Транспортники на дорогах что проверяют
Перейти к содержимому

Транспортники на дорогах что проверяют

  • автор:

Как проходит проверка Ространснадзора

Ространснадзор – это орган, который контролирует вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Проверки его касаются ЮЛ и ИП, которые работают в соответствующей области. Для того чтобы благополучно пройти контрольные мероприятия, нужно хорошо к ним подготовиться.

Плановые и внеплановые проверки

Контрольные мероприятия могут быть внеплановыми и плановыми. Первые осуществляются только при наличии конкретных оснований. Их перечень зависит от того, является ли деятельность лицензированной или нет. Для лицензируемой работы предлагаются эти основания:

  • Ранее компании было вынесено предписание об устранении нарушения. Исполнить его требования нужно в установленные сроки. Когда они заканчиваются, факт устранения нарушения проверяется с помощью внепланового мероприятия.
  • В Ространснадзор поступили жалобы или обращения, в которых есть информация о грубых нарушениях. Проверка выполняется вне зависимости от того, кто был составителем жалобы.
  • Действие лицензии было приостановлено.
  • Лицо, предоставившее лицензию, направило ходатайство об осуществлении контрольных мероприятий. Направлены они будут на проверку выполнения предписания, которое было вынесено лицензиатом.
  • Лицензиат вынес распоряжение на основании поручений Правительства.

Если деятельность организации не предполагает получения лицензии, предлагаются эти основания:

  • Истек срок выполнения требований, которые были вынесены ранее.
  • Жалобы на компанию, касающиеся угрозы вреда жизни и здоровью.
  • Распоряжение руководителя Ространснадзора, оформленное на основании поручения Правительства.

Плановая проверка не определяется нарушениями, допущенными субъектами. Если деятельность ЮЛ не является лицензируемой, контрольные мероприятия проводятся по этим основаниям:

  • Прошло 3 года с даты регистрации ЮЛ или ИП.
  • Прошло 3 года с даты завершения предыдущей плановой проверки.

Если деятельность является лицензируемой, основания будут следующими:

  • Прошел год с даты предоставлений или переоформления лицензии.
  • Прошло 3 года с момента завершения последней плановой проверки.

Плановые мероприятия нужны для обнаружения нарушений, о которых нет никаких свидетельств со стороны внешних источников.

Другие виды проверок

Также различают документарную и выездную проверку. Первая осуществляется по месту нахождения Ространснадзора. В процессе проверяются различные документы. В частности, это такие бумаги:

  • В которых прописана организационно-правовая форма ЮЛ, права и обязанности.
  • Документы, сопутствующие исполнению ранее выданных предписаний.
  • Акты проверок, которые были проведены ранее.
  • Документы, связанные с административными нарушениями.

Если у органа возникли сомнения в достоверности предоставленных данных, он направляет запрос с требованием направить дополнительные документы. Запрос направляется вместе с копией соответствующего распоряжения от руководителя Ространснадзора. Документы должны быть предоставлены в течение 10 дней с даты получения запроса. Если в ходе мероприятия были обнаружены нарушения, назначается выездная проверка.

Выездная проверка – следующая ступень после документарного мероприятия. Ее предваряет направление уведомления за трое суток до мероприятия. В этом документе нужно прописать цели и задачи проверки, а также список документов, которые будут запрошены. Иногда проверка может проводиться Ространснадзором совместно с другими структурами: ГИБДД, МЧС.

Руководитель компании должен иметь в виду, что проверка будет касаться самых обширных областей. Это не состояние ТС, профессионализм водителей, состояние гаража. Это прежде всего документы, касающиеся БДД. Мероприятие осуществляется на основании Регламента ФС по надзору в транспортной сфере, установленного приказом Минтраса №144 от 29 апреля 2013 года.

