Как ИП и ООО платить налоги с продажи криптовалюты (USDT, биткоин) — УСН, НДС, патент (ПСН), ОКВЭД?
Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.
С 2014 г я консультирую клиентов по вопросам криптовалюты, международного налогообложения, валютного законодательства, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса, помогаю отбивать запросы банков по 115-ФЗ.
Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp, либо оставляйте заявку на моем сайте. Буду рад помочь!
В прошлых статьях мы разобрали вопрос законности расчетов в криптовалюте за товары и услуги, разобрали как избежать блокировки счета при p2p сделках с криптовалютой и налоги с p2p операций, разобрали юрисдикции ОАЭ и Гонконга как хабы для работы с иностранными компаниями.
Со многими моими клиентами мы не первый год отчитываемся в налоговой о доходах с продажи криптовалюты, в том числе как ИП, с некоторыми отчитываемся уже по 5-6 лет подряд.
Каждый год мы подаем минимум 70-80 деклараций по УСН как ИП/ООО (и как минимум столько же 3 НДФЛ) и платим налоги. За все время не то, что проблем не было, даже никаких намеков на какие-то сложности с ФНС не было.
Вместе с тем, новые клиенты мне периодически задают вопрос — «а точно ли можно платить налог с продажи криптовалюты как ИП, вроде как этот вопрос не урегулирован»?
В рамках данной небольшой статьи мы разберем более детально данный вопрос.
Сразу поясню, что информация далее будет касаться любых видов деятельности, связанных с криптовалютой — трейдинг, арбитраж, p2p торговля на Binance, майнинг, долгосрочные инвестиции, продажа NFT и т.д.
Да, может. Закон не содержит ограничений для ИП, ООО по оплате налогов с продажи криптовалюты.
Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 Гражданского кодекса РФ:
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Практически любая деятельность, которая подпадает под эти признаки, должна быть зарегистрирована как ИП или ООО.
Также согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ:
Согласно статье 11 Кодекса индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Из указанных норм, а также иных положений налогового и гражданского законодательства следует, что закон не содержит каких-либо общих ограничений для ИП по видам деятельности.
То есть нет такого, что «как ИП, ООО можно платить налоги только с определенных видов деятельности, которые определены в законе», более правильным будет утверждение «ИП, ООО может заниматься любыми видами деятельности и платить налоги с любых доходов кроме специальных ограничений, установленных в законе».
То есть некоторые думают, что в законе есть какой-то исчерпывающий перечень видов деятельности ИП, ООО и если там нет какого-либо вида деятельности, то ИП, ООО не может им заниматься. Это не так, наоборот, действует принцип «разрешено все, кроме прямо запрещенного в законе». То есть, например, есть список видов деятельности, которыми только ООО может заниматься — в этом случае да, для ИП будут ограничения.
Вывод: никаких ограничений для ИП, ООО по покупке/продаже криптовалюты нет, налоги с доходов с продажи криптовалюты можно платить как ИП, ООО.
Да, может. Закон не содержит каких-либо ограничений на применение УСН к доходам от продажи криптовалюты.
Смотрим на этот счет Письмо МинФина от 17 ноября 2020 г. N 03-11-11/99914:
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.
Доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях (пункт 3 статьи 248 Кодекса).
Полагаем, что указанный порядок учета доходов применим также к цифровым финансовым активам. Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса, то есть на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.
С одной стороны в письме говорится про ЦФА (цифровые финансовые активы), а не про ЦВ (цифровую валюту), а криптовалюта все таки относится к цифровой валюте, а не к ЦФА, но тут важна общая логика.
В качестве аргумента, что налог с продажи криптовалюты нельзя платить как ИП, ООО на УСН, мне иногда приводят Письмо Минфина от 14 ноября 2018 г. №03-11-11/81983, цитирую:
В настоящее время понятия майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, законодательством не определены.
В связи с этим вопрос о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой.
- я не вижу в данном письме никаких ограничений на работу ИП, ООО с криптовалютой на УСН. Здесь говорится лишь о том, что на момент публикации письма полностью правовой статус криптовалюты, ее налогообложения не урегулирован.
- данное письмо было опубликовано еще в 2018 г. — на тот момент действительно не было ни Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ, который вступил в силу в 2021 г., ни иных разъяснений.
При этом отмечу, что мы с клиентами спокойно и до 2018 г. и после 2018 г. как работали с криптовалютой в статусе ИП или ООО, так и продолжаем работать.
Не может, так как патент можно применять только для видов деятельности, предусмотренных ст. 346.43 НК РФ и в указанном перечне нет ничего, что связано с криптовалютой.
