14. Инвентаризация земель
Инвентаризация земель производится, чтобы уточнить или выяснить местоположения объектов землеустройства, границы этих объектов (без закрепления на местности), установить земельные участки, которые не используются, используются нерационально или используются не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием, получить прочие характеристики земель.
Инвентаризация земель может вестись на территории Российской Федерации, на территориях субъектов, муниципальных и прочих административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, землях населенных пунктов и промышленных предприятий.
Обычно, инвентаризация ведётся, если правоустанавливающие документы на земельные участки отсутствуют или не являются полными, земельные участки не соответствуют их фактическому местоположению и площади, изменился правообладатель земельных участков. При проведении реорганизации юридического лица инвентаризация обязательна для составления разделительного баланса или договора о присоединении (слиянии).
Материалы инвентаризации, утвержденные в установленном порядке, — это база для составления действительных правоустанавливающих документов, согласования и закрепления границ земельных участков, ведения межевания и дальнейшего прохождения государственного кадастрового учета.
Для обеспечения инвентаризации земель проводятся подготовительные работы по сбору и анализу существующих правоустанавливающих документов, аэрофотосъемочные, топографо-геодезические, картографические работ, прочие изыскания и исследования.
По завершению инвентаризации готовится «Технический отчет по инвентаризации земель», который содержит необходимые документы и план (карту) территории.
15. 1. Инвентаризация земель проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
2. Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.
С учетом местных условий органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.
3. Для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители поселковых, сельских администраций, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
Состав комиссии утверждается главой местной администрации.
4. При проведении инвентаризации выявляются:
-соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
-неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
-нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
-земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.
5. На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель, при этом устанавливаются возможность и условия:
-использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;
-дальнейшего использования всех или части земель прежними собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также перераспределения земель между ними;
-восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель;
-обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения не менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения;
-передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.
6. По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.
В случае разногласий между членами комиссии в акте указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием причин несогласия.
Форма акта утверждается Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
7. Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа и направляются в органы исполнительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.
Установленный настоящим пунктом порядок рассмотрения и утверждения материалов инвентаризации земель применяется в случае, если Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа не установлен иной порядок.
8. Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
16. Организационные мероприятия
Организация и руководство по ведению инвентаризации земель населенных пунктов возлагается на администрацию района и районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству района.
Порядок, очередность, сроки проведения и объемы финансирования работ по инвентаризации населенных пунктов осуществляется в соответствии с ╚Программой инвентаризации земель населенных пунктов╩ разработанной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района.
Администрация района формирует и утверждает состав комиссии по инвентаризации земель населенных пунктов. В комиссию включаются представители Райкомзема, районной архитектуры, представители местной администрации, отдела охраны окружающей среды, представитель БТИ.
Комиссия по инвентаризации земель выполняет следующие функции:
— рассматривает спорные вопросы, возникающие в ходе инвентаризации земель населенного пункта;
— рассматривает завершенные землеустроительные дела и технические отчеты по инвентаризации земель каждого квартала населенного пункта.
17.I этап — подготовительный, включающий в себя подготовку и анализ исходных материалов. Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 — 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
II этап — производственный, заключающийся в следующем:
а) выполнение исполнительной (кадастровой) съемки;
б) «камеральной» обработки полученных данных (обработка объекта в электронной карте, занесение информации в базу городского кадастра и т.д.);
Инвентаризация земель
Проведение инвентаризации земель является одним из видов земельно-кадастровых работ.
В результате проведения инвентаризации земель должны быть получены достоверные данные об использовании земель и состоянии земельной собственности, которая отражается следующими показателями:
1.Местоположение | — это совокупность координат точек его границ, определяемой в прямоугольной кадастровой и других координатных системах. |
2. Состав земельных участков | — перечень, количество и площадь городских угодий и недвижимых объектов, имеющих место в его границах. |
3. Принадлежность земельных участков | — совокупность сведений о праве собственности кого-либо на ЗУ, подтвержденных достоверными документами или соответствующими решениями городской власти или органов местного самоуправления. |
4. Функциональное назначение ЗУ | — словесное выражение цели предоставления ЗУ для осуществления конкретного вида деятельности или использования |
Инвентаризация земель в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Цели инвентаризации:
1. Уточнение или установление местоположения объектов землеустройства; их границ (без закрепления на местности).
2. Выявление неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
3. Выявление угрозы возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
4. Определение возможности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Как проходит инвентаризация земельных участков
Инвентаризационные мероприятия по принадлежащим предприятию земельным наделам необходимо осуществлять для уточнения границ их территории, установления периметра соприкосновения со смежными участками. Государственные органы инициируют такие проверки для выявления площадей, которые используются не по прямому назначению или с низким уровнем эффективности.
Вопрос: Зависит ли признание расходов на межевание, топографию, инвентаризацию и т.п. от наличия у плательщика налога на прибыль свидетельства о праве собственности на земельный участок (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии
Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.
К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:
- Смена собственника территории.
- Документальное оформление прав на владение участком.
- Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
- Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
- Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.
Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.
ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.
В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:
- ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
- реализации аэрофотосъемки;
- работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
- обследование границ, их согласование и установление;
- подготовка отчетных документов.
В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.
НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.
Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.
ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.
При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.
Этапы инвентаризации
Земельные наделы проверяются в три этапа:
- Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
- Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
- Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).
Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов
При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:
- площадь исследуемой территории;
- предполагаемую область эксплуатации земли;
- расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
- существующие границы надела.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.
Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.
В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.
На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.
Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:
- пояснительной записке;
- каталоге координат;
- экспликации по составу земельного участка.
Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.
В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.
Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.
ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова М.В., Катылевская А.В.
В данной статье детально изучена методика и процедура проведения инвентаризации , выбраны критерии группировки земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкова М.В., Катылевская А.В.
THE PROCESS OF INVENTORY OF LAND AS A WAY TO IDENTIFY INEFFICIENTLY USED LAND PLOTS
In this article the technique and procedure of carrying out inventory is in detail studied, criteria of grouping of the land plots of agricultural lands are chosen.
Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ»
Быкова М.В. старший преподаватель кафедра геодезии Катылевская А.В. студент магистратуры 1 курса факультет «Землеустроительный» Кубанский государственный аграрный университет
им.И.Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ПРОЦЕСС ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ
Аннотация: в данной статье детально изучена методика и процедура проведения инвентаризации, выбраны критерии группировки земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: инвентаризация, земли сельскохозяйственного назначения, этапы инвентаризации.
Bykova M. V. senior lecturer
Department of geodesy Kuban state agrarian University.I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar Katylevskaya A.V. master's student 1 course, faculty of land management» Kuban state agrarian University.I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar THE PROCESS OF INVENTORY OF LAND AS A WAY TO IDENTIFY INEFFICIENTLY USED LAND PLOTS
Abstract: in this article the technique and procedure of carrying out inventory is in detail studied, criteria of grouping of the land plots of agricultural lands are chosen.
Key words: inventory, agricultural land, stages of inventory.
Урегулирование и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения может быть выполнено в рамках инвентаризации земель.
Инвентаризация земель — совокупность землеустроительных мероприятий, направленных на выявление и уточнение сведений о земельных участках в целях учета земель и земельного кадастра. Она проводится для установления местоположения объектов
землеустройства, их границ, выявления неиспользуемых,
нерационально используемых или используемых не по целевому назначению
земельных участков. Инвентаризация земель может осуществляться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов РФ, на территориях административно-территориальных образований, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения негативного влияния на состояние земель, в отношении групп земельных участков, на отдельных земельных участках, атак же на землях отдельных категорий.
Необходимость проведения инвентаризации земель, неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве, была предусмотрена в Указе Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 3480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками». Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов РФ конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.
В настоящее время инвентаризацию объектов недвижимости можно раздели на инвентаризацию объектов капитального строительства и инвентаризацию земельных участков.
Процедура выполняется в 3 этапа:
• на подготовительной стадии осуществляется сбор и анализ сведений, осуществляются геодезические работы;
В рамках процедуры:
• Выявляются все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы.
• Устанавливаются и закрепляются границы.
• Определяются неэксплуатируемые и используемые нерационально наделы.
Для проведения в дальнейшем инвентаризации, на этапе подготовительных работ необходимо провести общий анализ распределения земель сельскохозяйственного назначения в объекте инвентаризации.
В ходе производственного этапа выполняются:
• Геодезические работы. Они нужны для получения кадастровых сведений о расположении наделов.
• Исследование границ пользования.
• Согласование пределов надела с соседними владельцами.
• Выявление фактов нерациональной эксплуатации, самовольного занятия участков, обременений, спорных границ.
• Сбор семантической кадастровой информации.
• В ходе геодезических работ выстраивается базовая сеть, составляется съемочное обоснование.
Инвентаризация земли завершается анализом полученных сведений и их документальным оформлением. Специалисты обобщают измерения,
которые были выполнены на производственной стадии для определения геометрических и семантических кадастровых характеристик. Камеральная стадия предполагает проверку полевых журналов, составление кадастрового плана. Он формируется в таком масштабе, который позволит обеспечить требуемую полноту и точность информации. Определение площадей наделов аналитическим методом является одним из важных аспектов на камеральном этапе. Составление чертежа, заполнение ведомости кадастровых данных и составление отчета считаются завершающими действиями при инвентаризации земель.
На последнем этапе формируются инвентаризационные материалы. В них включают пояснительную записку, каталог координат выявленных поворотных участков территории в местной или условной системе и экспликацию состава земли по массивам, объекту, зонам или населенному пункту.