Что именно проверяется

В рамках контрольного мероприятия проверяются эти направления:

  • Наличие сотрудников, несущих ответственность за соблюдение БДД. У них должен быть документ о прохождении соответствующей аттестации.
  • Проведение организационных действий касательно БДД.
  • Наличие медицинского надзора за состоянием водителей.
  • Организация условий для осуществления предрейсовых осмотров водителей.
  • Надзор над профессионализмом сотрудников.
  • Наличие технического осмотра.
  • Поддержание эксплуатации ТС в исправном состоянии.
  • Исполнение экологических норм относительно эксплуатации авто.
  • Наличие журнала учета контрольных мероприятий.

Существует более 50-ти бумаг, касающихся БДД. Это и инструкции, и акты, и различные графики, и журналы.

Какие документы будут проверяться

В уведомлении, направляемом компании за три дня до проверки, указываются документы, которые будут запрошены в процессе. То есть руководитель получает время на подготовку. Как правило, это следующие бумаги:

  • Уставные бумаги.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ поставлено на учет в налоговой.
  • Свидетельство о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
  • Бумаги о назначении гендиректора.
  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых ответственность за БДД возложена на конкретных сотрудников.
  • Бумаги, подтверждающие квалификацию сотрудников.
  • Справка о ТС, которые находится в эксплуатации на текущий момент.
  • Бумага, подтверждающая наличие стоянки для авто.
  • Если компания специализируется на транспортировке опасных грузов, нужны бумаги, касающиеся подвижного состава и сотрудников.
  • Бумаги по организации мер по предотвращению ДТП.
  • Документы, касающиеся учета путевых листов.
  • Путевые листы за последние 3 месяца.
  • Товарно-транспортные накладные, оформленные по каждому виду транспортируемого груза.
  • Бумаги, подтверждающие меры по организации и учету осмотров водителей до рейса и после него.
  • Документы об осуществлении ТО и ремонта ТС.
  • Перечень водителей с указанием момента их приема в компанию.
  • Медицинские справки сотрудников, которые занимаются транспортировкой.
  • Документы об организации деятельности водителей. К примеру, это может быть проведение семинаров, инструктажей.
  • Документы о том, что водители нарушали ПДД.
  • Бумаги, касающиеся учета работы водителей за последние 3 месяца.
  • Справки о проведении страхования гражданской ответственности.
  • Бумаги о том, что ТС оснащены навигаторами.

Также контролирующие органы могут запросить другие документы, касающиеся водителей и ТС.

Как быстро подготовиться к проверке

Что делать руководителю в том случае, если ему пришло уведомление, однако часть документов просто отсутствует? В ряде случаев можно быстро восполнить пробелы при помощи шаблонов. К примеру, это могут быть шаблоны о перечне сотрудников. Так можно быстро создать документы, которые нужны для проверки.

Однако эта схема работает не во всех случаях. К примеру, она не подойдет, если отсутствует справка о страховании гражданской ответственности. Для получения этого документа нужно обращаться в соответствующие органы. Это вопрос не одного дня.

Для чего проводятся контрольные мероприятия

Главная цель проведения контрольных мероприятий – это обеспечение БДД. К примеру, компания не проводит предрейсовые осмотры водителей. Если не пресечь это правонарушение, увеличивается риск ДТП, связанных с алкогольным опьянением.

Основные полномочия дорожной инспекции на дороге — все, что нужно знать водителю

Когда торопишься доехать из одного пункта в другой, непредвиденная остановка, особенно если она произошла по требованию инспектора автодорожного надзора, не очень приятна.

Разберемся, чем занимается Ространснадзор, какие на него возложены функции в сфере автотранспорта. Рассмотрим полномочия инспектора, когда он имеет право останавливать машину. Как правильно себя вести водителю личного или грузового авто и другие вопросы.

Чем занимается транспортная инспекция

На Федеральный исполнительный о́рган, находящийся в ве́дении Минтранса, коротко именуемый Ространснадзор, возложены обязанности по контролю за предприятиями автомобильного, городского наземного, электрического пассажирского, промышленного транспорта. В компетенцию структуры входит надзор за водными, железнодорожными транспортными средствами (ТС), авиацией.

Основные функции

Одна из главных задач Ространснадзора – это контроль за исполнением законодательства, выполнения существующих экологических нормативов, обеспечение безопасности движения.

