Кто имеет право разрабатывать проектную документацию
Проектная документация делает процесс согласований проще для обеих сторон. Вы сэкономите свое время на объяснении терминов, а клиенту не нужно будет вычитывать десятки страниц ТЗ. Визуализация на этапе согласования помогает:
- cнизить риски в ходе самого проекта. Когда веб-разработка уже будет в активной стадии, вам нужно будет пройти еще несколько этапов утверждения. Если на стадии обсуждения вы придете с заказчиком к консенсусу, то вероятность того, что все придется переделывать в середине работы будет сведена к минимуму;
- упростить и декомпозировать комплексные задачи. Управление проектом с помощью фасилитации — одно из ключевых преимуществ проектной документации. Результат становится наглядным, поэтому и согласование с клиентом проходит легче и команда более четко понимает стоящие перед ней задачи и ожидаемый итог работы;
- выстроить нормальные отношения с клиентом. Уровень взаимопонимания с заказчиком напрямую влияет на успешность вашего проекта, скорость и качество его реализации. Общение на равных за счет упрощения и визуализации поможет вам на следующих этапах разработки быть более мобильными в принятии решений и одновременно даст больше возможностей для дополнительных продаж, так как вы будете лучше понимать, что именно необходимо для функционирования ресурса.
С чего начать составление проектной документации
Перед тем как приступать к созданию проектной документации и разработке первых вайрфреймов, изучите рынок. Даже если это напрямую не прописано в договоре с клиентом, сделайте базовый ресерч по основным конкурентам: как работает интерфейс, какие страницы есть, как расположено меню. Выпишите опции и функционал, которого нет у вашего заказчика. Обсудите их вместе, акцентируя внимание на следующих аспектах:
1. Хочет ли клиент добавить на сайт такую же функцию?
Всегда помните, что заказчик не должен быть силен в технических терминах. Ваша задача на данном этапе — объяснить ему, какую задачу с точки зрения бизнеса решает каждый функциональный модуль, который есть на сайте у конкурентов.
2. Нужна ли бизнесу клиента данная функция?
Поговорите с клиентом о его ожиданиях от изменений сайта: нужен ли этот функциональный модуль с точки зрения продаж, улучшит ли он качество сервиса, соответствует ли набору доступных услуг? Например, если у вашего заказчика интернет-магазин, где доставка осуществляется только через курьерскую службу, то ему точно не нужен модуль с вариантами выбора пунктов самовывоза на карте. Даже если он есть у всех конкурентов.
3. Насколько сильно добавление этой функции повлияет на смету и сроки проекта?
Еще на этапе обсуждения дополнительного функционала расскажите клиенту о том, как это может повлиять на ход проекта. Например, если заказчик хочет сделать личный кабинет, как у конкурентов, объясните, что бюджет на реализацию этого блока может быть больше, чем сумма всего проекта на текущий момент, а сроки увеличатся в несколько раз.
Не забудьте проверить на прочность и текущий сайт вашего заказчика. Мы для этого часто привлекаем асессоров, то есть людей, которые тестируют сайт по нашей просьбе. Если будете делать такой вариант аудита, внимательно отнеситесь к подбору людей. Если это интернет-магазин женской косметики, нужно искать именно тех, кто будет его целевой аудиторией.
Разработайте для них анкету или опросник, которую они должны будут заполнить после использования ресурса. Это позволит выявить баги, слабые стороны, недостающие функциональные модули. Проанализируйте полученные данные и сформируйте из них интуитивно понятную схему, которая станет частью проектной документации.
Схематичная визуализация результатов асессорского аудита
Кто входит в команду разработки проектной документации
За разработку проектной документации отвечает проектный менеджер. Он есть на любом проекте вне зависимости от специализации продукта клиента или масштаба задачи. Проектный менеджер выступает как контролирующий орган, а именно:
- Ведет всю коммуникацию с клиентом. Даже если вы привлекаете других специалистов для разработки проектной документации, постарайтесь сделать так, чтобы напрямую с заказчиком общался только кто-то один. Так клиенту не придется запоминать несколько имен, дублировать информацию и объяснять свои пожелания по нескольку раз. Проектный менеджер коммуницирует с клиентом, записывает ключевые идеи и передает их своей команде.
- Контролирует деятельность сотрудников, работающих над проектом.Проектный менеджер отвечает за то, чтобы все было сделано в срок, все комментарии отработаны, а обратная связь отправлена. В его задачи входит и мониторинг деятельности команды: он выстраивает коммуникацию между специалистами, следит за всеми чатами, отвечает на любые вопросы.
- Согласовывает все этапы работ. Все специалисты отправляют свои наработки сначала проектному менеджеру, он вносит правки и только после этого отправляет макеты на согласование клиенту.
На сложных проектах еще на этапе первичных согласований к проектному менеджеру подключаются бизнес-аналитик и дизайнер. Бизнес-аналитики начинают свою работу с изучения рынка и анализа текущей ситуации по проекту.
Имейте в виду, что если для визуализации вам нужны только схемы, то не обязательно привлекать дизайнера. Достаточно выбрать интуитивно понятное приложение, где сам аналитик сможет отрисовать простейшие макеты и указать взаимосвязи между объектами. Мы пользуемся общеизвестной платформой Figma для комплексных проектов и Miro, если основная часть работ — простые схематичные изображения.
Например, на этапе разработки проектной документации всегда создается структура сайта — это ключевой момент при согласовании с клиентом. По факту это выглядит как детализированная схема с комментариями или прототипами отдельных элементов. С таким вариантом обычно может справиться бизнес-аналитик самостоятельно.
Визуализация структуры сайта
Подключите дизайнера, если вы планируете разработать прототипы или визуальную концепцию. В таком случае важно будет не только показать взаимосвязи, но и определить общую дизайн-концепцию, показать, как будет выглядеть проект в итоге. Мы мыслим образами, поэтому здесь внешний вид будет играть ключевую роль. Даже если вы не сразу согласуете функциональные модули с красивыми и аккуратно оформленными прототипами, процесс обсуждения будет идти легче и комфортнее.
За время своей работы с таким подходом, мы поняли, что клиент больше всего ценит, когда уважают его время и ресурсы. Он делает свое дело: развивает бизнес, занимается предпринимательством. И ему просто нужен качественный ресурс для реализации своих идей.
Ваша задача — помочь ему в достижении его цели, а не продемонстрировать экспертизу по всем аспектам веб-разработки. Постарайтесь понять глубинную боль заказчика, будь то нелояльные клиенты, низкая конверсия или непрогнозируемые риски. Если вы увидите и предложите решения этих проблем, то в скором времени заказчик станет вашим союзником и партнером.
Разработка проектной документации
Любое строительство включает в себя разработку проектной документации. Физическое лицо или организация должна обратиться в уполномоченный орган для получения плана будущих мероприятий. От того, как грамотно будет составлен данный план, зависит безопасность и надежность сооружения. Проектная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости; документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства и инженерных коммуникаций[1].
Содержание и объём проектной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет[2].
Что представляет собой проектная документация?
Проектная документация – это документы, содержащие текстовые и графические материалы, которые определяют конструкционные, инженерные и технические решения, архитектурные, необходимые для выполнения строительных работ и реконструкции зданий. [8]
Разработка проектной документации для строительства осуществляется компаниями, которые имеют специальные лицензии, обратившись к подрядчику обязательно проверьте у него наличие лицензии!
Цель проектной документации?
Полностью исключить ошибки во время строительства, обеспечить рациональное управление инженерных систем. При этом, законодательство обязывает произвести разработку проектной документации для строительства. Цель — предотвратить строительство зданий, эксплуатация которых будет нарушать права физических и юридических лиц. Или же не соответствуют строгим требованиям конструктивной надежности.
Проведение проектной документации регламентируется градостроительным кодексом Российской Федерации в статье 49, пункте 1 [3] и Федеральным законом номер 337[4].
Разработка проектной документации – состав
Согласно данным постановления РФ номер 87 16.02.2008 [5] с внесенными изменениями от 17.09.2017 в состав проектной документации входит:
- раздел 1 (ПЗ) «Пояснительная записка»;
- раздел 2 (ПЗУ) «Схема планировочной организации земельного участка»;
- раздел 3 (АР) «Архитектурные решения»;
- раздел 4 (КР) «Конструктивные и объёмно-планировочные решения»;
- раздел 5 (ИОС) «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»:
- подраздел (ИОС1) «Система электроснабжения»;
- подраздел (ИОС2) «Система водоснабжения»;
- подраздел (ИОС3) «Система водоотведения»;
- подраздел (ИОС4) «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
- подраздел (ИОС5) «Сети связи»;
- подраздел (ИОС6) «Система газоснабжения»;
- подраздел (ИОС7) «Технологические решения»;
- раздел 6 (ПОС) «Проект организации строительства»;
- раздел 7 (ПОД) «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (при необходимости сноса или демонтажа);
- раздел 8 (ООС) «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;
- раздел 9 (ПБ) «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
- раздел 10 (ОДИ) «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»;
- раздел 10.1 (ЭЭ) «Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащённости зданий, строений, сооружений приборами учёта используемых энергетических ресурсов»;
- раздел 11 (СМ) «Смета на строительство объектов капитального строительства»;
- раздел 12 (ГОЧС) «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
Строительство для жизни – малоэтажное частное строительство
Строительные компании предоставляют комплексные услуги по проектированию, архитектуре и возведению домов премиального уровня под ключ. Процесс включает в себя:
- Разработку индивидуального проекта;
- Проведение работ соответствующим европейским стандартам качества;
- Использование современных технологических процессов при создании проекта и строительстве объекта;
- Круглосуточный контроль строительных работ;
- Индивидуальная сервисная программа обслуживания построенного объекта.
Малоэтажное частное строительство включает в себя объекты премиум-класса – усадьбы, частные дома, коттеджи, гостевые постройки, резиденции, виллы и другие.
Выбор строительства «под ключ» — когда одна компания выполняет все виды работ от проектирования, архитектуры, защиты документации в гос. органах, строительства, контроля качества. До обслуживания и озеленения объекта, создания ландшафтного дизайна на строительном участке.
