МГЭ
Отдельно стоит отметить Общие указания по применению ТСН-2001. В структуре они занимают место 12-й главы и подробно разъясняют пользователю как необходимо работать с нормативной базой. Общие указания по применению ТСН-2001.12 это своеобразный аналог МДС 81-35.2004 «Методики определения стоимости строительства на территории РФ», но адаптированные под условия работы с бюджетом города Москвы.
В составе общих указаний представлено:
- Структура территориальных сметных нормативов для города Москвы (ТСН-2001);
- Состав затрат в сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта), реставрации и порядок их расчета;
- Виды и последовательность разработки сметной документации;
- Порядок определения сметных затрат на материальные ресурсы и оборудование;
- Порядок определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин;
- Порядок определения сметной стоимости эксплуатации основных грузоподъёмных строительных машин;
- Кодирование строительных ресурсов.
В приложениях к Общим указаниям ТСН-2001.12 приводится перечень правовых и нормативно-методических документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующих на территории города Москвы; Правила определения строительного объёма зданий подсчета площади квартир в домах и общежитиях, жилой площади общежитий, площади жилых зданий, площади помещений, площади застройки и этажности жилых зданий; Структура сводного сметного расчета стоимости строительства; а также виды форм сметной документации и ведомостей ресурсов с примерами и указаниями по их заполнению.
Формы сметной документации применяемые в ТСН-2001
Для формирования сметной документации в базе ТСН утверждены свои формы смет. Образцы форм, а также примеры по их заполнению приведены в приложении к ТСН-2001.12
Приведу пример локальной сметы, данная форма разработана с учетом особенностей формирования сметной стоимости в Москве с применением ТСН-2001.
Пример локальной сметы в базе ТСН-2001
Как видим в шапку локальной сметы выводится информация о сметной стоимости (общая стоимость, строительные работы, монтаж оборудования, стоимость оборудования, прочие затраты и т.д.), с учетом какого дополнения составлена смета, а также номер и период сборников коэффициентов пересчета.
Табличная форма локальной сметы содержит данные о единичной расценке (шифр, наименование, ед. измерения и т.д.), также в форме приводится отдельная колонка «Коэффициенты зимних удорожаний», что в свою очередь отличает Локальную смету для базы ТСН-2001 от других форм применяемых в федеральной и территориальных нормативных базах. Локальная смета в ТСН-2001 формирует стоимость в двух уровнях цен в базисном и текущем, что в соответствии с законодательством требуется при составлении сметной документации.
Особенности расчета накладных расходов и сметной прибыли в ТСН
Отдельно отмечу особенности и отличия расчета сметной стоимости в нормативной базе ТСН-2001 от других нормативных баз, в частности, от Федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ ФЕР-2017. И первое на что необходимо обратить внимание это как рассчитываются накладные расходы и сметная прибыль.
В нормативной базе ТСН-2001 нормативы накладных расходов и сметной прибыли утверждаются приказами Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов – ежегодно (хотя бывало и чаще). В приложении к приказу приводятся нормативы НР и СП для расчета в текущих ценах, для расчета в базисных ценах на 01.01.2000 г. нормативы приведены в таблице главы 8 ТСН-2001.8
В свою очередь в Федеральной базе ФСНБ-2017 нормативы НР и СП утверждены в МДС, которые выпущены в 2004 году и действуют до сегодняшнего дня. Это не очень приятный момент т.к. изменения в структуре прямых затрат происходят, а на нормативы это никак не влияет. В целом со стороны Госстроя/Минстроя в разное время вводились понижающие коэффициенты к нормативам НР и СП, но данные коэффициенты отменены и в рамках реформы ценообразования планируется наконец-то перевыпуск МДС.
Нормативы НР и СП для ТСН-2001 на 2019 год утверждены приказом от 28.12.2018 г. №МКЭ-ОД/18-76.
В отличие от ФСНБ-2017 в базе ТСН-2001 нормативы НР и СП устанавливаются в процентах по видам работ для заработной платы основных рабочих и общим процентом для заработной платы машинистов. В приказе это выглядит так:
1. Нормативы НР и СП по видам работ по отношению к заработной плате основных рабочих выраженные в процентах. Нормативы устанавливаются по всем видам работ – строительные, монтажные, пусконаладочные, ремонтно-строительные, реставрационно-восстановительные по памятникам истории и культуры.
В данном случае представлен фрагмент таблицы, полностью можете посмотреть таблицу в приложении к приказу.
