Кто осуществляет общее руководство деятельностью руководителя класса
Перейти к содержимому

Кто осуществляет общее руководство деятельностью руководителя класса

  • автор:

Положение о классном руководителе
учебно-методический материал ( класс) на тему

Махмутова Зухра Кальмухаметовна

3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в Школе.

3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

3.3. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.

3.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося.

3.5. Способствует развитию общения обучающихся..

3.6. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении со сверстниками, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

3.7. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки.

3.8. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях.

3.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся.

3.10. Соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

3.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, в том числе с помощью электронных форм.

3.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с классом.

3.13. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

3.14. Работает в тесном контакте с учителями, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся.

3.15.Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

3.16. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности:

3.18.1. Изучает с обучающимися Правила по охране и безопасности труда, строго их соблюдает при проведении учебно-воспитательного процесса;

3.18.2. Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся во время экскурсий, походов, спортивных игр, общественно полезного труда;

3.18.3. Немедленно извещает директора школы о каждом несчастном случае;

3.18.4.Обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, проводит инструктаж во время внеклассных мероприятий (экскурсий, походов, спортивных соревнований, вечеров и т. д.) по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде и т. д. с регистрацией в специальном журнале;

3.18.5.Воспитывает у учащихся чувство личной ответственности за соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на воде, улице и т. д.;

3.18.6. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства школы информацию обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса.

3.18.7. Обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

3.19. Ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;

3.20. Осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин пропусков занятий без уважительных причи.

3.21. Работает с дневниками учащихся, осуществляет их еженедельную проверку, контактирует с родителями по вопросам успеваемости учащихся;

3.22. Проводит тематические классные часы периодичностью не реже 1 раза в месяц, собрания, беседы с учащимися.

3.23. Обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, учащимся, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальными службами.

3.24. Осуществляет профориентационную работу с учащимися, способствующую самостоятельному и осознанному выбору ими дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;

3.25. Организует и проводит родительские собрания периодичностью не менее 1 раза в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеучебной деятельности.

Кто осуществляет общее руководство деятельностью руководителя класса

«____»___________ 20 г.

Директор школы: /С.А.Зрулина/

Положение о классном руководителе.

I.Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2.Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребёнка в классном ученическом коллективе.

1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах ребёнка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы, настоящего Положения и критериями знаний и умений профессиональной подготовленности классного руководителя по 3 квалификационным категориям.

1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

1.6. За выполнение обязанностей классного руководителя педагогу-воспитателю устанавливается оплата, размер которой определяется приказом директора по школе.

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом, педагогами дополнительного образования.

II. Функции классного руководителя.

  1. Аналитическая функция:
  • Изучение индивидуальных особенностей воспитанников;
  • Выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;
  • Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося;
  • Изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса;
  • Анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
    1. Прогностическая функция:
  • Прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;
  • Прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
  • Построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;
  • Определение ближайших и дальних перспектив жизни и деятельности отдельных учащихся и классов в целом;
  • Предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.
    1. Организационно-координирующая:
  • Формирование классного коллектива;
  • Организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе;
  • Оказание помощи в организации сотрудничества и планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;
  • Поддержание связей семьи и школы, школы и социума;
  • Содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне её;
  • Защита прав учащихся;
  • Организация индивидуальной работы с учащимися;
  • Участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;
  • Ведение документации классного руководителя и классного журнала;
  • Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
    1. Коммуникативная функция:
  • Развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми;
  • Оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;
  • Содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника;
  • Оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.

III. Обязанности классного руководителя.

1.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.

1.2. Организовать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов.

1.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.

1.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

  1. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.
  2. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся.
  3. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).
  4. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  5. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах, созывать плановые и внеплановые родительские собрания, направлять деятельность классного родительского комитета.
  6. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.
  7. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учёбе.
  8. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.
  9. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.
  10. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчёты, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).
  11. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.
  12. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
  13. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.
  14. Заботиться о внешнем виде воспитанников.
  15. Организовывать горячее питание (пропаганда здорового питания, ежемесячный мониторинг)
  16. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей.

IV. Права классного руководителя.

4.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников.

4.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся.

4.3. Координировать работу учителей-предметников в классе.

4.4. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

4.5. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.

4.6. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.

4.7. Приглашать в школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

4.8. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.

4.9. Самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с классом с учётом основных принципов общешкольного планирования.

4.10. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.

V. Организация работы классного руководителя.

5.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения.