На практике некоторые конечно применяют патент (в основном IT специалисты, которые всегда работали по ПСН с иностранными заказчиками и сейчас продолжают получать платежи за те же услуги, которые подпадают под патент, но уже в криптовалюте), но в этом случае как вы понимаете есть риски.
ИП и ООО могут официально приобретать криптовалюту (USDT, биткоин, любую другую). Никаких ограничений на этот счет нет.
Другой вопрос, что законом не урегулирован вопрос учета затрат на покупку криптовалюты в рамках УСН или ОСНО (общей системы налогообложения).
Поэтому купить криптовалюту можно без проблем, а вот с учетом затрат в дальнейшем могут быть сложности. Этот вопрос каждый раз нужно прорабатывать индивидуально.
Часто не менее важны вопросы технического характера — где именно ИП и ООО могут официально приобрести криптовалюту?
Вопрос связан с тем, что сделки на централизованных биржах типа Binance осуществляются между физическими лицами, а ИП и ООО покупку нужно совершить официально по договору и с составлением в дальнейшем закрывающего акта.
Да, с апреля 2023 г. можно снова покупать криптовалюту напрямую у Binance, но опять таки — это будет без договоров и закрывающих документов.
На практике на рынке есть отдельная услуга, когда криптовалюта покупается официально у другого ИП или ООО по договору купли-продажи цифровой валюты, но нужно смотреть такие решения «в моменте», вернее расходы на них, часто за такие услуги комиссия может составлять 3% и более.
Сейчас постепенно и российские банки запускают проекты по продаже криптовалюты для оплат за рубеж в сфере ВЭД.
Нет, не нужно, если Вы находитесь на УСН, поскольку на УСН Вы освобождаетесь от оплаты НДС. Однако если Вы на ОСНО (общей системе налогообложения), то да, нужно.
В СМИ было много информации на тему того, что «в России операции с криптовалютой освободили от обложения НДС».
Однако это не совсем так, от НДС сейчас освободили только сделки по продаже ЦФА (цифровых финансовых активов) но не ЦВ (цифровой валюты).
НК РФ Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
38) цифровых финансовых активов;
Как мы помним, в законе есть 2 термина:
- цифровая валюта (криптовалюта).
- цифровой финансовый актив (токены, зарегистрированные через российских операторов).
Сейчас от НДС освобождена только продажа ЦФА. Что касается цифровой валюты, то законопроект об освобождении сделок по продаже ЦВ от НДС также находится на рассмотрении, однако пока он не принят и по нему движения нет еще с 2021 г.
Отмечу, что USDT отнести к ЦФА по российскому законодательству нельзя именно по причине того, что ее эмитент — компания Tether Limited не проводила регистрацию через российских операторов.
Вывод: продажа криптовалюты в России пока облагается НДС по общим правилам, поэтому будучи на ОСНО Вы должны будете платить НДС. Однако если у Вас УСН, то УСН само по себе освобождает Вас от уплаты НДС с любых доходов, в том числе с продажи криптовалюты.
Для продажи криптовалюты, майнинга, p2p подходит код ОКВЭД 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая».
Сразу поясню, что отдельного кода ОКВЭД «Деятельность, связанная с криптовалютой» нет, в связи с чем мне иногда поступают вопросы «раз нет специального ОКВЭД для криптовалюты, то может быть это говорит о том, что ИП не может работать с криптовалютой»?
Как я выше уже писал, это не так, и мы с клиентами на практике спокойно отчитываемся о сделках с продажи криптовалюты как ИП и ООО на УСН, однако все же поясню, что в кодах ОКВЭД отсутствуют многие виды деятельности, так полностью все виды деятельности невозможно расписать. Особенно с учетом того, что технологии развиваются и новые виды деятельности появляются очень быстро. Тем более это просто коды для статистики и у государства нет задачи сделать коды под все виды бизнеса.
Например, для таких видов деятельности как агрегаторы услуг (Яндекс.Такси, и т.п.), доски объявлений (Авито) тоже нет отдельных кодов ОКВЭД. Это не значит, что раз нет ОКВЭД, то Яндекс.Такси и Авито должны срочно закрыть свои ООО и начать работать как физические лица =)
Для таких задач и создаются обобщенные коды ОКВЭД, в которые включается все, что не входит в другие коды ОКВЭД в рамках группы.
То есть в код 62.09 «прочая деятельность, связанная с использованием вычислительных технологий» входит все, что связано с вычислительными технологиями, но не подпадает под коды ОКВЭД 62.01-62.08.
За незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с криптовалютой, Вам грозит ответственность по ст. 171 УК РФ:
УК РФ Статья 171. Незаконное предпринимательство
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации …, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Под данную статью Вы попадете как только Ваша выручка от продажи криптовалюты составит 2 млн 250 тыс. руб.