2. Нормативы НР и СП по отношению к заработной плате рабочих управляющих машинами выраженные в процентах. Нормативы по строке «Эксплуатация строительных машин» устанавливаются к заработной плате, учтенной в статье «Эксплуатация машин». Норматив установлен на все расценки в составе базы ТСН-2001 и изменяется примерно раз в год, а бывает и реже.
В 2019 году НР и СП от ЗПМ равен 93% и 64% что в сумме = 157%. Данный размер норматива установлен с 1 апреля 2018 года, до этого значение было 99% и 69% — это значение продержалось всего 3 месяца с января по март 2018 года, до этого значение норматива было 98% и 69%. Поэтому предположить, когда именно поменяются нормативы НР и СП в базе ТСН-2001 невозможно.
Пользователям программного комплекса «Smeta.RU» особо задаваться этим вопросом не надо, т.к. в программе нормативы НР и СП привязаны к ежемесячным сборникам коэффициентов пересчета ТСН-2001, и рассчитываются при формировании сметной документации в автоматическом режиме.
По вопросам применения и настройки сборников коэффициентов пересчета для базы ТСН-2001 в ПК Smeta.ru обращайтесь на линию технической поддержки.
Стоимость сборника коэффициентов для базы ТСН-2001 МГЭ в составе ПК Smeta.ru составляет 2000 рублей по вопросам приобретения обращайтесь к персональным менеджерам или по телефону: +7(495)369-97-69
В локальной смете расчет накладных расходов и сметной прибыли производится построчно, в соответствии с заданными нормативами. Расчет НР и СП производится в 3-х строках, первые две строки это НР и СП от ЗП рабочих, третья строка НР и СП от ЗП машинистов.
В ячейках, отмеченных зеленым цветом, приводятся нормативы в %:
— в колонке №5 в базовом уровне цен (принимаются по главе №8 «ТСН-2001.8»)
— в колонке №10 в текущем уровне цен (принимаются по приказу Москомэкспертизы)
Пример локальной сметы в ТСН-2001
Расчет стоимости производится умножением соответствующего значения заработной платы в рублях на установленный процент НР и СП.
Особенности учета зимних удорожаний в ТСН-2001
Зимнее удорожание в сметной документации является одной из тем, по которой нередко возникают споры между участниками строительства. В сметной документации зимнее удорожание представлено в виде норм дополнительных затрат связанных с удорожанием строительно-монтажных работ в зимнее время. Дополнительные затраты возникают в связи со снижением производительности труда, работы строительных машин, усложнениями в технологиях производства работ.
В нормативной базе ТСН-2001 расчет зимнего удорожания регламентирует 9-я глава – ТСН-2001.9
Нормы зимнего удорожания в ТСН-2001 установлены по конструкциям и видам работ в виде коэффициента к стоимости отдельных элементов прямых затрат (заработной платы, стоимости эксплуатации машин и материалов) и затратам труда.
Коэффициенты приведены в Таблице 1 ТСН-2001.9
Фрагмент таблицы 1 в ТСН-2001.9
В локальной смете коэффициенты зимних удорожаний устанавливаются в отдельной колонке. Данные коэффициенты учитываются при расчете стоимости «Всего затрат в базисном уровне цен»
Нормативы зимнего удорожания в ТСН-2001 являются среднегодовыми, учитываются в локальных сметах независимо от времени года, в течение которого предполагается осуществить выполнение работ.
Исключение составляют объекты, строительство которых государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств) предусматривается осуществить только в летний период. В этом случае нормы по таблице 1 при составлении сметной документации не применяются.
В целом расчет зимних удорожаний в базе ТСН-2001 своеобразен, к примеру в федеральной базе ФСНБ-2017 начисление зимних удорожаний производится как правило за итогом сметы в виде % установленного по виду строительства, с одной стороны это более просто для пользователя, с другой менее точно т.к. норматив установленный на каждый вид работ более точно отражает особенности изменения стоимости при выполнении этого вида работ в зимнее время, а программный комплекс Smeta.RU позволяет учитывать применение зимнего удорожания по видам работ в полностью автоматическом режиме.
В Smeta.RU учёт зимнего удорожания в ТСН-2001 осуществляется на основе ежемесячных сборников индексов (коэффициентов) пересчета. А за применение или не применения этого коэффициента в смете отвечает настройка, которую устанавливает пользователь.