5.2. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

5.2.1. Классный руководитель ежедневно:

  • Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий;
  • Организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
  • Организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

5.2.2. Классный руководитель еженедельно:

  • Проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
  • Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
  • Организует работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации;
  • Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;

5.2.3. Классный руководитель ежемесячно:

  • Проводит консультации у социального педагога и отдельных учителей;
  • Решает хозяйственные вопросы в классе;
  • Организует заседание родительского комитета класса;
  • Организует работу классного актива;

5.2.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

  • Оформляет и заполняет классный журнал;
  • Участвует в работе методического объединения классных руководителей;
  • Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
  • Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
  • Проводит классное родительское собрание;
  • Представляет в учебную часть отчёт об успеваемости учащихся класса за четверть;

5.2.5. Классный руководитель ежегодно:

  • Оформляет личные дела учащихся;
  • Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
  • Составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);
  • Собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчётность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчёта по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.)

5.3. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной форме.

5.4. Количество воспитательных мероприятий в классе определяется согласно выбранной категории.

5.5. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и представлять отчёты различной формы о классе и собственной работе.

5.6. Отчёт о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании.

Положение о классном руководстве по новым требованиям

1.1. Организация деятельности, связанной с классным руководством, осуществляется с учетом комплекса вопросов, относящихся к базовым правам граждан Российской Федерации, к основным принципам и приоритетам государственной политики в сфере образования, правовым, организационным и экономическим основам образования в Российской Федерации, общим правилам организации образовательной деятельности, а также к области трудового права.

1.2. Настоящее положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя, определяет права, обязанности и ответственность сотрудника, назначенного на должность классного руководителя.

1.3. В основе настоящего Положения лежат следующие документы:

— Конституция Российской Федерации;

— Семейный кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

— Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

— Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

— Методические рекомендации Минпросвещения России от 12.05.2020 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»;

— Устав МОУ Куйсаринская ООШ .

1.4. Классное руководство – особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся.

1.5. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

1.6. Воспитательный процесс в МОУ Куйсаринская ООШ (далее- школа)осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

1.7. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ конкретной общеобразовательной организации, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

1.8. Ключевая роль в достижении целей личностного развития и воспитания отводится педагогическим сотрудникам, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе.

1.9. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.

1.10. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

2. Цели, принципы и задачи
деятельности классного руководителя

2.1. Цели, задачи и принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся. Воспитательный процесс в МОУ Куйсаринская ООШ осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

2.2. Важнейшими принципами содержания воспитания и успешной социализации обучающихся в МОУ Куйсаринская ООШ являются:

— опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

— организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

— нравственный пример педагогического работника;

— интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

— поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

— признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

— обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов школы;

— кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания: семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций.

2.3. Задачи педагогических работников, осуществляющих классное руководство в МОУ Куйсаринская ООШ :

— создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

— формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

— формирование внутренней личной позиции обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;

— формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;

— формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ.

2.4. Условия успешного решения педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство МОУ Куйсаринская ООШ , обозначенных задач:

— выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

— реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;

— взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

— обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;

— участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Содержание деятельности классного руководителя

3.1. Воспитательные цели и задачи реализуются как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, образовательных запросов, состояния здоровья, семейных и прочих условий жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.

3.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он постоянно взаимодействует с семьями обучающихся, другими педагогическими работниками и администрацией школы .

3.3. Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме с использованием всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.

3.4. Педагогический работник, осуществляя классное руководство, выполняет спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Анализ, планирование, организация, контроль процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

3.5. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий школы .

3.5.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:

3.5.1.1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

— повышение дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;

— обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;

— содействие социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

— индивидуальную поддержку каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;

— выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

— выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

— профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;

— формирование навыков информационной безопасности;

— содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

— поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

— обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

3.5.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

— изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

— регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

— формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

— организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;

— выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

— профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3.5.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:

— привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;

— регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;

— координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

— содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.

3.5.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

— взаимодействие с членами педагогического коллектива МОУ Куйсаринская ООШ с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;

— взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

— взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

— взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

— взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

— взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МОУ Куйсаринская ООШ по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

— взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МОУ Куйсаринская ООШ (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3.5.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая:

— участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;

— участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;

— участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

3.5.1.6. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей документации:

— классный журнал (в бумажной и электронной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся, посещаемости и т. д.;

— план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого установлены локальным нормативным актом школы.

3.5.2. Вариативная часть деятельности классного руководителя отражает специфику МОУ Куйсаринская ООШ и включает в себя:

3.5.2.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в соответствии с планом воспитательной работы МОУ Куйсаринская ООШ .

3.5.2.2. Участие в муниципальном конкурсе классных коллективов «Мы ищем таланты» в соответствии с планом воспитательной работы МОУ Куйсаринская ООШ .

3.5.2.3. Участие в общешкольной акции «Самый классный класс» в соответствии с планом воспитательной работы МОУ Куйсаринская ООШ .