Причем речь идет именно о выручке, а не о чистой прибыли.
Есть исключения и далеко не все виды деятельности, связанные с криптовалютой, автоматически предполагают регистрацию в качестве ИП или ООО, но тем не менее данный риск стоит учитывать.
В случае, если общая сумма налогов, которые не будут уплачены в бюджет составит 2 млн 700 тыс. (тут уже речь не о сумме дохода, а о сумме неуплаченного налога), то Вам также грозит ст. 198 УК РФ за уклонение от уплаты налогов:
УК РФ Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов
1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
При более крупных суммах выручки Вам уже может грозить часть 2 ст. 198 УК РФ, там ответственность более строгая.
А какой у Вас опыт оплаты налогов с криптовалюты? Давайте обсудим в комментариях.
Полезная информация по теме криптовалют:
Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение для тех, кто зарабатывает на криптовалюте / p2p торговле / международном арбитраже USDT / майнинге / инвестициях в криптовалюту / NFT / получает оплату за услуги и товары в криптовалюте, а именно написав напрямую, Вы можете получить индивидуальный разбор своей ситуации и помощь в легализации доходов.
Я готов помочь КАЖДОМУ:
1. Настроить законную схему совершения операций и оплаты налогов с криптовалюты, а именно помочь с поиском оптимального решения в отношении будущих доходов и с минимизацией рисков за прошлые периоды, когда налоги не оплачивались (полностью сопровождение всего процесса, от выбора системы налогообложения и банка, до получения первых платежей и уплаты первых налогов).
2. С оценкой рисков выявления факта неоплаты налогов в отношении уже полученных Вами ранее доходов от криптовалюты (в Вашем конкретном случае), возможных последствий и ответственности. Я расскажу в целом о механизмах, которые использует налоговая для выявления тех, кто не платит налоги, после чего мы совместно выработаем план по устранению всех нарушений и минимизации рисков.
3. С подбором юрисдикции для регистрации бизнеса и эффективным налоговым планированием при открытии ИП/ООО за рубежом с конкретными цифрами (как легально сэкономить на налогах и т.д.). Работаю с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, ОАЭ, Гонконгом, Кипром и другими странами.
4. Помочь с оптимизацией личных налогов (международное налоговое планирование), разобраться с валютным законодательством РФ, законодательством о КИК (сдача отчетности и т.д.), а также по многим другим сопутствующим вопросам.
Для получения консультаций и полной настройки легальной модели Вашей работы с криптовалютой, Вам нужно: написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:
ИП криптотрейдеру
Думаю о том, чтобы сделать ИП для оптимизации налогов с трейдинга по упрощенной системе (УСН) 6% с дохода.
Кто работает по ИП, поделитесь опытом, какие подводные? Какие ОКВЭД выбирать криптотрейдеру? И стоит ли вообще с этим связываться?
Про обязательные взносы 40 874 руб я прочел. Их кажется можно вычесть из налогооблагаемого дохода, но не более 50%.
А доходы это собственно — маржинальная торговля спотом и фьючами. Ребейты бирж за рефералов и ммейкинг на фьючах, выплаты за фандинг, доходный фарминг на DeFi. И иногда это расходы, иногда доходы.
- спецраздел:
- обсудить на форуме:
- Ключевые слова: , , ,
- хорошо
- 9
посчитай сначала:
выгода: вложил 100000р, продал за 200000 — налог составит 12000р, ок — экономия аж 1тр. (таких сделок должно быть 40 чтобы отбить страховые и соц взносы)
реальность а: купил на 1000000р, продал за 1100000р, налог 66000р, а с ндфл 13000р
реальность б: купил на 1000000р, продал за 999999р, и получил налог 66000р.
так что безумие.
- 02 августа 2021, 22:32
Константин Р, что-то у меня совсем другие расчеты.
Во-первых, налогооблагаемый доход это не купил-продал, а то, что вывел с биржи на счет. Что я там кручу-верчу внутри биржи и перемещая средства между пятком бирж — налоговая все равно не разберется.
Во-вторых, нижний порог окупаемости этого подхода я считал так
X*13/100 = 41000 + X*6/100
X=4100000/7=585714руб / 74 = 7915$.
Т.е. нужно в год вывести 7915$. Смешная сумма.
- 02 августа 2021, 22:37
- 02 августа 2021, 22:47
- 02 августа 2021, 22:50
Константин Р, прочел тему.
Один чел там работает с ИП. Остальные пишут, что это жуткий гемор, т.к. нужно таки отчитываться за каждую операцию и обороты.