Параметры сметы в ПК Smeta.ru (база ТСН-2001 МГЭ)
Особенности составления смет в базе СН-2012
Еще одна нормативная база, применяемая для бюджета города Москвы это база СН-2012. База СН-2012 – это сборник стоимостных нормативов по эксплуатации зданий и сооружений, содержанию памятников культурного наследия, праздничному и тематическому оформлению. Про эту нормативную базу мы уже писали в статье «Нормативная база СН-2012, коротко о главном».
Базу Сн-2012 разрабатывает компания ОАО «МЦЦС Мосстройцены», а утверждением занимается Департамент экономической политики и развития города Москвы. Все документы в отношении базы СН-2012 (в том числе и сама база в формате PDF) размещаются на официальном сайте департамента. Департамент дает разъяснения в отношении применения базы СН-2012, на официальном сайте есть раздел «Электронная приемная» где любой пользователь базы может направить вопрос и через некоторое время получить ответ.
Уровень цен базы СН-2012
Особенностью базы Сн-2012 стало то, что база разрабатывается и выпускается в текущих ценах – ежегодно. В сметном ценообразовании это не привычно, т.к. все нормативные базы, применяемые для расчета сметной стоимости, выпускаются в базовом уровне цен с дальнейшим пересчётом в текущие цены индексами инфляции (коэффициентами пересчета).
В СН-2012 никаких индексов (коэффициентов) пересчета нет, база утверждается на год и цены в ней фиксированные.
Рассмотрим, когда и в какое время выпускались разные редакции базы СН-2012:
- Первая редакция базы СН-2012 утверждена в ценах на 01.01.2015 года распоряжением от 30.12.2014 г. №55-Р
- База СН-2012 в ценах на 01.01.2016 года утверждена распоряжением от 21.12.2015 г. №50-Р
- База СН-2012 в ценах на 01.01.2017 утверждена распоряжением от 22.12.2016 г. №38-Р
- База СН-2012 в ценах на 01.01.2018 утверждена распоряжением от 06.10.2017 г. №20-Р
- База СН-2012 в ценах на 01.10.2018 утверждена распоряжением от 18.09.2018 г. №17-Р
- База СН-2012 в ценах на 01.10.2019 утверждена распоряжением от 19.09.2019 г. №14-Р
Тут я отмечу что изначально база утверждалась распоряжениями в декабре месяце, а с выходом базы в ценах 2017 года данный подход поменялся, база утверждена в октябре, а следующая редакция Сн-2012 утверждена распоряжением от сентября месяца. В целом это связано с тем, что государственные организации планируют бюджетные расходы на будущий год заранее, что требует наличия базы.
Также обратите внимание что в ценах 2018 года есть 2 базы СН-2012 одна в ценах на 01.01.2018 другая на 01.10.2018. Тут главное пользователю не запутаться
- база в ценах на 01.01.2018 применялась для закупок в 2018 году
- база в ценах на 01.10.2018 применяется для закупок в 2019 году и т.д.
В целом с выходом новой базы СН-2012 предыдущая база утрачивает свое значения, т.к. государственные заказчики планируют закупки уже в новых ценах, и прошлая редакция базы СН-2012 как правило применяется только для закрытия уже заключенных контрактов.
Отдельно стоит отметить то, что каждая база СН-2012 актуализируется путем выпуска ежеквартальных дополнений. В среднем на каждую редакцию базы СН-2012 выпускается 3 дополнения. Дополнения вносят в базу новые расценки, материалы, исправляют ошибки выявленные в процессе применения базы, в целом это стандартная практика, во всех сметно-нормативных базах выпускаются дополнения и изменения.
Пользователям программного комплекса Smeta.ru база СН-2012 обойдётся в 12000 рублей, а каждое дополнение по 4000 рублей.
Область применения базы СН-2012
Первое что необходимо понимать, и это один из распространенных вопросов – для кого предназначена база СН-2012, и в каких случаях необходимо её применять. Ответ на этот вопрос мы найдём в распоряжении департамента экономической политики, которым утверждена база СН-2012 в ценах на 01.10.2018 г. №17-Р.
База СН-2012 предназначена:
- Для расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями города Москвы и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственными автономными и бюджетными учреждениями города Москвы;
- Для определения размера субсидий;
- Для определения нормативов затрат при формировании государственных заданий бюджетных учреждений;
- Для оценки достоверности определения стоимости работ на объектах городского заказа экспертными организациями.
Соответственно СН-2012 применяются для закупок государственных учреждений города Москвы, а также для планирования расхода бюджетных средств, и, конечно, со стороны экспертных учреждений проверка достоверности сметной стоимости.