4. Формы и технологии работы классного руководителя

4.1. В рамках реализации обозначенных задач деятельности по классному руководству педагогический работник самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:

— индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

— групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

— коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

5. Обеспечение академических прав
и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство

5.1. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство с учетом локальных нормативных актов МОУ Куйсаринская ООШ , имеет следующие права:

— самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;

— вносить на рассмотрение администрации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления МОУ Куйсаринская ООШ предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

— участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МОУ Куйсаринская ООШ в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;

— самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

— использовать (по согласованию с администрацией МОУ Куйсаринская ООШ ) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;

— получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления МОУ Куйсаринская ООШ для реализации задач по классному руководству;

— приглашать в МОУ Куйсаринская ООШ родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;

— давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

— посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

— защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МОУ Куйсаринская ООШ , родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

— повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

6. Организация деятельности классного руководителя

Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения.

6.1. Классный руководитель состоит в штате структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» (далее по тексту – СП).

6.2. Назначение на должность классного руководителя и освобождение от нее производится директором школы по представлению руководителя структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» (далее по тексту – руководитель СП) или заместителя директора школы.

6.3. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.

6.4. На должность классного руководителя назначается сотрудник школы из числа педагогов, имеющих высшее педагогическое образование и педагогический стаж не менее 1 (одного) года без предъявления требований к стажу работы в должности классного руководителя.

6.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется:

— законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжением органов, осуществляющих управление в сфере образования;

— уставом МОУ Куйсаринская ООШ ;

— локальными нормативными актами МОУ Куйсаринская ООШ ООШ и иными документами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

— приказами и распоряжениями директора и заместителя директора МОУ Куйсаринская ООШ ;

— правилами трудового распорядка МОУ Куйсаринская ООШ ;

6.6. Классный руководитель должен иметь навыки работы с компьютером и офисной техникой и уметь использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в объеме, достаточном для выполнения служебных обязанностей.

6.7. Назначение классного руководителя ежегодно оформляется приказом образовательного учреждения.

6.8. Текущее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора МОУ Куйсаринская ООШ и педагог-организатор , курирующий организацию воспитательного процесса.

7. Ответственность классного руководителя

7.1. Классный руководитель несет ответственность:

7.1.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

7.1.2. За жизнь и здоровье обучающихся курируемого класса в пределах, установленных в соответствии с законодательством РФ.

7.2. За применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 29.12.2012. Увольнение за такой проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

8. Связи по должности

8.1. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по УВР, в штате которого состоит, а также директору и педагогу-организатору, курирующему организацию воспитательного процесса.

8.2. Получает от руководства и администрации МОУ Куйсаринская ООШ материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, необходимые ему для исполнения должностных обязанностей, знакомится под подпись с соответствующими документами.

8.3. Работает в тесном контакте с учителями, психологами, родителями (законными представителями) обучающихся.

8.4. Режим работы классного руководителя устанавливается в соответствии с нормативными документами МОУ Куйсаринская ООШ и условиями трудового договора (приложений к нему).

9. Оценка эффективности деятельности
классных руководителей

9.1. Эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся.

9.2. Эффективность деятельности классных руководителей оценивается по двум группам критериев оценки ее эффективности:

9.2.1. Критерии эффективности процесса деятельности классного руководителя:

— комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;

— адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;

— инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т. д.;

— системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.

9.2.2. Критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства:

— сформированность у обучающихся знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;

— сформированность у обучающихся позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;

— наличие у обучающихся опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.

9.3. Инструментами для экспертной оценки эффективности деятельности классного руководителя в МОУ Куйсаринская ООШ являются диагностическая карта по критериям эффективности процесса деятельности классного руководителя (приложение 1) и опросник для обучающихся по критериям оценки результатов (эффективности) классного руководства (приложение 2).

9.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются основой для поощрения классных руководителей.

10. Механизмы стимулирования классных руководителей

10.1. Механизмы материального стимулирования классных руководителей:

10.1.1. Ежемесячные выплаты за осуществление классного руководства.

10.1.2. Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с использованием средств федерального бюджета.

10.1.3. Материальное стимулирование качества и эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству, реализующееся с использованием механизмов многоканального финансирования с учетом предложенных подходов и критериев оценки эффективности этой деятельности.

10.2. Механизмы нематериального стимулирования классных руководителей:

10.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:

— создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной деятельности между собой и администрацией МОУ Куйсаринская ООШ ;

— создание системы наставничества и организацию методического объединения классных руководителей;

— организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач по классному руководству.

10.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для профессионального развития и роста, включая:

— наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;

— предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства;

— предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.

10.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство, включая:

— создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в МОУ Куйсаринская ООШ ;

— организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и восстановления в МОУ Куйсаринская ООШ или вне ее, для профилактики профессионального выгорания.

10.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:

— публичное признание результатов труда классных руководителей в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета;

— размещение информации об успехах социально-значимой деятельности классных руководителей в СМИ и на официальных сайтах МОУ Куйсаринская ООШ и учредителя;

— информирование родительской общественности о достижениях, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;

— организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников, осуществляющих классное руководство;

— учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.