Малоэтажное частное строительство осуществляется с применением современных материалов – из кирпича, поризованного и керамического блока. Преимуществами таких материалов являются:
- высокий уровень прочности по сравнению с другими материалами – деревом;
- длительный срок эксплуатации зданий сроком свыше 150 лет;
- безопасность – кирпич не воспламеняется;
- комфорт – кирпич является одним из лучших звукоизоляционных материалов.
Малоэтажное частное строительство включает в себя:
- Оценка геологии грунта;
- проведение земляных работ и возведение фундамента;
- подводка и разводка инженерных коммуникаций;
- возведение стен и перекрытий;
- обустройство крыши;
- установка фурнитуры окон и дверей;
- проведение внешних отделочных работ.
Строительство для бизнеса – возведение коммерческих и промышленных объектов
К объектам коммерческой недвижимости относят, торговые центры, гостиничные комплексы, автомобильные салоны, промышленные объекты – цеха, заводы и складские помещение, бизнес-центры, “Моллы”, бизнес кварталы, медицинские учреждения, здания банков и др. В проектировании таких объектов используется более сложная структура организационной работы. Привлекаются высококачественные специалисты в данной области обладающие определенными навыками проектирования и строительства подобных объектов.
Компания предоставляющая данный спектр услуг, должна четко понимать организацию строительства подобных объектов, быть участником СРО (саморегулируемой организации), уметь разрабатывать проекты коммерческих зданий определенного уровня сложности. Уметь собирать разрешительные документы, чертежи, фасады. Создавать эскизные проекты, проводить подробные сметные расчеты.
Как выполняется процесс разработки проектной документации?
Разработка проектной документации для строительства – это сложный комплекс мероприятий, которые направлены на оптимизацию строительных работ. Процесс разработки проектной документации включает в себя следующее:
- Изучаются результаты геологических исследований.
- На основе этого создается эскизный проект.
- На основе анализа эскизного проекта разрабатываются чертежи, разрезы, схемы кровли и многое другое.
- Выполняется подготовка плана инженерных сетей и благоустройства.
- Рассчитывается смета и предварительный план закупки материалов.
- Описываются технические условия: рытье котлованов, возведение стен, сварочные работы и многое другое.
- Документация передается для экспертного анализа с дальнейшей выдачей заключения. Процесс является трудозатратным по времени. Экспертизу выполняют государственные органы.
Окончательный этап – оформление пояснительных записок для строительной компании. Они необходимы для облегчения процесса строительства, а также для защиты от ошибок во время строительных работ.
Проектная документация может быть представлена в сокращенном составе (если будет отсутствовать необходимость осуществления экспертизы): пояснительная записка, схема организации земельного участка в виде плана, архитектурные решения, ПОС – проектная документация для организации строительных работ.
Проектная документация для возведения частного дома, небольшой постройки в виде бани, гаража включает в себя минимальное количество документов – ПЗУ, архитектурные решения, КР (конструкционные и планировочные решения), сметные документы.
Раздел «Схема планировочной организации земельного участка» включает в себя характеристику такого объекта, обоснование границ, планировку земляных масс, ситуационный план, решение по обустройству территории.
Раздел «Архитектурные решения» включает описание объекта, решений по отделочным работам, архитектурных решений, изображение фасада в цвете, планировку объектов по этажам.
Раздел «КР – конструкционные и планировочные решения» включает указание данных климата, геодезии, геологии, гидрологии на объекте, описание грунта и его свойств, схематические данные, принятые во время расчетов. Также включает в себя все планы – перекрытий, крыши, покрытий, схемы каркасных конструкций, планы по этажам с детальным указанием данных по размерам. Дополнительно указываются спецификации, сечение фундамента.
Какие виды экспертизы проектной документации?
Проектная документация должна пройти проверку в специальных уполномоченных инстанциях для того, чтобы установить факт соответствия строгим требованиям законодательной базы и многим другим. На данный момент времени известно несколько вариантов прохождения экспертного анализа – государственными органами или же частными лицами.
Необходимо детальным образом ознакомиться с каждым из случаев.
Государственная экспертиза
Установлены объекты, для которых осуществление государственной экспертизы – необходимость, а не выбор. К ним относят следующее:
- Объекты, которые участвуют в создании обороноспособности, а также безопасности.
- Объекты культурного наследия, которые имеют государственное значение.
- Здания, которые располагаются в территориальных или внутренних водах.
- Объекты особой сложности.
- Здания, которые являются опасными и имеют государственную тайну.
Еще одной категорией объектов, которые должны проходить государственный экспертный анализ, являются те, которые размещены в экономической зоне. Во время процедуры экспертного анализа выполняется оценка соответствия проектной документации нормативным требованиям технического регламента и многим другим.
Компания ООО «БраерСтрой» предлагает комплекс строительных услуг по Разработке проектной документации, защите в экспертизе, авторскому надзору, разработке ландшафтного дизайна, благоустройству территории, реконструкции и реставрации зданий, комплексной поставке материалов, строительству.
Негосударственная экспертиза
В случае, если объект не относится к вышеуказанному перечню, то разрешается осуществить именно «частную» экспертизу проекта. При этом всем, конечная цель этого мероприятия ни в коем случае не меняется. Также требуется определить соблюдение установленных требований, правил, которые бы гарантировали надежность и безопасность объекта для лиц.
Осуществление экспертного анализа от частных лиц выполняется таким образом:
- Застройщик должен предварительно сформировать заявление и приложить документ – техническая документация, задание на оформление проектной документации).
- Необходимо прийти к консенсусу и составить договор относительно заказчика и исполнителя. В договоре обязательно должны быть прописаны требования касательно каждой из сторон.
Проведение экспертного анализа от частных компаний включает в себя следующее:
- Проверяется соответствие техническим условиям, требованиям, стандартам в строительной отрасли проекта.
- Заявитель информируется о имеющихся недостатках и исправляет их.
- В случае доработки проекта проводится повторный анализ.
- Выдается заключение – окончательный этап.
Осуществление экспертизы – как от государственных органов, так и от частных исключает вероятность получения претензий со стороны законодательства и лишних трат. Только для того, чтобы получить успех в этом нелегком деле, потребуется правильно подойти к выбору частной организации.
После завершения экспертного анализа, клиент получает проектную документацию. Она тщательно проверена, доработана и полностью соответствует строгим требованиям, критериям, Градостроительного кодекса РФ, техническому регламенту и правилам в строительной отрасли.
Далее приступаем к выполнению строительных работ. Частный экспертный анализ или государственный – это процедуры, которые ничем не отличаются по уровню юридической силы. Частный экспертный анализ имеет одно преимущество – можно выбирать исполнителя, сэкономить. Только нужно правильно подобрать соответствующую компанию, чтобы не «попасть в просак».
Этапы заказа государственной экспертизы проектных документов
Для того, чтобы провести частную экспертизу, достаточно всего лишь найти специализированную компанию, составить договор и получить специальное разрешение. Оценка стоимости работ и сроки выполнения – строго в индивидуальном порядке. Государственная экспертиза проекта может выполняться и посредством.
Причем, на выполнение подобной государственной экспертизы проектной документации может влиять большое количество факторов, например, тип объекта:
- если это объекты капитального строительства или типовые, то этот срок составляет 30 дней.
- если это другие сооружения, которые не являются к нестандартным – то около 45 дней.
- если это нестандартные объекты, то в таком случае срок составляет около 60 дней.
Чтобы получить услугу государственной экспертизы проектной документации, потребуется предоставить определенный пакет документов – заявление, сам проект, ТЗ на составление проекта и инженерные изыскания, копия саморегулируемых организаций о допуске фирмы к оформлению проектной документации, документы, которые подтверждают полномочия.
В каких случаях требуется повторно провести экспертизу и когда ее не нужно производить?
Иногда может возникнуть необходимость в выполнении повторной процедуры экспертизы.
- Если было получено отрицательное заключение по проектному документу. В таком случае повторный экспертный анализ выполняется для получения положительного заключения и одобрения с целью запуска строительства. Ведь что важно заказчику? Чтобы изменения и исправления были выполнены в кратчайшие сроки в соответствии с требованиями.
- Если были внесены серьезные правки в проектной документации. Например, повторный экспертный анализ может потребоваться в том случае, если были добавлены разделы, внесены правки, изменение дополнений.
- Важно помнить, что на основе Градостроительного кодекса РФ в статье 49 имеются исключения, которые не принуждают к выполнению повторного экспертного анализа. К их числу относят следующее:
- Если проект был откорректирован и была пройдена проверка в вышестоящих инстанциях.
- Если изменения, которые были внесены в проектной документации, не влияют на конструктивные компоненты или другие важные технические характеристики объекта.
- Если изменение проектной документации не ведет за собой изменение состава сметы на реализацию процедуры строительства объекта.
Повторный экспертный анализ требуется только в том случае, если были внесены серьезные правки. Повторная проверка может проводиться на добровольной основе только в том случае, если были внесены изменения, а если же были замечены ошибки и создано негативное заключение, то этот характер повторной экспертизы – принудительный.
В случае, если будет получен отказ от проведения повторного экспертного анализа, строительные работы не могут быть начаты, разрешение не будет получено.
В законодательной базе не указано строгое ограничение по выполнению повторного экспертного анализа. В случае осуществления такой процедуры будут учтены правила проведения первичной государственной экспертизы. Во время проверки будет оценен раздел проекта, где были внесены изменения, а также уровень совместимости обновленных данных с другими документами и проверка на правильность.
Чтобы произвести повторный экспертный анализ, нужно будет получить документы, указанные в ПП номер 145 [9]. К ним относят заявление на оценку, проект, получивший положительный отклик ранее, само заключение, технические задание на внесение правок, справка.
Рассмотрение проектной документации может выполняться либо полным образом, либо частичным (исходя из строгих требований).
Какие требования предъявляются к проектной документации?
Чтобы минимизировать риск возникновения ошибок и будущей повторной экспертизы, необходимо тщательно разработать проектную документацию. Причем, это относится не только к технической части, но и к визуальному оформлению. В любом случае разработка проектной документации для строительства – это сложный процесс.
К общему регламенту оформления документации относят следующее:
- На «главном» листе указывают наименование проекта, разработчиков проектной документации, заказчика, адрес и дату разработки проекта. Также устанавливаются дополнительные метки о согласовании.
- Из разделов формируется оглавление.
- Каждый проект имеет приложения, где указывается список ключевых словосочетаний, данные о количественном содержании проектной документации, таблицы и дополнительную информацию. Также прилагается смета.
- Источники указываются в виде специального приложения к проектной документации в текстовом формате. Подразделяются на два типа – опубликованные и, соответственно, неопубликованные.
- На чертежах и других идентичных элементах в правом нижнем углу расположен штамп содержащий всю необходимую информацию (логотип компании, название раздела, ответственные исполнители и др.). Обозначения схем и других графических компонентов указываются на специальном листе. Обозначение таких элементов осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальной документации.
- При составлении документации в бумажном варианте, она прошивается и дополнительно нумеруются.
В случае, если проектная документация была составлена в бумажном варианте, то она дополнительно должна быть прошита и пронумерована арабскими цифрами (вместе с заглавной страницей).
Если же проектная документация была разработана в электронном виде, то она дополнительно должна быть заверена специальной электронной цифровой подписью. Она идентична ручной подписи в случае бумажного вида. Чтобы получить электронную цифровую подпись, потребуется обратиться в специализированное учреждение. Название документов, каталогов и другие данные должны быть идентичны с бумажной версией. Максимальное количество носителей не должно превышать 150.
Если были задействованы и указаны графические элементы, то они должны быть объединены в специальной папке. Документация, находящаяся в качестве прилагаемых к проектной документации, не требуют заверения подписью.
Запись на накопитель файлов заявки на экспертизу и сертификат электронной цифровой подписи не нуждаются в подписи.
Срок действия проектной документации
Если внимательным образом изучить законодательную базу и федеральные законы, то не найдется соответствующего пункта, который бы указывал точный срок действия проектной документации. Период использования такого вида документации формируется на основе следующего:
- Срок действия ГПЗУ и технических условий на подключение подготовленного здания к инженерным или техническим коммуникациям.
- Срок существования инженерно-топографического плана.
- Соответствует ли проектная документация техническим решениям, формирующим надежность и соответствие эксплуатационных параметров технического регламента.
Владельцы предприятия по окончании процедуры проверки документации, оценивают возможности применения и принимают решение — стоит ли применять устаревшие документы или модернизировать их.
Как выполняется хранение такого вида документации?
Конкретные требования, условия касательно процесса хранения проектной документации установлены в Федеральном Законе. Документация для хранения представляется в следующем виде:
- это оригинальные документы и сами копии, разработанные самостоятельным образом и отданы для выполнения хранения.
- это специальный разрешительный документ для внесения правок в документации.
- типовые бумаги.
В случае, если компания осуществляет прием бумаг для хранения не только бумажные экземпляры, но и в электронном, можно их изменять. Только для того, чтобы можно это было реализовать, нужно учесть следующее:
- Документация, предлагаемая для хранения в бумажном виде, может конвертироваться в электронный вид.
- В случае, если документы были напечатаны на компьютере, они должны быть созданы с учетом требования нормативной документации – ГОСТ 2.004.[6]
- Если документация была преобразована, потребуется указать ссылки после передачи.
- После того, как были поставлена электронная цифровая подпись и реквизиты, файлы разрешается преобразовать в цифровой вид документа.
- Разрешается преобразовывать электронный документ в бумажную форму с использованием компьютера (при условии наличия специальной подписи от инстанций).
- Если документ был преобразован, то наименование должно быть идентичным, не измененным.
После того, как документация была принята, органы осуществляют проверку на целостность (наличие необходимых листов), а в случае электронного варианта проверяется наличие специальной подписи. Внимательным образом изучается внешний вид документов, укомплектованность, правила оформления в соответствии с требованиями ГОСТ. Оригинальные документы для хранения обязаны соответствовать требованиям стандарта – 2.051.[7]
Регистрационные процедуры по приему документации осуществляются либо в ручном или же в автоматическом виде. Процесс регистрации включает в себя внесение сведений – название документации, количество листов, дата, источник, подпись и другие. В случае проведения ручной работы, данные сведения записываются в специальной книге. Если же в авторежиме, то в электронной версии. Это и есть основные правила и особенности хранения проектной документации.
Сроки оформления проектной документации
Потребуется для определения точного времени оценить факторы – отсутствие или наличие конкретных бумаг, скорость выполнения конкретной компании услуги, проведение экспертизы, нужно ли дорабатывать документацию или она готова полностью.
Срок составляет от 2 месяцев до 6. Вышеупомянутые факторы будут влиять на скорость выполнения услуги. Замедляющим фактором считается экспертиза.
Ее проведение выполняется сроком около 1-2 месяцев. Наибольшее количество времени задействуется для оформления проекта на нестандартные строительные объекты. Как итог, можно сделать следующие выводы касательно сроков экспертизы:
- Отсутствие или наличие подготовленного пакета проектной документации.
- Степень подготовленности процедуры проверки.
- Уровень качества кооперации работы относительно экспертов.
- Уремя на доработки.
Получается, что конкретные сроки напрямую варьируют от того, насколько тесно и качественно взаимодействует заказчик с исполнителем. Тем более тесная и оперативная связь, тем меньший срок потребуется для того, чтобы провести оформление проектной документации. Средний срок занимает от 3 до 6 месяцев.
Поэтому наилучшим решением проблемы будет обращение в узкоспециализированные компании, которые выполняют разработку проектной документации для строительства.
Для заказа такой услуги, для проведения строительных работ под ключ, для защиты в экспертизе, авторскому надзору рекомендуется обратиться в компанию ООО “БраерСтрой”. Специалисты дополнительно реализуют другие услуги — разработка ландшафтного дизайна, облагораживание территории, реконструкционные и реставрационные работы, закупка и поставка материалов. Работы будут выполнены в строгом соответствии с требованиями регламента, договором, пунктами Федеральных законов.
Кто имеет право разрабатывать проектную документацию
Ст. 48 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
ГрК РФ Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с частью 11.1 настоящей статьи, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не указанных в части 1.1 настоящей статьи, образуется из земель или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, подготовка проектной документации, рабочей документации для размещения указанных объектов капитального строительства до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, принятого в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Положения части 3 настоящей статьи не применяются в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Утратил силу с 1 июля 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7 — 10.1. Утратили силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 01.07.2021 N 276-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются:
1) решение о подготовке такой документации по планировке территории;
2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
11.2. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, проектная документация линейного объекта направляется на экспертизу проектной документации при наличии утвержденного проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта.
(часть 11.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
12. Состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(часть 12.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
(часть 12.2 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 01.05.2022 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.3. Сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(часть 12.3 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
12.4. Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 12.4 введена Федеральным законом от 06.12.2021 N 408-ФЗ)
О требованиях к проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений см. главу 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ.
13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом следующих особенностей:
1) подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства);
2) проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
3) содержащиеся в проектной документации решения и мероприятия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов);
4) проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса);
5) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статьей 30 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.
(часть 13 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму, за исключением объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 19.12.2022 N 541-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи.
(часть 15 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
(часть 15.1 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
15.2. Застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.
(часть 15.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
15.3. В случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с частью 3.11 статьи 49 настоящего Кодекса.
(часть 15.3 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
15.4. Внесение указанных в частях 15.2 и 15.3 настоящей статьи изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с настоящим Кодексом.
(часть 15.4 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
15.5. Оценка соответствия разделов проектной документации объекта капитального строительства, в том числе разделов проектной документации, подготовленных применительно к этапу строительства, реконструкции объекта капитального строительства, изменений в них, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации, до направления проектной документации на экспертизу проектной документации. Порядок такого экспертного сопровождения, в том числе порядок и сроки согласования указанных в настоящей части разделов проектной документации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если при проведении указанной в настоящей части оценки отсутствуют результаты инженерных изысканий, такая оценка может осуществляться одновременно с оценкой результатов инженерных изысканий, проводимой в соответствии с частью 6.1 статьи 47 настоящего Кодекса.
(часть 15.5 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 350-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Проектная документация
Что такое проектная документация и зачем она нужна?
Перед тем как проанализировать значение понятия «проектная документация», отметим, что мы рассматриваем определённую область деятельности, а именно: строительство зданий, сооружений и линейных объектов. Почему это важно уточнить? Зачастую проектную документацию называют проектом, но проект — более общее понятие, включающее в себя также, например, проекты перепланировки квартир/нежилых помещений, проекты колористических решений или другую документацию, которая к предмету данной статьи не имеет никакого отношения — она оформляются по-другому принципу и служит для совершенно иных целей. Итак, согласно градостроительному кодексу РФ (далее — ГрК), перед возведением/реконструкцией объекта капитального строительства или линейного объекта, выполняется архитектурно-строительное проектирование в виде подготовки проектной документации. Согласно п.2 статьи 48 ГpK, проектная документация представляет собой совокупность материалов в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства и реконструкции объектов различного назначения. Также определение проектной документации дано в ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства. Общие положения». Проектная документация необходима для:
- оценки соответствия вновь возводимого или реконструируемого объекта требованиям технических регламентов перед началом строительных работ при проведении государственной или негосударственной экспертизы. Обратите внимание — экспертиза обязана проверять документацию только на соответствие требованиям законодательства, и не обязана — заданию на проектирование (пожеланиям заказчика);
- оценки соответствия вновь возводимого или реконструируемого объекта заданию на проектирование (выполняется заказчиком);
- составления сметы для выделения денежных средств при строительстве/реконструкции объекта за счет бюджета;
- получения разрешения на строительство;
- согласования с прочими ведомствами, например, с автодором для присоединения объекта к дорожной сети;
- разработки рабочей документации для производства строительных и монтажных работ на основе согласованных в проектной документации решений;
- в соответствии с п.1 статьи 55 ГрК, при вводе в эксплуатацию объект оценивается на предмет соответствия проектной документации;
- эксплуатация здания осуществляется в соответствии с его разрешенным использованием (назначением), требованиями технических регламентов и проектной документацией (статья 55_24 ГрК).
Резюмируя вышесказанное, сделаем вывод, что проектная документация — документ установленного образца, содержащий описанные в достаточной для возможности согласования степени решения и содержащий определяющие характеристики объекта, в соответствии с которыми он будет эксплуатироваться до момента реконструкции. По проекту в большинстве случаев невозможно выполнить строительные работы, так как содержащихся в нём материалов оказывается недостаточно — он содержит лишь основные параметры и описание. Для детализации решений проектной документации разрабатывается рабочая документация, служащая руководством по монтажу.
Когда проектная документация не требуется?
На текущий момент, согласно статье 48 ГрК, разработка проектной документации требуется для всех объектов капитального строительства, кроме объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов. К объектам капитального строительства не относятся временные постройки — сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и которые можно переместить без изменения основных характеристик. Например, киоски, навесы и прочее. Безусловно, ПД для них разрабатывать также не нужно. Обратим внимание, что, если экспертиза проектной документации не требуется, это не значит, что её не нужно разрабатывать.
Кто имеет право разрабатывать проектную документацию?
В соответствии с п.4.5 статьи 48 ГрК, индивидуальный предприниматель или фирма — генеральный проектировщик, заключающий договор на разработку проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию объекта обязан быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. При этом разработка проектной документации осуществляется главными инженерами проектов и главными архитекторами проектов — специалистами по архитектурно-строительному проектированию. Указанные специалисты должны быть устроены в штат организации по основному месту работы. Кроме того, они должны быть внесены в национальный реестр НОПРИЗ, иметь профильное образование и стаж по профессии не менее трех лет, а также повышать квалификацию не реже, чем один раз в пять лет. Если договор на разработку ПД заключен не с застройщиком, тех.заказчиком или лицом ответственным зa эксплуатацию здания, например как субподряд, членство в CPO не требуется. Застройщик сам может разработать проектную документацию, при условии его вступления в члены СРО по архитектурно-строительному проектированию. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
Состав проектной документации
В соответствии с п.13 статьи 48 ГрК состав разделов проектной документации и требования к их содержанию для различных видов объектов определяет Правительство РФ. На данный момент такие требования содержит Постановление Правительства РФ N87 «O составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно указанному постановлению проектная документация состоит из двух частей: текстовой и графической. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов. Для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения в проектную документацию включаются следующие 12 разделов:
- Раздел 1 «Пояснительная записка»;
- Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»;
- Раздел 3 «Архитектурные решения»;
- Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»;
- Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;
- Подраздел «Система водоснабжения»;
- Подраздел «Система водоотведения»;
- Подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
- Подраздел «Сети связи»;
- Подраздел «Система газоснабжения»;
- Подраздел «Технологические решения»;
- Раздел 6 «Проект организации строительства»;
- Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;
- Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;
- Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»
- Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»;
- Раздел 10_1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;
- Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»;
- Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
Для линейных объектов (автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других подобных сооружений) в состав проектной документации включаются следующие 10 разделов:
- Раздел 1 «Пояснительная записка»;
- Раздел 2 «Проект полосы отвода»;
- Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»;
- Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;
- Раздел 5 «Проект организации строительства»;
- Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта»;
- Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды»;
- Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
- Раздел 9 «Смета на строительство».
Более подробно с требованиями к содержанию проектной документации Вы можете ознакомиться в постановлении правительства N87. Проектную документацию комплектуют по отдельным разделам и подразделам. Наименования и шифры разделов проектной документации приведены в таблицах А.1 и А.2 (приложение А) ГОСТ 21.1101-2013.
Шифры разделов проектной документации
- 1 ПЗ Пояснительная записка;
- 2 ПЗУ Схема планировочной организации земельного участка;
- 3 АР Архитектурные решения;
- 4 КР Конструктивные и объемно-планировочные решения;
- 5 ИОС Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятии, содержание технологических решений;
- 6 ПОС Проект организации строительства;
- 7 ПОД Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;
- 8 ООС Перечень мероприятий по охране окружающей среды;
- 9 ПБ Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- 10 ОДИ Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов;
- 10.1 ТБЭ Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства;
- 11 СМ Смета на строительство объектов капитального строительства;
- 11.1 ЗЗ Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- 12 Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе: ГОЧС Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму; ДПБ Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов; ДБГ Декларация безопасности гидротехнических сооружений.
А также иная документация, установленная законодательными актами Российской Федерации.
Обязательные и не обязательные разделы проектной документации
В п.7 Постановления Правительства №87 указано, что подготовка разделов «Смета на строительство», «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов» осуществляется в полном объеме только для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств. В ином случае необходимость разработки этих разделов и их содержание определяет заказчик в задании на проектирование. Все остальные разделы проектной документации являются обязательными и разрабатываются на каждый объект в любом случае. Тем не менее, необязательность выполнения разделов «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объектов приборами учета» зачастую не соответствует действительности. «ПОС» придётся разработать в силу ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которая приводит его в списке необходимых документов для получения разрешения на строительство. Кроме этого, наряду с ППМ987‚ перечень разделов проектной документации для объектов капитального строительства определяет п.12 статьи 48 ГрК, и единственный раздел, о котором сказано, что для не бюджетных объектов он может не разрабатываться — это Смета. Для ПОСа такого исключения нет. Соответственно, ПП №87 в части необязательности разработки данного раздела противоречит ГpK и не подлежит применению. К тому же, некомплектность документации сама по себе является самостоятельным безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объектов приборами учета» по факту также разрабатывается всегда. В соответствии с п.1 ч.2 ст.54 ГpK при осуществлении государственного строительного надзора (если он требуется) в предмет проверок входит соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства (или реконструкции) требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Также при вводе объекта в эксплуатацию в форме разрешения на ввод предусмотрено заполнение проектных и фактических показателей в отношении указанного раздела. Вывод: фактически, единственный раздел, который в составе проектной документации на внебюджетные объекты капитального строительства можно не разрабатывать — это смета.
Иная документация в составе проектной документации
Обратите внимание, что перечень разделов проектной документации является открытым, так как последним пунктом в нем фигурирует фраза «иная документация в случаях, установленных законодательством». Какая именно документация должна включаться в дополнение к основным разделам определяется категорией объекта. Например, при строительстве на территории или вблизи памятника культурного наследия действует Федеральный закон N 73-Ф3, который предусматривает необходимость разработки мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. Также к категории иной документации относится, например, раздел «Мероприятиях по борьбе с терроризмом», регламентированный Сводом Правил 132.13330.2011. Остальные разделы могут фигурировать в иных федеральных законах, в зависимости от типа объекта, на который разрабатывается документация. После введения в июле 2014 года ответственности за ненадлежащую эксплуатацию особую актуальность приобрел раздел «Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства», который также относится к категории «иные разделы проектной документации». Данный раздел обязательно разрабатывать в составе проектной документации на жилые дома, но мы рекомендуем включать его во все проекты. Объясним почему. Юридически ответственность за эксплуатацию лежит на собственнике объекта, но в дальнейшем он имеет право взыскать траты, которые вынужденно произвел в связи c ненадлежащей эксплуатацией. Поскольку объект эксплуатируется в соответствии с проектной документацией в том числе, теоретически возможно обвинить проектировщика в отсутствии указаний, например, на текущий ремонт, в связи с которым возникла ненадлежащая эксплуатация объекта.
Проектная документация для капитального ремонта
Согласно п.12_2 статьи 48 в случае проведения капитального ремонта подготовка полного комплекта проектной документации не требуется — необходимо лишь разработать отдельные разделы на основании задания на проектирование. Состав и содеражние разделов, соответственно, выбираются в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте. Подробнее об отнесении видов работ к капитальному ремонту или реконструкции можно прочитать в этой статье.
Исходные данные для разработки проектной документации
Исходные данные, предоставляемые проектной организации для начала работ по проектированию определены п.6 статьи 48 ГрК и включают в себя:
- 1) задание на проектирование застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации);
- 2) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
- 3) результаты инженерных изысканий;
- 4) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения);
По каким нормам разрабатывается проектная документация?
В Российской Федерации обязательные требования к любой продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, а также процессам их проектирования определяет техническое регулирование, соответственно подготовка проектной документации осуществляется на основе технических регламентов. Какие именно технические регламенты необходимо применять при проектировании объектов капитального строительства и линейных объектов, а также подробную информацию о принципах технического регулирования можно прочитать в этой статье. Как выполнить требования технических регламентов мы разъясняем здесь.
Разработка проектной документации по СТУ
В соответствии с п.5 ПП №87 если для объекта недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными документами, или такие требования вообще не установлены, проектирование должно осуществляться по утвержденным в установленном порядке специальным техническим условиям (СТУ). СТУ — это технические нормы, разработанные для конкретного объекта и содержащие дополнительные или отсутствующие технические требования по безопасности, описывающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа. Примером необходимости разработки проектной документации по СТУ является многоквартирный жилой дом, высотой более 75 метров, так как свод правил СП54.13130.2О11‚ регламентирующий проектирование и строительство многоквартирных жилых зданий, распространяется только на объекты высотой до 75 м. Получается, что для жилых домов с высотой, превышающей это значение, технические требования не установлены.
Подготовка проектной документации для отдельных этапов строительства
Согласно п.12_1 статьи 48 ГрК проектная документация может быть разработана для отдельных этапов строительства/ реконструкции объекта. Под этапом строительства понимается возведение одного из объектов капитального строительства или части этого объекта, если он может быть введен в эксплуатацию автономно от остальных объектов или их частей на данном земельном участке. При этом автономность (по конструктиву, сетям, планировочной структуре и т.д.) этапа строительства необходимо обосновать в проектной документации. Отметим, что подготовительные работы входят в понятие «осуществление строительства», поэтому производство таких работ без разрешения на строительство запрещено. По инициативе застройщика такие работы могут быть выделены в отдельный этап.