Применение базы СН-2012 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте
Во-первых, при строительстве (капитальном ремонте, реконструкции) в соответствии со статьёй 8.3 Градостроительного кодекса обязательно применение сметных нормативов информацию о которых внесена в федеральный реестр сметных нормативов – а база СН-2012 в федеральном реестре отсутствует. Как мы уже выше рассмотрели для этого предназначена база ТСН-2001.
Во-вторых, в распоряжении департамента экономической политики и развития города Москвы на основании которого утверждена база СН-2012 приведен перечень работ для определения стоимости которых предназначена база СН-2012:
Содержание и эксплуатация зданий и сооружений городского хозяйства, содержание памятников культурного наследия, праздничное и тематическое оформление города.
Как видим, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте никакой речи нет, следовательно, база СН-2012 для этого не предназначена.
Состав нормативной базы СН-2012
При разработке базы СН-2012 МЦЦС «Мосстройцены» использовали все тот же подход что и при разработке базы ТСН-2001 – расценки на различные виды работ распределять по главам и сборникам. В состав базы включено 9 глав, которые применяются в зависимости от того на каких объектах мы производим работы.
Глава 2. Инженерные сооружения и коммуникации
Глава 3. Мосты, путепроводы, эстакады
Глава 4. Метрополитен и тоннели
Глава 5. Содержание объектов городской среды, праздничное, тематическое оформление города
Глава 6. Укрупненные показатели стоимости
Глава 7. Сооружения и здания спортивные, физкультурно-досуговые, зрелищные и досугово-развлекательные и д.р.
Глава 21. Средние сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование
Глава 22. Сметные цены эксплуатации строительных машин
Название каждой главы построено таким образом что каждый пользователь сможет самостоятельно определить для чего эта глава предназначена. К примеру, первая глава «Здания» содержит сборники с расценками на ремонт и эксплуатацию зданий. Вторая глава «Инженерные сооружения и коммуникации» — содержит сборники с расценками на ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог, наружных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сетей связи, электроснабжения и другие сооружения. С остальными главами сложности не будет определить где и когда их применять.
Между главами 7 и 21 оставлен запас для дальнейшей разработки новых глав и сборников.
Расчет накладных расходов и сметной прибыли в СН-2012
В базе СН-2012 накладные расходы и сметная прибыль рассчитываются по такой же методике что и в базе ТСН-2001. Отдельно считаются НР и СП от заработной платы рабочих и отдельно считаются НР и СП от зарплаты машинистов. Нормативы утверждаются в общих положениях к СН-2012.
База СН-2012 в ценах на 01.10.2018 г. устанавливает следующие ставки накладных расходов и сметной прибыли:
- Накладные расходы и сметная прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве (за исключением работ по нанесению дорожной разметки), в размере:
Накладные расходы – 70%
Сметная прибыль – 10% - Накладные расходы и сметная прибыль для работ по нанесению дорожной разметки, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых на основном производстве, в размере:
Накладные расходы – 80%
Сметная прибыль – 10% - Накладные расходы и сметная прибыль, исчисляемые от заработной платы рабочих, занятых эксплуатацией машин и механизмов, в размере:
Накладные расходы – 78%
Сметная прибыль – 30%
В базе СН-2012 есть особенность, накладные расходы и прибыль рассчитываются в % от заработных плат по расценкам глав 1 – 5, кроме работ по перевозке (там НР и СП уже учтены в цене), о чем сказано в технической части к сборникам. В расценках главы 6 накладные расходы и сметная прибыль приводятся в виде стоимости в рублях, и в % от заработных плат не рассчитываются.
Вот мы с вами и познакомились с Московским ценообразованием, я отмечу что Москва уникальный регион в системе ценообразования, разнообразное количество сметных нормативов дает возможность рассчитывать сметную стоимость работ на всех этапах жизненного цикла объекта, а постоянная актуализация сметных нормативов поддерживает московскую систему ценообразования в актуальном состоянии. В свою очередь разработчик программного комплекса Smeta.RU обеспечивает пользователям простую и удобную работу с московскими сметными нормативами, и постоянно поддерживает их в актуальном состоянии.
Более подробно о работе с московскими сметными нормативами вы можете узнать на наших фирменных курсах обучения или прослушав онлайн курс ТСН-2001 и при необходимости приобрести программное обеспечение для составления сметной документации.