Также к функциям транспортной инспекции относятся:

  1. Выдача лицензий:
    • предприятиям и предпринимателям на перевозку опасных грузов;
    • машинистам на право управления локомотивами, подвижными составами, самоходными, моторвагонными;
  2. Прекращение, ограничение действия лицензий.
  3. Регистрация объектов водного транспорта, веде́ние их реестра.
  4. Определение состояния транспортных средств, за исключением воздушных судов и обслуживающих ТС.
  5. Участие функциональных подразделений в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  6. Отслеживание передачи информации о пассажирах в центральные базы данных.
  7. Анализ обслуживания ТС, контроль соответствия процесса нормативным документам.

Функции Ространснадзора в сфере автотранспорта

Службы транспортной инспекции занимаются лицензированием деятельности по доставке опасных грузов по дорогам страны и за пределы Российской Федерации.

Также Ространснадзором производится допуск водителей к осуществлению международных перевозок опасных грузов.

Еще одной функцией о́ргана является веде́ние реестра предпринимателей и юридических лиц, оказывающих лицензионные транспортные услуги. Изменения в базу вносятся в начале осуществления работ, при смене адреса регистрации, после реорганизации предприятия.

И наконец, в полномочия транспортной инспекции входит габаритный и весовой контроль ТС.

Остановка и проверка транспортных средств

На основании Приказа Минтранса № 119, кроме стационарных точек (сооружений для габаритного и весового контроля), на трассах федерального значения допускается размещать передвижные пункты. Как правило, они организуются на базе автомобиля или прицепа.

Инспекторы мобильных пунктов в соответствии с должностной инструкцией могут тормозить грузовые ТС и производить визуальный (внешний), документальный и инструментальный контроль.

Такое решение было принято в целях сохранения качества федеральных дорог. Размещение весогабаритного контроля вне стационарных пунктов позволит уменьшить количество нарушений.

Задачи

К ним относятся:

  • обеспечение выполнения законных и подзаконных актов при осуществлении перевозок;
  • контроль за соблюдением экологических нормативов;
  • улучшение ситуации на дорогах, повышение безопасности движения.

Полное описание функций, задач, миссии структуры можно изучить на сайте Ространснадзора.

Полномочия инспектора УГАДН

Действия сотрудника транспортной инспекции определяются 409 Постановлением Правительства.

Права

На основании документа в полномочия инспектора УГАДН входит:

  • осмотр и весовой контроль ТС;
  • проверка предпринимателя или предприятия, занимающихся перевозками;
  • запрос документов и данных, необходимых для выполнения задач надзора;
  • применение предупредительных или ограничительных мер для пресечения или недопущения нарушений законодательства;
  • составление, рассмотрение протоколов о правонарушениях, вынесение решений по ним;
  • выдача предписаний о приостановке или запрете эксплуатации ТС до устранения нарушений и контроль исполнения распоряжений.

Обязанности

Составим таблицу параметров проверки и необходимых действий инспектора.

Проверяющий должен (45 Приказ Минтранса):

· быть в форменной одежде;

· иметь нагрудный знак;

· до начала мероприятий сообщить должность, фамилию, название о́ргана контроля;

· предъявить (по требованию) удостоверение;

· протоколы, постановления заверять личной номерной печатью.

Остановка допускается на пунктах контроля:

Транспортный контроль выполняется по трем направлениям:

· визуальный осмотр ТС;

· тахограммы, листы режима работы водителя;

· разрешения на перевозку, их статус, полнота и правильность заполнения;

· свидетельства о допуске в случае перевозки скоропортящихся продуктов, международного рейса.

Когда сотрудник Ространснадзора имеет право останавливать транспортное средство

Регулирование этого вопроса осуществляется тем же Приказом Минтранса 2018 года № 119, который расширяет полномочия инспекторов транспортной инспекции.

Кого может остановить сотрудник УГАДН

На основании 119 Приказа сотрудник надзорного органа на любом шоссе имеет право остановить ТС любой категории.

Инспектор имеет право выявлять в потоке ТС, у которого, возможно, превышены размеры или вес, и отправлять такие машины на стационарный или передвижной пункт контроля.