А по новым законам сейчас нужно отчитываться об остатках на начало и конец периода. И как раз форм под это нет. И как это сделать для криптобиржи совершенно не понятно, я уж не говорю о деривативных копи-биржах и DeFi с автоматическим маркетмейкингом. )))
- 02 августа 2021, 23:43
AnarchoTrader, «Во-первых, налогооблагаемый доход это не купил-продал, а то, что вывел с биржи на счет. „
Это достаточно наивное заблуждение. Во первых исходя из закона о ЦФА по идее надо бы отчитываться обо всех операциях — а выписку с синей печатью условный бинанс не предоставляет. Во вторых на криптобирже Вы не можете купить или продать потому что торги идут не за деньги а за токен типа USDT который не является деньгами. И тогда все сделки становятся по идее сделками мены. А при сделках мены нет взаимозачета. Короче я с интересом слежу за тем как это будет разруливаться.
- 02 августа 2021, 23:02
quant_trader, ну… это не мои проблемы. Пусть сделают правила, будем работать по ним. А пока то, что вывел на счет в банк, то и налогооблагаемое. Иначе по-моему никак.
Плюс налоговая уведомлена об аккаунте на бирже.
Плюс есть письмо биржи о том, что я их клиент.
Заводил туда средства через этот же банк. И выводил уже.
- 02 августа 2021, 23:05
AnarchoTrader, «А пока то, что вывел на счет в банк, то и налогооблагаемое.»
Это было бы просто идеально. Но после принятия закона о ЦФА это представляется слишком оптимистичным. Посмотрим, я буду рад ошибаться.
- 02 августа 2021, 23:09
- 02 августа 2021, 23:13
- 03 августа 2021, 08:55
Надо бы послушать товарищей в теме но по моему это самому себе с пола поднимать проблемы 🙂
Вы закон о ЦФА читали?
- 02 августа 2021, 22:57
quant_trader, не осилю. )
Слышал мнение, что законы и/или порядки для отчетности и налогам по крипте еще только разрбатываются. Никаких форм толком нет.
Но мне собственно не по крипте надо, а по баксовому доходу с криптобиржи.
- 02 августа 2021, 22:59
AnarchoTrader, отнюдь. Закон есть, форм нет. Если говорить о практике налогообложения торговли на западных биржах то надо декларировать все операции по курсу ЦБ.
Там еще надо смотреть от кого приходит баксовый перевод при выводе с условной криптобиржи, там где P2P вообще будет Ж.О.П.А. Там где отправитель нерез юрлицо валютный контроль может возбудится.
PS у меня товарищ майнер, мы эту тему легализации и так и сяк.
- 02 августа 2021, 23:06
- 02 августа 2021, 23:08
- 02 августа 2021, 23:12
На биржу, я сначала указал что-то про инвестиции, но банк поправил на — перевод на электронный кошелек.
С биржи пришло: /RFB/ далее 13-значный буквенно циферный код, LESS FEES
Хотя указывал так, как в реквизитах счета Тинькофa: Own funds transfer under Agreement №… Ivanov Ivan Ivanovich. Without VAT.
Налогообложение доходов физических лиц, полученных от продажи криптовалюты
Каким образом подлежат налогообложению доходы, полученные с продажи криптовалюты, в случае спекуляции на курсе или майнинга с последующей продажей? Нужно ли регистрироваться в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя для осуществления подобной экономической деятельности? Можно ли официально проводить подобные операции через банковский счет, не опасаясь блокировки счета?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей и майнингом криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
В данный момент ни один нормативно-правовой акт РФ не содержит положений, обязывающих физических лиц регистрироваться в качестве ИП или самозанятых при осуществлении операций с криптовалютой. Вместе с тем в настоящее время законодателем рассматривается возможность введения подобных требований для физических лиц.
Проведение операций по купле-продаже и майнингу криптовалюты через банковские счета влечет за собой существенные риски, связанные с блокировкой этих счетов.
Обоснование позиции:
Нормативно-правовое регулирование операций с криптовалютой
Термин «криптовалюта» в российском законодательстве не определен. В настоящее время криптовалютой принято называть разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, при отсутствии внешнего или внутреннего администратора.
Официальный статус криптовалюты в России получили с 2021 года. Отношения, связанные с их выпуском и оборотом, в настоящее время регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 259-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 259-ФЗ цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
В ст. 14 Закона N 259-ФЗ даны определения понятий: организация выпуска в РФ цифровой валюты, выпуск цифровой валюты в РФ, организация обращения в РФ цифровой валюты.
Однако в целом вопросы выпуска и оборота цифровых валют на территории РФ в настоящее время не решены, из ч. 4 ст. 14 Закона N 259-ФЗ следует, что урегулировать эти вопросы должны отдельные федеральные законы, однако на сегодняшний день таковые не приняты, их разработка только осуществляется (смотрите письмо Минфина России от 02.12.2020 N 05-06-11/105854).