Навалихин Антон Леонидович
Ведущий преподаватель учебного центра компании Дженерал Смета
navalihin@gensmeta.ru | +7(495)369-97-69 доб. 142
Важные новости
Минстрой РФ выпустил рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости на III квартал 2023 года
23 Сентября 2022
Новое видео для сметчиков: интервью с авторами курса «Разработка смет с использованием BIM»
Наши видео
Интервью с авторами курса «Разработка смет с использованием BIM» — Изатовым Владимиром Алиевичем и.
Взяли интервью у президента ГК «СтройСофт» — Киселёва Дмитрия Владимировича.
Узнайте о нас больше
Оказываем полный спектр услуг для сметчиков, от покупки сметных программ, до обучения и поддержки
Лицензированный учебный центр для сметчиков. Обучаем с нуля, повышаем квалификацию, выдаём дипломы
Остались вопросы
О компании
Обучение и курсы
Программы
Полезное
Поддержка
Контакты
ООО Дженерал Смета
105120 Москва , Улица Сергия Радонежского, дом 2, помещение VII, комната 6, этаж 1
Соц.сети
© 2010-2023 ООО «Дженерал Смета»
Информация, представленная на сайте, не является Публичной офертой.
Копирование запрещено.
Smeta.RU — 11 версия!
Обновление уже доступно! Новые возможности для сметчиков!
Настоящее пользовательское соглашение (далее — Соглашение) является публичной офертой (то есть предложением заключить соглашение).
Нажимая кнопки «Получить коммерческое предложение», «Зарегистрироваться», «Отправить заявку», «Отправить сообщение», «Заказать обратный звонок» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.
При изменении законодательства, Соглашение может подвергаться изменениям.
Если вы считаете, что Соглашение или Администрации Сайта нарушает ваши права, сообщите об этом по электронному адресу: support@general-smeta.
1. Термины, применяемые в настоящем Соглашении:
1.1. Сайт – это совокупность текстов, графических элементов, дизайна, изображений, программного кода, фото- и видеоматериалов и иных результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в сети Интернет под доменным именем https://general-smeta.ru
1.2. Администрация Сайта – это лицо, обладающее правами администрирования Сайта.
1.3. Пользователь – это любое лицо, осуществившее вход на Сайт и принявшее условия настоящего Соглашения, независимо от факта прохождения процедур регистрации и авторизации.
2. Использование персональных данных
2.1. Принимая условия настоящего соглашения, Пользователь предоставляет Администрации Сайта согласие на обработку своих персональных данных.
2.2. Цель обработки персональных данных: выполнение Администрацией обязательств перед Пользователем в рамках настоящего Соглашения, продвижение товаров и услуг, клиентская поддержка.
2.3. Обработке подлежат следующие персональные данные:
2.3.1. Фамилия, имя, отчество Пользователя;
2.3.2. Электронный адрес Пользователя (Email);
2.3.3. Номер телефона Пользователя.
2.4. Под обработкой персональных данных подразумевается следующий перечень действий с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление доступа), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.5. Персональные данные получаются в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных. Персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного соглашения и заключения договоров с субъектом персональных данных.
2.6. Администрация имеет право отправлять информационные, в том числе рекламные сообщения, на электронную почту Пользователя. Пользователь вправе отказаться от получения рекламной и другой информации без объяснения причин отказа путем информирования Администрации о своем отказе по любому телефону, указанному на Сайте, либо посредством направления соответствующего заявления на электронный адрес support@general-smeta, либо нажав кнопку «Отписаться», содержащуюся в каждом информационном сообщении. Сервисные сообщения, информирующие Пользователя о заказе и этапах его обработки, отправляются автоматически и не могут быть отклонены Пользователем.
2.7. Данное согласие на обработку персональных данных действует бессрочно, но может быть отозвано субъектом персональных данных на основании личного заявления, направленного по электронной почте Администрации Сайта.
2.8. Администрация Сайта обязуется использовать персональные данные Пользователя, полученные в результате использования Сайта в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных, в том числе федерального закона № 152-ФЗ от 22.02.2017 «О персональных данных» в редакции, действующей на момент обработки таких персональных данных.
3. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки Пользователь:
- подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;
- признает и подтверждает, что он внимательно и в полном объеме ознакомился с настоящим Соглашением и содержащимися в нем условиями обработки его персональных данных, указываемых им в полях онлайн заявки на сайте;
- признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны;
- выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений.
3.1 Пользователь подтверждает, что, принимая условия Соглашения, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.