Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 325-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) биржевые торги — организованные торги, проводимые биржей;
2) внутренний контроль — контроль организатора торговли за соответствием деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, а также учредительным документам и иным документам организатора торговли; (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
3) заявка — предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько договоров на организованных торгах;
4) контролирующее лицо — лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации;
5) маркет-мейкер — участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором;
6) организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;
7) организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
8) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) — юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица;
9) товар — не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам;
10) участник торгов — лицо, которое допущено к участию в организованных торгах;
11) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, иностранная страховая организация, имеющая право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
2. Термины «центральный контрагент», «клиринговый брокер», «оператор товарных поставок» и «правила клиринга» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее — Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»). Термин «уполномоченный банк» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 176-ФЗ)
Статья 3. Договор об оказании услуг по проведению организованных торгов
1. По договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Оплата услуг не осуществляется в случаях, установленных федеральными законами.
2. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов.
3. Организатор торговли вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов с участником торгов в случае нарушения таким участником торгов требований, предъявляемых правилами организованных торгов к участникам торгов. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, организатором торговли участнику торгов не осуществляется.
Статья 4. Правила организованных торгов
1. Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в Центральном банке Российской Федерации (далее — Банк России). (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
2. Организатор торговли вправе проводить организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от групп (категорий) участников торгов, и (или) видов заключаемых договоров, и (или) предметов заключаемых на торгах договоров, и (или) от иных оснований, установленных правилами организованных торгов. В этом случае организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.
3. В правилах организованных торгов должны содержаться:
1) требования к участникам торгов;
2) требования к способам и периодичности идентификации участников торгов;
3) указание времени или порядок определения времени проведения торгов;
4) порядок допуска лиц к участию в организованных торгах;
5) порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам;
6) основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, договоров репо; (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ)
7) правила листинга (делистинга) ценных бумаг;
8) порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер;
9) порядок установления соответствия заявок друг другу, включая признаки, по которым это соответствие определяется, и порядок фиксации такого соответствия;
10) наименование клиринговой организации, если по итогам организованных торгов осуществляется клиринг;
11) указание на то, что клиринг по итогам организованных торгов осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента;
12) порядок заключения на организованных торгах договоров, в том числе договоров с участием центрального контрагента;
13) указание последствий подачи заявок и заключения договоров на организованных торгах с нарушением правил организованных торгов, в том числе в результате сбоев и (или) ошибок программно-технических средств, сбоев в работе информационно-коммуникационных средств связи, с помощью которых обеспечивается проведение организованных торгов;
14) указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов;
15) требования к маркет-мейкерам и порядку осуществления ими своих функций и обязанностей, если выполнение функций и обязанностей маркет-мейкерами предусмотрено правилами организованных торгов;
16) иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Указанные в пунктах 5 — 7 части 3 настоящей статьи положения включаются в правила организованных торгов, если организатор торговли осуществляет или намерен осуществлять организованные торги соответственно товарами, ценными бумагами, иностранной валютой, а также торги, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.
5. Правила организованных торгов могут содержаться в одном или нескольких документах организатора торговли.
6. Правила организованных торгов могут содержать не предусмотренные настоящим Федеральным законом положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и нормативным актам Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
7. В порядке, предусмотренном правилами организованных торгов, могут заключаться и иные договоры, не указанные в пункте 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
8. Организаторы торговли вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила организованных торгов.
9. Правила организованных торгов и вносимые в них изменения подлежат регистрации в Банке России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
10. Правила организованных торгов и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после дня раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, если иной срок вступления в силу не определен организатором торговли в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменения правил организованных торгов, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда, вступают в силу не ранее чем через три месяца после дня раскрытия информации об этом в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
11. Организаторы торговли, осуществляющие проведение организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, обязаны утвердить спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 27.12.2019 № 484-ФЗ)
12. Правилами организованных торгов могут быть предусмотрены случаи, когда договоры на организованных торгах не считаются заключенными при приостановлении торгов в результате сбоев и (или) ошибок программно-технических средств, сбоев в работе информационно-коммуникационных средств связи, с помощью которых обеспечивается проведение организованных торгов.
Глава 2. Организаторы торговли. Участники торгов
Статья 5. Организатор торговли
1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.
3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.
5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.
6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль:
1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;
2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
8. При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.
11. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора торговли, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.
12. Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
13. Организатор торговли обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 231-ФЗ)
14. Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
15. Организатор торговли вправе застраховать риск своей ответственности перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
16. Организатор торговли обязан утвердить внутренний документ по корпоративному управлению, который должен соответствовать требованиям, установленным нормативным актом Банка России. Указанный документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) организатора торговли. (Дополнение частью — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
Статья 6. Требования к органам управления и работникам организатора торговли
1. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководитель его филиала, главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов, должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением членов совета директоров (наблюдательного совета), а также главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ; от 18.07.2017 № 176-ФЗ)
3. Организатор торговли обязан иметь совет директоров (наблюдательный совет), в компетенцию которого должны входить:
1) утверждение правил организованных торгов;
2) утверждение размера стоимости услуг по проведению организованных торгов;
3) утверждение документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего аудита и правила организации системы управления рисками организатора торговли, утверждение руководителя службы внутреннего аудита, утверждение плана работы службы внутреннего аудитора, внутреннего документа по корпоративному управлению организатора торговли; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)
4) утверждение положения о биржевом совете (совете секции) и состава этого совета;
5) утверждение документа, определяющего меры, принимаемые организатором торговли в чрезвычайных ситу
Организованные торги: понятие и принципы
Организованные торги – это процесс, в рамках которого покупатели и продавцы сходятся на специальной торговой площадке с целью осуществления торговых операций. В отличие от обычных биржевых торгов, организованные торги подразумевают участие третьей стороны – организатора торгов. Организатор обеспечивает правила проведения торгов, обработку заявок и выявление лучших предложений.
Организованные торги могут проходить как в формате аукциона, так и в формате конкурса. При проведении аукциона продавец устанавливает минимальную цену, а покупатели предлагают свои цены, стремясь предложить более выгодную сделку. Организатор торгов систематически объявляет текущую цену и принимает заявки на покупку по этой цене. При конкурсе продавец выставляет свой товар или услугу, а покупатели подают заявки с ценами, предлагая наилучшие условия сделки. Организатор обработывает заявки и выбирает победителя.
Организованные торги позволяют снизить стоимость для покупателей и увеличить доходы для продавцов, создавая конкурентную среду и эффективное взаимодействие между участниками.
Организованные торги применяются в различных сферах деятельности, таких как государственные закупки, финансовый рынок, энергетика и промышленность. Они способствуют прозрачности и справедливости в процессе совершения сделок, а также позволяют участникам получить наилучшие условия по сравнению с обычными методами.
Организованные торги имеют свои преимущества и недостатки, их эффективность зависит от правил и процедур, установленных организатором. Важно соблюдать законодательные и нормативные требования, чтобы обеспечить справедливое и надежное проведение организованных торгов и достичь максимальной выгоды для всех участников.
Организованные торги: суть и принцип работы
Принцип работы организованных торгов заключается в том, что продавец и покупатель выступают в роли участников торгов и подчиняются предварительно установленным правилам. Обычно проведение торгов организуется специализированными торговыми площадками или биржами, которые выступают независимым посредником между продавцом и покупателем.
Процесс организованных торгов обычно начинается с объявления о проведении торгов, где указывается контрактная информация, условия сделки и иные требования для участия. После этого потенциальные участники могут подать свои заявки на участие в торгах.
Затем происходит фаза предварительной проверки участников, где проводится анализ их квалификации и способности выполнить условия сделки. После этого участникам предоставляется возможность ознакомиться с дополнительной информацией о лоте, условиях сделки и формировать свои предложения.
Следующим этапом является подача конкурсных предложений участниками торгов. Это может быть предложение о покупке товара или услуги по определенной цене или с определенными условиями. В некоторых случаях торги проводятся в формате аукциона, где участники могут повышать свои предложения на определенных этапах.
После окончания приема предложений проводится анализ и оценка предложений участников. В результате может быть выбран лучший вариант, который соответствует требованиям и условиям сделки. Затем заключается соответствующий договор или соглашение, и покупатель может внести платеж или осуществить другие необходимые действия для выполнения сделки.
Организованные торги позволяют обеспечить прозрачность и конкурентные условия при осуществлении различных видов бизнес-операций. Они также способствуют повышению эффективности процессов закупок и продажи, что позволяет достичь наиболее выгодных результатов для участников торгов.
Что такое организованные торги?
Основная цель организованных торгов — обеспечение прозрачности и эффективности процесса торговли для всех участников. В отличие от неорганизованных торгов, где взаимодействие между продавцами и покупателями осуществляется напрямую, организованные торги предоставляют структурированную платформу для совершения сделок.
В организованных торгах участники могут использовать различные методы для подачи заявок на покупку или продажу товаров или активов. Это может быть аукционный метод, когда участники делают предложения, обыкновенный метод, когда заявки принимаются на основе очередности или специальные методы, разработанные для конкретных видов товаров или активов.
Организованные торги могут проходить на бирже или специализированной торговой площадке. Они могут быть открытыми, когда любой желающий может стать участником торгов, или закрытыми, когда доступ к торгам ограничен определенным группам лиц.
Для участия в организованных торгах часто требуется регистрация и выполнение определенных условий, таких как наличие необходимой суммы денежных средств, гарантий или лицензий. Правила и условия участия определяются организатором торгов и могут различаться в зависимости от типа и характеристик товаров и активов, а также применимого законодательства.
Организованные торги широко используются в различных сферах, включая финансовый рынок, недвижимость, товарные рынки, антиквариат, искусство и другие. Они являются важным инструментом для формирования цен и обеспечения эффективного функционирования рынков.
Принцип работы организованных торгов
Принцип работы организованных торгов основан на проведении торговой сессии, во время которой участники предлагают свои цены и заключают сделки. Информация о товарах или услугах, предлагаемых на торгах, предоставляется заранее всем потенциальным участникам.
Торговые площадки используют различные методы определения цены, в зависимости от специфики товара или услуги. Наиболее распространенными методами являются аукцион типа «английская дорога», при котором цена постепенно увеличивается, или аукцион типа «голландская дорога», при котором цена снижается до тех пор, пока не найдется покупатель.
Важным элементом организованных торгов является установление правил и условий участия, чтобы предотвратить манипуляции с ценами и обеспечить равноправие всех участников. Обычно участие в организованных торгах требует регистрации, предоставления необходимых документов и уплаты гарантийного платежа.
Организованные торги особенно популярны в сфере торговли финансовыми инструментами. Они позволяют инвесторам и трейдерам быстро и прозрачно осуществлять покупку или продажу акций, облигаций, валюты и других финансовых инструментов.
Преимущества организованных торгов
Организованные торги предлагают ряд преимуществ, которые делают их привлекательными для участников. Ниже приведены некоторые из основных преимуществ:
1. | Прозрачность и надежность |
2. | Гарантия исполнения сделок |
3. | Регулирование и контроль |
4. | Получение лучших цен и условий |
5. | Расширенные возможности поиска и сравнения |
Прозрачность и надежность — одно из важнейших преимуществ организованных торгов. Вся информация о торгах, участниках, предлагаемых товарах или услугах доступна всем участникам процесса. Это обеспечивает равные возможности для всех и исключает возможность мошенничества или нечестных действий.
Гарантия исполнения сделок — еще одно преимущество организованных торгов. В процессе торгов гарантируется исполнение всех сделок и соблюдение условий договоров. Это помогает участникам избежать рисков и неопределенности, связанных с несостоятельностью или невыполнением обязательств сторонами.
Регулирование и контроль — еще одно важное преимущество организованных торгов. Такие торги проводятся в соответствии с определенными правилами и нормами. Органы регулирования и контроля следят за их соблюдением, что обеспечивает порядок и справедливость в процессе торгов. Также это помогает предотвратить неправомерные действия или злоупотребления со стороны участников.
Получение лучших цен и условий — одно из наиболее заметных преимуществ организованных торгов. Благодаря прозрачности и конкуренции участники имеют возможность получить наилучшие предложения по ценам и условиям. Это помогает сэкономить деньги и выбрать наиболее выгодные варианты.
Расширенные возможности поиска и сравнения — еще одно преимущество организованных торгов. В процессе торгов участники имеют возможность провести подробный поиск и сравнить предложения различных продавцов или поставщиков. Это помогает принять более обоснованные решения и выбрать наилучшие варианты.
Законодательные нормы и правила организованных торгов
- Закон «О торгах и торговой деятельности» — основной нормативный акт, который устанавливает правовые основы организации и проведения организованных торгов. В нем содержатся определения понятий, права и обязанности участников торгов, порядок проведения торгов и другие основные положения.
- Правила проведения организованных торгов — документ, который разрабатывается и утверждается торговым оператором или органом, осуществляющим регулирование торговой деятельности. В них указываются подробные условия и правила проведения торгов, включая требования к участникам, порядок подачи заявок, проведения аукциона и заключения договоров.
- Правила доступа к участию в организованных торгах — определяют требования, которым должны соответствовать участники торгов для получения доступа к участию. Это могут быть требования к квалификации, наличию определенных документов, уплате залога и другие условия.
- Конкурсные документы — в случае проведения конкурсных торгов, организаторы должны разработать и опубликовать конкурсные документы, в которых указываются условия участия, критерии оценки, порядок подачи заявок и другие детали, связанные с проведением конкурса.
- Судебные прецеденты — также являются важным источником информации о правилах и нормах, регулирующих организованные торги. Решения судов по делам, связанным с оспариванием результатов торгов или нарушением правил и условий, могут иметь юридическую силу и влиять на практику проведения торгов.
Законодательные нормы и правила организованных торгов призваны обеспечить прозрачность, конкуренцию и соблюдение прав на всех этапах торговой деятельности. Знание и соблюдение этих норм и правил является важным аспектом для успешного участия в организованных торгах и достижения желаемых результатов.
Что такое организованные торги
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) биржевые торги — организованные торги, проводимые биржей;
2) внутренний контроль — контроль организатора торговли за соответствием деятельности, осуществляемой им на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, требованиям федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов, правилам организованных торгов, а также учредительным документам и иным документам организатора торговли;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) заявка — предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько договоров на организованных торгах;
4) контролирующее лицо — лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации;
5) маркет-мейкер — участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором;
6) организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы;
7) организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
8) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) — юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица;
9) товар — не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам;
10) участник торгов — лицо, которое допущено к участию в организованных торгах;
11) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, иностранная страховая организация, имеющая право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Термины «центральный контрагент», «клиринговый брокер», «оператор товарных поставок» и «правила клиринга» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее — Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»). Термин «уполномоченный банк» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Организованные торги
Ответ / пояснение:
Биржевые торги — торги, которые организовываются и проводятся биржей.
Литература: подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «Об организованных торгах»
В соответствии с ФЗ «Об организованных торгах», под заявкой понимается:
Ответ / пояснение:
Заявка — это предложение заключить договор (или несколько) и/или принятие такого предложения на организованных торгах.
Литература: подп. 3 п. 1 ст. 2 ФЗ «Об организованных торгах»
К участию в организованных торгах ценными бумагами могут быть допущены:
- Дилеры, управляющие и брокеры, которые имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг;
- Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;
- Центральный контрагент;
- Банк России.
Функции реализуемые на фондовой бирже:
Ответ / пояснение:
При ответе на данный вопрос считать верным устаревшее законодательство.
Фондовая биржа (ФБ) – это организатор торговли на рынке ценных бумаг (ЦБ), который отвечает требованиям перечисленным в Главе 3, п. 1 ст. 11 ФЗ №39.
- Правил, которые определяют допуск к участию в торгах на фондовой бирже.
- Правил проведения самих торгов на ФБ. Эти правила должны регламентировать совершение и регистрацию сделок, а также устанавливаться меры, которые будут направлены на предотвращение манипулирования рынком и использования инсайдерской информации.
- Проведение регулярных торгов.
- Регистрация сделок.
Документами, содержащими данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой, торгуемой на бирже, являются:
Ответ / пояснение:
Сертификат эмиссионной ЦБ – это выпускаемый эмитентом документ, который удостоверяет совокупность прав на то количество ценных бумаг, которое указано в нем. Наличие такого сертификата дает право владельцу ЦБ требовать исполнения обязательств на его основании.
Решение о выпуске ценных бумаг – это документ, в котором представлены достаточные данные для того, чтобы установить объем прав, которые закреплены ЦБ.
Проспект ЦБ – это документ, где указаны права владельца каждой ЦБ (основного и дополнительного выпуска).
Литература: ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
Из приведенных утверждений отметьте верное утверждение в отношении биржи (согласно действующему законодательству):
Ответ / пояснение:
Только Акционерное Общество может быть биржей.
Понятие «члены биржи» в законодательстве отсутствует.
В дополнение к ограничениям, установленным в статье 5 ФЗ №325, биржа не имеет права совмещать свою деят-ть с другими видами: брокерской, дилерской, депозитарной, а также с управлением ЦБ.
Литература: п. 2, 5 ст. 9 ФЗ «Об организованных торгах»
Каким из перечисленных ниже требований должны отвечать члены совета директоров организатора торговли:
- лица, которое выполняет функции единоличного исполнительного органа;
- членов совета директоров (наблюдательного совета);
- членов коллегиального исполнительного органа организатора торговли;
- руководителей филиалов;
- главного бухгалтера (либо того, кто ведет бухучет);
- должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, которое отвечает за управление рисками);
- руководителя службы внутреннего аудита;
- контролера (либо руководителя службы внутреннего контроля);
- руководителя структурного подразделения, которое создано для осуществления деят-ти по проведению организованных торгов.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ организатор торгов НЕ вправе устанавливать:
Ответ / пояснение:
Следует учитывать, что используется статья ФЗ утратившая силу.
Размер вознаграждения, которое участники торгов взимают за совершение сделок, фондовая биржа устанавливать права не имеет.
Литература: п. 4 ст. 13 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (утратила силу)
В соответствии действующим на территории Российской Федерации законодательством» споры между участниками организованных торгов (в том числе на бирже) и их клиентами разрешаются:
Ответ / пояснение:
Используется статья, исключенная из ФЗ.
При возникновении споров между участниками торгов на ФБ и их клиентами, рассмотрение дел происходит в суде, арбитражном и третейском суде.
В новой редакции:
Споры, условия и порядок их разрешения может устанавливаться правилами организованных торгов, в порядке третейского разбирательства третейским судом, который действует постоянно.
Литература:
ст. 15 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (утратила силу)
п. 1 ст. 24 ФЗ «Об организованных торгах»
Организатор торговли не обязан в порядке, предусмотренном Банком Poccии, осуществлять получение отчетов о внебиржевых сделках от:
Ответ / пояснение:
Вопрос опирается на законодательство, утратившее силу.