Тормозить автомобили инспектор должен с помощью диска со световозвращателем или красным сигналом. Также для привлечения внимания водителя допускается применять свисток.

Сотрудники Ространснадзора имеют право задерживать машины с максимальной массой, превышающей 12 тонн, за невнесение платы по системе «Платон».

Имеются различия в предоставляемых документах при перевозках внутри страны и международных. Здесь важно понимать, что есть 2 варианта контроля со стороны транспортной инспекции. Первый – это проверка или мероприятия по инспектированию документов в организации. Второй – это плановый рейд или осмотр ТС. Такое разделение прописано в 294 ФЗ и 542 регламенте Ространснадзора.

Благодаря дифференциации правовых терминов и появились разные требования к документам, которые обязан предоставить водитель при остановке автомобиля инспектором.

Внутренние перевозки

При плановых рейдах на дороге водители машин, осуществляющие транспортировку грузов только по стране, не обязаны предоставлять доступ инспектору к тахографу и карточке режима труда и отдыха (РТО), так как в Положении о транспортном надзоре (236 Постановление Правительства) контроль РТО и тахографа допустим только во время проверки (но не планового рейда).

На заметку. При остановке ТС сотрудником Ространснадзора водитель обязан предоставить ему для проверки только транспортную накладную и путевой лист.

Международные перевозки

В этом случае (даже если груз направляется в страну-член ЕАЭС) водитель дополнительно должен предъявить:

  • разрешительный документ о допуске к международным перевозкам;
  • карточку допуска на ТС;
  • тахограф со свидетельством о его поверке (из разъяснений Минтранса);
  • товарно-транспортные документы.

Правильное поведение водителя

Полномочия Ространснадзора распространяются только на лицензированных перевозчиков, лиц, занимающихся транспортировкой грузов.

При этом надо учитывать, что водитель имеет право не прекращать движение, если сигнал об остановке был обозначен не катафотом, а жезлом. Но лучше не игнорировать команду, поданную с нарушением, особенно если рядом присутствует сотрудник ДПС (ГАИ). В противном случае после того как инспектор отправится вас догонять, можно получить обвинение в неподчинении сотруднику полиции.

После произведенной остановки инспектор может поинтересоваться грузом, насколько он соответствует документам.

Действия водителя после парковки у обочины:

  • открыть окно;
  • включить диктофон или камеру на любом устройстве;
  • проверить удостоверение инспектора и попросить озвучить причину остановки;
  • предъявить необходимые документы (товарно-транспортные, разрешения и пр.);
  • по требованию сотрудника УГАДН дайте ему удостовериться в соответствии груза товарно-транспортной накладной.

Важно. Водитель имеет право не передавать документы в руки инспектору. Допускается вести видео- и фотофиксацию действий проверяющего. Если сотрудник нарушает ваши права, препятствует в дальнейшем передвижении, необходимо позвонить по телефону 112 и сообщить о нарушении.

Личные легковые автомобили

Инспектор УГАДН имеет право остановить легковой автомобиль, т. к. он не может знать заранее, кому принадлежит ТС – юридическому или физическому лицу, везет ли машина личный груз или выполняет заказной рейс.

Убедившись, что авто находится в личной собственности, сотрудник не может требовать путевой лист и документы на груз.

Что проверяет Транспортная инспекция

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, Транспортная инспекция (Управление Государственного Авто Надзора или сокращенно УГАДН) должна осуществлять проверки эксплуатирующих автотранспорт предприятий в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Рассмотрим более подробно механизм осуществления надзора, проверки документов и материалов, имеющихся в подконтрольной организации.

Какие документы проверяет Транспортная инспекция

В 2023 году при проверке УГАДН предприятие должно предоставить более 50 документов отчетности. Вот перечень главных моментов, на которые инспекция обращает внимание:

  • соблюдение правил медицинского осмотра водителей перед рейсом;
  • наличие лицензий и разрешений на деятельность медперсонала;
  • правильность ведения журнала осмотра транспортных средств перед выездом на линию;
  • регулярность и результаты технического осмотра транспортных средств;
  • надлежащее оформление выдаваемых путевых листов.

Кроме перечисленного, Транспортную инспекцию интересует наличие соответствующих инструкций, документации первичной отчетности, лицензий на деятельность самого предприятия, актов, договоров, журналов, распоряжений, приказов и т.д.

Кто подпадает под проверки Транспортной инспекции

Даже если у организации на балансе числится лишь одна единица автотранспорта, ее деятельность должна соответствовать требованиям ФЗ №196 «О Безопасности Дорожного Движения» и подлежит проверкам со стороны УГАДН. Контроль со стороны Транспортной инспекции осуществляется относительно следующих субъектов хозяйственной деятельности:

  1. Предприятия по оказанию транспортных услуг.
  2. Организации, эксплуатирующие транспортные средства.
  3. ИП, применяющие ТС в процессе коммерческой деятельности.

Виды проверок УГАДН

Проверки Транспортной инспекции носят плановый либо внеплановый характер.

В первом случае контроль проводится каждые 3 года. Если организация получила новую лицензию или переоформила старую разрешительную документацию, то мероприятие производится ежегодно.

В исключительной ситуации могут проводиться внеплановые проверки со стороны УГАДН:

  1. В случае автомобильной аварии с пострадавшими людьми.
  2. При учащении прецедентов ДТП с транспортом предприятия.
  3. После устранения замечаний предыдущей проверки.
  4. При наличии жалоб на организацию в прокуратуру или УГАДН.

Проверяемая документация

Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации №144 от 29 апреля 2013 года, проверке со стороны Транспортной инспекции подлежат документы транспортных предприятий и юридических лиц, эксплуатирующих автотранспорт, подтверждающие следующие важные моменты:

  • закрепление водителей за конкретным транспортным средством;
  • наличие допусков к управлению определенными категориями автомобилей;
  • наличие у водителей обязательных медицинских освидетельствований;
  • назначение и проведение обучения лиц, отвечающих за состояние ТС и соблюдение безопасности дорожного движения;
  • подтверждение прохождения водителями необходимых инструктажей;
  • нормативно-правовое соответствие деятельности предприятия требованиям законодательства и БДД;
  • учет произошедших ДТП и нарушений правил безопасности дорожного движения;
  • надлежащее ведение механиком техдокументации по выпуску ТС в рейс;
  • проведение технических осмотров перед выходом на линию и после возвращения из рейса;
  • организация медицинского осмотра водителей перед рейсом, согласно Приказу Министерства Здравоохранения №835н;
  • наличие договоров с медицинскими организациями или присутствие собственной лицензии на предрейсовый медосмотр;
  • правильность ведения отчетной документации по медицинским осмотрам водителей перед выездом и после него;
  • надлежащее оформление путевых листов.

Дополнительно к перечисленному перечню Транспортная инспекция может потребовать документацию по страховке транспортных средств, сертификаты соответствия ТС действующим нормам экологической безопасности, полисы гражданской ответственности. Конкретные сведения и материалы зависят от профиля деятельности проверяемой организации.

К приходу Транспортной инспекции, о дате и времени которого она заблаговременно предупреждает, необходимо подготовить и привести в порядок всю необходимую отчетную документацию.

Что дает успешное прохождение проверки Транспортной инспекции

Надлежащая организация работы транспорта и персонала предприятия, правильное ведение всей отчетной документации и соответствие деятельности законам Российской Федерации обеспечат положительное заключение по проверке УГАДН и исключат риск судебных разбирательств с наложением штрафов.

Кто может проверять тахографы и РТО на трассе Версия для печати

https://rtp.expert/

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам <. >

Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено <. > также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<. >
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <. > должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <. > (приказ МинТранса № 542).

Сначала «разберёмся» с ГИБДД.

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<. >
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:
<. >
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<. >
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<. >
оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<. >
снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<. >
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <. >:
<. > требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<. >
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации — требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <. > является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<. >
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<. >
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
<. >

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <. > автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) <. >

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<. >
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».

Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <. > со дня совершения административного правонарушения <. >

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <. > данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
<. >

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *