Баланс белого: что это такое, как настроить на камере и поправить на постобработке
На фотографии ярко выраженный цвет, которого не было в жизни? Лицо модели стало жёлтым и плоским, как блин? Белый кот почему-то окрасился в нежно-розовый? Значит, у вас неправильный баланс белого. Из-за него снег вдруг может стать красным, а кожа приобрести нездоровый синевато-пурпурный или зеленоватый оттенок. Такое часто бывает, если фотографировать при свете уличных фонарей, свечах, в солнечный день в тени листвы.
Рассказываем, что такое цветовая температура, как настроить баланс белого при съёмке на фотоаппарате и как исправить баланс белого в фотошопе и лайтруме.
Что такое баланс белого и цветовая температура
Баланс белого — параметр, который обозначает оттенок на фотографии или его отсутствие. Понять, что баланс белого неправильный, можно, если посмотреть на чёрные, белые и серые цвета на снимке. Их называют нейтральными. Это значит, они должны быть «чистыми», без примеси посторонних цветов. Но, если баланс белого нарушен, они могут получить жёлтый, синий, зелёный или пурпурный оттенки.
Баланс белого в камере зависит от её настроек и цвета света, с которым мы снимаем. Цвет света иначе называют цветовой температурой. Она измеряется в градусах по шкале Кельвина или просто в кельвинах.
Высокая цветовая температура обозначает холодный цвет, низкая — тёплый. Цвет температурой от 6 000 кельвинов и выше уже считают холодным, а меньше 4 700 кельвинов — тёплым. Например, цветовую температуру свечи оценивают примерно в 1 000 градусов по Кельвину, а пасмурное небо — в 6 500 кельвинов. При этом нейтральной температурой, при которой свет белый, дневной, считают диапазон от 4 700 до 6 000 кельвинов.
То есть, если вы сфотографируете человека при свечах, на фотографии кожа и всё вокруг будет с примесью ярко-жёлтого. При этом в жизни модель будет казаться совершенно нормального оттенка.
В процессе эволюции мы научились нейтрализовывать «паразитные» цвета. Глаза сами «правят» баланс белого и приводят белый, чёрный и жёлтый к нейтральному значению. Зайдите в комнату с тёплыми лампами накаливания и понаблюдайте — чем дольше вы будете смотреть, тем меньше будете замечать цвет света. Вскоре он будет казаться вам белым, нейтральным.
А вот фотоаппарат или смартфон не так совершенны, как человек. Они передают картинку, как есть, не подавляя паразитные оттенки. Именно поэтому мы должны помочь технике и выставить баланс белого за неё.
Как настроить баланс белого на фотоаппарате
Баланс белого в фотоаппарате можно настроить тремя способами:
- выбрать один из автоматических режимов, опираясь на условия освещения;
- настроить «на глаз» в ручном режиме;
- выставить в ручном режиме с помощью нейтральной серой карты или любого белого объекта.
Автоматические режимы баланса белого
Камера сама правит кадр, добавляя оттенок, исходя из условий освещения. Например, на закате, когда свет тёплый, правильно выбранный режим добавит снимку «холода», уравновесив его. Из-за этого цвета на снимке станут нейтральными, приближенными к реальности.
1. Автоматический баланс белого
Фотоаппарат сам находит в кадре белый цвет и старается избавить его от паразитного оттенка. Лучше всего работает в диапазоне цветовой температуры от 3 000 до 7 000 кельвинов.
У некоторых камер может быть два подрежима:
- приоритет внешней освещенности. Сохраняет желтоватый оттенок освещения, чтобы передать атмосферу уюта и цвет источника света;
- приоритет белого. Полностью удаляет тёплый оттенок, приводя белый к эталонному.
Если в кадре нет белого цвета, велика вероятность, что камера примет за белый любой другой светлый цвет — и тогда ошибок в цветопередаче не избежать.
Подойдёт для репортажей, где нет времени менять для каждого кадра, а условия съёмки быстро меняются. Удобно и универсально, но готовьтесь — кадры придется править на постобработке.
2. Настройки баланса белого для естественного света:
- Дневной свет. Цветовая температура около 5 200К. Можно использовать в течение всего дня при съёмке на улице. Лучше всего этот режим справляется при ярком полуденном солнце.
- Тень. Температура около 7 000К. Подойдет для съёмки в условиях лёгкого затенения. Например, если во время фотосессии на солнце отойти в тень деревьев.
- Облачно. Температура около 6 000К. Это соответствует самой верхней границе нейтрального белого освещения. Идеально для пасмурной погоды.
3. Настройки баланса белого для искусственного света:
- Лампы накаливания. Температура 3 200 кельвинов. Если выбрать этот режим, камера добавит фотографии холодный цвет для нейтрализации тёплого цвета. В общем, подойдет для ситуаций, когда свет окрашен в тёплый, жёлтый оттенок.
- Флуоресцентное освещение. Температура около 4 000 кельвинов. Добавляет на фотографию пурпурный оттенок.
Съёмка с флуоресцентными лампами одна из сложнейших для настройки баланса белого: лампы обладают разной температурой, нет единого стандарта. Кроме того, со временем цветовая температура лампы может меняться.
- Вспышка. Температура около 6 000К. Подойдет как для встроенных, так и для внешних вспышек. Идеальный режим для белого нейтрального света. Также подойдет для съёмки в солнечный день.
У разных фотоаппаратов автоматические режимы схожи, но могут называться немного по-разному. Например, флуоресцентные лампы или флуоресцентное освещение.
Деление режимов на подходящие для естественного и для искусственного света условно. Ничто не мешает экспериментировать. Например, режим для съёмки с лампами накаливания подойдёт также для съёмки на закате или восходе.
Ручной баланс белого
Позволяет самому выбрать значение цветовой температуры в Кельвинах или выставить оттенок. Подойдет для опытных фотографов, которые хорошо видят и чувствуют цвет и свет, а также для экспериментов. Кто сказал, что баланс белого всегда должен быть правильным? Часто на фотографиях и в кино он намеренно сдвинут — тогда это называют «тонировкой». Например, в первой «Матрице» сцены специально окрашены в зеленоватый оттенок.
Также некоторые камеры позволяют настроить температуру с определённым шагом. То есть камера будет делать три снимка — с выставленной вами температурой, чуть теплее и чуть холоднее.
Серая карта для баланса белого
Позволяет настроить баланс белого по образцу. Для этого нужно сфотографировать объект нейтрального цвета, у которого нет оттенков. Это серый или белый цвета. Следом нужно выбрать получившийся кадр в качестве образца. Теперь камера будет настраивать цветовую температуру последующих снимков, опираясь на него.
Для этого подойдет специальная серая карта. Бывают компактные карты, которые можно брать на выездные съёмки, а также более громоздкие для студийной работы. Также можно найти комплект карт для баланса белого, где есть и серая и белая карты.
Алгоритм настройки баланса белого по серой карте:
- Максимально близко сфотографировать карту. В идеале, чтобы в кадре вообще не было посторонних объектов. Можно даже отключить автофокус. Здесь важен цвет, а не резкость. Этот кадр вспомогательный, рабочий.
- Выбрать эту фотографию как эталон для пользовательского баланса белого.
Важно: такой баланс белого будет правильным, если вы снимаете при том же освещении, при котором фотографировали серую карту. Если, например, вы сфотографировали её в студии при естественном свете, а потом включили свет или в окно начало светить солнце, нужно ещё раз проделать предыдущие шаги с новым освещением.
Нейтральные серый и белый дают одинаковый результат, так как оба не имеют примеси цветных оттенков. Принципиальной разницы между ними нет, но считается, что если сцена тёмная, то белый объект может быть лучше видно.
Стандарт же использовать серую карту (правда, для замера экспозиции, а не правки баланса белого) зародился ещё в 1930-50-ых годах. Тогда исследователи Kodak определили, что стандартная сцена с нормальной освещенностью солнцем интегрирована с коэффициентом отражения около 18%. Позже Kodak выпустили коробку для плёнки, по их словам отражающую 18% света, чтобы фотографы помещали её в кадр и по ней устанавливали экспозицию. Так постепенно 18% серая карта стала стандартом, но также Kodak выпустили и белую, так как особенности фототехники не позволяли корректно считать серый цвет в тёмных сценах.
Как выставить баланс белого в графических редакторах
Баланс белого исправляется по одному и тому же принципу в фотошопе, лайтруме и в программах для обработки фото в телефоне. Даже когда вы выставляете его в камере на съёмке — суть одна и та же.
Вы анализируете кадр, понимаете, какой цвет здесь паразитный, и добавляете противоположный ему. Так же поступают фотоаппарат, телефон и графический редактор при автоматической правке баланса белого. Поняв, как исправить баланс белого в фотошопе и лайтруме, вы поймёте, как это сделать в любом другом редакторе.
Чтобы установить правильный баланс белого, у вас есть два ползунка:
- Цветовая температура (Temperature). На одном его конце синий цвет, на другом — жёлтый. Сдвигая его, вы делаете фотографию теплее или холоднее. Так, если вы снимали при свете ламп накаливания и хотите более холодный кадр, сдвиньте ползунок влево, в сторону синего цвета.
- Оттенок (Tint). Более тонкая правка оттенка фотографии. Это ползунок с зелёным и пурпурным цветами на противоположных концах. Сдвигая его влево, вы добавляете зелёный и убираете пурпурный, сдвигая вправо — добавляете пурпурный и убираете зелёный.
Баланс белого в фотошопе
Баланс белого в Adobe Camera Raw (ACR)
Если вы фотографируете в RAW-формате, то, как только перекинете файлы в фотошоп, откроется окно Adobe Camera Raw. Это дополнительный модуль, аналогия с проявочной при съёмке на плёнку (о полезных неочевидных фишках этой программы мы писали здесь). Camera Raw позволяет без потери качества исправить яркость всего кадра или отдельно в светах и тенях, изменить цвет и в том числе настроить баланс белого.
Баланс белого можно исправить:
- с помощью пипетки «точка белого»:
- Найти пипетку «точка белого» в левой верхней части ACR.
- Нажмите ей на область, которая в жизни точно была белого цвета. Это может быть белая одежда, техника, белок глаза, облако, разделительная полоса на асфальте — всё, что угодно.
- вручную. Исправляя баланс белого таким образом, вы самостоятельно двигаете ползунки Цветовая температура (Temperature) и Оттенок (Tint), добиваясь нужного эффекта.
Настройка баланса белого в фотошопе
Если вы снимаете в формате .JPEG, то файлы откроются сразу в рабочем пространстве фотошопа. Там для правки баланса белого есть два инструмента: Кривые (Cruves) и Цветовой Баланс (Color Balance).
В обоих случаях метод работы такой же, как в Camera Raw: с помощью ползунков или кривых вы добавляете цвет, противоположный тому, который хотите убрать. Отличие в том, что в ACR было два ползунка и четыре цвета (синий-жёлтый и зелёный-пурпурный), а в Кривых и Цветовом балансе три кривые/ползунка и шесть цветов.
Цвета и их противоположности в Кривых и инструменте Цветовой баланс:
- Красный и голубой;
- Зелёный и пурпурный;
- Синий и жёлтый.
Также в Кривых есть три пипетки: чёрная, серая и белая. Они соответствуют трём нейтральным цветам и с их помощью можно автоматически править баланс белого. Достаточно выбрать с помощью белой пипетки объект, бывший белым в жизни, с помощью чёрной — чёрный, с помощью серой — серый. Если пипетки не помогают и дают не адекватный цвет, придется донастраивать баланс белого вручную. Кстати, работа с кривой и пипетками также позволяет скопировать тонировку с фотографии или кадра из фильма.
Подробно про то, как устроены Кривые и как с их помощью тонировать и править баланс белого, читайте по ссылке.
Баланс белого в лайтруме
- Откройте фотографию и вкладку Develop, которая находится вверху справа.
- Используйте первые два ползунка под гистограммой во вкладке Базовые настройки (Basic) — Цветовая температура (Temp) и Оттенок (Tint).
Если вы фотографировали серую карту, белый лист бумаги или точно знаете, какой объект на фотографии в жизни был белым, возьмите пипетку слева от ползунков баланса белого и кликнете по этому объекту. Пипетка называется Выбор баланса белого (White Balance Selector). Выбрать её быстро можно с помощью горячей клавиши W.
Идеальный баланс. Эталон гармонии
Лошадей Елизаветы II выставят на аукцион
Новый король Великобритании Карл III решил продать лучших королевских скакунов (Елизавета II была знаменитой любительницей верховой езды), чтобы сократить расходы.
Елизавета II на прогулке возле Виндзорского замка с президентом США Рональдом Рейганом. 8 июня 1982 года
Король Великобритании Карл III намерен продать 12 из 37 скаковых лошадей покойной Елизаветы II для сокращения расходов. Лучших королевских скакунов выставят на аукционе в Ньюмаркете. Среди 12 лошадей оказался жеребец по кличке Love Affairs, который победил на скачках в Гудвуде за несколько дней до смерти Елизаветы II.
По словам источника, близкого к королевской семье, Карл III за три года намерен полностью отказаться от коммерческого разведения лошадей. У Чарльза в Сандрингеме 60 скаковых лошадей и 38 племенных кобыл.
Другой источник утверждает, что королевская семья сохранит связь с индустрией скачек, но сократит количество жеребцов и кобыл во владении. Елизавета II увлекалась верховой ездой и скачками и тратила на лошадей значительные суммы. При этом ее хобби не только требовало значительных расходов, но нередко и приносило доходы.
Сообщается, что королеве-консорту выпало управлять огромным количеством королевских скаковых лошадей, которые разбросаны по всей стране. Покойная королева субсидировала огромные текущие расходы на свое хобби из своего личного кошелька, поскольку оно не всегда приносило прибыль. Прошлый год был для неё лучшим в гонках: 36 победителей заработали 590 000 фунтов стерлингов призовых. У нее также было около 30 выставочных лошадей, а ранее в этом месяце она посмертно выиграла главный приз на выставке «Лошадь года». Приз, который всегда ускользал от неё при жизни, был вручен Карлу III. Считается, что она заработала около 10 миллионов фунтов стерлингов призовых за свою жизнь, в то время как её деятельность началась всего с двух тренеров и 20 лошадей в 1950-х годах.
30 жеребят, ожидаемых в новом году, будут продаваться по высокой цене, как последние, выведенные королевой.
эталон
ЭТАЛОН — (франц. etalon образец, мерило) измерит. устройство, предназначенное и утверждённое для воспроизведения и (или) хранения и передачи шкалы измерений или размера единицы измерений средствам измерений. Э. призваны обеспечивать единство измерений в… … Физическая энциклопедия
Эталон — Эталон. Международный эталон единицы массы килограмма платино иридиевая гиря в форме цилиндра диаметром и высотой 39 мм. ЭТАЛОН (французское etalon), 1) мера или измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
эталон — а, м. étalon m. 1. Образцовая мера ил образцовый измерительный прибор, служащий для воспроизведения,хранения и передачи единицы измерения чего л. БАС 1. Якоби изготовил и разослал многим ученым эталон сопротивления, медную проволоку, особым… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эталон — образец, стандарт, стандартный образец, оригинал; мера, мерило, образчик, пример, идеал Словарь русских синонимов. эталон см. образец 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ЭТАЛОН — (франц. etalon) ..1) мера или измерительный прибор, служащий для воспроизведения, хранения и передачи единиц какой либо величины. Эталон, утвержденный в качестве исходного для страны, называется Государственным эталоном2)] (В переносном смысле)… … Большой Энциклопедический словарь
ЭТАЛОН — (французское etalon), 1) мера или измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы какой либо величины. Эталон, утвержденный в качестве исходного для страны и являющийся копией международного эталона, называется… … Современная энциклопедия
ЭТАЛОН — ЭТАЛОН, эталона, муж. (франц. étalon). Образец меры, служащий для проверки измерительных приспособлений, находящихся в обращении (тех., физ.). Эталон метра. || перен. Шаблон, готовая мерка для чего нибудь (книжн.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ЭТАЛОН — ЭТАЛОН, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эталон — Эталонами называют образцы мер, содержащие возможно точноопределенное число единиц той меры, образцом которой должен служить Э.Измерение большинства принятых в науке и технике величин может быть, какизвестно, сведено к измерению длин, масс и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭТАЛОН — (от фр. etalon мерило, мера) англ. standard; нем. Etalon. 1. Мерило, образец для сравнения с чем либо. 2. Нормативная конфигурация будущей деятельности, любая целевая система, к рая может быть положена в основу поиска практических решений и… … Энциклопедия социологии
ЭТАЛОН — образцовая мера, образец для сравнения. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Как настроить баланс белого? Добиваемся идеальной цветопередачи
Цвет — важнейшая составляющая фотографий. И в этом уроке мы расскажем вам о работе с цветом и об одной из его основных настроек — балансе белого. Полезно будет и начинающим, и продвинутым фотографам.
NIKON Z 5 / Sigma 35mm F1.4 DG HSM | A (Nikon F) УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/60 с, 35.0 мм экв.
Что влияет на цветопередачу в кадре? Цветовая температура освещения
Фотокамера фиксирует отражённый от объектов съёмки свет. От характеристик освещения зависят и оттенки на изображении. Важная характеристика освещения — его цветовая температура. Это оттенок, который излучает тот или иной источник света. Измеряется цветовая температура в Кельвинах (К). Вот приблизительные значения для различных источников света:
- 1500–2000 К — пламя свечи;
- 2200–2800 К — лампа накаливания;
- 3000–3200 К — закат, галогеновые лампы;
- 3500 К — утреннее и вечернее освещение в ясный день;
- 3800–4500 К — лампы дневного света;
- 4500–5500 К — дневное солнечное освещение;
- 5400–5600 К — фотовспышка;
- 6000 К — летняя облачная погода;
- 6500–7500 К — пасмурная погода;
- 9000–12000 К — вечер после захода солнца, сумерки.
Чтобы цветопередача была корректной, фотоаппарат должен определить, какую цветовую температуру имеет освещение.
Освещение разной цветовой температуры. На дерево падает прямой свет от заходящего солнца, а сугроб уже находится в тени. Этой разницей обусловлено то, что дерево имеет красноватые оттенки, а снег внизу — синеватые.
Что такое баланс белого?
Камере важно знать, какой цвет на фото является нейтральным. Установив его, процессор фотоаппарата сможет правильно представить и остальные оттенки. За это отвечает настройка «Баланс белого».
Настройка баланса белого заключается в том, чтобы сообщить камере цветовую температуру источника света. Сделать это можно разными способами, в том числе очень простыми.
Отметим, что свои цвета кадр получает на этапе внутрикамерной обработки в результате конвертации исходных данных с матрицы. Чтобы из них получить итоговую картинку, электроника применяет те или иные параметры баланса белого. В этом легко убедиться, активировав брекетинг баланса белого: камера сделает один кадр, а потом сохранит несколько вариантов снимка с разными цветами на карте памяти.
Цифровая природа принципиально отличает баланс белого от настроек экспозиции, которые имеют вполне физическую природу. По этой же причине настройку баланса белого можно отложить на этап постобработки, если съёмка ведётся в формате RAW. Если же съёмка ведётся в JPEG, то баланс белого придётся настраивать до съёмки. Далее поговорим о том, как это сделать.
Автоматический баланс белого
Проще всего доверить настройку баланса белого автоматике, выбрав соответствующую настройку в меню. В разных камерах автоматический баланс белого работает по-разному. Как правило, современные камеры — например, беззеркалки Nikon Z — отлично отрабатывают баланс белого на автомате.
На новых камерах Nikon автоматический баланс белого имеет несколько вариантов:
- Auto 0 — сохранение белого оттенка освещения
- Auto 1 — сохранение общей атмосферы сюжета
- Auto 2 — сохранение тёплых цветов освещения
С технической точки зрения, освещение на фото всегда должно быть белым, даже если оно кажется желтоватым. Так что если стоит задача сделать технически корректный кадр, выбирайте Auto 0. Если говорить о творческом подходе, подчас нужно передать некоторую теплоту освещения.
Чего точно не умеет автоматика, так это обеспечивать одинаковую цветопередачу от кадра к кадру: при использовании AWB похожие кадры из одной серии могут слегка отличаться оттенками. Если хочется более стабильных цветов или вы снимаете в сложных условиях (студия, ночной город, рассветное или закатное освещение), стоит перейти с AWB на другие варианты.
Базовые предустановки баланса белого в камере
Простейший вариант настройки баланса белого — выбрать на камере предустановку, соответствующую вашему освещению. Справится даже ребёнок: снимаем с лампами накаливания — выбираем «Лампочку», снимаем в облачную погоду — «Облако». Информация о том, какая предустановка какой цветовой температуре соответствует, есть в инструкции к вашему фотоаппарату.
На всех камерах Nikon Z и продвинутых зеркалках Nikon можно быстро выбрать предустановку баланса белого: по умолчанию функция назначена на кнопку Fn1, но пользователь может перенастроить управление. Кроме того, баланс белого можно настроить и через быстрое меню, вызываемое кнопкой i.
Настройка баланса белого с помощью кнопки Fn1
В современных камерах некоторые предустановки имеют несколько вариантов. Скажем, настройка «Флуоресцентные лампы». Действительно, в мире много ламп с разной цветовой температурой — от белых домашних до зеленоватых офисных.
В этом случае лучше сделать тестовые кадры с разными вариантами предустановки «Флуоресцентные лампы» и выяснить, какой из них работает лучше. По нашему опыту, для современных ламп чаще всего подходит предустановка №4, можно отталкиваться от неё.
Тонкая настройка баланса белого. На многих камерах Nikon есть опция тонкой корректировки для каждой предустановки баланса белого.
Меню тонкой настройки баланса белого следует трогать только в том случае, если вы уверены в своих действиях и знаете, какой эффект хотите получить. В противном случае проверьте, не сдвинули ли вы курсор из середины этого цветного квадрата. Если он сдвинут, верните его в центр.
Пользуйтесь сдвигом баланса белого только осознанно: к примеру, чтобы слегка тонировать кадр.
Предустановка баланса белого «Лампы накаливания» применяется и при съёмке ночного города, чтобы городская иллюминация на фото не была чрезмерно жёлтой.
Какие должны быть цвета на фотографии? Как в жизни? Или важен творческий подход?
Все направления фотографии можно разделить на две большие категории: техническую и творческую. В технической фотографии важно полное соответствие объектов на изображении их реальным прототипам. К таким жанрам относятся каталожная съёмка, репродукция, научная и отчасти интерьерная фотография.
В творческой фотографии всё несколько иначе. Не все видели произведения таких классиков цветной фотографии, как Стив Маккарри и Энни Лейбовиц. Но все смотрели кино. Пересмотрите свои любимые фильмы, и вы увидите, как их создатели творчески работают с цветом. Простейший пример: чтобы передать атмосферу холода, картинка тонируется в голубоватые «холодные» оттенки, а жаркие страны показываются с «жёлтым» тонированием.
Разумеется, с любым приёмом можно перестараться, тогда он превратится в китч. Фотографу важно выработать собственный творческий стиль.
За Полярным кругом осенью почти вся растительность приобретает желтоватые, красноватые оттенки. Чтобы подчеркнуть осеннюю атмосферу Заполярья, баланс белого немного смещён в сторону тёплых оттенков.
Настройка баланса белого по цветовой температуре и лайфхак с режимом LiveView
Как моментально и точно настроить цветопередачу? Достаточно иметь в камере опцию настройки баланса белого по цветовой температуре (в Кельвинах). Если у вас зеркальная камера, активируйте режим LiveView. А на беззеркалке вы всегда видите те цвета, которые получатся на фотографии.
Сочетание естественного света и городских огней — сложная ситуация. Чтобы точно настроить цветопередачу, была использована настройка баланса белого по Кельвинам.
Итак, активируем опцию баланса белого по Кельвинам (она обозначается иконкой К): зажимаем кнопку WB на корпусе камеры и крутим заднее колёсико до появления буквы К на дисплее, далее, не отпуская кнопку WB, начинаем крутить колесо, находящееся под указательным пальцем — начнёт меняться выбранное значение в Кельвинах, а на дисплее будет видно, как меняется при этом цветопередача. Остановитесь на том значении, которое кажется вам подходящим.
Выбор цветовой температуры на камере Nikon Z 5
А ещё настройка в Кельвинах полезна, когда вы точно знаете цветовую температуру источников света, с которыми работаете. Её часто пишут даже на бытовых лампах.
Ручная настройка баланса белого в камере по эталону
Во многих продвинутых фотоаппаратах можно настроить баланс белого вручную. Это удобно при съёмке в студии, когда мы полностью контролируем освещение.
Для настройки нам понадобится эталон — серая карта. Это такая пластина идеально серого цвета. По ней камера сможет отстроить остальные цвета. Серую карту можно найти в фотомагазине. Хорошие модели будут стоить значительных денег (подойдут для технической, репродукционной съёмки). Дешёвые не обеспечат высокой точности измерений, но их достаточно для любительских задач.
Серая карта в композиции
Иногда для настройки по эталону используют лист офисной бумаги. Но при таком сценарии настройка не будет идеально точной.
В разных камерах настройка баланса белого по эталону устроена по-разному. Ознакомьтесь с инструкцией к своей камере, чтобы узнать точный алгоритм. Мы же расскажем о варианте, работающем на камерах Nikon Z. Он позволит провести точную настройку, не заходя в основное меню камеры.
Расположим серую карту ровно в том месте и под тем освещением, где планируется съёмка. Наведём объектив камеры на неё. Важно, чтобы карта занимала почти 100% кадра, так измерения будут корректнее. Необязательно точно фокусироваться — кадр может быть нерезким. Если аппарат не может сфокусироваться на карте, автофокус можно отключить, но не забудьте после съёмки серой карты включить его обратно.
Выбираем ручную настройку баланса белого PRE, ждём одну секунду.
Появляется рамка. В ней будет проходить измерение баланса белого. Для измерения нажимаем кнопку ОК на камере или соответствующую иконку на сенсорном дисплее.
Теперь с помощью кнопки Fn1 выберем пункт PRE. Камера позволяет сохранить до 9 разных пресетов ручной настройки баланса белого. Покрутив колесо под указательным пальцем, можно выбрать ячейку памяти от 1 до 9 и сохранить в ней измерения. После выбора PRE удерживаем кнопку Fn1 до появления жёлтой рамки для измерения баланса белого по серой карте. Нажимаем сенсорную кнопку «Измерить» — измерения будут проведены и сохранены.
Теперь баланс белого настроен именно для тех условий освещения, в которых была снята серая карта. Если в освещении что-то изменится, процедуру придётся повторить. Поэтому профессиональные фотографы редко пользуются ручной настройкой баланса белого в камере. Снимая в RAW, эту процедуру можно отложить напоследок и добиться ещё более высоких результатов.
Какие ещё настройки влияют на цветопередачу? Picture Control
Камера сильно обрабатывает фотографии после съёмки — без этого этапа немыслимо получение цифрового изображения. Улучшаются контраст, цвет, устраняются искажения объектива. Но иногда излишняя внутрикамерная обработка может помешать корректной цветопередаче. И здесь следует присмотреться к профилям Picture Control. Это специальные пресеты, которые помогают в режиме реального времени, сразу после съёмки обрабатывать снимки. Выбираем, к примеру, пресет Vivid — и вот уже цвета более насыщенные! Но если наша цель не выразительность, а точность цветопередачи, следует использовать Standard или Neutral.
Когда настройка баланса белого не поможет? Паразитные источники света
А что получится, если на объект будут светить разные источники освещения с разной цветовой температурой? Иногда это можно использовать как художественный приём. Мы так обыграли старинный фонарь, светящий тёплым светом. Но чаще источники с другой цветовой температурой становятся проблемой. Из-за них одна часть снимаемого объекта может стать голубоватой, а другая часть — желтоватой. И при обработке это невозможно исправить. Правильной установки для баланса белого в таком случае не существует.
Паразитный источник света холодных оттенков слева
Если ваша задача — получить качественную цветопередачу, избавляйтесь от паразитных источников света. Их можно выключить, чем-то заслонить, отойти снимать от них подальше. Кстати, именно из-за опасности получить паразитную засветку в студиях с импульсным светом стараются выключить всё постороннее освещение, закрыть наглухо окна, работать в полумраке.
Лучше всего снимать при источниках освещения одного типа, одной цветовой температуры. В домашних условиях не стоит комбинировать свет от окна со светом от ламп. А в люстре лучше использовались лампы с одинаковой цветовой температурой.
Баланс белого и формат RAW. Работаем по-взрослому
Вряд ли можно представить ситуацию, когда профессиональный предметный, рекламный или интерьерный фотограф снимает только в формате JPEG. Для серьёзной работы всегда должно быть пространство для манёвра. Разумеется, такие съёмки ведутся в формате RAW: в нём без потери качества можно менять баланс белого и настраивать цветопередачу уже после съёмки на большом экране.
Отредактированный в формате RAW снимок. Изменение баланса белого произошло без потери качества.
Как работать с балансом белого в RAW? Любой RAW-конвертер позволит установить цветовую температуру или выбрать уже знакомые нам предустановки типа «Солнечно», «Облачно» или «По вспышке».
Попытка исправить баланс белого для снимка в JPEG привела к полному нарушению цветопередачи.
Отредактированный в формате RAW снимок. Изменение баланса белого произошло без потери качества.
При съёмке в RAW достаточно базовых настроек баланса белого — можно выбрать одну из предустановок, чтобы на дисплее камеры кадры выглядели адекватно. Сюжет, освещение, композиция, экспозиция — эти слагаемые кадра сложно подправить в фоторедакторе, а вот работу с цветом можно оставить на этап проявки RAW.
Методика работы с серой картой при съёмке в RAW
Как добиться идеальной цветопередачи при съёмке в RAW? Здесь нам опять пригодится серая карта.
Начинаем работу с серой картой только после установки световой схемы. Фотографируем серую карту в том месте, где будут стоять объекты, в формате RAW. Далее убираем серую карту и продолжаем снимать. После 30–50 кадров рекомендуется ещё раз сделать снимок с серой картой, ведь осветительные приборы могли нагреться и немного поменять свою цветовую температуру (так бывает с недорогими студийными вспышками).
Важно! Переставили прибор? Добавили отражатель? Изменили мощность прибора? Снимите кадр с серой картой для точной цветопередачи.
Функция «Пипетка баланса белого» в Adobe Lightroom. Щёлкаем по иконке, затем по серой карте.
После этого выделяем кадр с серой картой и все снимки, на которые нужно перенести эту настройку баланса белого, нажимаем кнопку «Синхронизировать». В открывшемся окне выделяем пункт «Баланс белого». Готово, теперь на всех кадрах правильные цвета!
То же касается и съёмок с естественным светом от окна или на улице. Делайте снимки с серой картой каждые 5 минут, при переходе с локации на локацию, при смене освещения с солнечного на облачное. В таком случае у вас будет достаточно фотографий, по которым вы сможете настроить цвет.
Загружаем серию кадров в RAW-конвертер. Выбираем кадр с серой картой, находим в настройках баланса белого инструмент «Пипетка». Теперь тыкаем «пипеткой» по серой карте. Всё, на этом кадре баланс белого настроен! Осталось перенести настройки этого файла на все кадры серии: выделяем их и нажимаем кнопку «Синхронизировать настройки».
NIKON D850 / 14-24 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 64, F10, 1/20 с, 20.0 мм экв.
Если вы занимаетесь цветной фотографией, вам точно понадобится разобраться с настройкой баланса белого. Как и во всех остальных нюансах фотографии, здесь важна практика, тренировка. Пробуйте, совершайте ошибки и учитесь на них! Только так вы сможете выйти на новый уровень в своём творчестве.