08.02.2022 правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют (далее — Концепция). Предлагаемые изменения в законодательстве направлены на формирование легального рынка криптовалют c установлением правил оборота и круга субъектов — участников операций с криптовалютами, а также требований к ним. В частности, Концепция предусматривает внесение изменений в законодательство, устанавливающих введение новых субъектов регулирования, по аналогии с регулированием «цифровых финансовых активов» — организатор системы обмена цифровых валют, информационная система организаторов системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют. Предполагается, что организаторами системы обмена должны стать банки с универсальной лицензией, зарегистрированные в соответствующем реестре и имеющие необходимую систему для работы, в частности, рекомендуется использовать сервис «Прозрачный блокчейн». При этом в функционал банков заложены в том числе и обязанности по предоставлению клиентам справок по операциям, необходимым для целей предоставления данных в ФНС России.
В феврале 2022 года Минфин России сообщил о том, что им подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о регулировании криптовалют, разработанный на основании вышеназванной Концепции, и озвучил ключевые положения данного законопроекта. Например, сообщается, что использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. Операции с покупкой или продажей криптовалюты будут возможны только при условии проведения идентификации клиента. Ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета. Операторы, как и банки, будут обязаны осуществлять комплаенс-процедуры и информировать Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях. Подробнее смотрите в информации Минфина России от 21.02.2022.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законопроекты, в которых, по сути, реализованы предложения, анонсированные ранее Минфином РФ:
проект Федерального закона N 138674-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав» (внесен депутатом ГД А.Г. Аксаковым) (принят в первом чтении 14.06.2022, 05.07.2022 принят ГД во втором чтении, 06.07.2022 принят ГД, 14.07.2022 подписан Президентом РФ N 331-ФЗ);
проект Федерального закона N 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД Ткачёвым А.О., Плякиным В.В., Шилкиным Г.В., Авксентьевой С.В.) (далее — Проект N 127303-8).
Как видим, на сегодняшний день законодательное регулирование такого финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта), отсутствует. Правовое регулирование этого сегмента рынка только зарождается.
Налогообложение
Порядок совершения операций с криптовалютой на территории РФ не имеет правового закрепления в действующем законодательстве, в том числе не регламентируется нормами нормативно-правовых актов по налоговому учету. Иными словами, особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами не установлен.
По мнению контролирующих органов, к таким операция применяются общие нормы об определении дохода, установленные положениями ст. 7 и ст. 41 НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-04-05/74126, от 20.08.2019 N 03-04-05/63704, от 29.03.2018 N 03-04-05/20048, от 19.04.2018 N 03-04-05/26603, от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61152; от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58171, от 28.12.2021 N 03-04-05/107093, ознакомиться можно в сети Интернет).
Напомним, что в силу ст. 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц», главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 41 НК РФ).
То есть на сегодняшний день контролирующие органы однозначно убеждены только в том, что экономическая выгода (доход), полученный от операций с криптовалютой, подлежит налогообложению на общих основаниях.
При этом ни один нормативно-правовой акт РФ, включая НК РФ, не содержит положений о том, что для осуществления деятельности, связанной с куплей-продажей и (или) майнингом криптовалюты физическому лицу, необходимо регистрироваться в качестве ИП или самозанятого. В связи с этим такие операции можно совершать в том числе и просто от имени физического лица. В то же время стоит учитывать, что Проект N 127303-8 предполагает введение запрета на занятие майнингом физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП или самозанятых. Так, ст. 3 Проекта N 127303-8 определено, что физические лица вправе заниматься майнингом при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, если потребляемая ими электроэнергия превышает лимиты, установленные Правительством РФ. Однако, повторим, на сегодняшний день каких-либо ограничений для обычных физических лиц, связанных с осуществлением операций с криптовалютой без регистрации, нет.
Вместе с тем запрета на осуществление операций с криптовалютой от имени ИП также нет, поэтому ИП не лишены возможности заниматься предприниматльской деятельностью, связанной с данными операциями. Однако при выборе системы налогообложения ИП необходимо учитывать, следующее.
1. УСН
Минфин России в письме от 14.11.2018 N 03-11-11/81983 высказался против применения к операциям с криптовалютой системы налогообложения в виде УСН. Основанием для такой точки зрения послужили следующие аргументы: В настоящее время понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, законодательством не определены. В связи с этим вопрос о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой.
Как было сказано выше, Закон N 259-ФЗ с 2021 года установил понятие цифровой валюты, однако правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, все еще остается не определенным. В связи с этим, а также учитывая отсутствие более поздних официальных разъяснений по данной теме, полагаем, что приведенная позиция финансового ведомства остается актуальной на сегодняшний день.
В то же время не можем не отметить, что прямых законодательных ограничений на применение УСН в отношении операций с криптовалютой НК РФ не содержит. Однако если ИП примет решение учитывать данные операции в рамках УСН, необходимо иметь в виду, что содержащийся в ст. 346.16 НК РФ перечень расходов, которые могут быть учтены при применении УСН, ограничен и не подлежит расширенному толкованию. Очевидно, что расходы на приобретение криптовалюты в данном перечне не значатся. Поэтому мы видим очень серьезные налоговые риски в случае, если ИП примет решение такие расходы учитывать.
Кроме того, любые расходы, учитываемые в целях налогообложения по УСН, должны отвечать критериям ст. 252 НК РФ (смотрите п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. являться экономически обоснованными и документально подтвержденными. И если говорить об экономической оправданности затрат на покупку криптовалюты и направленности их на получение доходов в принципе допустимо, то с документальным подтверждением этих расходов в условиях отсутствия правовых механизмов, регулирующих выпуск, оборот и обращение цифровых валют на территории РФ, однозначно возникают сложности. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время законодательство РФ оформления каких-либо документов, связанных с осуществлением на территории РФ операций с криптовалютой, не предусматривает.
Для подтверждения данных налогового учета могут использоваться любые первичные учетные документы, в том числе составленные самим налогоплательщиком, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы по налогу (абзацы 9-12 ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372). Однако факт принятия налоговым инспектором подобных документов в качестве документального подтверждения расходов на покупку криптовалюты в рамках УСН вызывает серьезные сомнения.
Резюмируя сказанное выше, на наш взгляд, в настоящее время применение УСН к операциям с криптовалютой сопряжено с высокими налоговыми рисками. Мы не рекомендуем физическому лицу учитывать данные операции в рамках предпринимательской деятельности по УСН.
2. ПСН
Из-за существующих ограничений, как минимум по видам деятельности (смотрите п. 2 ст. 346.43 НК РФ), к операциям с криптовалютой нельзя применять ПСН.
3. НПД
Что касается самозанятых, то они являются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — НПД). Смотрите Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Закон N 422-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не вправе применять НПД лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. При этом согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для целей данного закона цифровая валюта признается имуществом. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество (то есть виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ), реализуемое или предназначенное для реализации (пп. 2, 3 ст. 38 НК РФ). Совокупная трактовка данных норм позволяет прийти к выводу, что к операциям по купле-продаже и обмену криптовалюты НПД не применяется (смотрите также письмо Минфина России от 06.05.2021 N 03-04-05/34900, можно ознакомиться в Интернете).
В отношении майнинга, т.е. создания криптовалюты с помощью так называемых майнинг-ферм, каких-либо ограничений Закон N 422-ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ не устанавливают, т.е. в принципе в отношении такого вида деятельности применение НПД не запрещено. Более того, Проект N 127303-8 прямо предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, могут заниматься майнингом (смотрите ст. 3 Проекта N 127303-8). Однако на сегодняшний день с учетом отсутствия нормативно-правового урегулирования налоговых правоотношений в отношении операций с криптовалютой полагаем, что применение НПД к операциям майнинга достаточно рискованно.
4. НДФЛ
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
Как было сказано выше, контролирующие органы в настоящее время однозначно говорят только о факте возникновения дохода, подлежащего налогообложению. В отношении порядка определения налоговой базы для исчисления НДФЛ с этого дохода особой определенности нет.
Ссылаясь п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, Минфин России полагает возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца 1 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, то есть применять к данным операциям имущественные вычеты в виде уменьшения облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Иными словами, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют, по мнению Минфина России, должна определяться в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение (смотрите письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 04.06.2018 N БС-4-11/10685@), от 05.07.2018 N 03-04-05/46553, от 21.05.2018 N 03-04-05/34004).
При этом специалисты финансового ведомства обращают внимание, что законодательством РФ о налогах и сборах правовой статус криптовалют как особого вида имущества не установлен. Поэтому при продаже криптовалют оснований для применения льготного порядка налогообложения доходов от продажи имущества, установленного п. 17.1 ст. 217 НК РФ, не имеется. Т.е. доход от продажи криптовалюты должен облагаться НДФЛ вне зависимости от срока ее нахождения в собственности налогоплательщика. Отметим, что, на наш взгляд, такую позицию сложно назвать верной. Как было указано выше, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ прямо относит цифровую валюту к имуществу, а в п. 17.1 ст. 217 НК РФ прямо поименованы доходы от продажи любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Т.е. если цифровая валюта находится в собственности физического лица больше трех лет, доход от ее продажи облагаться НДФЛ не должен. Однако здесь возникают сложности с документальным подтверждением срока нахождения в собственности. Кроме того, некоторые сомнения вызывает формулировка ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, где содержится оговорка о том, что к имуществу цифровая валюта относится для целей данного закона, т.е. дословное трактование нормы не совсем позволяет применять ее к положениям НК РФ.
Кроме того, Минфин считает, что в отношении операций купли-продажи криптовалют также неприменимы положения подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в части возможности получения имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающего в целом 250 000 руб. Смотрите письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 04.09.2018 N 03-04-05/63144.
О том, как на практике физическому лицу следует документально подтверждать расходы, связанные с покупкой криптовалюты, контролирующие органы умалчивают. Полагаем, что для этих целей могут быть использованы выписки с лицевых банковских счетов и кошельков Binance. Также физическому лицу целесообразно вести реестр доходов и расходов по операциям, связанным с торговлей криптовалютой, в данном реестре, помимо суммовых показателей, следует указывать даты покупок и продаж, эти даты должны корреспондировать с датами получения доходов на банковские счета от физических лиц — покупателей. Вместе с тем говорить об отсутствии налоговых рисков при таком документальном подтверждении расходов, к сожалению, не приходится.
В связи с этим хотим напомнить о праве налогоплательщика обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за письменными разъяснениями по данному вопросу. Отметим, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Стоит отметить, что в конце 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, призванный урегулировать налоговые правоотношения, связанные с операциями с цифровой валютой (проект федерального закона N 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», далее — Проект). В соответствии с Проектом для целей НК РФ цифровую валюту предлагается признать имуществом, при этом осуществление операций, связанных с обращением цифровой валюты, не будет признаваться объектом налогообложения НДС. Налоговым органам планируется предоставление права истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой (при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, и при наличии согласия руководства вышестоящего налогового органа или ФНС). Кроме того, лиц, в том числе и физических, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, учитываемой на кошельках, обяжут сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и остатке в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. Также Проектом предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
В феврале 2021 года Проект был принят в первом чтении, 13 октября 2021 года началось его рассмотрение во втором чтении. К сожалению, его дальнейшее рассмотрение пока затягивается.
Риски проведения операций с криптовалютой через банковские счета
В рамках федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) физическое лицо может столкнуться с блокировкой счетов.
Например, в определении СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2021 по делу N 8Г-13453/2021[88-14271/2021 рассмотрена следующая ситуация. На основании ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк предъявил физическому лицу требование о представлении документов, подтверждающих экономический смысл и обоснованность операций за определенный период. В ответ физическим лицом по электронной почте были направлены документы, подтверждающие осуществление частных операций по переводу денежных средств на принадлежащие истцу счета в связи с осуществлением сделок по продаже криптовалюты Bitcoin на бирже «Localbitcoins.com». Банк, получив эти документы, принял решение о продлении блокировки счетов. Тогда физическое лицо направило в адрес банка претензию и документы о легальном характере операций по принадлежащим ему банковским счетам/картам, пояснения об источнике поступления/происхождения денежных средств и сути экономических операций, а именно: скриншоты, подтверждающие совершение операций с криптовалютой в личном кабинете по продаже криптовалюты на сайте в сети Интернет: https://localbitcoins.com/, а также переводов с данной карты на карты сторонних банков (при ее покупке); справки 2-НДФЛ за 2018, 2019 годы с места работы истца, копии договоров купли-продажи транспортного средства, а также указание на наличие личных накоплений и ссылка на наличие статуса главы КФХ с приложением выписки из ЕГРИП ФНС России. Но и эти документы не устроили банк, он принял решение о продолжении блокировки счетов. Дальнейшее выяснение ситуации происходило в судебном порядке. Сначала суд признал действия банка по блокировке банковских счетов незаконными и обязал разблокировать счета банковских карт, восстановить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию. Однако в дальнейшем вышестоящий суд данное решение отменил и отказал физическому лицу в удовлетворении исковых требований о разблокировании счетов банковских карт и возобновлении дистанционного банковского обслуживания, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Обращаем внимание, что операции с цифровой валютой прямо поименованы в классификаторе, содержащем признаки, указывающие на необычный характер сделки (Приложение к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Этим операциям присвоен код 1190.
Смотрите также Методические рекомендации Банка России от 06.09.2021 N 16-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц», в которых операции с криптовалютой прямо названы Банком России операциями, проводимыми в противоправных целях, выявив совершение которых, обслуживающий банк должен сначала отказать в совершении денежных переводов, а затем приостановить операции по счету и (или) расторгнуть договор.
Хотим также акцентировать внимание, что в настоящее время ЦБ РФ выступает за введение запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют, а также введение ответственности за соответствующие правонарушения. Смотрите письмо Банка России от 03.03.2022 N 05-35-2/1340 «О комментариях АРБ по консультативному докладу Банка России о криптовалютах». Соответствующие предложения были направлены ЦБ РФ в Минфин России см. вышеназванную информацию Минфина России от 21.02.2022. Подобные негативные оценки в отношении криптовалюты давались Банком России и ранее. Так, например, в информации от 27.01.2014 предупреждалось о том, что предоставление услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Смотрите также п. 10 письма Банка России от 05.04.2021 N 03-40-4/2915.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Каков порядок налогообложения и декларирования доходов физического лица от операций купли-продажи криптовалют («виртуальная валюта»), в том числе криптовалюты Биткоин (Bitcoin)? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», сентябрь 2020 г.)
— Вопрос: Как декларировать доход от продажи криптовалюты? Деньги поступают на банковскую карту от физического лица без каких-либо документов. Доход от продажи криптовалюты превышает официальный ежемесячный доход в 5-7 раз. Что будет? Можно ли эти деньги декларировать как подарок от физического лица? Можно ли провести их через патентное налогообложение? (Правовед.RU, март 2021 г.)
— Вопрос: Как заявить в налоговый орган о продаже криптовалюты? Как сейчас уплатить налог? Или нужно дожидаться конца года? Как заполнить декларацию 3-НДФЛ — как при продаже имущества? (Правовед.RU, август 2021 г.)
— Вопрос: Какой код ОКВЭД выбрать для майнинга криптовалют? Могу ли я заниматься этим как ИП? Или лучше быть самозанятым? (Правовед.RU, сентябрь 2021 г.)
— Вопрос: Планирую продать криптовалюту на крупную сумму. Как лучше это сделать? Как уплатить налоги, чтобы можно было безопасно вывести деньги на счет в банке (без вопросов банка и налоговой)? Происхождение криптовалюты легальное, но у меня нет свидетельств ее происхождения — покупал несколько лет назад, платил своей банковской картой в иностранной платежной системе, которая уже не работает (Правовед.RU, январь 2021 г.);
— Операции с криптовалютой: проблемы налогообложения НДФЛ (Ю.М. Лермонтов, журнал «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 4, апрель 2020 г.);
— Особенности налогообложения операций с криптовалютами в Российской Федерации (А.С. Белик, журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», N 10, октябрь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Торговля криптовалютой для ИП: налогообложение и законодательство
Добрый день! Индивидуальный предприниматель с ОКВЭД 62.02, зарегистрированный на УСН 6%, имеет право заниматься торговлей криптовалютой на биржах при условии, что выбранный ОКВЭД соответствует этой деятельности. Однако, следует учитывать, что деятельность по торговле криптовалютой может потребовать дополнительных лицензий и разрешений от регулирующих органов.
Налог на прибыль в случае деятельности ИП по торговле криптовалютой возникает с дохода, полученного от продажи криптовалюты за рубли, который определяется разностью между ценой приобретения и ценой продажи. Таким образом, налоговая база формируется от сумм доходов, полученных от продажи криптовалюты за рубли на территории Российской Федерации.
Ответ на данный вопрос базируется на Законе «О налоге на доходы физических лиц» и Налоговом кодексе Российской Федерации. Надеемся, что данная информация была вам полезна!
Для решения данного вопроса Вам понадобится следующий перечень документов:
Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
Документ, удостоверяющий личность предпринимателя;
Вид на деятельность организации (ВИД);
Регистрационное удостоверение в качестве налогоплательщика;
Патент на ОКВЭД 62.02;
Документы, подтверждающие проведение операций с криптовалютой.
Согласно ст. 3.1 Налогового кодекса Российской Федерации, к субъектам налогообложения в Российской Федерации относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, таким образом, Вы можете заниматься торговлей криптовалютой на биржах.
Согласно п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по операциям с криптовалютой определяется как разница между доходами от продажи криптовалюты и расходами по ее приобретению.
В соответствии с ОКВЭД 2 код 64.19 — деятельность по операциям с финансовыми инструментами, в том числе, по операциям с использованием криптовалюты.
Также следует учесть, что в соответствии с приказом Минтруда России от 16.02.2018 № 125н «Об утверждении профессиональной квалификации «Специалист по работе с электронными платежными системами», субъекты профессиональной деятельности должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию для работы с криптовалютой.
Также необходимо обратить внимание на то, что в Российской Федерации пока не принят закон, регулирующий деятельность по работе с криптовалютой, однако, данная сфера активно обсуждается и может быть подвергнута изменениям в будущем.