Кто осуществляет общее руководство деятельностью руководителя класса

Обязанности классного руководителя в школе для многих до сих пор очень расплывчаты: он одновременно проводит классные часы, родительские собрания и возит детей на экскурсии. Вместе с классными руководителями «Домашней школы Фоксфорда» разобрались, чем же они должны заниматься с юридической точки зрения.

Кто такой классный руководитель

Классного руководителя назначают приказом директора школы для того, чтобы организовать учебную и воспитательную работу с детьми. Этим специалистом может стать учитель по любому предмету и даже директор школы: это не запрещено законом.

Что входит в обязанности классного руководителя

Полный перечень того, что должен делать классный руководитель в школе, прописан в приказе Министерства образовании и науки. Но он носит лишь рекомендательный характер, и за его неисполнение никто не может привлекаться к ответственности. В каждом учебном заведении обязанности класс­ного руководителя могут отличаться. Они прописаны в «Положении о классном руководстве», «Функциональных обязан­ностях классного руководителя» и Уставе конкретной школы.

Попытаемся перевести язык закона из приказа на «человеческий».

— Классный руководитель должен обеспечивать связь общеобразовательного учреждения и семьи, устанавливать контакты с родителями.

На практике это означает, что педагогический работник должен знать имя, фамилию, телефон и домашний адрес каждого ребёнка и его родителей. Классный руководитель может проводить беседы с учеником и его семьёй, организовывать встречи родителей и учителей-предметников.

— Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Чтобы каждый ученик получал максимум пользы от учёбы и мог реализовать все свои возможности, классрук должен знать особенности характера и здоровья каждого.

Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Здесь всё очевидно. Классный руководитель должен знать, почему ребёнка не было на занятиях, ведь именно педагог отвечает за жизнь и здоровье школьника в учебное время. Поэтому классрук вправе попросить у родителя заявление, записку или справку с причиной отсутствия. По этому документу ответственность за жизнь и здоровье ученика во время занятий переходит на родителей.

— Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.

Обычно раз в неделю классный руководитель проверяет дневники, проставляет недостающие оценки и размещает там информацию для родителей. Даже сейчас, когда всё больше школ пользуются сайтами, многим родителям удобнее получать информацию на привычной бумаге.

Когда классный руководитель исполняет обязанности

Есть обязанности классного руководителя, которые исполняются ежедневно, еженедельно или по определённому графику. Ежедневно он следит за посещаемостью учеников и соблюдением школьных правил. Классрук решает конфликты и спорные вопросы, которые возникают между учениками или между учениками и педагогами.

По графику, утверждённому директором, специалист проводит классный час. Это собрание учеников, на котором решаются организационные вопросы и обсуждается практически всё, что может быть важно для школьников: от поведения конкретного ребёнка до техники безопасности на дороге.

Обычно не реже двух раз в год классный руководитель проводит родительские собрания, график которых также утверждает директор.

Что не вправе делать классный руководитель

Выяснив, что делает классный руководитель в школе, определим, чего педагог не должен делать ни в коем случае.

Во-первых, те самые пресловутые «шторы». В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» классный руководитель не имеет права собирать с учеников и родителей деньги. Как по собственной инициативе, так и по распоряжению администрации школы.

Во-вторых, классрук не может раскрывать личную информацию об ученике, его семье и учителях посторонним лицам.

В-третьих, педагог не может выводить класс за пределы школы в одиночку и без приказа директора.

Классный руководитель в онлайн-школе

Адаптироваться к онлайн-обучению и оперативно узнавать об аттестациях и олимпиадах ребятам и их родителям в разных школах помогают наставники, классные руководители и тьюторы.

Классный руководитель мониторит посещаемость занятий и то, как ребёнок справляется с учебной программой. Если школьник не успевает, пропускает занятия, классрук лично сообщает об этом родителям по электронной почте.

Классный руководитель отвечает на вопросы учеников и родителей в чате параллели, рассказывает о содержании курсов, расписании, контрольных работах.

Часто специалист встречается с детьми по видеосвязи. На встречах обсуждаются организационные и технические вопросы, аттестации, внеурочные мероприятия и другие моменты, связанные с учебным процессом. На видеовстречах с родителями классрук рассказывает про аттестации, олимпиады и внеурочные мероприятия.

Для детей, которые не знают, кем стать в будущем, или не очень заинтересованы в учёбе, в «Домашней школе Фоксфорда» разработана программа тьюторского сопровождения. Тьюторы раскрывают сильные стороны детей и помогают определиться с профильными предметами.

Наши наставники знакомят учеников с платформой школы и учат учиться в онлайне. Например, ученик может потренировать скорость печати на клавиатуре, чтобы работать в чате на занятиях. Наставники с опытом репетиторства могут даже разобрать с детьми трудные темы и домашние задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *